Понятие «социальная проблема» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «социальная проблема»



Все многообразие видов социальных взаимодействий и складывающихся на их основе социальных отношений в социальной работе сконцентрировано на решении социальных проблем, заявленным клиентом или обнаруженных самим специалистом.

В широком смысле под социальными проблемами понимают все социаль­ные явления, связанные с поведением людей в обществе, как в рамках нормы, так и за ее пределами. Обычно появление проблем связано с функционировани­ем социальных систем и первоначально не вызывает у людей беспокойства и дискомфорта. В более узком смысле о проблеме говорят, обнаруживая разруше­ние стабильных социальных связей, когда ее развитие приводит к напряженно­сти и конфликтам. В этом случае для выявления социальных проблем объек­тивное состояние дел сопоставляют с нормой. Следовательно, при любом под­ходе проблемы являются частью социальных процессов, их содержание носит социальный характер, а форма проявления - личностна (например, проблема роста разводов в современном глобальном обществе - и распад конкретной се­мьи).

Содержание и понимание социальных проблем меняется во времени и пространстве и проявляется по-разному для общества, группы и личности. Од­нако источник социальных проблем остается неизменным, он коренится в со­циокультурной подсистеме общества. Это социальное неравенство, которое выражается в разнообразии потребностей и ценностей людей и форм их дости­жения.

С проявлениями неравенства связан целый ряд проблем в социальной сфере: уровень материального благосостояния, безработицы, социальной экс-клюзии, или исключения (связанного с ситуацией, когда индивиды и группы


лишены возможности пользоваться социальными правами, гарантированными международными и национальными правовыми актами) и пр.

Задание

Для того чтобы глубже рассмотреть сущность и причины социального неравенства, обратитесь к разделу 3.4.

Поскольку проблемы возникают на разных уровнях реальности, в том числе и в глобальном обществе, на макроуровне социальной деятельности при­нято выделять социетальные проблемы. Они носят наиболее широкий, обще­человеческий и общецивилизационный характер и требуют для своего решения согласованных действий в масштабах мирового сообщества (например, про­блема экологической безопасности планеты). Часть таких проблем государства решают в русле социальной политики, выступающей в качестве важного аспек­та социальной работы.

На мезоуровне выделяют проблемы, возникающие в различных подсис­темах социально-экологической сферы внутри конкретного социума. Можно обозначить основные группы социальных проблем, с которыми сталкиваются специалисты по социальной работе, - социально-управленческие, социально-экономические, социально-экологические, социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые, социально-педагогические и др. При этом проблемы, возникающие в одной из областей, неизбежно затрагивают и другие сферы жизнедеятельности человека, поэтому для их выявления и оптимального решения социальному работнику необходи­мо привлекать усилия социальных групп, организаций и профессионалов, осу­ществляющих преобразовательную деятельность в конкретной подсистеме об­щества.


В теории социальной работы особое внимание уделяется социальным проблемам на микроуровне деятельности. Можно сформулировать следующее определение проблемы, формирующейся на индивидуальном уровне.

Социальная проблема - это противоречие, осознаваемое субъектом деятельности как значимое для него несоответствие между целью этой дея­тельности и ее результатом.

В этом случае проблема возникает из-за отсутствия или недостатка у ин­дивида средств достижения цели, вследствие чего не удовлетворяются те или иные его потребности. Соответственно, появляется необходимость в поиске но­вых способов и средств деятельности. Важно отметить, что социальная пробле­ма имеет объективно-субъективную природу - прежде чем стать проблемой, социальное противоречие должно пройти через сознание субъекта, поэтому следует выделять в ней три основных элемента:

люди, которые оценивают ситуацию как проблемную;

социальные условия, в которых проблема возникла;

деятельность, связанная с появлением, осмыслением и разрешением проблемы.

В социальной работе рассматривают и человека в проблеме, когда обще­ство, социальные условия формируют особенности его жизнедеятельности (на­пример, проблема низкого уровня жизни пожилых людей); и проблему в чело­веке, когда ценности, представления и поведение индивида обусловливают ха­рактеристики группы и социума (например, проблема индивидуальной пред­расположенности к алкогольной зависимости) (60. С.26).

Задание

Изучив раздел 1.2. учебного пособия «Социальная работа: теория и практика» под ред. Е.И.Холостовой и А.С.Сорвиной (М., 2001), приведи­те примеры социальных проблем объектов социальной работы.

70


Одна из основных проблем социальной работы связана с положением со­циально уязвимого человека, находящегося в трудной жизненной ситуации, по­этому в теории социальной работы в первую очередь уделяется внимание соци­альным проблемам, с которыми человек не может справиться самостоятельно и для решения которых ему требуется помощь профессионально подготовленно­го работника. Г.Бернлер и Л.Юнссон, специалисты в области социально-психологической работы, называют следующие причины, вследствие которых противоречие не разрешается человеком собственными силами: отсутствие мотивации для работы с проблемами целесообразным способом; неспособ­ность решать проблемы; отсутствие возможностей (3.С.33).

Важно не только решить конкретную проблему клиента, но и усилить его умение преодолевать подобные проблемы впоследствии путем предоставления дополнительных возможностей, оказывая помощь в развитии способностей и мотивации. В то же время, рассматривая противоречия, возникающие на лично­стном уровне, специалист выявляет связанные с ними проблемы общества, ко­торые требуют своего разрешения, и привлекает к ним внимание своей органи­зации. Так как решение одних социальных проблем с неизбежностью вызывает появление других, важной задачей специалиста становится также предвидение новых проблем и осуществление усилий по их предотвращению и смягчению.

На рис.3 представлена модель разрешения социальной проблемы в про­цессе социальной работы. Здесь нами использована и дополнена схема Б.Ф.Усманова.

Специалист оценивает проблему на основе анализа конкретной ситуации и представлений о ней клиента, выдвигает цель деятельности по решению со­циальной проблемы, подбирает соответствующую технологию и методы, со­ставляя программу деятельности, осуществляет ее, корректируя программу своих действий, и анализирует результаты. Очевидно, что для развития способ­ностей клиента по решению его проблемы все этапы работы должны планиро­ваться и осуществляться совместно субъектом и объектом. Кроме того, для ре­шения проблем клиентов требуется привлечение соответствующих ресурсов.

Достижение целей и мобилизация ресурсов возможны лишь на основе по-


следовательной деятельности по обеспечению социальных перемен. Она каса­ется и клиента, и его социального окружения, и включает в себя формулирова­ние цели по осуществлению изменений; производство знаний, т.е. информации, их обусловливающей; производство инструментария как техник и методов, обеспечивающих перемены; формирование стратегических планов деятельно­сти специалистов; работу по осуществлению перемен и по их прогнозирова­нию.


Возникновение проблемы

Снятие

социальной

проблемы


Осознание проблемы объектом

Коррекция программы


 

Оценка проблемы субъектом —» Целеполагание ► —► Выбор технологии и методов
           
Анализ степени решения проблемы   Осуществление программы *— Разработка программы деятельности

Рис. 3..Модель разрешения социальной проблемы клиента социальных служб

Следует отметить, что деятельность специалистов по решению социаль­ных проблем является эффективной, если она одновременно осуществляется на макро-, мезо- и микроуровнях реальности. Так, решение текущих и перспек­тивных проблем в социуме предотвращает появление и облегчает решение про­блемы конкретного клиента и т.д., поэтому социальные проблемы необходимо рассматривать рационально и объективно. Это предполагает как описание со­стояния общества и его составляющих на основе статистических методов, так и изучение общественного мнения для выявления степени удовлетворенности людей тем, как решаются их проблемы в конкретном социуме.

В современной науке существует целый ряд теоретических подходов к социальным проблемам: структурно-функциональный, конфликтологический, психодинамический, ситуационный и др. Особенно активно в последние деся­тилетия развивается конструкционистский подход к социальным проблемам (М.Спектор, Дж.Китсьюз, Дж.Бест, Дж.Холстайн и др.), когда их рассматрива-


ют не как угрожающие обществу объективные условия, а как деятельность ин­дивидов и групп, привлекающую внимание к этим обстоятельствам и требую­щую изменения социальных и индивидуальных ситуаций. Социальные пробле­мы конструируются путем предъявления судебных исков и жалоб в различные инстанции, проведения обследования общественного мнения, устных выступ­лений и публикаций и пр. (75. С.507). Данный теоретический подход к соци­альным проблемам представляется предпочтительным в области социальной работы, так как внимание в нем сосредоточено на субъективной природе соци­альных проблем и на заинтересованных в их решении людях. В конструкцио-низме, помимо этого, содержится призыв к действию, нацеливающий общество на выявление разнообразных проблем и на изменение неблагоприятных для людей социальных ситуаций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.028 с.)