Субъекты и объекты социальной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъекты и объекты социальной работы



 

Уровни социальной работы Субъекты Объекты
Микроуровень Социальные работники всех уровней, доброволь­цы, благотворители, пре­подаватели и исследова­тели социальной работы, клиенты социальных служб Люди, имеющие социаль­ные проблемы, клиенты социальных служб
Мезоуровень Социальные службы раз­личных типов, общест­венные и благотворитель­ные организации Социальные группы, нуж­дающиеся в поддержке и помощи
Макроуровень Государство, общество, органы управления соци­альной работой, админи­страция предприятий и учреждений Общество

В рамках личностного подхода к объектам социальной работы, ими вы-


ступают лица, нуждающиеся в изменениях их социального окружения, отноше­ний с другими людьми и собственной социальной ситуации посредством прак­тики социальной работы. Эти люди сталкиваются с социальными проблема­ми, приводящими к неудовлетворению их потребностей.

В науке существует точка зрения, выраженная известным специалистом в области теории социальной работы Е.И.Холостовой, согласно которой соци­альная работа должна охватывать формы социальной помощи и поддержки максимально широких слоев населения. Соответственно, практически все чле­ны общества могут считаться объектами социальной работы. Такой подход к социальной работе связан с тем, что жизнедеятельность всех социальных слоев зависит от состояния социально-экологической сферы как пространства соци­альной работы, от уровня развития общества и государства (91. С.210, 215). На­званные факторы определяют содержание социальной политики, представляю­щей собой один из существенных аспектов практики социальной работы. Имея социальные проблемы, граждане нуждаются в помощи и защите государства, которое может проводить социальную политику самостоятельно или привлекая к ней частные, общественные и благотворительные структуры и организации.

В более узком смысле слова объектами социальной работы являются лица и группы лиц, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Этих людей при­нято называть также социально уязвимыми группами населения, понимая под уязвимостью отклонение от количественной нормы жизнедеятельности в дан­ном обществе (65. С.42).

Государство и общество призваны, в первую очередь, удовлетворять ну­жды уязвимых социальных субъектов исходя из принципа социальной справед­ливости. Это составляет значительную трудность, т.к. категории социально уязвимых граждан многочисленны, а их состав и статусные характеристики значительно различаются.

При анализе особенностей групп населения, находящихся в трудной жиз­ненной ситуации, делается акцент на две важнейшие общие и взаимосвязанные между собой характеристики - социальное отчуждение, которое выражается в деформации социальных контактов с окружающими людьми, и дезадаптацию,


т.е. нарушение процессов социальной адаптации. Индивид, приобретая статус социально уязвимого члена общества (например, безработного), формирует и соответствующий уровень самовосприятия, что, в свою очередь, ведет его к оторванности от основных социальных процессов. Соответственно, речь идет о людях, которым трудно, а иногда и невозможно, самостоятельно разрешить свои проблемы, и они остро нуждаются в помощи специалистов по социальной работе.

Задание

На основе знаний, полученных в процессе изучения курса «Социология социальной сферы», вспомните суть принципа социальной справедли­вости.

Основанием для классификации вышеназванных объектов социальной работы могут выступать состояние их здоровья; правовое положение; матери­альное положение; имущественное положение; тип поведения и т.д. (73. С.15).Так, на основе каждого из названных критериев можно выделить сле­дующие категории объектов: инвалиды; люди, чьи права были нарушены вследствие национальных и религиозных конфликтов; бедные; жертвы соци­альных и иных катастроф, повлекших за собой утрату их имущества; лица с де-виантным поведением.

Выделяют и группы объектов по комбинированным критериям - дети-сироты, беспризорные и безнадзорные дети; одинокие малообеспеченные по­жилые люди и пр. Наличие нескольких критериев уязвимости обусловливает особо трудное социальное положение человека и группы.

Однако объекты социальной работы включают в себя не только тех лю­дей, которые уже оказались в трудной жизненной ситуации. С учетом превен-


тивного аспекта социальной работы, особое внимание должно уделяться груп­пам населения, имеющим очевидную возможность оказаться в трудной жиз­ненной ситуации. Их обычно характеризуют с помощью условного термина «группы риска». На самом же деле речь в этом случае идет о группах повышен­ного риска, так как группами риска в современном российском трансформи­рующемся обществе являются практически все категории населения.

Риск - это деятельность человека, связанная с преодолением неопреде­ленности в ситуации неизбежного выбора, когда существует вероятность и успеха, и неудачи. Следовательно, среда риска - это неопределенность и аль­тернативность при принятии решений. В ситуации риска, которая складывается в результате синтеза объективных обстоятельств и индивидуальных и группо­вых предпочтений, у человека существует возможность качественно и количе­ственно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, соотне­ся факторы, способствующие успеху и поражению.

В отличие от индивидуального риска, когда уменьшение его степени зави­сит от поведения отдельных людей, социальный риск связан с систематическим взаимодействием с опасностями, вызываемыми самим процессом развития об­щества (97). Соответственно, возникает необходимость учета и регулирования социальных факторов и процессов, результаты которых могут оказаться непри­емлемыми и угрожать жизнедеятельности общества и социальному здоровью его граждан.

Многие зарубежные и отечественные авторы (У.Бек, К.Уильямс, О.Яницкий, В.Чупров и др.) характеризуют современный социум как «общест­во риска», где риски не поглощаются, а распространяются и атомизируются, не поддаваясь контролю со стороны социальных институтов. Так, российский со­циолог О.Н.Яницкий выдвигает концепцию, в которой Россия интерпретирует­ся как общество всеобщего риска, где риск становится элементом повседневной жизни, а социальное здоровье, права человека, экологические проблемы, меди­цина, образование находятся в низу шкалы национальных приоритетов (75.


С.5). В подобных обществах повышается степень риска многих категорий насе­ления.

«Группы риска» - это люди, социальное положение которых не имеет стабильности, и они, являясь как объектами, так и субъектами риска, имеют наибольшие шансы оказаться в трудной жизненной ситуации, ведущей к их физической, моральной и социальной деградации.

К «группам риска» могут быть отнесены многодетные, молодые и непол­ные семьи, ряд категорий лиц с аддиктивным поведением, люди пожилого воз­раста, самостоятельно проживающие выпускники детских домов и т.д. Основ­ным источником риска для этих индивидов и групп в России являются соци­ально-экономические процессы периода перехода к рыночному хозяйствова­нию, когда ослаблены государственные и общественные рычаги воздействия на ситуацию. В этих условиях социальный риск носит тотальный характер, и лю­бой индивид или социальная группа находятся в зоне потенциальной уязвимо­сти. В связи с этим перед социальной работой особо остро стоит проблема предупреждения превращения, по мере ухудшения или утраты нормальных ус­ловий жизнедеятельности, потенциальной уязвимости многочисленных «групп риска» в актуальную уязвимость (65. С.44).

Исходя из взаимосвязи между субъектом и объектом социальной работы субъектами социальной работы называют не только тех, кто решает социаль­ные проблемы, но и тех, кто их имеет: это люди и общности, находящиеся в «слабой» социальной позиции (23). Такой подход к субъекту социальной рабо­ты позволяет клиенту социальных служб освободиться от патернализма, наде­ляет его качествами социальной активности и включает на равных началах со специалистом в процесс оказания социальной помощи.

Кроме личностного подхода к объектам социальной работы, к ним может быть применен сферный подход. В этом случае под объектами подразумевают­ся такие сферы жизнедеятельности человека как производственная, культурно-досуговая, бытовая, образовательная, здравоохранительная, природоохранная; а также демографическая, конфессиональная, социально-этническая среда и пр.


Личностный и сферный подходы к объектам социальной работы тесно взаимосвязаны - так, в каждой из сфер жизни человека, в соответствии с ее спецификой, возникают и разрешаются проблемы социальной защиты и помо­щи разнообразным индивидам, группам и слоям населения, поэтому к объектам социальной работы относят также систему взаимосвязей человека в сфере его жизнедеятельности (92. С.4.). Соответственно, главным субъектом и объектом социальной работы при любом подходе выступает человек, он предстает важ­нейшим компонентом процесса оказания и получения социальной помощи и поддержки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1608; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.252.23 (0.006 с.)