Понятие социальных изменений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие социальных изменений.



В социологии для описания социальной дина­мики в качестве центральной категории утвердилось понятие «социальные изменения». Это — исходное понятие, охватывающее всякие пере­мены в социальных системах. В самом общем виде оно означает переход социальных систем из одного состоянии в другое. В это понятие, однако, не включаются технические перемены в производстве, трансформации в науке, технике, литературе или искусстве. Когда говорят о социальных изменениях, имеют в виду перемены именно в таких системах, то есть во всем том, что формирует, органи­зует, упорядочивает коллективную жизнь людей во всех ее сферах — экономике, политике, духовной сфере, родстве.

Таким образом, социальные изменения — это различные перемены в системах организации общественной жизни во всех ее сферах и на всех уровнях ее проявления — на уровне личности, социальных групп, социальных институтов, общества в целом и человечества в его всеохватности. В исследованиях социальных изменений ис­пользуют два основных подхода: системный и процессуальный (полевой).

Первый, системный, подход исходит из об­раза общества как устойчивой системной орга­низации. Исследуются характерные черты социального изменения, его источники, движущие силы, социальные субъекты. В рамках этого подхода исследовали социальное изменение представители классиче­ской социологии О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс. Этот подход успешно развивается и сейчас.

Общество никогда не бывает неподвижным, в нем всегда что-нибудь происходит, случается, меняется уже хотя бы потому, что в обществе действуют люди. Реализуя свои насущные потребности, они осваивают новые виды деятельности и общения, меняют среду, меня­ются сами в течение жизни и в процессе смены поколений.

Изменчивость — неотъемлемое свойство общества. Не случайно в социологии сложилось направление, где общество рассматривается не в с точки зрения социальной статики — как структура, как стабильное состояние, а в логике социальной динамики — как процесс, как «социальное поле», как постоянно длящийся поток событий. В рамках этого подхода развивается другой, процессуальный (полевой) подход к исследованию социального изменения. Его сторонники сосредоточивают свое внимание на различных состояниях «социального поля» и оценочном измерении этих со­стояний.

Социальные изменения отличаются неравно­мерностью. Перемены, лежащие в плоскости функционирования общества, малозаметны, другие же, революционные, в том числе свя­занные с открытиями и изобретениями, например, плуга, письменно­сти, парового двигателя или компьютера, существенно меняют общест­венную жизнь.

Социальные изменения характеризуются противоречивостью. Это обусловлено несовпадением социальных интересов раз­личных групп в обществе и неодинаковым восприятием ими социаль­ных трансформаций. Так, потребность достойного существования обу­словливает интерес работника продать подороже свою рабочую силу. Предприниматель для реализации такой же потребности выступает но­сителем совсем другого интереса — приобрести рабочую силу поде­шевле. Противоречивость социального изменения может быть заложена и в нем самом, в его неоднозначности: научно-технический прогресс во многом улучшил социальную жизнь, но вместе с тем породил глобаль­ные проблемы современности, поставившие под угрозу существование самого человека как биологического вида.

Причины социальных перемен. Социальные перемены могут быть вызваны природными причина­ми, изменениями физической среды обитания человека, космически­ми ритмами солнечной активности, турбулентными потоками в косми­ческих процессах, импульсами магнитных полей. На общественную ди­намику оказывают влияние природные стихии — смерчи, землетрясе­ния, наводнения, ураганы. Все это действительно требует от людей из­менений в социальной организации и технологиях, помогающих при­спосабливаться к внешним условиям.

К. Маркспоследовательно проанализировал зависимость социаль­ных перемен от экономического фактора. Развитие производительных сил требует соответствующих способов хозяйствования, производствен­ных отношений, что в свою очередь вызывает изменения и других структур общественного устройства.

Американский социолог Г. Ленскипроанализировал изменения, происходящие по мере того как общества приобретают новую техноло­гию.

Г. Огборнобратил внимание на то, что материальные элементы культуры развиваются быстрее нематериальных. Разрыв, отставание ме­жду ними (культурный лаг) вынуждает людей искать новые социальные формы, приводящие различные фрагменты культурной жизни общества в соответствие.

Материальная культура, техника, технология, открытия, изобрете­ния инновации вносят существенные перемены в соци­альную жизнь: меняется не только характер деятельности, но и способы коммуникации, формы культуры, пути познания мира. Машинное про­изводство оторвало людей от домов, направило на заводы и фабрики, потребовало навыков управления механизмами, побудило к миграции сельских жителей в города, изменило социальную структуру, породило новые социальные институты, социальные неравенства, противоречия, новое понимание социального престижа и многие другие перемены. Наши знания, кругозор, формы отдыха, способы научения существенно изменило телевидение. Поистине невообразимые перемены несет информатизация общественной жизни, обусловленная развитием микро­электроники.

Социальные изменения могут быть результатом диффузии, т.е. взаи­мопроникновения различных культур.

Социологи Дж. Тернер, П. Бергер, Т. Лукманвыделают большую группу внутрисоциальных факторов. К ним исследователи относят спо­собность людей в процессе социальных связей и взаимодействий убе­дить друг друга в том, что те или иные действия, те или иные правила устройства социальной жизни обеспечат желаемый порядок.

Сами по себе социальные изменения не происходят. Их осуществляют люди. Перемены происходят в результате их осознанной или неосознанной деятельности. Поэтому движущей силой социаль­ного изменения является деятельность всех его участников.

Очень важным в этом контексте является вопрос о субъекте соци­ального изменения.

Социальный субъект — это активная, деятельная сила, сознательно преобразующая социальную реальность и заинтересованная в соци­альном изменении. Социальными субъектами могут выступать соци­альные группы, классы, общности, нации, партии и т.д.

В марксистской литературе основными социальными субъекта­ми перемен предстают прогрессивные классы и поддерживающие их народные массы. Причем, чем основательнее преобразователь­ные действия, тем больше народных масс участвует в социальном изменении. Однако, как свидетельствует исторический опыт, субъ­ектная роль в переменах может принадлежать и небольшому кругу лиц — группе единомышленников, политической партии — так не раз случалось в истории. В начале XX в. относительно небольшая группа большевиков изменила российскую историю; в середине XX в. сравнительно небольшие отряды «барбудос» («бородачи») во гла­ве с Фиделем Кастро изменили вектор истории кубинского общест­ва.

В современных обществах все чаще субъектами социальных трансформаций становятся социальные движения — коллективные, более или менее организованные действия людей, стимулирующие те или иные социальные изменения или противодействующие им. Они выступают или «за» или «против» тех или иных форм, образ­цов социальной жизни.

Реформистское социальное движение стре­мится изменить какую-либо фазу или структуру существующего строя; революционное — коренным образом перестроить общество. Участники экспрессивных социальных движений (религиозные, «рок против наркотиков» и др.) не стремятся к перемене социального строя, но их экспрессивное поведение может оказывать воздействие как на отдельных людей, так и на общество в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 618; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.22.244 (0.005 с.)