Социология личности: личность как деятельный субъект, социальные типы личности, социологические теории личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социология личности: личность как деятельный субъект, социальные типы личности, социологические теории личности.



Социологи личности есть учение оличности как социальном су­ществе, действующем в том или ином обществе. Это один из важ­нейших разделов социологии как науки об обществе. Ведь все общественные процессы — экономические, политические, духов­ные и другие — складываются из деятельности людей, представ­ляющих собой те или иные личности. Встают вопросы о побуди­тельных силах их деятельности, ее содержании и социальной на­правленности, о ее практических результатах и их значении для жизни и развития общества.

Многие мыслители прошлых эпох, осо­бенно эпохи Просвещения (XVIII в.) обосновали большую роль лич­ности в развитии общества. Речь шла о целенаправленном воспи­тании людей, формировании просвещенных и полезных для обще­ства личностей. «Человеком рождаются, а личностью становятся», — говорили они. А вот какими личностями становятся те или иные люди — это зависит от характера общества, в котором они живут, действующей в нем системы образования и воспитания. Это поло­жение полностью сохраняет свою актуальность в настоящее время. К проблеме личности так или иначе обращаются представители многих направлений современной социологии, в том числе эмпи­рического направления (Дж. Морено и др.), традиции которого восходят к социологии О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюргейма; мар­ксистской социологии (К. Марко, В. Ленин и их последователи); психологического направления в социологии (Л. Уорд, Г. Тард, В. Парето и др.); теории социального действия, идущей от М. Вебера и далее развитой Т. Парсонсом и его последователями. Многие проблемы духовной структуры личности, стимулов ее дея­тельности и поведения социологи исследуют, опираясь на труды представителей таких направлений современной психологии лич­ности и социальной психологии, как бихевиоризм, когнитивизм, пси­хоанализ, гуманистическая психология, интеракционизм и другие.

 

Личность как субъект деятельности, общественных отношений и межличностного

Общения.

Нормальная чело­веческая личность всегда в той или иной мере социально активна. Ведь все ее развитие происходит в процессе живого общения с другими людьми — родителями, сверстниками, педагогами, коллегами по работе, служ­бе и т.д. В этом процессе личность формируется как субъект соци­ального общения. В рамках этого общения осуществляется ее дея­тельность — потребительская, игровая, учебная, трудовая, развлека­тельная и т.д. В данном случае личность выступает как субъект осуществляемой ею социальной деятельности. Социальная деятель­ность личности и различные проявления ее социального общения, преследующие те или иные цели — это основные формы ее соци­альной активности.

Любая деятельность личности происходит в условиях ее прямо­го или косвенного общения с другими людьми. При этом ее обще­ние с другими личностями как таковыми можно характеризовать как их межличностное общение. Если же она вступает в общение с другими личностями как представителями тех или иных классов, наций и т.д., то тем самым она вступает с ними в общественные от­ношения — классовые, национальные и другие, которые по своему содержанию могут быть экономическими, политическими, право­выми, нравственными, эстетическими, религиозными.

Каждая человеческая личность, чтобы утвердиться в обществе и достойно прожить в нем свою жизнь, должна развивать в себе соот­ветствующие качества как субъекта деятельности, общественных отношений и межличностного общения. Для этого она должна раз­вивать свой духовный мир, прежде всего такие его проявления, как интеллект, разнообразные человеческие чувства, волю, решимость в достижении поставленных целей. Необходимо постоянно обогащать свои знания и опыт, овладе­вать нужными для общества профессиями и видами деятельности, развивать способности к творческой социальной активности. В ко­нечном счете, нужно стремиться к тому, чтобы быть востребованной обществом, то есть нужной ему личностью. На это должны быть направлены все пути и способы формирования личности, ее воспи­тания (в семье, школе, институте, трудовом коллективе) и самовос­питания. Необходимо постоянно учиться, повышать свою квалифи­кацию, формировать в себе новые способности, отвечающие требо­ваниям времени.

Выступая как субъект деятельности и общественных отношений, личность исходит при этом из необходи­мости удовлетворения своих потребностей и реализации своих ин­тересов. Те и другие являются важнейшими побудительными силами ее социальной активности. При этом потребности личности выра­жают необходимость для нее той или иной деятельности и пережи­ваются ею как внутренние побуждения к этой деятельности (потре­бительской, творческой и т.д.), порой очень глубокие и сильные. В то же время ее интересы выражают оптимальные в данных условиях пути и способы удовлетворения ее потребностей. Их оптимальность заключается в том, что используя их, личность не только удовле­творяет свои потребности, но при этом укрепляет свое положение в обществе. Это может произойти, если, например, личность займет более высокую и хорошо оплачиваемую должность, получит пер­спективное назначение или осуществит на законных основаниях вы­годную сделку. Все это будет составлять содержание ее интересов.

Действуя в различных обстоятельствах, личность должна пони­мать, что объективно соответствует ее интересам, а что противоре­чит им; проще говоря, что для нее выгодно, а что нет. Понять это не всегда просто, ибо сами обстоятельства бывают слишком слож­ны. И складываются они преимущественно из существующих об­щественных отношений, которые и проявляются как интересы. Осознать свои интересыи интересы других субъектов можно пу­тем глубокого понимания объективного содержания существующих общественных отношений — экономических, политических, право­вых и других, а также перспектив их развития. Только в этом случае личность может иметь более или менее точные представления о ближайших и отдаленных последствиях ее сегодняшних действий, совершаемых на почве данных общественных отношений, и тем самым предпринимать их осознанно в соответствии со своими бли­жайшими и долговременными интересами.

Проблема осознания личностью своих объективно данных ин­тересов, то есть того, что для нее на самом деле выгодно — одна из важнейших в ее жизни в том или ином обществе. Нередко случается, что ложные представления о подлинных ин­тересах больших масс людей им навязываются пропагандой, лжи­выми заявлениями разных политиканов. Последние нередко выда­ют свои корыстные интересы за всеобщие. Такое нередко встречается в разного рода политических кампаниях, прежде всего при проведении выборов в представительные центральные и местные органы власти. Важно вовремя разобраться в такого рода манипуляциях и не поддаваться на них.

Таким образом, правильное осознание личностью своих под­линных интересов и интересов других субъектов способствует адек­ватному пониманию ею происходящих в обществе процессов и ис­чезновению ложных представлений о них, внушаемых различными манипуляторами в их корыстных интересах.

Социальные типы личности.

В своей общественной жизнедеятельности личность выступает как носитель присущих ей социальных качеств, выражающих ее «родство» с определенными большими и малыми социальными группами людей. Она является, например, представителем того или иного класса (предпринимателей, рабочих, крестьян) либо определенного слоя интеллигенции или молодежи, выступает как член семьи, представитель какой-то нации. Все эти ее социальные качества характеризуют ее положение в обществе — ее социальный статус.

Интегрируя в себе перечисленные выше и другие социальные качества и выступая как их носитель, та или иная личность пред­ставляет собой некий социальный тип, отличный от других соци­альных типов личности, воплощающих в себе иной набор социаль­ных качеств.

Будучи носителями разных наборов и сочетаний социальных качеств, каждое из которых выражается через систему определен­ных свойств и проявляется с различной степенью интенсивности, те или иные личности играют заведомо неодинаковую роль в обще­стве. Их деятельность нередко существенно различается как по сво­ему содержанию, так и по своему значению для других людей и общества. Более конкретное изучение социальных качеств различ­ных личностей и их неодинаковой роли в функционировании и развитии общества привело к постановке в современной социоло­гии проблемы типологии личностей, то есть выделения их социаль­ных типов.

Решение проблемы социальных типов личности имеет не толь­ко теоретическое, но и практическое значение, поскольку позволя­ет: (1) выработать научно обоснованную систему ожиданий поведе­ния личностей, относящихся к определенному типу, в той или иной ситуации; (2) правильно реагировать на ее поступки; (3) целена­правленно влиять на формирование полезных для общества и в то же время ограничивать появление социально вредных (а то и социально опасных) типов личности; (4) содействовать процессу само­воспитания личности, формируя в ее сознании стремлений к со­вершенствованию своих способностей.

Разумеется, никакая личность не может быть полностью «уложена» в ту или иную модель или тип. Но последние могут служить в качестве полезных ориентиров в ре­шении проблем формирования личности и определении основных направлений ее деятельности.

В современной западной, прежде всего американской, социоло­гии разработано множество классификаций типов личности, общим признаком которых является недооценка объективных социально-экономических и политических условий ее жизнедеятельности. За основу подобных классификаций берутся чаще всего узкопрагмати­ческие интересы и цели личности, ее ценностные ориентации. Ис­ходя из этого, выделяются: «потребительская личность», интересы которой направлены «в сферу быта, мелкого эгоистического суще­ствования»; «личность конформиста», цель которой — приспосо­биться к сложившимся условиям жизни, в том числе к существую­щей бюрократической организации общества; личность «бесприн­ципного приспособленца, искателя престижа»; личность, «испове­дующая культ наслаждения» и т.д.

В данном случае выделены некоторые из наиболее часто встре­чающихся в современном обществе социально-психологических типов личности, характеризующиеся общими для них психологическими установками и ценностными ориентациями, которые в конечном счете обусловлены главным образом их социальным положением.

В настоящее время в России можно выделить такие социально- психологические типы личности, как:

1. личность, живущая широкими общественными интересами, испытывающая сильные чувства и сознание ответственности за судьбы страны. Такие личности имеются среди ученых, деятелей культуры и политических деятелей, а также в среде военнослужа­щих, рабочих, крестьян, студенчества и т.д. Сколько в стране таких личностей, никто не подсчитывал. Но именно им предстоит играть главную роль в возрождении России;

2. личность честного российского предпринимателя, стремяще­гося эффективно вести свои дела, приумножать свою прибыль, часть которой он готов расходовать на благо общества;

3. личность, у которой на первом плане более узкие профес­сиональные, семейные и личные интересы; она не мыслит посто­янно в государственных масштабах, однако понимает интересы сво­ей страны и в нужный момент готова к патриотическим поступкам;

4. личность обывателя, ориентирующаяся на удовлетворение своих узкобытовых потребностей, безразличная к судьбам других людей и общества;

5. те же конформисты, беспринципные приспособленцы, опи­санные в западной социологии;

6. паразитическая личность, живущая за счет других людей и всего народа, — это прежде всего нечестные бизнесмены, утаиваю­щие от государства свои доходы, полученные нередко за счет не­щадной эксплуатации российских природных богатств и разных форм ограбления народа; берущие взятки чиновники разных уров­ней; представители криминального мира и т.д. По сути, все они яв­ляются антиобщественными элементами, искоренение которых яв­ляется одной из самых насущных задач современного российского общества.

Исследование социологами проблем социальных и социально-психологических типов личности помогает научно представить ре­альную картину российского общества, в котором мы сегодня жи­вем, вернее, часть этой картины, но весьма характерной. Знание ее позволяет применить адекватные практические меры, направлен­ные, с одной стороны, на создание условий, необходимых для фор­мирования и деятельности полезных для общества личностей, а с другой — на искоренение разного рода антиобщественных элементов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.126.80 (0.009 с.)