Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социологический реализм Э.ДюркгеймаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Наиболее значительный представитель социологического позитивизма конца 19 — начала 20 вв. — французский социолог Эмиль Дюркгейм. Он выступил против индивидуалистических и психологических подходов в объяснении явлений общественной жизни, согласно которым основную роль в поведении людей и в целом в историческом процессе играют внутренние, осознанные и неосознанные, психические факторы, т.е. влечения, желания, стремления и интересы людей. В своей теории социального реализма он исходил из того, что природу социальных явлений следует объяснять социальнымифакторами. Э. Дюркгейм был сторонником разработки научного метода в социологии, заключающегося, по его словам, в рационалистическом,т.е. строго логическом, объяснении явлений общественной жизни. Теоретико-методологической базой, на которой Дюркгейм строил систему своих социологических взглядов, стал так называемый социологизм (разновидность социологического реализма). Социологический реализм признает в качестве особой реальности (наряду с реальностью природной среды и реальностью внутреннего психического мира человека) человеческое общество. Этой социальной реальностью в качестве специального предмета изучения до появления социологии не занималась ни одна наука. Общество обладает собственной реальностью, которая не может быть сведена к психологическим фактам. Суть социологизма состоит в признании первостепенного и исключительного значения социальной реальности в бытии человека, а также использования социологических методов для объяснения этого бытия, которые провозглашаются единственно верными. Социология рассматривается Дюркгеймом как наука о социальных фактах,под которыми он понимал прежде всего политические, правовые, моральные, религиозные и другие идеи, нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями. Дюркгейм указывает на два основных признака социальных фактов: (1) их объективное существование по отношению к отдельным индивидам и (2) их принудительное воздействие на людей. Тем самым Дюркгейм исходил из понимания человека как социального существа, развитие и деятельность которого проходят под определяющим воздействием на него социальных норм и предписаний. Их воздействие на людей в конечном счете организовано сознательно и осуществляется через социальные институты, в том числе правовые, религиозные и т.д. Социальный факт есть лишь там, где существует определенная организация. Дюркгейм считает решающими источником развития общества прежде всего коллективное сознание и коллективную (общественную) деятельность людей. Коллективность трактуется им как «основной фактор социальности», коллектив, общество, его социальные институты в решающей степени воздействуют на развитие каждого человека. Социальная жизнь, по Дюркгейму, «прямо вытекает из ее коллективного существа», имеет общественную природу и сущность. Тема изучения природы и характера социальной связи вообще является центральной во всем научном творчестве Дюркгейма. Анализу социальной связи, ее характера и различных видов проявления посвящена, по сути, и одна из наиболее известных работ Дюркгейма «Самоубийство». Дюркгейм обратился к социальным причинам самоубийств. Он показал, используя обильные статистические данные, что в определении вероятности самоубийства решающее значение имеют социальные основания. Он рассматривает факторы внесоциального характера, способные оказать влияние на изменение статистики самоубийств в том или ином обществе: психопатические состояния; расовые и наследственные особенности; сезонные колебания климатических условий; механизмы подражания и делает вывод: ни одна из них не может объяснить процент самоубийств удовлетворительным образом. А, следовательно, лишь социологическая наука способна удовлетворительным образом объяснить причины самоубийств. Дюркгейм разрабатывает свою типологию самоубийств: Эгоистическое самоубийство. Пытаясь понять, каким образом преобладающая принадлежность к тому или иному типу вероисповедания может повлиять на статистику самоубийств, Дюркгейм приходит к выводу, что для протестантизма в гораздо большей степени характерно свободомыслие, поэтому здесь связь верующего со своей общиной и с церковью вообще гораздо менее жесткая, нежели в других ветвях христианства. А "чем сильнее в группе верующих проявляются частные суждения, тем менее ее роль в жизни людей, тем слабее ее сплоченность и жизненность". Поэтому "перевес на стороне протестантизма в сфере самоубийств происходит от того, что эта церковь по существу своему менее целостна, нежели католическая". Примерно таковы же социальные механизмы различий в коэффициентах самоубийств в городских и сельских общинах: в первых люди в значительной мере разобщены и предоставлены сами себе, в то время как социальные связи между обитателями сельских общин не только более прочны (в силу традиционного их характера), но и ощущаются более зримо и непосредственно. Причины усиления тенденции к суициду среди холостых (и особенно разведенных и овдовевших) состоят прежде всего в том, что "супруги имеют лучшую физическую и моральную организацию, чем безбрачные". Альтруистическое самоубийство. Этот тип самоубийства прямо противоположен рассмотренному выше и происходит "в том случае, когда общественность вполне и без остатка поглощает... индивидуальность". К такого рода самоубийствам относятся, в частности, известные из истории некоторых народов обычаи стариков совершать самоубийства, "когда жизнь становилась им в тягость"; или принятое в индуизме самосожжение вдов на похоронах мужа. Согласно Дюркгейму, альтруистический суицид, т.е. самоубийство во имя групповых интересов, был результатом сильного группового давления и социального одобрения. Рассматривая случаи суицидов среди военных, которые совершаются относительно чаще, чем среди гражданских лиц. Общим же свойством альтруистических самоубийств является их прямая противоположность эгоистическому и "недостаточное развитие индивидуализма". Оно обычно совершается во имя долга. Аномическое самоубийство. Этот тип связан с характером регулирования социальных связей со стороны общества. Аномия - это "такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно". Такая ситуация довольно часто возникает в переходные периоды, в эпохи реформ и социальных катаклизмов, когда прежние нормы, к которым большинство членов общества приспособились и привыкли их выполнять, перестают действовать, а новые еще не закрепились. Прежняя иерархия нарушена, а новая не может сразу установиться. Понятно, что многие в такой ситуации ощущают себя как бы в нормативном вакууме и теряют социальную ориентацию. Дюркгейм рассматривает, например, причины всплеска кривой самоубийств в периоды экономических кризисов. Вероятно, аномические самоубийства являются продуктом не одних лишь экономических кризисов. В той же мере другие социальные изменения, протекающие в сравнительно краткие периоды времени в политической, идеологической сферах общественной жизнедеятельности, сдвиги в области нравственного регулирования могут вызвать существенную дезориентацию сознания и своеобразную моральную панику. Если теория аномии верна, то российское общество 90-х годов ХХ века могло бы послужить ей в качестве хорошей иллюстрации. Аномия может затронуть и брачно-семейную сферу - распад семьи (который тоже во многом являет собою аномию) выступает в качестве одного из факторов самоубийств. Труды Дюркгейма сыграли заметную роль в становлении и развитии социологии как самостоятельной науки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.60.132 (0.008 с.) |