Социальная работа как социогуманистическая деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная работа как социогуманистическая деятельность



Основания для целесообразной деятельности лежат в сфере человеческих ценностей. Предметом любой культурной ценности являются действия людей, соответствующие цели. Таким образом, ценности указывают на то, к чему че­ловек должен стремиться.

Социальная работа как особый вид деятельности строится на духовно-нравственной основе, опираясь на совокупность ценностей, разделяемых ее субъектами. Система ценностей социальной работы формировалась в процессе ее исторического развития, при этом доминантой их трансформации оставалось философское осмысление прав человека.

В международных документах, начиная с Всеобщей декларации прав че­ловека 1948 г., Международных пактов о гражданских и политических правах человека и об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., зако­нодательно закрепляются неотъемлемые права граждан - на жизнь, свободу и справедливость, фиксируется их всеобщий, прирожденный, неотъемлемый и целостный характер (80. С.28-29). На основе осознания необходимости защиты прав человека для общественного блага постепенно складывались ценностные ориентации социальной работы.


Задание

Изучите раздел 2.1. учебника «Теория социальной работы» под ред. Е.И.Холостовой (М., 1998) и выявите основные характеристики прав че­ловека, закрепленных международным и российским законодательст­вом.

В настоящее время в социальной работе базовыми ценностями являются гуманизм, человеческое достоинство, добрая воля, стремление к преимуществу индивида по отношению к обществу, поддержка социально уязвимых слоев на­селения.

На базовых ценностях основаны инструментальные ценности социаль­ной работы: открытость, честность, сотрудничество, ответственность за решение проблем клиента, готовность к передаче знаний и умений, уважение к своеобразию каждой личности, к конфиденциальности клиента и т.д.

Ценности социальной работы лежат в основе деятельности ее субъектов, они рассматриваются «изнутри профессии», с точки зрения отношения работ­ника к объектам своего труда. Это означает, что специалисты работают соглас­но разделяемым ими и внутренне взаимосвязанным ценностям.

Ориентируясь на профессиональные ценности как на инструментальные, специалист ставит цель, выбирает средства, вырабатывает стратегию и тактику деятельности, оценивает ее результаты. Следует заметить, что на качество дея­тельности влияет как действенность базовых ценностей социальной работы в обществе, так и осознанность инструментальных ценностей профессии, их при­нятие на личностном уровне самим специалистом (14. С.26).

Проблема ценностной базы социальной работы связана с ее гуманистиче­ской сущностью. Гуманизм - это мировоззрение, выступающее в современном цивилизованном мире в роли положительного общественного идеала. Оно ос­новано на признании неотъемлемых прав человека, в том числе права на дос-


тойную, полноценную жизнь для каждого, независимо от его национальных, религиозных, возрастных, социальных и других особенностей. Человек в гума­нистической идеологии представлен в качестве высшей ценности, которая под­разумевает веру в созидательный потенциал личности, в способность человека преодолевать препятствия на пути к полноценному социальному функциониро­ванию.

В современном мире гуманность выступает как одна из форм человече­ского бытия, при этом, согласно гуманистическим воззрениям, человеколюбие не имеет основы, если в обществе отсутствуют условия для реализации разума и чувств человека. Следовательно, в социальной работе речь должна идти о практическом гуманизме как об осуществлении гуманистических ценностей в конкретном обществе, с тем, чтобы ее основу и цель составляли интересы каж­дого человека. Гуманизация общества, являясь главной ценностью современной цивилизации, должна выступать основным принципом социальной политики государств. Однако для реализации гуманистического идеала на практике кон­кретному государству необходимо иметь материальные, духовные и социаль­ные ресурсы, на базе которых возможно предоставление человеку социальных гарантий, способствующих его развитию.

Социальная работа, по сути, является социогуманистической деятель­ностью, она в целом служит целям развития человечества, поскольку направ­лена на совершенствование отношений между людьми. Ее частную основу со­ставляют поддержание жизнеобеспечения, социального функционирования и развитие личностных качеств конкретного клиента. Забота о благе личности при этом должна рассматриваться как первоочередная задача общества и госу­дарства, стратегия социальной политики.

Социальная работа - это гуманистический процесс развития обществен­ных отношений, связанных с оптимизацией жизнедеятельности личности и об­щества, который проявляется в форме взаимодействий ее субъектов и объек­тов. Независимо от того, какая модель социальной работы осуществляется, ключевой ценностью ее реализации выступает человеческая личность. При


этом правом на получение помощи должен обладать каждый индивид, без дис­криминации по каким-либо основаниям.

В кризисных обществах гуманизм принимает специфическую форму и выражается, в первую очередь, на уровне повседневного человеколюбия. Лич­ностная направленность, выражающая гуманистический идеал на индивиду­альном уровне, связана с понятием альтруизма. Этот принцип жизненной ори­ентации человека, основанный на заботе о благе других людей, которое мо­жет восприниматься более значимым, чем собственное благо, является одним из главных принципов социальной работы.

Качества альтруизма носят социобиологический характер - с одной сто­роны, они основаны на врожденной предпосылке необходимости выживания человеческого рода, с другой стороны, - они воспитываются, представляя со­бой результат длительного развития общества и отдельного индивида. Соци­альный работник должен действовать как профессионал, для которого гумани­стическое мировоззрение выступает в качестве принципа деятельности. В этом случае он принимает социальное должествование, т.е. объективную необходи­мость подчиняться определенным нравственным нормам данного общества, как индивидуальный долг, т.е. сознательно взятое на себя обязательство выполнять эти нормы.

Таким образом, на основе ценностей складываются принципы социаль­ной работы, воплощающие основополагающие правила и нормы этой деятель­ности. Они указывают, как необходимо поступать в конкретных социальных ситуациях, чтобы достичь цели (табл. 1.2).

Специфика социальной работы связана с особым вниманием к нравствен­ной стороне этого вида деятельности, поэтому основные, содержательные принципы социальной работы (альтруизм, демократизм отношений с клиентом и др.) носят этический характер и касаются трех сторон деятельности специа­листа: моральной ответственности перед клиентом, перед обществом и перед своей профессией и коллегами. Этика социальной работы проявляется в пони-


мании социального благополучия как права каждого человека, которым он должен обладать реально, благодаря улучшению функционирования социаль­ных служб и высвобождению собственных скрытых ресурсов.

Таблица 1.2 Принципы социальной работы

 

Группа принципов Принципы
Содержательные Альтруизм, демократизм отношений с клиентом, социальная справедливость
Психолого-педагогические Эмпатия, аттракция, толерантность
Методические Дифференцированный подход к клиенту, преем­ственность, компетентность
Организационные Посредничество, доступность, комплексность

Одним из основных содержательных принципов социальной работы, на которых основана практическая реализация гуманистического идеала, является принцип социальной справедливости.

Принцип социальной справедливости выступает идеологической и нрав­ственной ценностью, закрепленной в основополагающих документах мирового сообщества - Организации Объединенных Наций, Международной Федерации социальных работников и пр. На его основе возможна обобщенная нравствен­ная оценка социальных отношений в конкретном социуме.

Поскольку в сложной сети социальных взаимодействий формируются структуры экономического, политического и иного неравенства, социальная справедливость предстает в виде оценочного понятия, определяющего меру равенства и неравенства в социальной сфере.

Путем сравнения статусов людей и их характеристик складываются ин­дивидуальные и групповые суждения, касающиеся справедливости или неспра­ведливости социальных отношений. Понятие справедливости при этом может касаться как социальных статусов, так и интересов людей по поводу распреде-


ления социальных благ. Следовательно, уровень справедливости в обществе не может быть выше, чем уровень представлений о ней большинства населения.

Кроме нравственной стороны, проявляющейся в общественном сознании как эталон, по которому устанавливается мера человеческих поступков, соци­альная справедливость имеет деятельностную сторону, которая реализуется в процессе целедостижения, позволяя людям улучшать свои социальные характе­ристики.

Американский исследователь Д.Ролз сформулировал два принципа, спо­собствующих социальной справедливости: принцип свободы, согласно которо­му человек должен иметь доступ к свободам (правам и благам), равный с дру­гими людьми; и принцип различия, согласно которому неравенство допустимо, если оно идет на пользу наиболее обездоленным людям. Рассматривая справед­ливость как честность, Ролз выдвигает понятие всеобщей справедливости, проявляющей себя в социальной стабильности, сбалансированности интересов людей, целесообразности деятельности и в возможности для групп и индиви­дов, находящихся в худшем социальном положении, улучшить его (58. С. 158).

В современном обществе осуществление принципа социальной справед­ливости связано с равенством граждан перед законом, созданием экономиче­ских, политических, социальных гарантий реализации прав личности, обеспе­чением необходимого для нормальной жизнедеятельности человека уровня со­циальной защищенности.

При этом справедливость может быть достигнута посредством распреде­ления между гражданами основных социальных благ по уравнительному прин­ципу (ценностная справедливость), или путем применения к ним универсаль­ных критериев, которые дают каждому доступ к жизненным шансам в профес­сиональной, образовательной и других сферах на основе собственных усилий (меритократическая справедливость).

Единого представления о справедливости не существует. Если в западном постиндустриальном обществе большинство граждан понимает под справедли­востью наделение личности возможностью использовать свой потенциал, пре-


доставление людям равных стартовых возможностей, то в современной России преобладают уравнительные представления о социальной справедливости, она по-прежнему выступает как общественная ценность, а доступность социальных благ отождествляется с их бесплатностью.

Эти различия следует учитывать при разработке конкретных программ социальной политики и социальной работы. При этом необходимо сознавать, что справедливость в современном понимании цивилизованных стран включает в себя обеспечение равной оплаты за равный труд, необходимость поддержки социально ущемленных слоев общества, предотвращение социальной дискри­минации, предоставление социальных гарантий всем членам общества.

Законодательно содержательные принципы выражены в Международной декларации этических принципов социальной работы, принятой Междуна­родной Федерацией социальных работников в 1994 г. В Российской Федерации с учетом этого документа был разработан Национальный кодекс социальных работников, применяемый с 1995 г. (73. С.375).

В этих документах утверждается, что действия специалиста должны быть этически оправданными и должны соответствовать международным стандар­там. Он должен, основываясь на принципе социальной справедливости и полу­ченных знаниях, проявлять уважение к правам человека, соблюдать принципы личной неприкосновенности и уникальности, оказывать помощь каждому, кто в ней нуждается, стараться не применять методов принуждения, сотрудничать с клиентом во благо, но не во вред другим людям.

В свою очередь, в обязанности государства входит предоставление мак­симума благ своим гражданам, поддержка индивидуальности каждого человека и предоставление ему права на самореализацию. Осуществление этих принци­пов позволяет соотносить социальную деятельность в обществе с интересами конкретных людей, обеспечивая гарантии социальной защиты всем нуждаю­щимся, в сочетании с активизацией усилий человека по самозащите.

Следующая группа принципов, это психолого-педагогические принци­пы социальной работы (эмпатия, толерантность и др.), которые выражают тре-


бования к характеристикам процесса взаимодействия специалиста и клиента, к формам и средствам воздействия, используемым социальным работником. Они указывают не только на роль внимания к уникальности клиента и учета его ин­дивидуальных качеств в ходе оказания помощи, но и на необходимость форми­рования у специалиста ряда профессионально-желательных качеств, которые характеризуют его как личность и обусловливают успешность его деятельно­сти.

Задание

На основе знаний, полученных при изучении курса психологии, дайте определение эмпатии, аттракции, толерантности.

Методические принципы социальной работы (дифференцированный подход к клиенту, преемственность в оказании помощи и др.) предлагают сис­тематизированный свод правил, позволяющих последовательно действовать в данной области социальной работы, ориентируясь как на объект деятельности, так и на конкретную социальную ситуацию. Эти принципы уделяют особое внимание профессиональной компетентности специалиста, соответствию уровня его знаний и умений уровню и содержанию выполняемых им должност­ных задач.

Организационные принципы социальной работы (доступность, ком­плексность и др.) отражают сложность и многообразие функциональных связей в процессе оказания социальной помощи и предъявляют требования к обязан­ностям и ответственности специалистов. Они лежат в основе управленческого воздействия в системе социальной работы, нацеливая ее на обеспечение воз­можности оперативного и эффективного решения проблем каждого клиента.

Следование специалистов взаимосвязанным принципам социальной рабо-


ты обеспечивает оптимальное соотношение между содержанием социальных проблем и результатами их решения и легитимность социальной работы как особого, социогуманистического вида деятельности в российском обществе.

Контрольные вопросы и задания

1.Назовите основные характеристики социальной деятельности.

2. Является ли результат деятельности компонентом его структуры?

3. Чем действие отличается от поведения?

4. Является ли нормативное регулирование основной чертой социального
взаимодействия?

5. Является ли нормативное регулирование основной чертой социальных
отношений?

6. Приведите пример взаимодействия в практике социальной работы.

7. Назовите основные отличия профессиональной и непрофессиональной
социальной работы.

8. Объясните суть интегративного характера практики социальной рабо­
ты.

9. Приведите примеры продуктивной и репродуктивной деятельности в
практике социальной работы.

 

10. Схематически изобразите взаимосвязь четырех основных компонен­
тов практики социальной работы.

11. На основе знаний, полученных при изучении учебного курса отечест­
венной истории, выделите преимущества и недостатки патернализма в функ­
ционировании советской системы социальной защиты.

12. Перечислите возможности актуализации потенциала клиентов при ор­
ганизации их самопомощи.

13. Приведите пример социальной работы на макроуровне практической
деятельности.


14. В чем состоит различие между социально уязвимыми группами насе­
ления и группами повышенного риска?

15. В чем состоит сущность многоуровневого характера субъекта и объ­
екта социальной работы?

16. Как проявляется специфика личностного и сферного подходов к объ­
ектам социальной работы?

17. Какова роль гуманизма в системе ценностей социальной работы?

18. Назовите основные характеристики социальной работы как социогу-
манистической деятельности.

19. Объясните взаимосвязь между базовыми и инструментальными цен­
ностями социальной работы.

 

20. Изобразите взаимозависимость между гуманизмом как социальной
ценностью и социальной справедливостью как принципом социальной работы в
виде схемы.

21. Докажите, что социальная справедливость - это субъективное поня­
тие.

22. Как взаимосвязаны различные группы принципов социальной работы?

23. Приведите пример преемственности в оказании социальной помощи
конкретному объекту социальной работы.


ГЛАВА 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.196.87 (0.031 с.)