Основные аспекты социальной работы как практической 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные аспекты социальной работы как практической



Деятельности

Понятие деятельности близко к понятию практики и может быть отделено от него лишь условно, когда необходимо противопоставить практику науке как теоретической деятельности человека. Соответственно этому, в системе соци­альной работы можно выделить две подсистемы: практическую, включающую в себя профессиональную и непрофессиональную социальную работу, и тео­ретическую - научное знание о социальной работе.

Теория социальной работы представляет собой область знаний о законо­мерностях организации и совершенствования социальной работы как практиче­ской деятельности. Практика социальной работы, прежде всего, является со­вместной деятельностью субъектов и объектов социальной работы по достиже­нию социального благополучия человека.

Профессиональная социальная работа связана с деятельностью служб и учреждений социальной защиты населения. Она, как и иные профессиональ­ные занятия, сформировалась на основе общественного разделения труда. Про­фессиональная деятельность представляет собой постоянный круг служебных обязанностей, выполнение которых основано на совокупности знаний, умений и навыков, полученных человеком в процессе обучения.

Непрофессиональная социальная работа включает в себя различные виды добровольной помощи и поддержки как образцы социальной практики. Благотворительность, попечительство, бескорыстное служение религиозного и светского характера во всех странах явились предпосылками для становления профессиональной социальной работы. Профессиональный и непрофессио­нальный уровни практики социальной работы - это постоянные компоненты социальной жизни современных обществ.

С одной стороны, практика социальной работы направлена на преодоле­ние личных, социальных, ситуативных трудностей. Одновременно, она предпо-


лагает осознание людьми, столкнувшимися с трудностями, их сути и значения, что создает предпосылки для разрешения связанных с ними социальных и ин­дивидуальных проблем. С этой точки зрения она является средством конструи­рования общества, объектом социального проектирования и моделирования.

Задание

Изучив Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотвори­тельных организациях», принятый 11.08.1995 г., определите сущность и цели благотворительности как основной формы непрофессиональной социальной работы.

Практическая деятельность в социальной работе нацелена как на разре­шение проблем клиента, так и на взаимодействие с различными службами, уч­реждениями, организациями, способствующими их решению. Вследствие ши­роты и разнообразия указанных проблем эта деятельность имеет интегратив-ный характер, т.е. требует применения комплекса средств и влияний с целью обеспечения уровня жизнедеятельности, определенного нормами данного об­щества. Она включает выявление проблем личности, группы, социального слоя; регулирование социальных отношений и приведение их в соответствие с требо­ваниями цивилизованного общества; создание условий, при которых объект деятельности сможет самостоятельно функционировать в социальной сфере; формирование ответственности, как личности, так и общества за социальное и индивидуальное развитие и т.д. Практическая социальная работа, таким обра­зом, затрагивает интересы различных слоев общества, его институтов, органи­заций и граждан.

Формы социальной деятельности дифференцированы: так, по критерию масштабности ее субъектов принято различать общественную, коллективную и индивидуальную деятельность, по способу выполнения - физическую и умст-


венную деятельность, а по сфере проявления - экономическую, политическую, духовную, экзистенциальную и социальную деятельность (45. С.23).

С точки зрения практики социальной работы, важно выделить социаль­ную деятельность по критерию взаимосвязи ее целей и средств. Соответствен­но, различают репродуктивную деятельность, которая направлена на дости­жение известной цели известными же средствами, и продуктивную деятель­ность, вырабатывающую новые цели и средства и выражающую собой соци­альное творчество. В современной России, где социальная работа является, с профессиональной точки зрения, инновационным видом деятельности, возник­шим лишь 15 лет назад, особую важность представляет ее продуктивный ра­курс. Это не исключает важности репродуктивной деятельности, в поле кото­рой функционируют основные технологии и методы социальной работы, апро­бированные ранее в отечественной системе социальной защиты и в профессио­нальной социальной работе других государств.

Основные аспекты практики социальной работы могут быть раскрыты с помощью деятельностно-активистского подхода в современной науке (Дж.Александер, М.Арчер, П.Бурдье, П.Штомпка, Э.Гидденс и др.), который показывает, как через совместную деятельность акторов происходит становле­ние и изменение личностных качеств человека, его социальных ролей, а также развитие и изменение самого общества. Этот подход является одним из основ­ных методологических подходов в теории социальной работы.

При этом на микроуровне деятельности в социальной работе важно, что­бы взаимодействия разворачивались в зоне актуальных интересов и возможно­стей клиента, инициируя его активность. Деятельность на макроуровне соци­альной работы может быть признана эффективной, если она адекватна соци­альным задачам и реальным возможностям общества, а общество, в свою оче­редь, признает целесообразность и проявляет готовность развивать ее основные формы (74. С.68; 92. С.7).

Рассматривая содержание практики социальной работы с точки зрения важнейшего компонента деятельности - активности субъектов, исследователи выделяют четыре ее аспекта (см. рис. 1 на стр. 17).


Первый аспект - оказание индивидуальной помощи человеку или группе, имеющим проблемы. Социальная работа, прежде всего, связана с защитой лич­ности, ее прав и интересов. Этот аспект социальной работы разворачивается на микроуровне, во взаимодействиях специалиста и клиента. Английский иссле­дователь Ш.Рамон отмечает, что самая главная задача социального работника -защитить уязвимых людей, выступая посредником между клиентом и государ­ством (47. С.8). В современных российских условиях этот аспект социальной работы продолжает оставаться весьма актуальным в связи со сложностями про­цесса формирования рыночной экономики и его влиянием на общество и инди­вида.

Второй аспект - активизация потенциала лиц, имеющих проблемы, с це­лью самопомощи. В процессе совместной со специалистом деятельности по ре­шению конкретной проблемы клиент должен иметь возможность раскрыть свою индивидуальность и реализовать способности. В связи с этим актуальным является создание условий, в которых люди могут в максимальной мере про­явить свою субъектность, самостоятельно контролируя собственную жизнедея­тельность, и научиться делать выбор из множества вариантов дальнейшего раз­вития. В частности, у клиентов должно сформироваться умение осознавать свое поведение и действовать в соответствии с изменившимися представлениями о личностной и социальной ситуации.

Сложность этой задачи заключается в том, что, с одной стороны, для сво­его решения она требует привлечения разнообразных и значительных матери­альных и духовных ресурсов. С другой стороны, формирование субъектности клиента ограничено трудностью преодоления традиционной для российского гражданина позиции просителя помощи и получателя льгот от государства.

Третий аспект практики социальной работы - это осуществление пре­вентивной (предупредительной) деятельности в социальной сфере. Саму соци­альную сферу, охватывающую все пространство жизнедеятельности человека, в широком смысле слова можно признать объектом социальной работы. В таком


случае на первое место выходит упреждающий характер деятельности, т.к. предпочтительнее предупредить болезнь, в том числе и социальную, чем устра­нять ее последствия.

Следовательно, в социальной работе важно вовремя обнаружить наруше­ние равновесия между человеком и группой, человеком и обществом и помочь клиенту избежать возникновения проблемы. Для этого в каждой сфере жизне­деятельности людей в социальном пространстве необходимо заботиться о соз­дании для них нормальных условий труда, отдыха, быта, медицинской помощи и т. д., обеспечивая позитивную направленность их социализации.

Четвертый аспект - влияние на формирование и реализацию социальной политики государства на всех уровнях, с целью урегулирования социальных от­ношений. Этот аспект социальной работы разворачивается на ее макроуровне. Идея ответственности государства и общества за реализацию потребностей ка­ждого человека является основополагающей в теории социальной работы.

Задание

Для более глубокого изучения сущности социальной политики обрати­тесь к разделу 3.4. учебного пособия.

Важным аспектом социальной политики является задача достижения со­циальной гармонии в обществе, которая решается в отдельных странах по-разному. Специалисты указывают, что в России социальная политика является патерналистской по своей идеологии и децентрализованной по форме вопло­щения. В результате во многих случаях социальные службы оказываются не­способными решать проблемы социума, а индивиды в то же время не могут справиться с жизненными трудностями (67. С.325; 99. С. 13).


Аспекты практики социальной работы



 


 


Оказание социаль­ной помощи инди­видуальным кли­ентам и группам


Активизация по­тенциала клиентов с целью оказания самопомощи


Превентивная дея­тельность в соци­альной сфере


Влияние на фор­мирование и реа­лизацию социаль­ной политики на всех ее уровнях


Рис. 1. Аспекты практики социальной работы

Аспекты практики социальной работы тесно взаимосвязаны - так, решение проблем ее объектов и силами самого специалиста, и совместно с клиентом, не­отделимо от предотвращения возникновения социальных проблем. Обе эти взаимообусловленные задачи, в свою очередь, выступают как составляющие социальной политики государства.

В точки зрения структурных компонентов практики социальной работы, выделяют ее формы, связанные с методами и институтами. Они реализуются в основных подсистемах социальной сферы (сфера здравоохранения, социаль­ного обеспечения, образования и пр.).

Такой критерий как новизна использования технологий позволяет разли­чить формы социальной работы, которые подразделяют на традиционные (например, социальная работа с семьей, детьми, подростками, молодежью, ме­дицинская и школьная социальная работа и т.д.); и инновационные (например, социальная работа с беженцами и вынужденными переселенцами, в группах самопомощи, в доме и микрорайоне и т.п.).

Кроме того, возможно выделение социальной поддержки как формы со­действия трудоспособным, активным группам населения, временно оказавшим­ся в трудной жизненной ситуации; и социальной помощи как формы социаль-


ной работы с нетрудоспособной частью населения с низким уровнем доходов, у которой отсутствует возможность преодолеть жизненные трудности самостоя­тельно.

Применение методов социальной работы обусловлено спецификой объ­екта, на которого направлена практическая деятельность, и его индивидуальной или социальной проблемой. Выделяют следующие группы методов:

по формам социальной работы: экономические, правовые, администра­тивно-управленческие, медико-социальные, психолого-педагогические и др.;

по объектам социальной работы: методы работы с группой, в общине, индивидуальной работы и т.д.;

по субъектам социальной работы: методы, применяемые специалистом, коллективом социальной службы, органом управления и пр.

Институты социальной работы как устойчивые образцы социальной практики в данной сфере подразделяют, прежде всего, на общепрофильные и специализированные. Первые оказывают социальную помощь всему населению, вторые - его определенным категориям (инвалидам, кризисным семьям, участ­никам современных военных действий и пр.). Каждый из институтов занимает место в общей структуре взаимодействия, в пространстве социальной работы.

Следовательно, социальная работа выступает как процесс социальной деятельности, осуществляемой в различных подсистемах общества. В совре­менных условиях усложнения социума и появления множественных глобаль­ных и локальных проблем она приобретает особое значение, позволяя оказы­вать разнообразные виды помощи нуждающимся в ней гражданам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 918; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.166 (0.017 с.)