Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обучение специалистов по социальной работе↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Профессиональная деятельность в области социальной работы включает в себя педагогическую составляющую, которая реализуется через систему образовательной подготовки. Образование относится к числу фундаментальных ценностей современного глобального общества, ориентированного на социальное и культурное развитие человека, соответствие его образовательно-профессионального уровня потребностям общественного производства. В настоящее время образование претерпевает ряд изменений, связанных с тенденцией международной интеграции образовательного процесса. Они обусловлены глобализацией профессий, межкультурным обменом между странами, применением новых технологий, изменением образа и стиля жизни людей. В постиндустриальных странах воплощается концепция интегрального образования (К.Манхейм). Она строится на идее неделимости личности, новый опыт которой соединяется с уже существующими знаниями в процессе непрерывного образования. Следовательно, образование выступает одним из основных социальных факторов, воздействующих на поведение человека и на формирование его личности. Задание На основе знаний, полученных в курсе социологии, дайте определение образования как социального института и вида социальной деятельности. В рискогенном, изменяющемся мире все большее значение приобретает умение людей обеспечивать для себя в конкретном обществе приемлемый уровень и качество жизни. Это достигается путем овладения социальными знаниями и формирования социальных навыков. Фундаментом социального научения человека выступает освоение им особой образовательной области - социальных наук, объединенных междисциплинарными связями. Это социальная антропология, социология, социальная экология, социальная психология и другие науки, которые ориентируются на изучение социальных отношений как на общий объект (45. С.50). Область социального знания, представленная социальными науками, ретранслируется с помощью системы социального образования. Существует три основных подхода к пониманию содержания социального образования. Согласно первому из них, социальное образование означает подготовку профессиональных кадров для учреждений социальной защиты. Вторая точка зрения определяет социальное образование как обучение, ориентированное на познание закономерностей развития социальной сферы. Третий подход содержит расширительное толкование социального образования как института общества (75. С.586). Представление об образовании в области социальной работы как об одной из подсистем социального образования приближает ее исследователей ко вто- рой из перечисленных концепций. Становление социального образования в названном качестве в России связано с осознанием в 90-е гг. XX в. в государственном масштабе необходимости научного анализа социальных реалий экономической и социокультурной ситуации и выработки стратегии дальнейшего социального движения, поэтому социальные науки стали уделять больше внимания изучению социальной сферы как пространства развития социальной жизни и социальной работы. Цель социального образования состоит в осмыслении человеком своего места в мире и в овладении оптимальными способами взаимодействия с ним. Принципами осуществления образовательного процесса в рамках социального образования должны являться его доступность, непрерывность получения, гуманизация и экологизация содержания, формирование у человека социального интеллекта (100. С.9). Социальное образование выполняет мировоззренческую, воспитательную, социально-политическую, информационную, коммуникативную, экономическую и экологическую функции, которые осуществляются посредством усвоения социальных знаний личностью и применения их в социальной практике. Оно ориентирует общество на создание интеллектуальных предпосылок для социального развития, а личность - на проявление всех ее возможностей и способностей. Результатом социального образования должно быть формирование социального мышления, основанного на ценностях социальной справедливости и индивидуальной свободы. Cоциальное образование можно представить в виде системы, состоящей из ряда уровней, на каждом из которых рассматривается свой объект. Ее метате-оретический уровень включает изучение общества в целом, его подсистем и места социальной деятельности в его развитии. Общенаучный уровень социального образования сосредоточен на законах развития социальной сферы и социального взаимодействия коллективов и групп. Частнонаучный уровень высшего социального образования позволяет овладеть теоретико-методологическими, общепрофессиональными и специальными основами конкретной социальной специальности. Так, социальное образование в области социальной работы на этом уровне предусматривает изучение проблем ее теории и практики. Образование в области социальной работы в России развивается в русле мировых тенденций развития образовательного процесса. Это проявляется в интернационализации обучения социальной работе, активном взаимодействии ученых и практиков социальной работы, а также международных организаций в направлении совершенствования подготовки специалистов. Одновременно решается традиционная для российского образования задача обеспечения будущих социальных работников высоким уровнем знаний и профессиональных умений. Обучение социальной работе в странах Западной Европы и США началось в конце XIX - начале XX вв., причем учреждение первых программ образования в этой области происходило одновременно с формированием социальной работы как вида практической и теоретической деятельности. В России обучение социальной работе в вузах страны связано с моментом институциона-лизации социальной работы как профессии. Специальность «Социальная работа» была утверждена 7.08.1991 г., согласно приказу Государственного комитета СССР по народному образованию «Об открытии специальности «Социальная работа». С этого момента началось взаимосвязанное развитие практики социальной работы и образования в данной сфере. В настоящее время данной специальности обучают в 130 государственных, муниципальных и частных вузах в 75 регионах России, в которых за прошедшие годы подготовлено более 8000 бакалавров, специалистов и магистров социальной работы (91. С.671-673). Кроме того, развивается система среднего профессионального образования в области социальной работы - дипломированных социальных работников готовят в десятках колледжей и техникумов. Сложился ряд крупных образовательных и научно-методических центров в области социальной работы - Московский государственный социальный университет (МГСУ), Московский гуманитарный университет, Алтайский государственный университет, Пермский государственный университет и др. В многоуровневой системе подготовки кадров социальной работы можно выделить допрофессиональный уровень (в профориетационных объединениях и школах); уровень базовой профессиональной подготовки (в вузах и средних специальных учебных заведениях); уровень переподготовки и повышения квалификации кадров (в системе ИПК, ФПК и аспирантуры). Профессиональная подготовка специалистов по социальной работе включает в себя разработку и апробацию стандартов высшего, среднего специального образования и допрофессиональной подготовки, научно-методическое оснащение учебных программ, разработку технологий решения образовательных задач, развитие форм повышения квалификации и профессионального совершенствования специалистов и т.д. Обучение социальной работе в высшей школе осуществляется в различных формах: очной, заочной, вечерней, дистанционной, экстерната и др. Оно включает федеральный (обязательный для всех вузов), региональный компоненты и дисциплины по выбору студентов. Студенты при этом получают фундаментальную социально-гуманитарную, естественнонаучную, общепрофессиональную и специальную подготовку. Социальная работа как учебная дисциплина представляет собой комплексное понятие, включающее в себя многоуровневое систематическое изложение основ теории и практики социальной работы. Ее целью является формирование у обучаемых целостного представления о содержании и направлениях социальной работы, ее инструментарии, технологиях и методах. Интегральный характер социальной работы как профессии обусловливает необходимость мультидисциплинарного характера обучения данной специальности. Для этого основные аспекты социальной работы освещаются в учебном процессе с позиции взаимосвязи идей гуманитарных, естественных и социальных наук как знаний о человеке, его личностном и социальном развитии в гармонии с обществом и природой. Системообразующим фактором процесса обучения социальной работе является соответствие качеств будущего специалиста целям, задачам и услови- ям его многофункциональной профессиональной деятельности, поэтому основное значение в обучении социальных работников приобретают их универсальные знания, навыки и принципы. Объем и уровень знаний специалиста определены образовательным стандартом, представляющим собой теоретизирован-ную профессиональную модель социальной работы. Начиная с 1991 г. Учебно-методическим объединением (УМО) вузов России на базе МГСУ, являющимся научным и методическим центром образования в области социальной работы, были разработаны и утверждены два поколения Государственных стандартов высшей профессиональной подготовки специалистов социальной работы. Ныне действующий образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 040101 - социальная работа, формально определяющий требования к знаниям специалиста, был принят в 2000 г. Положения Госстандарта определяют характер учебного процесса, набор и содержание преподаваемых дисциплин, выдвигают требования к характеристикам, которые требуются от специалистов по социальной работе. К последним относят: знания, необходимые для организации профессиональной помощи; навыки анализа конкретных социальных ситуаций; поддержку базовых общечеловеческих и ключевых профессиональных ценностей; сформированность и сознательное использование профессиональных и личностных качеств; дифференцированное применение навыков общения в профессиональных целях; социальную ответственность; искреннюю заинтересованность в работе с клиентом; устойчивую установку на самовоспитание и самообразование; готовность и умение решать сложные социальные проблемы (56. С.39; 74. С.50). Основные изменения, внесенные обновленным стандартом в состав обще- профессиональных и специальных дисциплин, касаются углубления профессионализации специалиста и гуманизации его обучения. Соответственно, расширен круг объектов и сфер использования специалистов - кроме системы социального обеспечения, они могут работать в системах образования, здравоохранения, обороны, правоохранительных органов и т.д. Это повышает требования к подготовке социальных работников, к кадровой, материально-технической и учебно-методической составляющим учебного процесса. Задание Изобразите теоретизированную профессиональную модель социальной работы в виде схемы. Совершенствование профессии в современном мире включает две разнонаправленные тенденции: специализацию и универсализацию, что требует интеграции академической подготовки и практической работы, поэтому особо важной частью образования в области социальной работы, формирующей качества студента как личности и квалифицированного специалиста, является практика. Четыре вида практики по социальной работе - ознакомительная, учебная, производственная и преддипломная позволяют студенту развить знания в области социологических, психологических, педагогических и иных основ социальной работы и умения внедрять их в жизнь. Структурно социальная работа представлена ее специализациями, сформулированными УМО РФ по образованию в области социальной работы и в Государственных стандартах и обусловленными практикой. Выделяют специализации, связанные с универсальным, междисциплинарным характером социальной работы - это организация социальной поддержки, а также социально-экономическая, социально-правовая, социально-педагогическая, социально-психологическая, социально-медицинская помощь. Кроме того, существуют специализации, связанные с частными объектами, подсистемами и видами социальной работы - например, социальная работа с детьми-сиротами, социальная работа в сфере занятости, социальное обслуживание населения (51. С. 13). В настоящее время существуют три ступени высшего образования в области социальной работы со следующими квалификациями - бакалавр социальной работы (4 года обучения), специалист по социальной работе (5 лет обучения), магистр социальной работы (6 лет обучения). Содержание каждого из этих видов профессионального образования построено по принципу дополнительности, что позволяет студентам переходить от одного из них к другому (44. С.5). На первое место при обучении бакалавра выдвигают его подготовленность к исследовательско-прикладной деятельности, которая может сочетаться с проведением организационно-административной и практической деятельности. Подготовка специалиста носит интегративный, т.е. теоретический, практически-деятельностный, исследовательско-аналитический, научно-педагогический характер. Магистр социальной работы должен быть подготовлен к выполнению задач исследовательского, прогнозно-проектного и информационно-ресурсного характера, поэтому половина времени, отведенного на его подготовку, посвящена научно-исследовательской работе и научно-педагогической практике. Качество обучения социальной работе с идеальной точки зрения характеризуется наличием интеллектуальных, коммуникационных, технологических и других знаний, умений и навыков в их органическом единстве. Для обеспечения высокого качества образования в области социальной работы необходимо учитывать качество отбора абитуриентов, профессорско-преподавательского состава, научно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса, научного обеспечения содержания образования, организации образовательного процесса, практической подготовки студентов, контроля уровня знаний, духовно-нравственного, социокультурного и физического развития студентов и т.д. (45. С. 140-142). С этими аспектами связаны проблемы в области обучения социальной работе, требующие решения. Представляется, что рост престижа профессии социального работника в российском обществе напрямую связан с развитием новых образовательных программ по социальной работе государством и субъектами федерации. Сейчас в российском обществе наблюдается тенденция к свертыванию программ подготовки социальных работников как экономически невыгодных, в условиях роста финансовых проблем, возникающих перед образованием. В то же время, уровень развития социальной работы продолжает оставаться индикатором ориентированности общества и региона на социальные нужды и решение проблем граждан (89. С. 34-35). Задание Изучив главу 27 учебника «Основы социальной работы» под ред. П.Д.Павленка (М., 1997), выявите основные проблемы подготовки специалистов по социальной работе в России. Специалисты говорят о необходимости разработки Комплексной программы подготовки и переподготовки профессиональных социальных работников, обеспечивающей высокое качество образования на основе современных концепций обучения. Она включает создание в России непрерывной системы образования в области социальной работы, куда входили бы ступени начального профессионального образования в средней школе, среднего профессионального образования в колледжах и техникумах, высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования (44. С.10-11; 83. С.72). Для совершенствования системы образования в области социальной работы требуется реализация следующих подходов: дифференцированный подход к подготовке специалистов в зависимости от конкретных условий в обществе и регионах; всеохватывающий подход в территориальном и кадровом отношении: включение в систему подготовки специалистов не только Министерства здравоохранения и социального развития РФ, но и других заинтересованных министерств, а также уровней федерации и регионов, взаимодействующих между собой; практико-ориентированный подход, предполагающий вовлечение квалифицированных практических специалистов в процесс обучения, в соединении с фундаментальностью обучения; превентивный подход, требующий при проектировании образования учета тенденций развития системы социальной защиты населения и др. Эти подходы усиливают обучающую функцию социальной работы, стимулируя появление новых образовательных программ и расширение диапазона использования специалистов в социальной сфере. Обучение в области социальной работы предусматривает анализ, проектирование и конструирование ситуаций и процессов социальной работы. На лекциях и практических занятиях в вузе осваиваются конкретные теории, научные методы и технологии будущей деятельности. Соответственно, в процессе обучения данной специальности центральным его субъектом должен быть студент, который несет ответственность за результаты своего труда. В свою очередь, преподаватель, находящийся со студентом в непосредственной взаимосвязи, а также административные структуры вуза, обязаны создать условия, благодаря которым возможно личностное и профессиональное саморазвитие студента в образовательном процессе (45. С. 142). Таким образом, социальное образование в области социальной работы представляет собой профессиональное становление личности специалиста. В современном мире оно связано с возникновением потребности в постоянном самосовершенствовании, в выработке умения побуждать себя к непрерывному обновлению знаний. В образовательный процесс российской социальной работы воплощается принятая в современном мире концептуальная идея о воспита- нии и развитии личности через профессию, особенно актуальная для профессий системы «человек-человек». Контрольные вопросы и задания 1. Какова роль профессионализации в формировании профессионализма 2. На основе знаний, полученных при изучении социологии социальной 3. Выявите особенности профессиональной деятельности специалиста со 4. Объясните содержание такой роли специалиста как «мобилизатор кли 5. В чем состоит взаимосвязь личных и профессиональных качеств специа 6. Какова роль общения в профессиональной деятельности социальных ра 7. Назовите компоненты продуктивного общения в социальной работе. 8. Почему в социальной работе прежде всего следует использовать инте 9. На основе знаний, полученных при изучении психологии и социологии,
10. Приведите пример осуществления специалистом социальной работы 11. Изобразите взаимосвязь между эффективностью социальной работы и 12. На основе знаний, полученных в ходе производственной практики, вы 13. Как можно осуществить анализ эффективности деятельности специа 14. Объясните взаимозависимость между мотивацией деятельности спе 15. Приведите примеры проявления специальных компетентностей спе 16. Укажите на специфику профессиональной компетентности в социаль 17. В чем состоит роль образования в современном глобальном обществе? 18. Что представляет собой система социального образования? 19. Докажите, что социальная работа как учебная дисциплина является от 20. Изобразите процесс обучения социальной работе в высшей школе в ви 21. Объясните суть и значение каждого из подходов, связанных с совер
22. В чем Вы видите возможности усиления практической компоненты 23. Объясните, в чем проявляются партнерские отношения субъектов обра ЗAКЛЮЧЕНИЕ Процесс интернационализации социального знания проявляет себя в начале XXI в. в поиске общего дискурса учеными разных стран при опоре на разнообразные парадигмы познания и освоения мира и в осуществлении совместных практических и научных программ. Такие же процессы наблюдаются в социальной работе. Российские ученые П.В.Романов и Е.Р.Ярская-Смирнова, предлагая периодизацию этого вида деятельности в международной перспективе, говорят об учреждении первых образовательных программ социальной работы и создании профессиональных ассоциаций в конце XIX в.; развитии теоретических подходов в начале XX в.; радикализации социальной работы и пересмотре теоретических подходов с середины XX в.; о тенденции к объединению теоретических подходов и к интеграции теории и практики, к глобализации профессии на современном этапе (59. С.64). В свете происходящих макросоциальных изменений российские исследователи также рассматривают теорию социальной работы как междисциплинарное и комплексное знание о личности и обществе - науку, изучающую социальную работу, изменяющий и изменяющийся вид практической деятельности. Предметом этой теории выступают социальные процессы, связанные с оптимизацией деятельности людей в пространстве социальной работы, а ее объектом являются социальные отношения, обеспечивающие позитивный характер этих взаимодействий. Спектр проблем данной науки весьма широк, что позволяет говорить о необходимости междисциплинарных связей между теорией социальной работы и другими науками, рассматривающими разнообразные отношения людей, средств их жизнеобеспечения и окружающей их социоэко-логической среды. Предлагаемое учебное пособие построено с учетом вышеназванных глобальных тенденций развития теории социальной работы. Одновременно автор учебного пособия исходит из требований, изложенных в Государственном образовательном стандарте и выражающих особенности российской профессио- нальной модели подготовки специалистов в области социальной работы. Интегральный методологический подход в русле теории социальных изменений выдвигается автором в качестве синтетической научной парадигмы, использующей возможности различных гуманитарных, социальных и естественных наук для мобилизации социальной деятельности в области социальной работы. Его применение в теории, практике и образовательном процессе в области социальной работы позволяет, по мнению автора, сформировать оптимальные подходы к разрешению основных противоречий этого поля деятельности: между высокой степенью готовности молодых специалистов по социальной работе к позитивным преобразованиям в обществе - и их недостаточной востребованностью в профессиональной среде; между необходимостью в государственной помощи множеству социально уязвимых групп населения - и ставкой на субсидиарность социальной политики и самообеспечение граждан; между объективной потребностью в специалистах по социальной работе в социально нездоровом российском обществе - и незавершенностью процесса осознания важности социальной работы государством и т.д. Автор учебного пособия, исходя из интегрального подхода, большое внимание уделяет укреплению междисциплинарных связей между осваиваемыми студентами учебными дисциплинами. «Теория социальной работы», согласно рабочему учебному плану специальности 040101, изучается в четвертом и пятом семестрах. Одновременно студенты овладевают знаниями по таким дисциплинам как «Социальная политика», «Правоведение», «Социология деви-антного поведения», «Социология социальной сферы» и пр. При этом содержание учебного пособия обнаруживает тесные междисциплинарные связи данной учебной дисциплины с курсами психологии, социологии, философии, социальной экологии, антропологии, истории социальной работы, изучение которых предшествует теории социальной работы, и позволяет учесть исходный уровень знаний студента. В свою очередь, освоение концептуально-теоретических основ данной учебной дисциплины способствует изучению таких общепрофессиональных и специальных дисциплин как «Технология социальной работы», «Этические основы социальной работы», «Социально-педагогическая работа», «Социальные инновации» и др., следующих за теорией социальной работы в семестровом распределении рабочего учебного плана специальности. Теоретические закономерности, выявленные в учебном пособии, раскрываются автором с помощью инновационных методических приемов. В частности, проблемные задания в виде вставок по всему тексту учебного пособия позволяют студентам вспомнить материал ранее пройденных дисциплин, укрепить знания по предметам, изучаемым параллельно теории социальной работы и подготовиться к восприятию основ новых учебных дисциплин. Кроме того, проблемные задания позволяют связать разные темы самого учебного пособия, напоминая студентам материал уже изученных разделов и позволяя «заглянуть вперед». В последних разделах проблемные задания отличаются большей сложностью, что связано с необходимостью формирования у студента творческого мышления и системного мировоззрения, основы которого развиваются в процессе овладения материалом пособия. Глубокое освоение предлагаемого в учебном пособии материала будет способствовать развитию профессиональной рефлексии, необходимой специалисту для дальнейшей эффективной деятельности, направленной на улучшение социального положения и социального самочувствия человека, а, следовательно, повышению уровня профессионализации социальной работы в целом. ТИПОВЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ 1. Социальная деятельность как категория теории социальной работы. 2. Социальные действия, социальные взаимодействия, социальные отно 3. Структурные и содержательные компоненты деятельности в социальной 4. Деятельностно-активистский подход в теории социальной работы. 5. Аспекты практики социальной работы. 6. Социальная помощь и социальная поддержка как формы социальной ра 7. Методы социальной работы. 8. Гуманистический подход в теории социальной работы. 9. Клиент-центрированная модель социальной работы.
10. Взаимосвязь субъекта и объекта социальной работы. 11. Объектная сфера социальной работы. 12. «Группы риска» как объект социальной работы. 13. Ценности социальной работы. 14. Гуманистические основания социальной работы. 15. Принципы социальной работы. 16. Социальная справедливость в системе принципов социальной работы. 17. Теория справедливости Д.Ролза. 18. Пространство социальной работы. 19. Социальная сфера и социальная жизнь как категории социальной рабо 20. Функции социальной работы. 21. Модели социальной работы. 22. Уровни системы социальной работы. 23. Характеристики взаимодействий в системе социальной работы. 24. Цели и задачи социальной работы. 25. Социальный процесс как категория теории социальной работы. 26. Социальные изменения в процессе социальной работы. 27. Правовая основа социальной работы. 28. Ресурсы социальной работы. 29. Интервенции в социальной работе. 30. Источники влияния в социальной работе. 31. Интерактивный подход в теории социальной работы. 32. Социальное партнерство в социальной работе. 33. Социальная проблема как категория теории социальной работы. 34. Модель разрешения проблем в социальной работе. 35. Трудная жизненная ситуация как категория теории социальной работы. 36. Модель адаптации к трудной жизненной ситуации в социальной рабо 37. Клиент социальных служб как категория теории социальной работы. 38. Системный подход к клиенту социальной работы А.Пинкуса и 39. Социальная защита как категория теории социальной работы. 40. Принципы деятельности и структура системы социальной защиты в 41. Социальная помощь как категория теории социальной работы. 42. Социальное обслуживание в системе социальной защиты российского 43. Социальная политика как категория теории социальной работы. 44. Концепция социального государства. 45. Особенности современной российской социальной политики. 46. Философские основания теории социальной работы. 47. Социологические основания теории социальной работы. 48. Психологические основания теории социальной работы. 49. Системно-синергетический подход в теории социальной работы. 50. Содержание системного методологического подхода в науке. 51. Теория систем в теоретическом фундаменте социальной работы. 52. Синергетика в теоретическом фундаменте социальной работы. 53. Феноменология в теоретическом фундаменте социальной работы. 54. Специфика социальной синергии. 55. Концепция «жизненного мира» Э.Гуссерля и А.Щюца. 56. Понимание как феномен социальной работы. 57. Рефлексивная деятельность в социальной работе. 58. Аномия и девиация в теории социальной работы. 59. Постмодернистские основания теории социальной работы. 60. Теории социального действия и взаимодействия в теоретическом фун 61. Теории социальных изменений в теоретическом фундаменте социаль 62. Концепции социальной интеракции. 63. Концепция «травмы социальных изменений» П.Штомпки. 64. Интегральный методологический подход как основа теоретической ха 65. Экоантропоцентристский подход в теории социальной работы. 66. Концепция «устойчивого развития». 67. Комплексные теоретические подходы в социальной работе. 68. Предметное поле теории социальной работы. 69. Закономерности и законы теории социальной работы. 70. Принципы теории социальной работы. 71. Методы теории социальной работы. 72. Взаимосвязь базовых категорий теории социальной работы. 73. Функции теории социальной работы. 74. Проблемное поле теории социальной работы. 75. Проблема научной идентификации современной российской социаль 76. Профессионализация социальной работы в современном российском 77. Особенности профессиональной деятельности специалиста по социаль 78. Коммуникативная составляющая профессионализма в социальной ра 79. Проблема эффективной деятельности специалиста по социальной рабо 80. Социальное образование. 81. Характеристики процесса обучения социальной работе. 82. Тенденции развития образовательного процесса в области социальной ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ 1. Проблема трудной жизненной ситуации в теории социальной работы. 2. Проблемы клиентов как объект деятельности социальных служб. 3. Одиночество как проблема практики социальной работы. 4. Семья с ребенком-инвалидом как объект социальной работы. 5. Социальная защита интересов женщины-матери как проблема практики 6. Социальная защита детей-сирот как проблема практики социальной ра 7. Социально-активный индивид как объект и субъект социальной работы. 8. Уровень и образ жизни пожилых людей в современном российском об 9. Проблема бездомности как формы социальной депривации в теории со
10. Социализация ребенка как объект социальной работы. 11. Социальная опека и попечительство как сфера социальной работы. 12. Теория и технология социальной работы - область взаимодействия. 13. Обучение социальной работе как элемент социального образования. 14. Обеспечение социального здоровья как проблема практики социальной 15. Эвохомология А.Вало и теория социальной работы - область взаимо 16. Концепция социальной травмы П.Штомпки и теория социальной рабо 17. Религиозные организации как субъекты социальной помощи и под 18. Общественные организации как субъекты социальной помощи и под 19. Разрешение трудовых конфликтов как проблема практики социальной 20. Разрешение семейных конфликтов как проблема практики социальной 21. Благотворительность как сфера непрофессиональной социальной рабо 22. Социальная защита малообеспеченных слоев населения как проблема 23. Взаимосвязь социальной помощи и социальной поддержки в системе 24. Направления развития социальной политики современного российского 25. Социальные и экономические показатели уровня социальной защи 26. Правовое поле социальной работы современной России. 27. Актуальные проблемы современной российской социальной работы. 28. Научные школы социальной работы в современной России - проблема 29. Вынужденные переселенцы как объекты социальной работы. 30. Социальное обслуживание как элемент системы социальной защиты 31. Социальное обеспечение как элемент системы социальной защиты на 32. Социальное страхование как элемент системы социальной защиты на
33. Взаимосвязь социальных отклонений и социального творчества как 34. Проблемы оптимизации деятельности Пенсионного фонда как органа 35. Проблемы оптимизации деятельности Департаментов социальной за 36. Проблемы оптимизации деятельности Департаментов занятости как ор 37. Социальная защита детства как проблема практики социальной работы. 38. Специфика управления социальной работой на муниципальном уровне. 39. Адресный подход к клиенту как проблема теории социальной работы. 40. Формирование субъект-субъектных отношений как проблема теории 41. Дезадаптированные подростки как объект социальн
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 925; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.74.41 (0.014 с.) |