Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Натурализм – исходит из понимания общества и его закономерностей по аналогии с природой, естественными ее законами.

Поиск

2) Вторая – социальный реализм – понимание общества как реальности особого рода, отличной от всех других видов реальности. Социальный реализм (или социологизм) утверждал принцип специфичности и автономности социальной реальности, более того ее превосходства над индивидами.

Теория социального развития и теория промышленного общества.

Центральная проблема творчества Дюркгейма – социальная солидарность. Главный тезис Дюркгейма в том, что разделение труда, под которым он понимал профессиональную специализацию, все более и более исполняет роль, «которую некогда исполняло общее сознание».

Дюркгейм выделяет общества с механической и органической солидарностью.

Общество механической солидарности характеризуется:

1) Сегментарным типом организации на клановой основе (слабое взаимодействие между семьями, кланами, индивидами; слабые связи внутри населения малого объема; низкий уровень активности; малая моральная плотность);

2) Нормами, основывающимися на правилах с репрессивными санкциями, преобладанием уголовного права;

3) Большим объемом коллективного сознания, его высокой интенсивностью, определенностью, абсолютной властью над индивидом;

4) Высокой степенью религиозности, трансцендентностью, безусловностью, очевидным приоритетом над индивидуальным сознанием, конкретностью характера, признанием приоритетности общества над интересами индивида в коллективном сознании.

Общество с органической солидарностью характеризуется:

1) Морфологической основой, которая формируется системой разделения труда и профессиональной, социальной структурой общества;

2) Высоким уровнем и интенсивностью социальных взаимодействий;

3) Большим объемом населения; высокой материальной и моральной плотностью;

4) Постоянным содержательным взаимодействием;

5) Разрешительным модусом правил, норм, минимумом запретов;

6) Восстановительным правом как основным; разработанной системой правовой организации;

7) Небольшим объемом, невысокой интенсивностью и определенностью общественного сознания;

8) Слабой властью группы;

9) Низким уровнем религиозности, и как следствие, утратой трансцендентности;

10) Провозглашением интересов индивида над интересами общества;

11) Системой гуманных норм, признающих высшей ценностью человека.

Самое сложное общество органической солидарности – промышленное общество. Его основу составляет разделение труда, промышленная деятельность, классовая система, профессиональная система, политическая система. В индустриальном обществе существуют ряд проблем: аномия и кризисы. Аномия – общественное состояние, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения индивидов. Объяснение этого явления Д. искал в неразработанности правил, регулирующих отношения между социальными функциями. Вывод: социолог должен так проводить исследования, чтобы исправить, найти правильное, нужное состояние общества, отталкиваясь от аномального. Конфликты выражаются в революциях, классовой борьбе, напряженных ситуациях в сфере труда, массовой безработице, конфликтах по поводу экономических и политических прав. Вывод: в базовом взаимодействии что-то не так, в отношениях обмена – тоже. Они ведь должны быть свободными, справедливыми. Промышленное общество – классовое общество, определяющий фактор – промышленная система. Это общество оказывается не структурированным. Чем должна быть внутренняя организация общества? Цеховой строй – модель для построения нового гражданского общества; т.е. общество должно самоорганизоваться посредством профессионального разделения труда: профсоюзы, корпорации объединяют людей и защищают их права.

 

Формальная социология. Г. Зиммель: метод социологии; теория общества; теория социального развития.

Георг Зиммель (1858-1918гг.). Основные труды: Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования (1890), Социология. Исследование форм обобществления (1908), Фундаментальные вопросы социологии (1917).

 

Метод социологии.

Борясь с эволюционалистским натурализмом, истоки которого были заложены Контом и Спенсером, «формалисты» стремились поместить социальные явления и отношения в рамки конечного набора элементов социологических понятий. Форма в анализе стала важнейшим элементом научного анализа общественных явлений и тенденций. Название науки подразумевает, что она строится на аналитическом основании.

Формальная, или чистая социология, по Зиммелю, исследует формы взаимодействия между индивидами, образующими общество, отделяя их «от содержания, в котором живут эти формы». Зиммель утверждал, что определенные социальные формы обладают априорным, или «необходимым» характером, отличаясь своим эмпирическим выражением в определенных социальных ситуациях. Сумма этих форм связи образует собственно общество, и само «обобществление» есть форма, в которую облекается содержание взаимодействия индивидов.

Ключевое понятие социологии – социальная группа (социация), размер которой прямо пропорционален свободе ее членов (чем меньше группа, тем более сплоченно она функционирует). Таким образом, задача социологии виделась в том, чтобы абстрагировать свои социальные формы – понятия, как геометрия абстрагирует пространственные формы от физических объектов, а грамматика отделяет свои формы от языка и конкретных слов.

Теория общества.

Зиммель рассматривал развитие общества как функциональную дифференциацию, сопровождаемую одновременной интеграцией различных его элементов. Возникновение интеллекта и появление денег знаменуют вступление общества в 'исторический' период. История общества есть нарастающая интеллектуализация социальной жизни, и вместе с тем - усиление влияния принципов денежного хозяйства. Действие этих двух важнейших 'форм социации' ведет к всеобщему отчуждению, которое сопровождается ростом индивидуальной свободы. Социальное взаимодействие предполагает единство взаимодействующих индивидов его форму. К числу культурных форм, регулирующих человеческие отношения, относится и религия (наряду с языком, моралью и правом, политикой и т.д.). Сущностное ядро современной культуры, полагал Зиммель, образуют интеллект и деньги. Именно они дифференцируют и одновременно связывают воедино, интегрируют различные элементы социокультурного космоса - от экономических отношений до способов выражения эмоциональных состояний.


Содержательный уровень индивида превышает содержательный уровень взаимодействия. Вполне сформировавшийся индивид должен снизить уровень своих ожиданий, устремлений и т.п. для того, чтобы соответствовать общественному уровню. Действия общества отличаются устойчивой надежностью и целесообразностью. Социальная группа отдает себе отчет в своих оценках, желаниях, намерениях. У общности разрыв между велением и действием, средствами и целями, устремлением и достижением меньше, чем у индивида.

Цели, преследуемые группой, гораздо примитивнее и проще, чем индивидуальные. Примитивный характер этих целей выражается не только в их примитивности, но и в их очевидном и формальном характере, который предполагает формальный характер их реализации: посредством институтов, существующих объективно. Таким образом, создается объективное как некая концентрация субъективного.

В силу своего формального установления интересов, лишенные содержания разнородности участвуют в социальных установлениях и коллективных действиях, носят объективный характер. Анализ социального взаимодействия и выработки социальных институтов отражается в концепции социальных форм.

Формы должны быть целесообразными, обеспечивать интенсивное взаимодействие, быть типичными и регулярными.

Существует три основные группы форм: социальные процессы (подчинение, господство, соперничество, примирение), социальные типы, социальные модели поведения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 611; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.192.174 (0.007 с.)