Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные теоретические подходы в социальной работеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Рассмотренные ранее методологические подходы помогают объяснять и понимать смысл социальных проблем, а также результативно действовать в практической области. На этих подходах строятся модели теоретического обоснования социальной работы. Если практика является двигателем теории, то теория социальной работы представляет собой обобщенное систематическое знание о предмете, закономерностях и принципах социальной работы как практической деятельности во всех ее структурных формах, поэтому необходимо установить, каковы же сущностные характеристики теоретической деятельности в области социальной работы. Процесс становления науки связан с внешней и внутренней стороной ее институционализации. Внешняя сформированность научной дисциплины указывает на наличие условий, обеспечивающих ее признание государством и обществом. Внутренняя зрелость науки означает, что достигнут достаточно высокий уровень развития ее общей теории, системы знания, общепризнан ее объект и предмет (42. С.4). Следует выделить основные направления парадигмального поля социальной работы, избегая при этом абсолютизации значения любой из его составляющих. В отечественной литературе выделяют три группы теорий, в русле которых социальная работа получает научное обоснование (15. С.113; 80. С.60): психолого-ориентированные теории (бихевиористская, гуманистическая, экзистенциальная и др.) рассматривают проблемы человека и общества как объекта и субъекта социальной работы на микроуровне, с точки зрения закономерностей развития личности и малой группы, психологического развития и статуса человека в обществе; социолого-ориентированные теории (социально-радикальная, маркси- стская, функциональная и др.) анализируют социальные проблемы на макроуровне, с точки зрения закономерностей развития и структурирования общества; комплексные теории ориентируют на целостное видение проблем человека и общества в социально-экологической среде. Задание Повторите материал раздела 4.1., чтобы полнее уяснить сущность психолого- и социолого-ориентированных теорий. В рамках комплексных теорий исследователь Н.А.Морозова указывает на комплексные теоретические подходы, интерпретирующие все основные феномены социальной работы на современном уровне научных изысканий и практики и выступающие как концептуальные рамки для построения релевантных гипотез (41). Прежде всего это когнитивный подход, рассматривающий мир познания как основной фактор поведения человека, а также модели действительности, которые создает индивид, адаптируясь к социуму, изменяя его и изменяясь сам. Следовательно, адаптация здесь понимается не только как индивидуально-личностная, но и как социальная потребность. Мыслительный процесс является актом деятельности, начальным моментом которого выступает проблемная ситуация. Она обусловливает вовлечение личности в процесс мышления, направленный на решение определенной задачи. Владея когнитивным подходом, имеющим и социологические, и психологические основания, специалист может разрешать конфликты, которые возникают между индивидуальными и социальными целями и установками клиента и вызывают у него внутриличностный дискомфорт, и обучать клиентов находить механизмы поведения, адекватные конкретной социальной ситуации. Социальному работнику важно определить особенности мышления кон- кретного индивида, установки, которые направляют его действия, мотивы его поступков. На этой основе специалист способен выявлять характер жизненной позиции клиента, формировать его желание измениться, оптимизировать его деятельность в сфере управления своей жизнью. В результате человек обретает способность справляться с эмоциональными и поведенческими проблемами путем выбора реалистичных целей и соответствующих способов их достижения. В рамках когнитивной модели совместно с клиентом разрабатываются этапы осмысления проблемы, способствующие в дальнейшем ее разрешению. Прежде всего это помощь клиенту в осознании ситуации как проблемной, дискриминирующей его личность; затем следует выявление когнитивного стиля клиента, влияющего на его самопонимание и повседневное поведение; следующим этапом выступает обучение принципам взаимоотношений, которые должны быть обусловлены представлением человека о мире; наконец, это обоснование способов, посредством которых может произойти изменение ситуации и самого клиента (80. С.73-78). Следующим комплексным теоретическим подходом является ролево-коммуникативный подход, согласно которому человек формирует представления о своей социальной роли, воспроизводя в сознании и действии коммуникативные модели, характерные для данного общества. При этом он использует средства коммуникации в различных ситуациях общения, учитывая прошлый опыт, в соответствии с личностными особенностями и сложившимися у него представлениями о жизненных ролях. Этот подход, основанный на психологических и социологических теориях Я.Морено, Ч.Кули, И.Гофмана и других, позволяет выявить коммуникативный потенциал личности и те образцы действий и поведения, которым человек следует в процессе выполнения социальных ролей. В социальной работе специалист должен выявить модели поведения, воспроизводимые клиентом, методы их освоения и условия реализации, индивидуальный стиль общения, основанный на интерпретации человеком той или иной социальной роли. Это позволяет определить отклонения от следования клиента определенным ролям в конкретных социальных ситуациях, причины возни- кающих на этой почве внутриличностных, межличностных и прочих конфликтов, которые он не в состоянии самостоятельно разрешить. Соответственно, возникает необходимость разработки модели помощи, оптимальной в данной ситуации и для данного клиента. На основе применения ролево-коммуникативного подхода клиент приобретает возможность расширить ролевой репертуар и выбирать при разрешении последующих кризисных и конфликтных ситуаций успешные стратегии поведения. Данный подход используется и в групповых видах социальной работы, при организации групповой дискуссии, ситуативно-ролевой игры, в групповой поведенческой терапии и т.д. Далее следует рассмотреть социально-конструкционистский подход, который вместо общепринятой дихотомии субъекта и объекта рассматривает триаду «индивидуальный субъект - социальный субъект - природный и социальный объект». Ее элементы объединены устойчивой коммуникативной связью при помощи символов речи как элементов социальной практики, причем общество как социальный субъект опосредует отношение индивида к третьему элементу - природному или социальному объекту. Знание о мире формируется у человека путем познания подобных конструкций на основе дискурса, в том числе как исторически сложившихся отношений членов социума. Взаимовлияние элементов конструкций друг на друга формирует социальный опыт индивида. Однако следует иметь в виду, что на основе интерпретации опыта конкретным индивидом складываются не только позитивно, но и негативно влияющие конструкции как в социальной сфере, так и в области межличностных отношений и внутриличностной ментальной среды. Этот подход в социальной работе дает возможность изучить типы взаимных отношений компонентов конструкции, их изменения под влиянием, например, конфликта, и закрепить в сознании и действиях индивидуального субъекта конструкции позитивного плана, благоприятно влияющие на развитие его личности. Одновременно специалист препятствует распространению образцов отношений и собственных действий клиента, имеющих негативное влияние на его самоопределение в социуме. Достигают этого путем лингвистической коммуникации с клиентом и в ходе совместной деятельности по решению его проблемы. Следующим является социально-педагогический подход, который оценивает влияние социальных институтов на человека через призму процессов педагогической коррекции общества и повышения социального здоровья. Он обеспечивает взгляд на личность с точки зрения ее социализации и ресоциализации, что особенно важно в эпоху социальных перемен. Главным положением здесь является педагогизация окружающей среды - обеспечение позитивного и компенсация негативного влияния факторов среды на человека путем создания альтернативных социальных институтов, к которым относится и институт социальной работы. Педагогическое содержание социальной работы включает в себя социальное научение клиента умениям и приемам самопомощи; социальное воспитани, с целью выработки им необходимых в данном обществе качеств; самовоспитание для достижения более продуктивного социального поведения; формирование у личности гуманистических ценностей, социальных чувств, способствующих обучению, труду, общению и т.д. Для этого в рамках данного подхода используются методы формирования индивидуального и группового сознания, образа действия в различных подсистемах общества, социальной перспективы; включения личности в коллективную деятельность; закрепления положительного опыта трудовой, общественной, досуговой и иной деятельности (49. С.73). Внедряя методы образования, воспитания и социализации в процессы социальной работы, можно обеспечить адаптацию человека в среде, коррекцию его поведения, осуществить его реабилитацию. Следующий теоретический комплексный подход - эвохомологический -опирается на теорию рационального оздоровления жизнедеятельности личности (эвохомологию) финского ученого А.Вало. Она представляет собой научную систему глобальной перестройки образа жизни человека путем саморазвития и самовоспитания без внешнего принуждения. Предлагается комплекс средств и приемов социального оздоровления, которые применяются только на основе желания самих людей изменить свой образ жизни. Организация творческой жизнедеятельности включает оптимальную организацию труда и отдыха, нравственное воспитание, активный режим жизни, отказ от вредных привычек и т.д. Здоровый образ жизни, который представляет собой комплекс мер по разумной организации системы жизнедеятельности людей, относительно личности выступает как стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья. Формирование этого стиля жизни у клиента -важная задача специалиста. Критериями здорового образа жизни являются: перспективность образа жизни; ритмичность (наличие временного режима жизнедеятельности); определенность образа жизни (наличие конкретных программ жизнедеятельности); уравновешенность образа жизни (оптимальное соотношение положительно и отрицательно воспринимаемых составляющих жизнедеятельности); тренировка (повышение функциональной готовности к необходимым видам деятельности); установление позитивных взаимоотношений с людьми. Данный подход позволяет выявить предпосылки организации социального порядка, коренящиеся в потребностях индивида к самосовершенствованию. Витально-ориентированный подход, разработанный российским ученым С.И.Григорьевым и представленный концепцией жизненных сил человека, индивидуальной и социальной субъективности (12) позволяет воспринимать социальную жизнь в движении и развитии, как процесс ее непрерывного воспроизводства через деятельное существование индивида, осуществление им субъектной роли в социокультурном и экологическом пространствах. Жизненные силы выступают в виде способности человека как биопсихосоциального существа эффективно осуществлять свою жизнедеятельность в разных сферах общества. Они органично связывают индивидуальную и социальную субъективность человека и жизненное пространство его бытия. Индивидуальная субъективность указывает на возможности личности собственными средствами удовлетворять и развивать свои потребности. Социальная субъективность подчеркивает значение институтов и организаций общества в решении проблем человека. Социальные отношения в данной концепции выступают как интеракции людей с разным набором жизненных сил - биологических, психических, духовных, собственно социальных, и специфичными механизмами функционирования и развития их потенциалов, которые обусловливают возможности всестороннего совершенствования индивидуальной и общественной жизни. Центральное звено этого системного по своей сущности подхода - чело-векоцентризм бытия. Одновременно сам человек несет ответственность за достижение и сохранение социоприродной гармонии, управляя ее динамикой на основе интеллектуального и эвристического богатства человечества. Данный подход делает возможным осмысление духовных и материальных возможностей, которыми обладает клиент, и условий их использования при разработке стратегий поддержки жизненных сил человека. Последним теоретическим комплексным подходом является системно-экологический подход, связанный с синергетикой и экоантропоцентризмом. Он представляет социум как экологическую среду жизнедеятельности личности, в которой развитие человека поддерживается через его изменение. Жизненная среда человека включает четыре аспекта измерения: природный, связанный с состоянием воды, воздуха, растительного и животного мира; искусственно созданный, указывающий на уровень развития технологической цивилизации; информационный, оценивающий развитие коммуникационных сетей; социоантропологический, характеризующий самочувствие других людей, с их образом и стилем жизни (19). Все эти взаимодействующие между собой системы составляют непосредственное окружение индивида. Сохранение жизнедеятельности человека возможно путем максимально бережного отношения как к собственной природе, так и к социально-экологической среде. Данный подход на основе понятия «модель жизни» рассматривает адаптацию к многообразным условиям среды людей как системно- организованных субъектов жизнедеятельности. Являясь жизненными системами, они пытаются поддерживать равновесие со своим окружением. Нарушение адаптивного равновесия приводит к возникновению различных социальных, психологических, экологических и иных проблем. На основе изучения взаимодействий человека с внешней средой и другими людьми выявляется возможность личностной и социальной защиты, поддержки дезадаптированных групп населения. В социальную работу активно внедряются принципы системно-экологического подхода: ценность личности, усиление адаптивных способностей человека, целостность социума, компромисс между человеком и средой его обитания, обращение к смыслу социальных действий. Все вышеуказанные теоретические подходы органично «вписываются» в мультитеоретический по своим основаниям, интегральный методологический подход к познанию мира в русле теории социальных изменений (рис.8). Теоретические подходы Социолого-ориентированные Психолого-ориентированные Комплексные
Когнитивный Ролево- коммуникативный Социально-конструкционистский Социально-педагогический Эвохомологический Витально-ориентированный Системно экологический Рис. 8. Взаимосвязь интегрального методологического подхода с теоретическими подходами социальной работы Интегральный подход синтезирует методологические подходы с точки зрения объективной и субъективной реальности. Он служит методологической базой для комплексных теорий, нацеливающих как в совокупности, так и по отдельности на создание конкретных моделей социальной работы. Прежде всего, подход позволяет разрабатывать и реализовывать на практике в меняющемся обществе индивидуальные модели оказания помощи клиенту на основе отдельных теоретических парадигм. В то же время интегральный подход ориентирует на синтез различных концепций и формирование на их основе теории социальной работы на метатеоретическом, общенаучном и частнонаучном уровне. Это позволяет создавать комплексные направления социальной работы как изменяющей и трансформирующей деятельности. Задание Кратко охарактеризуйте сущность интегрального методологического подхода в теории социальной работы. 6.2. Предметное поле теории социальной работы Теоретические модели дают возможность выявить закономерности науки, т.е. устойчивые связи, обусловливающие характер взаимодействия конкретных явлений и процессов. В социальной работе они проявляются в процессе ее осуществления в обществе и его подсистемах в виде повторяющихся связей в сфере субъектно-объектных отношений. Большинство специалистов выделяют две основные группы закономерностей. Во-первых, это закономерности, связанные с функционированием и развитием субъектов социальной работы, которые обусловлены социальными процессами в обществе и социальной политикой государства. Во-вторых, это закономерности, связанные с конкретными жизненными ситуациями объектов социальной работы, их потребностями и интересами, которые обусловливают определенные формы и методы деятельности, виды взаимодействий между субъектами и обретающими все большую самостоятельность объектами. Следовательно, закономерности указывают на человека как основной компонент социальной работы и интегрирующий фактор ее системы. Тенденции развития субъект-субъектных отношений в социальной работе могут быть выделены на ее индивидуально-личностном, социально-групповом и общественно-институциональном уровнях (15; 49; 74). Установление повторяющихся закономерностей служит шагом в определении законов социальной работы. Российский исследователь в области теории социальной работы В.А.Никитин указывает на необходимость исследования этих законов как теоретических форм знания, указывающих на существенные и повторяющиеся связи и отношения, касающихся характера, целей, осуществления и развития социальной работы: закон социальной интегрированности процесса и результатов социальной работы, выражающий взаимодействия между ее компонентами - субъектами, средствами, факторами, условиями, направленными на приобретение социального благополучия, как на желаемый результат; закон цивилизационно-культурной обусловленности развития социальной работы, свидетельствующий о связи между типами и формами социальной работы и особенностями обществ и культур, в рамках которых они осуществляются; закон личностно-гуманистической ангажированности средств и целей социальной работы, указывающий на необходимость постоянного содействия со стороны субъекта объекту деятельности, с целью его личностного развития и саморазвития; закон взаимной деятельностной активности в социальной работе, отражающий зависимость успеха социальной работы от активности ее взаимосвязанных участников (45. С.8). Познание законов позволяет определить принципы теории социальной работы, отражающие ее познавательные тенденции. Их принято делить на общие и специфические. Первая группа принципов указывает на познавательную стратегию науки и носит философский и общесоциальный характер. Вторая группа исходит из комплексных теоретических подходов к социальной работе и имеет тактическую направленность, указывая на пути решения проблем. К общим относят принципы детерминизма, отражения, развития, единства познания и деятельности, историзма, социальной обусловленности и социальной значимости научного знания. К специфическим относятся принципы универсальности социальной работы; охраны социальных прав личности; клиентоцентризма, т.е. признания приоритета прав клиента; активизации, что касается в равной степени деятельности и субъекта, и объекта социальной работы; взаимосвязи среды и личности в процессе оказании помощи и др. (50; 80; 88). Теоретическое познание действительности на всех его этапах пронизывает метод научного исследования. В современной теории социальной работы выделяют общие (философские), общенаучные и конкретно-научные (специальные) исследовательские методы. Специальные методы теории социальной работы сформированы на основе интеграции различных методов, используемых социальными и гуманитарными науками, и включают структурно-функциональный метод, метод социальных биографий, качественные методы исследования (нарративные интервью и др.), конкретно-социологические исследовательские методы (метод включенного наблюдения и др.), акмеологиче-ские методы (метод акмеограммы и др.) и т.д. Социальный анализ проблем социальной работы требует целостности использования научных методов, дальнейшей разработки концепции их применения (84. С.8). Поиск закономерностей и законов, принципов и методов научного знания говорит об оригинальном, самостоятельном характере теории социальной работы и приводит исследователей к определению ее содержания. Первые теоретические исследования проблем социальной работы начались в России в 90-х гг. XX в. Стремясь принять участие в совершенствовании системы защиты прав граждан в условиях радикальных изменений социальной сферы, специалисты в области философии, социологии, педагогики, истории и других наук сосредоточились на актуальных проблемах научного знания в социальной работе, изучая ее зарубежный опыт и собственные, российские традиции. Такие ученые как С.И.Григорьев, Е.И.Холостова, В.И.Жуков, Л.Г.Гуслякова, М.В.Фирсов, Н.С.Данакин, Л.В.Топчий, А.С.Сорвина, В.Г.Бочарова, П.Д.Павленок, И.Г.Зайнышев, И.А.Зимняя, В.А.Никитин, А.М.Панов, В.Н.Ярская, Е.Р.Ярская-Смирнова и др. пытались осмыслить сущность теории социальной работы как науки о помощи человеку в проблемных жизненных ситуациях. Предметное поле теории социальной работы, следовательно, формировалось как в рамках мирового опыта познания и социальной практики в этой сфере, так и в русле изучения специалистами особенностей функционирования и развития социальной сферы в России. Задание На основе изучения предисловия к учебному пособию Е.И.Холостовой «Социальная работа» (М., 2004) продолжите список ведущих российских специалистов в области теории социальной работы. В результате сложились признаки научной идентификации социальной работы. Исследователям удалось определить границы социальной работы как вида деятельности и области познания, приступить к разработке ее теоретико-методологических основ, раскрыть содержание и методику процесса подготовки специалистов высшей квалификации. Был обозначен системный подход к формированию научной дисциплины; удалось выявить основную функцию теории социальной работы, состоящую в выработке объективных знаний в об- ласти социозащитной деятельности общества; обозначились контуры предмета, объекта, принципов и закономерностей науки (45. С.9; 81. С.13-15). В настоящее время в российской науке продолжается теоретическое осмысление социальной работы, основанное на постоянном приращении научного материала. При этом, если в начальный период развития теоретической основы российской социальной работы исследователи в основном исходили из объективного подхода к миру, предполагающего позитивистское понимание реальности, то в XXI в. многие авторы обращаются и к субъективистской, феноменологической методологии изучения социальных проблем (94. С.31). Специалисты говорят о формировании научных школ и направлений разработки проблем теории, практики и образования в области социальной работы, возглавляемых такими исследователями как В.И.Жуков, А.В.Мартыненко, П.Д.Павленок, Е.И.Холостова, М.В.Фирсов и др. Эти научные школы в настоящее время сосредоточили свое внимание на создании единой концептуальной основы социальной работы как теоретического знания, профессии и института общества. Между тем, следует констатировать, что официально социальная работа как область научного знания в России не признана, так как в документах ВАК отсутствует данная научная специальность, и, следовательно, теория социальной работы не имеет прочного правового статуса (60. С.25-28; 84. С. 10). Большинство российских ученых характеризуют теорию социальной работы как науку о закономерностях и принципах развития социальных процессов, связанных с оптимизацией жизнедеятельности личности в обществе (67. С.324; 78. С.8; 79. С.20; 80. С.82). Многие авторы при этом обращают внимание на характер, направленность и динамику развития социальных процессов (43. С. 12), а также на их эффективность с точки зрения социального самочувствия и благополучия людей (37. С.7). Можно дать следующее определение: теория социальной работы - это наука о закономерностях и принципах развития и оптимизации гуманистической социальной деятельности - социальной работы. В данном определении наиболее ярко выделяется активный элемент про- странства социальной работы - социальные изменения как процесс гармонизации отношений всех ее субъектов, объектов и среды их жизнедеятельности. Эффективность этого процесса зависит от степени разработанности теории, степени ее соответствия нуждам конкретного общества. Объектом теории социальной работы признаются социальные отношения между ее субъектами и объектами, связанные с оптимизацией их функционирования в социально-экологической сфере. Социальные отношения выступают здесь как специфические отношения между людьми и социальными группами по поводу удовлетворения потребностей в материальных благах, условиях труда, улучшении быта и досуга, медицинском обслуживании и социальном обеспечении, получении образования и доступа к предметам духовной культуры и пр. (30). Предметом теории социальной работы выступают социальные процессы, обусловливающие оптимизацию жизнедеятельности и взаимоотношений людей и окружающей их социально-экологической среды в системе практики социальной работы. Следовательно, теория социальной работы рассматривает процессы реализации социальных изменений через установление оптимальных взаимоотношений между людьми в социально-экологической среде. Главной задачей теории социальной работы является систематизация научных знаний о ее объекте. Как отмечает российский ученый, генеральный секретарь Межрегиональной Общественной Организации «Ассоциация работников социальных служб» Л.В.Топчий, с первой половины 90-х гг. XX столетия теория социальной работы в России пытается выработать синтезированный подход к изучению проблем оказания профессиональной помощи человеку в трудной жизненной ситуации и формирования возможностей социального обустройства общества и государства (82. С.8). Социальная работа как теоретическое знание может выступать системой по целому ряду оснований - с точки зрения неразрывной связи ее теоретической и эмпирической частей; как объединяющая знание многих наук, инвариан- том которого выступает целостное постижение человека; как имеющая взаимосвязанные элементы науки - ее закономерности, принципы и методы и пр. (51. С.9). Система закономерностей и принципов теории социальной работы носит целостный, направленный на позитивное преобразование социальной практики характер. Процесс познания любой теории невозможен без выделения ее базовых категорий - основных понятий, в которых выражается предмет науки. Специалисты выделяют три группы категорий теории социальной работы (78. С.9; 80. С.44). 1. Категории, заимствованные из других социальных наук: социализация, 2. Категории, преимущественно служащие теории социальной работы, но 3. Собственные категории как ключевые понятия теории социальной ра Необходимо обратить внимание на взаимосвязь пяти важных категорий, очерчивающих предметное поле теории социальной работы. Это вытекающие друг из друга понятия: социальное действие, социальное взаимодействие, социальная система, социальные отношения и объединяющая их категория - социальный процесс (рис. 9).
Социальный роцесс Рис. 9. Предметное поле теории социальной работы Другими фундаментальными понятиями, составляющими категориальный аппарат данной науки, являются социальная работа, социальная защита, социальная помощь, социальное обслуживание, социальное обеспечение, социальное страхование, социальная жизнь, социальная сфера, социальная проблема, социальная деятельность, социальная политика, трудная жизненная ситуация, клиент социальных служб и т.д. Задание Раскройте содержание основных понятий теории социальной работы, вернувшись к главе 3 и обратившись к словарю основных терминов. Теория социальной работы реализует свою задачу, выполняя ряд существенных функций: информационную, позволяющую в обобщенной форме описывать сведения о социальных процессах; объяснительную, с помощью которой выявляются причинно-следственные связи, тенденции становления социальных процессов; эвристическую, благодаря которой формируются новые знания о социальных проблемах, создаются новые и уточняются уже известные научные концепции; практическую, позволяющую принимать решения в конкретных социальных ситуациях и осуществлять социальные программы, удовлетворяя запросы общества; прогностическую, которая заключается в рассмотрении стратегических направлений развития социальных процессов и обеспечении превентивного воздействия на те или иные явления социальной сферы; мировоззренческую, рождающую у субъектов социальной работы научное мировоззрение, системное мышление, позволяющее видеть социальные сущности во всей полноте их взаимосвязей (21. С.35-36; 40. С.45). Социальная работа как вид теоретической деятельности характеризуется определенными уровнями знания. Во-первых, фундаментальный уровень, формирующий базу знаний, на котором предпринимается попытка создания общей интегративной теории, разработки методологии и методики изучения практики социальной работы и путей ее оптимизации. Этот уровень связан с закономерностями и категориями науки. Во-вторых, прикладной уровень, опирающийся на эмпирические исследования, где теоретические обобщения используются для решения социальных проблем и даются ответы на конкретные вопросы, связанные с совершенствованием организации и осуществления социальной работы. В-третьих, социоинженерный уровень, обобщающий разработанные теоретиками нововведения. Они внедряются в практику социальной работы при помощи ее технологий, способствуя прогнозированию тенденций развития системы социальной работы и оценке ее эффективности. При этом теория социальной работы является целостной системой, структурные компоненты которой функционируют и развиваются во взаимодействии, причем каждый из них объективно влияет на изменение других компонентов и всей системы в целом. Таким образом, социальная работа как теоретическая деятельность раскрывает свой объект познания и анализирует закономерности развития специфических процессов социальной сферы, связанных с оптимизацией жизнедеятельности в ней людей (см. рис. 10 на стр.172). Это позволяет практической социальной работе результативно функционировать на любом ее уровне. Необходимо выделить основные группы фундаментальных теоретических проблем, изучаемых данной наукой. Они представляют собой направления, по которым теория движется к пониманию сущности актуальных социальных про- блем и взаимосвязей внутри ее многогранного объекта. В социальной работе это: социетальные проблемы, связанные с синергетическими закономерностями развития социальных систем разного уровня; проблемы феноменологической редукции, конструирования мира социальными субъектами; проблемы оптимизации взаимосвязей теории социальной работы и других социальных наук - философии, социологии, психологии, социальной педагогики, социальной экологии, социального права, этики и пр.; проблемы группообразования и специфики функционирования малых групп в социальной сфере; проблемы социальных действий и социальных изменений, касающиеся многоуровневых субъектов и объектов социальной работы; коммуникативные проблемы, касающиеся взаимодействий субъектов социальной работы; проблемы социальной стратификации и неравенства в социально-экономической сфере; проблемы нормы и социальных отклонений, связанные с образом жизни и поведением людей в обществе; проблемы социального риска в жизнедеятельности общественных субъектов; проблемы оказания многоуровневой социальной помощи клиентам социальных служб; проблемы социального контроля как функции социальной работы; социокультурные проблемы, связанные с современными формами знания и деятельности в социальной сфере; проблемы профессиональной деятельности в системе социальной работы, ее мотивации
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 4340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.19.224 (0.018 с.) |