Понимающая социология М.Вебера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понимающая социология М.Вебера



Выдающуюся роль в развитии социо­логии в конце 19 — начале 20 вв. сыг­рал немецкий мыслитель Макс Вебер (1864—1920). В настоящее время социо­логия Макса Вебера переживает настоя­щее возрождение.

С точки зрения М. Вебера, социология должна изучать, прежде всего, поведение и социальную деятельность человека или группы людей. Однако не всякие их поведение и деятельность являются предметами изучения социологии, а только такие, которые, осмыслены ими с точки зрения целей и средств их достижения, ориенти­рованы на других субъектов, т.е. учитывают влияние на них своих действий и их ответную реакцию на это. Если действие рассчитано на ответную реакцию не со стороны других людей, а скажем, со стороны машин или природы, оно, по Веберу, не считается соци­альным.

Если естественные науки имеют дело с внешним опытом и прибегают главным образом к объяснению наблюдаемых явлений, то науки, изучающие общество, состоящее из людей, должны учитывать понимание чувств, мотивов, интересов этих людей.

Суть использования «понимания» состоит в том, чтобы поставить себя в положение других людей для того, чтобы увидеть, какое именно значение они придают своим действиям или каким целям служат, суть понимающей социологии состоит в том, чтобы осмыслить, понять содержание духовного мира субъекта социального действия.

В то же время социология не может посвятить себя выявлению мотивов каждого отдельного индивида, поэтому, поскольку все люди имеют общую человеческую природу, необходимо просто составить типологию различных поступков людей в их отношениях со своим социальным окружением. Исходя их этого, Вебер создает концепцию идеаль­ных типов на основе теории социального действия. Идеальный тип – это некая идеальная модель того, что наиболее полезно человеку, что объективно отвечает его интересам в современной ему эпохе, т.е. моральные, политические, религиозные и другие ценности и вытекающие из них установки поведения и дея­тельности людей, правила и нормы их поведения, а также традиции социального общения. Идеальный тип - важный исследовательский инструмент, это некая мыслительная конструкция, которая создается в голове исследователя и выступает как своеобразный "эталон", сравнивая с которым интересующий нас объект, мы можем судить о мере удаления или, наоборот, приближения к нему исследуемой эмпирической реальности.

Вебер подчеркивает, что сам по себе идеальный тип не может дать знания о соответствующих процессах и связях изучаемого социального явления, а представляет собою чисто методический инструмент. Любую конкретную ситуацию можно понять глубже, сравнивая ее с идеальным типом. Идеальные типы они выступают как своеобразные критерии, исходя из которых необходимо вносить изменения в духовную, политическую и материальную жизнь людей.

Исходя из того, что социологию интересует степень наполненности действий людей определенным смыслом, а также то, что понятие смысла выводится из соотношения цели и средств, Вебер, изучая различные вариантов такого соотношения, составляет идеальную типологию социальных действий:

1. Целерациональное действие. Этот в максимальной степени рациональный тип действия характеризуется ясностью и осознанием поставленной цели, причем, это соотносится с рационально осмысленными средствами, обеспечивающими достижение именно этой, а не какой-то иной цели (например, рациональная цель - повышение по карьерной лестнице, для ее достижения используются рациональные и сознанные средства – увеличение объема производимой продукции, посещение курсов квалификации и т.д.)

2. Ценностнорациональное действие. Этот идеальный тип социального действия предполагает совершение таких поступков, где в качестве цели выступает само действие. Ценностнорациональное действие, по Веберу, всегда подчинено определенным требованиям, в следовании которым индивид видит свой долг. Классический пример ценностнорационального действия: капитан тонущего судна покидает его последним, хотя это угрожает его жизни. Осознанность такой направленности действий, соотнесение их с определенными представлениями о ценностях - о долге, достоинстве, красоте, морали и т.п. - уже говорит об определенной рациональности, осмысленности.

3. Традиционное действие. Этот тип действия формируется на основе следования традиции, то есть подражания тем или иным образцам поведения, сложившимся в культуре и одобряемым ею, а потому практически не подлежащим рациональному осмыслению. Такое действие совершается во многом чисто автоматически, по сложившимся стереотипам, оно характеризуется стремлением ориентироваться на привычные образцы поведения, сложившиеся на основе собственного опыта и опыта предшествующих поколений. Оно составляет львиную долю всех поступков, совершаемых индивидами. В какой-то степени приверженность людей к совершению традиционных действий служит основой стабильности существования общества и предсказуемости поведения его членов (например, рукопожатие при встрече в знак приветствия).

4. Аффективное действие. Наименее осмысленное идеальных типов. Главной его характеристикой является определенное эмоциональное состояние - вспышка страсти, ненависти, гнева, ужаса и т.п. Аффективное действие имеет свой "смысл", главным образом, в скорейшем снятии возникшего эмоционального напряжения, в разрядке. Этим оно прямо противоположно целерациональному действию (например, драка как развязка социального конфликта).

В реальном поведении людей чаще всего присутствуют все указанные типы или виды действий. Каждый из них отличается своей мотивацией, а нередко содержа­нием и механизмом осуществления социального действия. Необхо­димы научные представления о них, чтобы учитывать все это.

Вебер отмечает, что эти четыре идеальных типа, т.е. теоретически смоде­лированные им виды социальных действий, не исчерпывают всего их многообразия. Но поскольку их можно считать самыми харак­терными, то знания о них могут быть весьма полезными для теоре­тиков и практиков не только из области социологии.

Вебер исходил из того, что в историческом процессе растет сте­пень рациональности социальных действий. Особенно это видно в развитии капитализма.

Рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется управление как в области экономики, так и в области политики, науки, культуры — во всех сферах социальной жизни; рационали­зируется образ мышления людей, так же как и способ их чувство­вания и образ жизни в целом. Все это сопровождается колоссаль­ным усилением социальной роли науки, представляющей собой, по мнению Вебера, наиболее чистое воплощение принципа рацио­нальности.

Воплощением рациональности Вебер считает правовое государ­ство, функционирование которого целиком базируется на рацио­нальном взаимодействии интересов граждан, подчинении их зако­ну, а также общезначимым политическим и моральным ценностям. Правовое государство развивается на основе целерациональных и ценностно-рациональных действий управляющих и управляемых.

Научность и объективность у Вебера не расходятся между со­бой. Ему присущ трезвый и уважительный подход к взглядам и тео­риям своих оппонентов. Это выдающийся мыслитель и современ­ное возрождение учения Вебера вполне оправдано. Многие выска­занные им идеи получают свое дальнейшее развитие не только в странах Запада.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.004 с.)