Чикагская школа в истории социологии XX века. Главные представители: Р. Парк, Э. Берджес, У. Огборн, Л. Вирт и основные направления теоретических исследований. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чикагская школа в истории социологии XX века. Главные представители: Р. Парк, Э. Берджес, У. Огборн, Л. Вирт и основные направления теоретических исследований.



 

Общая характеристика школы.

Под Чикагской школой принято понимать направление научной социологической деятельности теоретических и преимущественно эмпирических исследователей, сотрудничавших на кафедре социологии (социологическом факультете) Чикагского университета в период между 1892 и 1935 годами (Зборовский).

Чикагская школа была первой институциональной академической школой в североамериканской социологии. По сути дела, в течение первой трети XX века Чикагская школа и была в основном социологией США. Школа опиралась в мировоззренческом плане на протестантскую религиозную традицию, преобладающую в американской жизни, в социальном плане — на идеи реформизма, а в гносеологическом — на эмпиризм. Значительное влияние на методологические позиции школы оказала философия прагматизма, автор которой — Джон Дьюи также работал в эти годы в Чикагском университете.

Главной своей практической задачей школа с момента создания поставила научное обеспечение решений, принимаемых местными органами власти, в частности муниципальными властями Чикаго. Вот почему в перечне ее исследований значительное место занимали такие проблемы, как девиантное и маргинальное поведение, изучаемое на примере работы тюрем графств, суда для несовершеннолетних, выполнения закона о бедности. Объектом исследования являлись пенитенциарная система, жизнь в отелях, бродяги, городские районы порока, банды, самоубийства, психические заболевания, «сухой закон», религиозные секты. Еще один значительный пласт исследовательской работы чикагских социологов — формирование общественного мнения и эффективность социальных процессов в условиях интенсивной урбанизации. Поэтому ими активно изучались средства массовой информации; коллективное самовыражение и культурные изменения как результат деятельности газет, религиозных организаций, кино, радио; экономические факторы и институты, такие, например, как сеть крупных универмагов, валютный рынок, забастовки, динамика цен на землю. Много внимания уделялось этническим труппам. Так, широкую известность получили работы по изучению еврейского гетто в Чикаго, финской общины в Мичигане, поселений меннонитов в Канзасе (Осипов).

Ориентация чикагских социологов на участие в реформах обеспечила им поддержку городских властей, которые столкнулись в начале века со множеством острейших социальных проблем и ждали от социологии практических рецептов их решения. В Чикаго, городе иммигрантов и столице американских гангстеров, который был в некотором роде идеальным местом для проведения социальных исследований, на быстро развивающуюся социологию возлагались большие надежды.

Помимо этих объективных условий, расцвету социологии в Чикагском университете способствовала уникальная интеллектуальная атмосфера, которая сложилась там благодаря небывалому сосредоточению выдающихся личностей (в том числе, и на др. факультетах), таких как: Ч.Х. Кули, Дж. Г. Мид, Дж. Дьюи, У. Томас и др. Влияние прагматизма (Дьюи) и интеракционизма (Мид), как косвенное, так и прямое (Мид читал курс социальной психологии), обусловило включение в сферу внимания чикагских социологов таких нехарактерных для позитивистской науки тем, как природа социального взаимодействия, механизмы социального поведения, человеческое Я.

Уникальное сочетание условий – крепкая институциональная база, рост авторитета социологии в американском обществе, финансовая и моральная поддержка социальных исследований, атмосфера научного поиска, нахождение в точке пересечения множества интеллектуальных влияний – способствовало развертыванию в Чикаго обширной программы городских исследований, на базе которой сложилась группа ученых, вошедшая в историю под именем Чикагской школы (Добреньков).

Периодизация.

Существует несколько подходов к периодизации.

1. У Добренькова в учебнике написано, что деятельность Чикагской школы охватывает период только с 1915 по 1934 гг., что хронологически совпадает с периодом работы в Чикаго Р.Э. Парка (1864-1944). Все что до Парка – называется истоки и предпосылки формирования, все, что после – упадок. Здесь подчеркивается влияние на чикагцев Дюркгейма (понимание культуры как принудительной силы и источника социального контроля, внимание к связи общества со средой, концепция двойственной человеческой природы), социал-дарвинизма и географической школы (понятия и принципы социальной экологии), Зиммеля (исследования маргинальной личности и социальной дистанции), прагматизма и раннего интеракционизма, Лебона и Тарда (исследования массового поведения), классического бизевиоризма.

2. У Зборовского выделяется два этапа:

a) Подготовительный (1892 – 1915) – с момента основания социологического факультета до оформления центральных идей эмпирической социологии лидерами школы Р. Парком и Э. Бёрджессем. Основные черты: стремление к созданию единой исследовательской программы (не удалось), институционализация, ориентация на решение конкретных социальных проблем, тесная связь с философской школой прагматизма и инструментализма (Дьюи), обучение студентов тесно увязывалось с проведением исследований под руководством профессоров, практика проведения социологических семинаров для всех заинтересованных в изучении конкретных проблем лиц. Основные деятели: « большая четверка» отцов-основателей – А. Смолл, Ч. Хендерсон, Д. Винсент, У. Томас. Основные итоги: привлечение внимания американского общества к социологии, реализация задачи ее институционализации, создание предпосылок для плодотворных творческих исследований на следующем этапе. Сформулированы профессионально-этические установки социологической деятельности и обучения, начали активно проводиться эмпирические исследования.

b) Этап активного функционирования (1920 – 1930-е гг.) – с того момента, как Парк и Бёрджесс постарались сформулировать центральные положения, касающиеся развития социологии и конкретных эмпирических исследований, до кризиса и распада школы, связанного, в первую очередь, с отъездом Парка из Чикаго в 1936 г. Основные черты: проводились совместные исследования студентов и преподавателей, относительное единство взглядов и лидерство Парка и Бёрджесса, сформировалась единая исследовательская парадигма, сформулированы основные принципы эмпирической социологии (в том числе, необходимость разработки особой программы для каждого конкретного исследования). Основные деятели: Р.Парк, Э. Бёрджесс, Маккензи, Л. Вирт, У. Огборн. Основные достижения: разработка и использование различных методов эмпирического исследования – метод изучения документов, метод опроса (исследование установок и ценностных ориентаций различных групп), метод социального картографирования, качественные неформализованные методы исследования (например, case study); исследование ряда актуальных социальных проблем – проблемы города (концепция концентрических зон Чикаго), работы в области социальной экологии (теория социального изменения).

3. (По Осипову) Американский исследователь Лестер Куртц выделяет три поколения в развитии Чикагской социологической школы:

a) Первое поколение -период развития с основания школы до первой мировой войны. Лидер – А. Смолл, с которым тесно сотрудничали ведущие профессора других департаментов Чикагского университета Джон Дьюи, Джордж Герберт Мид, Торстайн Веблен. Основные деятели первого поколения - Смолл, Винсент, Томас, Хендерсон. Достижения: установление тесных связей с городским правлением Чикаго и со всеми его административными службами; утверждение либерализма (идеологическая ориентация, основанная на вере в значение свободы и благосостояния индивида, а также на вере в возможность социального прогресса и улучшения качества жизни с помощью изменений и инноваций в социальной организации общества) в качестве основной социально-философской доктрины социологической школы.

b) Второе поколение Чикагской школы охватывает социологов, в полной мере проявивших себя между первой мировой войной и серединой 30-х годов XX века. Лидерами этой генерации были Роберт Парк и Эрнест Берджесс, а основной проблематикой — различные аспекты урбанизации, социология семьи, социальная дезорганизация.

c) Третье поколение Чикагской школы (середина 30-х — начало 50-х годов) связывают с руководством департаментом У. Огборна (1886—1959). Его главной заслугой является выведение американской социологии с местного на общенациональный уровень. Ведущие правительственные ведомства стали заказывать социологам целевые разработки. Третье поколение, помимо Огборна, представлено также именами Эверетта Хьюза, Самуэла Стауффера, Луиса Вирта. Уже после второй мировой войны серьезно заявили о себе Франклин Фразье, Пол Кресси, Эдвард Шилз, Говард Бейкер.

d) Четвертое поколение Чикагской школы выделяет Деннис Смит и датирует его от начала 50-х годов до нашего времени. Лидерами этого поколения он называет Герберта Блумера и Морриса Яновица. Г. Дж. Блумер — представитель психологического направления в социологии, сформулированного, в частности, Дж. Г. Мидом. Блумер продолжает традицию У. Томаса, Р. Парка, Э. Хьюза. Он сконцентрирован на изучении «Я», эго. Именно ему принадлежит термин «символический интеракционизм». Моррис Яновиц (1919) возглавлял чикагский департамент социологии в 1967—1972 гг., и главным его делом стало энергичное возрождение теоретической и эмпирической исследовательской традиции в сфере городской социологии. Другими крупными современными представителями Чикагской школы являются Джералд Саттлз, Уильям Корнблум, Альберт Хантер. Центральными проблемами для изучения Чикагской школы на рубеже XXI века являются экологические процессы в большом городе; социальная организация и дезорганизация; формы социального и личностного контроля; символическая интеракция; управление личности собою; расовые и этнические отношения; общественное мнение; средства массовой информации; отклоняющееся поведение и преступность; демографические сдвиги; методика и техника социологических исследований.

 

Хронология.

1892 – создание социологического факультета Чикагского университета

1894 – издан первый учебник по социологии «Введение в изучение общества» (Смолл и Винсент)

1895 – начинает издаваться первый в мире социологический журнал («American Journal of Sociology»)

1904 – В Чикаго по приглашению Смолла приехал Вебер.

1905 – Американское социологическое общество (1959 – американская социологическая ассоциация).

1920 – «Общество социальных исследований» - неформальный творческий семинар (Парк)

1921 – второй учебник «Введение в науку социологию» (Парк, Бёрджесс)

1918 — 1920 - «Польский крестьянин в Европе и в Америке» (Томас, Знанецкий)

1936 – отъезд Парка из Чикаго.

 

 

Р. Парк (1864 – 1944).

Пришел в Чикагскую школу в 1914 году, начал с лекционного курса по проблемам положения негров в США. Основные проблемы, которыми он интересовался – расовые отношения и городская жизнь. Самое важное направление в научном плане – исследование коллективного поведения.

1916 г. – начинается его сотрудничество с Берджессом, 1921 – выходит их совместный учебник («Зеленая библия»). 1922 г. – «Иммиграционная пресса и ее контроль», 1925 г. (совместно с Берджессом и Маккензи) – «Город: предложения по изучению природы человека в городской среде». 1925 г. – Парк – президент американской социологической ассоциации. 1929 – 1933 гг. – путешествия, в результате которых уточняет проблему исследования маргинальной личности. 1936 – отъезд из Чикаго.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.47 (0.018 с.)