Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные теоретические подходы в социальной работе

Поиск

Рассмотренные ранее методологические подходы помогают объяснять и понимать смысл социальных проблем, а также результативно действовать в практической области. На этих подходах строятся модели теоретического обос­нования социальной работы. Если практика является двигателем теории, то теория социальной работы представляет собой обобщенное систематическое знание о предмете, закономерностях и принципах социальной работы как прак­тической деятельности во всех ее структурных формах, поэтому необходимо установить, каковы же сущностные характеристики теоретической деятельно­сти в области социальной работы.

Процесс становления науки связан с внешней и внутренней стороной ее институционализации. Внешняя сформированность научной дисциплины ука­зывает на наличие условий, обеспечивающих ее признание государством и об­ществом. Внутренняя зрелость науки означает, что достигнут достаточно высо­кий уровень развития ее общей теории, системы знания, общепризнан ее объект и предмет (42. С.4).

Следует выделить основные направления парадигмального поля социаль­ной работы, избегая при этом абсолютизации значения любой из его состав­ляющих.

В отечественной литературе выделяют три группы теорий, в русле кото­рых социальная работа получает научное обоснование (15. С.113; 80. С.60):

психолого-ориентированные теории (бихевиористская, гуманистиче­ская, экзистенциальная и др.) рассматривают проблемы человека и общества как объекта и субъекта социальной работы на микроуровне, с точки зрения за­кономерностей развития личности и малой группы, психологического развития и статуса человека в обществе;

социолого-ориентированные теории (социально-радикальная, маркси-


стская, функциональная и др.) анализируют социальные проблемы на макро­уровне, с точки зрения закономерностей развития и структурирования общест­ва;

комплексные теории ориентируют на целостное видение проблем чело­века и общества в социально-экологической среде.

Задание

Повторите материал раздела 4.1., чтобы полнее уяснить сущность пси­холого- и социолого-ориентированных теорий.

В рамках комплексных теорий исследователь Н.А.Морозова указывает на комплексные теоретические подходы, интерпретирующие все основные фено­мены социальной работы на современном уровне научных изысканий и практи­ки и выступающие как концептуальные рамки для построения релевантных ги­потез (41).

Прежде всего это когнитивный подход, рассматривающий мир познания как основной фактор поведения человека, а также модели действительности, которые создает индивид, адаптируясь к социуму, изменяя его и изменяясь сам. Следовательно, адаптация здесь понимается не только как индивидуально-личностная, но и как социальная потребность.

Мыслительный процесс является актом деятельности, начальным момен­том которого выступает проблемная ситуация. Она обусловливает вовлечение личности в процесс мышления, направленный на решение определенной зада­чи. Владея когнитивным подходом, имеющим и социологические, и психологи­ческие основания, специалист может разрешать конфликты, которые возникают между индивидуальными и социальными целями и установками клиента и вы­зывают у него внутриличностный дискомфорт, и обучать клиентов находить механизмы поведения, адекватные конкретной социальной ситуации.

Социальному работнику важно определить особенности мышления кон-


кретного индивида, установки, которые направляют его действия, мотивы его поступков. На этой основе специалист способен выявлять характер жизненной позиции клиента, формировать его желание измениться, оптимизировать его деятельность в сфере управления своей жизнью. В результате человек обретает способность справляться с эмоциональными и поведенческими проблемами пу­тем выбора реалистичных целей и соответствующих способов их достижения.

В рамках когнитивной модели совместно с клиентом разрабатываются этапы осмысления проблемы, способствующие в дальнейшем ее разрешению. Прежде всего это помощь клиенту в осознании ситуации как проблемной, дис­криминирующей его личность; затем следует выявление когнитивного стиля клиента, влияющего на его самопонимание и повседневное поведение; сле­дующим этапом выступает обучение принципам взаимоотношений, которые должны быть обусловлены представлением человека о мире; наконец, это обоснование способов, посредством которых может произойти изменение си­туации и самого клиента (80. С.73-78).

Следующим комплексным теоретическим подходом является ролево-коммуникативный подход, согласно которому человек формирует представле­ния о своей социальной роли, воспроизводя в сознании и действии коммуника­тивные модели, характерные для данного общества. При этом он использует средства коммуникации в различных ситуациях общения, учитывая прошлый опыт, в соответствии с личностными особенностями и сложившимися у него представлениями о жизненных ролях. Этот подход, основанный на психологи­ческих и социологических теориях Я.Морено, Ч.Кули, И.Гофмана и других, по­зволяет выявить коммуникативный потенциал личности и те образцы действий и поведения, которым человек следует в процессе выполнения социальных ро­лей.

В социальной работе специалист должен выявить модели поведения, вос­производимые клиентом, методы их освоения и условия реализации, индивиду­альный стиль общения, основанный на интерпретации человеком той или иной социальной роли. Это позволяет определить отклонения от следования клиента определенным ролям в конкретных социальных ситуациях, причины возни-


кающих на этой почве внутриличностных, межличностных и прочих конфлик­тов, которые он не в состоянии самостоятельно разрешить. Соответственно, возникает необходимость разработки модели помощи, оптимальной в данной ситуации и для данного клиента.

На основе применения ролево-коммуникативного подхода клиент приоб­ретает возможность расширить ролевой репертуар и выбирать при разрешении последующих кризисных и конфликтных ситуаций успешные стратегии пове­дения. Данный подход используется и в групповых видах социальной работы, при организации групповой дискуссии, ситуативно-ролевой игры, в групповой поведенческой терапии и т.д.

Далее следует рассмотреть социально-конструкционистский подход, ко­торый вместо общепринятой дихотомии субъекта и объекта рассматривает триаду «индивидуальный субъект - социальный субъект - природный и соци­альный объект». Ее элементы объединены устойчивой коммуникативной свя­зью при помощи символов речи как элементов социальной практики, причем общество как социальный субъект опосредует отношение индивида к третьему элементу - природному или социальному объекту. Знание о мире формируется у человека путем познания подобных конструкций на основе дискурса, в том числе как исторически сложившихся отношений членов социума. Взаимовлия­ние элементов конструкций друг на друга формирует социальный опыт инди­вида. Однако следует иметь в виду, что на основе интерпретации опыта кон­кретным индивидом складываются не только позитивно, но и негативно влияющие конструкции как в социальной сфере, так и в области межличност­ных отношений и внутриличностной ментальной среды.

Этот подход в социальной работе дает возможность изучить типы взаим­ных отношений компонентов конструкции, их изменения под влиянием, на­пример, конфликта, и закрепить в сознании и действиях индивидуального субъ­екта конструкции позитивного плана, благоприятно влияющие на развитие его личности. Одновременно специалист препятствует распространению образцов отношений и собственных действий клиента, имеющих негативное влияние на


его самоопределение в социуме. Достигают этого путем лингвистической ком­муникации с клиентом и в ходе совместной деятельности по решению его про­блемы.

Следующим является социально-педагогический подход, который оцени­вает влияние социальных институтов на человека через призму процессов педа­гогической коррекции общества и повышения социального здоровья. Он обес­печивает взгляд на личность с точки зрения ее социализации и ресоциализации, что особенно важно в эпоху социальных перемен. Главным положением здесь является педагогизация окружающей среды - обеспечение позитивного и компенсация негативного влияния факторов среды на человека путем создания альтернативных социальных институтов, к которым относится и институт со­циальной работы.

Педагогическое содержание социальной работы включает в себя социаль­ное научение клиента умениям и приемам самопомощи; социальное воспитани, с целью выработки им необходимых в данном обществе качеств; самовоспита­ние для достижения более продуктивного социального поведения; формирова­ние у личности гуманистических ценностей, социальных чувств, способст­вующих обучению, труду, общению и т.д. Для этого в рамках данного подхода используются методы формирования индивидуального и группового сознания, образа действия в различных подсистемах общества, социальной перспективы; включения личности в коллективную деятельность; закрепления положитель­ного опыта трудовой, общественной, досуговой и иной деятельности (49. С.73). Внедряя методы образования, воспитания и социализации в процессы социаль­ной работы, можно обеспечить адаптацию человека в среде, коррекцию его по­ведения, осуществить его реабилитацию.

Следующий теоретический комплексный подход - эвохомологический -опирается на теорию рационального оздоровления жизнедеятельности лично­сти (эвохомологию) финского ученого А.Вало. Она представляет собой науч­ную систему глобальной перестройки образа жизни человека путем саморазви­тия и самовоспитания без внешнего принуждения. Предлагается комплекс


средств и приемов социального оздоровления, которые применяются только на основе желания самих людей изменить свой образ жизни. Организация творче­ской жизнедеятельности включает оптимальную организацию труда и отдыха, нравственное воспитание, активный режим жизни, отказ от вредных привы­чек и т.д.

Здоровый образ жизни, который представляет собой комплекс мер по ра­зумной организации системы жизнедеятельности людей, относительно лично­сти выступает как стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохра­нение и улучшение здоровья. Формирование этого стиля жизни у клиента -важная задача специалиста. Критериями здорового образа жизни являются:

перспективность образа жизни;

ритмичность (наличие временного режима жизнедеятельности);

определенность образа жизни (наличие конкретных программ жизнедея­тельности);

уравновешенность образа жизни (оптимальное соотношение положи­тельно и отрицательно воспринимаемых составляющих жизнедеятельности);

тренировка (повышение функциональной готовности к необходимым ви­дам деятельности);

установление позитивных взаимоотношений с людьми.

Данный подход позволяет выявить предпосылки организации социально­го порядка, коренящиеся в потребностях индивида к самосовершенствованию.

Витально-ориентированный подход, разработанный российским ученым С.И.Григорьевым и представленный концепцией жизненных сил человека, инди­видуальной и социальной субъективности (12) позволяет воспринимать соци­альную жизнь в движении и развитии, как процесс ее непрерывного воспроиз­водства через деятельное существование индивида, осуществление им субъект­ной роли в социокультурном и экологическом пространствах.

Жизненные силы выступают в виде способности человека как биопсихо­социального существа эффективно осуществлять свою жизнедеятельность в разных сферах общества. Они органично связывают индивидуальную и соци­альную субъективность человека и жизненное пространство его бытия.


Индивидуальная субъективность указывает на возможности личности собственными средствами удовлетворять и развивать свои потребности.

Социальная субъективность подчеркивает значение институтов и орга­низаций общества в решении проблем человека. Социальные отношения в дан­ной концепции выступают как интеракции людей с разным набором жизненных сил - биологических, психических, духовных, собственно социальных, и спе­цифичными механизмами функционирования и развития их потенциалов, кото­рые обусловливают возможности всестороннего совершенствования индивиду­альной и общественной жизни.

Центральное звено этого системного по своей сущности подхода - чело-векоцентризм бытия. Одновременно сам человек несет ответственность за дос­тижение и сохранение социоприродной гармонии, управляя ее динамикой на основе интеллектуального и эвристического богатства человечества. Данный подход делает возможным осмысление духовных и материальных возможно­стей, которыми обладает клиент, и условий их использования при разработке стратегий поддержки жизненных сил человека.

Последним теоретическим комплексным подходом является системно-экологический подход, связанный с синергетикой и экоантропоцентризмом. Он представляет социум как экологическую среду жизнедеятельности личности, в которой развитие человека поддерживается через его изменение.

Жизненная среда человека включает четыре аспекта измерения: природ­ный, связанный с состоянием воды, воздуха, растительного и животного мира; искусственно созданный, указывающий на уровень развития технологической цивилизации; информационный, оценивающий развитие коммуникационных сетей; социоантропологический, характеризующий самочувствие других лю­дей, с их образом и стилем жизни (19). Все эти взаимодействующие между со­бой системы составляют непосредственное окружение индивида.

Сохранение жизнедеятельности человека возможно путем максимально бережного отношения как к собственной природе, так и к социально-экологической среде. Данный подход на основе понятия «модель жизни» рас­сматривает адаптацию к многообразным условиям среды людей как системно-


организованных субъектов жизнедеятельности. Являясь жизненными система­ми, они пытаются поддерживать равновесие со своим окружением. Нарушение адаптивного равновесия приводит к возникновению различных социальных, психологических, экологических и иных проблем.

На основе изучения взаимодействий человека с внешней средой и други­ми людьми выявляется возможность личностной и социальной защиты, под­держки дезадаптированных групп населения. В социальную работу активно внедряются принципы системно-экологического подхода: ценность личности, усиление адаптивных способностей человека, целостность социума, компро­мисс между человеком и средой его обитания, обращение к смыслу социальных действий.

Все вышеуказанные теоретические подходы органично «вписываются» в мультитеоретический по своим основаниям, интегральный методологический подход к познанию мира в русле теории социальных изменений (рис.8).

Теоретические подходы


Социолого-ориентированные


Психолого-ориентированные


Комплексные


               
     
 
     
 



Интегральный методологический подход

Когнитивный Ролево-

коммуникативный Социально-конструкционистский Социально-педагогический Эвохомологический Витально-ориентированный Системно экологический


Рис. 8. Взаимосвязь интегрального методологического подхода с теоретическими

подходами социальной работы


Интегральный подход синтезирует методологические подходы с точки зрения объективной и субъективной реальности. Он служит методологической базой для комплексных теорий, нацеливающих как в совокупности, так и по от­дельности на создание конкретных моделей социальной работы. Прежде всего, подход позволяет разрабатывать и реализовывать на практике в меняющемся обществе индивидуальные модели оказания помощи клиенту на основе отдель­ных теоретических парадигм. В то же время интегральный подход ориентирует на синтез различных концепций и формирование на их основе теории социаль­ной работы на метатеоретическом, общенаучном и частнонаучном уровне. Это позволяет создавать комплексные направления социальной работы как изме­няющей и трансформирующей деятельности.

Задание

Кратко охарактеризуйте сущность интегрального методологического подхода в теории социальной работы.

6.2. Предметное поле теории социальной работы

Теоретические модели дают возможность выявить закономерности нау­ки, т.е. устойчивые связи, обусловливающие характер взаимодействия конкрет­ных явлений и процессов. В социальной работе они проявляются в процессе ее осуществления в обществе и его подсистемах в виде повторяющихся связей в сфере субъектно-объектных отношений.

Большинство специалистов выделяют две основные группы закономерно­стей.

Во-первых, это закономерности, связанные с функционированием и раз­витием субъектов социальной работы, которые обусловлены социальными процессами в обществе и социальной политикой государства.

Во-вторых, это закономерности, связанные с конкретными жизненными


ситуациями объектов социальной работы, их потребностями и интересами, ко­торые обусловливают определенные формы и методы деятельности, виды взаимодействий между субъектами и обретающими все большую самостоя­тельность объектами.

Следовательно, закономерности указывают на человека как основной компонент социальной работы и интегрирующий фактор ее системы. Тенден­ции развития субъект-субъектных отношений в социальной работе могут быть выделены на ее индивидуально-личностном, социально-групповом и общест­венно-институциональном уровнях (15; 49; 74).

Установление повторяющихся закономерностей служит шагом в опреде­лении законов социальной работы. Российский исследователь в области тео­рии социальной работы В.А.Никитин указывает на необходимость исследова­ния этих законов как теоретических форм знания, указывающих на существен­ные и повторяющиеся связи и отношения, касающихся характера, целей, осу­ществления и развития социальной работы:

закон социальной интегрированности процесса и результатов социаль­ной работы, выражающий взаимодействия между ее компонентами - субъек­тами, средствами, факторами, условиями, направленными на приобретение со­циального благополучия, как на желаемый результат;

закон цивилизационно-культурной обусловленности развития социальной работы, свидетельствующий о связи между типами и формами социальной ра­боты и особенностями обществ и культур, в рамках которых они осуществля­ются;

закон личностно-гуманистической ангажированности средств и целей социальной работы, указывающий на необходимость постоянного содействия со стороны субъекта объекту деятельности, с целью его личностного развития и саморазвития;

закон взаимной деятельностной активности в социальной работе, отра­жающий зависимость успеха социальной работы от активности ее взаимосвя­занных участников (45. С.8).

Познание законов позволяет определить принципы теории социальной


работы, отражающие ее познавательные тенденции. Их принято делить на об­щие и специфические. Первая группа принципов указывает на познавательную стратегию науки и носит философский и общесоциальный характер. Вторая группа исходит из комплексных теоретических подходов к социальной работе и имеет тактическую направленность, указывая на пути решения проблем. К об­щим относят принципы детерминизма, отражения, развития, единства позна­ния и деятельности, историзма, социальной обусловленности и социальной значимости научного знания.

К специфическим относятся принципы универсальности социальной ра­боты; охраны социальных прав личности; клиентоцентризма, т.е. признания приоритета прав клиента; активизации, что касается в равной степени деятель­ности и субъекта, и объекта социальной работы; взаимосвязи среды и личности в процессе оказании помощи и др. (50; 80; 88).

Теоретическое познание действительности на всех его этапах пронизыва­ет метод научного исследования. В современной теории социальной работы выделяют общие (философские), общенаучные и конкретно-научные (специ­альные) исследовательские методы. Специальные методы теории социальной работы сформированы на основе интеграции различных методов, используе­мых социальными и гуманитарными науками, и включают структурно-функциональный метод, метод социальных биографий, качественные методы исследования (нарративные интервью и др.), конкретно-социологические ис­следовательские методы (метод включенного наблюдения и др.), акмеологиче-ские методы (метод акмеограммы и др.) и т.д.

Социальный анализ проблем социальной работы требует целостности ис­пользования научных методов, дальнейшей разработки концепции их примене­ния (84. С.8).

Поиск закономерностей и законов, принципов и методов научного знания говорит об оригинальном, самостоятельном характере теории социальной рабо­ты и приводит исследователей к определению ее содержания.

Первые теоретические исследования проблем социальной работы нача­лись в России в 90-х гг. XX в. Стремясь принять участие в совершенствовании


системы защиты прав граждан в условиях радикальных изменений социальной сферы, специалисты в области философии, социологии, педагогики, истории и других наук сосредоточились на актуальных проблемах научного знания в со­циальной работе, изучая ее зарубежный опыт и собственные, российские тра­диции.

Такие ученые как С.И.Григорьев, Е.И.Холостова, В.И.Жуков, Л.Г.Гуслякова, М.В.Фирсов, Н.С.Данакин, Л.В.Топчий, А.С.Сорвина, В.Г.Бочарова, П.Д.Павленок, И.Г.Зайнышев, И.А.Зимняя, В.А.Никитин, А.М.Панов, В.Н.Ярская, Е.Р.Ярская-Смирнова и др. пытались осмыслить сущ­ность теории социальной работы как науки о помощи человеку в проблемных жизненных ситуациях. Предметное поле теории социальной работы, следова­тельно, формировалось как в рамках мирового опыта познания и социальной практики в этой сфере, так и в русле изучения специалистами особенностей функционирования и развития социальной сферы в России.

Задание

На основе изучения предисловия к учебному пособию Е.И.Холостовой «Социальная работа» (М., 2004) продолжите список ведущих российских специалистов в области теории социальной работы.

В результате сложились признаки научной идентификации социальной работы. Исследователям удалось определить границы социальной работы как вида деятельности и области познания, приступить к разработке ее теоретико-методологических основ, раскрыть содержание и методику процесса подготов­ки специалистов высшей квалификации. Был обозначен системный подход к формированию научной дисциплины; удалось выявить основную функцию теории социальной работы, состоящую в выработке объективных знаний в об-


ласти социозащитной деятельности общества; обозначились контуры предмета, объекта, принципов и закономерностей науки (45. С.9; 81. С.13-15).

В настоящее время в российской науке продолжается теоретическое ос­мысление социальной работы, основанное на постоянном приращении научно­го материала. При этом, если в начальный период развития теоретической ос­новы российской социальной работы исследователи в основном исходили из объективного подхода к миру, предполагающего позитивистское понимание реальности, то в XXI в. многие авторы обращаются и к субъективистской, фе­номенологической методологии изучения социальных проблем (94. С.31).

Специалисты говорят о формировании научных школ и направлений раз­работки проблем теории, практики и образования в области социальной работы, возглавляемых такими исследователями как В.И.Жуков, А.В.Мартыненко, П.Д.Павленок, Е.И.Холостова, М.В.Фирсов и др. Эти научные школы в на­стоящее время сосредоточили свое внимание на создании единой концептуаль­ной основы социальной работы как теоретического знания, профессии и инсти­тута общества.

Между тем, следует констатировать, что официально социальная работа как область научного знания в России не признана, так как в документах ВАК отсутствует данная научная специальность, и, следовательно, теория социаль­ной работы не имеет прочного правового статуса (60. С.25-28; 84. С. 10).

Большинство российских ученых характеризуют теорию социальной ра­боты как науку о закономерностях и принципах развития социальных процес­сов, связанных с оптимизацией жизнедеятельности личности в обществе (67. С.324; 78. С.8; 79. С.20; 80. С.82). Многие авторы при этом обращают внимание на характер, направленность и динамику развития социальных процессов (43. С. 12), а также на их эффективность с точки зрения социального самочувствия и благополучия людей (37. С.7).

Можно дать следующее определение: теория социальной работы - это наука о закономерностях и принципах развития и оптимизации гуманистиче­ской социальной деятельности - социальной работы.

В данном определении наиболее ярко выделяется активный элемент про-


странства социальной работы - социальные изменения как процесс гармониза­ции отношений всех ее субъектов, объектов и среды их жизнедеятельности. Эффективность этого процесса зависит от степени разработанности теории, степени ее соответствия нуждам конкретного общества.

Объектом теории социальной работы признаются социальные отноше­ния между ее субъектами и объектами, связанные с оптимизацией их функцио­нирования в социально-экологической сфере. Социальные отношения высту­пают здесь как специфические отношения между людьми и социальными груп­пами по поводу удовлетворения потребностей в материальных благах, условиях труда, улучшении быта и досуга, медицинском обслуживании и социальном обеспечении, получении образования и доступа к предметам духовной культу­ры и пр. (30).

Предметом теории социальной работы выступают социальные процессы, обусловливающие оптимизацию жизнедеятельности и взаимоотношений людей и окружающей их социально-экологической среды в системе практики соци­альной работы.

Следовательно, теория социальной работы рассматривает процессы реа­лизации социальных изменений через установление оптимальных взаимоотно­шений между людьми в социально-экологической среде.

Главной задачей теории социальной работы является систематизация на­учных знаний о ее объекте. Как отмечает российский ученый, генеральный сек­ретарь Межрегиональной Общественной Организации «Ассоциация работни­ков социальных служб» Л.В.Топчий, с первой половины 90-х гг. XX столетия теория социальной работы в России пытается выработать синтезированный подход к изучению проблем оказания профессиональной помощи человеку в трудной жизненной ситуации и формирования возможностей социального обу­стройства общества и государства (82. С.8).

Социальная работа как теоретическое знание может выступать системой по целому ряду оснований - с точки зрения неразрывной связи ее теоретиче­ской и эмпирической частей; как объединяющая знание многих наук, инвариан-


том которого выступает целостное постижение человека; как имеющая взаимо­связанные элементы науки - ее закономерности, принципы и методы и пр. (51. С.9). Система закономерностей и принципов теории социальной работы носит целостный, направленный на позитивное преобразование социальной практики характер.

Процесс познания любой теории невозможен без выделения ее базовых категорий - основных понятий, в которых выражается предмет науки. Специа­листы выделяют три группы категорий теории социальной работы (78. С.9; 80. С.44).

1. Категории, заимствованные из других социальных наук: социализация,
социальная деятельность, социальная субъективность.

2. Категории, преимущественно служащие теории социальной работы, но
также используемые и другими отраслями знания: социальная адаптация, пси­
хосоциальная работа, группы социального риска.

3. Собственные категории как ключевые понятия теории социальной ра­
боты: благотворительность, клиент социальных служб, трудная жизненная
ситуация.

Необходимо обратить внимание на взаимосвязь пяти важных категорий, очерчивающих предметное поле теории социальной работы. Это вытекающие друг из друга понятия: социальное действие, социальное взаимодействие, социальная система, социальные отношения и объединяющая их категория - социальный процесс (рис. 9).


Социальное действие —► Социальное взаимодействие

 

Социальная система —► Социальные отношения

Социальный роцесс

Рис. 9. Предметное поле теории социальной работы


Другими фундаментальными понятиями, составляющими категориаль­ный аппарат данной науки, являются социальная работа, социальная защита, социальная помощь, социальное обслуживание, социальное обеспечение, социальное страхование, социальная жизнь, социальная сфера, социаль­ная проблема, социальная деятельность, социальная политика, трудная жизненная ситуация, клиент социальных служб и т.д.

Задание

Раскройте содержание основных понятий теории социальной работы, вернувшись к главе 3 и обратившись к словарю основных терминов.

Теория социальной работы реализует свою задачу, выполняя ряд сущест­венных функций:

информационную, позволяющую в обобщенной форме описывать сведе­ния о социальных процессах;

объяснительную, с помощью которой выявляются причинно-следственные связи, тенденции становления социальных процессов;

эвристическую, благодаря которой формируются новые знания о соци­альных проблемах, создаются новые и уточняются уже известные научные концепции;

практическую, позволяющую принимать решения в конкретных социаль­ных ситуациях и осуществлять социальные программы, удовлетворяя запросы общества;

прогностическую, которая заключается в рассмотрении стратегических направлений развития социальных процессов и обеспечении превентивного воздействия на те или иные явления социальной сферы;


мировоззренческую, рождающую у субъектов социальной работы научное мировоззрение, системное мышление, позволяющее видеть социальные сущно­сти во всей полноте их взаимосвязей (21. С.35-36; 40. С.45).

Социальная работа как вид теоретической деятельности характеризуется определенными уровнями знания.

Во-первых, фундаментальный уровень, формирующий базу знаний, на котором предпринимается попытка создания общей интегративной теории, раз­работки методологии и методики изучения практики социальной работы и пу­тей ее оптимизации. Этот уровень связан с закономерностями и категориями науки.

Во-вторых, прикладной уровень, опирающийся на эмпирические исследо­вания, где теоретические обобщения используются для решения социальных проблем и даются ответы на конкретные вопросы, связанные с совершенство­ванием организации и осуществления социальной работы.

В-третьих, социоинженерный уровень, обобщающий разработанные тео­ретиками нововведения. Они внедряются в практику социальной работы при помощи ее технологий, способствуя прогнозированию тенденций развития сис­темы социальной работы и оценке ее эффективности. При этом теория соци­альной работы является целостной системой, структурные компоненты которой функционируют и развиваются во взаимодействии, причем каждый из них объ­ективно влияет на изменение других компонентов и всей системы в целом.

Таким образом, социальная работа как теоретическая деятельность рас­крывает свой объект познания и анализирует закономерности развития специ­фических процессов социальной сферы, связанных с оптимизацией жизнедея­тельности в ней людей (см. рис. 10 на стр.172). Это позволяет практической со­циальной работе результативно функционировать на любом ее уровне.

Необходимо выделить основные группы фундаментальных теоретических проблем, изучаемых данной наукой. Они представляют собой направления, по которым теория движется к пониманию сущности актуальных социальных про-


блем и взаимосвязей внутри ее многогранного объекта. В социальной работе это:

социетальные проблемы, связанные с синергетическими закономерно­стями развития социальных систем разного уровня;

проблемы феноменологической редукции, конструирования мира соци­альными субъектами;

проблемы оптимизации взаимосвязей теории социальной работы и дру­гих социальных наук - философии, социологии, психологии, социальной педа­гогики, социальной экологии, социального права, этики и пр.;

проблемы группообразования и специфики функционирования малых групп в социальной сфере;

проблемы социальных действий и социальных изменений, касающиеся многоуровневых субъектов и объектов социальной работы;

коммуникативные проблемы, касающиеся взаимодействий субъектов со­циальной работы;

проблемы социальной стратификации и неравенства в социально-экономической сфере;

проблемы нормы и социальных отклонений, связанные с образом жизни и поведением людей в обществе;

проблемы социального риска в жизнедеятельности общественных субъек­тов;

проблемы оказания многоуровневой социальной помощи клиентам соци­альных служб;

проблемы социального контроля как функции социальной работы;

социокультурные проблемы, связанные с современными формами знания и деятельности в социальной сфере;

проблемы профессиональной деятельности в системе социальной рабо­ты, ее мотивации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 4340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.10.68 (0.014 с.)