Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Феноменологический подход в социальной работеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Изучение социальных взаимодействий невозможно без учета взаимовлияния объективного (структурного) и субъективного (интенциального) миров. С позиции субъективного подхода к миру теория социальной работы опирается на феноменологическую методологию. Феноменологическая ориентация на понимание мира, диалог и посредничество дает возможность анализировать процессы как внутри относительно стабильных сообществ, так и внутри групп, находящихся в процессе развития, и формировать субъект-субъектные отношения в социальной сфере. Феноменологический способ познания мира делает акцент на безграничных возможностях людей в «социальном конструировании реальности» (П.Бергер, Т.Лукман). Взгляд феноменологии направлен на индивидуальное создание мира в нашем сознании, на субъективные аспекты человеческого поведения. Познавая предметный мир, человек конструирует его в своих мыслях, действиях и коммуникации. Изменение присваиваемых объектам смыслов изменяет внутренний мир человека, его действия и ведет к существенным социальным переменам (60. С.24). Упорядочивая в своем сознании смыслы и значения повседневной жизни, индивид формирует образ «Я» как систему представлений и отношений к себе, образ другого человека и образ мира в целом. В результате в рамках жизненной практики реализуется личностное самоосуществление и обретается социальная уверенность. Понимание поведения конкретного человека зиждется на анализе его взаимосвязей с микро- и макроокружением. При этом источник объективности заключен в порождении смыслов обычными людьми, живущими в феноменальном жизненном мире. Начало теории жизненного мира было положено Э.Гуссерлем. Жизненный мир у Гуссерля - это аналог понятия «социальная практика», живой мир человеческой субъективности, где люди действуют на основе привычных пра- вил и норм. В этом мире задаются цели познания и деятельности, в нем возникает любая форма активности человека. Создатель феноменологической социологии А.Щюц описывает жизненный мир в качестве мира нашей повседневности, который мы меняем при помощи своих поступков и который меняет наши поступки (1. С.86). Ресурсом созидания действительности и ее познания становится здравый смысл деятеля. Щюцу принадлежит теория интерсубъективности, согласно которой жизненный мир предстает как мир непосредственной человеческой жизнедеятельности, разделяемый человеком с другими людьми и формируемый в социальных коммуникациях. Природа социального мира, таким образом, выражается в субъект-субъектных отношениях, в социальном диалоге, указывающем на степень организации повседневного знания, преодоления разногласий в понимании объектов. В феноменологии Щюца главная роль в конструировании и трансформации социальной реальности отводится повседневности. Это необходимая совокупность значений, которую люди интерпретируют, чтобы обрести опору в мире, создавая интерсубъективный, типизированный мир социального действия и коммуникации. Именно в повседневности возникает понимание природы социальных явлений, причем обыденное сознание может опережать в этом науку. А.Щюц писал о разнообразных проявлениях понимания: о вероятности понимания через самоинтерпретацию; об истинном понимании путем осознания смысла действия другого; о типизированном понимании, без которого невозможно восприятие повседневности (103. С. 132-134). В социальной работе понимание выступает одним из основных методов анализа и преобразования социальных ситуаций в практической деятельности специалиста. Жизненный мир, в котором происходит его взаимодействие с клиентом, может быть представлен как единое природное и социокультурное пространство их совместного бытия. Поскольку объект социальной работы - это обыденный деятель со специфическим пониманием мира, важно выявить особенности восприятия и переживания человеком проблемных жизненных ситуа- ций и помочь ему обрести способность к их преодолению и конструированию иной реальности. При этом социальные смыслы, рождающиеся у клиента в процессе понимания и созидания мира, способны выступать как механизмы его самоорганизации. Задание Вернитесь к разделу 1.2. и приведите доказательства, что практика социальной работы может выступать средством социального конструирования общества. Социальный работник должен передать клиенту, желающему обрести гармонию со своим окружением, представление о повседневности как «верховной реальности», связанной с переживанием объективного существования явлений и вещей (у А.Щюца это характеризуется как «телесно-предметное переживание реальности»). Организуя на этой основе повседневное знание, человек приобретает способность к самореализации и самосовершенствованию через социальные взаимодействия, а приобретенный им специфический жизненный опыт позволяет ему сознавать значимость своих действий, понимать себя и других людей и развивать свои отношения с ними. Выделяют четыре аспекта проблемы понимания, проявляющихся в профессиональной социальной работе: рефлексивно-концептуальный, рефлексивно-профессиональный, актуально-ситуационный, коммуникативно-личностный (63. С.92). Все они позволяют сконцентрироваться на личности повседневного деятеля и его представлениях о социальной ситуации, рождающих реальные последствия для его собственной жизни и для жизни окружающих. При этом следует помнить, что определения ситуации со стороны социального работника и клиента могут быть различными, и согласовывать эти представле- ния в ходе решения проблемы. Развитие аспектов понимания требует от специалиста высокой компетентности и возможно лишь на основе формирования рефлексии, способствующей взаимопониманию субъектов и объектов социальной работы. Рефлексия - деятельность самопознания, свойство психики отражать свое собственное состояние. Одновременно это методология и форма теоретической деятельности, на которой основано понимание себя и другого человека, их взаимные представления друг о друге. Способность к рефлексии делает возможным для личности управление своей активностью на основе формирующихся ценностей и смыслов, а изучение характеристик субъектов с позиций рефлексии позволяет выявить особенности жизненного пути человека, генезиса и осуществления его жизненных сил. Человек в ситуации социальной работы благодаря самопознанию обретает возможность реализовать свой творческий потенциал. Самопознание рассматривается как особый познавательный процесс, объектом которого является человек, а результатом - его знание о себе. Элементами самопознания выступают самосознание, самоанализ, самонаблюдение, которые объединены в общий процесс творческого саморазвития личности (13. С.28; 28. С.5). Самосознание человека, понимание им себя формируется в ходе социальных взаимодействий, поэтому рефлексия порождает в ситуации социальной работы две взаимосвязанных цели. Во-первых, воспроизвести мир в себе и выразить его; во-вторых, воспроизвести себя в мире и решить социальную проблему. В социальной сфере в качестве самопознающих систем предстают не только личность, но и общество, где рефлексивные структуры определяют все процессы регулирования взаимодействий субъектов разных типов. Так, общество риска создает необходимость рефлексивного самоопределения как социальной самокритики, опирающейся на анализ последствий его функционирования. В социальной работе рефлексия рассматривается в качестве концепции деятельности, где выделяют следующие составляющие: социокультурную, связанную с анализом социальных процессов; коммуникативную, ориентированную на оптимизацию взаимодействий специалиста и клиента; экзистенциальную, связанную с исследованием социально-психологических особенностей группы и личности; интеллектуальную, ориентированную на проектирование инновационных форм практики; личностную, связанную с самоанализом и проектированием саморазвития (75. С.154-155). Рефлексивно-концептуальный аспект проблемы понимания в социальной работе касается каждого повседневного деятеля: и субъекта, и объекта этого особого вида деятельности. Речь должна идти не только о понимании людьми друг друга, но в первую очередь - о понимании себя самого, своих жизненных смыслов. Другой, рефлексивно-профессиональный, аспект понимания выступает как способ профессиональной деятельности специалиста, который пытается научить этому клиента. Следующий, актуально-ситуационный аспект понимания учит исходить из реальной социальной ситуации клиента и способствует индивидуализации понимания его жизненных трудностей. Наконец, коммуникативно-личностный аспект понимания фокусирует внимание на организации общения специалиста с конкретным клиентом, позволяет в ходе интеракции выявить нужный подход, позволяющий решить его проблему. Задание С помощью материала раздела 1.1. объясните, как связаны рефлексия и сознательный характер деятельности в социальной работе. Феноменология как способ постижения жизненного мира позволяет кон- струировать модели социальной работы, которая затрагивает сферу межличностной коммуникации, проблемы человека и малой группы как субъектов и объектов понимания. Тем самым раскрывается значение гуманистических идей для личности и ее обыденной деятельности, открываются новые возможности для социального выбора клиента. Движущей силой для работника социальной сферы должно являться его нравственное начало, которое призвано соединить рациональность в деятельности специалиста и проявления его духовности в жизненном мире. Воплощенное в социальные действия, оно способствует возникновению отношений социальной помощи и поддержки. Но получить гуманистические идеи специалист может лишь из повседневного опыта благодаря «напряженно-бодрствующему», по А.Щюцу, состоянию сознания и собственным усилиям. Только таким образом возможно «вживаться» в реальные социальные ситуации людей, исследовать мир их понятий и действий и вовлекать клиентов в процесс позитивных изменений через сходное определение значений символов, обеспечивающих взаимодействие в социальной работе. Задание Изучите главу I книги П.Бергера и Т.Лукмана «Социальное конструирование реальности» и подготовьте к практическому занятию сообщение «Концепция жизненного мира и повседневности Бергера и Лукмана и ее значение в методологии социальной работы». 4.4. Альтернативные подходы в теории социальной работы Альтернативные идеи в социальной работе базируются на анализе много-полюсности и многолинейности развития социальной реальности. Так как взаимодействующие объективный и субъективный миры находятся в постоянном движении, актуальным в методологии науки является изучение социаль- ных изменений. Это обусловлено как целеполагающей активностью личности, так и синергетическими закономерностями саморазвития живых систем. В результате видоизменяется и поведение человека, и социальная жизнь в целом. Преобладание социальной динамики над статикой выглядит наиболее явным в обществах переходного типа, где максимально проявляется описанная Э.Дюркгеймом аномия - жизнь без легитимизированной системы правил и норм (20). На уровне институтов она проявляется в виде дезорганизации и хаоса, а на индивидуальном уровне - как дезориентация и ощушение недостатка актуальных навыков. В обществе увеличивается рискогенность, девиация, нарастает социальная дифференциация и поляризация интересов людей, сокращаются возможности формального и неформального социального контроля. Следовательно, центром внимания науки становятся процессы, связанные с нестабильностью, маргинальностью, девиантным поведением. Более узкое понимание аномии предложил американский социолог Р.Мертон, определив ее как специфическое расхождение между ценностями общества, закрепленными в его культуре, и социальными нормами, институционализированными социальной структурой. Соответственно, для групп, социальное положение которых не позволяет воспользоваться одобряемыми нормой средствами, навязанные культурой ценности и доступные способы их достижения входят в противоречие, стимулируя девиантное поведение (36). Аномическое состояние общества углубляется в периоды кризиса и деформации социальных отношений, нарушающих социальные связи между людьми, что вызывает к жизни различные формы девиации. Поскольку современное российское общество может быть охарактеризовано с позиций теории аномии, система социальной работы призвана постоянно взаимодействовать с различными девиациями, выступающими одной из реакций индивида на аномические процессы. Пытаясь выработать способы поведения в условиях всеобщего риска, человек зачастую демонстрирует неспособность адаптироваться к быстрым социальным переменам. Вместо конформизма - принятия норм и ценностей среды, он демонстрирует иные поведенческие реакции, поэтому социальное большинство определяет его поведение как деви- антное. Девиация, соответственно, является важной проблемой для теории и практики социальной работы. Девиация - поведение, не совпадающее с общественными нормами и ценностями, имеющими отношение к человеку или к ситуации, в которой он действует. Компонентами девиации американский социолог Н.Смелзер считает людей, которым свойственно определенное поведение; групповую норму как критерий оценки поведения; других людей, группы и организации, которые реагируют на это поведение (68. С.203). Девиантное поведение выполняет ряд функций. Основными явными функциями девиантного поведения исследователи называют следующие: компенсаторная функция, связанная с возмещением недостатков в деятельности социальных институтов; коммуникативная функция, способствующая общению людей; ритуальная функция, когда девиантное поведение выступает частью ритуала, принятого в данной общности; статусная (престижная) функция, при которой девиация выступает показателем определенного положения в обществе; протестная функция, позволяющая человеку выражать недовольство существующим состоянием дел. Важнейшие латентные функции девиации: сигнальная, указывающая на имеющуюся проблему и предупреждающая о необходимости ее разрешения; интегративная, способствующая объединению людей для противостояния или помощи лицам с девиантным поведением; уточняющая или изменяющая социальные нормы, регулирующие социальное поведение; «защитного клапана», т.е. функция защиты общества от социальных катаклизмов путем частичного снятия социальной напряженности в определенной сфере (76. С.52-54). В социальной работе знание функций девиантного поведения позволяет проявить максимальное внимание к личности и ее поведению с тем, чтобы обеспечить дифференциацию подходов к клиентам и придать их активности позитивное направление. С помощью понятия «девиация» описывают не только социальное поведение, но и относительно устойчивое и распространенное социальное явление, связанное с социальными отклонениями. Девиация является свойством социального мира, формы ее проявления многообразны и коренятся в особенностях взаимосвязи человека с окружающей его социальной средой. Источником девиации служит социальное неравенство, объективно проявляющееся в социальной дифференциации и ведущее к принципиальной неустранимости социальных отклонений. Авторы современных концепций девиации, в первую очередь, социологических (И.Гофман, Э.Лемерт, Г.Беккер и др.), рассматривая природу и причины девиации, обращают особое внимание на социальную реакцию общества и группы на девиантное поведение. В социальной работе следование принципу социальной справедливости как меры равенства - неравенства вызывает необходимость в создании работающих программ социальной ответственности за дисфункции общества, эффективных систем социальной профилактики и социального контроля над конкретными проявлениями девиации. Задание Определите с помощью материала раздела 2.1. значение функции социального контроля в социальной работе для преодоления последствий одной из форм негативного девиантного поведения (на выбор). С позиции современной науки теория девиации изучает не только социальную патологию (пьянство и алкоголизм, наркоманию и токсикоманию, де-линквентное, т.е. преступное, поведение, суицидальное поведение и пр.), но и позитивные социальные отклонения - социальное творчество, служащее средством прогрессивного развития социальных систем. Этот аспект девиантного поведения особенно актуален для отечественной социальной работы. Так как позитивные и негативные социальные отклонения тесно взаимосвязаны, что объясняется разнонаправленной активностью в поведении отдельных личностей и социальных групп; минимизация последствий того или иного вида социально-негативной девиации в социальной работе должна сочетаться с развитием позитивных социальных изменений. Для этого специалисту следует поддерживать разнообразные виды социального творчества, проявляющиеся в деятельности людей (в социально-экономической, социально-бытовой, социально-духовной и других областях). Позитивно направленная активность специалиста здесь выступает в единстве с активностью клиента, что содействует развитию его индивидуальности. Задание Обратитесь к разделу 1.3. и объясните, как специалист на основе кли-ент-центрированной модели социальной работы может добиться развития творческих видов девиации человека. Проявление девиаций в социальной практике создает уникальные ситуации, требующие особых способов познания. Они заключены в социокультурной парадигме знания о современном обществе - постмодернизме. Постмодернизм, влиятельная теоретическая концепция и социокультурное течение конца ХХ в., возник как интеллектуальная реакция на социальную трансформацию. Он представляет собой попытку объяснения формирующегося в постиндустриальном обществе социального порядка, связанного с новой системой ценностей, с действиями личностей, мотивированных в том числе и нематериалистически (100. С.8). С одной стороны, эпоха постмодерна характеризуется глобализацией социальных связей в мировом сообществе, а с другой - признанием полистилич-ности, плюрализации жизненных миров, неповторимости и значимости каждо- го человека, ведущего в процессе самообновления постоянный диалог с самим собой. Культура и социальная структура в современном мире становятся мозаичными, развивается символическое производство и потребление, происходит дифференциация людей по жизненным стилям. В центре внимания науки оказывается спонтанная активность самоорганизованных акторов, способ существования которых в социальном пространстве - игра смыслов, свободное творчество и принятие другого. Большое внимание уделяется мифам, несущим в себе ценности и смыслы и влияющим на мышление и поведение людей. Исследованию подлежит повседневный человеческий опыт с его взаимообусловленными составляющими - неопределенностью, маргинальностью, выбором и риском. В связи с этим постмодернизм, методологические стратегии которого задали Ж.-Ф.Лиотар, Ю.Хабермас, Р.Рорти, Ж.Деррида и другие, признает научную и практическую множественность и альтернативность развития, интерпретируя научную картину социальной реальности в виде одной из возможных точек зрения, ограниченной практическим ракурсом. История общества предстает как фрагментарный и текучий процесс, главным объектом исследования провозглашается уникальное событие, а его целью - самопознание человека. Соответственно, процесс бытия, связанный с толерантностью, саморефлексией, личностной активностью, становится более важным, чем его результат (6. С.7-10; 98. С.33-34]. Социальная работа идейно близка постмодернизму, который выступает в ней как стиль действия и познания. С точки зрения анализа усложнившегося социума, возможно обращение к множеству теорий, интерпретирующих человеческие действия. Соответственно, возникает полипарадигмальное понимание теории социальной работы, концепции которой являются частными теориями, не претендующими на универсальность. Особое внимание уделяется информационным, эмоциональным, этическим компонентам действительности как ресурсам профессиональной деятельности. Идеалы постмодерна - альтруизм, чуткость, неподавление, адаптация, принятие другого человека, внимание к среде и к повседневности, признание взаимосвязи между нравственными и социальными проблемами, в социальной работе реализуются в виде внимания к уникальным особенностям людей и ситуаций их жизни, к их непредсказуемости, к их действиям, в том числе и деви-антным. Основной акцент в практике социальной работы переносится с количественных на качественные изменения, на постижение стилевых форм жизни клиента как систем повседневной практики, уникальных способов его обучения, работы, отдыха. Отношения между объектом и субъектом в теории социальной работы эпохи постмодерна трактуются как сложные по форме и по содержанию, а решение социальных проблем связывается с множественными смыслами, имеющимися у клиента, и смыслами самих проблем, которые приобретают абсолютную ценность. Процесс взаимодействия с клиентом, работа со случаем приобретает все большую значимость, возникает необходимость в восприимчивости к аномии, маргинальности, отчуждению как индивидуальным жизненным моделям. Особое значение имеет работа в микросоциуме, т.к. основное внимание человек уделяет социальным микроидентичностям - он отождествляет себя с семьей и ближайшим социальным окружением, нуждаясь в эмпатии, поддержке родных и близких. Одновременно при изменении личных идентификаций, которые в обществе постмодерна становятся все более незавершенными, основания коллективных действий могут размываться, поэтому ставится под сомнение возможность выработки универсальных принципов социальной зашиты, а ее эффективность связывается с усилением адресности, оперативности и гибкости. Взаимодействие со специалистом с точки зрения постмодернизма выступает как социальное партнерство, в котором трактуются и изменяются личностные смыслы и создается социальная реальность. Растет значение горизонтальных взаимозависимостей между людьми в преодолении социальной экс-клюзии. Задание Дайте определения понятий социального партнерства и социальной экс-клюзии, обратившись к словарю основных терминов. Специалист здесь выступает в качестве защитника, организатора самопомощи клиента, а последний, будучи полноправным субъектом, имеет право активного выбора и участия в решении своих проблем. Он становится конструктором собственной реальности, создавая новые способы поведения в зависимости от меняющейся жизненной ситуации. Постмодернизм ставит для российской социальной работы и задачу на будущее - речь должна идти не только о создании условий выживания человека, но о качестве жизни, достойном личности. Контрольные вопросы и задания 1. Почему философское знание интерпретируется как основополагающее в 2. Какова роль психологии в создании методологического фундамента со 3. Почему основные методологические предпосылки теория социальной 4. На основе знаний, полученных в курсе истории социальной работы, из 5. Каковы особенности объективного и субъективного подходов к позна 6. Можно ли говорить о противоположности объективного и субъективно 7. Докажите, что теория социальной работы носит системный характер. 8. Изобразите систему социальной работы с индивидуальным клиентом в 9. Примените системный подход к описанию конкретной социальной про
10. В чем состоит связь синергетики с теорией систем? 11. Раскройте основы социолого-синергетического подхода в теории соци 12. Назовите главное отличие социальной синергии от синергетических 13. Каковы предпосылки конструирования специалистом феноменологиче 14. Приведите пример саморефлексии клиента в трудной жизненной си 15. Объясните, как составляющие рефлексии проявляются в практике со 16. В чем состоит специфика каждого из аспектов проблемы понимания в 17. На основе знаний, полученных в курсе социологии, укажите на основ 18. Приведите примеры реализации функций девиантного поведения в сис 19. Как можно использовать знания о функциях девиантного поведения для 20. Объясните сущность полипарадигмального характера современной тео 21. Укажите на связь идеалов постмодернизма и принципов практики со 22. В чем состоит содержание функции социального контроля в социаль 23. Дайте характеристику высокопрофессионального социального работ ГЛАВА 5
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.208.243 (0.016 с.) |