Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение специалистов по социальной работе

Поиск

Профессиональная деятельность в области социальной работы включает в себя педагогическую составляющую, которая реализуется через систему обра­зовательной подготовки.

Образование относится к числу фундаментальных ценностей современного глобального общества, ориентированного на социальное и культурное развитие человека, соответствие его образовательно-профессионального уровня потреб­ностям общественного производства.

В настоящее время образование претерпевает ряд изменений, связанных с тенденцией международной интеграции образовательного процесса. Они обу­словлены глобализацией профессий, межкультурным обменом между страна­ми, применением новых технологий, изменением образа и стиля жизни людей. В постиндустриальных странах воплощается концепция интегрального образо­вания (К.Манхейм). Она строится на идее неделимости личности, новый опыт


которой соединяется с уже существующими знаниями в процессе непрерывного образования. Следовательно, образование выступает одним из основных соци­альных факторов, воздействующих на поведение человека и на формирование его личности.

Задание

На основе знаний, полученных в курсе социологии, дайте определение образования как социального института и вида социальной деятельно­сти.

В рискогенном, изменяющемся мире все большее значение приобретает умение людей обеспечивать для себя в конкретном обществе приемлемый уро­вень и качество жизни. Это достигается путем овладения социальными знания­ми и формирования социальных навыков. Фундаментом социального научения человека выступает освоение им особой образовательной области - социальных наук, объединенных междисциплинарными связями. Это социальная антропо­логия, социология, социальная экология, социальная психология и другие нау­ки, которые ориентируются на изучение социальных отношений как на общий объект (45. С.50). Область социального знания, представленная социальными науками, ретранслируется с помощью системы социального образования.

Существует три основных подхода к пониманию содержания социального образования. Согласно первому из них, социальное образование означает под­готовку профессиональных кадров для учреждений социальной защиты. Вторая точка зрения определяет социальное образование как обучение, ориентирован­ное на познание закономерностей развития социальной сферы. Третий подход содержит расширительное толкование социального образования как института общества (75. С.586).

Представление об образовании в области социальной работы как об одной из подсистем социального образования приближает ее исследователей ко вто-


рой из перечисленных концепций. Становление социального образования в на­званном качестве в России связано с осознанием в 90-е гг. XX в. в государст­венном масштабе необходимости научного анализа социальных реалий эконо­мической и социокультурной ситуации и выработки стратегии дальнейшего со­циального движения, поэтому социальные науки стали уделять больше внима­ния изучению социальной сферы как пространства развития социальной жизни и социальной работы.

Цель социального образования состоит в осмыслении человеком своего места в мире и в овладении оптимальными способами взаимодействия с ним. Принципами осуществления образовательного процесса в рамках социального образования должны являться его доступность, непрерывность получения, гу­манизация и экологизация содержания, формирование у человека социального интеллекта (100. С.9).

Социальное образование выполняет мировоззренческую, воспитательную, социально-политическую, информационную, коммуникативную, экономическую и экологическую функции, которые осуществляются посредством усвоения со­циальных знаний личностью и применения их в социальной практике. Оно ори­ентирует общество на создание интеллектуальных предпосылок для социально­го развития, а личность - на проявление всех ее возможностей и способностей. Результатом социального образования должно быть формирование социального мышления, основанного на ценностях социальной справедливости и индивиду­альной свободы.

Cоциальное образование можно представить в виде системы, состоящей из ряда уровней, на каждом из которых рассматривается свой объект. Ее метате-оретический уровень включает изучение общества в целом, его подсистем и места социальной деятельности в его развитии. Общенаучный уровень социаль­ного образования сосредоточен на законах развития социальной сферы и соци­ального взаимодействия коллективов и групп. Частнонаучный уровень высше­го социального образования позволяет овладеть теоретико-методологическими, общепрофессиональными и специальными основами конкретной социальной


специальности. Так, социальное образование в области социальной работы на этом уровне предусматривает изучение проблем ее теории и практики.

Образование в области социальной работы в России развивается в русле мировых тенденций развития образовательного процесса. Это проявляется в интернационализации обучения социальной работе, активном взаимодействии ученых и практиков социальной работы, а также международных организаций в направлении совершенствования подготовки специалистов. Одновременно ре­шается традиционная для российского образования задача обеспечения буду­щих социальных работников высоким уровнем знаний и профессиональных умений.

Обучение социальной работе в странах Западной Европы и США нача­лось в конце XIX - начале XX вв., причем учреждение первых программ обра­зования в этой области происходило одновременно с формированием социаль­ной работы как вида практической и теоретической деятельности. В России обучение социальной работе в вузах страны связано с моментом институциона-лизации социальной работы как профессии. Специальность «Социальная рабо­та» была утверждена 7.08.1991 г., согласно приказу Государственного комитета СССР по народному образованию «Об открытии специальности «Социальная работа». С этого момента началось взаимосвязанное развитие практики соци­альной работы и образования в данной сфере.

В настоящее время данной специальности обучают в 130 государствен­ных, муниципальных и частных вузах в 75 регионах России, в которых за про­шедшие годы подготовлено более 8000 бакалавров, специалистов и магистров социальной работы (91. С.671-673). Кроме того, развивается система среднего профессионального образования в области социальной работы - дипломиро­ванных социальных работников готовят в десятках колледжей и техникумов. Сложился ряд крупных образовательных и научно-методических центров в об­ласти социальной работы - Московский государственный социальный универ­ситет (МГСУ), Московский гуманитарный университет, Алтайский государст­венный университет, Пермский государственный университет и др.


В многоуровневой системе подготовки кадров социальной работы можно выделить допрофессиональный уровень (в профориетационных объединениях и школах); уровень базовой профессиональной подготовки (в вузах и средних специальных учебных заведениях); уровень переподготовки и повышения ква­лификации кадров (в системе ИПК, ФПК и аспирантуры).

Профессиональная подготовка специалистов по социальной работе вклю­чает в себя разработку и апробацию стандартов высшего, среднего специально­го образования и допрофессиональной подготовки, научно-методическое осна­щение учебных программ, разработку технологий решения образовательных задач, развитие форм повышения квалификации и профессионального совер­шенствования специалистов и т.д.

Обучение социальной работе в высшей школе осуществляется в различ­ных формах: очной, заочной, вечерней, дистанционной, экстерната и др. Оно включает федеральный (обязательный для всех вузов), региональный компо­ненты и дисциплины по выбору студентов. Студенты при этом получают фун­даментальную социально-гуманитарную, естественнонаучную, общепрофес­сиональную и специальную подготовку.

Социальная работа как учебная дисциплина представляет собой ком­плексное понятие, включающее в себя многоуровневое систематическое изло­жение основ теории и практики социальной работы. Ее целью является форми­рование у обучаемых целостного представления о содержании и направлениях социальной работы, ее инструментарии, технологиях и методах. Интегральный характер социальной работы как профессии обусловливает необходимость мультидисциплинарного характера обучения данной специальности. Для этого основные аспекты социальной работы освещаются в учебном процессе с пози­ции взаимосвязи идей гуманитарных, естественных и социальных наук как зна­ний о человеке, его личностном и социальном развитии в гармонии с общест­вом и природой.

Системообразующим фактором процесса обучения социальной работе является соответствие качеств будущего специалиста целям, задачам и услови-


ям его многофункциональной профессиональной деятельности, поэтому основ­ное значение в обучении социальных работников приобретают их универсаль­ные знания, навыки и принципы. Объем и уровень знаний специалиста опреде­лены образовательным стандартом, представляющим собой теоретизирован-ную профессиональную модель социальной работы. Начиная с 1991 г. Учеб­но-методическим объединением (УМО) вузов России на базе МГСУ, являю­щимся научным и методическим центром образования в области социальной работы, были разработаны и утверждены два поколения Государственных стандартов высшей профессиональной подготовки специалистов социальной работы. Ныне действующий образовательный стандарт высшего профессио­нального образования по специальности 040101 - социальная работа, формаль­но определяющий требования к знаниям специалиста, был принят в 2000 г.

Положения Госстандарта определяют характер учебного процесса, набор и содержание преподаваемых дисциплин, выдвигают требования к характери­стикам, которые требуются от специалистов по социальной работе. К послед­ним относят:

знания, необходимые для организации профессиональной помощи;

навыки анализа конкретных социальных ситуаций;

поддержку базовых общечеловеческих и ключевых профессиональных ценностей;

сформированность и сознательное использование профессиональных и личностных качеств;

дифференцированное применение навыков общения в профессиональных целях;

социальную ответственность;

искреннюю заинтересованность в работе с клиентом;

устойчивую установку на самовоспитание и самообразование;

готовность и умение решать сложные социальные проблемы (56. С.39; 74. С.50).

Основные изменения, внесенные обновленным стандартом в состав обще-


профессиональных и специальных дисциплин, касаются углубления профес­сионализации специалиста и гуманизации его обучения. Соответственно, рас­ширен круг объектов и сфер использования специалистов - кроме системы со­циального обеспечения, они могут работать в системах образования, здраво­охранения, обороны, правоохранительных органов и т.д. Это повышает требо­вания к подготовке социальных работников, к кадровой, материально-технической и учебно-методической составляющим учебного процесса.

Задание

Изобразите теоретизированную профессиональную модель социальной работы в виде схемы.

Совершенствование профессии в современном мире включает две разно­направленные тенденции: специализацию и универсализацию, что требует ин­теграции академической подготовки и практической работы, поэтому особо важной частью образования в области социальной работы, формирующей каче­ства студента как личности и квалифицированного специалиста, является прак­тика. Четыре вида практики по социальной работе - ознакомительная, учебная, производственная и преддипломная позволяют студенту развить знания в об­ласти социологических, психологических, педагогических и иных основ соци­альной работы и умения внедрять их в жизнь.

Структурно социальная работа представлена ее специализациями, сформу­лированными УМО РФ по образованию в области социальной работы и в Госу­дарственных стандартах и обусловленными практикой. Выделяют специализа­ции, связанные с универсальным, междисциплинарным характером социальной работы - это организация социальной поддержки, а также социально-экономическая, социально-правовая, социально-педагогическая, социально-психологическая, социально-медицинская помощь. Кроме того, существуют


специализации, связанные с частными объектами, подсистемами и видами со­циальной работы - например, социальная работа с детьми-сиротами, социаль­ная работа в сфере занятости, социальное обслуживание населения (51. С. 13).

В настоящее время существуют три ступени высшего образования в об­ласти социальной работы со следующими квалификациями - бакалавр соци­альной работы (4 года обучения), специалист по социальной работе (5 лет обучения), магистр социальной работы (6 лет обучения). Содержание каждо­го из этих видов профессионального образования построено по принципу до­полнительности, что позволяет студентам переходить от одного из них к дру­гому (44. С.5). На первое место при обучении бакалавра выдвигают его подго­товленность к исследовательско-прикладной деятельности, которая может со­четаться с проведением организационно-административной и практической деятельности. Подготовка специалиста носит интегративный, т.е. теоретиче­ский, практически-деятельностный, исследовательско-аналитический, научно-педагогический характер. Магистр социальной работы должен быть подготов­лен к выполнению задач исследовательского, прогнозно-проектного и инфор­мационно-ресурсного характера, поэтому половина времени, отведенного на его подготовку, посвящена научно-исследовательской работе и научно-педагогической практике.

Качество обучения социальной работе с идеальной точки зрения харак­теризуется наличием интеллектуальных, коммуникационных, технологических и других знаний, умений и навыков в их органическом единстве. Для обеспече­ния высокого качества образования в области социальной работы необходимо учитывать качество отбора абитуриентов, профессорско-преподавательского состава, научно-методического и материально-технического обеспечения учеб­ного процесса, научного обеспечения содержания образования, организации образовательного процесса, практической подготовки студентов, контроля уровня знаний, духовно-нравственного, социокультурного и физического раз­вития студентов и т.д. (45. С. 140-142). С этими аспектами связаны проблемы в области обучения социальной работе, требующие решения.


Представляется, что рост престижа профессии социального работника в российском обществе напрямую связан с развитием новых образовательных программ по социальной работе государством и субъектами федерации. Сейчас в российском обществе наблюдается тенденция к свертыванию программ под­готовки социальных работников как экономически невыгодных, в условиях роста финансовых проблем, возникающих перед образованием. В то же время, уровень развития социальной работы продолжает оставаться индикатором ори­ентированности общества и региона на социальные нужды и решение проблем граждан (89. С. 34-35).

Задание

Изучив главу 27 учебника «Основы социальной работы» под ред. П.Д.Павленка (М., 1997), выявите основные проблемы подготовки спе­циалистов по социальной работе в России.

Специалисты говорят о необходимости разработки Комплексной про­граммы подготовки и переподготовки профессиональных социальных ра­ботников, обеспечивающей высокое качество образования на основе совре­менных концепций обучения. Она включает создание в России непрерывной системы образования в области социальной работы, куда входили бы ступени начального профессионального образования в средней школе, среднего про­фессионального образования в колледжах и техникумах, высшего профессио­нального образования и послевузовского профессионального образования (44. С.10-11; 83. С.72).

Для совершенствования системы образования в области социальной ра­боты требуется реализация следующих подходов:

дифференцированный подход к подготовке специалистов в зависимости от конкретных условий в обществе и регионах;


всеохватывающий подход в территориальном и кадровом отношении: включение в систему подготовки специалистов не только Министерства здра­воохранения и социального развития РФ, но и других заинтересованных мини­стерств, а также уровней федерации и регионов, взаимодействующих между собой;

практико-ориентированный подход, предполагающий вовлечение квали­фицированных практических специалистов в процесс обучения, в соединении с фундаментальностью обучения;

превентивный подход, требующий при проектировании образования уче­та тенденций развития системы социальной защиты населения и др.

Эти подходы усиливают обучающую функцию социальной работы, стиму­лируя появление новых образовательных программ и расширение диапазона использования специалистов в социальной сфере.

Обучение в области социальной работы предусматривает анализ, проек­тирование и конструирование ситуаций и процессов социальной работы. На лекциях и практических занятиях в вузе осваиваются конкретные теории, науч­ные методы и технологии будущей деятельности. Соответственно, в процессе обучения данной специальности центральным его субъектом должен быть сту­дент, который несет ответственность за результаты своего труда. В свою оче­редь, преподаватель, находящийся со студентом в непосредственной взаимо­связи, а также административные структуры вуза, обязаны создать условия, благодаря которым возможно личностное и профессиональное саморазвитие студента в образовательном процессе (45. С. 142).

Таким образом, социальное образование в области социальной работы представляет собой профессиональное становление личности специалиста. В современном мире оно связано с возникновением потребности в постоянном самосовершенствовании, в выработке умения побуждать себя к непрерывному обновлению знаний. В образовательный процесс российской социальной рабо­ты воплощается принятая в современном мире концептуальная идея о воспита-


нии и развитии личности через профессию, особенно актуальная для профессий системы «человек-человек».

Контрольные вопросы и задания

1. Какова роль профессионализации в формировании профессионализма
специалиста?

2. На основе знаний, полученных при изучении социологии социальной
сферы, дайте определение понятию «социальность».

3. Выявите особенности профессиональной деятельности специалиста со­
циальной работы.

4. Объясните содержание такой роли специалиста как «мобилизатор кли­
ента».

5. В чем состоит взаимосвязь личных и профессиональных качеств специа­
листа по социальной работе?

6. Какова роль общения в профессиональной деятельности социальных ра­
ботников?

7. Назовите компоненты продуктивного общения в социальной работе.

8. Почему в социальной работе прежде всего следует использовать инте­
рактивные и трансакционные модели коммуникации?

9. На основе знаний, полученных при изучении психологии и социологии,
сформулируйте понятие вербальной и невербальной коммуникации.

 

10. Приведите пример осуществления специалистом социальной работы
посреднической функции.

11. Изобразите взаимосвязь между эффективностью социальной работы и
эффективностью деятельности кадров социальной работы в виде схемы.

12. На основе знаний, полученных в ходе производственной практики, вы­
явите внутренние и внешние мотивы деятельности конкретного специалиста
социальной работы.

13. Как можно осуществить анализ эффективности деятельности специа­
листа социальной работы на потребностно-мотивационном уровне?


14. Объясните взаимозависимость между мотивацией деятельности спе­
циалиста социальной работы и его профессиональной компетентностью.

15. Приведите примеры проявления специальных компетентностей спе­
циалиста социальной работы.

16. Укажите на специфику профессиональной компетентности в социаль­
ной работе.

17. В чем состоит роль образования в современном глобальном обществе?

18. Что представляет собой система социального образования?

19. Докажите, что социальная работа как учебная дисциплина является от­
раслью социального образования.

20. Изобразите процесс обучения социальной работе в высшей школе в ви­
де схемы.

21. Объясните суть и значение каждого из подходов, связанных с совер­
шенствованием образовательной системы в области социальной работы.

 

22. В чем Вы видите возможности усиления практической компоненты
обучения социальной работе?

23. Объясните, в чем проявляются партнерские отношения субъектов обра­
зовательного процесса социальной работы.


ЗAКЛЮЧЕНИЕ

Процесс интернационализации социального знания проявляет себя в на­чале XXI в. в поиске общего дискурса учеными разных стран при опоре на раз­нообразные парадигмы познания и освоения мира и в осуществлении совмест­ных практических и научных программ.

Такие же процессы наблюдаются в социальной работе. Российские уче­ные П.В.Романов и Е.Р.Ярская-Смирнова, предлагая периодизацию этого вида деятельности в международной перспективе, говорят об учреждении первых образовательных программ социальной работы и создании профессиональных ассоциаций в конце XIX в.; развитии теоретических подходов в начале XX в.; радикализации социальной работы и пересмотре теоретических подходов с се­редины XX в.; о тенденции к объединению теоретических подходов и к инте­грации теории и практики, к глобализации профессии на современном этапе (59. С.64).

В свете происходящих макросоциальных изменений российские исследо­ватели также рассматривают теорию социальной работы как междисциплинар­ное и комплексное знание о личности и обществе - науку, изучающую соци­альную работу, изменяющий и изменяющийся вид практической деятельности.

Предметом этой теории выступают социальные процессы, связанные с оптимизацией деятельности людей в пространстве социальной работы, а ее объектом являются социальные отношения, обеспечивающие позитивный ха­рактер этих взаимодействий. Спектр проблем данной науки весьма широк, что позволяет говорить о необходимости междисциплинарных связей между теори­ей социальной работы и другими науками, рассматривающими разнообразные отношения людей, средств их жизнеобеспечения и окружающей их социоэко-логической среды.

Предлагаемое учебное пособие построено с учетом вышеназванных гло­бальных тенденций развития теории социальной работы. Одновременно автор учебного пособия исходит из требований, изложенных в Государственном об­разовательном стандарте и выражающих особенности российской профессио-


нальной модели подготовки специалистов в области социальной работы. Инте­гральный методологический подход в русле теории социальных изменений вы­двигается автором в качестве синтетической научной парадигмы, использую­щей возможности различных гуманитарных, социальных и естественных наук для мобилизации социальной деятельности в области социальной работы. Его применение в теории, практике и образовательном процессе в области социаль­ной работы позволяет, по мнению автора, сформировать оптимальные подходы к разрешению основных противоречий этого поля деятельности:

между высокой степенью готовности молодых специалистов по социаль­ной работе к позитивным преобразованиям в обществе - и их недостаточной востребованностью в профессиональной среде;

между необходимостью в государственной помощи множеству социально уязвимых групп населения - и ставкой на субсидиарность социальной политики и самообеспечение граждан;

между объективной потребностью в специалистах по социальной работе в социально нездоровом российском обществе - и незавершенностью процесса осознания важности социальной работы государством и т.д.

Автор учебного пособия, исходя из интегрального подхода, большое внимание уделяет укреплению междисциплинарных связей между осваивае­мыми студентами учебными дисциплинами. «Теория социальной работы», со­гласно рабочему учебному плану специальности 040101, изучается в четвертом и пятом семестрах. Одновременно студенты овладевают знаниями по таким дисциплинам как «Социальная политика», «Правоведение», «Социология деви-антного поведения», «Социология социальной сферы» и пр. При этом содержа­ние учебного пособия обнаруживает тесные междисциплинарные связи данной учебной дисциплины с курсами психологии, социологии, философии, социаль­ной экологии, антропологии, истории социальной работы, изучение которых предшествует теории социальной работы, и позволяет учесть исходный уровень знаний студента. В свою очередь, освоение концептуально-теоретических ос­нов данной учебной дисциплины способствует изучению таких общепрофес­сиональных и специальных дисциплин как «Технология социальной работы»,


«Этические основы социальной работы», «Социально-педагогическая работа», «Социальные инновации» и др., следующих за теорией социальной работы в семестровом распределении рабочего учебного плана специальности.

Теоретические закономерности, выявленные в учебном пособии, раскры­ваются автором с помощью инновационных методических приемов. В частно­сти, проблемные задания в виде вставок по всему тексту учебного пособия по­зволяют студентам вспомнить материал ранее пройденных дисциплин, укре­пить знания по предметам, изучаемым параллельно теории социальной работы и подготовиться к восприятию основ новых учебных дисциплин. Кроме того, проблемные задания позволяют связать разные темы самого учебного пособия, напоминая студентам материал уже изученных разделов и позволяя «заглянуть вперед». В последних разделах проблемные задания отличаются большей сложностью, что связано с необходимостью формирования у студента творче­ского мышления и системного мировоззрения, основы которого развиваются в процессе овладения материалом пособия.

Глубокое освоение предлагаемого в учебном пособии материала будет способствовать развитию профессиональной рефлексии, необходимой специа­листу для дальнейшей эффективной деятельности, направленной на улучшение социального положения и социального самочувствия человека, а, следователь­но, повышению уровня профессионализации социальной работы в целом.


ТИПОВЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

1. Социальная деятельность как категория теории социальной работы.

2. Социальные действия, социальные взаимодействия, социальные отно­
шения и социальные связи как категории социальной работы.

3. Структурные и содержательные компоненты деятельности в социальной
работе.

4. Деятельностно-активистский подход в теории социальной работы.

5. Аспекты практики социальной работы.

6. Социальная помощь и социальная поддержка как формы социальной ра­
боты.

7. Методы социальной работы.

8. Гуманистический подход в теории социальной работы.

9. Клиент-центрированная модель социальной работы.

 

10. Взаимосвязь субъекта и объекта социальной работы.

11. Объектная сфера социальной работы.

12. «Группы риска» как объект социальной работы.

13. Ценности социальной работы.

14. Гуманистические основания социальной работы.

15. Принципы социальной работы.

16. Социальная справедливость в системе принципов социальной работы.

17. Теория справедливости Д.Ролза.

18. Пространство социальной работы.

19. Социальная сфера и социальная жизнь как категории социальной рабо­
ты.

20. Функции социальной работы.

21. Модели социальной работы.

22. Уровни системы социальной работы.

23. Характеристики взаимодействий в системе социальной работы.

24. Цели и задачи социальной работы.

25. Социальный процесс как категория теории социальной работы.


26. Социальные изменения в процессе социальной работы.

27. Правовая основа социальной работы.

28. Ресурсы социальной работы.

29. Интервенции в социальной работе.

30. Источники влияния в социальной работе.

31. Интерактивный подход в теории социальной работы.

32. Социальное партнерство в социальной работе.

33. Социальная проблема как категория теории социальной работы.

34. Модель разрешения проблем в социальной работе.

35. Трудная жизненная ситуация как категория теории социальной работы.

36. Модель адаптации к трудной жизненной ситуации в социальной рабо­
те.

37. Клиент социальных служб как категория теории социальной работы.

38. Системный подход к клиенту социальной работы А.Пинкуса и
А.Минахан.

39. Социальная защита как категория теории социальной работы.

40. Принципы деятельности и структура системы социальной защиты в
российском обществе.

41. Социальная помощь как категория теории социальной работы.

42. Социальное обслуживание в системе социальной защиты российского
общества.

43. Социальная политика как категория теории социальной работы.

44. Концепция социального государства.

45. Особенности современной российской социальной политики.

46. Философские основания теории социальной работы.

47. Социологические основания теории социальной работы.

48. Психологические основания теории социальной работы.

49. Системно-синергетический подход в теории социальной работы.

50. Содержание системного методологического подхода в науке.

51. Теория систем в теоретическом фундаменте социальной работы.

52. Синергетика в теоретическом фундаменте социальной работы.


53. Феноменология в теоретическом фундаменте социальной работы.

54. Специфика социальной синергии.

55. Концепция «жизненного мира» Э.Гуссерля и А.Щюца.

56. Понимание как феномен социальной работы.

57. Рефлексивная деятельность в социальной работе.

58. Аномия и девиация в теории социальной работы.

59. Постмодернистские основания теории социальной работы.

60. Теории социального действия и взаимодействия в теоретическом фун­
даменте социальной работы.

61. Теории социальных изменений в теоретическом фундаменте социаль­
ной работы.

62. Концепции социальной интеракции.

63. Концепция «травмы социальных изменений» П.Штомпки.

64. Интегральный методологический подход как основа теоретической ха­
рактеристики социальной работы.

65. Экоантропоцентристский подход в теории социальной работы.

66. Концепция «устойчивого развития».

67. Комплексные теоретические подходы в социальной работе.

68. Предметное поле теории социальной работы.

69. Закономерности и законы теории социальной работы.

70. Принципы теории социальной работы.

71. Методы теории социальной работы.

72. Взаимосвязь базовых категорий теории социальной работы.

73. Функции теории социальной работы.

74. Проблемное поле теории социальной работы.

75. Проблема научной идентификации современной российской социаль­
ной работы.

76. Профессионализация социальной работы в современном российском
обществе.

77. Особенности профессиональной деятельности специалиста по социаль­
ной работе.


78. Коммуникативная составляющая профессионализма в социальной ра­
боте.

79. Проблема эффективной деятельности специалиста по социальной рабо­
те.

80. Социальное образование.

81. Характеристики процесса обучения социальной работе.

82. Тенденции развития образовательного процесса в области социальной
работы.


ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Проблема трудной жизненной ситуации в теории социальной работы.

2. Проблемы клиентов как объект деятельности социальных служб.

3. Одиночество как проблема практики социальной работы.

4. Семья с ребенком-инвалидом как объект социальной работы.

5. Социальная защита интересов женщины-матери как проблема практики
социальной работы.

6. Социальная защита детей-сирот как проблема практики социальной ра­
боты.

7. Социально-активный индивид как объект и субъект социальной работы.

8. Уровень и образ жизни пожилых людей в современном российском об­
ществе как объект социальной работы.

9. Проблема бездомности как формы социальной депривации в теории со­
циальной работы.

 

10. Социализация ребенка как объект социальной работы.

11. Социальная опека и попечительство как сфера социальной работы.

12. Теория и технология социальной работы - область взаимодействия.

13. Обучение социальной работе как элемент социального образования.

14. Обеспечение социального здоровья как проблема практики социальной
работы.

15. Эвохомология А.Вало и теория социальной работы - область взаимо­
действия.

16. Концепция социальной травмы П.Штомпки и теория социальной рабо­
ты - область взаимодействия.

17. Религиозные организации как субъекты социальной помощи и под­
держки.

18. Общественные организации как субъекты социальной помощи и под­
держки.

19. Разрешение трудовых конфликтов как проблема практики социальной
работы.


20. Разрешение семейных конфликтов как проблема практики социальной
работы.

21. Благотворительность как сфера непрофессиональной социальной рабо­
ты.

22. Социальная защита малообеспеченных слоев населения как проблема
практики социальной работы.

23. Взаимосвязь социальной помощи и социальной поддержки в системе
социальной работы.

24. Направления развития социальной политики современного российского
государства.

25. Социальные и экономические показатели уровня социальной защи­
щенности гражданина.

26. Правовое поле социальной работы современной России.

27. Актуальные проблемы современной российской социальной работы.

28. Научные школы социальной работы в современной России - проблема
консолидации.

29. Вынужденные переселенцы как объекты социальной работы.

30. Социальное обслуживание как элемент системы социальной защиты
населения.

31. Социальное обеспечение как элемент системы социальной защиты на­
селения.

32. Социальное страхование как элемент системы социальной защиты на­
селения.

 

33. Взаимосвязь социальных отклонений и социального творчества как
проблема теории социальной работы.

34. Проблемы оптимизации деятельности Пенсионного фонда как органа
социальной защиты населения.

35. Проблемы оптимизации деятельности Департаментов социальной за­
шиты населения как органов управления социальной работой.

36. Проблемы оптимизации деятельности Департаментов занятости как ор­
ганов социальной защиты населения.


37. Социальная защита детства как проблема практики социальной работы.

38. Специфика управления социальной работой на муниципальном уровне.

39. Адресный подход к клиенту как проблема теории социальной работы.

40. Формирование субъект-субъектных отношений как проблема теории
социальной работы.

41. Дезадаптированные подростки как объект социальн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 925; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.74.41 (0.014 с.)