Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работы: опыт теоретической социологии(1914).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Суть теоретической социологии – выяснение классификационного признака общественности, анализе методов социологии, её логических и исторических категорий. Изучение отдельных циклов общественности - задача частных соц-х наук. Видовой признак общества – социальная связь. Социальное в соединении сознательной жизни и согласования деятельности. Основа человеческой жизни – общение, в рамках кот. формируется культура общества и личность. В развитии личности имеют место 3 момента: 1) приобретение сведений об окр. Психологической среде (проективный момент, социализация), 2) обобщение, типологизация полученных сведений (самосознание), 3) предположение о наличии сходных обобщений у др. личностей, т.е. согласование совместной деятельности (эективный момент, система соц-х ожиданий). Закон развития личности – движение второго между 1 и 3. Эективация (ожидание) – основа кооперации и общения, природы соц. Связи. Форма – подражание, изучение кот. Позволяет раскрыть структуру общества. Устойчивые формы эективации создают формы соц-го общения, что ведёт к образованию групп. Нарушение ожиданий – преступление. Внутреннее нарушение порождает конфликт между личностью и обществом, нарушение всей группой – социальный кризис. Социальная связь обладает симпатией – сходное отношение к себе и к другим. Питирим Сорокин: российский период творчества. Роль Сорокина в развитии социологии. П.А. Сорокин (1889 - 1968) Работы: «Программа по изучению Зырянского края». «Общедоступный учебник по социологии» (Ярославль 1920). «Система социологии» в 2тт (Москва 1920). «Преступление и кара, подвиг и награда». «Человек, цивилизация, общество».
Деятельность как социолог Сорокин начинал с изучения родного Коми-Зырянского края. Итог этих исследований: публикации 1910 г. историко-статистических очерков зырян и результатов изучения пережитков анимизма. В 1918 г. в Яранске вышла составленная им «Программа по изучению Зырянского края». Основная тема раннего творчества: проблема эволюции и прогресса. Проявлял интерес к вопросам теории и методологии социологических исследований. Социологическую деятельность Сорокин начал в России под руководством Ковалевского и де Роберти на кафедре социологии Петербургского психоневрологического института. Студенческие годы: тема человеческих бедствий, влияния космических, природных, социальных причин на поведение и сознание человека. Дипломная работа и монография «Преступление и кара, подвиг и награда», затем исследования, посвященные воздействию голода на чувства, эмоциональную сфере и идеологию. Поиск решения вопроса об условиях и средствах достижения человечеством состояния счастья. В 1919 г. Сорокин создал первый в России социологический факультет в Петроградском университете, а в 1920 г. выпустил двухтомную «Систему социологии», «Общедоступный учебник социологии» и стал руководителем кафедры общей социологии на факультете общественных наук Петроградского университета, профессором. Несмотря на свою молодость, Сорокин играл заметную и активную роль в политике, особенно как видный идеолог партии эсеров. Он принимал серьезное участие в Февральской революции, был секретарем Керенского, избирался членом Учредительного собрания, был одним из лидеров правых эсеров, Большое влияние на его творчество в начальный период имели Дюркгейм и Вебер, а в России — Ковалевский, Петражицкий, де Роберти. Творчество претерпело сложную эволюцию – от классического контовского позитивизма к философии интегрализма. Тема голода и войны. С 1922 г. - уезжает в Америку.
Проблемы социального взаимодействия, предмета, структуры и роли социологии: Общество — это «совокупность людей, находящихся в процессе общения», а феномен социального — в «связи, имеющей психическую природу и реализующейся в сознании индивидов». В Социология и призвана изучать общие, универсальные черты и формы такого взаимодействия. Простейшая модель социального явления - взаимодействие двух индивидов. Во всяком явлении взаимодействия имеются три элемента: индивиды, их акты (действия) и проводники (те средства, которые используются ими во взаимодействии). Разновидности взаимодействия: Ø взаимодействие двух; одного и многих; многих и многих. Ø взаимодействие сходных и несходных лиц. Ø взаимодействие одностороннее и двустороннее, длительное и мгновенное, организованное и неорганизованное, солидарное и антагонистическое, сознательное и бессознательно. Причины возникновения, сохранения и распада коллективных единств: 1. космические или физико-химические; 2. биологические; 3. социально-психические. Социология — это «наука, изучающая поведение людей, живущих в среде себе подобных». Она выступает как теория социального поведения, основанного на механизмах рефлекторного типа (акциях-реакциях) - дань бихевиоризму: вся социальная жизнь — это бесконечная цепная реакция таких акций-реакций, взаимодействие которых лежит в основе исторического процесса. Выделял три основных типа акций-реакций: а) дозволенные действия — должные реакции; б) рекомендуемые действия — награды; в) запрещенные действия — кары.
Основные идеи в работе «Система социологии»: Объект социологии: социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этих процессов взаимодействия, - с другой. Задачи социологии: - ответы на вопросы: 1. какие явления социология изучает; 2. почему эти явления для своего исследования требуют создания специальной дисциплины; 3. каково взаимоотношение социологии с другими научными дисциплинами, в частности науками социологическими. Позиция «умеренного бихевиоризма». Социология должна стать безоценочной, объективной наукой. Принципы построения социологии: Сорокин против нормативно-ценностного подхода в социологии. В социологии прикладной, практической нормативизм уместен, т.к. сопутствует знанию, законам, сформулированным теорией. 1. необходим методологический плюрализм и системный подход. 2. Соц. должна строиться по типу естественных наук (подчеркивал объективность и строгость общих методов, а не тождество предметов исследования). 3. необходимо распрощаться с бесплодной метафизикой. Прием интроспекции, «понимания» следует признать побочным, вспомогательным методом. Исходная единица социологического анализа - «социальное взаимодействие» (ее структуре посвящена работа «Система социологии»). Сорокин разграничивал теоретическую и практическую социологию. Теоретическая социология подразделяется на: 1. социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений 2. социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется 3. социальную генетику, задача которой состоит в том, чтобы дать основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей. Практическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного и включает в себя социальную политику. Роль в развитии социологии: Всю жизнь служил развитию науки, образования и воспитания; Серьезное значение придавал подготовке кадров социологов-профессионалов; Ознакомление с основами социологического знания широких слоев населения; Пересмотрел основания классической позитивистской доктрины; Сформулировал принципы неопозитивизма в отечественной социологии; Сформулировал в 1920 г. широко используемые понятия «социальная стратификация» и «социальная мобильность», также понятия любви и альтруизма (огромное влияние на всю мировую соц. и филос. мысль). Участвовал в процессе институционализации социологии. Создал кафедру социологии в Петроградском Университете, затем создал первый в России социологический факультет. Был автором первых учебников по социологии; составителем программ учебных курсов по социологии; Основал первый социологическое научное издание — сборник «Новые идеи в социологии»; Занимался организацией Русского социологического общества им. Ковалевского. В конце пути перешел на позицию интегрализма.
Заключение: Сорокин - классик социологии 20в., иногда даже говорят, что он совершил «коперниковскую революцию в социологии». И хотя все это в развернутом виде было реализовано лишь в американский период его творчества, основы были заложены именно в российский период, что прямо отмечалось и самим Сорокиным. В конце «Листков из русского дневника», вышедших вскоре после высылки из России, Сорокин, за несколько лет до этого переживший массовые репрессии в своей стране и непосредственную угрозу собственного расстрела в тюрьме, пишет, что извлек из прошлого три урока: «Жизнь, даже если она трудна, самое прекрасное, восхитительное сокровище мира. Следовать долгу столь же прекрасно, ибо жизнь становится счастливой, душа же обретает непоколебимую силу отстаивать идеалы — вот мой второй урок. А третий — насилие, ненависть и несправедливость никогда не смогут сотворить ни умственного, ни нравственного и ни даже материального царствия на земле».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 571; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.91.59 (0.006 с.) |