Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интеракционизм в социологии XX В. Главные представители: Ч. Х. Кули, Дж. Г. Мид, Г. Блумер, Э. Гоффман. Краткая характеристика теоретических позиций.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Интеракционизм – школа, в основе которой лежит межличностное взаимодействие как предмет исследования, изучение межиндивидуальных связей и отношений. Кули – представитель раннего интеракционизма. «Человеческая природа и социальный порядок» (1902), «Социальная организация» (1909), «Социальный процесс» (1918). Основные идеи: Общество – социальное целое. Общественное сознание шире индивидуального и не сводится к нему. Личность и общество – разные аспекты процесса человеческого взаимодействия. Общество раскрывается индивиду в виде социальных аспектов его собственной личности. Общественное существо обладает социальным сознанием - способностью выделять себя из группы, свое «Я». Такое самосознание проявляется в общении с другими людьми и усвоением их мнения. «Я» и «мы» всегда связаны, эта связь и есть интеракция. Три уровня сознания: 1) самосознание 2) общественное (что я думаю о других) 3) публичное (коллективная точка зрения людей, организованных в коммуникативные группы). Теория зеркального «Я». Личность – совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих. «Я» - воспринятое человеком зеркальное отражение впечатлений, которые, по его мнению, он произвел на окружающих. Понятие первичных и вторичных групп. Первичные группы – кооперации и ассоциации индивидов, взаимодействущих друг с другом лицом к лицу. Они дают индивиду самый ранний и наиболее полный опыт социального единства, мало подвержены изменениям, выражают природу человека, распространены во всех обществах и в этом плане универсальны. Пример – семья, клубы, братства, школы, соседи. Вторичные группы – институты, образующие социальную структуру общества. Пример – правительство, образование, собственность. Они безличны, отношения в них формализованы. Символический интеракционизм – направление, которое занимается анализом социальных взаимодействий между людьми на основе того символического содержания, которое они вкладывают в свои конкретные действия. Основными символами выступают язык, жесты, ритуалы. задача – как люди в своей деятельности и общении произодят, воспроизводят и изменяют социальные структуры. Мид. Основные понятия. Социальный акт – диалог между индивидами, непрекращающийся обмен установками и действиями между ними. Стадии социального акта: импульс (побуждение к действию социальной средой; восприятие (формирование в сознании представления об объекте действия); манипуляция (процесс взаимодействия субъекта и объекта) и консумация (получение пользы от объекта взаимодействия, оценка)). Типы – несимволический (непосредственная реакция людей на поведение друг друга) и символический (основной, происходит в процессе обмена установками, смыслами и значениями). Символ – значимый жест (сознательное или бессознательное приглашение к взаимодействию), который вызывает в другом индивиде ту же реакцию, которую он вызывает в нас самих. Символ сопровождается осознанием как индивида, так и собеседника. Символ рождается во взаимодействии, подвижная структура; понятен как одному, так и другому. Он требует постоянного уточнения и прояснения, в зависимости от ситуации. Знак – некая очевидность содержания за очевидностью форм. Нет особого поля для рассуждений. Существует некое поле знаний, связанных с символом. Мы смотрим на свою реакцию и реакцию другого, ситуативно интерпретируем символ. Знак содержится в символе. Значение символа каждый раз проясняется в зависимости от ситуации. Структура личности (Self): 1) I – я-субъект (созидающее начало, импульсивная, спонтанная сторона натуры); Me – накопленный социальный опыт, нормы, заложенные в результате социализации, не статичен. Опыт приобретается через особенности восприятия и специфику I. Self можно заменить понятием саморефлексией (то, что я думаю о себе). I существует только в настоящем (появилось и исчезло). Объяснить I не представляется возможным. Обобщенный другой – социальная среда взаимодействия. Проблема соц.взаимодействия: общение человека с самим собой из перспективы другого человека (обобщёного другого). Стадии социализации: 1) имитация (радикально не отличается от жизни в стаде животных) 2) play (игра как театр. проедставление; человек имеет общее представление о замысле игры. Главное – ощутить себя в роли безотносительно других участников) 3) game (игра как соревнование; известны общий замысел, правила, роли других. Игрок – часть общего замысла). Блумер. Основные положения: 1) люди действуют в отношении вещей на основе смыслов meanings, которыми располагают о них. Например, белый лист а столе является чем-то, на чем человек может записать свои ысли, Каждое человеческое действие отличается учетом специфического смысла соответствующих вещей. 2) смысл любой вещи, попадающей в поле зрения человека, вытекает или возникает из взаимодействий, в которые человек вступает с другим человеком. Смысл не присущ вещам самим по себе и не является неким чисто индивидуальнопсихическим феноменом. Он возникает во взаимодействии и вписывается него, вот почему по своей природе является социальным феноменом. Любой смысл задан и преобразуется благодаря процессу интерпретации, который человек осуществляет, манипулируя вещами, с которыми сталкивается в повседневной жизни. Социальный процесс немыслим без внутренне присущего ему процесса интерпретации. Одна из задач социологии –исследование способов практического осуществления людьми в рамках их социальной жизни интерпретации смысла вещей. Человека как участника символического взаимодействия нужно рассматривать не в качестве актора или одного из факторов, а в качестве конституирующегося и самоконституирующегося начала. Основой коллективного поведения являются общие значения, ожидания, которые разделяются группой индивидов. Механизмы коллективного поведения – толчея, коллективное возбуждение, социальная инфекция (быстрое бессознательное и нерациональное распространение настроений, форм поведений) => типы элементарных коллективов: действующая толпа (спонтанно создается, отсутствует организация, разделение труда, структура ролей. Индивид теряет самоконтроль, анализ действий других затрудняется), экспрессивная толпа (смеющаяся, плачущая, кричащая толпа - имеется), масса (конгломерат обособленных, изолированных индивидов, поведение которых не определяется никакой экспектацией. Пример – золотая лихорадка), общественность (возникает как естественный отклик на определенную проблему, внутри – споры и конфликты). Гоффман. Концепция множественного Я (драматургический подход). Каждый раз заново создавая свой образ, индивиды приобретают возможность осуществить контроль над поведением других участников взаимодействия: «Индивид может воздействовать на это определение ситуации, подавая себя таким образом, чтобы окружающие добровольно действовали в соответствии с его собственными планами». Социальное взаимодействие - взаимодействие < лицом-к-лицу > Интеракционный порядок <упорядочен> в том смысле, что подчинен действию механизмов, обеспечивающих его самовоспроизводство. Это своего рода система взаимных соглашений в смысле основных правил игры (типа правил дорожно го движения или синтаксиса в языке, на что обращают особое внимание этнометодологи), облегчающих совершение действий. Все многообразие социальной жизни сводится к стратегическому и нестратегическому взаимодействиям, отличающихся степенью «намеренности» в действиях индивидов. Первое характеризуется «намеренностью».Второе основывается на приверженности людей традиционным способам взаимодействия («рутинизации») посредством «познающего и корректирующего контроля». Рамочный анализ. Познание социального возможно только с применением рамки. Метафора рамки располагает в своем центре непосредственное изображение деятельности с целью приобретения опыта, полностью завладевающей индивидом, ее содержательный аспект, а по краям перспективу, из которой следует рассматривать данное изображение, структуру и определение данного типа деятельности, т. е. границы, линию рамки в прямом смысле этого слова. Рамочному анализу подвластно исследование не только всех уровней реальности, но и сдвигов, происходящих среди данных уровней. По своему целевому назначению все виды рамок позволяют использующему их «обнаружить, ощутить, опознать и наклеить ярлык на кажущееся бесконечным число конкретных событий, определенных в их терминах». Первичные рамки имеют дело с нетрансформируемым опытом, все остальные рамки, базируясь на первичных, преобразуют опыт, непрерывно наслаиваясь друг на друга в ходе познания. Первичная рамка – тождество объективного и субъективного, единство чистого опыта и его осмысление. Рамка предстает в двух смыслах: 1) инструмент интеракционного анализа, обращающее внимание на то, каким образом общаются индивиды и как они структурируют значения опыта через применение рамки. 2) формализованный образ опыта
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 767; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.231.97 (0.011 с.) |