Феноменологический подход в социальной работе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Феноменологический подход в социальной работе



Изучение социальных взаимодействий невозможно без учета взаимо­влияния объективного (структурного) и субъективного (интенциального) ми­ров. С позиции субъективного подхода к миру теория социальной работы опи­рается на феноменологическую методологию. Феноменологическая ориента­ция на понимание мира, диалог и посредничество дает возможность анализиро­вать процессы как внутри относительно стабильных сообществ, так и внутри групп, находящихся в процессе развития, и формировать субъект-субъектные отношения в социальной сфере.

Феноменологический способ познания мира делает акцент на безгранич­ных возможностях людей в «социальном конструировании реальности» (П.Бергер, Т.Лукман). Взгляд феноменологии направлен на индивидуальное создание мира в нашем сознании, на субъективные аспекты человеческого по­ведения. Познавая предметный мир, человек конструирует его в своих мыслях, действиях и коммуникации. Изменение присваиваемых объектам смыслов из­меняет внутренний мир человека, его действия и ведет к существенным соци­альным переменам (60. С.24).

Упорядочивая в своем сознании смыслы и значения повседневной жизни, индивид формирует образ «Я» как систему представлений и отношений к себе, образ другого человека и образ мира в целом. В результате в рамках жизненной практики реализуется личностное самоосуществление и обретается социальная уверенность.

Понимание поведения конкретного человека зиждется на анализе его взаимосвязей с микро- и макроокружением. При этом источник объективности заключен в порождении смыслов обычными людьми, живущими в феноме­нальном жизненном мире.

Начало теории жизненного мира было положено Э.Гуссерлем. Жизнен­ный мир у Гуссерля - это аналог понятия «социальная практика», живой мир человеческой субъективности, где люди действуют на основе привычных пра-


вил и норм. В этом мире задаются цели познания и деятельности, в нем возни­кает любая форма активности человека.

Создатель феноменологической социологии А.Щюц описывает жизнен­ный мир в качестве мира нашей повседневности, который мы меняем при по­мощи своих поступков и который меняет наши поступки (1. С.86). Ресурсом со­зидания действительности и ее познания становится здравый смысл деятеля. Щюцу принадлежит теория интерсубъективности, согласно которой жизнен­ный мир предстает как мир непосредственной человеческой жизнедеятельно­сти, разделяемый человеком с другими людьми и формируемый в социальных коммуникациях. Природа социального мира, таким образом, выражается в субъект-субъектных отношениях, в социальном диалоге, указывающем на сте­пень организации повседневного знания, преодоления разногласий в понима­нии объектов.

В феноменологии Щюца главная роль в конструировании и трансформа­ции социальной реальности отводится повседневности. Это необходимая сово­купность значений, которую люди интерпретируют, чтобы обрести опору в ми­ре, создавая интерсубъективный, типизированный мир социального действия и коммуникации. Именно в повседневности возникает понимание природы со­циальных явлений, причем обыденное сознание может опережать в этом науку. А.Щюц писал о разнообразных проявлениях понимания: о вероятности пони­мания через самоинтерпретацию; об истинном понимании путем осознания смысла действия другого; о типизированном понимании, без которого невоз­можно восприятие повседневности (103. С. 132-134).

В социальной работе понимание выступает одним из основных методов анализа и преобразования социальных ситуаций в практической деятельности специалиста. Жизненный мир, в котором происходит его взаимодействие с кли­ентом, может быть представлен как единое природное и социокультурное про­странство их совместного бытия. Поскольку объект социальной работы - это обыденный деятель со специфическим пониманием мира, важно выявить осо­бенности восприятия и переживания человеком проблемных жизненных ситуа-


ций и помочь ему обрести способность к их преодолению и конструированию иной реальности. При этом социальные смыслы, рождающиеся у клиента в процессе понимания и созидания мира, способны выступать как механизмы его самоорганизации.

Задание

Вернитесь к разделу 1.2. и приведите доказательства, что практика со­циальной работы может выступать средством социального конструиро­вания общества.

Социальный работник должен передать клиенту, желающему обрести гармонию со своим окружением, представление о повседневности как «верхов­ной реальности», связанной с переживанием объективного существования яв­лений и вещей (у А.Щюца это характеризуется как «телесно-предметное пере­живание реальности»). Организуя на этой основе повседневное знание, человек приобретает способность к самореализации и самосовершенствованию через социальные взаимодействия, а приобретенный им специфический жизненный опыт позволяет ему сознавать значимость своих действий, понимать себя и других людей и развивать свои отношения с ними.

Выделяют четыре аспекта проблемы понимания, проявляющихся в про­фессиональной социальной работе: рефлексивно-концептуальный, рефлексив­но-профессиональный, актуально-ситуационный, коммуникативно-личностный (63. С.92). Все они позволяют сконцентрироваться на личности по­вседневного деятеля и его представлениях о социальной ситуации, рождающих реальные последствия для его собственной жизни и для жизни окружающих. При этом следует помнить, что определения ситуации со стороны социального работника и клиента могут быть различными, и согласовывать эти представле-


ния в ходе решения проблемы. Развитие аспектов понимания требует от спе­циалиста высокой компетентности и возможно лишь на основе формирования рефлексии, способствующей взаимопониманию субъектов и объектов социаль­ной работы.

Рефлексия - деятельность самопознания, свойство психики отражать свое собственное состояние. Одновременно это методология и форма теорети­ческой деятельности, на которой основано понимание себя и другого человека, их взаимные представления друг о друге. Способность к рефлексии делает воз­можным для личности управление своей активностью на основе формирую­щихся ценностей и смыслов, а изучение характеристик субъектов с позиций рефлексии позволяет выявить особенности жизненного пути человека, генезиса и осуществления его жизненных сил.

Человек в ситуации социальной работы благодаря самопознанию обрета­ет возможность реализовать свой творческий потенциал. Самопознание рас­сматривается как особый познавательный процесс, объектом которого является человек, а результатом - его знание о себе. Элементами самопознания высту­пают самосознание, самоанализ, самонаблюдение, которые объединены в об­щий процесс творческого саморазвития личности (13. С.28; 28. С.5).

Самосознание человека, понимание им себя формируется в ходе социаль­ных взаимодействий, поэтому рефлексия порождает в ситуации социальной ра­боты две взаимосвязанных цели. Во-первых, воспроизвести мир в себе и выра­зить его; во-вторых, воспроизвести себя в мире и решить социальную пробле­му.

В социальной сфере в качестве самопознающих систем предстают не только личность, но и общество, где рефлексивные структуры определяют все процессы регулирования взаимодействий субъектов разных типов. Так, обще­ство риска создает необходимость рефлексивного самоопределения как соци­альной самокритики, опирающейся на анализ последствий его функционирова­ния. В социальной работе рефлексия рассматривается в качестве концепции деятельности, где выделяют следующие составляющие:

социокультурную, связанную с анализом социальных процессов;


коммуникативную, ориентированную на оптимизацию взаимодействий специалиста и клиента;

экзистенциальную, связанную с исследованием социально-психологических особенностей группы и личности;

интеллектуальную, ориентированную на проектирование инновационных форм практики;

личностную, связанную с самоанализом и проектированием саморазвития (75. С.154-155).

Рефлексивно-концептуальный аспект проблемы понимания в социальной работе касается каждого повседневного деятеля: и субъекта, и объекта этого особого вида деятельности. Речь должна идти не только о понимании людьми друг друга, но в первую очередь - о понимании себя самого, своих жизненных смыслов.

Другой, рефлексивно-профессиональный, аспект понимания выступает как способ профессиональной деятельности специалиста, который пытается научить этому клиента.

Следующий, актуально-ситуационный аспект понимания учит исходить из реальной социальной ситуации клиента и способствует индивидуализации понимания его жизненных трудностей.

Наконец, коммуникативно-личностный аспект понимания фокусирует внимание на организации общения специалиста с конкретным клиентом, по­зволяет в ходе интеракции выявить нужный подход, позволяющий решить его проблему.

Задание

С помощью материала раздела 1.1. объясните, как связаны рефлексия и сознательный характер деятельности в социальной работе.

Феноменология как способ постижения жизненного мира позволяет кон-


струировать модели социальной работы, которая затрагивает сферу межлично­стной коммуникации, проблемы человека и малой группы как субъектов и объ­ектов понимания. Тем самым раскрывается значение гуманистических идей для личности и ее обыденной деятельности, открываются новые возможности для социального выбора клиента.

Движущей силой для работника социальной сферы должно являться его нравственное начало, которое призвано соединить рациональность в деятельно­сти специалиста и проявления его духовности в жизненном мире. Воплощенное в социальные действия, оно способствует возникновению отношений социаль­ной помощи и поддержки. Но получить гуманистические идеи специалист мо­жет лишь из повседневного опыта благодаря «напряженно-бодрствующему», по А.Щюцу, состоянию сознания и собственным усилиям. Только таким обра­зом возможно «вживаться» в реальные социальные ситуации людей, исследо­вать мир их понятий и действий и вовлекать клиентов в процесс позитивных изменений через сходное определение значений символов, обеспечивающих взаимодействие в социальной работе.

Задание

Изучите главу I книги П.Бергера и Т.Лукмана «Социальное конструиро­вание реальности» и подготовьте к практическому занятию сообщение «Концепция жизненного мира и повседневности Бергера и Лукмана и ее значение в методологии социальной работы».

4.4. Альтернативные подходы в теории социальной работы

Альтернативные идеи в социальной работе базируются на анализе много-полюсности и многолинейности развития социальной реальности. Так как взаимодействующие объективный и субъективный миры находятся в постоян­ном движении, актуальным в методологии науки является изучение социаль-


ных изменений. Это обусловлено как целеполагающей активностью личности, так и синергетическими закономерностями саморазвития живых систем. В ре­зультате видоизменяется и поведение человека, и социальная жизнь в целом.

Преобладание социальной динамики над статикой выглядит наиболее яв­ным в обществах переходного типа, где максимально проявляется описанная Э.Дюркгеймом аномия - жизнь без легитимизированной системы правил и норм (20). На уровне институтов она проявляется в виде дезорганизации и хао­са, а на индивидуальном уровне - как дезориентация и ощушение недостатка актуальных навыков. В обществе увеличивается рискогенность, девиация, на­растает социальная дифференциация и поляризация интересов людей, сокра­щаются возможности формального и неформального социального контроля. Следовательно, центром внимания науки становятся процессы, связанные с не­стабильностью, маргинальностью, девиантным поведением.

Более узкое понимание аномии предложил американский социолог Р.Мертон, определив ее как специфическое расхождение между ценностями общества, закрепленными в его культуре, и социальными нормами, институ­ционализированными социальной структурой. Соответственно, для групп, со­циальное положение которых не позволяет воспользоваться одобряемыми нормой средствами, навязанные культурой ценности и доступные способы их достижения входят в противоречие, стимулируя девиантное поведение (36).

Аномическое состояние общества углубляется в периоды кризиса и де­формации социальных отношений, нарушающих социальные связи между людьми, что вызывает к жизни различные формы девиации.

Поскольку современное российское общество может быть охарактеризо­вано с позиций теории аномии, система социальной работы призвана постоянно взаимодействовать с различными девиациями, выступающими одной из реак­ций индивида на аномические процессы. Пытаясь выработать способы поведе­ния в условиях всеобщего риска, человек зачастую демонстрирует неспособ­ность адаптироваться к быстрым социальным переменам. Вместо конформизма - принятия норм и ценностей среды, он демонстрирует иные поведенческие ре­акции, поэтому социальное большинство определяет его поведение как деви-


антное. Девиация, соответственно, является важной проблемой для теории и практики социальной работы.

Девиация - поведение, не совпадающее с общественными нормами и ценностями, имеющими отношение к человеку или к ситуации, в которой он действует. Компонентами девиации американский социолог Н.Смелзер счита­ет людей, которым свойственно определенное поведение; групповую норму как критерий оценки поведения; других людей, группы и организации, которые реагируют на это поведение (68. С.203). Девиантное поведение выполняет ряд функций. Основными явными функциями девиантного поведения исследовате­ли называют следующие:

компенсаторная функция, связанная с возмещением недостатков в дея­тельности социальных институтов;

коммуникативная функция, способствующая общению людей;

ритуальная функция, когда девиантное поведение выступает частью ри­туала, принятого в данной общности;

статусная (престижная) функция, при которой девиация выступает по­казателем определенного положения в обществе;

протестная функция, позволяющая человеку выражать недовольство существующим состоянием дел.

Важнейшие латентные функции девиации:

сигнальная, указывающая на имеющуюся проблему и предупреждающая о необходимости ее разрешения;

интегративная, способствующая объединению людей для противостоя­ния или помощи лицам с девиантным поведением;

уточняющая или изменяющая социальные нормы, регулирующие соци­альное поведение;

«защитного клапана», т.е. функция защиты общества от социальных ка­таклизмов путем частичного снятия социальной напряженности в определенной сфере (76. С.52-54).

В социальной работе знание функций девиантного поведения позволяет проявить максимальное внимание к личности и ее поведению с тем, чтобы


обеспечить дифференциацию подходов к клиентам и придать их активности по­зитивное направление.

С помощью понятия «девиация» описывают не только социальное пове­дение, но и относительно устойчивое и распространенное социальное явление, связанное с социальными отклонениями. Девиация является свойством соци­ального мира, формы ее проявления многообразны и коренятся в особенностях взаимосвязи человека с окружающей его социальной средой.

Источником девиации служит социальное неравенство, объективно про­являющееся в социальной дифференциации и ведущее к принципиальной не­устранимости социальных отклонений. Авторы современных концепций девиа­ции, в первую очередь, социологических (И.Гофман, Э.Лемерт, Г.Беккер и др.), рассматривая природу и причины девиации, обращают особое внимание на со­циальную реакцию общества и группы на девиантное поведение.

В социальной работе следование принципу социальной справедливости как меры равенства - неравенства вызывает необходимость в создании рабо­тающих программ социальной ответственности за дисфункции общества, эф­фективных систем социальной профилактики и социального контроля над кон­кретными проявлениями девиации.

Задание

Определите с помощью материала раздела 2.1. значение функции со­циального контроля в социальной работе для преодоления последствий одной из форм негативного девиантного поведения (на выбор).

С позиции современной науки теория девиации изучает не только соци­альную патологию (пьянство и алкоголизм, наркоманию и токсикоманию, де-линквентное, т.е. преступное, поведение, суицидальное поведение и пр.), но и позитивные социальные отклонения - социальное творчество, служащее сред­ством прогрессивного развития социальных систем.


Этот аспект девиантного поведения особенно актуален для отечественной социальной работы. Так как позитивные и негативные социальные отклонения тесно взаимосвязаны, что объясняется разнонаправленной активностью в пове­дении отдельных личностей и социальных групп; минимизация последствий того или иного вида социально-негативной девиации в социальной работе должна сочетаться с развитием позитивных социальных изменений. Для этого специалисту следует поддерживать разнообразные виды социального творчест­ва, проявляющиеся в деятельности людей (в социально-экономической, соци­ально-бытовой, социально-духовной и других областях). Позитивно направлен­ная активность специалиста здесь выступает в единстве с активностью клиента, что содействует развитию его индивидуальности.

Задание

Обратитесь к разделу 1.3. и объясните, как специалист на основе кли-ент-центрированной модели социальной работы может добиться разви­тия творческих видов девиации человека.

Проявление девиаций в социальной практике создает уникальные ситуа­ции, требующие особых способов познания. Они заключены в социокультурной парадигме знания о современном обществе - постмодернизме.

Постмодернизм, влиятельная теоретическая концепция и социокультур­ное течение конца ХХ в., возник как интеллектуальная реакция на социальную трансформацию. Он представляет собой попытку объяснения формирующегося в постиндустриальном обществе социального порядка, связанного с новой сис­темой ценностей, с действиями личностей, мотивированных в том числе и не­материалистически (100. С.8).

С одной стороны, эпоха постмодерна характеризуется глобализацией со­циальных связей в мировом сообществе, а с другой - признанием полистилич-ности, плюрализации жизненных миров, неповторимости и значимости каждо-


го человека, ведущего в процессе самообновления постоянный диалог с самим собой. Культура и социальная структура в современном мире становятся моза­ичными, развивается символическое производство и потребление, происходит дифференциация людей по жизненным стилям.

В центре внимания науки оказывается спонтанная активность самоорга­низованных акторов, способ существования которых в социальном пространст­ве - игра смыслов, свободное творчество и принятие другого. Большое внима­ние уделяется мифам, несущим в себе ценности и смыслы и влияющим на мышление и поведение людей. Исследованию подлежит повседневный челове­ческий опыт с его взаимообусловленными составляющими - неопределенно­стью, маргинальностью, выбором и риском.

В связи с этим постмодернизм, методологические стратегии которого за­дали Ж.-Ф.Лиотар, Ю.Хабермас, Р.Рорти, Ж.Деррида и другие, признает науч­ную и практическую множественность и альтернативность развития, интерпре­тируя научную картину социальной реальности в виде одной из возможных то­чек зрения, ограниченной практическим ракурсом. История общества предстает как фрагментарный и текучий процесс, главным объектом исследования про­возглашается уникальное событие, а его целью - самопознание человека. Со­ответственно, процесс бытия, связанный с толерантностью, саморефлексией, личностной активностью, становится более важным, чем его результат (6. С.7-10; 98. С.33-34].

Социальная работа идейно близка постмодернизму, который выступает в ней как стиль действия и познания. С точки зрения анализа усложнившегося социума, возможно обращение к множеству теорий, интерпретирующих чело­веческие действия. Соответственно, возникает полипарадигмальное понимание теории социальной работы, концепции которой являются частными теориями, не претендующими на универсальность. Особое внимание уделяется информа­ционным, эмоциональным, этическим компонентам действительности как ре­сурсам профессиональной деятельности.

Идеалы постмодерна - альтруизм, чуткость, неподавление, адаптация,


принятие другого человека, внимание к среде и к повседневности, признание взаимосвязи между нравственными и социальными проблемами, в социальной работе реализуются в виде внимания к уникальным особенностям людей и си­туаций их жизни, к их непредсказуемости, к их действиям, в том числе и деви-антным.

Основной акцент в практике социальной работы переносится с количест­венных на качественные изменения, на постижение стилевых форм жизни кли­ента как систем повседневной практики, уникальных способов его обучения, работы, отдыха. Отношения между объектом и субъектом в теории социальной работы эпохи постмодерна трактуются как сложные по форме и по содержа­нию, а решение социальных проблем связывается с множественными смысла­ми, имеющимися у клиента, и смыслами самих проблем, которые приобретают абсолютную ценность. Процесс взаимодействия с клиентом, работа со случаем приобретает все большую значимость, возникает необходимость в восприимчи­вости к аномии, маргинальности, отчуждению как индивидуальным жизненным моделям.

Особое значение имеет работа в микросоциуме, т.к. основное внимание человек уделяет социальным микроидентичностям - он отождествляет себя с семьей и ближайшим социальным окружением, нуждаясь в эмпатии, поддержке родных и близких. Одновременно при изменении личных идентификаций, ко­торые в обществе постмодерна становятся все более незавершенными, основа­ния коллективных действий могут размываться, поэтому ставится под сомнение возможность выработки универсальных принципов социальной зашиты, а ее эффективность связывается с усилением адресности, оперативности и гибкости.

Взаимодействие со специалистом с точки зрения постмодернизма высту­пает как социальное партнерство, в котором трактуются и изменяются лично­стные смыслы и создается социальная реальность. Растет значение горизон­тальных взаимозависимостей между людьми в преодолении социальной экс-клюзии.


Задание

Дайте определения понятий социального партнерства и социальной экс-клюзии, обратившись к словарю основных терминов.

Специалист здесь выступает в качестве защитника, организатора самопо­мощи клиента, а последний, будучи полноправным субъектом, имеет право ак­тивного выбора и участия в решении своих проблем. Он становится конструк­тором собственной реальности, создавая новые способы поведения в зависимо­сти от меняющейся жизненной ситуации. Постмодернизм ставит для россий­ской социальной работы и задачу на будущее - речь должна идти не только о создании условий выживания человека, но о качестве жизни, достойном лично­сти.

Контрольные вопросы и задания

1. Почему философское знание интерпретируется как основополагающее в
методологии любой науки?

2. Какова роль психологии в создании методологического фундамента со­
циальной работы?

3. Почему основные методологические предпосылки теория социальной
работы черпает из социологии?

4. На основе знаний, полученных в курсе истории социальной работы, из­
ложите идеи первых теоретиков в области социальной работы - Д.Ш.Лоуэлл,
М.Ричмонд, Д.Адамс, Б.Рейнольдс и др.

5. Каковы особенности объективного и субъективного подходов к позна­
нию мира в методологии социальной работы?

6. Можно ли говорить о противоположности объективного и субъективно­
го подходов к познанию мира?

7. Докажите, что теория социальной работы носит системный характер.


8. Изобразите систему социальной работы с индивидуальным клиентом в
виде схемы.

9. Примените системный подход к описанию конкретной социальной про­
блемы в ситуации социальной работы.

 

10. В чем состоит связь синергетики с теорией систем?

11. Раскройте основы социолого-синергетического подхода в теории соци­
альной работы.

12. Назовите главное отличие социальной синергии от синергетических
процессов вне общества.

13. Каковы предпосылки конструирования специалистом феноменологиче­
ских моделей социальной работы?

14. Приведите пример саморефлексии клиента в трудной жизненной си­
туации.

15. Объясните, как составляющие рефлексии проявляются в практике со­
циальной работы.

16. В чем состоит специфика каждого из аспектов проблемы понимания в
социальной работе?

17. На основе знаний, полученных в курсе социологии, укажите на основ­
ные различия в понимании аномии Э.Дюркгеймом и Р.Мертоном.

18. Приведите примеры реализации функций девиантного поведения в сис­
теме мишеней социальной работы.

19. Как можно использовать знания о функциях девиантного поведения для
развития социального творчества клиента?

20. Объясните сущность полипарадигмального характера современной тео­
рии социальной работы.

21. Укажите на связь идеалов постмодернизма и принципов практики со­
циальной работы.

22. В чем состоит содержание функции социального контроля в социаль­
ной работе с позиции постмодернизма?

23. Дайте характеристику высокопрофессионального социального работ­
ника эпохи постмодерна.


ГЛАВА 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.063 с.)