Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Михайловский Николай Константинович

Поиск

Работы: «Герои и толпа», «Борьба за индивидуальность», «Что такое прогресс», «Что такое счастье?».

Центр – универсальная борьба за человеческую личность.

Личность – носитель и движущая сила социального прогресса. М. утверждает самоценность и творческую активность личности, которая д. свободно выбирать свой идеал и в соответствии с ним вмешиваться в ход вещей, придавая движению желаемое направление. Этим обеспечивается социальный прогресс. М. утверждал, что надо всестороннее развивать личность, что м. достиг-ся лишь при разделении труда (большее разделение труда между органами человека и меньшее - между людьми).

«Герои и толпа» - положил начало социальной психологии (мех-зм подражания).

Общество. Прогрессивное развитие возможно лишь при условии возврата к русской общине, в капитализме М. видел деградацию личности.

Метод. Решение в сопоставлении 2 видов знания – Правды-истины (знанием о сущем, получ. С помощью об. Методов) и Правды-Справедливости (содержит нравственный момент, предполагает оценочный подход познающего суб. К своему об.). Необходимое условие получения истинного знания – полное слияние познающего суб. С мыслимым об.

Кареев Николай Иванович

Работы: «Введение в изучение социологии», «Личное начало и роковые силы в истории», «Общие основы социологии».

Социологи – наука о естественных законах развития общества с т з их проявления в любых сферах жизни людей.

Задача социолога – выявление сущностных признаков личности и определение её места и роли в обществе.

Общество- система, порождаемая прессами внутренний психологической жизни индивидов и их психического взаимодействия. Это агрегат психически взаимодействующих индивидов, наделённых волевым началом, это надорганическая среда, сост. Из культурных групп, формир. Под влиянием привычек, подражания, воспит. Действий, и управляемая с помощью законов, созд. Волей и разумом человека.

В центре- личность сов семи её проявлениями и взаимоотношениями в обществе.

Личность – микрокосм, где приоритетней психический фактор. Любые формы бытия – результат переработки личностью в соотв. С её идеалом среды. Личность – исток всех соц-х изменений,

Метод – историческая индукция, преломление приёмов естественных наук в сфере обществоведения. Разделял идею субъективного метода, познающий суб. Всегда оценивает т з определённого идеала.

Неокантианская школа в русской социологии: Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, Л.Н. Петражицкий.

 

Неокантианство – общеевропейское течение в философии и социологии, зародившееся в Германии в конце 60-х годов 19 века. 90-е гг. – расцвет неокантианства.

Предпосылки возникновения: критицизм позитивизма и марксизма, изменения вследствие воздействия развития капиталистических отношений, влияния «нац-го капитализма» на все сферы жизни.

Основная идея: для достижения более совершенного состояния общества нужна не утопическая теория роста интеллектуального уровня человечества, а научная обоснованная концепция преобразования общественной системы в соответствии с новым видением цели.

Задача морали: вечно идти вперёд, не задерживаясь ни на чём данном, вечно искать, вечно бороться с собой и вешними препятствиями.

Неокантианство заявило о себе как критическая теория науки, которая открыто выступает против наивной позитивистской трактовки логики научного знания.

В понимании неокантианцев научное познание не является просто процессом воспроизведения изучаемых явленицй, это сложный процесс творческой деятельности субъекта по экспериментирвоанию и мысленному конструированию объектов познания.

Основа гносеологии неокантианства – принцип¸ согласно кот. Всё богатство мира, как природного, так и социального, человек превращает с помощью творческой деятельности мышления в схематизированные формы и таким образом делает его доступным пониманию.

Основные школы неокантианства на Западе: 1) марбургская (Коген, Наторп) – задача: очищение учения Канта от психологизма и выявление логической структуры науки. 2) баденская (=фрейбургская) – Риккерт, Виндельбанд: ориентирвоана на соц-ую проблематику, зучение явлений духовной жизни и выяснение их специфики по сравнению с природными явлениями.\

Н еокантианская школа в русской соц-ии – 90—е годы 19 века.

Первые сторонники – занимающиеся логикой и методологией научного познания Введенский, Челпанов, кот. Разделяли принципы марбургской школы.

К социологической проблематике первыми обратились учёные –правоведы Кистяковский, Новгородцев, Петражицкий. Развивалось направление в русле баденской школы.

Все науки разделили на науки о природе и науки о культуре, соответственно познавательную деятельность на номотетическоую(естественнонаучную) и идиографическую (соц-ое познание).

Предмет и задачи соуциологии – связаны с изучением закономерностей психической деятельности выявлением отношений психической причинности и необходимости.

Происходит переориентация научного знания с общества на личность.

В методологии – вытеснение объективного метода и замена его ценностным подходом.

В России нарастает движение за идеализм: утверждение авторитета духовности, понимаемого как власть души, морали и свободы.

Основные темы социальных исследований – обновление правовых отношений и прав. Личность.

В центре социологов неокантианского направления – неудовлетворительное состояние правосозанния в России, отсюда главная духовная сила – учёные правоведы.

Нравственное сознание одно способно определять направление соц-го развития. Нравственную оценку вырабатывает школа естественного права в юриспруденции, основываясь на принципах моральной философии.

Естественное право -это неизменная ценность, кот. Обладает каждый с момента рождения.

Методы: первые обратились к применению непосредственного наблюдения, опросов, эксперимента, количественного анализа.

 

Кистяковский Богдан Александрович.

Работы: Социальные науки и право (1916).

К. разделял мир природы и мир культуры. Социальный мир – в нём определяются и устанавливаются цели и вырабатывается способность к планомерному творению добра. Он есть часть природы, но это особый мир, т к сознательная деятельность человека вносит в него разумное начало, гармонию, идею свободы и справедливости.

Основополагающее значение принципа плюрализма в методологии, используемого при изучении любых проявлений человеческого духа.

Главная категория соц-го познания – причинность, тесно связанная с категорией долженствования (справедливости, которая включает в себя момент необходимости).

Признавал универсальное значение принципа кантианской гносеологии: категории есть не что иное, как мысленные образования, необходимые познающему субъекту для упорядочения бесконечного разнообразия мира.

Он указал на различие в системе понятий между науками о природе и науками о культуре.

Естественнонаучное знание все задачи решает с помощью категории необходимости, в социологии социальном познании – исследователь нуждается ещё и в идеи справедливости, т к учитывается оценочный момент.

Для получения объективных результатов социального исследования требуется обращение не к внешним атрибутам соц0-ой жизни, а к внутреннему содержанию, основу кот. составляет абсолютный идеал.

Высшие ценности человеческой жизни – нравственный долг и нравственный идеал.

Определяющий признак социальной реальности – способность индивидов распознавать абсолютный идеал и ставить абсолютные цели.

Сущность права – важнейший общ. Институт, способный обеспечивать соц-ую дисциплину, составл. Необходимое условие правового порядка. Без правового порядка не м.б. достижения внутренней свободы личности и ограждения её от посягательств власти.

Правовое гос-во – совершенный тип бытия, обеспеч. Достижение гармонии между личностью и общ-ом. Право необходимо рассматривать как вечное явление по своей природе.

Новгородцев Павел Иванович



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.91.59 (0.006 с.)