Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философские, психологические и социологические основания теории социальной работы
Социально-интегративный характер практики социальной работы обусловливает специфику ее теории, заключающуюся в комплексном, многомерно-диалектическом подходе к действительности, который вбирает в себя множество воззрений на человека, среду его жизнедеятельности и на возможность оказания ему помощи и поддержки. Это означает включение в изучение процесов социальной работы теоретических положений педагогических, экологических, экономических и многих других наук. Задание Вернитесь к разделу 2.1. и приведите доказательства того, что социальная работа как вид практической деятельности носит интегративный характер. Основные методологические предпосылки своего развития теория социальной работы черпает из философских, психологических и социологических знаний. Философия предоставляет методологию, т.е. систему принципов построения теоретической деятельности для всех наук. Вне зависимости от социокультурного контекста осмысления и идейных оснований, она объединяет теоретиков единой задачей - поиском принципа конституирования жизненного пространства личности. Кроме того, она предлагает теории социальной работы основной метод познавательной деятельности - метод рациональной реконструкции, интенсивной теоретизации и рефлексии (84. С.9). В социальной работе как теоретической деятельности на основе общефилософских принципов научного познания - детерминизма, гносеологического подхода, личностного подхода, отражения, развития, единства сознания и деятельности - складывается система представлений о человеке и окружающей его природной и социальной реальности. Метатеоретической основой социальной работы выступает многомерно-диалектическое сочетание положений и идей философии общества (45. С.39). В рамках социально-философской проблематики социальной работы рассматриваются позиции взаимодействия и взаимовлияния индивида и общества; смысложизненные основания человека, его место в мире, культуре и истории; социальное, духовное и экологическое состояние планеты; тенденции и перспективы развития цивилизации; защита гуманистических идеалов в современных обществах. Кроме того, философское знание позволяет формировать мировоззренческую концепцию социальной работы, основанную на осознании человеком своих убеждений, рационально-критическом, рефлексивном мышлении, ощущении актуальности своего времени, нравственном отношении к другим людям, ощущении своей сопричастности к миру и трансцендентности наличному бытию.
Задание На основе знаний, полученных в курсе философии, воспроизведите смысл принципа трансцендентности наличному бытию и выявите его мировоззренческое значение для специалиста социальной работы. Мировоззренческие основы служат интеллектуальным и духовным фун- даментом для практической деятельности специалиста, на основе их восприятия социальный работник способен реализовать на практике свои знания и умения, ценности и жизненный опыт, чувства и личные качества. Психология явилась одной из первых наук, заложивших методологические основания для социальной работы. Психология выполняет относительно социальной работы две взаимосвязанные функции: теоретическую и методологическую. Теоретическая функция состоит в установлении связи между целями и содержанием социальной работы и индивидуальными и коллективными психологическими явлениями и реализуется с помощью специальных психологических теорий - теорий личности, гуманистической психологии, когнитивных теорий и т.д. Методологическая функция выражается в выявлении и использовании психологических закономерностей для исследования социализации личности в изменяющихся условиях жизнедеятельности (49. С.80). Один из основных в психологическом знании - психодинамический теоретический подход, с начала и до середины XX в. доминировал в разработке концепций социальной работы во всех ее сферах, но, прежде всего, при оказании помощи индивидуальным клиентам. Он был основан на психоанализе З.Фрейда и сосредоточивал свое внимание на принятии предыдущего опыта клиента и ситуации, в которой он находился, на роли его желаний и нежеланий (56. С.29). Основы «работы со случаем» были заложены американским ученым М.Ричмонд, которая ставила во главу угла метод социальной работы, т.е. рассматривала, как специалист воспринимает клиента. Большое внимание в данном подходе уделялось индивидуализации клиента, его внутреннему миру, диагнозу его проблемы и возможности излечения, т.е. решения проблемы путем взаимодействия со специалистом. Важное значение придавалось и изменению социального окружения личности, формированию способности человека пользоваться общественными ресурсами и возможностями. М.Ричмонд выделила четыре метода социальной работы - это понимание индивида, понимание социальной среды, непосредственное действие по взаимному согласию и опосредованное действие через социальную среду. Впоследствии сформировалось основное направление приложения психологических знаний в социальной работе
ПО - это развитие потенциала (самоусиление) личности и помощь ей извне в нахождении собственных психологических ресурсов. Наиболее целостный методологический фундамент для исследований в области социальной работы формирует социология - «генерализирующая», по П.Сорокину, наука об обществе (70. С. 161). Социология предлагает широкий спектр способов изучения объекта, которые в результате позволяют объяснить, понять и изменить отношения в социальной среде. В социальной работе это дает возможность создавать и привлекать различные технологии и методики оказания помощи и поддержки, применять разнообразные подходы к клиенту и т.д. Социологическая парадигма позволяет развивать, прежде всего, структурную социальную работу - деятельность специалистов в направлении развития системы учреждений социальной сферы. Эта активность разворачивается на макроуровне социальной работы и касается разработки и осуществления оптимальных направлений социальной политики государства и социальной защиты населения. Структурный теоретический подход зародился еще в конце XIX в., он находился под влиянием не только социологии, но и экономики, и политических наук. В основном специалистов интересовали причины социальных дисфункций, поэтому в центр профессиональных взаимоотношений была поставлена фигура социального работника, который наделен социальной ответственностью за оценку и решение проблем клиента в рамках соответствующих структур общества. Другой социологический подход - как методология, альтернативная психодинамическому подходу - сложился в 30-е гг. XX в. Это был функциональный теоретический подход, связанный с именем американского специалиста В.Робинсон. При этом подходе процесс оказания помощи разворачивается в микросреде и выдвигается как услуга, функция общества. Однако основное внимание уделяется процессу изменений, за реализацию которого отвечает сам клиент. Соответственно, подчеркивается важность использования потенциала личности и социальных и культурных факторов ее развития. Роль специалиста в этом процессе состоит в том, чтобы способствовать саморазвитию клиента, предоставляя ресурсы для его обеспечения. Данный подход остается основным для функционирования служб и агенств социальной работы и в настоящее время (56. С.36). Знание социологической теории, парадигмальных социологических концепций позволяет совершенствовать социальную работу и на ее микроуровне, в малой социальной группе и в непосредственных взаимодействиях с клиентом. Под парадигмой в науке понимают исследовательскую позицию некоторого научного сообщества в отношении окружающего мира (105. С.83). Так, различные концепции в социальной работе развиваются в русле функционалист-ской, радикально-структурной, радикально-гуманистической и интерпрета-тивной социологических парадигм (16). Рассмотрим их подробнее.
Функционалистская парадигма основной задачей деятельности в социальной сфере считает воздействие на клиента и среду его обитания для осуществления успешной адаптации. Этот подход заключается в рациональном объяснении социальных проблем и поиске их практических решений. Придерживаясь такого подхода, социальный работник совместно с клиентом ищет возможности достижения поставленной цели, выявляя факторы его социального окружения и формы взаимодействия с другими людьми. При этом должны быть учтены социальные факторы жизнедеятельности личности; механизмы адаптации человека к среде, возможности самостоятельного приобретения клиентом адаптивных навыков. Радикально-структурная парадигма ориентирует на развитие социальных способностей клиента как на основную задачу специалиста. Основываясь на данном подходе, в социальной работе реализуют модель деятельности, направленную на область совершения позитивных социальных перемен. Эта модель строится на категориях «наделения полномочиями» и «социальной адвокатуры». Наделение полномочиями акцентирует внимание на субъектности клиента, развитии или восстановлении его потенциала, ответственности человека за осуществление изменений своей жизненной ситуации. Социальный работник здесь выступает, прежде всего, в качестве наставника по приобретению навыков и развитию ресурсов оказания помощи. Социальная адвокатура как поня- тие указывает на активность специалиста, его умение подключать в случае необходимости властные и иные структуры (например, общественные организации) для защиты прав клиента. Радикально-гуманистическая парадигма выдвигает задачу изменения социальной позиции клиента. Она связана со стремлением помочь людям на основе развития их самосознания и самопознания, усиления их влияния на окружающий мир. Специалист не навязывает клиенту стратегию решения его проблемы, а дает ему возможность выбрать направление движения из различных альтернатив. В то же время социальный работник, проявляя искреннюю заинтересованность в решении проблемы, использует технологию «активного слушания», эмпатию, сопереживает эмоциям клиента и пытается построить с ним отношения социального партнерства.
Интерпретативая парадигма нацеливает на изменение смысла жизни клиента. Она в большей степени, чем вышеназванные подходы, опирается на феноменологическое знание и обращает внимание специалиста на восприятие клиентом окружающей реальности и символическую интерпретацию его взаимодействий с людьми. Представления о внешнем мире возникают на основе представлений человека о себе, поэтому у него возникает возможность понять причины жизненных трудностей и преодолеть их с помощью социального работника. Особенно важно использование данной методологии при совершенствовании работы в стигматизированных группах (с наркозависимыми, больными алкоголизмом и т.д.), т.к. изменение смысложизненных ориентаций их членов составляет одну из наиболее сложных задач социальной практики. Эти социологические парадигмы, сложившиеся в США и Западной Европе в конце XIX - cередине XX вв., к началу XXI в. получили значительное развитие. Выявилась тенденция к международной интеграции теоретических подходов (39). В целом они предлагают специалисту по социальной работе методологию рассмотрения многообразных возможностей оптимизации социальных отношений в сфере социальной защиты человека с точки зрения как объективного (системного), так и субъективного (феноменологического) подходов к познанию мира.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.008 с.) |