Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социология П. Сорокина: российский и американский периодыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Традиционно принято разграничивать два периода в творчестве Питирима Александровича Сорокина (1889 – 1968 гг.) – русский и американский – по кругу идей, по характеру анализируемых проблем и использования материала, по степени зрелости и самостоятельности. Российский период творчества П. Сорокина (1889 – 1922 гг.). Американский период творчества П.Сорокина (1922 – 1968 гг.). 23 сентября 1922 г. – П.Сорокин покидает Россию навсегда. 1923 г. – переезжает в США.
Американский период – логическое продолжение российского. В то же время изменившиеся условия жизни, развитие мировой науки приводят к тому, что взгляды Сорокина претерпели изменения. Главный поворот был совершен им, когда он обратился к исследованию глобальных социокультурных проблем. С интервалом приблизительно в один год Сорокин издает последовательно «Социологию революции», «Социальную мобильность», в соавторстве с К. Циммерманом – «Основания городской и сельской социологии», трёхтомную «Систематическую антологию сельской социологии». Первые работы этого цикла были задуманы Сорокиным ещё в России, они логически продолжали его «Систему социологии».
«Социология революции»: утверждал наличие нескольких этапов в любой великой революции – подлинно революционного первого этапа и контрреволюционного второго этапа. По завершении периодов контрреволюции можно говорить о конце всей революции. В основе революций лежит подавление базовых инстинктов людей – пищеварительных, сексуальных, собственности, самовыражения. По сути революции – периоды общественных бедствий, когда нарушаются механизмы нормального функционирования общества. В этой работе он отталкивается от идей соц стратификации и соц мобильности. Он анализирует социальные связи – консенсус и конфликт, переход от одной структуры к другой – в виде революции или реформы, или через реформу с помощью различного рода социальных лифтов. Когда лифты забиты, возникает революция, проходящая 3 стадии в своём развитии: прелюдия, половодье, конструктивная. Первая- радость освобождения, Во время второй в человеке просыпается зверь, который разрушет изжившие себя ин-ты безжалостно. Третья – послереволюционное развитие – это смесь новых образов и моделей со старыми.
«Социальная мобильность»: социальная мобильность – естественное, нормальное состояние общества, оно включает в себя регулярные перемещения не только индивидов, групп, но и ценностей из одной социальной позиции в другую. Различаются горизонтальная и вертикальная мобильность. Горизонтальная – переход из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне общественной стратификации. Вертикальная – перемещение индивида из одного пласта в другой (восходящая и нисходящая мобильность). Вертикальную мобильность необходимо рассматривать в трёх аспектах, соответствующих трём формам социальной стратификации (политическая, экономическая и профессиональная) – как внутрипрофессиональное или межпрофессиональное перемещение, политическую циркуляцию и продвижение по экономической лестнице. Основным препятствием для социальной мобильности является наличие специфических «сит», которые как бы просеивают индивидов, предоставляя возможность одним перемещаться вверх, тормозя передвижение других и задерживая их в низших стратах общества (механизмы социального тестирования, отбора и распределения по стратам). Каналы вертикальной социальной мобильности – семья, школа, церковь, армия, профессиональные, политические и экономические организации и объединения. Социальная циркуляция строго контролируется институтами, за исключением периодов анархии и социальных потрясений. В «Современных социологических теориях» и «Социологических теориях сегодня» он даёт критическое обозрение главным течениям социологической мысли. Возможность для открытия интегральной социологии лежит в том, что дифференциация различных социологических школ становится менее острой и по многим позициям наблюдается их согласие. С 30-х годов он неожиданно формулирует новые направления своих научных исследований – глобальные проблемы культурного развития человечества. 1937 – 1941 гг. – выходит четырёхтомная «Социальная и культурная динамика». Любое общество можно описать и понять только через призму присущей ему системы значений – норм – ценностей. Культурно-ценностные системы формируются под воздействием «двойственной» природы человека, существа мыслящего и существа чувствующего. При условии баланса чувственных и рациональных стимулов формируются особые идеалистические культуры. В соответствии с этим выделяются и три типа мышления. В одном случае истинная реальность рассматривается как нематериальное и вечное бытие, физические запросы и потребности человека при этом минимизируются за счет гипертрофированного акцента на духовных устремлениях личности. В другом - реальностью считается лишь то, что открывается органам ощущений (чувств), медитация "низвергается", удовлетворение физических потребностей абсолютизируется. Наконец, в третьем случае осуществляется специфический синтез чувственного и внечувственного познания и критерия истинности. Любой индивид вписан в систему культурных ценностей. Культура становится интегральной, когда общество добивается успеха, балансируя и гармонизируя энергию людей, отданную на службу ценностям когнитивной деятельности, эстетическому удовлетворению и социальной адаптации и морали – модель интегральной культурной «сверхсистемы». Каждая культурная сверхсистема обладает свойственными ей ментальностью, системой истины и знания, философией и мировоззрением, религией, законами, доминирующими формами социальных отношений, экономической и политической организацией, собственным типом личности. Интегральный подход в равной мере применим при описании индивидуального типажа (личности) или культурных ценностей. Подобный интегрализм характеризуется логико-значимой взаимосвязью всех существенных компонентов личности или культуры. Модель "интегральной" культурной сверхсистемы - результирующая систематического и гармонизирующего ценностного образца - дает значительно больше для полноценного и адекватного определения и описания культуры, нежели традиционные социологические, антропологические или культурологические методы. Согласно Сорокину, теоретическая социология, призванная изучать социальные явления с точки зрения сущего (должного), логически распадается на три основных раздела: 1) социальную аналитику (социальную анатомию, или морфологию); 2) социальную механику (ее объект социальные процессы); 3) социальную генетику (теорию эволюции общественной жизни. Синтез неопозитивизма и умеренного бихевиоризма. С этих позиций он формулирует свой исходный тезис о том, что социальное поведение основано на психофизических механизмах, а субъективные аспекты поведения суть "переменные" величины. Интегральным фактором всей социальной жизни выступает " коллективный рефлекс ". Взаимодействие Сорокин рассматривает в качестве простейшей модели социального явления. Его элементами он считал: индивидов, акты (действия) и проводники общения (они же символы интеракции). Взаимодействие может быть антагонистическое или солидаристическое, одностороннее или двустороннее, шаблонное или нешаблонное. От взаимодействия Сорокин переходит к социальной группе, т.е. разорванное коллективное единство заново смыкает. Совокупное взаимодействие социальных групп есть народонаселение. По Сорокину, социальные группы могут быть элементарными (семья, по половому признаку, возрастному, религиозному, партийному и прочим одномерным критериям), кумулятивными (сочетание элементарных группировок: к примеру, каста, национальность, класс и т.п.) и сложными (население - комбинация элементарных и кумулятивных групп). Социальную механику сам Сорокин неспроста сравнивал с "физиологией общества". Так, к числу факторов, влияющих на человеческое поведение, он относил космические, биологические, социально-психологические. Под социальной генетикой Сорокин имел в виду "не винегрет из истории отдельных социальных институтов", изучение которых дело исторических дисциплин, а исследование возникновения и основные линии развития в сфере строения населения и общественных процессов. В "Социальной и культурной динамике" былые интегралистические настроения и тенденции ученого окончательно оформляются в единую интегральную модель.
24. Структурный функционализм в социологии XX века. Основные этапы развития (на консультацию).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1746; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.9 (0.009 с.) |