Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель функционирования отрасли «Культура»

Поиск

Таким образом, в Тюменской области:

· упорядочение вопросов правого статуса учреждений культуры;

· переход на новые организационно-правовые формы учреждений культуры;

· перевод системы финансовой поддержки деятельности учреждений культуры от сетевого принципа к программно-целевому;

· были определены пути реформирования отрасли оптимизации сети по отраслевой направленности с созданием многофункциональных учреждений культуры посредством реорганизации и объединения организаций, с внедрением новых типов учреждений культуры (клуб-библиотека, библиотека-клуб).

В результате чего:

1. Сформирована централизованная система организаций культуры в организационно-правовой форме АНО.

2. Определены координаты взаимоотношений на правовом и содержательном поле отрасли «культура» - Заказчик-Исполнитель.

3. Созданы условия для увеличения уровня заработной платы работников культуры.

4. Определены возможности улучшения качества и количества культурных услуг.

5. Создана новая модель функционирования отрасли культура.

В условиях формирования системы взаимоотношений «Заказчик» - «Исполнитель» необходима сбалансированная модель гарантированного объема финансовых средств, которыми может оперировать «Заказчик» и размещать по конкурсу на рынке услуг.

В соответствии с постановлением Губернатора Тюменской области № 9 от 19.01.2004 «О финансировании муниципальных учреждений культуры», с целью регулирования межбюджетных отношений с муниципальными образованиями в части расходов на культурное обслуживание населения, бюджетное финансирование организаций культуры осуществляется на основании расчетных нормативов с применением территориальных поправочных коэффициентов.

Расчетные нормативы бюджетного финансирования на одного жителя в год были установлены и применяются в следующих абсолютных величинах:

· для городских поселений с численностью населения свыше 150 тыс. чел. – 95 руб.

· для городских поселений с численностью населения до 150 тыс. чел. – 175 руб.

· для сельских поселений – 335 руб.

Введение нормативного финансирования осуществило единый подход ко всем организациям культуры при решении их ресурсных проблем, сделало финансовую политику в сфере культуры более прозрачной и предсказуемой для всех участников процесса размещения услуг.

В настоящее время в Тюменской области действуют нормативы, являющиеся основой совершенствования деятельности муниципальных учреждений культуры, и предполагающие:

· соблюдение конституционного права населения области в сфере культуры;

· единый подход к расчетам затрат на услуги культуры;

· создание условий сбалансированного распределения и эффективного сохранения, доступности и качества культурного обслуживания населения области.

В Тюменской области внедрен метод государственного и муниципального регулирования для обеспечения прав жителей в услугах отрасли «Культура» в соответствии с видами деятельности учреждений культуры в сферах:

· библиотечной;

· музейной;

· культуры и искусства;

· кино-видео.

 

89. Программно-целевой метод в СКС

Программно-целевое планирование в сфере культуры на протяжении последних 10 лет осуществлялось в форме федеральных целевых программ. Включенные в эти программы проекты и комплексы мероприятий были направлены на решение системных вопросов в области развития культуры в России, связанных с созданием реальных условий для сохранения культурного наследия страны, развития традиционных художественных направлений и свободного художественного экспериментаторства, расширения единого культурного пространства, внедрения новых технологий создания и распространения, культурных благ, обеспечения доступности художественных ценностей для граждан и повышения уровня удовлетворения их духовных потребностей.

Потребность в решении этих задач в течение ограниченного времени и тесная взаимосвязь процессов, происходящих в сфере культуры, с процессами, происходящими в обществе, делают необходимым для их решения использование программно-целевого метода. Программно-целевой метод позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы на проведении работ на конкретных объектах, предотвратить их распыление.

Отказ от применения программно-целевого метода означает, что реализация каждого мероприятия требует либо отдельных решений Правительства Российской Федерации, либо обособления их в рамках ведомственной программы. Это привело бы к целому ряду негативных последствий, таких как ослабление культурных связей между регионами Российской Федерации, возникновение дополнительных сложностей при разработке и внедрении экономических механизмов, необходимых для адаптации культуры к рыночным условиям.

Учитывая комплексный характер преобразований, происходящих в отрасли, целесообразно решать поставленные задачи в рамках федеральной целевой программы с использованием программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего эффективное решение системных проблем в рассматриваемой отрасли за счет реализации комплекса мероприятий, увязанных по разделам, ресурсам и срокам

90. Система разработки и внедрения государственных (муниципальных) социальных заказов

Государственный (муниципальный заказ) – заказ (то есть обобщенная и оформленная должным образом потребность, нужда) органов муниципального управления на поставку товаров, работ или услуг за счет средств бюджетов или муниципальных внебюджетных средств;

Государственный (муниципальный заказ) – это система управления материальными и финансовыми ресурсами муниципального образования на всех стадиях организации и реализации функций (от планирования до фактического расходования и эффективного контроля), возложенных на органы местного самоуправления.

Государственный (муниципальный заказчик) – непосредственный получатель средств бюджетов или муниципальных внебюджетных средств, использующих их на закупки товаров, работ или услуг для муниципальных нужд.

Государственные (муниципальные закупки) – закупки (приобретение, покупка) товаров, работ или услуг для государственных (муниципальных) нужд.

Государственные (муниципальные нужды) – потребности государственных органов муниципального управления в чем-либо и связанные с выполнением этими органами целевых функций и задач, удовлетворяемые за счет средств налогоплательщиков, аккумулированных в соответствующих бюджетах или внебюджетных фондах.

Исполнитель – юридическое или физическое лицо, получившее государственный (муниципальный заказ) в сфере культуры.

Потребитель услуги – лицо, которому направлен заказ.

Каков механизм заказа?

Другими словами, под муниципальным заказом понимается совокупность размещаемых на конкурсной основе договоров между муниципальным заказчиком и поставщиком (исполнителем) продукции культуры (товаров, работ и услуг культуры), по условиям которых заказчик обязуется оплачивать, социально значимые виды продукции культуры (товаров, работ и услуг культуры), а исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению договоров.

При этом договор заключается по результатам конкурса, то есть в условиях конкуренции за доступ к бюджетным ресурсам между государственными, муниципальными и частными организациями, оказывающими однородные услуги.

В отличие от других видов контрактов на поставку товаров, работ, услуг для муниципальных нужд договоры, заключаемые в рамках муниципального заказа, имеют свою специфику.

Если в обычном договоре муниципального заказа заказчик и потребитель товаров (работ, услуг) совпадают в одном лице, то в договоре муниципального заказа они разделены. Заказчик (которым может быть отраслевой орган исполнительной власти – главный распорядитель или распорядитель бюджетных средств) не является потребителем муниципальных услуг. Таким образом, договор, заключаемый в рамках муниципального заказа, является договором в пользу третьего лица (потребитель).

Однако предоставление потребителю неограниченного права выбора поставщика услуг по системе муниципального заказа в тех областях, где государство связано обязательствами по предоставлению бесплатных услуг, практически невозможно, т.к. потребитель может выбрать такого поставщика, цена услуг у которого неприемлемо высока для бюджета. Другим аргументом против предоставления потребителю неограниченного права выбора поставщика услуг в рамках системы муниципального заказа является неспособность потребителя к квалифицированному выбору в тех областях, где профессионализм поставщика услуг имеет принципиальное значение. Это относится, прежде всего, к тем видам муниципальных услуг культуры, для оценки качества которых, необходимы специальные знания, которые у потребителя зачастую отсутствуют. Поэтому заказчик производит отбор круга поставщиков с оптимальным соотношением «цена-качество», а потребитель может выбирать конкретного поставщика услуг из круга лиц, с которыми главный распорядитель (распорядитель, получатель) бюджетных средств уже заключил предварительный договор муниципального заказа на определенных условиях.

Основная цель муниципального заказа (задания) – это эффективное расходование бюджетных средств с учетом приоритетности и социальной значимости направлений деятельности для обеспечения прав граждан на удовлетворение потребностей в области культурной деятельности.

 

91. Профессиональные компетенции выпускника вуза культуры

Менеджмент – самостоятельный вид профессиональной деятельности, а менеджер – субъект этой деятельности, профессионал-управленец. Объектом его деятельности является хозяйственная и интеллектуальная деятельность организации в целом или конкретная ее сфера.

Категория «менеджер» применительно к конкретному человеку выражает принадлежность его к профессии управляющего, высшим уровнем которого является руководитель. Однако независимо от степени профессионализма и практических навыков менеджер должен владеть следующим философско-этическим инструментарием:

1) уважать личное достоинство каждого работника и считать его неприкосновенным;

2) постоянно изучать людей, знать нужды и интересы персонала организации;

3) считать, что главное в общении с персоналом – это его доверие;

4) считать, что гарантией человеческой и деловой порядочности являются справедливость и совесть;

5) уметь раскрыть интеллектуальный потенциал людей, что считается высшим показателем управленческого мастерства;

6) быть примером непрерывного духовного и профессионального совершенствования;

7) вести разумный образ жизни.

Следует иметь в виду, что в отличие от предпринимателя, который является владельцем активов организации, менеджер – это управляющий, прошедший специальную подготовку и получивший профессию управленца, основными функциями которого являются координация деятельности организации на всех уровнях ее управления и работа с персоналом организации. Менеджер является наемным работником.

В сфере искусства и гуманитарных работ менеджер должен владеть технологиями производства и удовлетворения интеллектуальных и духовных потребностей членов общества на основе знаний науки об обществе и науки о человеке. Эта сфера по ОКОНХ (Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства) отнесена к отрасли национальной экономики под названием «Культура и искусство», в которой в 2003 г. было занято 1086 тыс. чел., или 1,7% занятых в экономике России. В перспективе следует ожидать рост численности занятого населения в этой сфере экономической деятельности.

В наше время культура и искусство сами превратились в сферу экономической деятельности, производящую предметы потребления – товары и услуги. Современный уровень развития культуры и искусства характеризуется необходимостью использования экономических ресурсов – материальных, финансовых, трудовых, земельных, информационных, интеллектуальных, среди которых большая доля принадлежит затратам «живого труда» и средствам на его оплату. Это объясняется тем, что продукты и услуги (результат) культурной деятельности создаются живым трудом, в основном квалифицированным и творческим. В последнее время сферу культуры характеризуют как отрасль экономики, использующей все более возрастающий объем материальных средств, необходимых для создания культурных продуктов непосредственно, а также их потребления, что включает качество услуг или делают возможным оказание именно такой услуги. Возрастает роль и материальных средств, необходимых для «неорганизованного», домашнего потребления продукта культуры, наличие которых у населения стимулирует особые формы результатов культурной деятельности, представленных в предметной форме.

 

92. Системные принципы формирования организаций СКС. Модель организации СКС

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется и регулируется для достижения общей одной или нескольких целей исходя из материальных или иных интересов. В России организация является юридическим лицом, которое имеет регистрацию в органах власти и налоговых органах, один или несколько расчетных счетов в банке, свою печать, юридический адрес, устав деятельности, учредительный договор, финансовую самостоятельность.

Таким образом, организация представляет собой систему, т.е. некое единство, а не простую совокупность составляющих ее частей, основными системными принципами формирования которой являются:

1) целостность – несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого;

2) структурность – возможность описания системы не столько поведением отдельных ее элементов, сколько свойствами структуры;

3) взаимозависимость структуры и среды – формирование и проявление свойств системы во взаимодействии со средой, причем система является активным элементом взаимодействия;

4) иерархичность – каждый элемент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а исследуемая система представляет собой один из элементов более широкой, глобальной системы;

5) множественность описания каждой системы – макроскопическое, микроскопическое, иерархическое, функциональное и процессуальное представление о системе. В связи с этим задачей системного подхода является идентифицировать целое, объяснить поведение и свойства целого с точки зрения его роли и выполняемой функции.

Модель управления организацией в сфере культуры и искусства с позиции системного подхода может быть определена как:

1) концептуальная, если она рассматривается как модель системы управления в какой-либо области интеллектуальной деятельности;

2) эмпирическая, если рассматривается конкретная организация;

3) человеко-машинная, если в контур управления включена компьютерная система обработки и хранения информации;

4) замкнутая или открытая в зависимости от взаимосвязи с окружающей средой, решаемых задач и используемой для этого информации – только внутренней или связанной с окружающей средой;

5) временная, когда организация создается на определенный срок или периодически подвергается формальным или неформальным изменениям.

 

93. Социально-культурная динамика досуга

94. Структура организаций культуры и искусства Тюменской области.

В настоящее время Тюменская область располагает развитой сетью организаций культуры и искусства. В области действует 4 профессиональных театра, в том числе 1 муниципальный, 1 филармония, государственный цирк, государственная академия культуры и искусств, 2 средних профессиональных учебных заведения культуры и искусства, 59 учреждений дополнительного образования. 4 государственных и 22 муниципальных музея, 4 областных и 640 муниципальных библиотек, 758 учреждений клубного типа, 7 кинотеатров, 56 киноустановок.

Для реализации государственной культурной политики в Тюменской области выстроена отраслевая модель управления, путем создания 16 отделов, 8 комитетов, 1 управление культуры, в ведение которых переданы все учреждения культуры муниципальных образований.

Сегодня в учреждениях культуры и искусства Тюменской области работает более 9 тысяч творческих работников, в том числе 2,5 тысячи в областных и 6,5 – в муниципальных учреждениях. В образовательных учреждениях отрасли работает более 700 специалистов.

Почетные звания и награды РФ в области культуры и искусства имеют 475 человек.

Профессиональное искусство Тюменской области представляют Тюменский театр драмы и комедии, Тобольский драматический театр, Тюменский театр кукол и масок, муниципальный театр «Ангажемент», филармония, Государственный цирк.

Анализ деятельности областных театрально-зрелищных учреждений свидетельствует о стабильности театрального процесса и активизации работы со зрителями. Ежегодно в каждом театре ставится до 6 новых спектаклей. В переходящем репертуаре всех театров 94 спектакля. Средний процент наполняемости зрительного зала составляет в среднем 70%.

Нынешняя деятельность театров не ограничивается рамками областного центра. С 2003 года активизировалась гастрольная деятельность Тюменского государственного театра кукол и масок и Тобольского драматического театра в Тюменской области. Во время гастролей театрами было показано более 100 спектаклей, на которых побывало 13 тыс. взрослых и 17 тыс. юных зрителей.

Тюменский государственный театр драмы и комедии показал 14 выездных спектаклей, на которых побывало более 3 тыс. человек.

Традицией стали обменные гастроли Тобольского драматического театра и Тюменского театра кукол и масок. Театральный фестиваль «Золотой конек», собирающий до 25 театров стал хорошей театральной школой и активной формой развития профессионального искусства. В наших театрах работает 7 заслуженных артистов РФ. Лучшие актерские работы сезона ежегодно отмечаются областными премиями.

Тюменской филармонией ежегодно осуществляется до 400 филармонических концертов, с охватом более 140 тыс. зрителей. За последние два года отмечено расширение гастрольной деятельности филармонических коллективов и совершенствование репертуарной политики. Филармонический оркестр гастролировал в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, принял участие в Международном фестивале камерной музыки, стал Лауреатом Первого Всероссийского радиофестиваля региональных оркестров. Тюменский государственный ансамбль танца «Зори Тюмени» принял участие во Всероссийском фестивале народного искусства. Филармонические коллективы и исполнители – постоянные участники и организаторы концертов на юге Тюменской области.

В Тюменской области осуществляют деятельность 4 творческих Союза театральных деятелей, писателей, художников, дизайнеров России, которые объединяют 311 человек.

Музейная деятельность

Музейная сеть Тюменской области представлена 4 государственными, 23 муниципальными, 43 ведомственными, 2 частными, 105 школьными музеями. Численность работников в музеях составляет 453 человека, в том числе 196 научных сотрудников и экскурсоводов, из них высшее образование имеют 151 человек, что составляет 77%.

Государственная часть музейного фонда Тюменской области – более 500 тысяч единиц хранения. Ежегодно музеи открывают до 300 выставок, проводят более 7 тыс. экскурсий и более 1 тыс. научно-просветительских мероприятий. Посещаемость музеев составляет более 400 тыс. человек в год.

В целях централизованного комплектования и реставрации фондов муниципальных музеев реализуется областная музейная программа «Наследие», позволяющая увеличить объем фондовых коллекций, обеспечить сохранность и реставрацию музейных предметов муниципальных музеев.

Системно осуществляет свою деятельность областная Экспертная комиссия по сверке музейных предметов и музейных коллекций государственных и муниципальных музеев.

Результатом плодотворного сотрудничества тюменских областных музеев с государственными музеями России стала реализация крупных выставочных проектов из фондов Государственного Исторического музея «Российские императоры», выставка из фондов Тюменского областного музея изобразительных искусств в Государственной Третьяковской галереей в рамках реализации проекта «Золотая карта России», выставка из фондов областных музеев «Земля Тюменская» в Государственном Историческом музее.

В целях популяризации музейных коллекций и приобщения сельского населения к комплектованию музейных предметов Тюменский областной краеведческий музей им. И.Я. Словцова ежегодно проводит в муниципальных образованиях юга Тюменской области ежегодный музейный фестиваль «Сибирская глубинка».

Новый интересный музейный проект – фестиваль «Тобольский музей встречает друзей», который реализует Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, позволяет объединить творческий потенциал музейных работников, историков, краеведов и специалистов искусствоведения, организаторов досуга.

Ставшая уже традиционной Всероссийская научно-практическая краеведческая конференция «Словцовские чтения» объединяет музейных работников, сотрудников научно-исследовательских институтов и государственных архивов, преподавателей и студентов высших и средних учебных заведений из 40 городов и населенных пунктов России. Вопросы региональной истории, музееведения, археологии, этнологии, истории культуры и природы Тюменского края – перечень тем, обсуждаемых на конференции.

Обеспечение сохранности музейного фонда и создание оптимальных условий для их широкого общественного использования является одной из приоритетных задач государственных и муниципальных музеев. С этой целью с 2003 года начата системная работа межведомственной охраны, музеев и Комитета по культуре администрации Тюменской области.

Библиотечная деятельность

Библиотечное обслуживание жителей Тюменской области осуществляют 646 библиотеки, в том числе 643 муниципальных, объединенных в 26 муниципальных централизованных библиотечных системы и 3 областных. Совокупный библиотечный фонд Тюменской области составляет более 9 млн. экземпляров, в том числе 5 млн. экземпляров в городских и областных библиотеках и 4 млн. экземпляров – в сельских. Кроме стационарных в Тюменской области организовано 729 пунктов выдачи книг, что увеличивает степень доступности библиотечных фондов. В библиотеках работает более 1 тысячи сотрудников, из них имеют высшее образование 455 человек, среднее специальное – 609 человек. Численность библиотечных работников на селе составляет 711 человек, из них имеют высшее образование 99 человек, среднее специальное – 398 человек.

Финансирование комплектования осуществляется из областного и муниципального бюджетов. Также реализуется проект «Пушкинская библиотека» и программа «Сельская библиотека», позволяющие централизованно комплектовать библиотеки области содержательной, высокохудожественной литературой.

Создание качественно новой системы информационно-библиотечного обслуживания населения Тюменской области стало возможным благодаря реализации программы «Модернизация библиотечного дела в Тюменской области». Внедрение компьютерных информационных технологий не только в областных, но и в районных библиотеках позволяет совершенствовать и повышать качественный уровень деятельности библиотек. Выделенные на программу средства за 2 года позволили приобрести базовое оборудование, позволяющее решать задачи автоматизации внутрибиблиотечных процессов, формирования информационных ресурсов, электронных каталогов, обеспечения возможности использования Интернет-ресурсов читателями. На базе библиотек открываются центры правовой и социальной информации.

Для сохранности библиотечных фондов в библиотеках осуществляется плановая реставрация и консервация библиотечных фондов. Также в рамках реализации программы «Модернизация библиотечного дела в Тюменской области» разработана и внедряется система комплектования и обеспечения специальными техническими средствами библиотеки для слепых, изготовление и поставка информационных, тифлотехнических, инновационных средств и «говорящих книг».

На территории Тюменской области действует 45 специализированных детских библиотек, которые являются в своих регионах не только культурными просветительными информационными центрами для детей и подростков, но и методическими центрами библиотек.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.37.74 (0.011 с.)