Введение в профессию «Социальная работа» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение в профессию «Социальная работа»



Введение в профессию «Социальная работа»

(Б1.Б.7)

(Наименование дисциплины (модуля)

 

Направление подготовки 040400.62 – «Социальная работа»
   
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
(бакалавр, магистр)
Программа подготовки Социальная работа
   
Форма обучения очная
(очная, заочная и др.)
Выпускающая кафедра Социальной работы ППВО
 
 
Кафедра-разработчик РПД Социальной работы ППВО
 
 
           

 

Краснодар 2011


Программа дисциплины разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2010 г. № 123., рабочего учебного плана факультета управления и психологии КубГУ по направлению подготовки 040400.62 – «Социальная работа», а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы.

 

 

Программу составили:

Кафедра социальной работы, педагогики и психологии высшего образования

 

Сухих Екатерина Станиславовна, канд. психол. наук, доцент

 

 

Рецензенты:

_______________________________

_______________________________

 

Программа рассмотрена:

На заседании кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования, протокол № 04 от «04» октября 2011 г.

зав. кафедрой социальной работы, психологии и педагогики высшего образования ________________________________________ Бедерханова В.П.

 

На учебно – методическом комиссии факультета управления и психологии

от «_____»____________________ 2011 г. №____________

Председатель УМС ______________________________ Бедерханова В.П.

 


1. Цели освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины – ознакомление студентов-первокурсников (бывших абитуриентов) с теоретическими и практическими знаниями, относящимися к сфере компетенции социальной работы; формирование у будущих специалистов системы профессиональных знаний.

Задачи дисциплины:

- рассмотреть социальную работу как феномен современного мира и как профессиональную деятельность;

- ознакомить студентов с важнейшими понятиями, теоретическими проблемами и основными направлениями социальной работы;

- способствовать развитию профессионального самосознания;

- развивать и совершенствовать способности и готовности применять профессиональные знания в практике социальной работы;

- способствовать формированию у студентов способности самостоятельной и исследовательской деятельности при обучении в ВУЗе.

2.Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Введение в профессию «Социальная работа»» (Б1.Б.7) относится к циклу профессиональных дисциплин гуманитарного цикла, базовая часть. Место курса в профессиональной подготовке выпускника определяется тем, что профессиональная социальная работа относится к видам деятельности, в которых коммуникативная компетентность специалиста является существенной компонентой профессионализма и способствует формированию целостного профессионального мышления практического и научного работника в области социальной работы.

Курс базируется на современной концепции образования и методологии субъектного подхода в образовании.

Курс предполагает знакомство учащихся с отдельными научными и практическими областями социальной работы; видами деятельности профессионального социального работника; требованиями, предъявляемыми профессией к способностям, и возможностями реализации себя в профессии; этическими принципами работы специалиста и перспективами дальнейшего карьерного роста.

Для успешного изучения курса студент должен обладать знаниями по дисциплинам «русский язык и культура речи», «теория и практика социальных коммуникаций», «информационные технологии в социальной работе».

В дальнейшем знания, полученные в ходе изучения дисциплины, могут быть использованы при более глубоком изучении различных аспектов социальной работы.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студента следующих профессиональных компетенций:

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- быть готовым к сотрудничеству с коллегами в коллективе (ОК-3);

- быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультативной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, адаптации и реабилитации (ПК-3)

В результате изучения дисциплины магистр должен:

Знать:

- социокультурные, экономические и политические контексты функционирования социальной работы;

- основные понятия и категории теории и практики социальной работы;

- стратегии современного социального образования.

Уметь:

- аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- соблюдать основные требования информационной безопасности;

- работать в команде.

Владеть:

- традиционными и современными технологиями профессиональной деятельности;

- принципами ведения переговоров;

- навыками работы с клиентами социальных служб.


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Содержание разделов дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

№ раздела Наименование раздела Содержание раздела Форма текущего контроля Разработано с участием представителей работодателей (указать орг.)
Сущность и цели социальной работы   Современные подходы к пониманию сущности социальной работы. Институциональные особенности социальной работы. Характеристика социальной работы как специфического вида профессиональной деятельности. Социальная работа как отрасль знаний. Социальная работа, социальная помощь, социальная защита. Цели и задачи социальной работы. Уровни и функции социальной работы. Специфические принципы социальной работы.   Конспект, словарь  
Основные направления социальной работы   Общее представление о практике социальной работы. Обзор основных направлений социальной работы. Социальная работа с семьей. Социальная работа с молодежью. Социальная работа с престарелыми и пожилыми людьми. Социальная работа с безработными. Социальная работа с мигрантами.   Обсуждение вопросов темы, реферат, эссе    
Формы и методы социальной работы.   Обзор основных методов социальной работы. Правовой инструментарий в социальной работе. Медико-социальные методы социальной работы. Социально-психологические методы в социальной работе. Педагогические методы в социальной работе. Коммуникативная техника – основа профессиональной деятельности. Роль общения в современном деловом взаимодействии. Техника вербальной и невербальной коммуникации. Коммуникативная компетентность. Взаимодействие с клиентами. Основы организации работы социального работника и его взаимодействия со смежными специалистами.   Обсуждение вопросов темы, реферат  
Общее представление о развитии личности в профессии. Проблема «модели специалиста» и индивидуального стиля деятельности социального работника. Профессиограмма специалиста по социальной работе. Профессиональные функции специалиста по социальной работе. Профессиональные и личностно-нравственные качества социального работника. Факторы эффективности общения в целом и профессиональной успешности специалиста, работающего с людьми: интеллект, эмпатия, социально-коммуникативная компетентность, креативность, толерантность, фасилитивность, ответственность и т.д. Мотивация выбора помогающей профессии. Основные этапы и кризисы развития профессионала. Профессиональное самоопределение. Проблема профессиональных деформаций в социальной работе. Профилактика эмоционального выгорания. Место супервизии в профессиональной деятельности социального работника.   Эссе  
Этические принципы социального работника История становления этических традиций на Руси. Профессиональная этика социального работника. Этические принципы в социальной работе: соблюдение разумных интересов клиента, конфиденциальность, ответственность, принятие клиента, честность, открытость, предоставление полной информации, отсутствие предрассудков и пр. Отечественный и зарубежный этические кодексы социального работника. Этические аспекты работы социальных служб. Деонтология отдельных видов взаимодействия в социальной работе.   Обсуждение вопросов темы, конспект    
Особенности подготовки социальных работников в образовательных учреждениях.   Профессиональное становление студента как развитие личности. Формальные и содержательные аспекты высшего образования. Социально-организационная специфика обучения в вузе. Самоорганизация учебной деятельности: смена форм контроля за ее успешностью (по сравнению со школой). Формальное и неформальное, групповое и индивидуальное обучение. Учебные виды деятельности: лекция, семинар, практическое и лабораторное занятие. Реферат, курсовая работа: задачи, уровень требований. Научно-практическая студенческая конференция как демонстрация теоретической компетенции, практических умений, профессионального взаимодействия. Рекомендации по организации учебно-профессиональной деятельности в ходе вузовского обучения. Особенности организации досуговой и внеучебной деятельности студента. Волонтерство.   Обсуждение вопросов темы, включенное наблюдение, анализ документов  
Пути профессионального совершенствования социального работника.   Проблема «вектора» профессионального самосовершенствования социального работника. Пути профессионального саморазвития. Способы профессионального совершенствования социальных работников по окончании высшего учебного заведения. Основные места работы социальных работников. Профессиональные сообщества. Формы профессионального общения: конгрессы, съезды, симпозиумы, конференции, семинары и т.д. Профессиональная культура. Профессиональная поддержка. Профессиональные периодические издания.   Эссе  
Итоговый контроль зачет
             

 

4.2 Структура дисциплины

Вид работы Трудоемкость, часов
1 семестр Всего
Общая трудоемкость    
Аудиторная работа:    
Лекции (Л)    
Практические занятия (ПЗ)    
Лабораторные работы (ЛР)    
Самостоятельная работа:    
Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР) нет нет
Расчетно-графическое задание (РГЗ) нет нет
Реферат (Р)    
Эссе (Э)    
Самостоятельное изучение разделов    
Контрольная работа (К)[1]    
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам и т.д.)    
Подготовка и сдача экзамена[2] нет  
Вид итогового контроля   зачет  

 

 

4.3 Разделы дисциплины, изучаемые в 1 семестре

Наименование раздела, темы Количество аудиторных часов
Всего в том числе по видам учебных занятий
лекции Практичские занятия СРС
Тема 1. Сущность и цели социальной работы     (проектор)   4 (реферат, с/р)
Тема 2. Основные направления социальной работы         8 (эссе, реферат, с/р)
Тема 3. Формы и методы социальной работы.     (проектор)   (реферат, с/р)
Тема 4 Общее представление о развитии личности в профессии.       4 (реферат, с/р)
Тема 5 Этические принципы социального работника        
Тема 6 Особенности подготовки социальных работников в образовательных учреждениях        
Тема 7 Пути профессионального совершенствования социального работника.         4 (реферат, эссе, с/р)
  ИТОГО зачет
  ВСЕГО        

Образовательные технологии

Традиционные образовательные технологии: практические занятия и семинары.

Технологии проблемного обучения: лекция-дискуссия, лекция-провокация, проблемная лекция; семинар-дискуссия, семинар – мозговой штурм, ролевые игры.

На лекциях излагаются основные теоретические положения и концепции курса, дающие студентам информацию, соответствующую программе.

Задача семинарских занятий – развитие у студентов навыков по применению теоретических положений к решению практических проблем. С этой целью разработаны задания для выполнения на семинарах. Они состоят из задач и упражнений, ориентированных на усвоение теоретического материала и умения его использовать для решения практических задач.

На каждом семинаре отводится время для дискуссии, в которой участвуют докладчик, подготовивший сообщение по какой-либо практической проблеме, его оппоненты (1 или 2 человека), подготовившие контраргументы, и другие студенты группы.

Еще одна форма организации работы студентов – написание эссе, которое представляет собой небольшое исследование с опорой на свои собственные личные переживания и данные самодиагностики.

Для ответов на индивидуальные вопросы, а также для помощи в подготовке докладов и написании эссе предусмотрены индивидуальные консультации преподавателя.

Таблица - Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах

Семестр Вид занятия (Л, ПР, ЛР) Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
  ПР (Тема 1. Сущность и цели социальной работы) Семинар-дискуссия 2
  Л (Тема 2. Основные направления социальной работы) Лекция - круглый стол 2
  Л (Тема 3. Формы и методы социальной работы) Лекция-дискуссия 2
  ПР (Тема 4. Общее представление о развитии личности в профессии) Семинар-практикум 2
  Л (Тема 5.Этические принципы) Лекция-провокация 2
  ПР (Тема 6 Особенности подготовки социальных работником) Семинар-практикум 2
  ПР (Тема 7. Пути совершенствования социального работника) Семинар с элементами тренинга 2
Итого: 14

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости- рефераты, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины – вопросы к зачету.

Традиционные формы:

· реферат

· практические задачи и задания

Инновационные формы:

· эссе

Методические рекомендации студентам

Методические рекомендации по написанию реферата.

Реферат — письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца).

В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания.

Содержание реферируемого произведения излагается объективно от имени автора. Если в первичном документе главная мысль сформулирована недостаточно четко, в реферате она должна быть конкретизирована и выделена.

Структура реферата:

- Титульный лист (заполняется по единой форме).

- Оглавление (указаны названия всех разделов и номера страниц, указывающие их начало).

- Введение (объем - 1,5-2 страницы, содержит актуальность, объект, предмет, цели и задачи).

- Основная часть (может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 - Заключение (содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении).

- Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.

- Библиография (указывается реально использованная для написания реферата литература; составляется согласно правилам библиографического описания).

Методические рекомендации по написанию эссе

Построение эссе - это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств. Объемы эссе колеблются от 1-4 машинописных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата.

Структура эссе.

- Титульный лист (заполняется по единой форме).

- Введение (суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически; на этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования).

- Основная часть (теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса; предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы).

- Заключение (обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами).

Методические рекомендации по проведению ролевых игр.

Ролевая игра как игровой метод характеризуется наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками для ее решения. Ролевая игра – это эффективная отработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться участники семинара. Игра позволяет приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в жизни.

Ролевые игры имеют следующие этапы проведения:

I этап – подготовительный: выбирается тема, обозначается игровую ситуацию, уточняет, бывает ли так, значима ли эта ситуация.

II этап – инструктаж: даются инструкции о ходе игры, разрабатываются нормы и правила поведения. При этом надо убедиться, что все её понимают правильно, т.к. свои неудачи участники часто объясняют нечеткостью инструкции.

III этап – распределение ролей. Один из самых сложных этапов, т.к. иногда участники отказываются от предложенных ролей, считая их «опасными» или не выгодными для себя, для решения проблемы необходимо иметь запасные варианты.

IV этап – непосредственно игровое действие. На этом этапе еще раз формулируется проблема, размечается пространство, организуется игровая ситуация.

V этап – завершение. Подведение итогов проводится на основе эмоционально пережитых играющими суждений, фиксируется реакция каждого из участников, проводиться общая рефлексия.

Методические рекомендации для проведения мозгового штурма.

Главная функция мозгового штурма – обеспечение генерации идей. В основе метода лежит наблюдение, что при совместной работе группа может порождать большое количество идей, чем при индивидуальной работе этих же людей, т.е. имеет место синергетический эффект.

Методика проведения мозговой атаки (МА) состоит из пяти этапов: пролог; генерационный; синтезирующий; критикующий; эпилог.

I этап – пролог. На этом этапе происходит информирование о целях, правилах и технологии проведения; создается атмосфера, ставиться проблема, если есть необходимость учебная группа делиться на микрогруппы.

II этап – генерационный. На этом этапе происходит психологическая поддержка участников, их первых идей и каскадная генерация идей (динамическое поступление идей и их запись аналитиками). Роль преподавателя заключается в контроле за выполнением правил, главное из которых – не критиковать.

III этап – синтезирующий. Организуется классификация и оценка идей аналитиками, происходит обобщение идей.

IV этап – критикующий. Организуется критика поступивших идей. Сложность проведения этапа заключается в том, что необходимо «разгромить» предложенные идеи с различных позиций, при этом критикуя именно идеи, а не людей их предложивших.

V этап – эпилог. Производится оценка работы участников и самого метода. Особое внимание уделяется общей рефлексии.

Для эффективности использования этого метода необходимо действовать оперативно, динамично, убедив участников МА предлагать как можно больше решений проблемы, не слишком заботясь об их практической значимости.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

а) основная литература:

1. Фирсов М.В. Введение в профессию «Социальная работа»: учебное пособие. - М., 2011.

б) дополнительная литература:

1. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации. – М., 1997.

2. Доэл М., Шардлоу С. Практика социальной работы: Упражнения и методические разработки для обучения и повышения квалификации социальных работников. – М., 1995.

3. Никитин В. А. Социальная работа: Проблемы теории и подготовки специалистов: Учеб. пособие. – М., 2002.

4. Обучение практике социальной работы: Международный опыт и перспективы / Под ред. М. Доэла и С. Шардлоу. – М., 1997.

5. Павленок П. Д. Введение в профессию «Социальная работа»: Курс лекций. – М., 1998.

6. Профессионально-этические нормы социальной работы. – М.: Социальное здоровье России, 1993.

7. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии / Под ред. В. М. Сафоновой – М., 1992.

8. Тетерский С. В. Введение в социальную работу: Учеб. пособие для вузов. – М., 2001.

9. Фромм Э. Иметь или быть? – М., 1992.

10. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 1993.

11. Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы. – СПб., 2002.

12. Холостова Е. И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. – М., 1993.

13. Шмелева Н. Б. Профессиональное развитие личности социального работника в системе подготовки и переподготовки кадров. – Ульяновск, 1994.

14. Энциклопедия социальной работы / Пер. с англ. Т.3. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994.

15. Этика социальной работы: принципы и стандарты (принято на общем собрании МФРС) // Российский журнал социальной работы. 1995. №2.

16. Юнгхолм С.-Э. Гуманистические ценности социальной работы. – М., 1996.

17. Ярская-Смирнова Е. Р. Профессиональная этика социальной работы. – Раменское (Моск.обл.), 1999.

 

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Базы данных, информационно-поисковые системы
EВSCO – Универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний. http://search.epnet.com

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Для чтения лекций и проведения интерактивных практических занятий используются:Сервер Sun Fire X4150; компьютеры: Geg Popular, 1500 Mhgz, ОЗУ 256 Mb, HDD 40 Gb; Проектор:Sharp PG – A20X LCD 2000 Ansi; Сканер EPSON PerfectionV30


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кубанский государственный университет»

Кафедра социальной работы,

психологии и педагогики высшего образования

 

 

Фонд

оценочных средств

по дисциплине «Введение в профессию социальная работа» (Б1.Б.7)

 

 

Краснодар 2011


Фонд оценочных средств предназначен для контроля знаний бакалавров направления 040400.62 – «Социальная работа» по дисциплине «Введение в профессию «Социальная работа»

 

 

Составитель ____________________ Е.С. Сухих

«04» октября 2011 г.

 

 

Фонд оценочных средств обсужден на заседании кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования «04» октября 2011 г. протокол № 04

Заведующий кафедрой ________________________В.П. Бедерханова


Вопросы к семинару

1. Что является основой для современных принципов социальной работы?

2. Раскройте содержание основных этических принципов.

3. С каких позиций может выступать социальный работник по отношению к клиенту?

 

Задания для самостоятельной работы

Подготовка к дискуссии на тему: «Проблемы создания этического кодекса социального работника». Основой для этого является «Этика социальной работы: принципы и стандарты», состоящая из двух документов: «Международная декларация этических принципов социальной работы» и «Международные этические стандарты социальных работников».

 

 

Тема 6. Особенности подготовки социальных работников в образовательных учреждениях.

Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу

1. Объект и субъект социальной работы.

2. Институты социальной работы.

3. Предмет социальной работы.

4. Характеристика социальной работы как профессии.

5. Наука как предметная деятельность человека. Понятие методологии и метода.

6. Социальная работа как отрасль знаний. Методологические подходы.

7. Методы социальной работы.

8. Социальная защита. Социальные гарантии. Социальное обеспечение и поддержка.

9. Практика социальной работы. Основные направления социальной работы.

10. Типология трудных жизненных ситуаций.

11. Цели социальной работы.

12. Задачи социальной работы.

13. Уровни социальной работы.

14. Принципы социальной работы.

15. Механизмы социальной работы.

16. Функции социальной работы.

17. Профессиограмма специалиста по социальной работе. Профессионально-важные качества.

18. Ценностно-смысловая сфера личности социального работника.

19. Профессиональные функции специалиста по социальной работе.

20. Этические принципы социальной работы. Профессиональная культура и профессиональное самосознание.


 

 


[1] Только для заочной формы обучения

[2] При наличии экзамена по дисциплине

Введение в профессию «Социальная работа»

(Б1.Б.7)

(Наименование дисциплины (модуля)

 

Направление подготовки 040400.62 – «Социальная работа»
   
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
(бакалавр, магистр)
Программа подготовки Социальная работа
   
Форма обучения очная
(очная, заочная и др.)
Выпускающая кафедра Социальной работы ППВО
 
 
Кафедра-разработчик РПД Социальной работы ППВО
 
 
           

 

Краснодар 2011


Программа дисциплины разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2010 г. № 123., рабочего учебного плана факультета управления и психологии КубГУ по направлению подготовки 040400.62 – «Социальная работа», а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы.

 

 

Программу составили:

Кафедра социальной работы, педагогики и психологии высшего образования

 

Сухих Екатерина Станиславовна, канд. психол. наук, доцент

 

 

Рецензенты:

_______________________________

_______________________________

 

Программа рассмотрена:

На заседании кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования, протокол № 04 от «04» октября 2011 г.

зав. кафедрой социальной работы, психологии и педагогики высшего образования ________________________________________ Бедерханова В.П.

 

На учебно – методическом комиссии факультета управления и психологии

от «_____»____________________ 2011 г. №____________

Председатель УМС ______________________________ Бедерханова В.П.

 


1. Цели освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины – ознакомление студентов-первокурсников (бывших абитуриентов) с теоретическими и практическими знаниями, относящимися к сфере компетенции социальной работы; формирование у будущих специалистов системы профессиональных знаний.

Задачи дисциплины:

- рассмотреть социальную работу как феномен современного мира и как профессиональную деятельность;

- ознакомить студентов с важнейшими понятиями, теоретическими проблемами и основными направлениями социальной работы;

- способствовать развитию профессионального самосознания;

- развивать и совершенствовать способности и готовности применять профессиональные знания в практике социальной работы;

- способствовать формированию у студентов способности самостоятельной и исследовательской деятельности при обучении в ВУЗе.

2.Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Введение в профессию «Социальная работа»» (Б1.Б.7) относится к циклу профессиональных дисциплин гуманитарного цикла, базовая часть. Место курса в профессиональной подготовке выпускника определяется тем, что профессиональная социальная работа относится к видам деятельности, в которых коммуникативная компетентность специалиста является существенной компонентой профессионализма и способствует формированию целостного профессионального мышления практического и научного работника в области социальной работы.

Курс базируется на современной концепции образования и методологии субъектного подхода в образовании.

Курс предполагает знакомство учащихся с отдельными научными и практическими областями социальной работы; видами деятельности профессионального социального работника; требованиями, предъявляемыми профессией к способностям, и возможностями реализации себя в профессии; этическими принципами работы специалиста и перспективами дальнейшего карьерного роста.

Для успешного изучения курса студент должен обладать знаниями по дисциплинам «русский язык и культура речи», «теория и практика социальных коммуникаций», «информационные технологии в социальной работе».

В дальнейшем знания, полученные в ходе изучения дисциплины, могут быть использованы при более глубоком изучении различных аспектов социальной работы.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студента следующих профессиональных компетенций:

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- быть готовым к сотрудничеству с коллегами в коллективе (ОК-3);

- быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультативной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, адаптации и реабилитации (ПК-3)

В результате изучения дисциплины магистр должен:

Знать:

- социокультурные, экономические и политические контексты функционирования социальной работы;

- основные понятия и категории теории и практики социальной работы;

- стратегии современного социального образования.

Уметь:

- аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- соблюдать основные требования информационной безопасности;

- работать в команде.

Владеть:

- традиционными и современными технологиями профессиональной деятельности;

- принципами ведения переговоров;

- навыками работы с клиентами социальных служб.


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Содержание разделов дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.17 (0.16 с.)