Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Франкфуртская школа в социологии XX в. Основные этапы развития. Главные представители: М. Хоркхаймер, Т. Адорно Г. Маркузе. Характеристика теоретических позиций.

Поиск

Источники: У. Мызникова Проблемы культуры в трудах Франкфуртской школы социологии, В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. История зарубежной социологии

Историю немецкой социально-философской и социологической мысли невозможно представить без Франкфуртской школы. Формально ее история начинается в Германии с прихода в 1930 г. М. Хоркхаймера (1895—1973) к руководству Институтом социальных исследований при университете во Франкфурте-на-Майне. Свою программную декларацию он изложил в докладе: «Современное положение социальной философии и задачи института в области социальных исследований» (1931 г.).

1 этап: Вместе с тем сам институт возник в 1923 г. под началом теоретика марксизма (австромарксизма) К. Грюнберга. В значительной степени происхождение и история Франкфуртской школы связаны с идеологией социал-демократии.Ориентация на ортодоксальный марксизм

2 этап: Наиболее видными представителями этой школы являются:

· М. Хоркхаймер (1895-1973)

· Т. Адорно (1903—1969),

· Ф. Поллак (1894-1970),

· Г. Маркузе (1898-1979),

· Э. Фромм (1900-1980).

Их научная деятельность началась еще в 20-х годах – расцвет ФШ пришелся на 30-40е гг 20 века. В 1934-1939 гг. институциональный центр Школы располагался в Женеве, позднее в Париже (при Высшей нормальной школе), с 1939 г. - в США (при Колумбийском университете); с 1944 г. - во Франкфурте-на-Майне (ФРГ).

3 этап: К числу более молодых представителей этой школы относился и Ю. Хабермас.

Теоретические истоки мыслителей Франкфуртской школы восходят к марксизму и, в значительной степени, к фрейдизму (психоанализ). Определяющее влияние на взгляды представителей этой школы оказали идеи Гегеля, Маркса, Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора, ранних Лукача, Корша, Блоха, позднее - герменевтика Гадамера, связанная с Гуссерлем и Хайдеггером, а также психоанализ и реформированный фрейдизм. Углубление противоречий внутри франкфуртской школы привело к ее распаду в начале 70-х гг.

«Классические» работы франкфуртцев созданы в 1930 — 1960-х гг. К ним относятся: коллективные труды «Авторитарная личность» (1950), «Штудии об авторитете и семье (1936, руководитель Хоркхаймер); работы Хоркхаймера «Критическая и традиционная теория» (1937 ), «Диалектика просвещения» (совместно с Адорно, 1937), «Помрачение разума» (1947); исследования Адорно «Философия новой музыки» (1949), «Введение в социологию музыки» (1962), «Негативная диалектика» (1966); сочинения Маркузе «Разум и революция»(1941), «Эрос и цивилизация» (1955), «Одномерный человек» (1964), «Эссе об освобождении» (1969), «Контрреволюция и бунт» (1972); работы Фромма «Здоровое общество» (1955), «Образ человека у Маркса» (1961), «Душа человека» (1964), «Анатомия человеческой деструктивности» (1973), «Иметь или быть» (1976).

Основными проблемами, проходящими через всю историю научного творчества представителей этой школы, являются:

1. «отчуждение» - познание через самоотчуждение. Весь капитализм подвергается критике как общество отчуждения. С критикой отчуждения были связаны и отрицание духовной культуры капиталистического общества в целом, и признание необходимости революции. Однако в отличие от ортодоксального марксизма, главной движущей силой революции, по мнению франкфуртцев, должны были стать люмпенизированные слои населения, молодежные группы, безработные и т.п.

2. Центральной социологической темой франкфуртской школы является методологическая и теоретическая концептуализация понятия «авторитарная личность», представленнной в коллективном труде «Авторитарная личность» (1950 г.), изданном под руководством Т. Адорно. Акцентируя внимание на идее авторитарной личности, предложенной Э. Фроммом и конкретизированной Хоркхаймером, представители франкфуртской школы пытались подтвердить ее на основе конкретно-социологических исследований. Ими были исследованы социальные корни и природа авторитаризма (Хоркхаймер, Адорно, Фромм), психология нацизма. Опираясь на психоанализ, Фромм объяснил исторические типы социального характера и причины самоотчуждения, а также трансформацию человеческих потребностей и поведенческих структур, приводящую к <бегству от свободы>.

3. проблематика рационализации в связи с исследованием индустриального общества – «разум, сошедший с ума» (Диалектика просвещения). Работа М. Хоркхаймера и Т. Адорно «Диалектика просвещения» представляет концепцию развития современной западной цивилизации под влиянием просвещения. Авторы показали, что всеобщее развитие процессов капиталистической рационализации повседневности и жизнедеятельности людей, в целом, приводит к высокой эффективности в сферах экономики, политики, культуры (распространение массовой культуры), однако оборачивается губительными последствиями в сфере человеческого сознания. Ранее свободно мыслящие люди превращаются в объекты манипулирования. Рациональность накладывает своеобразное табу на истинно человеческие проявления, такие как воображение, спонтанность мышления, интуиция, эмоциональность. Заставляя человека подчиняться неким безликим стандартам поведения, принятым в обществе, рационализация подавляет биологическую и психическую природу человека и провоцирует так называемый бунт — массовое иррациональное поведение, проявляющееся в ксенофобиях, фанатизме, агрессии и т.п. Целью работы, хотя авторы этого не подчеркивали, очевидно, было вскрыть причины прихода к власти в цивилизованных европейских странах фашистских диктаторов. Согласно Хоркхаймеру и Адорно, появление тоталитарных режимов фашистского типа было закономерным продолжением или даже итогом развития буржуазной европейской цивилизации.

Таким образом «прогресс» просвещения выливается в свою противоположность — современное варварство. В подобном обществе рационализации противостоят лишь искусство (творчество авангарда), любовь и сексуальность.

Необходимо отметить особые заслуги Т. Адорно в области художественной и музыкальной культуры. Социологии музыки были посвящены такие его работы как «Философия новой музыки», «Введение в социологию музыки», «Призмы. Критика культуры и общество» и «Диссонансы. Музыка в управляемом мире». Современники считали Адорно одним из ведущих теоретиков в области социологии музыки. Анализируя музыку, как социальное явление, Адорно утверждал, что некоторые ее виды можно рассматривать как моделирование процесса отчуждения индивида.

 

Г. Маркузе в своей работе «Одномерный человек» ставит диагноз современному обществу, определяя его как несвободно действующее, подчиненное новыми формами контроля. Маркузе анализирует систему одномерности, подчинения инди­видов общественному Целому – притом не в советском, тоталитарном, а в более толерантном и рациональном, но тем более эффективном варианте: «В развитой индустриальной цивилизации царит комфортабельная, покойная, умеренная демократическая несвобода, свидетельство технического прогресса». Индивид здесь не столько подавляется, сколько формируется – системой развлечений, индустрией потребления и отдыха – в качестве части этой машины, он пре-формирован, заранее запрограммирован на предсказуемый образ действий в не им предписанных обстоятельствах. Подобному процессу Маркузе противопоставляет «негативную свободу» групп аутсайдеров — люмпенизированных слоев, бунтующих, не согласных с истеблишментом, интеллектуалов, различных меньшинств. Суть предполагаемой «культурной революции» заключается в победе авангардистского сюрреалистического искусства, в котором выражается стихийный бунт.

 

В атмосфере марксистского ренессанса в западной общественной мысли 60-х годов, во многом инициированного именно теоретиками Франкфуртской школы, сложилась критическая социология. Именно через критику «позднего» капитализма она сыграла значительную роль в идеологическом оформлении движения «новых левых». Однако это движение, обеспечив франкфуртской школе популярность в леворадикальных кругах западной интеллигенции, привело в то же время к обострению внутренних противоречий в самой школе. Эти противоречия сопровождались организационным распадом, чему способствовала также смерть ее идейных руководителей — Адорно и Хоркхаймера

 

30. Психоаналитическое направление в социологии ХХ века. Основные теоретические позиции: З.Фрейд, А.Адлер, К.Юнг, К. Хорни, Э.Фромм, Э.Эриксон.

Основоположник психоанализа З. Фрейд. (1856-1939) «Психология масс и анализ человеческого Я», «Тотем и табу». Заслуга Фрейда в открытии бессознательной психики и ее соотношение с сознанием. Структура личности по Фрейду:

1. «Оно» – бессознательная часть психики, врожденные инстинкты. Подчиняется принципу удовольствия, насыщено сексуальной энергией – «либидо»

2. «Я» находится в состоянии постоянного конфликта с «оно», подавляет сексуальные влечения. Функционирует на основе принципа реальности.Контролирует все когнитивные и интеллектуальные функции. Формируется под влиянием общества. Это сознательное Я человека.

3. «Сверх-Я». Представление о традиционных ценностях, идеалах, носитель моральных стандартов. Совесть. Формируется через преодоление Эдипова комплекса. К 5-6 годам ребенок преодолевает сексуальное влечение к матери, преодолевает Эдипов комплекс и у него возникает Сверх-Я, совесть.

Понятие «либидо». Форма энергии, посредством которой воплощаются инстинкты жизни. (желание, влечение. лат.) исходно обозначало психическую энергию, лежащую в основе всех сексуальных проявлений. Использовалось как синоним сексуального влечения. Л. рассматривается как доминирующий мотив человеческого поведения, проявляется в социально приемлемой форме благодаря сублимации, вытеснению и другим видам психологической защиты. В более поздних работах Фрейд рассматривал либидо как синоним влечения к жизни (Эроса).

Карен Хорни. (1885-1952). «Невротическая личность нашего времени». Американский психолог. Разделяя положения психоанализа о решающей роли бессознательного, об антагонизме природного и социального, Хорни акцентировала внимание на значении воздействия окружающей среды на формирование личности. Основу мотивации человека она усматривала в чувстве беспокойства – коренной тревоге, которая возникает у ребенка из-за изолированности и беспомощности в потенциально враждебном мире. Это чувство заставляет человека стремиться к безопасности, в нем заключена потребность в самореализации. Эти положение легли в основу неофрейдизма. Каждый индивид может и хочет совершенствовать свой личностный потенциал, но когда это естественное стремление блокируется внешним социальным влиянием, возникает невротический конфликт. Чтобы подавить его, человек использует защитные механизмы в виде определенных стратегий поведения, таких как движение к людям, от людей, против людей.

Невроз – отклонение от нормального поведения, нарушение взаимоотношений.

Карл Густав Юнг. (1875-1961) «Психология бессознательного». «Структуры бессознательного». Выдвинул концепцию коллективного бессознательного и архетипов. В работе "Структуры бессознательного" развил представление о существовании в психике человека наряду с индивидуальным бессознательным, более глубокого слоя – коллективного бессознательного, содержанием которого являются общечеловеческие первообразы – архетипы (образ матери-земли, мудрого старца, героя) среди которых центральную роль занимает архетип самости - потенциальное ядро личности. Считал, что они лежат в основе мифологии, символики сновидений, художественного творчества.

Личность для Юнга – продукт и вместилище родовой истории. Человеческое существо в настоящем виде сформировано опытом предшествующих поколений. Человек рождается, обладая многими предрасположенностями, переданными предками.

Структура личности.

Личность в целом состоит из взаимосвязанных систем.

Эго. Это центр сознания. Сознательный ум. Оно состоит из актов сознания, мыслей, чувств, воспоминаний.

Личное бессознательное. Примыкает к эго. Оно состоит из переживаний, которые некогда были сознательными, но были вытеснены, подавлены, забыты. Содержание личного бессознательного доступно сознанию. Между личным бессознательным и эго идет сильное двустороннее движение.

Комплексы. Это организованная группа чувств, мыслей, воспоминаний, существующая в личном бессознательном. У комплекса есть ядро, действующее как магнит, притягивающий различные переживания. Чем больше исходящая из ядра сила, тем больше переживаний оно извлечет. Комплекс может вести себя как самостоятельная личность с собственной ментальной жизнью и движением. Он может захватывать контроль над личностью и использовать психику в собственных целях.

Коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное - наследие эволюционного развития человека, возникающее на основе повторяющихся переживаний многих поколений. Опыт поколений проявляется в нас как предрасположенность, заставляющая реагировать на мир определенным образом.

Архетипы. Структурные компоненты коллективного бессознательного. Архетип – это универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный заряд. Архетип – это постоянный осадок переживаний, стабильно повторяющихся на протяжении многих поколений.

Персона. Персона – это публичная личность. Это роль, предписанная человеку обществом.Если эго идентифицируется с персоной, индивид сознает в большей мере не свои реальные чувства, а ту роль, которую играет. Он становится видимостью человека, отражением общества, вместо того, чтобы быть автономным человеческим существом.

Анима и анимус. По мнению Юнга, человек существо бисексуальное. Женское начало (архетип) в мужчине называется анима. Мускулинный архетип в женщине – анимус.

Тень. Воплощает животную сторону человеческой натуры. Архетип тени содержит животные инстинкты, унаследованные людьми от низших форм жизни в ходе эволюции. Самость. Это центр личности, вокруг которой группируются все остальные системы. Она удерживает все эти системы вместе и обеспечивает личности единство, равновесие и стабильность.

Мудрость человека среднего и старшего возраста в значительной степени определяется влиянием коллективного бессознательного на поведение и восприятие человека.

Эрих Фромм (1900-1980). «Человек для себя», «Иметь или быть». Рассматривал проблему адаптации человека к социальной среде. На человека одновременно оказывают влияние его природное и социальное начало. В зависимости от того, в каком обществе живет человек, происходит его ущербное и полнокровное развитие. Социальный характер – связующее звено между обществом и человеком – это способ адаптации к тем социальным условиям, в которых человек существует. Это активный способ адаптации. Задача общества: научить чела следовать образцам, чтобы чела это радовало. Социальное бессознательное – вытесненные сферы, свойственные большинству членов общества. Это те сферы, от которых общество ограждает людей.

Эрик Эриксон. «Детство и общество». Разработал психосоциальную концепцию социализации личности: в процессе становления личности чел проходит 8 стадий. На каждой стадии решаются специфичные для данного возраста проблемы. Учет развития внутренних ресурсов личности и влияние социальных факторов. Из каждой стадии своего развития чел приобретает либо позитивные, либо негативные качества характера. На следующей стадии развития он опирается на приобретенное ранее.

Стадии:

1. 0-1 год. базисное доверие против базисного недоверия. Если потребности ребенка в любви и защите удовлетворяются, у него формируется образ Хорошей Матери, которая является моделью его отношений с миром. Хорошая Мать- доверие к миру и открытая позиция, образ Плохой Матери является моделью угрожающего социума, по отношению к которому у ребенка может сформироваться чувство недоверия или даже враждебности.

2. 1-3. автономия против стыда и сомнения. Ребенок учится ходить, говорить, обслуживать себя. Я сам. Если его спонтанное стремление быть самостоятельным поддерживается и развивается, у ребенка формируется чувство автономности, независимости, если нет – чувство стыда и сомнения в своих силах.

3. 3-6 лет. инициатива против чувства вины. Ведущая деятельность – ролевая игра. Ребенок осваивает в игре разные социальные роли, учится вести себя по правилам. Формируется как субъект взаимодействия. Если играет, то уверенно себя чувствует в различных коммуникативных ситуациях. В противном случае, формируется пассивная позиция, чувство вины.

4. 6-12 лет. трудолюбие против чувства неполноценности. Ведущая деятельность – учеба. Ребенок ориентирован на освоение знаний. В позитивном варианте развития, у ребенка формируется чувство компетентности (Я это могу), закрепляется привычка к трудолюбию. В негативном варианте – чувство неполноценности.

5. 12-18. идентичность против смешения ролей. Подросток стремится ответить на вопрос «кто я». С 12 до 14 – идентификация со своей группой, его Я – это Мы. Далее развивается внутренний мир, чел старается выделиться из привычного социального окружения на основе своей уникальности, индивидуальности. Если у чела не формируется эго-идентичность, то какие бы роли он не брал на себя, они не усваиваются.

6. близость против изоляции. На основе позитивного прохождения предыдущих стадий, у чела возникает потребность в интеграции с способность обрести семью.

7. генеративность против стагнации. Это период зрелости. Генеративность – это прежде всего заинтересованность в устройстве жизни и наставлении нового поколения.

8. целостность эго против отчаяния. Старость. В позитивном плане формируется ощущение целостности личности, реализованности. В негативном – отчаяние, цепляние за жизнь, разочарование.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.140.108 (0.015 с.)