Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды информационно-просветительской деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В.Я. Суртаев в зависимости от способа осмысления и подачи социальной информации условно разделяет клубные формы на четыре группы: 1) рационально-познавательные (лекции, беседы, встречи за «круглым столом»); 2) эмоционально-зрелищные (спектакли, концерты, театрализованные представления); 3) познавательно-поведенческие (участие в работе инициативных любительских и общественно-политических клубов); 4) комплексные (праздники и обряды, дискотеки, многообразные виды тематических вечеров) При этом он отмечает, что важным основанием для классификации просветительных мероприятий является степень участия в них масс. Чаще всего формы информационно-просветительской дея тельности разделяют на три вида: монологические, в которых преобладает речь ведущего или лектора (популярная лекция, публичная речь, экспресс-информация, брифинг, консультаци онно-справочная работа); диалогические формы, в которых происходит взаимодействие информатора или ведущего и ауди тории. К ним относятся: встречи с интересными людьми вечер вопросов и ответов, ток-шоу, диспут, круглый стол, аукцион идей; комплексные формы, которые входят в работу лекториев, университетов. Среди них различные месячники (культуры, искусства, памяти, согласия и т.д.); чтения (литературные, педагогические, тематические циклы). Следует отметить, что при организации и проведении разно образных форм информационно-просветительской деятель ности необходимо включать аудиторию учреждений культуры и досуга в творческий процесс посредством участия в кружках, клубах по интересам, диспутах и т.д. Таким образом, аудитория клуба сама становится активным субъектом информационно-просветительской деятельности. Наиболее ярким проявлением сущности развивающей, информационно-познавательной технологии служит диалог как эффективное средство взаимопонимания, развития гласности, открытости, демократии, партнерского отношения людей в сфере свободного времени. В диалоге формируется и реализуется новое мышление, отказ от догматизма. Диалог и диалоговые программы (лекции-диалоги, круглые столы, ток-шоу) выступают в качестве обязательного элемента социотренинга людей разных возрастов и профессий. Учреждения культуры и досуга переходят сегодня на более интенсивное использование новых носителей информации, видеотехники, компьютерной техники. Массовое культурологическое просвещение подразу мевает и актуальное сегодня медиаобразование - подготовку молодежи к более углубленному восприятию кино, телевидения, видеопрограмм и других средств массовой коммуника ции. Остро встает вопрос иммунитета против «кислотности» массовой культуры. На стыке традиционных направлений информационно-просветительной деятельности жизнь подсказывает новые идеи: • социально-досуговая терапия для детей, инвалидов, по жилых людей; • обучение релаксаторским технологиям: от простейших до комплексных; • последовательное развитие навыков самоорганизации рационального досуга; • мультикультура в сфере досуга как новая модель организации социального поведения и др.
В отличие от других социальных институтов, учреждения культуры создают для развития информационно-просветительской деятельности свою специфику: доступность, свободу выбора, нерегламентированный характер образовательных и познавательных программ, альтернативные методики, сочетающие научные и художественно-выразительные средства, гибкое реагирование на конъюнктуру досуговых интересов, возможность связать в единую социально-педагогическую цель информационную, образовательно-кружковую, индивидуально-консультационную работу.
53. Особенности драматургии культурно-досуговых программ, их музыкальное оформление. Драматургия является первичным компонентом при создании духовных ценностей. В КДД следует различать предметную деятельность (результат-создание определенных духовных ценностей, приобретение умений, навыков в художественном, техническом творчестве). Культурно-досуговая программа — сценическое или площадное произведение, которое по своей природе должно иметь драматургию. Драматургия — это сюжетно образная концепция культурно - досуговой программы. Виды драматургии: ● Драматургия драматического театра ● Оперы и балета ● Кино и телевидения и.т.д Виды различаются спецификой подхода к раскрываемому материалу. Но есть у них и общее - действие, жизнь в движении. Особенности: — драматургическое действие всегда развивается на наших глазах, в настоящем времени. — действие только тогда и называется действием, когда оно требует преодоления препятствий. Без драматического конфликта нет и не может быть драматургии. — драматургическое действие всегда делает зрителя свидетелем, не оставляет его равнодушным. (Эта особенность драматургии очень важна)
Драматургия культурно-досуговых программ предполагает действие, преломленное через конкретные образы (поступки, мысли людей, столкновение характеров). Специфика культурно - досуговых программ обусловлена природой учреждения культуры. Процесс воздействия в учреждении культуры по линии внутриаудиторного воздействия, общения. Этой проблемой занимался Г. А. Товстоногов, рассматривал «контакт сцены и зрительного зала, человека на сцене и человека в зале.
Люди, в первую очередь, учащаяся молодежь, проявляет инициативу и самодеятельность в выборе содержания и форм свободного времяпрепровождения. В силу отсутствия опыта иногда избирают не самые верные пути. И это с особой силой ставит проблему корректного и конструктивного драматургического влияния на сферу досуга.
Но если в театральном творчестве мы имеем как исходный материал конкретную пьесу, то в культурно - досуговой программе это происходит с помощью выразительных средств на основе самой жизни. В театре драматургическая концепция спектакля предопределяется границами материала пьесы, а в культурно - досуговой программе исходным общественно значимым событием, где она выступает как способ донесения социальной информации.
Многие программы проводятся на основе хорошо разработанных сценариев. В сценарии указывается, что говорят и как поступают герои, какие художественные произведения исполняются, в какой обстановке происходит действие. Сценарий «чистого» вида дополняется разнообразными источниками. Сценарий — подробная разработка программы. Во главе реальный герой, но это не значит, что нельзя обращаться к вымыслу. Однако в основе лежит драматургия факта. Реальность места действия чрезвычайна важна в культурно- досуговой программе. Воспоминания зрителей и использование реальности и художественных, выразительных средств, значительно сильнее действуют на зрителя, чем стихи, песни, рисунки. Реальность коллективного действия обеспечивается реальностью учреждений культуры лежит вовлечение самих присутствующих. Сам факт прихода зрителя на реальное место действия есть мотивированная начальная форма соучастия в программе. Автор сценария должен предусмотреть моменты, которые заинтересовали бы зрителя, что бы они втянулись и приняли участие в программе. Основные требования к сценарию программы: 1. Опора на основные закономерности драматургии (фактологичность, сюжет, конфликт, построение композиции действия) 2. Предусмотрение внешних действий для выявления актуальных идей. 3. Соответствие содержания и формы образовательному и культурному развитию.
Структура драматической композиции: 1. Пролог 2. Экспозиция 3. Завязка 4. Развитие действия 5. Кульминация 6. Развязка 7. Эпилог
Некоторые драматические приемы: 1. Прием создания «сценической напряженности» (заставляет зрителя с напряженным вниманием следить за действом). 2. Прием «создания беспокойства» (симпатичное зрителю лицо ставится в опасное положение). 3. Прием «задержка желаемого события» (автор заставляет зрителя сильно желать наступления какого либо события). 4. Способ «узнавания» (зритель узнает знакомые ему лица). 5. Прием «обманутого ожидания» (автор неожиданно поворачивает действие на др. путь). 6. Прием «непоказанное до конца».
54. Социальная работа как система: характеристика, технологии.
Социальная работа проводится в зоне пересечения интересов индивида и общества, и социальный работник несёт профессиональную ответственность и перед клиентами и перед обществом в целом. Социальная работа — деятельность, направленная на оказание помощи людям нуждающемся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить. Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, каждый элемент которой необходим, органически связан и взаимодействует с другими, выполняет особые функции. Такого рода структуры называются целостными системами. Её структура состоит из нескольких относительно самостоятельных, но в то же время зависимых друг от друга элементов или, компонентов:
· Цель · Средства · Управление · Содержание · Объект · Субъект · Функции
Последовательность компонентов не случайна: любая деятельность совершается в направлении от субъекта к объекту, хотя именно объект, стоящий в конце перечислений, является главным, определяющим суть и характер деятельности фактором.
Поэтому и характеристику социальной работы правомерно начинать с объекта. а) Объект и субъект социальной работы. Объект социальной работы Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в посторонней помощи: пенсионеры, тяжелобольные, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, беду, дети, подростки – оказавшиеся в дурной компании и др. Таких в России несколько десятков миллионов. Субъект социальной работы Все функции по оказанию помощи нуждающимся, выполняет субъект социальной работы. К субъекту относятся все те люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею. Это и государство в целом, осуществляющие социальную политику. Это и благотворительные организации, общества милосердия типа общества милосердия типа: общество красного креста и красного полумесяца. Это и общественные организации: Детский фонд, Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов, союз офицеров и др. Но главным субъектом социальной работы являются, разумеется, не организации, не объединения, а люди, занимающиеся социальной работой профессионально или на общественном уровне. б) Содержание и средства социальной работы. Содержание непосредственно вытекает из функций социальной работы. В самом общем плане ее функциями являются: · информационная, · диагностическая, · прогностическая, · организационная, · психолого-педагогическая, · оказание практической помощи, · управленческая. Содержание включает в себя следующие компоненты: 1. Сбор сведений о ее объекте. (Выясняет пол, возраст, состояние здоровья, условия жизни, способность самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым для жизни, материальный достаток, семейное положение, соседское окружение, особенности психики, характера и т.д.) Одним словом занимается информационной работой. 2. На основе собранных сведений о своих будущих подопечных социальный работник ставит «диагноз»: оценивает объем, виды работ, режим своей деятельности, трудности, формы, методы, составляет для себя распорядок рабочего дня, планирует физические и материальные затраты и пр. 3. Параллельно с «диагнозом» социальный работник выстраивает и диагноз своей деятельности: трудно-легко будет ему работать, сможет ли или нет оказать действенную помощь, с какими официальными и неофициальными организациями ему придется вступать в деловые контакты, насколько быстро - долго придется заниматься «пациентом» и т.п. 4. В зависимости от характера социальной помощи строится и план работы, определяется ее содержание и вид практической помощи. 5. Управление социальной работой также составляет весьма важный и необходимый компонент ее содержания. 6. Результат работы и подведение итогов.
Социальная работа осуществляется с помощью средств. Средствами называются все те предметы, орудия, приспособления, действия, с помощью которых достигаются цели деятельности. Многообразие функций социальной работы вызывает и многообразие ее средств. Перечислить их практически невозможно. Это и слово, и авторучка, и специальные учетные бланки, и телефон, и деловые связи, и приемы психотерапии, и личное обаяние и т.д. Чем богаче арсенал средств, которыми располагает и хороша, владеет социальный работник, тем успешнее его деятельность. Вы бор и применение тех или иных средств целиком зависит от характера и особенностей объекта социальной работы. Одно дело лежа чий больной, другое — кормящая мать-одиночка; Набор средств в этих случаях существенно различается.
Социальные технологии — это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а так же сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов. Технология социальной работы - это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Объектом и социальной технологии, и технологии социальной работы являются социальные процессы, но это процессы различных уровней.
Многообразие социальных технологий вызывает необходимость их классификации и типизации. 1. Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приёмы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, на реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе. 2. В отличии от инновационных рутинные социальные технологии характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые отличаются малой наукоёмкостью, отражают вчерашний день социального воздействия, не мотивируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям. 3. Региональные (территориальные) социальные технологии имеют своим предметом изучение и реализацию закономерностей территориальной жизни и планомерных её изменений. 4. Одной из разновидностей универсальных технологий является технология глобального моделирования (исследования и решения вопросов сохранения мира, природы, обеспечения растущего населения земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.). 5. Информационные социальные технологии имеют своим содержанием способы, приёмы, оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства. 6. Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей.
Направления технологий в социальной работе. Теория и практика в России и за рубежом выявили целый ряд направлений социальной работы с перечисленными и другими группами населения. Это – социальная диагностика и профилактика, социальный надзор и коррекция, терапия, социальная адаптация, реабилитация и соц. обеспечение, соц. страхование, социальное обслуживание, опека и соц. помощь, социальное консультирование и экспертиза, попечительство и соц. нововведение, посредничество и подвижничество. Эти виды социальной работы и выступают основным её направлением, главными технологиями. Они, безусловно, очень тесно связаны между собой, в то же время относительно автономны, специфичны по своему целевому назначению и функциональному содержанию. Технология социальной работы как форма особого освоения социальной действительности находится в тесном взаимодействии не только со смежными теоретическими системами, но и с практическим опытом, традициями, ритуалами, обычаями, социально-психологическими явлениями и фактами. 55. Социальное обеспечение и социальное страхование в России.
Социальное обеспечение — совокупность общественных отношений по распределению централизованных внебюджетных фондов социального назначения и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей граждан (и членов их семей) в случаях утраты источника средств существования, несения дополнительных расходов или отсутствия необходимого, прожиточного минимума по объективным социально-значимым причинам, а также оказания медицинской помощи, содействия семье в содержании и воспитании детей, предоставления других социальных услуг и льгот. Удовлетворение потребностей может осуществляться с помощью: - назначения денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций) на без эквивалентной, но нормированной основе, либо вне связи с трудовой деятельностью и уплатой взносов; - оказания бесплатных для потребителя социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов, а сверх них - по льготным тарифам; - предоставления льгот на возмездие неэквивалентных началах. Государственная система социальной защиты находится в соотношении с социальным обеспечением, но социальное обеспечение следует рассматривать как составную часть социальной защиты.
Социальная защита включает: 1 социальное обеспечение; 2. гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды; 3. минимальной оплате трудами и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.
Сущность социального обеспечения наиболее рельефно проявляется в его функциях: Экономическая функция социального обеспечения заключается в замещении заработка (дохода или содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца; частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств; оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам. Источником финансирования для ее осуществления служат государственные (централизованные) внебюджетные фонды социального назначения, которые образуются по территориальному принципу. К внебюджетным фондам социального назначения относятся: пенсионный, занятости, обязательного медицинского страхования, социального страхования, социальной поддержки. Политическая функция социального обеспечения способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения. Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны. Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 3674; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.88.132 (0.013 с.) |