ТОП 10:

Эффективность деятельности кадров социальной работы



Процесс позитивных социальных изменений в области социальной рабо­ты неразрывно связан с эффективностью профессиональной деятельности ее субъектов.

Под эффективностьюобычно понимают характеристику результата це­ленаправленной деятельности человека, соотношение между фактически дос­тигнутыми и необходимыми результатами этой деятельности


Эффективность социальной работы - это способность системы соци­альной работы и каждого из ее элементов удовлетворять социальные потреб­ности населения.

Для оценки эффективности используется базовая информация о состоя­нии системы социальной работы, намеченных целях ее функционирования и полученных результатах. Инструментами для получения такой информации яв­ляются критерии эффективности социальной работы, содержащие количест­венные и качественные показатели. Единого подхода к определению структуры этих критериев не существует, так как с их помощью необходимо оценивать уровень достижения целей в каждой из многообразных и сложных ситуаций социальной работы. Основными критериями являются

качество и уровень деятельности различных учреждений социальной за­щиты;

результаты реализации социальных программ;

качество и уровень социального обслуживания разных категорий граж­дан;

степень удовлетворенности потребностей клиентов теми или иными услугами;

качество и уровень организации труда работников;

уровень квалификации персонала и т.д. (57. С.35-37; 73. С.350-351).

Следовательно, эффективность социальной работы в первую очередь за­висит от результатов деятельности кадров социальной работы- людей, вы­полняющих должностные задачи в системе органов и учреждений социальной работы и наделенных соответствующими полномочиями, правами и ответст­венностью.

Среди показателей эффективности деятельности конкретного субъекта социальной работы важное место занимает его удовлетворенность деятельно­стью, адекватная самооценка, создание условий для саморазвития. Анализ этой составляющей эффективности социальной работы возможен на следующих уровнях:


потребностно-мотивационном, когда выявляются взаимосвязанные мо­тивации субъекта (альтруистическая, профессиональная, материальная, моти­вация самореализации);

информационном, когда определяется соответствие знаний специалиста принятому стандарту;

компонентно-целевом, когда выявляется степень выполнения специали­стом своих функций;

структурно-функциональном, когда определяется эффективность кон­кретных действий специалиста, при соотнесении их с функциями социальной работы;

профессионально-важных качеств, когда выявляется наличие индивиду­альных свойств субъекта деятельности, достаточных для ее реализации в за­данном формате (96. С.77-80).

Большое значение для повышения эффективности труда специалистов имеет мотивация их деятельности. В содержательном смысле данного понятия мотивация - это процесс формирования у субъекта побудительных сил к дей­ствию под влиянием внутренних и внешних стимулов.

Задание

Дайте определение мотива деятельности, обратившись к разделу 1.1.

По мнению отечественных исследователей мотивации (Б.Генкин, В.Радаев, И.Гущина и др.), внутренняя мотивация связана с ценностями и самореализаци­ей человека, тогда как внешняя мотивация носит инструментальный характер (это условия труда, уровень заработной платы и т.д.). В социальной работе при этом выделяют материальную, организационную, социальную, информацион­ную внутреннюю и внешнюю мотивацию специалистов (67. С. 190).


Главным внутренним стимулом труда в социальной работе является жела­ние социальных работников приносить пользу своим клиентам и обществу в целом, осуществление которого выступает для специалиста в виде основной части личностного вознаграждения. Также к значимым внутренним стимулам относят возможность постоянного социального общения, самостоятельности в работе, признания со стороны окружающих людей, проявления инициативы и творчества и пр. (93. С.83).

Следовательно, наиболее существенный характер для социального работ­ника имеет социальная мотивация, основанная на внутренних стимулах дея­тельности. Однако следует отметить, что внешним стимулам, особенно с точки зрения материальной мотивации, значение которой немаловажно, в российской системе управления социальной работой уделяется недостаточное внимание, что составляет существенное препятствие для повышения эффективности соци­альной работы.

При оценке эффективности деятельности специалиста нужно учитывать объективные трудности, которые снижают уровень ее мотивации, а, соответст­венно, и результаты. Главной из них является незавершенность процесса осознания важности социальной работы для социального здоровья и бла­гополучия граждан в российском государстве и обществе.

Из названного обстоятельства вытекают все остальные факторы, препят­ствующие высокой эффективности социальной работы:

ведомственная ограниченность и разобщенность в организации деятель­ности;

низкий уровень оплаты труда специалистов и социальных работников среднего звена;

отсутствие рационально организованной поддержки общественных ини­циатив;

слабая разработанность и недостаточное использование на практике тео­ретических и методических подходов, нормативных и этических основ соци­альной работы.

Преодоление этих недостатков необходимо, прежде всего, в организаци-


онных структурах социальной работы на всех ее уровнях. Однако большой по­тенциал для повышения эффективности социальной работы заключен также в определении степени и путей оптимального развития профессиональной ком­петентности ее субъектов.

Профессиональная компетентностьсвидетельствует о наличии у спе­циалиста достаточных для эффективной практической деятельности знаний, умений, способностей и личностных свойств, которые приобретены или углуб­лены в процессе профессиональной подготовки и саморазвития.

Профессиональная компетентность складывается в течение процесса профессионального становления кадров социальной работы, характеризуя их профессионализм. Компетентность социального работника является много­функциональной и требует развития социального интеллекта, критического мышления, саморефлексии и т.д.

Эффективность деятельности специалистов по социальной работе, преж­де всего, связана с развитием уровня их культурной компетентности, значение которой растет под влиянием процессов глобализации. Она предусматривает способность человека жить, работать и постоянно самосовершенствоваться в современном мультикультурном обществе, где велика роль информационных и коммуникативных технологий, непрерывного образования, социальных разли­чий людей и социальных групп.

Культурная компетентность специалиста по социальной работе составля­ет основу его профессиональной компетентности и предполагает знание нацио­нальных, конфессиональных, возрастных, гендерных и иных особенностей и традиций клиента и оказание ему квалифицированной помощи с учетом куль­туры общества и личности.

В профессиональной компетентности специалиста социальной работы различают следующие элементы:

концептуальный — понимание теоретических основ своей профессии;

инструментальный - способность овладевать основными профессио­нальными навыками;

интегративный — способность связывать своими действиями теорию и практику социальной работы в единую систему;


контекстуальный - понимание географических, политических, культур­ных, социально-экономических условий своей деятельности;

адаптивный - умение предвидеть изменения в рамках профессии и под­готовиться к ним;

коммуникативный - умение строить эффективные межличностные отно­шения с клиентом и с другими специалистами.

В социальной работе применяют компетентностный подход, представ­ляющий собой междисциплинарное направление в исследовании компетентно­сти. В этом подходе компетентность прежде всего рассматривается как ком­плексный результат профессионального образования (26. С.87-89). В образова­тельном процессе данный подход используется для создания модели обучения социального работника как профессионала.

Прежде всего компетентностный подход дает возможность формирова­ния у обучающихся социальной работе ключевых компетентностей:в сфере самостоятельной познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, семейно-бытовой, культурно-досуговой деятельности. Все они спо­собствуют адекватной социальной адаптации человека в современном общест­ве.

Кроме того, на основе ряда критериев, таких как знания, опыт, эмоцио­нально-волевая регуляция, готовность к актуализации компетентности опреде­ляется овладение будущим специалистом по социальной работе специальны­ми компетентностями:

когнитивной, включающей умения рефлексии, саморегулирования, структурирования и приращения знаний и т.д.;

социальной, предполагающей наличие успешных социальных взаимодей­ствий, коммуникаций в различных сферах и с различными субъектами;

деятельностной, относящейся к эффективному решению профессио­нальных задач на основе владения инновационными и традиционными метода­ми и технологиями практики решения проблем.

Наличие специальных компетентностей указывает на становление спе­циалиста как личности и как профессионального работника, способного эффек-


тивно разрешать разнообразные проблемные ситуации человека и социальной группы.

Задание

Изобразите в виде схемы и объясните взаимосвязь между ключевыми и специальными компетентностями специалиста по социальной работе.

В практической деятельности социальные работники демонстрируют раз­личный уровень профессионализма. Американский исследователь профессио­нального статуса социальных работников и системы их обучения в России, Шерон Б.Тэмплэн, используя методы интервью и беседы, в 2000 г. выделила четыре группы субъектов социальной работы, для каждой из которых характе­рен определенный уровень профессионализма.

Во-первых, это традиционные студенты, обучающиеся в вузах на специ­альности «социальная работа». Хотя их число относительно невелико, в иссле­довании подчеркивается большое желание будущих специалистов по социаль­ной работе, овладев данной профессией, помогать людям, и потребность сту­дентов в профессиональном образовании и высокой квалификации.

Вторая группа представлена действующими практиками, зачастую с не­достаточным уровнем образования и профессионализма и с различным опытом деятельности в сфере социальной работы.

Третьей группой являются специалисты других профессий, избравшие, в силу различных причин, социальную работу в качестве сферы профессиональ­ной деятельности. Данная категория субъектов особенно нуждается в переква­лификации, росте профессионализации и повышении своего образовательного уровня.

Четвертая группа - это преподаватели дисциплин социальной работы, находящиеся на различных стадиях профессионализации и накапливающие собственный практический опыт обучающей деятельности в данной сфере (86. С.81-82).


В результате исследования выявлена тенденция, характерная для конца XX в. и связанная с недостаточным профессионализмом субъектов социальной работы. На современном этапе ее развития следует обозначить группы, уровень профессионализма которых значительно возрос: подготовленные в вузах и средних специальных учебных заведениях дипломированные специалисты по социальной работе и социальные работники, ученые, ведущие исследования в этой области, преподаватели дисциплин социальной работы, постоянно повы­шающие свою квалификацию и пр.

Эксперты констатируют тенденцию увеличения числа выпускников, уст­раивающихся на работу в социальную сферу (85. С.21). Однако они отмечают, что реальная ситуация с повышением уровня профессионализма в социальных учреждениях России изменяется достаточно медленно. Во многом это объясня­ется сложными и противоречивыми тенденциями, возникающими на стадии профессиональной подготовки специалистов с высшим социальным образова­нием в учебных заведениях.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.74.227 (0.006 с.)