Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Франкфуртская школа в социологии XX в. Основные этапы развития. Главные представители: М. Хоркхаймер, Т. Адорно Г. Маркузе. Характеристика теоретических позиций.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Источники: У. Мызникова Проблемы культуры в трудах Франкфуртской школы социологии, В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. История зарубежной социологии Историю немецкой социально-философской и социологической мысли невозможно представить без Франкфуртской школы. Формально ее история начинается в Германии с прихода в 1930 г. М. Хоркхаймера (1895—1973) к руководству Институтом социальных исследований при университете во Франкфурте-на-Майне. Свою программную декларацию он изложил в докладе: «Современное положение социальной философии и задачи института в области социальных исследований» (1931 г.). 1 этап: Вместе с тем сам институт возник в 1923 г. под началом теоретика марксизма (австромарксизма) К. Грюнберга. В значительной степени происхождение и история Франкфуртской школы связаны с идеологией социал-демократии.Ориентация на ортодоксальный марксизм 2 этап: Наиболее видными представителями этой школы являются: · М. Хоркхаймер (1895-1973) · Т. Адорно (1903—1969), · Ф. Поллак (1894-1970), · Г. Маркузе (1898-1979), · Э. Фромм (1900-1980). Их научная деятельность началась еще в 20-х годах – расцвет ФШ пришелся на 30-40е гг 20 века. В 1934-1939 гг. институциональный центр Школы располагался в Женеве, позднее в Париже (при Высшей нормальной школе), с 1939 г. - в США (при Колумбийском университете); с 1944 г. - во Франкфурте-на-Майне (ФРГ). 3 этап: К числу более молодых представителей этой школы относился и Ю. Хабермас. Теоретические истоки мыслителей Франкфуртской школы восходят к марксизму и, в значительной степени, к фрейдизму (психоанализ). Определяющее влияние на взгляды представителей этой школы оказали идеи Гегеля, Маркса, Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора, ранних Лукача, Корша, Блоха, позднее - герменевтика Гадамера, связанная с Гуссерлем и Хайдеггером, а также психоанализ и реформированный фрейдизм. Углубление противоречий внутри франкфуртской школы привело к ее распаду в начале 70-х гг. «Классические» работы франкфуртцев созданы в 1930 — 1960-х гг. К ним относятся: коллективные труды «Авторитарная личность» (1950), «Штудии об авторитете и семье (1936, руководитель Хоркхаймер); работы Хоркхаймера «Критическая и традиционная теория» (1937 ), «Диалектика просвещения» (совместно с Адорно, 1937), «Помрачение разума» (1947); исследования Адорно «Философия новой музыки» (1949), «Введение в социологию музыки» (1962), «Негативная диалектика» (1966); сочинения Маркузе «Разум и революция»(1941), «Эрос и цивилизация» (1955), «Одномерный человек» (1964), «Эссе об освобождении» (1969), «Контрреволюция и бунт» (1972); работы Фромма «Здоровое общество» (1955), «Образ человека у Маркса» (1961), «Душа человека» (1964), «Анатомия человеческой деструктивности» (1973), «Иметь или быть» (1976). Основными проблемами, проходящими через всю историю научного творчества представителей этой школы, являются: 1. «отчуждение» - познание через самоотчуждение. Весь капитализм подвергается критике как общество отчуждения. С критикой отчуждения были связаны и отрицание духовной культуры капиталистического общества в целом, и признание необходимости революции. Однако в отличие от ортодоксального марксизма, главной движущей силой революции, по мнению франкфуртцев, должны были стать люмпенизированные слои населения, молодежные группы, безработные и т.п. 2. Центральной социологической темой франкфуртской школы является методологическая и теоретическая концептуализация понятия «авторитарная личность», представленнной в коллективном труде «Авторитарная личность» (1950 г.), изданном под руководством Т. Адорно. Акцентируя внимание на идее авторитарной личности, предложенной Э. Фроммом и конкретизированной Хоркхаймером, представители франкфуртской школы пытались подтвердить ее на основе конкретно-социологических исследований. Ими были исследованы социальные корни и природа авторитаризма (Хоркхаймер, Адорно, Фромм), психология нацизма. Опираясь на психоанализ, Фромм объяснил исторические типы социального характера и причины самоотчуждения, а также трансформацию человеческих потребностей и поведенческих структур, приводящую к <бегству от свободы>. 3. проблематика рационализации в связи с исследованием индустриального общества – «разум, сошедший с ума» (Диалектика просвещения). Работа М. Хоркхаймера и Т. Адорно «Диалектика просвещения» представляет концепцию развития современной западной цивилизации под влиянием просвещения. Авторы показали, что всеобщее развитие процессов капиталистической рационализации повседневности и жизнедеятельности людей, в целом, приводит к высокой эффективности в сферах экономики, политики, культуры (распространение массовой культуры), однако оборачивается губительными последствиями в сфере человеческого сознания. Ранее свободно мыслящие люди превращаются в объекты манипулирования. Рациональность накладывает своеобразное табу на истинно человеческие проявления, такие как воображение, спонтанность мышления, интуиция, эмоциональность. Заставляя человека подчиняться неким безликим стандартам поведения, принятым в обществе, рационализация подавляет биологическую и психическую природу человека и провоцирует так называемый бунт — массовое иррациональное поведение, проявляющееся в ксенофобиях, фанатизме, агрессии и т.п. Целью работы, хотя авторы этого не подчеркивали, очевидно, было вскрыть причины прихода к власти в цивилизованных европейских странах фашистских диктаторов. Согласно Хоркхаймеру и Адорно, появление тоталитарных режимов фашистского типа было закономерным продолжением или даже итогом развития буржуазной европейской цивилизации. Таким образом «прогресс» просвещения выливается в свою противоположность — современное варварство. В подобном обществе рационализации противостоят лишь искусство (творчество авангарда), любовь и сексуальность. Необходимо отметить особые заслуги Т. Адорно в области художественной и музыкальной культуры. Социологии музыки были посвящены такие его работы как «Философия новой музыки», «Введение в социологию музыки», «Призмы. Критика культуры и общество» и «Диссонансы. Музыка в управляемом мире». Современники считали Адорно одним из ведущих теоретиков в области социологии музыки. Анализируя музыку, как социальное явление, Адорно утверждал, что некоторые ее виды можно рассматривать как моделирование процесса отчуждения индивида.
Г. Маркузе в своей работе «Одномерный человек» ставит диагноз современному обществу, определяя его как несвободно действующее, подчиненное новыми формами контроля. Маркузе анализирует систему одномерности, подчинения индивидов общественному Целому – притом не в советском, тоталитарном, а в более толерантном и рациональном, но тем более эффективном варианте: «В развитой индустриальной цивилизации царит комфортабельная, покойная, умеренная демократическая несвобода, свидетельство технического прогресса». Индивид здесь не столько подавляется, сколько формируется – системой развлечений, индустрией потребления и отдыха – в качестве части этой машины, он пре-формирован, заранее запрограммирован на предсказуемый образ действий в не им предписанных обстоятельствах. Подобному процессу Маркузе противопоставляет «негативную свободу» групп аутсайдеров — люмпенизированных слоев, бунтующих, не согласных с истеблишментом, интеллектуалов, различных меньшинств. Суть предполагаемой «культурной революции» заключается в победе авангардистского сюрреалистического искусства, в котором выражается стихийный бунт.
В атмосфере марксистского ренессанса в западной общественной мысли 60-х годов, во многом инициированного именно теоретиками Франкфуртской школы, сложилась критическая социология. Именно через критику «позднего» капитализма она сыграла значительную роль в идеологическом оформлении движения «новых левых». Однако это движение, обеспечив франкфуртской школе популярность в леворадикальных кругах западной интеллигенции, привело в то же время к обострению внутренних противоречий в самой школе. Эти противоречия сопровождались организационным распадом, чему способствовала также смерть ее идейных руководителей — Адорно и Хоркхаймера
30. Психоаналитическое направление в социологии ХХ века. Основные теоретические позиции: З.Фрейд, А.Адлер, К.Юнг, К. Хорни, Э.Фромм, Э.Эриксон. Основоположник психоанализа З. Фрейд. (1856-1939) «Психология масс и анализ человеческого Я», «Тотем и табу». Заслуга Фрейда в открытии бессознательной психики и ее соотношение с сознанием. Структура личности по Фрейду: 1. «Оно» – бессознательная часть психики, врожденные инстинкты. Подчиняется принципу удовольствия, насыщено сексуальной энергией – «либидо» 2. «Я» находится в состоянии постоянного конфликта с «оно», подавляет сексуальные влечения. Функционирует на основе принципа реальности.Контролирует все когнитивные и интеллектуальные функции. Формируется под влиянием общества. Это сознательное Я человека. 3. «Сверх-Я». Представление о традиционных ценностях, идеалах, носитель моральных стандартов. Совесть. Формируется через преодоление Эдипова комплекса. К 5-6 годам ребенок преодолевает сексуальное влечение к матери, преодолевает Эдипов комплекс и у него возникает Сверх-Я, совесть. Понятие «либидо». Форма энергии, посредством которой воплощаются инстинкты жизни. (желание, влечение. лат.) исходно обозначало психическую энергию, лежащую в основе всех сексуальных проявлений. Использовалось как синоним сексуального влечения. Л. рассматривается как доминирующий мотив человеческого поведения, проявляется в социально приемлемой форме благодаря сублимации, вытеснению и другим видам психологической защиты. В более поздних работах Фрейд рассматривал либидо как синоним влечения к жизни (Эроса). Карен Хорни. (1885-1952). «Невротическая личность нашего времени». Американский психолог. Разделяя положения психоанализа о решающей роли бессознательного, об антагонизме природного и социального, Хорни акцентировала внимание на значении воздействия окружающей среды на формирование личности. Основу мотивации человека она усматривала в чувстве беспокойства – коренной тревоге, которая возникает у ребенка из-за изолированности и беспомощности в потенциально враждебном мире. Это чувство заставляет человека стремиться к безопасности, в нем заключена потребность в самореализации. Эти положение легли в основу неофрейдизма. Каждый индивид может и хочет совершенствовать свой личностный потенциал, но когда это естественное стремление блокируется внешним социальным влиянием, возникает невротический конфликт. Чтобы подавить его, человек использует защитные механизмы в виде определенных стратегий поведения, таких как движение к людям, от людей, против людей. Невроз – отклонение от нормального поведения, нарушение взаимоотношений. Карл Густав Юнг. (1875-1961) «Психология бессознательного». «Структуры бессознательного». Выдвинул концепцию коллективного бессознательного и архетипов. В работе "Структуры бессознательного" развил представление о существовании в психике человека наряду с индивидуальным бессознательным, более глубокого слоя – коллективного бессознательного, содержанием которого являются общечеловеческие первообразы – архетипы (образ матери-земли, мудрого старца, героя) среди которых центральную роль занимает архетип самости - потенциальное ядро личности. Считал, что они лежат в основе мифологии, символики сновидений, художественного творчества. Личность для Юнга – продукт и вместилище родовой истории. Человеческое существо в настоящем виде сформировано опытом предшествующих поколений. Человек рождается, обладая многими предрасположенностями, переданными предками. Структура личности. Личность в целом состоит из взаимосвязанных систем. Эго. Это центр сознания. Сознательный ум. Оно состоит из актов сознания, мыслей, чувств, воспоминаний. Личное бессознательное. Примыкает к эго. Оно состоит из переживаний, которые некогда были сознательными, но были вытеснены, подавлены, забыты. Содержание личного бессознательного доступно сознанию. Между личным бессознательным и эго идет сильное двустороннее движение. Комплексы. Это организованная группа чувств, мыслей, воспоминаний, существующая в личном бессознательном. У комплекса есть ядро, действующее как магнит, притягивающий различные переживания. Чем больше исходящая из ядра сила, тем больше переживаний оно извлечет. Комплекс может вести себя как самостоятельная личность с собственной ментальной жизнью и движением. Он может захватывать контроль над личностью и использовать психику в собственных целях. Коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное - наследие эволюционного развития человека, возникающее на основе повторяющихся переживаний многих поколений. Опыт поколений проявляется в нас как предрасположенность, заставляющая реагировать на мир определенным образом. Архетипы. Структурные компоненты коллективного бессознательного. Архетип – это универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный заряд. Архетип – это постоянный осадок переживаний, стабильно повторяющихся на протяжении многих поколений. Персона. Персона – это публичная личность. Это роль, предписанная человеку обществом.Если эго идентифицируется с персоной, индивид сознает в большей мере не свои реальные чувства, а ту роль, которую играет. Он становится видимостью человека, отражением общества, вместо того, чтобы быть автономным человеческим существом. Анима и анимус. По мнению Юнга, человек существо бисексуальное. Женское начало (архетип) в мужчине называется анима. Мускулинный архетип в женщине – анимус. Тень. Воплощает животную сторону человеческой натуры. Архетип тени содержит животные инстинкты, унаследованные людьми от низших форм жизни в ходе эволюции. Самость. Это центр личности, вокруг которой группируются все остальные системы. Она удерживает все эти системы вместе и обеспечивает личности единство, равновесие и стабильность. Мудрость человека среднего и старшего возраста в значительной степени определяется влиянием коллективного бессознательного на поведение и восприятие человека. Эрих Фромм (1900-1980). «Человек для себя», «Иметь или быть». Рассматривал проблему адаптации человека к социальной среде. На человека одновременно оказывают влияние его природное и социальное начало. В зависимости от того, в каком обществе живет человек, происходит его ущербное и полнокровное развитие. Социальный характер – связующее звено между обществом и человеком – это способ адаптации к тем социальным условиям, в которых человек существует. Это активный способ адаптации. Задача общества: научить чела следовать образцам, чтобы чела это радовало. Социальное бессознательное – вытесненные сферы, свойственные большинству членов общества. Это те сферы, от которых общество ограждает людей. Эрик Эриксон. «Детство и общество». Разработал психосоциальную концепцию социализации личности: в процессе становления личности чел проходит 8 стадий. На каждой стадии решаются специфичные для данного возраста проблемы. Учет развития внутренних ресурсов личности и влияние социальных факторов. Из каждой стадии своего развития чел приобретает либо позитивные, либо негативные качества характера. На следующей стадии развития он опирается на приобретенное ранее. Стадии: 1. 0-1 год. базисное доверие против базисного недоверия. Если потребности ребенка в любви и защите удовлетворяются, у него формируется образ Хорошей Матери, которая является моделью его отношений с миром. Хорошая Мать- доверие к миру и открытая позиция, образ Плохой Матери является моделью угрожающего социума, по отношению к которому у ребенка может сформироваться чувство недоверия или даже враждебности. 2. 1-3. автономия против стыда и сомнения. Ребенок учится ходить, говорить, обслуживать себя. Я сам. Если его спонтанное стремление быть самостоятельным поддерживается и развивается, у ребенка формируется чувство автономности, независимости, если нет – чувство стыда и сомнения в своих силах. 3. 3-6 лет. инициатива против чувства вины. Ведущая деятельность – ролевая игра. Ребенок осваивает в игре разные социальные роли, учится вести себя по правилам. Формируется как субъект взаимодействия. Если играет, то уверенно себя чувствует в различных коммуникативных ситуациях. В противном случае, формируется пассивная позиция, чувство вины. 4. 6-12 лет. трудолюбие против чувства неполноценности. Ведущая деятельность – учеба. Ребенок ориентирован на освоение знаний. В позитивном варианте развития, у ребенка формируется чувство компетентности (Я это могу), закрепляется привычка к трудолюбию. В негативном варианте – чувство неполноценности. 5. 12-18. идентичность против смешения ролей. Подросток стремится ответить на вопрос «кто я». С 12 до 14 – идентификация со своей группой, его Я – это Мы. Далее развивается внутренний мир, чел старается выделиться из привычного социального окружения на основе своей уникальности, индивидуальности. Если у чела не формируется эго-идентичность, то какие бы роли он не брал на себя, они не усваиваются. 6. близость против изоляции. На основе позитивного прохождения предыдущих стадий, у чела возникает потребность в интеграции с способность обрести семью. 7. генеративность против стагнации. Это период зрелости. Генеративность – это прежде всего заинтересованность в устройстве жизни и наставлении нового поколения. 8. целостность эго против отчаяния. Старость. В позитивном плане формируется ощущение целостности личности, реализованности. В негативном – отчаяние, цепляние за жизнь, разочарование.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.140.108 (0.015 с.) |