Теории социальных изменений в социальной работе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории социальных изменений в социальной работе



Творческим развитием теории действия является теория социальных из­менений, лежащая в основе научных построений современной социальной ра­боты. Среди идей многочисленных авторов теорий изменений необходимо вы­делить концепцию социальных изменений известного ученого, президента Ме­ждународной социологической ассоциации П.Штомпки. Он рассматривает со­циальное изменение как различие между состоянием одной и той же соци­альной системы в последовательные отрезки времени. Следовательно, это по­нятие указывает на переход системы из одного состояния в другое. Изменения происходят на институциональном и деятельностном уровнях, они касаются


состава системы; связей ее элементов, т.е. социальных норм, интересов, идей и взаимодействий; ее границ и функций; ее социального окружения. Они могут быть связаны с поведением людей, их отношением к социальной ситуации, их мировоззрением и пр. (101).

Изменения могут вызываться обстоятельствами, не зависящими от соци­альных субъектов, но, прежде всего, они являются социальными изменениями, инициируемыми людьми. Именно личность через свою деятельность определя­ет характер изменений, она способна изменять социальные структуры и спосо­бы их организации. Исходным пунктом для изучения проблемы изменений яв­ляется состояние системы в определенный момент, которое описывается путем выявления комплекса наличных социальных отношений и социальных тенден­ций, стремящимися этот порядок превзойти. Понятие изменений П.Штомпка дополняет понятием процесса, которое служит для описания хода взаимообу­словленных и поэтапных изменений системы на различных ее уровнях (102. С.455-456).

П.Штомпке принадлежит также концепция «травмы социальных измене­ний», которая, в частности, позволяет специалистам социальной работы лучше понять феномен трудной жизненной ситуации клиента. Парадигма травмы внедряется в сферу социальных наук с конца XX в., доминируя в анализе соци­альных изменений. Она освещает их негативные, дисфункциональные послед­ствия, которые могут возникать независимо от содержания перемен в различ­ных областях социальной жизни, приводя к нарушению привычного хода собы­тий.

Согласно данной концепции, резкие, глубокие и неожиданные социаль­ные изменения, которые воспринимаются человеком как нечто пришедшее из­вне, шокирующее и отталкивающее, вызывают травмы перемен, нарушающие культурную и, следовательно, коллективную и индивидуальную идентичность. Эти изменения могут носить реальный характер, проявляясь в сфере культур­ных контактов, политики и экономики. Однако виртуальные изменения, а так­же изменения восприятия и интерпретации событий также приводят к травма­тическим результатам.


Последствиями перемен на уровне личности, группы и общества высту­пают дестабилизация, дезорганизация и дезориентация. Так, в масштабах инди­видуальной биографии человека травматические изменения проявляются как стрессовые, внезапные, вызывающие шок и потрясение (болезнь, потеря работы и т.д.). Иногда они накапливаются постепенно и длительно, например, послед­ствия девиантного поведения, старение и пр. На уровне группы происходят коллективные травмы, связанные с нарушением ее структуры (производствен­ный конфликт) или с ее распадом (развод). Исторические травмы в обществе -кризисы, войны, массовые миграции, имеют наиболее масштабные негативные последствия, воздействуя на уровне социальных институтов на всю ткань куль­туры. Во всех этих случаях подвергаются разрушению системы норм, ценно­стей, навыков и смыслов, объединяющие людей.

Травма выступает и как само событие - например, уход на пенсию, и как результат этого события (одиночество, обида и пр.). Взаимосвязь этих двух смыслов П.Штомка рассматривает в динамике, используя понятие «травмати­ческий процесс» - это процесс появления, распространения и углубления травмы, а также формирования и использования стратегий, нацеленных на ее преодоление. Исходным моментом данного процесса являются социальные из­менения, носящие потенциально травматогенный характер; за ним следуют факторы, актуализирующие травму; потом наступает травматическое состоя­ние, которое выражается в определенных симптомах; далее предпринимаются действия для смягчения травмы; и, наконец, достигается ограничение или пол­ное преодоление травмы. При этом продолжительность травмы выступает как переменная величина, зависящая от различных конкретных обстоятельств.

Особое значение для развития теории социальной работы имеет характе­ристика, которую автор концепции дает факторам-посредникам и способам преодоления травмы. Отдельные люди и группы по-разному подвержены трав­ме, поскольку обладают разными схемами интерпретации травматической ситуации и различными ресурсами защиты от травмы. Так, определение собы­тия как травмирующего может вызвать у человека симптомы травмы - со­стояние беспокойства, ощущение безнадежности, синдром отсутствия доверия


к социальным институтам и др. Напротив, придание ситуации иного смысла вызывает возможность преодоления жизненной трудности. Например, увольне­ние можно воспринять как шанс занять другую, более привлекательную долж­ность. Ресурсы, защищающие от травмы, носят характер финансового, социаль­ного и культурного капитала и имеют универсальное значение в различных травматогенных обстоятельствах. Ими могут выступать деньги, социальные связи, образование и навыки.

П.Штомпка выделяет индивидуальные, массовые и коллективные страте­гии, помогающие людям справиться с травматической ситуацией.

Индивидуальные стратегии являются попыткой человека справиться с травмой или приспособиться к ней с помощью личностных средств.

Массовые стратегии указывают на спонтанные реакции определенной совокупности людей на травматические ситуации.

Коллективные стратегии представляют собой совместные организован­ные реакции группы на травматогенные обстоятельства.

В каждом виде стратегии можно выделить типичные цели ее субъектов, которые обусловливают активные или пассивные реакции на травму. Эти цели предполагают:

интерпретацию и реинтерпретацию ситуации, т.е. изменение воспри­ятия травматического события;

преодоление состояния культурной дезорганизации и дезориентации пу­тем укрепления новых ценностей, норм и образцов;

смягчение или полное устранение самого травматического явления (на­пример, безработицы, инфляции и т.д.);

активное содействие процессам, способствующим преодолению травмы (молодежная политика, социальная поддержка старшего поколения и т.п.);

расширение ресурсов различного вида - экономического, финансового, со­циального, культурного капитала субъектов (например, развитие предприни­мательства, создание общественных организаций, распространение ценностей здорового образа жизни).


Каждая из этих целей может быть эффективно использована в конкретной ситуации социальной работы, противодействуя травме клиента. «Конец трав­мы», согласно концепции, на уровне общества знаменует собой создание новой групповой идентичности, т.е. формирование целостной системы ценностей, норм и убеждений, которые будут передаваться следующим поколениям. На личностном уровне он означает возрождение индивидуальной идентичности, связанной с ощущением своего места в социальной системе, с применением но­вых правил и образцов (102).

В своей концепции П.Штомпка характеризует дискурс травмы как ас­пект социальных изменений, имеющий как деструктивные, так и конструктив­ные последствия. Основной конструктивной функцией культурной травмы, по мнению автора, является формирование новой культурной идентичности вслед­ствие стимулирования субъектности, творческой активности общества и лично­сти.

Задание

Раскройте суть понятия дискурса, используя словарь основных терми­нов данного учебного пособия.

В целом создатели современных концепций в русле теории изменений (Э.Гидденс, А.Турен, А.Этциони, М.Крозье и др.) концентрируют внимание на идее социального становления - социальных трансформациях как механизме воспроизводства действительности индивидуальными и коллективными деяте­лями в их взаимосвязанных действиях.

Одно из направлений развития теории социальных изменений - это со­циология сетей, основанная на идеях Г.Зиммеля, П.Блау, Т.Бернса, М.Кастельса и др. Этот подход позволяет одновременно принимать во внимание индивидов и структуры, которые «снизу» и «сверху» обусловливают промежуточный уро­вень социальной реальности, отражающий подлинную ее сущность - деятель-


ность, или практику. Положение в «сетевом обществе» в современной науке рассматривается и как детерминанта социальных проявлений индивида, и как социальный капитал, позволяющий ему реализовывать свои устремления.

В русле теории социальной работы «сетевой» подход развивает россий­ский ученый Т.К.Касумов, который на основе понятий «сети жизни», «потен­циальные и реальные сети» рассматривает взаимодействия в сетях как структу­рах рациональной множественности, условия самостоятельных и зависимых действий их сплоченных фрагментов (25).

В данных теориях социальная реальность предстает в виде динамическо­го жизненного процесса, последовательности наступающих друг за другом из­менений, которые конструируются путем творчества деятелей - социальных субъектов, находящихся в едином процессе развития с трансформирующимся обществом.

Альтернативы действий рождаются в социальном пространстве во мно­жестве в каждый конкретный момент существования системы, являющийся, по сути, бифуркационным. Восставая из хаоса, общество самоорганизуется и об­ретает объективность благодаря социальной интеракции и коммуникации ак­тивных и мыслящих субъектов. Таким образом обеспечивается жизнедеятель­ность людей в разных сферах их опыта, и жизненный мир передается из поко­ления в поколение.

Задание

Изучите главы 8 и 9 книги П.Монсона «Лодка на аллеях парка: Введение в социологию» (М., 1994) и подготовьте к практическому занятию сооб­щение «Жить в обществе - объясняющий, понимающий и изменяющий подходы к изучению социальной реальности».

Представления о мире с точки зрения теории социальных изменений по-


зволяют отказаться от идеи его дуальности, от противопоставления общества и природы и выделить взаимосвязанные компоненты оптимизации социальной

сферы. Это изменение взаимодействий в социоэкологической среде, изменение взаимоотношений внутри общества на всех уровнях его организации и измене­ние самой личности. Подход к реальности с точки зрения социальных измене­ний формируется на стыке западной и восточной социокультур и, в частности, может ориентироваться и на российскую социальную и ментальную среду.

Проблемы социальных изменений находятся в центре внимания исследо­вателей социальной работы. В рамках теории изменений на общем собрании членов Международной федерации социальных работников в 2000 г. в Монреа­ле была дана теоретическая характеристика социальной работы. Подчерки­валось, что она базирует свою методологию на систематизированном знании, полученном в результате анализа практики и развития теорий, связанных с че­ловеческим поведением и функционированием социальных систем. Таким об­разом осуществляется исследование и стимулирование индивидуальных, орга­низационных, социальных и культурных изменений (40. С.44; 83. С.71).

Концепция социальных изменений позволяет сформировать интеграль­ный методологический подход к исследованию социальной реальности, веду­щий к созданию комплексной модели теории и практики социальной работы. Ее следует считать основополагающим теоретическим аспектом социальной работы.

Интегральный методологический подход представляет пространство со­циальной работы в виде потока изменений, основанных на взаимодействиях ак­тивных и влияющих друг на друга людей, пытающихся достичь гармонии в от­ношениях с окружающим миром. При этом содержание социальной работы включает социальные изменения, воплощенные в субъекте, объекте и среде их взаимодействия, что может быть рассмотрено на макро- и микроуровне реаль­ности.

На макроуровне действительности интегральный подход включает изуче­ние социальных изменений в социально-экологической сфере, их причин, зна-


чения и последствий, независимо от того, опережают ли собственные измене­ния объекта ход социального движения, или среда меняется быстрее, чем объ­ект социальной работы. На микроуровне интегральный подход позволяет спе­циалисту социальной работы познавать каждый ее момент (который теория из­менений описывает как «событие») и действовать в нем совместно с клиентом, актуализируя потенциал его личности и выстраивая с ним партнерские отноше­ния.

Так, на макроуровне познание социального пространства социальной ра­боты с помощью теории социальных изменений воплощается в экоантропо-центристском подходе и в концепции устойчивого развития.

Задание

Вернитесь к разделу 2.1. и объясните, почему именно социально-экологическая среда представляет собой пространство социальной ра­боты.

Экоантропоцентристский научный подход опирается на идеи экзистен­циализма, учение В.И.Вернадского и Т. де Шардена о ноосфере, кибернетику Н.Винера, социальную семиотику Ч.Морриса, многие социологические, психо­логические и иные концепции. Ставший парадигмальным во взаимоотношени­ях человека и природы с конца ХХ в., этот подход выдвигает в качестве соци­альной доминанты человека, его способность к совместной жизни с другими людьми и с природой, к самоорганизации.

Экоантропоцентристский подход объединяет экологическую (инвайро-ментальную) парадигму, рассматривающую человека как одного из многих жи­вых существ, включенных в глобальную экосистему и зависимых от ее законов в своей деятельности; и антропоцентрическую парадигму, представляющую человека как ресурс и резерв социального и экологического развития. В данном научном подходе анализируются проблемы социальных взаимодействий, пере-


растающих в социальные процессы коэволюционного развития человека, обще­ства и природы. Это становится возможным вследствие рефлексии как осозна­ния человеком его поведения в макро- и микросреде. Особая роль принадлежит ситуации, в которой повседневный деятель конструирует свои отношения с экосредой, преобразуя ее и изменяясь сам (20. С.25-28; 77. С.65-70).

Экоантропоцентристский подход к решению социальных, экономических и экологических проблем способствовал формированию концепции устойчиво­го развития, имеющей глобальный, общечеловеческий смысл. Фундамент для осмысления устойчивого развития создают понятия синергетики о динамиче­ском хаосе, оптимальном разнообразии, неравновесной устойчивости сложных систем.

Разработанная Организацией Объединенных Наций и принятая большин­ством стран мира в 1995 г., концепция устойчивого развития провозглашает це­лью совершенствования общества удовлетворение потребностей человека в на­стоящем при сохранении благоприятной окружающей среды в будущем. Сле­довательно, проблема устойчивости заключена в изменении парадигмы обще­ственного развития — от противопоставления природы и общества, к установ­лению взаимозависимостей между действиями конкретных групп и состоянием окружающей среды. Это движение в направлении достижения соответствия деятельности человечества ее ресурсным возможностям.

Основными измерениями развития, способствующими выживанию пла­неты, признаются мир, экономический рост, охрана окружающей среды, соци­альная справедливость, демократия. При этом индикаторы устойчивого разви­тия разделяются на четыре категории: социальные (борьба с нищетой, развитие образования, здравоохранения и пр.); экономические (финансовые ресурсы, из­менения в образе жизни и др.); экологические (защита океана, атмосферы, борь­ба с исчезновением лесов и т.д.); институциональные (международные согла­шения, правовые инструменты, укрепление общественных групп, способст­вующих устойчивому развитию и др.). В концепции тесно взаимосвязаны чело­веческая деятельность как движущая сила устойчивого развития, состояние объектов в результате этой деятельности и возможная реакция как политика,


направленная на достижение оптимальных результатов, что позволяет исполь­зовать индикаторы при принятии решений на национальном уровне.

Концепция предлагает Программу деятельности на XXI век, где постули­руется центральное место человечества, живущего в гармонии с природой, в выработке и реализации моделей устойчивого развития (33. С.41-45). Привер­женность к подобному взгляду на процесс изменения цивилизации в социаль­ной работе позволяет не только сформировать эффективную государственную политику, где экологические, экономические и социальные проблемы будут решаться интегрированно, но и отнестись с максимальной бережностью к соб­ственной личности как к части природы.

На микроуровне, в ходе социальной работы с клиентом в его индивиду­альной ситуации, Г.Бернлер и Л.Юнссон предлагают обратиться к теории со­циального поля (3. С. 163-185). Она рассматривает общество в движении и свя­зывает социальную жизнь с непрерывным ходом социальных процессов и осу­ществлением людьми социальных действий. Взаимоотношения рационально организованной (в идеале) системы социального работника и ощущающей не­достаток внутренних и внешних ресурсов системы клиента превращаются из субъект-объектных в субъект-субъектные, в мягкое поле взаимодействий, где представления и поведение элементов тесно связаны и постоянно меняются.

Социальные события, которые трактуются как моменты состояния поля, оказываются «встроенными» в противоречивый процесс взаимозависимостей. Социальные связи, направления, цели, очерчивающие процесс оказания помо­щи, отбираются социальным работником совместно с клиентом. Условием для изменения отношений в рамках определенной проблемы является создание сис­темы решения, включающей консультанта, клиента, а также их представления о проблеме, партнере по взаимодействию, содержании и форме помощи. Субъек­ты системы решения проблемы должны стремиться к пониманию ситуации и возможностей собственной активности в конкретный момент состояния поля. В результате спонтанные ресурсы системы клиента инициируются в ходе контак-


та со специалистом. Последний, в свою очередь, может рассматриваться как система знаний, умений, личностных качеств и т.п., способная дать толчок са­моразвитию системы клиента.

Следовательно, разнообразие методологических аспектов позволяет все­сторонне рассмотреть социальную работу как теоретическую и практическую деятельность, изменяющую социальную реальность.

Задание

Обоснуйте положение о социальной работе как об изменяющей теоре­тической и практической деятельности, повторив материал разделов 2.3. и 5.2.

Интегральный подход к познанию социокультурного и личностного жиз­ненного пространства указывает на взаимосвязь множества методологических подходов с точки зрения объективной и субъективной реальности и определяет значение каждого конкретного событийного момента социальной работы в рус­ле социальных изменений.

Попытку осуществить подобную взаимосвязь предпринимает, например, преподаватель университета Иоганнесбурга (Южная Африка) Т.Сакко (46. С. 171-182). Суть его гуманистической концепции изменений состоит в том, что ядром социальной работы выступает гуманистическая установка, вера в безгра­ничные возможности человека, сопряженная с ощущением его взаимосвязи с жизненным миром. Способность человека к самореализации развивается под воздействием окружающих людей и событий. Она видоизменяется от самосоз­нания к самоутверждению и самоотдаче, принося удовлетворение через искус­ство жить в контакте с другими людьми. Внимательное отношение к людям, понимание себя и других и учет социального контекста позволяют преодоле­вать трудности на пути совершенствования социальной работы в процессе со­циальных изменений.


Таким образом, в рамках интегрального подхода положение феноменоло­гии о социальной реальности как о мире формирующих ее личностных пред­ставлений может быть успешно «встроено» в системно-синергетическую и дея-тельностную парадигмы. Для этого социальные сущности субъекта и объекта социальной работы следует осмыслить в виде изменяющих и изменяющихся на макро- и микроуровне жизнедеятельности систем, источник самоорганизации которых - понимание общих символов в процессе социальной коммуникации.

Контрольные вопросы и задания

1. Какой из типов социального действия М.Вебер считал наиболее рацио­
нальным и почему?

2. На основе знаний, полученных в курсе социологии, опишите пять пар
переменных в мотивации действий в теории социального действия Т.Парсонса.

3. В чем проявляется гуманистический характер теории коммуникативного
действия Ю.Хабермаса?

4. Приведите примеры типов взаимодействия в социальной работе на осно­
ве изученной в курсе социологии типологии социальных взаимодействий
П.Сорокина.

5. Кратко опишите содержание каждой из концепций социальной интерак­
ции.

6. С чем, на Ваш взгляд, связан выбор определенных типов действий в со­
циальной работе при выделении трех центров ее идей?

 

7. Опишите возможности создания и реализации системы социального
действия при решении конкретной проблемы клиента социальных служб.

8. Изучив раздел 10 книги Г.Бернлера и Л.Юнссона «Теория социально-
психологической работы», кратко опишите основы их концепции действий в
социальной работе.

9. Сформулируйте определение социального процесса.

10. Приведите примеры социальных изменений на институциональном и
деятельностном уровнях практики социальной работы.


11. Что представляет собой влияние в социальной работе с точки зрения
теории социальных изменений?

12. Какое влияние концепция травмы социальных изменений П.Штомпки
оказывает на понимание специалистом феномена трудной жизненной ситуации
клиента?

13. Приведите примеры индивидуальных и коллективных стратегий, по­
зволяющих справиться с травмой в ситуации социальной работы.

14. Схематически изобразите конкретный травматический процесс и воз­
можности «конца травмы» в рамках социальной работы.

15. Как в концепции травмы социальных изменений соотносятся стратегия
и цели преодоления травмы?

16. На основе знаний, полученных в курсе социологии, раскройте содержа­
ние одной из теорий социальных изменений («самовоспроизводящегося обще­
ства» А.Турена, «обучающего общества» М.Крозье и др.).

17. Как применить положения теорий социального изменения, решая про­
блему совершенствования деятельности конкретного органа управления соци­
альной работой?

18. Приведите пример социального партнерства специалиста и клиента при
решении конкретной проблемы в процессе социальных изменений.

19. Можно ли считать, что экоантропоцентристский научный подход имеет
синергетическую основу?

20. На основе знаний, полученных в курсе социальной экологии, раскройте
содержание интегративного экологического подхода (Ф.Бейтс, К.Пеланда и

ДР-)-

21. Каковы предпосылки устойчивого развития человечества?

22. В чем состоит значение гуманистической концепции изменений
Т.Сакко?

23. Докажите, что концепция социальных изменений составляет методоло­
гический фундамент теории социальной работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 989; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.152.38 (0.041 с.)