Понятие «социальная политика» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «социальная политика»



В условиях быстрых социальных перемен на макроуровне системы соци­альной работы для оптимизации ее деятельности требуется проведение эффек­тивных социальных мероприятий и создание качественно новых программ, раз­решающих и предвосхищающих проблемы конкретного общества. Главная цель этих усилий состоит в содействии нормальному функционированию соци­альной сферы через реализацию социальной политики.

Социальная политика представляет собой обязательный элемент дея­тельности общества и государства, ее важнейшую область, где конструируется желательное состояние социальной сферы, которая и выступает ее основным объектом. Это деятельность по управлению развитием социальной сферы и определению приоритетных направлений ее совершенствования в целях повы­шения уровня жизни всех социальных групп. Понятие «уровень жизни» харак­теризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения на основе системы индикаторов, указывающих на нормы социального обеспе­чения работающих и неработающих людей, уровень социальных ресурсов, по­ступающих из государственных источников и пр.

Государство в лице соответствующих органов управления на федераль­ном и региональном уровнях на основе действия принципа социальных гаран­тий несет ответственность за рост уровня жизни и социальное обустройство граждан. Следовательно, социальная политика демонстрирует, как цели и зада­чи, выдвигаемые базовыми социальными институтами, в конкретный период времени соотносятся с существующими у людей представлениями о необходи­мом уровне их социальной обеспеченности.

В сферу социальной политики входит распределение доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения. Она нацелена на ограничение масштабов абсолютной бедности, обеспечение нуж­дающихся источниками существования, поддержание социального здоровья и т.д.

Соответственно, результатом эффективной социальной политики являет-


ся обеспечение более полных возможностей для удовлетворения потребностей членов общества, сохранение его стабильности, развитие системы социального страхования, активизация факторов, стимулирующих высокопроизводительный труд, дальнейшее развитие системы социального обслуживания, стимуляция занятости, формирование установки на социальную ответственность членов общества за свое социальное благополучие и пр.

Исследователь Е.А.Сергеева выделяет пять групп подходов к пониманию социальной политики в современной науке (65. С.37).

Во-первых, социальную политику рассматривают как деятельность по решению проблем всего общества, следовательно, с этой точки зрения она на­правлена на достижение его важнейших целей.

Во-вторых, социальная политика рассматривается как политика стабили­зации социально-трудовой сферы общества - в данном случае она направлена на регламентирование отношений труда и капитала.

В-третьих, социальная политика может быть рассмотрена как деятель­ность, ориентированная на социальные низы - деклассированные элементы, маргинальные группы и т.п. с тем, чтобы оградить обеспеченные классы от их притязаний путем развития государственной помощи и общественной благо­творительности.

В-четвертых, социальную политику рассматривают как инструмент смягчения индивидуального и социального неравенства через систему государ­ственных и общественных перераспределительных мероприятий. Цель соци­альной политики в данном подходе - удержать дифференциацию доходов в рамках децильного коэффициента (10:1) путем соответствующей налоговой политики.

В-пятых, социальная политика рассматривается с точки зрения базовых ценностей современного гражданского общества и социального государства -соответственно, ее целями признается достижение справедливости и социаль­ного партнерства.

В отечественной науке и практике превалирует последний из теоретиче­ских подходов к пониманию сущности социальной политики.


Согласно Конституции Российской Федерации, теоретическую и право­вую основу ее социальной политики составляет концепция социального госу­дарства. В седьмой статье Основного закона страны Россия определена как со­циальное государство, политика которого направлена на создание условий достойной жизни для всех граждан и свободного развития человека. Социаль­ное государство выступает как одна из систем социальных отношений, позво­ляющих обществу достичь социальной гармонии.

Социальное государство - особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности по регулированию социальной и экономической сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем соци­альной справедливости и солидарности.

Понятие «социальное государство» было впервые введено в середине XIX в. Л. фон Штейном. Основная обязанность социального государства, по его мнению, заключается в осуществлении экономических и социальных мер в интересах всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития всех других граждан. Необходимо, следовательно, под­нять уровень жизни низших слоев до уровня богатых и сильных, поддерживая равенство прав людей. Таким образом, основная идея концепции социального государства — солидарность как общественное благо.

Институционализация социального государства произошла после II миро­вой войны, когда это понятие было последовательно включено в конституции ФРГ, Франции, Испании, Швеции и других стран.

К концепции социального государства близки концепции «общества все­общего благоденствия» и «государства социального благосостояния» Л.Бьюкенена, Д.Крефта, И.Миленца и др. Их авторы доказывали способность государства эффективно бороться с нищетой и социальным неравенством, что осуществляется путем его компетентного вмешательства в социально-экономические процессы в соответствии с существующим законода­тельством. При этом процесс формировании мощной системы социального


обеспечения осуществляется на основе двух принципов - учета нуждаемости и трудового вклада.

Модель социального государства представлена тремя уровнями:

на макроуровне она воплощается в социальной политике;

на мезоуровне осуществляются социальные программы местного само­управления;

на микроуровне принципы социального государства - социальная справед­ливость, социальное равенство, защита автономии личности, адресность в оказа­нии помощи - реализуются в социальной работе с индивидом и малой группой.

Основными характеристиками социального государства являются демо­кратическая форма правления, правительственные субсидии на обеспечение благосостояния населения, коллективные гарантии социальной поддержки, за­щита рыночной системы хозяйствования, всеобщность здравоохранения, полная занятость трудоспособного населения, значительная доля расходов работодате­лей на социальное обеспечение, развитая система пенсий, пособий и т.п. В про­цессе формирования этих характеристик основные меры постепенно переносят­ся с контролирующих и ограничительных на профилактические и социально-педагогические.

Концепция социального государства направлена на благосостояние всех граждан, заботу о них государства, достижение гармонии в отношениях го­сударственных институтов и институтов гражданского общества, против мар­гинализации и социальной эксклюзии ряда социальных слоев, и предпола­гает мирный порядок осуществления.

Задание

Используя словарь основных терминов в конце учебного пособия, опре­делите понятие гражданского общества.

99


Социальное государство обеспечивает необходимый минимум лишь для лиц, не имеющих заработка и других доходов. Оно призвано гарантировать набор услуг в соответствии с прожиточным минимумом, создать равенство стартовых возможностей бюджетными средствами. Одновременно большинство граждан сами создают необходимый фонд социального обеспечения через систему социального, медицинского страхования, прогрессивное налогооб­ложение. Таким образом, путем частичного перераспределения доходов в пользу малоимущих категорий населения реализуется принцип социальной солидарности.

Социальное государство - общественный феномен, который возникает в процессе становления социально ориентированной системы ценностей в ин­тересах большинства членов общества. Это концепция строится на антропо­центрических позициях, предоставляя шанс личности для ее самореализации и уделяя особое внимание гражданам.

Зарождается социальное государство не спонтанно, а на основе целена­правленной политики. В гражданском обществе существует многосторонняя до­говоренность людей по вопросам достижения их прав и интересов; наличие развитой системы экономического и иного законодательства; адресная соци­альная защита населения через гарантированную систему выплат; солидарные отношения на основе партнерских отношений граждан и государства; широкое финансирование социальных программ. Это лишь некоторые предпосылки его возникновения.

Для эффективного функционирования социального государства количество государственных расходов на социальную сферу должно определяться объек­тивными потребностями общества, остротой его проблем, а меры социальной помощи, при широком спектре ее форм, должны носить адресный характер. Для социальной политики России это означает активную роль государства в эко­номике, социальный контроль, создание эффективной системы социальной за­щиты, соблюдение прав человека, т.е. усиление социальной ориентированности государства, важным показателем которой являются объем и характер финанси-


рования государством социальных программ и соотношение статей расходной части госбюджета (48. С.135).

Однако в современном российском обществе, где социальная солидарность между слоями и группами населения отсутствует, а экономический рост не при­обрел устойчивого характера, реальностью является существенная социальная дифференциация и жесткие бюджетные ограничения, с финансированием со­циальной сферы по остаточному принципу. В связи с этим можно говорить о формировании устойчивой тенденции к возникновению субсидиарного госу­дарства с узким кругом адресатов социальных выплат из числа наиболее не­обеспеченных категорий граждан.

В зависимости от взаимодействий основных субъектов социальной по­литики - государства, как гаранта ее проведения; хозяйствующих структур, за­дающих ее экономические рамки, и общества, как пользователя ее благами, вы­деляют консервативный, радикальный, социал-демократический и либеральный варианты социальной политики.

Задание

На основе изучения раздела 1.2. учебника «Социальная политика» под ред. Н.А. Волгина (М., 2002), проанализируйте основные типы социаль­ной политики в современных обществах.

С помощью различного инструментария и при широком круге лиц, поль­зующихся благами социальной защиты, все эти разновидности социальной по­литики призваны решить проблемы обеспечения экономической жизни, охраны частной собственности, взаимоотношений с социальными низами.

По мнению большинства исследователей, в современной России реализу­ется либеральный тип социальной политики, когда государство регулирует рынок, распределяет общественные блага, доступ к которым постепенно рас-


ширяется, и несет основные издержки, делая выбор при оказании помощи в пользу наиболее нуждающихся. Этот вариант характеризуется высокой степе­нью социально-экономической стратификации при минимальном обеспечении социальных льгот. Одновременно субъекты в сфере бизнеса пользуются услу­гами государства - гаранта социальной политики, а гражданское общество, при умеренных издержках, имеет доступ к благам социальной защиты (31. С. 20-21).

Можно выделить две основные особенности российской социальной по­литики. Прежде всего она рассматривается как политика государства, вследст­вие чего гражданское общество не может выступать в качестве ее полноправно­го субъекта.

Взаимодействие государства, субъектов Федерации, хозяйствующих субъектов и населения в рамках социальной политики состоит в следующем. Государство на базе федерального законодательства и федеральных программ, государственного бюджета и государственных социально-страховых фондов, определяет и обеспечивает единые минимальные социальные стандарты, кон­тролирует реализацию установленных социальных гарантий и определяет гене­ральное направление развития социальной политики.

Субъекты Федерации на основе регионального бюджета, организуют реа­лизацию федеральной социальной политики с учетом особенностей ее проведе­ния на местах и разрабатывают собственные социальные программы, направ­ленные на создание условий повышения жизненных шансов людей.

Предприятия и корпорации на основе собственных финансовых средств участвуют в реализации государственных социальных программ на региональ­ном и муниципальном уровнях и предлагают различные виды корпоративных социальных программ и дополнительных социальных гарантий работающим.

Наконец, население, опираясь на финансовые средства домохозяйств и личностную мотивацию граждан, принимает участие в реализации социальных программ или же блокирует их продвижение (31. С.28-29).

Другой особенностью является то, что социальная политика в России


трактуется не как политика поддержки всех граждан, а как область деятельно­сти, направленная преимущественно на социально уязвимые слои населения. Такой подход исключает значительную часть граждан страны из объектной сферы социальной политики, при этом они не приобретают достаточных осно­ваний для превращения из объектов в субъекты этой деятельности.

В современном российском обществе высока степень социального нера­венства, вследствие чего поляризуются позиции «сильных» и «слабых» соци­альных слоев в экономическом, социальном и культурном пространстве. Одна­ко реалии современной социальной политики, проявившиеся, в частности, в принятии федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г., известного как «За­кон о монетизации льгот», свидетельствуют о свертывании программ социаль­ного обеспечения населения вследствие дисбаланса между индивидуальными и коллективными ожиданиями граждан и недостаточностью ресурсов государст­ва.

Данным законом полномочия федеральных органов государственной вла­сти по оказанию государственной помощи населению и социального обслужи­вания были ограничены и переданы на уровень субъектов Российской Федера­ции. Соответственно, доступность льгот для социального большинства в связи с серьезными социально-экономическими проблемами во многих регионах зна­чительно снизилась. Меры помощи часто ограничиваются предоставлением со­циальных пособий и некоторых льгот лишь наименее обеспеченным гражданам (66. С.18).

Федеральные органы государственной власти, согласно указанному зако­ну, выполняют лишь методические и координационные функции. Вместо про­граммы формирования социальных отношений и конструирования общества в интересах людей социальная политика в России все больше превращается в на­бор экстренных мероприятий, проведение которых в большинстве случаев за­паздывает.

Таким образом, в процессе социальных изменений акценты в России пе­реносятся с политики социального государства на субсидиарность социальной


политики, которая строится на принципе самообеспечения граждан, строгом дозировании различных видов помощи, с тем, чтобы не способствовать зло­употреблениям услугами государства и общественных организаций там, где возможна самопомощь, поддержка человека семьей и ближайшим социальным окружением. Соответственно, растет значение личного потенциала человека, его стремления действовать в изменяющемся обществе во благо себе и своих близких.

Однако умение адаптироваться к быстрым социальным изменениям у большинства российских граждан пока не сформировалось. В связи со «старе­нием» социума, развитием социальной апатии у части населения все большее количество людей перестает участвовать в жизни общества.

Современные специалисты считают противоречие между формирующей­ся установкой на личную ответственность за свое благосостояние и слабой со­циальной позицией большинства граждан, нуждающихся в государственном социальном обеспечении, главным противоречием современной социальной политики. Необходимо построение ее новой, целостной концепции, сочетаю­щей в себе конструктивную и защитительную функции: создание возможно­стей для реализации способностей граждан, для проявления их социальной ак­тивности - и доступность основных жизненных благ для большинства населе­ния, с гарантией необходимого уровня социальной защиты (17. С.11-12; 48. С.146).

Задание

На основе изучения дополнительных источников подготовьте и сделайте краткое сообщение на тему «Социальное государство» или «Субсидиар­ное государство» (по выбору) на практических занятиях по данной дис­циплине.

Формы реализации социальной политики должны включать как поддер-


жание минимальных социальных стандартов и государственных гарантий для социально слабой части населения, так и использование рыночных механизмов для обеспечения возможности самореализации и саморазвития социально силь­ных индивидов. Кроме того, ученые считают необходимым перенесение акцен­тов в социальной политике с социальной защиты и социального обслуживания на социальное проектирование будущего состояния общества и его социальных оснований (31. С.4).

Специалисты предполагают, что представление о социальной политике как о политике поддержки только лишь людей и групп, находящихся в трудной жизненной ситуации, изменится по мере увеличения ресурсов и преодоления экономических трудностей в российском обществе (65. С.41). Лишь в этом слу­чае объектная сфера социальной политики сможет расшириться.

Контрольные вопросы и задания

1. Изобразите уровни социальной проблемы в виде схемы.

2. Что подразумевается под поиском средств решения проблем клиентов
социальной работы?

3. На основе модели разрешения социальной проблемы клиентов соци­
альных служб приведите пример ее разрешения в социальной работе с конкрет­
ным клиентом.

4. В чем состоит новизна конструктивного подхода к социальным про­
блемам?

5. Назовите признаки устоявшейся жизненной ситуации.

 

6. На основе различных классификаций приведите примеры трудных
жизненных ситуаций.

7. Укажите на последствия, возникающие при применении каждого из
конструктивных способов преодоления трудной жизненной ситуации.

8. Дайте определение адаптивной компетентности в трудной жизненной
ситуации.


9. Приведите пример дифференцированного подхода к клиентам социаль­
ных служб.

10. Каковы особенности системы клиентуры и системы мишеней в рос­
сийской социальной работе?

11. Необходимо ли для осуществления вмешательства в систему клиенту­
ры социальной работы получение согласия на него от клиента (референтной
группы)?

12. На основе изучения публикаций в журналах «Отечественный журнал
социальной работы», «СОТИС - социальные технологии, исследования»,
«Профессиональная библиотека работника социальной службы» охарактери­
зуйте современные российские модели социальной работы с клиентом.

13. Что представляет собой социальная защита в узком смысле?

14. Включает ли понятие социальной защиты аспекты социальной под­
держки социально активных групп населения?

15. В чем состоят основные особенности социального страхования и со­
циального обеспечения?

 

16. Назовите главное отличие государственной социальной помощи от
других ее видов.

17. Какой из стандартов потребления - минимальный потребительский
бюджет или бюджет прожиточного минимума - представляется Вам наиболее
оптимальным критерием защищенности граждан?

18. Изобразите взаимосвязь между понятиями «социальная защита», «со­
циальная помощь» и «социальное обслуживание» в виде схемы.

19. Проведите анализ проблем социальной защиты населения и социаль­
ного обслуживания в конкретном регионе на основе изучения статей в журнале
«Социальное обслуживание».

20. Дайте определение термину «социальные услуги», отраженному в За­
коне РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Фе­
дерации» 1995 г.


21. Постройте таблицу, содержащую основные характеристики социаль­
ного государства.

22. Обозначьте преимущества и недостатки субсидиарной социальной
политики.

23. Выделите главные направления развития современной российской со­
циальной политики.


ГЛАВА 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 621; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.159.224 (0.037 с.)