Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационное обеспечение фандрейзинга.

Поиск

Сведения о донорах:

— полное и сокращенное название организации;

— полный адрес организации;

— тел., факс, интернет-сайт;

— ФИО, социальный статус первых должностных лиц;

— личные пристрастия в сфере культуры;

— сфера деятельности фирмы;

— экономическое состояние фирмы;

— географическая зона деятельности фирмы являются предпочтительными;

— в каких формах и объемах фирма традиционно оказывает поддержку.

Источники получения информации от доноров:

— справочные материалы;

— списки клубов, ассоциаций, союзов, клубов-меценатов;

— информация в СМИ о деловой жизни;

— круг общения учредителей организации фандрейзинга;

— информация, которой располагают конкуренты.

 

Этапы взаимодействия с донорами:

1) контакт — обращение. Звонок с уточнением адреса, по которому нужно направить предложение. Направление предложения, состоящего из:

— приглашения к партнерству;

— сведения об организаторах проекта и их компетенции;

— отношение органов власти к проекту;

— сведения о преимуществах и льготах, которые может дать участие в проекте;

— приложения (информационные материалы, отклики в прессе).

2) собеседование. К собеседованию необходимо подготовить все документы и материалы:

— устав;

— положение;

— полное описание проекта;

— смета затрат и доходов.

 

Специальные мероприятия в фандрейзинге — балы, конкурсы, вечера, марафоны, аукционы, конференции, презентации — проводятся с целью привлечения внимания потенциальных доноров к проекту.

 

Система учета должна содержать сведения о ходе и итогах фандрейзинговой кампании:

1. картотека доноров-вкладчиков;

2. постоянная переписка, т.е. копии всех писем, предложений;

3. данные оперативного анализа (сведения о встречах, звонках);

4. сведения о ф-вых действиях (дата, результаты);

5. сведения о полученных средствах (номера счетов, информация);

 

Виды и размеры возможных субсидий:

1. общие субсидии (наиболее распространены), расходуемые по усмотрению организации фандрейзинга. Обычно такие субсидии выделяют на год;

2. субсидии под конкретный проект (наиболее распространены), носят единовременный характер;

3. возможна финансовая поддержка в виде капитальных вложений (затраты на строительство, реконструкцию);

4. используются также отчисления в специальные фонды, приносящие доход эндаумент (пухнущие деньги);

5. часто практикуется выделение стипендий на обучение или подготовку художественных и научных работ;

6. существуют формы поддержки, которые в годовые фандрейзинговые кампании не включаются.


19.Особенности трудовой деятельности в отрасли культуры.

 

Принципиальной особенностьюкультурной отрасли является потребность в квалифицированном труде, требующая от работника специальной подготовки. Если в сфере материального производства продукции являются рабочие, в СКС основное творческое звено представлено специалистами.

Персонал в учреждении культуры классифицируется по следующим группам:

● руководители, на которых возлагаются функции менеджмента: планирование, организация, контроль и др.

● специалисты — осуществляют функциональное руководство по важнейшим направлениям содержания работы (художественный руководитель, режиссер и т.д.)

● технический и младший обслуживающий персонал.

 

Основной формой трудовых отношений с творческими работниками, руководителями и специалистами является контрактная форма договора. Контракт представляет собой особую форму трудового договора, заключаемого в письменной форме и устанавливающего взаимные права и обязанности сторон в течение определённого срока.

 

Профессиональная подготовка работников культуры осуществляется в гуманитарных высших учебных заведениях (академии, институты культуры, факультеты ряда университетов, вузы художественного творчества: театрального и музыкального жанров, изобразительного искусства, кинематографии), а также в средне-специальных учебных заведениях (колледжи, училища). Ежегодно для сферы культуры выпускается до 60 тысяч специалистов, однако укомплектованность сферы специалистами с высшим и средним специальным образованием до сих пор не превышает 50%, причиной чего является высокая текучесть кадров, державшаяся до самого последнего времени на уровне 1/3. В этом смысле есть замечание относительно того, что большинство выпускников специальных учебных заведений, профессионально подготовленных для работы в сфере культуры, занято в других отраслях народного хозяйства, а на их месте работают менее профессиональные люди, приобретает сегодня особую актуальность.

Спецификой труда в сфере культуры является и то, что особенности технологии социально-культурного обслуживания не позволяют замещать живой труд овеществленным. Поэтому среди затрат наиболее важная доля принадлежит затратам «живого труда» и средствам на его оплату. При этом характеристики результата культурной деятельности состоят: в неотделимости от создающего источника, совпадении производства и потребления, несохраняемости, а порой и неосязаемости услуги, в непостоянстве ее качества, уникальности.

Средняя зарплата работников культуры ТО — 11200 руб.


20.Общая характеристика ресурсной базы СКД.

Все ресурсы, входящие в классический для экономики перечень, имеют применительно к специфике социально-культурной сферы целый ряд особенностей в трактовке и понимании. На этих особенностях следует остановиться подробнее.

Состав материальных ресурсов организаций социально-культурной сферы характеризуется огромным разнообразием и неоднородностью. В одних подотраслях культуры и искусства материальные ресурсы соответствуют классическим представлениям, сложившимся в экономике. Здесь для создания и реализации культурных программ также необходимы основные средства производства или основные фонды: здания, сооружения, оборудование, а также разнообразные и информационные средства. Однако наряду с ними социально-культурная сфера располагает десятками тысяч памятников истории, культуры и архитектуры, музейными предметами, которые являются зачастую уникальными по своей социально-культурной значимости, но в силу недостаточной научной разработки проблем ресурсного обеспечения не имеют экономической оценки. В наибольшей степени отражает эту специфику социально-культурной сферы Налоговый кодекс РФ.

В количественном и качественном отношении основные фонды в социально-культурной сфере резко преобладают над оборотными средствами или материальными ресурсами текущего потребления, которые бывают двух видов. К первому виду ресурсовтекущего потребления относят топливо и горюче-смазочные материалы, необходимые для эксплуатации автопарка культурных учреждений (автоклубов, машин, доставляющих культурные услуги населению), для приведения в действие аттракционов в парках культуры и отдыха. Эта разновидность ресурсов неотделима от самой материально-вещественной сущности оказываемой услуги.

Другой вид ресурсов текущего потребления выступает в форме самостоятельных благ, сопутствующих основной услуге (питание зрителей в театральном буфете, распространение в антрактах или перед началом представлений рекламной продукции, освещающей деятельность данного культурного учреждения, прокат театральных биноклей на период спектакля и т.п.). Как основные фонды, так и материальные ресурсы текущего потребления нуждаются в постоянном воспроизводстве и эффективном использовании.

Одним из важнейших показателей культурного потенциала являются кадровые или трудовые ресурсы. Особый человеческий ресурс — персонал учреждения культуры представлен категорией работников, которым в силу их способностей, профессиональных знаний и умений, опыта и компетентности поручено осуществлять деятельность учреждений культуры и руководство ими. В кадровом составе, занятом в сфере культуры, различаются руководители, на которых возлагается организация, планирование, контроль и другие функции менеджмента во всей его полноте по линии административного подчинения; специалисты, осуществляющие функциональное руководство — выработку и реализацию решений по важнейшим направлениям содержания работы (художественный руководитель, главный режиссер, старший методист и т.п.); а также технический и младший обслуживающий персонал (секретари, машинистки, вахтеры и т.д.).

Профессиональная подготовка работников культуры осуществляется в гуманитарных высших учебных заведениях (академии, институты культуры, факультеты ряда университетов, вузы художественного творчества: театрального и музыкального жанров, изобразительного искусства, кинематографии), а также в средне-специальных учебных заведениях (колледжи, училища).

Наряду с материальными ресурсами, базу культурной отрасли составляют и другие виды ресурсов. К особому виду относят энергетические ресурсы, которые иногда рассматриваются как материальные элементы текущих затрат. Энергетические ресурсы представлены в сфере культуры электроэнергией, которая идет на освещение культурных объектов (зрительных и читальных залов, сцен, фойе и холлов, музейных экспозиций и т.п.), а также на отопление, приведение в действие оборудования и механизмов, установленных в театрах, клубах, музеях. Значительными являются потребности в электроэнергии при эксплуатации кино- и видеоаппаратуры, электромузыкальных инструментов, аттракционов. В целом же без электроэнергии организации социально-культурной сферы обходиться не могут. При этом, не имея собственных энергоносителей, этот вид ресурсов поставляют им на договорной основе энергоснабжающие организации. Правовой базой договоров является Гражданский кодекс РФ, который гласит, что учреждения культуры и искусства являются юридическим лицом и имеют право на заключение договоров с другими юридическими лицами, а также несут ответственность за исполнение обязательств по этим договорам.

Природные ресурсы также имеют значение в деятельности социально-культурной сферы. Особую важность они представляют для архитектурно-ландшафтных музеев, памятников природы, заповедников, музейных комплексов под открытым небом, туристско-экскурсионных, культурно-спортивных комплексов. Природные ресурсы представлены зелёными насаждениями, водоемами в парках культуры и отдыха, в ботанических садах; животными в зоопарках. Земля является важнейшим фактором производства для учреждений культуры, созданных в виде заповедников, национальных и дендрологических парков, стадионов. Данные природные ресурсы относятся к «землям особо охраняемых территорий и объектов» согласно гл.17, ст. 95 Земельного кодекса РФ от 25.10.01,№136-ФЗ. К данным ресурсам относятся также земли рекреационного и историко-культурного назначения. В соответствии с данным Кодексом изъятие земель особо охраняемых территорий и не целевое их использование не допускается.

В условиях формирующихся в России рыночных механизмов регулирования экономикой особую значимость для организаций социально-культурной сферы приобретают финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы и право на их расходование позволяют данным предприятиям организовывать социально-культурную деятельность, приобретать материальные ресурсы, рассчитываться с собственными работниками и сторонними организациями по своим обязательствам. Финансовые средства некоммерческих организаций социально-культурной сферы отличаются множественностью источников формирования; их структура и границы использования зависят от целого ряда факторов. Основными источниками формирования финансовых ресурсов организаций социально-культурной сферы являются: бюджетные и иные поступления учредителей; доходы от платных форм деятельности; добровольные пожертвования, субсидии; другие доходы и поступления, в том числе доходы от предпринимательской деятельности.

Сравнительно недавно, в связи с бурным развитием научно-технического прогресса стали выделять информационно-творческие ресурсы, которые во многом определяют специфику социально-культурной отрасли. Известно, что культурные учреждения выполняют наряду с другими задачами и информационную функцию, обеспечивают накопление, хранение и передачу научной, технической и творческой информации. Своеобразными хранилищами и передатчиками овеществленной научной информации являются, к примеру, библиотеки, музеи, методические центры. Театральные и концертные учреждения несут населению особую, эстетическую и эмоциональную информацию, воздействующую на духовный мир и психологическое состояние аудитории. И хотя информация, создаваемая на сцене в виде образов, песен, танца и т.д., может не добавить ее слушателям новых знаний об обществе, законах, протекающих в нем, темнее менее в зависимости от уровня творчества она оказывает более или менее сильное воздействие на духовное состояние человека, меняя его индивидуальный уровень культуры.

По мнению Е.Н.Вороновой, для оценки информационно-творческих ресурсов культуры нельзя воспользоваться опытом, который накоплен в науке и промышленности. Методы количественной и качественной оценки информационно-творческих ресурсов пока еще не выработаны. Совершенно не изучено влияние фактора времени на информационно-творческие ресурсы, циркулирующие в сфере культуры. Нет подходов к оценке изменений, которые происходят с информационным потенциалом произведения под влиянием его «износа».

На уровне качественного подхода к оценке информационных ресурсов можно воспользоваться понятием «информационно-творческой мощности» учреждений культуры. Для библиотек информационно-творческая мощность определяется количеством книг, журналов и других единиц материальных носителей информации, их познавательной ценностью (составом авторов, новизной научной и публицистической информации и т.п.). Для театрально-зрелищных предприятий — количеством исполнителей, идейно-художественным содержанием репертуара, исполнительским мастерством и силой таланта и обаяния и пр. Для клубных учреждений информационно-творческая мощность определяется количеством работников, их профессиональной подготовленностью, работоспособностью и пр. Для музеев — количеством экспонатов, их исторической, художественной ценностью, уникальностью и т.д. Информационно-творческая мощность учреждений культуры является экономическим параметром, который оказывает большое влияние на эффективность общественного производства во всех сферах деятельности человека.

Информатизация культуры и искусства — объективный процесс, приводящий к появлению новых видов культурной продукции — информационных продуктов и услуг. Создание новых информационных технологий, «индустрия информации» превратилось в самостоятельную подотрасль культурной сферы, в самостоятельный и прибыльный вид культурного бизнеса. Информационные технологии приобретают особое значение в деятельности современных библиотек, поскольку позволяют автоматизировать справочно-библиографическое обслуживание и дают возможность международного информационного обмена. С помощью компьютерной техники, на основе открытых автоматизированных баз данных, любой творческий работник может получить нужную ему информацию о мировых достижениях культуры и искусства, о творческих деятелях и художественных школах и т.п. Информационное обслуживание развивается не только в библиотечном деле, но и в других видах социально-культурной деятельности.

 

Специфические особенности ресурсов в сфере культуры:

1. Предметом труда в сфере культуры является человек, и этот фактор оказывает решающее воздействие на структуру и характер ресурсной базы отрасли. Так с одной стороны, в социально-культурной сфере в весьма ограниченном объеме представлен такой вид ресурсов, как сырье и основные материалы (10-12% всех затрат), в то время как в промышленности на них приходится более 60%. С другой стороны, последние десятилетия характеризуют сферу культуры как сферу использования все более возрастающего объема материальных средств, необходимых как для создания результатов (продукта) непосредственно, так и используемых в процессе потребления этих результатов, что составляет неотъемлемую его часть (комфортность, использование современного оборудования в значительной степени определяют качество услуг или делают возможным оказание именно такой услуги).

2. Социально-культурную сферу характеризует сочетание высокой трудоемкости услуг с относительно малой фондо- и материалоемкостью (в 2,5 раза меньше, чем в промышленности). Результаты культурной деятельности могут существовать в самой деятельности создателя услуги, принимающей в рыночных условиях форму товара, либо в предметной форме, в создании которой затраты труда также значительны.

3. Трудовые (кадровые) ресурсы культурной отрасли отличаются более высоким уровнем профессиональной квалификации, причем по этому показателю сфера культуры намного превосходит другие отрасли хозяйственного механизма (в культуре каждый третий работник имеет высшее образование, в промышленности — каждый двенадцатый). В материальном производстве решающее значение имеет труд рабочего, в сфере культуры — труд специалиста. В половозрастном отношении, в сфере культуры налицо преобладание женщин (до 70-75%).

4. Спецификой труда в сфере культуры является и то, что особенности технологии социально-культурного обслуживания не позволяют замещать живой труд овеществленным. Поэтому среди затрат наиболее важная доля принадлежит затратам «живого труда» и средствам на его оплату. При этом характеристики результата культурной деятельности состоят: в неотделимости от создающего источника, совпадении производства и потребления, несохраняемости, а порой и неосязаемости услуги, в непостоянстве ее качества, уникальности.

5. Реализация и развитие многочисленных видов и форм культурно-досуговой деятельности возможны только в рамках досуговой культуры. Как в самостоятельной отрасли народного хозяйства, в сфере общественной организации досуга, продолжает действовать один из известных экономических законов: чем больше совокупный бюджет свободного времени, тем шире масштабы производства, обслуживающего досуг населения.


21. Особенности производственных ресурсов отрасли культуры.

 

Нет производственных ресурсов в культуре, есть производственный потенциал, который и включает в себя 6 видов ресурсной базы.


22.Бюджетное и благотворительное финансирование сферы культуры.

По своей структуре бюджетная система РФ состоит из трёх звеньев: федерального (республиканского) бюджета, регионального, местного.

Поступления из бюджетов этих уровней всегда являлись традиционным источником финансирования творческо-производственной деятельности, социального развития государственных учреждений культуры. Прямое государственное финансирование осуществляется по следующим направлениям:

· программное финансирование;

· финансирование социально-творческих заказов;

· субсидирование (в виде выделяемых грандов, премий и т.п.)

Выделяется также косвенное бюджетное финансирование в виде различных налоговых, таможенных и других льготах.


Программное финансирование

Существуют определенные направления, которые рассматриваются в качестве приоритетных и по которым финансирование осуществляется по форме программного:

· сохранение и восстановление памятников истории, культуры и архитектуры;

· сохранение народных традиций (поддержка фольклорных ансамблей и центров декоративно- прикладного творчества и самодельного народного творчества и др.);

· развитие национальных культур малочисленных народов (создание центров национальных культур, проведение национальных фестивалей и т.п.);

· развитие творчества детей и поддержка молодых дарований;

· организация семейного отдыха и создание условий для здорового образа жизни.

 

При разработке программ органы культуры преследуют некоторую социально-значимую и общественно-необходимую цель, которая может быть достигнута разными исполнителями с различной эффективностью.

При разработке и реализации программы применяется конкурсный отбор.
Программы могут быть как федеральные, которые разрабатываются по заданиям и условиям федеральных органов управления и за их счёт, так и региональными, когда разработка программ идёт по заданиям и условиям органов управления республик, краёв и областей, соответственно, за их счёт. Возможны программы и на муниципальном уровне: в городах и районах. Согласно статье 7 "Основ Законодательства РФ о культуре", программы, в процессе конкурсного отбора, подвергаются обязательной и гласной экспертизе группами специалистов в области культуры, назначенными совместно органами представительной и исполнительной власти, соответствующих уровней. В ходе экспертизы оценивается соответствие предлагаемого отбора программных мероприятий - целям, условиям, ограничениям, сформулированным заказчиком, а также обоснованность расчётной суммы средств, которые запрашиваются исполнителем. После формирования сводной программы и определения полного объёма финансирования, заказчик переходит к этапу - собственно финансирование. Его особенностью является то, что бюджетные средства, выделенные для покрытия расходов на реализацию программного мероприятия, перечисляются исполнителю одной суммой без набивки по статьям бюджетной классификации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 713; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.223 (0.019 с.)