Понятие и этапы проведения прикладного социологического исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и этапы проведения прикладного социологического исследования.



Социологическое исследование — это совокупность методологии, част­ных методик, способов и техники изучения социальных явлений в их конкретном состоянии, взаимосвязи и взаимообусловленности.

Прикладное (конкретное социологическое) исследование — это система логически последо­вательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике.

Социологическое исследование состоит из 4 взаимосвязанных этапов:

1. подготовительный (уточняется тема исследования, готовится программа, формируются исследовательские группы, составляются графики работ и т.д.)

2. полевой (сбор первичной информации). Это работа в практической зоне социолога, работа на улице, на работе, в домах. Информация собирается путем опросов, анкетирования, анализа, эксперимента и т.д. Полевой, т.к. этап проводится в естественных условиях, отличных от лабораторных.

3. подготовка к обработке и обработка информации. На этом этапе составляется программа обработки информации на ЭВМ. С ее помощью первичная информация трансформируется во вторичную в виде графиков, таблиц, уравнений и иных показателей для ее удобного последующего анализа.

4. анализ информации и подготовка итогов документов исследования. На этом этапе делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, закономерности, новые социальные проблемы. Оформляются результаты исследований в виде отчетов, приложения к отчету и аналитической справки с выводами и рекомендациями.

Различают три основных вида социологического исследования:

1) пилотажное (разведывательное);

2) описательное;

3) аналитическое.

Пилотажное исследование — пробное исследование, предваря­ющее основное. Оно предназначено для проверки качества основ­ного исследования и охватывает небольшие совокупности, осно­вываясь на упрощенной программе. В его ходе проверяются все элементы будущего исследования, выявляются трудности, которые могут встретиться при его проведении. Часто во время пилотажного исследования формируются новые гипотезы и собираются опера­тивные социологические данные. Обычно его проводят среди 50-100 человек.

Описательное исследование более сложное, т.к. по своим це­лям и задачам оно предполагает получить целостное представле­ние об изучаемом явлении. Оно проводится по полной программе с соответствующим инструментарием. Описательное исследование проводится, когда объект изучения — большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Можно выявить и сопоставить связи, существующие между ними, провести сравнение и сопоставление.

Аналитическое исследование — самый углубленный вид социо­логического анализа. Цель его — выявить причины, лежащие в осно­ве процесса и обусловливающие его специфику. Его подготовка тре­бует большого времени. Оно носит комплексный характер.

От того, изучается предмет в статике или в динамике, различа­ют точечное (разовое) и повторное исследования. Точечное отра­жает моментальный срез характеристик объекта. Повторные иссле­дования бывают трендовыми, панельными и лонгитюдными.

Трендовые осуществляются на аналогичных выборках с интервалом во времени в рамках единой генеральной совокупности. Они делятся на когортные (когда изучают определенную возрастную груп­пу — когорту) и исторические (когда состав когорт меняется).

Панельное исследование — это обследование одних и тех же людей через одинаковые промежутки времени. При нем важно соблю­дать единообразие. Сведения получают об индивидуальных измене­ниях. Главная сложность — сохранение выборки от одного исследо­вания до другого.

Если моменты повторного исследования выбираются с учетом развития в течение длительного времени изучаемой со­вокупности, то это исследование называется лонгитюдным.

Во время проведения всех исследований проводят т.н. социаль­ный мониторинг — создание программ и баз данных при помо­щи ЭВМ.

 

3. Программа социологического исследования.

 

Непосредственная подготовка исследования предполагает разработку его программы, рабочего плана и вспомогательных документов. Исследовательской программой называют специально разработанный научный документ, содержащий описание главных предпосылок данного научного исследования. Программа социологического исследования состоит из 2 разделов: методологического и процедурного.

 

Методологический раздел включает в себя следующие аспекты:

 

1. Формулировка проблемы исследования. Проблема- это всегда то, что не изучено. Социальная проблема- это созданная самой жизнью противоречивая ситуация. Проблемы классифицируются по цели, носителю, масштабам распространения, времени действия противоречия и его глубине. Когда проблема осмыслена, исследование целенаправленно. В итоге проблема позволяет получить новое знание предмете.

2. Указание цели исследования. Цель исследования всегда должна быть ориентирована на результат, должна через реализацию помочь выявить пути и средства решения поставленной проблемы.

3. Формулировка задач. Задачи исследования – система изучаемых вопросов, ответ на которые обеспечивает достижение цели исследования. Они делятся на основные (ориентированные на выявление сущности проблемы) и дополнительные (касаются отдельных аспектов проблемы). Количество задач зависит от проблемы, степени ее изученности, цели исследования, интересов заказчика и т.д. Формулирование задач очень важно, т.к. их постановка обяжет к соответствующему этим постановкам конструированию всех последующих компонентов программы.

4. Определение объекта и предмета исследования. Объектом являются конкретный фрагмент социальной реальности, который содержит противоречия или проблемную ситуацию (люди). Объект исследования имеет следующие признаки: пространственные (город, страна, регион), временные (период и сроки проведения), отраслевые (вид изучаемой деятельности). Предмет – это наиболее существенные свойства изучаемого объекта, анализ которых особенно необходим для решения задачи исследования.

5. Интерпретация основных понятий и терминов. Логический анализ основных понятий подразумевает выделение понятий, определяющих предмет, точное и всестороннее объяснение их содержания и структуры.

6. Формулировка гипотез. Гипотезы исследования – это априорные (доопытные) предположения, истинность которых нужно в ходе исследования либо доказать, либо опровергнуть. Это своеобразные прогнозные оценки ожидаемого решения задач исследования, поэтому их не может быть меньше, чем задач. Выделяют гипотезу-основание и гипотезы-следствия, которые должны конкретизировать основную гипотезу. В эмпирическом исследовании проверяются именно гипотезы-следствия. Для отработки гипотез проводят пилотажное, т.е. пробное, предварительное исследование.

 

Процедурный раздел программы предполагает следующие этапы:

 

1. Обоснование типа выборки и ее репрезентативности.

Необходимо определить понятия выборочной и генеральной совокупности. Генеральная совокупность- это все люди, территориально и по времени причастные к изучаемому объекту. Выборочная совокупность – это микромодель ген совокупности. Может исследоваться, но редко, объект целиком – сплошной опрос, но чаще исследования бывают выборочными, т.е. изучается выборочная совокупность. Выборка считается репрезентативной, когда она воспроизводит основных характеристики и свойства генеральной совокупности. Она также может быть нерепрезентативной - когда неизвестны пропорции существенных характеристик в ген совокупности или известно, что в выборке они не соблюдены.

Наилучшей моделью отбора считается вероятная (случайная выборка), в которой строго соблюдается принцип равенства шансов попадания в выборку, и для всех единиц изучаемой совокупности и для любых последовательностей таких единиц.

Процедура построения простой случайной выборки включает в себя следующие шаги:

1. Нужно получить полный список членов генеральной совокупности и пронумеровать этот список. Такой список называется основой выборки (список всех членов изучаемой совокупности).

2. Определить предполагаемый объем выборки, то есть ожидаемое число опрошенных

3. Извлечь из таблицы случайных чисел, сколько нам потребуется выборочных единиц. Если в выборке должно оказаться 100 человек, из таблицы берут 100 случайных чисел.

4. Выбрать из списка-основы те наблюдения, номера которых соответствуют выписанным случайным цифрам

Простая случайная выборка – это наглядное воплощение идеи случайного отбора.

Систематическая выборка по качеству близка к собственно случайной. При систематической (механической) выборке все элементы генеральной совокупности сводятся в единый список, а из него, через равные интервалы, начиная со случайного, выбирают номера, отбирается соответствующее число респондентов.

Серийная выборка предполагает деление генеральной совокупности на ряд непересекающихся, сложных по изучаемому признаку (но максимально гетерогенных внутри себя) подмножеств (серий, групп, кластеров) и случайный отбор подмножеств, которые и подвергаются непосредственному обследованию. Выборка основана на первоначальном отборе кластеров и затем на изучении всех единиц внутри кластеров.

Стратифицированная выборка – это вероятностная выборка, при которой генеральная совокупность разбивается на однородные части – страты, таким образом, чтобы разброс значений признака внутри страты был минимальный, а затем из каждой страты производится систематический или простой случайный отбор.

Детерминированная (неслучайная) выборка – это выборка, единицы которой отобраны целенаправленно. Ее разновидности: стихийная, преднамеренная, квотная.

В стихийную выборку включаются максимально доступные для исследователя единицы наблюдения. Обычно это опросы «первого встречного». Для преднамеренной выборки отбираются именно те элементы, которые могут дать самую полную информацию об изучаемой генеральной совокупности.

Метод «снежного кома» - разновидность преднамеренной выборки. Его идея такова: первоначально идентифицированная небольшая группа членов интересующей социолога совокупности служит источником сведений о других членах, так что выборка постепенно разрастается вширь, подобно снежному кому, катящемуся с горы.

Квотная выборка строится таким образом, что изучаемая совокупность разбивается на такие социально-демографические группы, которые исследователь почему-либо считает важными. Обычно критериями разбивки становятся пол, возраст, национальность, место жительства и т. д. Далее, основываясь на уже известных (обычно из официальной статистики) пропорциях этих групп в генеральной совокупности, социолог составляет задания для интервьюеров, указывая, сколько женщин, мужчин, лиц с высшим образованием и т. д. нужно опросить. В результате должна получится выборка, представляющая все заданные пропорции групп в генеральной совокупности.

 

2. Обозначение методики сбора информации. Каждый метод имеет свое предназначение и ограничение. Выбор метода исследования зависит не от желания или прихоти исследователя, а от решаемых им задач и содержания проверяемых гипотез. Конкретные задачи и гипотезы могут решаться и проверяться различными методами, к ним относятся: анализ документов, наблюдение, интервью, опрос, анкетирование, фокус-группа, эксперимент.

3. Инструментарий получения информации. Социологическим инструментарием называют набор исследовательских документов, с помощью которых проводится исследование. Вид социологических инструментов задается избранными методами сбора информации, но их конкретное содержание определяется исследователем. Например, инструментами анкетного опроса являются:

· текст анкеты и его тираж;

· кодировочный лист;

· инструкция анкетерам;

· другие приложения.

 

4. Указание метода обработки и анализа полученной информации. Полученные данные могут быть обработаны вручную, с применением примитивных счетных устройств (калькулятор) либо машинным способом, на ЭВМ. Поэтому необходимо назвать средства, с помощью которых предполагается обрабатывать информацию, и при использовании ЭВМ следует указать наименование пакета программ машинной обработки. Существуют как количественные, так и ка­чественные методы анализа и обобщения информации, полученной в результате социологических исследований. К количественным мето­дам относятся: группировка, расчет коэффициентов корреляции, фак­торный анализ. Качественными методами анализа и обобщения явля­ются типологизация, моделирование и создание теорий.

Для того, чтобы правильно использовать полученные социологи­ческие данные, необходимо учитывать важные методологические по­ложения:

· характер оценки и интерпретации социологических данных большей частью уже предопределен на стадии концептуального офор­мления исследования, когда выяснились качественные характеристи­ки изучаемого явления;

· интерпретация и логическая обработка полученных данных за­висят от глубины знания исследователем объекта и предмета;

· большое значение для интерпретации социологических данных имеет социальный опыт исследователя.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 974; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.014 с.)