Философские, психологические и социологические основания теории социальной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские, психологические и социологические основания теории социальной работы



Социально-интегративный характер практики социальной работы обу­словливает специфику ее теории, заключающуюся в комплексном, многомерно-диалектическом подходе к действительности, который вбирает в себя множест­во воззрений на человека, среду его жизнедеятельности и на возможность ока­зания ему помощи и поддержки. Это означает включение в изучение процесов социальной работы теоретических положений педагогических, экологических, экономических и многих других наук.

Задание

Вернитесь к разделу 2.1. и приведите доказательства того, что социаль­ная работа как вид практической деятельности носит интегративный ха­рактер.

Основные методологические предпосылки своего развития теория соци­альной работы черпает из философских, психологических и социологических знаний.

Философия предоставляет методологию, т.е. систему принципов по­строения теоретической деятельности для всех наук. Вне зависимости от со­циокультурного контекста осмысления и идейных оснований, она объединяет теоретиков единой задачей - поиском принципа конституирования жизненного пространства личности. Кроме того, она предлагает теории социальной работы


основной метод познавательной деятельности - метод рациональной реконст­рукции, интенсивной теоретизации и рефлексии (84. С.9).

В социальной работе как теоретической деятельности на основе общефи­лософских принципов научного познания - детерминизма, гносеологического подхода, личностного подхода, отражения, развития, единства сознания и деятельности - складывается система представлений о человеке и окружаю­щей его природной и социальной реальности.

Метатеоретической основой социальной работы выступает многомерно-диалектическое сочетание положений и идей философии общества (45. С.39). В рамках социально-философской проблематики социальной работы рассмат­риваются позиции взаимодействия и взаимовлияния индивида и общества; смысложизненные основания человека, его место в мире, культуре и истории; социальное, духовное и экологическое состояние планеты; тенденции и пер­спективы развития цивилизации; защита гуманистических идеалов в современ­ных обществах.

Кроме того, философское знание позволяет формировать мировоззрен­ческую концепцию социальной работы, основанную на осознании человеком своих убеждений, рационально-критическом, рефлексивном мышлении, ощуще­нии актуальности своего времени, нравственном отношении к другим людям, ощущении своей сопричастности к миру и трансцендентности наличному бы­тию.

Задание

На основе знаний, полученных в курсе философии, воспроизведите смысл принципа трансцендентности наличному бытию и выявите его мировоззренческое значение для специалиста социальной работы.

Мировоззренческие основы служат интеллектуальным и духовным фун-


даментом для практической деятельности специалиста, на основе их воспри­ятия социальный работник способен реализовать на практике свои знания и умения, ценности и жизненный опыт, чувства и личные качества.

Психология явилась одной из первых наук, заложивших методологиче­ские основания для социальной работы. Психология выполняет относительно социальной работы две взаимосвязанные функции: теоретическую и методоло­гическую. Теоретическая функция состоит в установлении связи между целями и содержанием социальной работы и индивидуальными и коллективными пси­хологическими явлениями и реализуется с помощью специальных психологи­ческих теорий - теорий личности, гуманистической психологии, когнитивных теорий и т.д. Методологическая функция выражается в выявлении и использо­вании психологических закономерностей для исследования социализации лич­ности в изменяющихся условиях жизнедеятельности (49. С.80).

Один из основных в психологическом знании - психодинамический тео­ретический подход, с начала и до середины XX в. доминировал в разработке концепций социальной работы во всех ее сферах, но, прежде всего, при оказа­нии помощи индивидуальным клиентам. Он был основан на психоанализе З.Фрейда и сосредоточивал свое внимание на принятии предыдущего опыта клиента и ситуации, в которой он находился, на роли его желаний и нежеланий (56. С.29). Основы «работы со случаем» были заложены американским ученым М.Ричмонд, которая ставила во главу угла метод социальной работы, т.е. рас­сматривала, как специалист воспринимает клиента. Большое внимание в дан­ном подходе уделялось индивидуализации клиента, его внутреннему миру, ди­агнозу его проблемы и возможности излечения, т.е. решения проблемы путем взаимодействия со специалистом. Важное значение придавалось и изменению социального окружения личности, формированию способности человека поль­зоваться общественными ресурсами и возможностями. М.Ричмонд выделила четыре метода социальной работы - это понимание индивида, понимание соци­альной среды, непосредственное действие по взаимному согласию и опосредо­ванное действие через социальную среду. Впоследствии сформировалось ос­новное направление приложения психологических знаний в социальной работе

ПО


- это развитие потенциала (самоусиление) личности и помощь ей извне в нахо­ждении собственных психологических ресурсов.

Наиболее целостный методологический фундамент для исследований в области социальной работы формирует социология - «генерализирующая», по П.Сорокину, наука об обществе (70. С. 161).

Социология предлагает широкий спектр способов изучения объекта, ко­торые в результате позволяют объяснить, понять и изменить отношения в соци­альной среде. В социальной работе это дает возможность создавать и привле­кать различные технологии и методики оказания помощи и поддержки, приме­нять разнообразные подходы к клиенту и т.д.

Социологическая парадигма позволяет развивать, прежде всего, струк­турную социальную работу - деятельность специалистов в направлении раз­вития системы учреждений социальной сферы. Эта активность разворачивается на макроуровне социальной работы и касается разработки и осуществления оп­тимальных направлений социальной политики государства и социальной защи­ты населения. Структурный теоретический подход зародился еще в конце XIX в., он находился под влиянием не только социологии, но и экономики, и поли­тических наук. В основном специалистов интересовали причины социальных дисфункций, поэтому в центр профессиональных взаимоотношений была по­ставлена фигура социального работника, который наделен социальной ответст­венностью за оценку и решение проблем клиента в рамках соответствующих структур общества.

Другой социологический подход - как методология, альтернативная пси­ходинамическому подходу - сложился в 30-е гг. XX в. Это был функциональ­ный теоретический подход, связанный с именем американского специалиста В.Робинсон. При этом подходе процесс оказания помощи разворачивается в микросреде и выдвигается как услуга, функция общества. Однако основное внимание уделяется процессу изменений, за реализацию которого отвечает сам клиент. Соответственно, подчеркивается важность использования потенциала личности и социальных и культурных факторов ее развития. Роль специалиста в этом процессе состоит в том, чтобы способствовать саморазвитию клиента,


предоставляя ресурсы для его обеспечения. Данный подход остается основным для функционирования служб и агенств социальной работы и в настоящее вре­мя (56. С.36).

Знание социологической теории, парадигмальных социологических кон­цепций позволяет совершенствовать социальную работу и на ее микроуровне, в малой социальной группе и в непосредственных взаимодействиях с клиентом. Под парадигмой в науке понимают исследовательскую позицию некоторого научного сообщества в отношении окружающего мира (105. С.83). Так, раз­личные концепции в социальной работе развиваются в русле функционалист-ской, радикально-структурной, радикально-гуманистической и интерпрета-тивной социологических парадигм (16). Рассмотрим их подробнее.

Функционалистская парадигма основной задачей деятельности в соци­альной сфере считает воздействие на клиента и среду его обитания для осуще­ствления успешной адаптации. Этот подход заключается в рациональном объ­яснении социальных проблем и поиске их практических решений. Придержива­ясь такого подхода, социальный работник совместно с клиентом ищет возмож­ности достижения поставленной цели, выявляя факторы его социального окру­жения и формы взаимодействия с другими людьми. При этом должны быть уч­тены социальные факторы жизнедеятельности личности; механизмы адаптации человека к среде, возможности самостоятельного приобретения клиентом адап­тивных навыков.

Радикально-структурная парадигма ориентирует на развитие социаль­ных способностей клиента как на основную задачу специалиста. Основываясь на данном подходе, в социальной работе реализуют модель деятельности, на­правленную на область совершения позитивных социальных перемен. Эта мо­дель строится на категориях «наделения полномочиями» и «социальной адво­катуры». Наделение полномочиями акцентирует внимание на субъектности кли­ента, развитии или восстановлении его потенциала, ответственности человека за осуществление изменений своей жизненной ситуации. Социальный работник здесь выступает, прежде всего, в качестве наставника по приобретению навы­ков и развитию ресурсов оказания помощи. Социальная адвокатура как поня-


тие указывает на активность специалиста, его умение подключать в случае не­обходимости властные и иные структуры (например, общественные организа­ции) для защиты прав клиента.

Радикально-гуманистическая парадигма выдвигает задачу изменения со­циальной позиции клиента. Она связана со стремлением помочь людям на ос­нове развития их самосознания и самопознания, усиления их влияния на окру­жающий мир. Специалист не навязывает клиенту стратегию решения его про­блемы, а дает ему возможность выбрать направление движения из различных альтернатив. В то же время социальный работник, проявляя искреннюю заин­тересованность в решении проблемы, использует технологию «активного слу­шания», эмпатию, сопереживает эмоциям клиента и пытается построить с ним отношения социального партнерства.

Интерпретативая парадигма нацеливает на изменение смысла жизни клиента. Она в большей степени, чем вышеназванные подходы, опирается на феноменологическое знание и обращает внимание специалиста на восприятие клиентом окружающей реальности и символическую интерпретацию его взаи­модействий с людьми. Представления о внешнем мире возникают на основе представлений человека о себе, поэтому у него возникает возможность понять причины жизненных трудностей и преодолеть их с помощью социального ра­ботника. Особенно важно использование данной методологии при совершенст­вовании работы в стигматизированных группах (с наркозависимыми, больными алкоголизмом и т.д.), т.к. изменение смысложизненных ориентаций их членов составляет одну из наиболее сложных задач социальной практики.

Эти социологические парадигмы, сложившиеся в США и Западной Евро­пе в конце XIX - cередине XX вв., к началу XXI в. получили значительное раз­витие. Выявилась тенденция к международной интеграции теоретических под­ходов (39). В целом они предлагают специалисту по социальной работе мето­дологию рассмотрения многообразных возможностей оптимизации социальных отношений в сфере социальной защиты человека с точки зрения как объектив­ного (системного), так и субъективного (феноменологического) подходов к познанию мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.008 с.)