Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социология личности: личность как деятельный субъект, социальные типы личности, социологические теории личности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Социологи личности есть учение оличности как социальном существе, действующем в том или ином обществе. Это один из важнейших разделов социологии как науки об обществе. Ведь все общественные процессы — экономические, политические, духовные и другие — складываются из деятельности людей, представляющих собой те или иные личности. Встают вопросы о побудительных силах их деятельности, ее содержании и социальной направленности, о ее практических результатах и их значении для жизни и развития общества. Многие мыслители прошлых эпох, особенно эпохи Просвещения (XVIII в.) обосновали большую роль личности в развитии общества. Речь шла о целенаправленном воспитании людей, формировании просвещенных и полезных для общества личностей. «Человеком рождаются, а личностью становятся», — говорили они. А вот какими личностями становятся те или иные люди — это зависит от характера общества, в котором они живут, действующей в нем системы образования и воспитания. Это положение полностью сохраняет свою актуальность в настоящее время. К проблеме личности так или иначе обращаются представители многих направлений современной социологии, в том числе эмпирического направления (Дж. Морено и др.), традиции которого восходят к социологии О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюргейма; марксистской социологии (К. Марко, В. Ленин и их последователи); психологического направления в социологии (Л. Уорд, Г. Тард, В. Парето и др.); теории социального действия, идущей от М. Вебера и далее развитой Т. Парсонсом и его последователями. Многие проблемы духовной структуры личности, стимулов ее деятельности и поведения социологи исследуют, опираясь на труды представителей таких направлений современной психологии личности и социальной психологии, как бихевиоризм, когнитивизм, психоанализ, гуманистическая психология, интеракционизм и другие.
Личность как субъект деятельности, общественных отношений и межличностного Общения. Нормальная человеческая личность всегда в той или иной мере социально активна. Ведь все ее развитие происходит в процессе живого общения с другими людьми — родителями, сверстниками, педагогами, коллегами по работе, службе и т.д. В этом процессе личность формируется как субъект социального общения. В рамках этого общения осуществляется ее деятельность — потребительская, игровая, учебная, трудовая, развлекательная и т.д. В данном случае личность выступает как субъект осуществляемой ею социальной деятельности. Социальная деятельность личности и различные проявления ее социального общения, преследующие те или иные цели — это основные формы ее социальной активности.
Любая деятельность личности происходит в условиях ее прямого или косвенного общения с другими людьми. При этом ее общение с другими личностями как таковыми можно характеризовать как их межличностное общение. Если же она вступает в общение с другими личностями как представителями тех или иных классов, наций и т.д., то тем самым она вступает с ними в общественные отношения — классовые, национальные и другие, которые по своему содержанию могут быть экономическими, политическими, правовыми, нравственными, эстетическими, религиозными. Каждая человеческая личность, чтобы утвердиться в обществе и достойно прожить в нем свою жизнь, должна развивать в себе соответствующие качества как субъекта деятельности, общественных отношений и межличностного общения. Для этого она должна развивать свой духовный мир, прежде всего такие его проявления, как интеллект, разнообразные человеческие чувства, волю, решимость в достижении поставленных целей. Необходимо постоянно обогащать свои знания и опыт, овладевать нужными для общества профессиями и видами деятельности, развивать способности к творческой социальной активности. В конечном счете, нужно стремиться к тому, чтобы быть востребованной обществом, то есть нужной ему личностью. На это должны быть направлены все пути и способы формирования личности, ее воспитания (в семье, школе, институте, трудовом коллективе) и самовоспитания. Необходимо постоянно учиться, повышать свою квалификацию, формировать в себе новые способности, отвечающие требованиям времени. Выступая как субъект деятельности и общественных отношений, личность исходит при этом из необходимости удовлетворения своих потребностей и реализации своих интересов. Те и другие являются важнейшими побудительными силами ее социальной активности. При этом потребности личности выражают необходимость для нее той или иной деятельности и переживаются ею как внутренние побуждения к этой деятельности (потребительской, творческой и т.д.), порой очень глубокие и сильные. В то же время ее интересы выражают оптимальные в данных условиях пути и способы удовлетворения ее потребностей. Их оптимальность заключается в том, что используя их, личность не только удовлетворяет свои потребности, но при этом укрепляет свое положение в обществе. Это может произойти, если, например, личность займет более высокую и хорошо оплачиваемую должность, получит перспективное назначение или осуществит на законных основаниях выгодную сделку. Все это будет составлять содержание ее интересов.
Действуя в различных обстоятельствах, личность должна понимать, что объективно соответствует ее интересам, а что противоречит им; проще говоря, что для нее выгодно, а что нет. Понять это не всегда просто, ибо сами обстоятельства бывают слишком сложны. И складываются они преимущественно из существующих общественных отношений, которые и проявляются как интересы. Осознать свои интересыи интересы других субъектов можно путем глубокого понимания объективного содержания существующих общественных отношений — экономических, политических, правовых и других, а также перспектив их развития. Только в этом случае личность может иметь более или менее точные представления о ближайших и отдаленных последствиях ее сегодняшних действий, совершаемых на почве данных общественных отношений, и тем самым предпринимать их осознанно в соответствии со своими ближайшими и долговременными интересами. Проблема осознания личностью своих объективно данных интересов, то есть того, что для нее на самом деле выгодно — одна из важнейших в ее жизни в том или ином обществе. Нередко случается, что ложные представления о подлинных интересах больших масс людей им навязываются пропагандой, лживыми заявлениями разных политиканов. Последние нередко выдают свои корыстные интересы за всеобщие. Такое нередко встречается в разного рода политических кампаниях, прежде всего при проведении выборов в представительные центральные и местные органы власти. Важно вовремя разобраться в такого рода манипуляциях и не поддаваться на них. Таким образом, правильное осознание личностью своих подлинных интересов и интересов других субъектов способствует адекватному пониманию ею происходящих в обществе процессов и исчезновению ложных представлений о них, внушаемых различными манипуляторами в их корыстных интересах. Социальные типы личности. В своей общественной жизнедеятельности личность выступает как носитель присущих ей социальных качеств, выражающих ее «родство» с определенными большими и малыми социальными группами людей. Она является, например, представителем того или иного класса (предпринимателей, рабочих, крестьян) либо определенного слоя интеллигенции или молодежи, выступает как член семьи, представитель какой-то нации. Все эти ее социальные качества характеризуют ее положение в обществе — ее социальный статус. Интегрируя в себе перечисленные выше и другие социальные качества и выступая как их носитель, та или иная личность представляет собой некий социальный тип, отличный от других социальных типов личности, воплощающих в себе иной набор социальных качеств.
Будучи носителями разных наборов и сочетаний социальных качеств, каждое из которых выражается через систему определенных свойств и проявляется с различной степенью интенсивности, те или иные личности играют заведомо неодинаковую роль в обществе. Их деятельность нередко существенно различается как по своему содержанию, так и по своему значению для других людей и общества. Более конкретное изучение социальных качеств различных личностей и их неодинаковой роли в функционировании и развитии общества привело к постановке в современной социологии проблемы типологии личностей, то есть выделения их социальных типов. Решение проблемы социальных типов личности имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку позволяет: (1) выработать научно обоснованную систему ожиданий поведения личностей, относящихся к определенному типу, в той или иной ситуации; (2) правильно реагировать на ее поступки; (3) целенаправленно влиять на формирование полезных для общества и в то же время ограничивать появление социально вредных (а то и социально опасных) типов личности; (4) содействовать процессу самовоспитания личности, формируя в ее сознании стремлений к совершенствованию своих способностей. Разумеется, никакая личность не может быть полностью «уложена» в ту или иную модель или тип. Но последние могут служить в качестве полезных ориентиров в решении проблем формирования личности и определении основных направлений ее деятельности. В современной западной, прежде всего американской, социологии разработано множество классификаций типов личности, общим признаком которых является недооценка объективных социально-экономических и политических условий ее жизнедеятельности. За основу подобных классификаций берутся чаще всего узкопрагматические интересы и цели личности, ее ценностные ориентации. Исходя из этого, выделяются: «потребительская личность», интересы которой направлены «в сферу быта, мелкого эгоистического существования»; «личность конформиста», цель которой — приспособиться к сложившимся условиям жизни, в том числе к существующей бюрократической организации общества; личность «беспринципного приспособленца, искателя престижа»; личность, «исповедующая культ наслаждения» и т.д. В данном случае выделены некоторые из наиболее часто встречающихся в современном обществе социально-психологических типов личности, характеризующиеся общими для них психологическими установками и ценностными ориентациями, которые в конечном счете обусловлены главным образом их социальным положением.
В настоящее время в России можно выделить такие социально- психологические типы личности, как: 1. личность, живущая широкими общественными интересами, испытывающая сильные чувства и сознание ответственности за судьбы страны. Такие личности имеются среди ученых, деятелей культуры и политических деятелей, а также в среде военнослужащих, рабочих, крестьян, студенчества и т.д. Сколько в стране таких личностей, никто не подсчитывал. Но именно им предстоит играть главную роль в возрождении России; 2. личность честного российского предпринимателя, стремящегося эффективно вести свои дела, приумножать свою прибыль, часть которой он готов расходовать на благо общества; 3. личность, у которой на первом плане более узкие профессиональные, семейные и личные интересы; она не мыслит постоянно в государственных масштабах, однако понимает интересы своей страны и в нужный момент готова к патриотическим поступкам; 4. личность обывателя, ориентирующаяся на удовлетворение своих узкобытовых потребностей, безразличная к судьбам других людей и общества; 5. те же конформисты, беспринципные приспособленцы, описанные в западной социологии; 6. паразитическая личность, живущая за счет других людей и всего народа, — это прежде всего нечестные бизнесмены, утаивающие от государства свои доходы, полученные нередко за счет нещадной эксплуатации российских природных богатств и разных форм ограбления народа; берущие взятки чиновники разных уровней; представители криминального мира и т.д. По сути, все они являются антиобщественными элементами, искоренение которых является одной из самых насущных задач современного российского общества. Исследование социологами проблем социальных и социально-психологических типов личности помогает научно представить реальную картину российского общества, в котором мы сегодня живем, вернее, часть этой картины, но весьма характерной. Знание ее позволяет применить адекватные практические меры, направленные, с одной стороны, на создание условий, необходимых для формирования и деятельности полезных для общества личностей, а с другой — на искоренение разного рода антиобщественных элементов.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.186 (0.012 с.) |