Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модернизация отрасли, охрана окружающей среды

Поиск

Основные производственные мощности по выпуску строительных материалов Российской Федерации введены в эксплуатацию в период с 1950 по 1988 год. В период с 1991 по 2005 год ввод новых мощностей практически не осуществлялся. В то же время из-за снижения спроса на строительные материалы из эксплуатации выводились морально устаревшие и физически изношенные технологические линии. Остающееся в эксплуатации оборудование остро нуждается в модернизации в связи с высокими производственными затратами на выпуск продукции из-за применения устаревших технологий, имеющих высокую энергозатратность и материалоемкость. Следствиями этой ситуации являются высокий уровень негативного воздействия на окружающую среду и низкая конкурентоспособность по сравнению с аналогичной импортной продукцией как по цене, так и по качеству.

В период с 2005 по 2014 год было построено большое количество новых предприятий, технологических линий, осуществлены реконструкции и модернизации уже действующих предприятий. За указанные десять лет, в которые в отрасль вложены значительные по размеру инвестиции, произошел модернизационный рывок. При этом технический уровень многих предприятий все еще отстает от современных требований и от передовой зарубежной практики.

Высокая стоимость кредитных ресурсов, ошибки в прогнозировании спроса на продукцию, высокая валютная составляющая в стоимости новых проектов привели к тому, что большая часть новых предприятий и предприятий, которые осуществили модернизацию, испытывает значительные финансовые трудности. Многие из них находятся в состоянии фактического банкротства. Формируются новые деструктивные индустриальные тенденции, противоречащие интересам государства, угрожающие стратегии инновационного развития экономики. В текущих условиях собственники, которые сделали ставку на консервативный сценарий и не осуществили значительных инвестиций в модернизацию и создание новых производств, оказываются в более выгодном рыночном положении по сравнению с теми, кто вложил свои финансовые и интеллектуальные ресурсы в развитие национальной экономики. Наблюдается передел собственности в пользу консервативной части рынка.

Низкий уровень внедрения инновационных материалов и технологий их производства

Качественное изменение сложившегося облика национальной экономики и повышение ее конкурентоспособности неразрывно связано с созданием условий для занятия значимых позиций на глобальных и внутренних рынках за счет следующих факторов: технологических прорывов, интеграции в мировые цепочки создания добавленной стоимости, разработки новых материалов, внедрения в производственные процессы инновационных технологий (в том числе нанотехнологий), снижения затрат и роста производительности труда.

В настоящее время в Российской Федерации в указанной сфере сформировался ряд системных проблем:

дефицит современного научно-исследовательского и промышленного оборудования для разработки и производства инновационных материалов;

технологическое отставание, отсутствие качественного отечественного сырья, пригодного для изготовления современных инновационных материалов;

дефицит высококвалифицированных кадров;

острая конкуренция со стороны зарубежных производителей;

отсутствие значительных инвестиций в организацию массового производства для достижения эффекта масштаба;

недостаточность государственной поддержки по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР).

Отсутствие "дорожной карты" и низкий уровень межотраслевой кооперации в развитии приоритетных отраслевых и межотраслевых технологий мешает созданию необходимых условий для производства инновационной продукции.

Кроме того, в настоящее время приходится констатировать отсутствие сформулированного массового внутреннего спроса на инновационные технологии. Массовому распространению инновационных материалов также препятствует отсутствие актуализированных стандартов и сводов правил для применения в строительстве.

Низкая конкурентоспособность производителей отдельных видов промышленности строительных материалов

Доля ввезенного цемента в общем объеме потребления составляет не более 7 процентов. Основные поставщики цемента в Российскую Федерацию – Республика Белоруссия, Исламская Республика Иран, Турецкая Республика, Латвийская Республика. Доля ввоза мелкоштучных стеновых материалов составляет около 8 процентов от объема потребления. В структуре ввезенной продукции до 30 процентов приходится на керамические стеновые материалы (в основном это высококачественный лицевой кирпич) и 70 процентов – на некерамические мелкоштучные стеновые материалы (по большей части ячеистый бетон). Керамический лицевой кирпич и ячеистый бетон в основном завозятся из Республики Белоруссии, клинкерный кирпич – из европейских стран и Украины.

Несмотря на существенные объемы экспорта стекла, доля ввоза в потреблении достаточно высокая – около 35 процентов. Основными поставщиками являются Республика Белоруссия и Китайская Народная Республика.

Причинами сохраняющегося импорта и необходимости ввоза строительных материалов на территорию Российской Федерации являются неравномерное размещение производств, высокая стоимость продукции у потребителя с учетом стоимости доставки и, в отдельных случаях, отсутствие отечественных аналогов требуемых потребительских свойств и качества. В 2014 и 2015 годах наблюдается существенное сокращение ввоза строительных материалов не из-за деятельности отечественной индустрии, а из-за снижения курса рубля к основным валютам.

Российская промышленность строительных материалов в основном ориентирована на внутренний рынок. Тем не менее, отдельные виды строительных материалов вывозятся за рубеж – преимущественно в Республику Казахстан, Республику Белоруссию и другие страны постсоветского пространства. Доля вывоза этих материалов в общем объеме производства в Российской Федерации несущественна. При этом по некоторым строительным материалам, например, по листовому стеклу, Российская Федерация является нетто-экспортером.

Отечественная промышленность строительных материалов обладает существенным потенциалом развития экспорта. В основе этого потенциала – наличие природных ресурсов, относительно низкая стоимость энергетических ресурсов, гибкий курс национальной валюты. Незначительные объемы экспорта свидетельствуют в том числе о низком уровне конкурентоспособности производств и неразвитой транспортной инфраструктуре по сравнению ближайшими странами.

Утрата отечественного научного потенциала, разрушение межотраслевых связей с машиностроителями

К 2000-му году подавляющее большинство предприятий по производству строительных материалов были укомплектованы оборудованием, изготовленным на отечественных машиностроительных предприятиях. Особенно высокие темпы наращивания мощностей по выпуску строительных материалов имели место после создания машиностроительных заводов "Волгоцеммаш" (Тольятти), "Тяжмаш" (Сызрань), "Уралмашзавод" и других. С помощью советских специалистов были построены и пущены в эксплуатацию десятки цементных заводов в странах Европы, Азии, Африки. Эти заводы комплектовались оборудованием, изготовленным на заводах Советского Союза.

В настоящее время вновь создаваемые и модернизируемые мощности по выпуску строительных материалов почти полностью комплектуются импортным оборудованием. Только в производстве железобетона до 70 процентов оборудования производится на территории Российской Федерации. Однако большинство производителей железобетонных изделий работают на оборудовании и технологиях 70-80-х годов прошлого века, которые не отвечают современным критериям производительности, качества и энергоэффективности.

У сформировавшейся технологической зависимости от импорта есть две основные причины. Во-первых, отсутствует межотраслевая кооперация между промышленностью строительных материалов и отраслью тяжелого машиностроения. Во-вторых, в период после 1990 года из-за отсутствия государственного финансирования и заказов со стороны отрасли научно-исследовательские и проектные учреждения утратили большую часть своего потенциала: кадры, исследовательские лаборатории, оборудование и помещения для полупромышленных испытаний и т.д.

Невозможно решить задачу импортозамещения без воссоздания на новой современной технологической платформе научно-исследовательских и инжиниринговых центров с целью консолидации и межотраслевой кооперации промышленности строительных материалов с предприятиями промышленности тяжелого машиностроения на базе отечественных научных разработок и адаптированных наилучших зарубежных технологий.

Опыт показывает, что бизнес в силу различных причин не смог решить эту задачу, несмотря на почти пятнадцатилетний рост спроса на основные виды строительных материалов с 1998-99 годов до 2013-2014 годов с коротким периодом падения в 2008-2009 годах. Объединение производителей в некоммерческие организации не привело к возрождению отраслевой корпоративной науки.

Отмечается жесткая конкурентная борьба за российского потребителя технологий производства и машиностроительной продукции. Одним из важнейших методов продвижения зарубежного оборудования и услуг является предложение комфортных условий связанного зарубежного финансирования через специализированные банки и экспортные агентства.

В результате сформировался значительный массив зарубежного оборудования, для стабильной работы которого требуется регулярное обслуживание, поставка комплектующих, запасных частей. В условиях снижения курса национальной валюты обеспечение выпуска продукции на современных, вновь построенных и модернизированных производствах требует дополнительных затрат и ведет к росту стоимости строительных материалов.

Таким образом, использование зарубежных технологий и оборудования фактически означает поддержку занятости и загрузку машиностроительных мощностей за пределами страны, опосредованное финансирование зарубежного НИОКР и поддержку зарубежной отраслевой науки. С пуском нового производства зависимость сохраняется на протяжении практически всего жизненного цикла работы технологической линии.

Только в 2014 году объем импорта технологий, оборудования и услуг технологического характера в отрасли составил 1050 млн. долларов США, и еще 578 млн. долларов США стоили услуги иностранных инжиниринговых организаций.

Низкий уровень вовлечения отходов в производство

Промышленность строительных материалов является уникальным утилизатором отходов производства и потребления. Тем не менее, в последние годы в Российской Федерации использование в промышленности строительных материалов вторичного сырья, полученного из отходов производства, заметно сократилось, что связано как с общим падением уровня промышленного производства, так и с отсутствием должного стимулирования со стороны государства в отношении использования вторичных ресурсов.

В качестве вторичного сырья могут выступать зола и ЗШО, шлаки металлургического производства, продукты переработки древесины и других растительных отходов, отходы химических производств.

В настоящее время в Российской Федерации накоплено 1,6 млрд. тонн ЗШО, к которым ежегодно добавляется порядка 25 млн. тонн. Подавляющая их часть направляется в отвалы, при этом в строительной индустрии утилизируется лишь 6-7 процентов ЗШО.

Годовой объем выхода шлаков металлургических заводов исчисляется десятками миллионов тонн. В Российской Федерации достаточно высок объем утилизации доменных шлаков, 80 процентов которых идет на изготовление шлакопортландцемента и пористых заполнителей.

В то же время из 18 млн. тонн шлаковых отходов черной металлургии в переработке используется около 7 млн. тонн, в том числе в цементной промышленности около 4 млн. тонн, в кирпичной промышленности 0,8 млн. тонн, оставшиеся объемы используются как строительный щебень или складируются в специальных отвалах.

Из 50 млн. тонн ежегодно образующихся шлаков цветной металлургии при производстве цемента используется только 2 млн. тонн.

В Российской Федерации на лесопромышленных комплексах и деревоперерабатывающих комбинатах ежегодно образуется свыше 200 млн. куб. метров отходов древесины. Важнейшим направлением рационального, экологически целесообразного использования древесины в строительной индустрии является производство из нее различных бетонов на основе древесных заполнителей: арболита, фибролита, опилкобетона, королита и др.

Низкая доля вовлечения отходов при производстве строительных материалов – одна из причин высокой себестоимости продукции и, соответственно, низкого уровня конкурентоспособности отрасли. Использование техногенных отходов в качестве замещения природного сырья и технологического топлива – второй по значимости резерв снижения себестоимости после модернизации производства с использованием энергоэффективных технологий.

Ежегодно только цементная промышленность добывает около 130 млн. тонн природного сырья. При этом из оборота изымаются сельскохозяйственные земли, лесные угодья. Использование техногенных отходов позволит существенно сократить потребление природных ресурсов, сохраняя при этом окружающую среду.

Состояние системы подготовки инженерно-технических специалистов, управленческих и рабочих кадров

Необходимость проведения модернизации, комплексного перевооружения, повышения качества продукции и внедрения высокотехнологичных методов производства в промышленности строительных материалов предъявляет новые требования к профессиональным компетенциям рабочих, технического персонала, управленческих кадров: возрастает роль аналитической составляющей, увеличивается доля труда, связанного с внедрением и обслуживанием новых технологий, использованием современных методов контроля качества продукции.

Одной из важных проблем подготовки инженерно-технических специалистов, управленческих и рабочих кадров является отсутствие системы многоуровневого мониторинга, обеспечивающего выявление и планирование потребности в кадрах, как по видам профессий и специальностей, так и по количеству инженерно-технических работников, специалистов и рабочих.

На данный момент отсутствует достоверная оценка необходимого для отрасли количества кадров. Самостоятельно определить потребность в кадровом обеспечении, которое будет востребовано в ближайшем будущем, вузы не в состоянии. В решении этой проблемы должны принять участие представители отрасли.

Несогласованность объемов, профилей и уровней подготовки рабочих кадров и специалистов с реальными потребностями отрасли приводит к серьезным перекосам в системе образования, так как образовательные учреждения набирают студентов с ориентацией на специальности, пользующиеся популярностью, а не на реальные потребности рынка.

Материально-техническая база многих учреждений среднего профессионального образования строительного профиля находится в неудовлетворительном состоянии: средний процент износа основных фондов достигает более 85 процентов.

Ситуация усугубляется в связи с тем, что учебные учреждения как высшего, так среднего профессионального образования, испытывают серьезный кадровый голод. Средний возраст профессорско-преподавательского состава достигает 55-60 лет. Критически мала доля преподавателей и ученых, обладающих уникальными знаниями в области производства строительных материалов, особенно с учетом создания новых продуктов. Молодое поколение преподавателей в подавляющем большинстве не имеет производственного опыта и не в достаточной мере владеет познаниями в части современной практики производства строительных материалов.

По мнению представителей предприятий и профессиональных объединений, наиболее актуальными проблемами в сфере кадрового обеспечения промышленности строительных материалов являются:

отсутствие мотивационных стимулов для привлечения молодых специалистов в отрасль;

низкая информационная открытость отрасли, в том числе в отношении уровня заработной платы, условий труда, используемых технологий, перспектив развития;

сокращение подготовки профильных специалистов как рабочих, так и инженерно-технических специальностей;

отсутствие у выпускников вузов производственного опыта при наличии удовлетворительной теоретической базы;

слабое и неэффективное взаимодействие образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных, общеобразовательных организаций с успешно работающими научными и производственными предприятиями;

отсутствие образовательных программ, направленных на подготовку специалистов (технологов, мастеров производств), отвечающих современным требованиям;

несоответствие номенклатуры специальностей подготавливаемых специалистов реальным потребностям отрасли;

несоответствие качества подготовки квалифицированных рабочих требованиям работодателей;

отсутствие системы повышения квалификации кадров с учетом потребностей инновационного развития отрасли;

отсутствие современных механизмов и инструментов управления кадровым обеспечением отрасли, помогающих эффективно прогнозировать и удовлетворять спрос на специалистов требуемого профиля в условиях современного рынка труда.

Разбалансированная система технического регулирования

В настоящее время большинство экономически развитых стран применяет параметрическую модель технического регулирования (параметрический подход к техническому регулированию). Среди этих стран – ряд государств Европейского союза, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Республика Сингапур и другие.

Параметрический подход предполагает, что обязательные требования к продукции задаются не в виде конкретных показателей и способов их достижения, а в виде ожидаемого результата, целей и задач. В рамках такой модели исполнитель требований имеет возможность выбрать собственные средства достижения параметрических показателей, так и воспользоваться одобренными нормами и стандартами.

Серьезный шаг на пути к переходу на параметрическую модель в техническом нормировании строительной отрасли, включавшей на тот момент промышленность строительных материалов, был сделан в 1990-е годы с принятием СНиПов 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения". Вместе с тем полный переход на параметрическую модель не состоялся по причине начавшейся в 2002 году общей реформы технического регулирования. В этой связи в настоящее время в системе технического регулирования в области промышленности строительных материалов преобладают нормы предписывающего подхода.

Техническое регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании", а также с 1 января 2015 года в соответствии Договором о Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС). Технические регламенты ЕАЭС или национальные обязательные требования действуют только в отношении продукции, включенной в утверждаемый ЕАЭС единый перечень. Государства-члены не допускают установления в своем законодательстве обязательных требований в отношении продукции, не включенной в единый перечень.

В отличие от Республики Белоруссия и Республики Казахстан, где в 2009-2010 годах приняты единые технические регламенты о безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий, в Российской Федерации проект технического регламента о безопасности строительных материалов и изделий готовился отдельно от технического регламента о безопасности зданий и сооружений. Это привело к тому, что к 2010 году, когда на основе национальных технических регламентов началась разработка технических регламентов Таможенного союза, в Российской Федерации не было технического регламента на строительные материалы и изделия и требования к ним не были переведены в новую систему регулирования.

Здания и сооружения, строительные материалы и изделия включены в утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. № 526 Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках ЕАЭС. В этой связи с 2011 года ведется разработка технического регламента ЕАЭС "О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий". За его основу был принят одноименный технический регламент ЕврАзЭС, по которому были проведены публичные обсуждения и получены одобрения органов Российской Федерации, Республики Белоруссии и Республики Казахстан, участвовавших в его разработке. В 2012 году завершены процедуры внутригосударственного согласования во всех указанных странах. Вместе с тем, несмотря на многочисленные рассмотрения технического регламента на площадке ЕАЭС, его принятие откладывается на неопределенный срок.

В настоящее время обязательные требования к строительным материалам и изделиям на территории Российской Федерации в той или иной степени установлены следующими техническими регламентами:

Федеральный закон от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";

Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ "О требованиях пожарной безопасности";

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности автомобильных дорог", утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 827.

Строительные материалы, за исключением нерудных и цемента (с марта 2016 года), не входят в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, а также в Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 982. Таким образом, для большинства строительных материалов обязательные до 1 сентября 2011 года технические требования, как и подтверждение соответствия, применяются сейчас на добровольной основе.

Ввиду отсутствия в Российской Федерации обязательных требований к строительным материалам и изделиям, а также отсутствия практики обязательного подтверждения их соответствия до утверждения и вступления в силу технического регламента ЕАЭС "О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий" должны быть приняты меры государственного регулирования, отвечающие задачам государственной промышленной политики в области промышленности строительных материалов.

Цель и задачи Стратегии

Цель Стратегии – формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной, устойчивой и сбалансированной (в части спроса и предложения) промышленности строительных материалов инновационного типа, обеспечивающей внутренний и внешний рынки качественной, доступной, энергоэффективной продукцией; снижение зависимости отрасли от зарубежных технологий, оборудования, сырьевых компонентов; обеспечение занятости населения и повышение уровня жизни граждан.

Ключевыми показателями достижения указанной цели в 2030 году выступают:

доступность строительных материалов: на всем прогнозном периоде до 2030 года рост цен на строительные материалы не превысит рост цен на продукцию обрабатывающих производств;

технологичность строительных материалов: стоимость строительно-монтажных работ на 1 кв. метр площади всех типов зданий сократится на 20 процентов в сопоставимых ценах к уровню 2014 года;

энергоэффективность строительных материалов: расход тепла на отопление жилых домов снизится на 20 процентов к уровню 2014 года;

конкурентоспособность отечественных строительных материалов: доля импортных строительных материалов в потреблении сократится в 3 раза к уровню 2014 года, доля экспортной продукции в производстве вырастет в 3 раза;

развитие отечественной машиностроительной базы: доля инвестиций в отечественные машины, оборудования и транспортные средства в общем объеме инвестиций машины, оборудования и транспортные средства вырастет в 1,5 раза.

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:

1) рациональное размещение предприятий, обеспечивающих баланс спроса и предложения на уровне федеральных округов и субъектов Российской Федерации в среднесрочной и долгосрочной перспективе; обеспечение условий для снижения транспортной составляющей в стоимости продукции у потребителей;

2) создание комфортных, конкурентных и побудительных условий для новых производств, проведения технологического перевооружения и модернизации основных фондов отрасли;защита предприятий отрасли, реализующих инвестиционные проекты и развивающих высокотехнологичные производства, от воздействия внешних экономических рисков.;

3) поддержка внедрения современных инновационных технологий с целью освоения производства новой инновационной продукции; мотивирование к снижению негативного воздействия на окружающую среду, в том числе путем внедрения наилучших доступных технологий; стимулирование внутреннего спроса на продукцию и создание новых рыночных ниш;

4) воссоздание отраслевой науки и обеспечение технологической независимости отрасли; проведение импортозамещения за счет развития отечественной базы машиностроения; укрепление кадрового потенциала и поддержка профильного образования;

5) создание условий для вовлечения техногенных и бытовых отходов в производство строительных материалов в качестве сырьевых и топливных компонентов;

6) совершенствование технического регулирования; создание условий для снижения импорта строительных материалов и выработка мер поддержки экспортно-ориентированных производств;

7) повышение качества государственного регулирования при проведении промышленной политики в области промышленности строительных материалов.

Реализация Стратегии основывается на следующих приоритетах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.37.31 (0.013 с.)