Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория социального развития.

Поиск

Зиммель был сторонником теории прогресса. Развитие – это не только трансформация социальных порядков, но и движение ко всё большей свободе личности, к богатству ее культурных содержаний и возможностей, к увеличению и богатству общества через увеличение и усложнение социальных форм.

Источник и механизм социального развития – индивид. Изменения возникают на индивидуальном уровне и осуществляются как процесс индивидуализации, который порождает процесс дифференциации.

Социальное развитие – процесс вычленения индивида из групп, образованных спонтанно и исторически, высвобождения от групповых привязок и оформления новых содержаний. Процесс происходит через механизм конфликта. Конфликт заключается в вычленении индивида из группы и оформлении его «Я». Усложняется количество групп, кругов общения, видов деятельности, образований внутри общества. Он основан на процессе дифференциации и все более сложной интеграции. Заключается он в процессе разделения труда, подчиненный правилу экономии сил – таким образом, дифференциация становится рациональной: процесс дифференциации не должен вступать в новые конфликты.

 

Социологическая теория Вильфредо Парето: социология как логико-экспериментальная наука; теория социального действия; теория осадков и производных; теория общества.

(Зборовский)

В. Парето (1848-1923)«Трактат по общей социологии», «Учебник политэкономии», «Трансформация демократии»

Итальянский экономист и социолог. Родился в Париже 15 июля 1848, в 1858 родители переехали в Италию. После окончания в 1869 Туринского университета, где Парето изучал математику и физику, поступил на работу инженером в железнодорожную компанию. В первых его статьях в периодических изданиях нашла отражение идея Л.Вальраса, что экономика является математической наукой, и когда Вальрас в 1893 ушел в отставку с поста профессора экономики Лозаннского университета (Швейцария), Парето был избран его преемником.

Теории Парето произвели большое впечатление на Муссолини, который присвоил ему титул сенатора (1922).

 

Социология как логико-экспериментальная наука

Парето, будучи сторонником позитивизма, критиковал априорные суждения в социологии, поскольку данная наука должна давать эмпирически обоснованное знание. Главное для социологии – описание социальных фактов, ведь именно оно дает знание об обществе, задача законов в социологии – устанавливать функциональные зависимости между социальными фактами. Парето также критиковал своих предшественников (в особенности Конта и Спенсера) за то, что они совершенно не учитывали психическое состояние индивидов как объективную базу их дейтельности, а тем самым и функционирование общества в целом. Подлинно социологическое (или логико-экспериментальное) исследование должно быть связано с выявлением и изучением психических установок и психического склада людей, определяющих подавляющее большинство их действий и взаимодействий. Однако эта детерминация не является прямой, она опосредована через чувства человека. Социология как логико-экспериментальная наука призвана указать людям на нелогичность их поведения. «Люди смотрят на факты сквозь собственные предубеждения... С тех пор как люди редко стали изучать общества экспериментальным путем, настоящую науку заменяет псевдонаука... Толкование фактов определяется чувствами. Желаниям, предрассудками и интересами, которые очень часто незаметно для человека мотивируют его действия» (Трансформация демократии»)

 

Теория общества

Общество – соц система, находящаяся в динамическом равновесии. «Общественный порядок никгда не бывает совсем неподвижным: он находится в непрерывном движении. Но превращения могут происходить с разной скоростью».(«Трансформация демократии»).

Общество скорее механизм, чем организм. Основные факторы, оказывающие влияние на систему общества:

внешние природные условия

внешние соц условия (неприродные)

внутрисистемные соц условия

Система находится в динамическом равновесии. Так как общество постоянно эволюционируют. Изменения в одной части системы передаются другой ее части. Признавая эволюцию. Парето отказывал обществу в прогрессе; по его мнению, эволюция и равновесие имеют маятниковый (испытывая колебания, возвращается обратно в равновесное состояние) и циклический (связанный с циклами развития элиты) характер.

Наиболее подробно Парето анализировал экономическую подсистему. Основные ее элементы – индивиды, ставящие конкретные экономические цели и действующие на основании эк потребностей и интересов, в основе которых лежат чувства. Парето отходит от концепции рационального действия, что явилось причиной смены фокуса его интересов с экономики на социологию.

Для него объективной основой социального действия является психическое состояние человека, поскольку оно дано человеку изначально, независимо от его желаний, стремлений и т.п. Именно психические состояния детерминируют многие социальные процессы. Под субъективной основой действия исследователь понимал суждения и аргументы, выдвигаемые индивидом, совершающим действие.

Итак, психический склад индивида обусловливает его чувства, определяющие характер действий. Социология выступает прежде всего как наука о таких «нелогических» действиях.

 

Теория нелогического действия

Действия индивидов могут иметь логический и нелогический характер. Первые характеризуются рациональным подбором средств, наиболее подходящих для достижения поставленной цели, и являются предметом и содержанием естественных наук, юриспруденции, экономики и т.п.

Однако большинство человеческих действий имеют нелогический характер и основаны на чувствах. Именно они являются предметом социологии.

Все рассматриваемы чувства (нелогические действия) Парето классифицирует. Выделяя среди них постоянные (осадки, residui) и производные (derivatie).

Социальное равновесие определяется осадками. Строго говоря, этоо не сами чувства и эмоции, а их естественная основа. Парето выделял 6 классов осадков:

1. осадки “инстинкта комбинаций” (склонность человека собирать, комбинировать вещи, лежащая в основе всех соц изменений)

2. осадки “постоянства агрегатов” (консервативное чувство, касающееся неприятия новых связей и изменений и стремления сохранить старые)

3. “потребность в проявлении своих чувств посредством внешних актов” (связаны с чувством собственности)

4. “осадки, связанные с социальностью”

5. “единство индивида и того, что ему принадлежит” (стремление проявлять свои чувства в общественных действиях и поступках)

6. “сексуальный осадок” (связан с половым инстинктом)

В каждом классе осадков существует множество подклассов))

Производные нужны, чтобы скрывать истинные мотивы действий, это эквивалент идеологии или оправдательной теории. Производные выходят из осадков, но не строго соответствуют им, их особенность – сокрытие породившей их основы. “Дериваты могут быть очень разными... Они одновременно и олицетворяют, и затемняют социальные факты”.

4 класса дериваций:

1. абсолютные истины, аксиомы и догмы (“так надо, потому что так надо”)

2. суждения, опирающиеся на авторитет (“ты должен слушаться, потому что этого хочет папа”)

3. апелляции к общепринятым принципам или сверхестественным силам (“если будешь так себя вести, Дед Мороз не даст тебе подарок”)

4. словесные доводы, не имеющие объективного эквивалента (на них основана любая пропаганда,их активно использовали фашистские режимы в Италии и Германии). Идеология – теоретическая форма маскировки и сокрытия нелогического характера действий, она призвана закамуфлировать истинную сущность политики, религии морали.

 

Теория элиты

Общество неоднородно. В каждой сфере есть группа людей, обладающая наиболее высокими показателями деятельности (элита).

Элита:

- правящая

- неуправляющая (ее представители заняты в основном в сфере науки и худ творчества)

Основные качества прявящей элиты – умение убеждать, опираясь на чувства и эмоции, а также способность применять силу.

Процесс обновления элиты (циркуляция) происходит регулярно.

2 типа элит:

1. гл – умение убеждать, основанное на осадках “инстинкта комбинаций” (это типа маккиавеллевских лис). В экономике это спекулянты (предприниматели, ловкие воротилы); на этапе господства элиты этого типа материальные интересы довлеют над идеальными. Интересы индивиды над обществом, интересы ближайшего будущего над отдаленным. Эта ситуация постепенно вызывает неудовлетворенность масс, и элита сменяется.

2. Гл – умение принуждать, основанное на осадках “постоянства агрегатов” (типа львы), в экономике это рантье (вкладчики, живущие на фиксированные доходы). Для них характерны авторитарность, агрессия, упорство и т.п. Но со временем их сменяет 1 тип.

Цель элиты – обеспечение равновесия.

 

«Индуктивныя социология», «Принципы социологии», «Цивилизация и общество»

Социология – наука, изучающая общество в целом и объясняющая его посредством космических законов. Она исследует процессы эволюции общества, соединяя в себе субъективные и объективные объяснения (поскольку выкристаллизовалась из психологии), объясняет соц явления посредством причин психологического характера.

Общество представляет собой сотоварищество, ассоциацию, общую жизнь, то есть социальные факты, которые являются психическими по своей природе.

Общество – это нечто большее, чем организм, не просто психофизическое явление, но организация (комплекс из психических отношений).

Центральная теоретическая идея Гиддингса – идея «себеподобного\родового сознания» (это чувство тождества, которое испытывается одними людьми по отношению к другим). Сознание рода – «первичный и элементарный субъективный факт в обществе».

В процессе соц эволюции действуют 2 силы:

- бессознательная (природные, объективные факторы)

- сознательная (психологические факторы, сознание рода (духовное единство разумных существ, делающее возможным их взаимодействие).

Соц структура – из 3 групп классов:

1. жизненные классы (различаются по срокам жизни, темпам смертности и рождаемости)

2. классы личностей (по степени одаренности – гении, обычные, уроды)

3. социальные классы (по степени солидарности)

а) социальный класс б)несоциальный в) псевдосоциальный г)асоциальный

Гиддингс большое внимание уделял изучению статистических методов. Был идейно и теоретически нетерпим.

(Зборовский Исто Соц)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 670; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.214.244 (0.014 с.)