А. Смолл – основоположник Чикагской школы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. Смолл – основоположник Чикагской школы



Албион Вудбери Смолл (Small) (11.05.1854—24.03.1926) — был первым в США профессором социологии. Вместе с Лестером Уордом и Франклином Гиддингсом он считается ученым, внесшим решающий вклад в дело институционального признания социологии в американских академических кругах.

В 1889 году он становится президентом колледжа Колби, а с 1892 года занимает пост первого в США декана социологического департамента вновь созданного Чикагского университета. Совместно с Винсентом Смолл пишет первый американский учебник по социологии, опубликованный в 1894 году.

В 1825 году он основал «Американский журнал социологии» и был его редактором на протяжении трех десятилетий. Долгое время это был единственный социологический журнал в США и один из лучших в мире.

В 1905 году он был одним из организаторов Американского социологического общества и был его президентом в 1912 и 1913 гг. В 1929 году его избрали президентом Международного института социологии.

Хотя сегодня Смолла больше помнят как энергичного организатора социологической науки, чем теоретика, тем не менее развиваемые им идеи являются ярким выражением основных направлений развития социологической науки его времени. Если в своем учебнике в 1894 году он уделял много места органистическим аналогиям, то в поздних работах он становится одним из наиболее влиятельных в США разработчиков концепции социального процесса. Базовым сырьевым материалом социального процесса является, по Смоллу, деятельность группы. Групповая деятельность основывается на элементарных человеческих интересах, и неизбежный конфликт этих интересов придает динамику социальному процессу. Формируя концепцию социального конфликта, Смолл (опирался на работы Маркса, Вагнера, Шеффле, Гумпловича. В то же время он полагал, что конфликты могут быть урегулированы, а анархии можно избежать, если они протекают под авторитетным контролем государства, выносящего третейские решения относительно групповых антагонизмов.

В 1893 году Смолл предложил развернутую схему человеческих интересов, возникающих в сопоставимых формах групповых проявлений (6 классов интересов – здоровье, благосостояние, общение, познание, красота и справедливость). Разрабатывая эту схему, он использовал в ней и идеи Густава Ратценхофера, австрийского социального дарвиниста. Это влияние заметно также и в работе Смолла «Общая социология» (1905). Смолл считается социал-дарвинистом с психологическим уклоном («нет ничего социального, что ни являлось бы психическим»).

(Осипов Ист соц в зап Европе и США, Зборовский Ист Соц)

 

Уорд и Гиддингс – представители психологического направления (конкретно – психологический эволюционизм).

Лестер Уорд – первый президент Американского социологического общества..

«Динамическая социология», «Психические факторы цивилизации», «Чистая социология», «Прикладная социология»

Основные идеи соц эволюции излагаются Уордом в полемике со Спенсером: соц эволюция не может быть явлением чисто биологическим и обезличенным, поскольку в обществе живут и действуют люди, наделенные сознанием и психикой. Значит, в основу эволюционного развития следует положить психологические, а не биологические принципы и механизмы.

Соц Эволюция:

1. генезис – природное, спонтанное развитие (предмет изучения чистой, теоретической социологии)

2. телезис – целенаправленные действия человека в обществе, приводящие к его развитию (предмет изучения прикладной социологии)

Центральное звено учения Уорда – концепция социальных сил («психические силы, действующие в коллективном состоянии человека»)

Первичные соц силы –желания (жажда, голод, секс), вторичные – интеллектуальные и эстетические. Первичные желания используются для анализа индивидуального поведения, вторичные – для анализа эволюционного развития общества. Как только желания осознаются.,они становятся интересами. Труд – база удовлетворения первичных желаний.

Психические факторы цивилизации:

1 субъективные – чувства, эмоции, волевые акты

2 объективные – интуиция, интеллект, творческий дух

3 факторы соц синтеза – экономия ума, экономия природы, социальные аспекты воли и интеллекта

Соц прогресс обеспечивается социогенетич силами (социогения – высшая ступень эволюционной лестницы) – интеллектом и моралью.

Образование – стимул соц преобразований, необходимо ввести всеобщее равное образование.

Уорд также разрабатывал утопическое учение об идеальном обществе, социократии, где осуществляется научный контроль социальных сил через «коллективный разум общества».

 

Франклин Гиддингс

Создатель первой кафедры социологии в Колумбийском университете, был президентом Американского социологического общества.

«Индуктивныя социология», «Принципы социологии», «Цивилизация и общество»

Социология – наука, изучающая общество в целом и объясняющая его посредством космических законов. Она исследует процессы эволюции общества, соединяя в себе субъективные и объективные объяснения (поскольку выкристаллизовалась из психологии), объясняет соц явления посредством причин психологического характера.

Общество представляет собой сотоварищество, ассоциацию, общую жизнь, то есть социальные факты, которые являются психическими по своей природе.

Общество – это нечто большее, чем организм, не просто психофизическое явление, но организация (комплекс из психических отношений).

Центральная теоретическая идея Гиддингса – идея «себеподобного\родового сознания» (это чувство тождества, которое испытывается одними людьми по отношению к другим). Сознание рода – «первичный и элементарный субъективный факт в обществе».

В процессе соц эволюции действуют 2 силы:

- бессознательная (природные, объективные факторы)

- сознательная (психологические факторы, сознание рода (духовное единство разумных существ, делающее возможным их взаимодействие).

Соц структура – из 3 групп классов:

4. жизненные классы (различаются по срокам жизни, темпам смертности и рождаемости)

5. классы личностей (по степени одаренности – гении, обычные, уроды)

6. социальные классы (по степени солидарности)

а) социальный класс б)несоциальный в) псевдосоциальный г)асоциальный

Гиддингс большое внимание уделял изучению статистических методов. Был идейно и теоретически нетерпим.

 

11. Натурализм и «партикулярные» школы в социологии XIX – начала XX века.

Под «партикулярными» школами, видимо, понимаются однофакторные школы, особенностью которых является попытка объяснить всю совокупность социальных явлений и процессов каким-либо одним действующим фактором (различные виды детерминизма).

Под натурализмом понимается направление, или совокупность концепций, авторы которых опирались в изучении общества и человека на познавательные средства и методы естественных наук. Для натурализма характерно стремление выработать объективную и строгую систему знания об обществе, о социальных явлениях, такую же, как и в развитых естественных науках. Но в результате подобной ориентации социологи часто приходили к прямым аналогиям общественных процессов с природными (натуральными), игнорируя сложную диалектику социальных процессов и отношений. Развитию натурализма способствовали значительные успехи во вт. пол. XIXв. естествознания, в основном физики и биологии (Дарвин) – следовательно, 2 основные линии натурализма: социальный механицизм и социальный биологизм.

Социальный механицизм – крайняя форма позитивизма, заключается в характеристике общественных законов как разновидности законов физики и механики. Общество рассматривается как механический агрегат, а социальные процессы и структуры сравниваются с процессами и структурами неорганического мира.

Оствальд В.Ф. (1853-1932) - немецкий физико-химик, лауреат Нобелевской премии по химии, представитель механицизма в социологии. Оствальд, называвший свою социальную концепцию физиосоциологией, полагал, что энергия - единственная субстанция мира, а все социальные явления - суть трансформация энергии. Культурный процесс, по Оствальду, есть трансформация свободной энергии в связанную, а критерием общественного прогресса служит улучшение использования свободной энергии. Подобные идеи отчасти разделяли В.Парето, В.М.Бехтерев, А. Кеттле.

Социальный биологизм – два ответвления: социальный органицизм и социал-дарвинизм.

Социальный органицизм. Основатель – Спенсер (см. вопрос 2). На базе спенсеровской социологии развилась мощная ветвь органистической школы. Несмотря на общность исходной установки «общество – биологический организм», представители течения придерживались самых разных взглядов. Аналогии между организмом и обществом нередко доводили до абсурда, пытаясь найти в биологическом организме прообразы практически всех социальных явлений, предметов домашнего обихода, орудий труда. Слабость направления в том, что аналогиями пытались подменить собственно анализ общества. Также, фиксируя внимание на «равновесии» и «плавной» эволюции общества, упускали из виду или просто игнорировали противоречивый характер социально-экономического и политического развития, понимание социального конфликта.

Шеффле, Альберт (1831-1903) - Суть его концепции в том, что общество это единый организм и изучать его надо методами естествознания. Органическое единство общества является результатом превращения взаимодействующих воль и оценок в коллективное сознание, в дух народа. По Шеффле, основой развития общества является универсальный закон борьбы за существование, но главным признаком социальности является наличие ментальной, духовной связи, которая реализуется с помощью символических и технических действий. Главный труд Шеффле "Строение и жизнь социальных тел" (1875-1887гг.) (немец).

Вормс, Рене (1862-1926) - Вормс - основатель "Международного социологического журнала", организатор Международного института социологии, создатель Парижского социологического общества, организатор первого обществоведческого конгресса (именно, социологического), учредитель Международной социологической библиотеки. В 1893 г. он выпустил книгу "Организм и общество", в которой проводил аналогию между обществом и организмом, подчеркивая, однако, и различия между ними. Вормс подошел к пониманию надындивидуальной сущности социальной реальности, все части которой связаны общим сознанием (потом эту мысль проводил Э.Дюркгейм). Высшим проявлением этого сознания, утверждал Вормс, является национальное чувство, а главным в обществе - не конфликт, а солидарность, не борьба, а жизненное усилие.

Лилиенфельд П.Ф. (1829-1903) - русский чиновник, публиковавший свои труды на немецком языке, на основании чего он относится к немецкому течению органицизма. Суть социологических воззрений Лилиенфельда заключается в том, что социология основана на биологии и должна применять ее законы для изучения общества. Общество же выполняет сходные с организмом функции, но является высшим классом организмов.

Эспинас, Альфред (1844-1922) - представитель органической школы в социологии Франции, предшественник праксиологии и этологии. Социальная концепция Эспинаса содержит идеи о том, что рождение социологии было подготовлено изучением связей между животными, а общество - это живое существо, подверженное естественным законам.

Фулье, Альфред (1838-1912) - представитель школы органицизма во Франции. Фулье был член-корреспондентом Академии моральных наук Франции, премии которой он получил за книги "Философия Платона" и "Философия Сократа". Социальные концепции он изложил в работах "Психология заезженных идей" и "Мораль заезженных идей", где он отстаивал идею об аналогии общества и организма, подчеркивая при этом психические черты общества, обусловленные коллективной ответственностью.

Бэджгот, Уолтер (1826-1877) - Бэджгот изложил суть своей социальной концепции в работе "Физика и политика": конфликт между группами является результатом естественного отбора; главный сплачивающий фактор - подражание более низкого слоя более высокому; развитие общества представляет собой сочетание подражания (сообщает устойчивость обществу) и инноваций (позволяющих обществу изменяться) (англ.).

Социал-дарвинизм. Основывается в основном на идеях Дарвина о принципах эволюции, естетсвенном отборе, борьбе за существование. Можно выделить крайнее направление, тяготевшее к расизму (Габино, Чемберлен, Аммон и др.), собственно эволюционизм, хоть и переносивший механические биологические законы на общество, но видевший в них скорее общую модель эволюционного развития. В этом направлении отчетливо прослеживается попытка соединения биологизма с психологизмом – значение придается групповым отношениям, социальным нормам, фактам духовной жизни.

«Фашисты», они же представители расово-антропологического направления:

Аммон, Отто (1842-1916) - представитель расово-антропологической школы в социологии, основатель антропосоциологии в Германии. Основными идеями социальных воззрений Аммона были идеи иерархии рас, классов, народов. Проводя огромное количество антропометрических измерений, Аммон формулировал антропологические и социопсихологические характеристики нордической расы, называя ее "высшей расой", а немецкий народ - “избранным".

Де Лапуж, Жорж Ваше (1854-1936) - один из идеологов расизма, живший во Франции. Де Лапуж делил человечество на высшую расу (доликокефалы) и низшую (бракикефалы), полагая, что расы являются основным фактором исторического процесса, а с исчезновением арийских элементов начинается упадок цивилизаций.

Де Гобино, Жозеф Артюр (1816-1882) - французский дипломат, писатель, публицист, представитель расово-антропологического направления в социологии. В основном труде "О неравенстве человеческих рас" (1853-1855 гг.) он утверждал превосходство белой расы, а также то, что этнические смеси ведут к вырождению человечества и к демократии, как к наихудшей форме государственного устройства.

Собственно социал-дарвинисты:

Гумплович, Людвиг (1838-1909) - польско-австрийский социолог, представитель социал-дарвинизма в социологии. Гумпловичу как ученому был свойственен глубокий пессимизм в связи с тем, что, с его точки зрения, человеческая история - естественный процесс, а социальные законы ни отменить, ни изменить нельзя, так как они суть форма правления законов природы. Основные работы Гумпловича: "Раса и государство", "Расовая борьба", "Основы социологии". Опираясь на учение Ч.Дарвина, Гумплович считал конфликт универсальным фактором социальной жизни, называя его единственной формой взаимоотношения человеческих групп, ведущих борьбу за существование. Гумплович за 20 лет до У.Самнера ввел понятие "этноцентризм", означающий мотивы, исходя из которых каждый народ верит, что занимает более высокое место не только среди современных народов, но и по отношению ко всем народам исторического прошлого.

Ратценхофер, Густав (1842-1904) - австрийский представитель социал-дарвинизма в социологии. Ратценхофер, как и Л.Гумплович полагал конфликт главным социальным процессом. Он считал, что во взаимоотношениях между людьми царит абсолютная враждебность по причине борьбы за самосохранение, за пропитание и т.д.

Смолл, Альбион (1854-1926) - как социолог, Смолл испытал значительное влияние дарвинизма и психологизма, полагая, что социальная жизнь определяется взаимодействием шести классов интересов, но интересов, имеющих субъективный и объективный аспекты (см. вопрос 10).

Самнер, Уильям Грэм (1840-1910) - основные принципы его социологических воззрений, которые во многом устарели, впитали идеи Ч.Дарвина: естественный отбор и борьба за существование, имеющие решающее и универсальное значение; неотвратимость и неуклонность социальной эволюции; нормальность и необходимость социального неравенства; стихийность социального развития, не подлежащего реформированию. Сохранили свое значение идеи Самнера, изложенные им в "Народных обычаях" (1906 г.): механизмы формирования обычаев, их роль в развитии общества как условие этого развития и как код связи между поколениями; разработка понятий "мы-группа" и "они-группа", "этноцентризм" как основа межгруппового отношения (см. вопрос 10).

Также можно отметить географическое направление в социологии:

Реклю, Жан (1830-1905) - представитель французской школы социогеографии. Реклю профессионально занимался географией. Мировую известность ему принесла 19-томная энциклопедия "Земля и люди". Признавая влияние внешней среды на общество, он не был географическим детерминистом. Реклю сформулировал три закона социального развития, идеи которых перекликались с идеями Н.К.Михайловского (преобладающая роль личности в обществе, например). Полагая, что главной социальной проблемой является свобода личности, Реклю проповедовал идеи анархизма, издавая вместе с Кропоткиным периодическую литературу анархистского направления.

Де Ла Блаш, Поль Видаль (1845-1918) - представитель французской социогеографии, основатель французской географической школы. Де Ла Блаш, развивая идеи взаимодействия социальных групп с естественной средой, утверждал, что ландшафт является продуктом не только природных событий, но и трудов человека.

Мечников Лев Ильич (1838–1888) В 1884 вышла его статья Школа борьбы в социологии, посвященная социал-дарвинизму. 1889 в Париже благодаря усилиям Э.Реклю вышла в свет книга «Цивилизация и великие исторические реки», которая задумывалась как часть труда по социальной философии и была посвящена первому этапу истории. Центральной проблемой в социологических работах Льва Мечникова выступали вопросы кооперации (солидарности). Главное отличие животного мира от мира социального ученый находил в разном соотношении кооперации и борьбы. При таком подходе социология рассматривалась им как наука о явлениях солидарности. По его мнению, в процессе исторического развития происходит постепенное вытеснение борьбы за существование явлениями, относящимися к феномену солидарности. Такая эволюция характеризует социальный прогресс. Мечников был сторонником линейно-эволюционной концепции развития общества, выделяя в качестве ведущей причины развития географический фактор. По его мнению, зарождение и развитие человечества неразрывно связано с освоением водных ресурсов. В соответствии с этим принципом Мечников разделил историю человечества на три периода – речной, морской и океанический.

Первый этап общественного развития, речной, он связывал с использованием людьми таких великих рек как Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Ганг и Хуанхэ. Для того, чтобы использовать потенциал рек, указывал Мечников, необходимо первоначально их «усмирить», обезопасив себя от неожиданностей типа наводнений, паводков и т.д. Такое возможно только при совместном труде. Отличительные черты этого периода – деспотизм и рабство.

Второй этап, морской (средиземноморский) – это время от основания Карфагена до Карла Великого. С выходом человечества на морское пространство оно получило новый импульс для развития. Изоляция речных культур сменилась контактами с другими культурами, обменом необходимым сырьем и продуктами труда. Для этого этапа характерны крепостничество, подневольный труд, олигархические и феодальные федерации.

Третий этап, океанический, охватывает Новое время (с открытия Америки). Использование океанических ресурсов расширило возможности человечества и связало континенты Земли в единую хозяйственную систему. Этот период, по Мечникову, только начинается. Идеалами этого периода должна стать свобода (уничтожение принуждения), равенство (ликвидация социальной дифференциации), братство (солидарность согласованных индивидуальных сил).

Особняком стоит психологическое направление в социологии (см. вопросы 9 и 14).

12. Классический позитивизм в русской социологии 19-20 в. + см. 2 вопрос

 

К сер. 19 столетия в русской науке и обществе встал вопрос о формировании социологии как самостоятельной дисциплины. Отправной точкой стало знакомство научных кругов с доктриной Огюста Конта, изложенной в его труде «Курс позитивной философии». Этому также поспособствовали в то время достаточно развитые отношения между Россией и Францией, которые позволили посещать русским лекции Конта (Огарев Н.П.), присутствовать на встречах с его учителем Сен-Симоном (Лунин М.С., Тургенев А.И.), доступ к знаниям об этом учении был у Герцена А.И., который выступал его критиком.

Главная сила идей Конта состояла в отказе от теологии и метафизики, тем самым создавался особый настрой на поиски новых путей и средств в изучении общества.

До появления этого течения в России сложилась собственная традиция изучения общ.-истор. Событий в русле критической школы русской историографии, опиравшейся на идеи Татищева, Болтина, Мабли, Минье, главой школы был Каченовский. Как раз он, опираюсь на труды французских историков начал развивать идею 3 стадий истории человечества.

В Россию учение проникало также через: 1)естественно-научную литературу, т к среди учёных было много приверженцев позитивистской доктрины, например Гумбольт, химик Либих, 2) интерес элиты от Пушкина до Грановского к теориям социалистов-утопистов, в частности к Сен-Симону, 3) интерес студенческой молодёжи.

1845 г.- журнал «Финский вестник» - статья Майкова - первый очерк развития общественных наук в Европе. Термин «социология» не употреблялся, ему соответствовали выражения «философия общества», «общ. философия», «общая наука о соц-х явлениях». Так впервые появилось имя Конта в отеч. печати.

Далее пропагандировал позитивизм журнал «Современник». Позитивизм был в нескольких вариантах: от того, который ближе к религиозному течению до того, который тяготеет к материализму.

Расцвет позитивизма – 60-е годы. Сторонники: Милютин, Соколов. Учёный позитивисты в Московском университете в конце века: Бугаев, Гамбаров, Гольцев, Иванюов, Миллер, Муромцев, Тимирязев.

В позитивизме многих привлекало:

1) приемы мышления

2) способность новых методов преодолеть идеализм.

Подходы в позитивизме заложили основу крупный самостоятельных направлений в русской социологии: натуралистическое (органицисты Лилиенфельд, Стронин), географическое (географ. Детерминизм – Мечников, Щапов), субъективная школа(Лавров, Михайловский, Южаков, Кривенко), а также концепций (этико-соц. Концепция Кареева, генетическая социология Ковалевского).

Главная идея Конта: научное обоснование эволюции как средства объяснения действия естественных законов, его реалистическая трактовка (в отл. От прежней метафизической, которая ставила социологию в тупик).

Итоги критики:

1) признание новизны и плодотворности изначальной идеи Конта

2) подтверждение слов Конта, что но не создал социологию, а лишь оснвоал её.

1947 г.- «Отечественные запискм» - статья Милютина о началах политэкономии, там он подробно описал систему Конта. С 1848 – усиливается цензурный надзор, и имя Конта исчезает со стр.

60-е гг. 19 века – критический анализ доктрины Конта Литтре, Вырубовым, Миллем, Спенсером и дальнейшее развитие идей.

 

13. Основы плюралистической социологии Ковалевского М.М.

Максим Максимович Ковалевский (1851-1916) – историк, правовед, социолог.

Работы: «Современные социологи» (1905), «Социология» (1910), «Прогресс»(1912), «Понятие генетической социологии и её метод» а также историко-этнографические исследовании.

К. рассматривал проблему самоопределения социологии как науки. О. социологии – общ-во в целом. По поводу предмета, он взял за основу определение социологии Конта (это наука о порядке и прогрессе человеческого общества) и заменил порядок на организацию (=соц-ая структура или общ-ый строй), а прогресс заменил на развитие.

К. стремился соединить соц. Модели Монтескье (социология д. исходить из факта соц-го многообразия) и Конта (из целого и его логики). Но целое не предопределено, оно склад-ся из фактов, К. предлагал сначала наблюдать ситуацию во всей многомерности, а потом формулировать рекомендации.

К. работал в рамках сравнительно-исторического метода, что обуславливало полифункциональный анализ, отказ от схематизма и шаблонов.

Основная идея – идея плюралистической социальной причинности. К. именно поэтому выступал против однофакторных социальных моделей. Он не различал главных и второстепенных факторов, как это делали его предшественники.

Он говорил, что существуют взаимные воздействия, из которых слагается общественная жизнь, факты и явления общежития, все стороны общ. Жизни тесно связаны между собой, задача социолога состоит в раскрытии этого взаимодействия.

К. критиковал идею монизма в социологических концепциях, поэтому считал проблему выделения фактора, который влияет на всю социальную жизнь, вненаучной, метафизической. Он говорил, что в действительности мы имеем дело не с факторами, а с фактами, из кот. каждый так или иначе связан с массой остальных, их обуславливает и ими обуславливается.

Таким образом, у К. речь идёт о функциональном соц-м взаимодействии, многоканальной причинности. Он считал, что социология должна отказ-ся от задачи отыскания главнейшего первичного фактора и сосредоточиться на указании на одновременное и параллельное воздействие и противодействие многих причин. К. признавал равноправие всех факторов и условий, т е возможность каждого из них выступать в качестве независимой переменной. К. не только разработал методологические основы принципа плюрализма в социологии (высказанные ещё Контом и Спенсером), но и последовательно их реализовал в научной работе.

Принцип плюрализма К. подчеркнул отличие социологии от наук, изучающих не общество в целом, а отдельные стороны общ-ой жизни.

В эмпирическом смысле концепция реализуется след. Образом: 1) выявляется ведущая причина эволюции анализируемого объекта, 2)различными методами обосновывается его ведущая роль,3) устанавливается иерархия фактов с т. З убывания их влияния на об. И его изменения. И то всё в конкретном историческом времени и пространстве.

Таким образом, К. работал в объективном направлении российской социологии, стремился придать ей европейские формы. Плюрализм К. был залогом нового этапа в становлении позитивистской социологии - неопозитивизма. Его учениками были: Сорокин, Кондратьев, Тахтарев.

 

14.Субъективная школа в русской социологи: вопросы теории и метода, личности и общества в трудах Лаврова П.Л., Михайловского Н.К., Кареева Н.И.

 

Субъективная социология (60-70-е гг. 19 века) – специфическое русское направление в отечественной социологии, сложившееся в русле позитивизма. (Др. названия этого направления: субъективная школа, этико-социологическое направление, субъективный метод, русская социологическая школа).

Это направление рассматривало нетрадиционные для того времени темы: духовная жизнь общества, внутренний мир личности, нравственный идеал, ценностные аспекты человеческого поведения.

Задача социологии: обоснование нравственного идеала и выбор средств практической деятельности (на основе мысли Конта о делении социологии на теоретическую и практическую). Практическая часть- разработка норм поведения и их оценка с т з нравственного идеала.

Основатели: Лавров, Михайловский.

Особенности направления:

1) Главное отличие от позитивистского направления: основывались на идеях Конта+ этику Канта и антропологию Фейербаха.

2) Ярко выраженная российская специфика, связанная с историческим опытом России,её культурными традициями и т.д. Теоретики ставили задачу решения проблем российского общества и поиска необходимых средств для соц-х преобразований.

Мировоззренческая основа: идеи русского социализма Герцена, Чернышевского.

Метод. Социальное познание не м б осуществлено без нравственных моментов. Главные компоненты: отношение к человеку, какой он есть в реальности и законосообразность. Необходимо соединить социологию и историю.

Лавров Пётр Лаврович

Работы: « Исторические письма»(1870), «Опыт истории мысли нового времени», «О методе в социологи», «Задачи позитивизма и их решение», «Философия и социология», «Задачи понимания истории».

Социология – наука о солидарности сознательных особей. Солидарность – это способ связи людей, основа кот. Общность привычек, интересов, эмоций, убеждений.

Личность – решающий фактор истории. Лавров исследовал роль личности в историческом развитии человечества. Нормальное состояние общества – наличие протеста личностей против существующих форм общежития, что стимулирует постоянное развитие общества. Лавров первым рассмотрел значительную роль интеллигенции в обществе.

Общество - понятие не только научное, но и этическое.

Метод социального познания: необходим новый подход к социальным явлениям, который не повторяет объективных приёмов естественных наук.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1061; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.226.226.30 (0.064 с.)