Социология П. Сорокина: российский и американский периоды 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социология П. Сорокина: российский и американский периоды



 

Традиционно принято разграничивать два периода в творчестве Питирима Александровича Сорокина (1889 – 1968 гг.) – русский и американский – по кругу идей, по характеру анализируемых проблем и использования материала, по степени зрелости и самостоятельности. Российский период творчества П. Сорокина (1889 – 1922 гг.). Американский период творчества П.Сорокина (1922 – 1968 гг.). 23 сентября 1922 г. – П.Сорокин покидает Россию навсегда. 1923 г. – переезжает в США.

 

Американский период – логическое продолжение российского. В то же время изменившиеся условия жизни, развитие мировой науки приводят к тому, что взгляды Сорокина претерпели изменения. Главный поворот был совершен им, когда он обратился к исследованию глобальных социокультурных проблем. С интервалом приблизительно в один год Сорокин издает последовательно «Социологию революции», «Социальную мобильность», в соавторстве с К. Циммерманом – «Основания городской и сельской социологии», трёхтомную «Систематическую антологию сельской социологии». Первые работы этого цикла были задуманы Сорокиным ещё в России, они логически продолжали его «Систему социологии».

 

«Социология революции»: утверждал наличие нескольких этапов в любой великой революции – подлинно революционного первого этапа и контрреволюционного второго этапа. По завершении периодов контрреволюции можно говорить о конце всей революции. В основе революций лежит подавление базовых инстинктов людей – пищеварительных, сексуальных, собственности, самовыражения. По сути революции – периоды общественных бедствий, когда нарушаются механизмы нормального функционирования общества. В этой работе он отталкивается от идей соц стратификации и соц мобильности. Он анализирует социальные связи – консенсус и конфликт, переход от одной структуры к другой – в виде революции или реформы, или через реформу с помощью различного рода социальных лифтов. Когда лифты забиты, возникает революция, проходящая 3 стадии в своём развитии: прелюдия, половодье, конструктивная. Первая- радость освобождения, Во время второй в человеке просыпается зверь, который разрушет изжившие себя ин-ты безжалостно. Третья – послереволюционное развитие – это смесь новых образов и моделей со старыми.

 

«Социальная мобильность»: социальная мобильность – естественное, нормальное состояние общества, оно включает в себя регулярные перемещения не только индивидов, групп, но и ценностей из одной социальной позиции в другую. Различаются горизонтальная и вертикальная мобильность. Горизонтальная – переход из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне общественной стратификации. Вертикальная – перемещение индивида из одного пласта в другой (восходящая и нисходящая мобильность). Вертикальную мобильность необходимо рассматривать в трёх аспектах, соответствующих трём формам социальной стратификации (политическая, экономическая и профессиональная) – как внутрипрофессиональное или межпрофессиональное перемещение, политическую циркуляцию и продвижение по экономической лестнице. Основным препятствием для социальной мобильности является наличие специфических «сит», которые как бы просеивают индивидов, предоставляя возможность одним перемещаться вверх, тормозя передвижение других и задерживая их в низших стратах общества (механизмы социального тестирования, отбора и распределения по стратам). Каналы вертикальной социальной мобильности – семья, школа, церковь, армия, профессиональные, политические и экономические организации и объединения. Социальная циркуляция строго контролируется институтами, за исключением периодов анархии и социальных потрясений.

В «Современных социологических теориях» и «Социологических теориях сегодня» он даёт критическое обозрение главным течениям социологической мысли. Возможность для открытия интегральной социологии лежит в том, что дифференциация различных социологических школ становится менее острой и по многим позициям наблюдается их согласие.

С 30-х годов он неожиданно формулирует новые направления своих научных исследований – глобальные проблемы культурного развития человечества. 1937 – 1941 гг. – выходит четырёхтомная «Социальная и культурная динамика». Любое общество можно описать и понять только через призму присущей ему системы значений – норм – ценностей. Культурно-ценностные системы формируются под воздействием «двойственной» природы человека, существа мыслящего и существа чувствующего. При условии баланса чувственных и рациональных стимулов формируются особые идеалистические культуры. В соответствии с этим выделяются и три типа мышления. В одном случае истинная реальность рассматривается как нематериальное и вечное бытие, физические запросы и потребности человека при этом минимизируются за счет гипертрофированного акцента на духовных устремлениях личности. В другом - реальностью считается лишь то, что открывается органам ощущений (чувств), медитация "низвергается", удовлетворение физических потребностей абсолютизируется. Наконец, в третьем случае осуществляется специфический синтез чувственного и внечувственного познания и критерия истинности.

Любой индивид вписан в систему культурных ценностей. Культура становится интегральной, когда общество добивается успеха, балансируя и гармонизируя энергию людей, отданную на службу ценностям когнитивной деятельности, эстетическому удовлетворению и социальной адаптации и морали – модель интегральной культурной «сверхсистемы». Каждая культурная сверхсистема обладает свойственными ей ментальностью, системой истины и знания, философией и мировоззрением, религией, законами, доминирующими формами социальных отношений, экономической и политической организацией, собственным типом личности. Интегральный подход в равной мере применим при описании индивидуального типажа (личности) или культурных ценностей. Подобный интегрализм характеризуется логико-значимой взаимосвязью всех существенных компонентов личности или культуры. Модель "интегральной" культурной сверхсистемы - результирующая систематического и гармонизирующего ценностного образца - дает значительно больше для полноценного и адекватного определения и описания культуры, нежели традиционные социологические, антропологические или культурологические методы.

Согласно Сорокину, теоретическая социология, призванная изучать социальные явления с точки зрения сущего (должного), логически распадается на три основных раздела: 1) социальную аналитику (социальную анатомию, или морфологию); 2) социальную механику (ее объект социальные процессы); 3) социальную генетику (теорию эволюции общественной жизни. Синтез неопозитивизма и умеренного бихевиоризма. С этих позиций он формулирует свой исходный тезис о том, что социальное поведение основано на психофизических механизмах, а субъективные аспекты поведения суть "переменные" величины.

Интегральным фактором всей социальной жизни выступает " коллективный рефлекс ".

Взаимодействие Сорокин рассматривает в качестве простейшей модели социального явления. Его элементами он считал: индивидов, акты (действия) и проводники общения (они же символы интеракции). Взаимодействие может быть антагонистическое или солидаристическое, одностороннее или двустороннее, шаблонное или нешаблонное. От взаимодействия Сорокин переходит к социальной группе, т.е. разорванное коллективное единство заново смыкает. Совокупное взаимодействие социальных групп есть народонаселение. По Сорокину, социальные группы могут быть элементарными (семья, по половому признаку, возрастному, религиозному, партийному и прочим одномерным критериям), кумулятивными (сочетание элементарных группировок: к примеру, каста, национальность, класс и т.п.) и сложными (население - комбинация элементарных и кумулятивных групп).

Социальную механику сам Сорокин неспроста сравнивал с "физиологией общества". Так, к числу факторов, влияющих на человеческое поведение, он относил космические, биологические, социально-психологические. Под социальной генетикой Сорокин имел в виду "не винегрет из истории отдельных социальных институтов", изучение которых дело исторических дисциплин, а исследование возникновения и основные линии развития в сфере строения населения и общественных процессов. В "Социальной и культурной динамике" былые интегралистические настроения и тенденции ученого окончательно оформляются в единую интегральную модель.

 

24. Структурный функционализм в социологии XX века. Основные этапы развития (на консультацию).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1676; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.004 с.)