Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура социологии как науки
В современной социологии существуют три подхода к структуре данной науки. Первый (содержательный) предполагает обязательность наличия 3х основных взаимосвязанных компонентов
Второй подход – целевой. Фундаментальная социология ориентирована на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. Она решает научные проблемы, связанные с формированием знаний о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития. Прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта. Третий подход ( масштабный) делит науку на макро и микросоциологию. Макро и микросоциология — области социологического знания, ориентированные соответственно на изучение крупномасштабных социальных явлений (наций, государств, социальных институтов и организаций, классов, социальных групп и др.) и сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностных отношений и процессов социальной коммуникации в группах, сферы повседневной реальности, отдельных узких проблем и т. д.). Формирование микросоциологии как самостоятельной области начинается примерно с 30-х гг. Этот процесс в значительной степени был стимулирован широким развертыванием эмпирических исследований. Резкое размежевание на микро- и макросоциологию произошло в конце 60-х гг. Основные разногласия между сторонниками микро- и макросоциологии касаются следующих проблем. Первая связана с пониманием предмета исследования. Представители макросоциологии рассматривают в качестве предмета социологического познания общество и его структурные образования, подчеркивают качественное своеобразие социальных явлений, их несводимость к социально-психологическому уровню, всякая попытка сведения социального к психологическому уровню расценивается как отступление от данной социологической традиции. В свою очередь их оппоненты настаивают на приоритетном изучении области непосредственно наблюдаемого социального взаимодействия, механизмов коммуникации, интерпретации сферы повседневной реальности и т. п. Этот уровень признается сторонниками микросоциологии единственным реально существующим, а макросоциальные явления рассматриваются как абстракции, реальность которых нельзя эмпирически доказать. Вторая область конфликта между представителями микро- и макросоциологии относится к характеру используемых понятий. Сторонникам микросоциологии присуще стремление использовать эмпирически обоснованные понятия и принципы, единственной реальностью признаются непосредственно наблюдаемое поведение индивидов. Защитники микросоциологии делают упор на использовании различного рода экспериментальных процедур и ограничиваются изучением явлений небольшого масштаба.
В самом общем виде структуру социологии как научной и учебной дисциплины можно представить следующим образом:
Среднего уровня
Общесоциологические теории (общетеоретическая социология)– касается глубинных, сущностных моментов развитии того или иного общества и исторического процесса в целом. Эмпирическая социология – это совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации. Полученная в ходе исследования (для решения какой-либо конкретной проблемы) информация накапливается и осмысливается в той или иной отраслевой социологической теории (теории среднего уровня). Отраслевые теории (теории среднего уровня) – касаются отдельных сфер общественной жизни, социальных групп и институтов. Позволяют получить исчерпывающее представление относительно этих сфер (условия труда и социальной защиты различных категорий населения, вопросы здравоохранения, образования и т.д). Эти теории связаны именно с практикой.
Функции социологии.
Социология выполняет в обществе множество различных функций. Главные из них таковы: 1) теоретико-познавательная — дает новые знания об обществе, социальных группах, индивидах и закономерностях их поведения. Особое значение принадлежит специальным социологическим теориям, которые раскрывают закономерности, перспективы социального развития общества Социологические теории дают научные ответы на актуальные проблемы современности, указывают реальные пути и методы социального преобразования мира; 2) прикладная — предоставляет конкретную социологическую информацию для решения практических научных и социальных задач. Вскрывая закономерности развития различных сфер общества, социологические исследования дают конкретную информацию, необходимую для осуществления контроля над социальными процессами; 3) социальный прогноз и контрол ь—предупреждает об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции общественного развития. На основе социологических исследований социология выдвигает научно обоснованные прогнозы относительно развития общества в будущем, которые являются теоретической основой построения перспективныхпланов социального развития, а также дает практические рекомендации, разрабатываемые социологами, для более эффективного управления социальными процессами; 4) гуманистическая — разрабатывает социальные идеалы, про граммы научно-технического, социально-экономического и социально-культурного развития общества.
|
|||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.188.122 (0.105 с.) |