Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интеракционизм в социологии XX В. Главные представители: Ч. Х. Кули, Дж. Г. Мид, Г. Блумер, Э. Гоффман. Краткая характеристика теоретических позиций.

Поиск

Интеракционизм – школа, в основе которой лежит межличностное взаимодействие как предмет исследования, изучение межиндивидуальных связей и отношений.

Кули – представитель раннего интеракционизма. «Человеческая природа и социальный порядок» (1902), «Социальная организация» (1909), «Социальный процесс» (1918). Основные идеи: Общество – социальное целое. Общественное сознание шире индивидуального и не сводится к нему. Личность и общество – разные аспекты процесса человеческого взаимодействия. Общество раскрывается индивиду в виде социальных аспектов его собственной личности. Общественное существо обладает социальным сознанием - способностью выделять себя из группы, свое «Я». Такое самосознание проявляется в общении с другими людьми и усвоением их мнения. «Я» и «мы» всегда связаны, эта связь и есть интеракция.

Три уровня сознания: 1) самосознание 2) общественное (что я думаю о других) 3) публичное (коллективная точка зрения людей, организованных в коммуникативные группы). Теория зеркального «Я». Личность – совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих. «Я» - воспринятое человеком зеркальное отражение впечатлений, которые, по его мнению, он произвел на окружающих. Понятие первичных и вторичных групп. Первичные группы – кооперации и ассоциации индивидов, взаимодействущих друг с другом лицом к лицу. Они дают индивиду самый ранний и наиболее полный опыт социального единства, мало подвержены изменениям, выражают природу человека, распространены во всех обществах и в этом плане универсальны. Пример – семья, клубы, братства, школы, соседи. Вторичные группы – институты, образующие социальную структуру общества. Пример – правительство, образование, собственность. Они безличны, отношения в них формализованы.

Символический интеракционизм – направление, которое занимается анализом социальных взаимодействий между людьми на основе того символического содержания, которое они вкладывают в свои конкретные действия. Основными символами выступают язык, жесты, ритуалы. задача – как люди в своей деятельности и общении произодят, воспроизводят и изменяют социальные структуры.

Мид. Основные понятия. Социальный акт – диалог между индивидами, непрекращающийся обмен установками и действиями между ними. Стадии социального акта: импульс (побуждение к действию социальной средой; восприятие (формирование в сознании представления об объекте действия); манипуляция (процесс взаимодействия субъекта и объекта) и консумация (получение пользы от объекта взаимодействия, оценка)). Типы – несимволический (непосредственная реакция людей на поведение друг друга) и символический (основной, происходит в процессе обмена установками, смыслами и значениями). Символ – значимый жест (сознательное или бессознательное приглашение к взаимодействию), который вызывает в другом индивиде ту же реакцию, которую он вызывает в нас самих. Символ сопровождается осознанием как индивида, так и собеседника. Символ рождается во взаимодействии, подвижная структура; понятен как одному, так и другому. Он требует постоянного уточнения и прояснения, в зависимости от ситуации. Знак – некая очевидность содержания за очевидностью форм. Нет особого поля для рассуждений. Существует некое поле знаний, связанных с символом. Мы смотрим на свою реакцию и реакцию другого, ситуативно интерпретируем символ. Знак содержится в символе. Значение символа каждый раз проясняется в зависимости от ситуации.

Структура личности (Self): 1) I – я-субъект (созидающее начало, импульсивная, спонтанная сторона натуры); Me – накопленный социальный опыт, нормы, заложенные в результате социализации, не статичен. Опыт приобретается через особенности восприятия и специфику I. Self можно заменить понятием саморефлексией (то, что я думаю о себе). I существует только в настоящем (появилось и исчезло). Объяснить I не представляется возможным.

Обобщенный другой – социальная среда взаимодействия. Проблема соц.взаимодействия: общение человека с самим собой из перспективы другого человека (обобщёного другого).

Стадии социализации: 1) имитация (радикально не отличается от жизни в стаде животных) 2) play (игра как театр. проедставление; человек имеет общее представление о замысле игры. Главное – ощутить себя в роли безотносительно других участников) 3) game (игра как соревнование; известны общий замысел, правила, роли других. Игрок – часть общего замысла).

Блумер. Основные положения: 1) люди действуют в отношении вещей на основе смыслов meanings, которыми располагают о них. Например, белый лист а столе является чем-то, на чем человек может записать свои ысли, Каждое человеческое действие отличается учетом специфического смысла соответствующих вещей. 2) смысл любой вещи, попадающей в поле зрения человека, вытекает или возникает из взаимодействий, в которые человек вступает с другим человеком. Смысл не присущ вещам самим по себе и не является неким чисто индивидуальнопсихическим феноменом. Он возникает во взаимодействии и вписывается него, вот почему по своей природе является социальным феноменом. Любой смысл задан и преобразуется благодаря процессу интерпретации, который человек осуществляет, манипулируя вещами, с которыми сталкивается в повседневной жизни.

Социальный процесс немыслим без внутренне присущего ему процесса интерпретации. Одна из задач социологии –исследование способов практического осуществления людьми в рамках их социальной жизни интерпретации смысла вещей. Человека как участника символического взаимодействия нужно рассматривать не в качестве актора или одного из факторов, а в качестве конституирующегося и самоконституирующегося начала.

Основой коллективного поведения являются общие значения, ожидания, которые разделяются группой индивидов. Механизмы коллективного поведения – толчея, коллективное возбуждение, социальная инфекция (быстрое бессознательное и нерациональное распространение настроений, форм поведений) => типы элементарных коллективов: действующая толпа (спонтанно создается, отсутствует организация, разделение труда, структура ролей. Индивид теряет самоконтроль, анализ действий других затрудняется), экспрессивная толпа (смеющаяся, плачущая, кричащая толпа - имеется), масса (конгломерат обособленных, изолированных индивидов, поведение которых не определяется никакой экспектацией. Пример – золотая лихорадка), общественность (возникает как естественный отклик на определенную проблему, внутри – споры и конфликты).

Гоффман. Концепция множественного Я (драматургический подход). Каждый раз заново создавая свой образ, индивиды приобретают возможность осуществить контроль над поведением других участников взаимодействия: «Индивид может воздействовать на это определение ситуации, подавая себя таким образом, чтобы окружающие добровольно действовали в соответствии с его собственными планами». Социальное взаимодействие - взаимодействие < лицом-к-лицу >

Интеракционный порядок <упорядочен> в том смысле, что подчинен действию механизмов, обеспечивающих его самовоспроизводство. Это своего рода система взаимных соглашений в смысле основных правил игры (типа правил дорожно го движения или синтаксиса в языке, на что обращают особое внимание этнометодологи), облегчающих совершение действий.

Все многообразие социальной жизни сводится к стратегическому и нестратегическому взаимодействиям, отличающихся степенью «намеренности» в действиях индивидов. Первое характеризуется «намеренностью».Второе основывается на приверженности людей традиционным способам взаимодействия («рутинизации») посредством «познающего и корректирующего контроля».

Рамочный анализ. Познание социального возможно только с применением рамки. Метафора рамки располагает в своем центре непосредственное изображение деятельности с целью приобретения опыта, полностью завладевающей индивидом, ее содержательный аспект, а по краям перспективу, из которой следует рассматривать данное изображение, структуру и определение данного типа деятельности, т. е. границы, линию рамки в прямом смысле этого слова. Рамочному анализу подвластно исследование не только всех уровней реальности, но и сдвигов, происходящих среди данных уровней. По своему целевому назначению все виды рамок позволяют использующему их «обнаружить, ощутить, опознать и наклеить ярлык на кажущееся бесконечным число конкретных событий, определенных в их терминах». Первичные рамки имеют дело с нетрансформируемым опытом, все остальные рамки, базируясь на первичных, преобразуют опыт, непрерывно наслаиваясь друг на друга в ходе познания. Первичная рамка – тождество объективного и субъективного, единство чистого опыта и его осмысление.

Рамка предстает в двух смыслах: 1) инструмент интеракционного анализа, обращающее внимание на то, каким образом общаются индивиды и как они структурируют значения опыта через применение рамки. 2) формализованный образ опыта

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 767; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.231.97 (0.011 с.)