Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социологическая теория де роберти: его биосоциальная гипотеза, понятие «надорганического».

Поиск

Источник: Кукушкина

Евгений Валентинович де Роберти. Единственный из социологов-позитивистов отстаивал право философии на самостоятельное существование, подчеркивал ее важную роль, и прежде всего роль теории познания в развитии социологии. Он выработал свое понимание общества, которое легло в основу его биосоциальной гипотезы.

Социология - наукой абстрактная, призванная изучать естественную историю общества. Интересы де Роберти лежали в области теории и истории социологии (определение ее предмета и метода, разработка идей прогресса и солидарности, эволюция позитивизма).

Главным предметом социологических исследований де Роберти было духовное содержание жизни общества, ее психические и нравственные стороны. Составленная им классификация наук основана на деление всех реально существующих явлений на неорганические, органические и надорганические. К последним отнесены все проявления общественности как особой формы бытия.

В трудах де Роберти все общественные явления представлены в виде четырех групп, которые в своей совокупности охватывают все многообразие надорганического: 1) индивидуальные знания, их передача и обмен 2) общие верования и убеждения 3) эстетические категории и эстетические чувства 4) практические идеи. Любые явления и события социальной жизни сводятся к этим четырем категориям, между которыми существуют отношения тесной взаимозависимости. Сумма знаний, которой владеет конкретная социальная группа, воздействует на ее верования, на ее философские идеи, в результате чего формируется идеология. Последняя оказывает влияние на развитие искусства, под воздействием которого (а через него – и всей цепи социокультурных факторов) совершаются преобразования в практической сфере. Суммарный итог всех этих изменений – качественное новое состояние общества или смена социального строя.

На основе приведенной классификации фактов построена концепция социального знания де Роберти. Ее основные положения: переход от жизни к общественности совершается посредством преобразования индивидуального опыта в коллективный; коллективный опыт, расширяясь, набирает силу и побеждает пространство и время; мир становиться нашим представлением о нем, благодаря тому, что общество порождается коллективным опытом и совпадает с ним; для социолога традиция более существенна, чем подражание; конечным продуктом преобразования мира является конечная идея.

Участник исторического процесса - социализированная личность, будучи сама продуктом длительного развития общественности она является двигателем этико-социальной революции.

Таким образом, существенным концептуальным моментом биосоциальной концепции де Роберти является практическая деятельность людей как последняя функция знания в любых его формах. Процесс познания, вся духовная жизнь людей - основа любых форм социальной жизни. Ученый постоянно подчеркивает свою главную мысль: в духовной деятельности, и прежде всего в процессах научного познания, представлены те сгустки социальной энергии, в форме которых в каждую эпоху в спрессованном виде фиксируются достижения предшествующих поколений. Все моменты жизни индивида, группы, общества в целом освещает разум, чем и обеспечивается движение человечества к вершинам цивилизации.

 

 

Социология в России и в СССР после 1917 года: основные этапы развития. Главные направления отечественной социологии советского и постсоветского периодов. Основные исследовательские центры современной России.

Институтолизация социология в нашей стране началась после принятия постановления Совнаркома в мае 1918 г. "О социалистической академии общественных наук ", где специальным пунктом было записано "... одной из первоочередных задач поставить ряд социальных исследований в Петроградском и Ярославском Университетах". В 1919 г. был учрежден Социобиологический институт. В 1920 г. в Петроградском Университете был образован первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением, во главе с Питиримом Сорокиным.

В этот период издается обширная социологическая литература теоретического профиля. Основное направление ее - выявить соотношения русской социологической мысли и социологии марксизма. В этой связи в развитии социологии России наблюдаются различные социологические школы. На дискуссию представителей немарксистской социологической мысли (М. Ковалевский, П. Михаиловский, П. Сорокин и др.) и социологии марксизма решающее влияние оказала книга Н.И. Бухарина (Теория исторического материализма: Популярный учебник марксисткой социология М. - 1923), в которой социология отождествлялась с историческим материализмом и превращалась в составную часть философии. А после выхода в свет краткого курса " История ВКПб " И. В. Сталина в административно-приказном порядке была упразднена социология, на конкретное изучение процессов, явлений социальной жизни был наложен строжайший запрет. Социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены. Само слово" социология " оказалось вне закона и было изъято из научного обихода, ушли в небытие соц - профессионалы.

Принципы, теория и методы познания и освоения социальной действительности оказались несовместимы с личной диктатурой, волюнтаризмом и субъективизмом в управлении обществом, социальными процессами. В степень науки была возведена социальная мифология, а реальная наука объявлена лженаукой.

Оттепель шестидесятых годов отразилась и на социологию: началось возрождение социологических исследований, они получили права гражданства, а социология как наука - нет. Социология была поглощена философией, конкретные соц исследования как несовместимые социология спецификой философской гносеологией, выводились за пределы соц. знания. Стремясь сохранить за собой право проводить конкретные исследования, социологи были вынуждены главный акцент делать на " позитивных аспектах социального развития страны и игнорировать негативные факты. Это объясняет то, что труды многих ученых того периода до последних лет "застоя" носили однобокий характер. Не только не принимались, но и осуждались тревожные сигналы соц по проблемам разрушения природы, нарастании отчуждения труда, отчуждения власти от народа, нарастании нац. тенденций и т. д.

Такие научные понятия как экология, отчуждение, социальная динамика, социология труда, социология политики, социология семьи, социология религии, социальная норма и др. были под запретом. Их использование для ученого могло иметь своим следствием зачисление его в число последователей и пропагандистов революционно буржуазной социология.

Т. к. социологические исследования имели право на жизнь, то к середине 60 годов стали появляться первые крупные социологические труды по социальной инжении и конкретному социальному анализу С. Г. Струмилина, А. Г. Здравомыслова, В.А. Ядова и др. Были созданы первые социологические учреждения - отдел социологических исследований в институте философии АН СССР и лаборатория соц иссл при Ленинградском Университете. В 1962 году была основана советская соц ассоциация. В 1969 был создан институт конкретных соц исследований (с 1972 - институт социологических исследований, а с 1978 - Институт Социологии) АН СССР. С 1974 года стал издаваться журнал " Соц иссл ". Но развитие социологии постоянно тормозилось в период "застоя". А после выхода в свет "Лекций по социологии " Ю. Левады, институт социологических исследований был обвинен в насаждение буржуазных теоретических концепций, было принято решение о создании на его базе Центра опросов общественного мнения. Вновь понятие "социология" оказалась под запретом и заменено понятием прикладная социология. Теоретическая социология полностью отрицалась.

Запрет на развитие теоретической социология был отменен в 1988 г. Закончился семидесятилетний период борьбы социология как самостоятельной науки об обществе. (Постановление ЦК КПСС от 7 июня 1988 г. повышение роли марксистско-ленинской социология в решении узловых и социальных проблем советского общества).

В настоящее время существует ряд социологических, вузовских и независимых социологических центров, едущих широкие эмпирические и теоретические исследования в различных областях общественной жизни.

Развитие социологии приобрело особую динамику в конце 1980-х годов. Правда, и этот период был противоречивым.

В эти годы развивалась сеть научных академических и прикладных институтов, центров, фондов, кафедр, факультетов, развернута подготовка кадров профессиональных социологов. В перечень научных специальностей введены специальности по социологическим наукам, открыты аспирантуры и докторантуры. Были созданы социологические общества, ассоциации, гильдии: Российское общество социологов (1989), Русское социологическое общество им. М.М.Ковалевского (1993), Содружество профессиональных социологов (1993), Гильдия исследователей общественного мнения и рынка (1997), Российская социологическая ассоциация (2003). Нельзя не назвать также научные сообщества, объединяющие ученых-обществоведов, работающих в предметном поле социологии: Российская академия социальных наук (1993), ассоциация центров политического консультирования (1995), Российская ассоциация политической науки (1991), Ассоциация молодых политологов (2002) и др. Научные сообщества, несомненно, способствовали формированию социальной среды для творчества, выступали социальным механизмом накопления нового знания, гарантией его высокого качества.

Ученые в полной мере использовали новые возможности, открытые в 90 е годы ХХ века для расширения предметной области, проведения социологических исследований по наиболее значимой проблематике.

Исчезновение обременительного контроля, расширение институциональной базы социологических исследований сделали возможным проведение независимых исследований по любой теме.

Доступность западной социологической литературы и методик открыли возможность учета наработок как российских, так и зарубежных специалистов, проведения совместных сравнительных исследований.

В это время получили развитие новые области социологического знания: социология управления, политическая социология, этносоциология, социология молодежи, социология семьи, социология социальной сферы, социология региона, социология миграции, социология конфликта, социология маркетинга и ряд других социологических направлений.

В качестве ведущих центров развития социологии стали академические институты (ИСПИ РАН и ИС РАН).

Крупные университеты, используя свои внутренние резервы и гранты различных фондов, смогли провести масштабные проекты. Так, в РГСУ более 10 лет ведется мониторинг результатов и условий социального воспроизводства населения страны, социального самочувствия россиян (проект «Социальная сфера России: реалии и перспективы»), начат масштабный проект «Человек до и после перестройки». Саратовским техническим университетом исследуются проблемы социальной работы.

В эти годы росло число подготовленных и защищенных диссертаций по социологическим наукам.

Признанием вклада социологов в развитие фундаментальной социальной науки стало расширение представительства социологии как научной дисциплины в Российской академии наук.

За эти годы создан фонд монографической литературы по социологии, сформировались реальные условия для публикации научных трудов социологов. Сегодня издается более 10 социологических журналов (в 1990г. был один).

Социология XXI века находится под влиянием трех взаимосвязанных процессов. Во-первых, развивающиеся в мире политические тенденции меняют внутреннее устройство всех государств, видоизменяют политический строй, социально-экономические отношения, взаимодействие власти, собственности и т.д. Во-вторых, эти изменения носят формационный характер, меняя сложившееся представления о либерально-демократических, социально- демократических и других доктринах государственного устройства и общественной жизни. В – третьих, все изменения носят глобальный характер и отражают какой-то новый этап развития цивилизации, при котором всеобщее начинает преобладать над особенным.

(частично из Жуков В.И. академик РАН, ректор РГСУ «Социология в современной России» Доклад на Учредительном съезде, Союза социологов России, 27 июня 2007 года.)

 

 

Ведущие исследовательские центры: ВЦИОМ - ЦИРКОН - ФОМ - КОМКОН - РОМИР – ГФК + СпбГУ, ИСРАН, ИСПИРАН, ГУВШЭ, ИАРАН (В.Н. Ярская)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 660; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.75 (0.014 с.)