Психологическое направление в европейской социологии XIXв. Теория Г. Тарда. Концепция общества по Г. Тарду. Основные типы социальных процессов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическое направление в европейской социологии XIXв. Теория Г. Тарда. Концепция общества по Г. Тарду. Основные типы социальных процессов.



Психологическое направление в европейской социологии XIXв.

Значительную роль в создании психологической социологии сыграло формирование и распространение психологизма – методологического подхода, утверждавшего возможность построения различных наук на основе психологии и целесообразность полного или частичного сведения к психической реальности различных фрагментов или даже всей социальной действительности.

Выступая поначалу в латентной (скрытой) и маргинальной (пограничной) формах, психологическая версия социологического знания довольно быстро сформировалась и оформилась как психологическая социология. В её развитии возможно вычленить три основных периода:

Период создания и становления психологической социологии (с середины XIX до начала XXв.).

Период утверждения, конституирования и институционализации психологической социологии (с начала XX о 60-70-ч гг. XXв.).

Период формирования новейших форм психологической социологии (с 60-70-ч гг. XXв. до настоящего времени).

Основные представители: Г. Тард, Г. Лебон, В. Вундт.

Теория Габриэля Тарда и его концепция общества.

Габриэль Тард (1843 – 1904 гг.). Основные работы: «Эссэ по социологии», «Социальные законы», «Этюды по социальной психологии».

Общество есть продукт взаимодействия индивидов, в силу чего основу общественного развития и всех социальных процессов составляют «интериндивидуальные» отношения людей, познание которых является основной задачей социологии.

Тард призывал особенно тщательно исследовать «личные особенности, которые одни только реальны, одни только истинны и которые всегда существуют внутри каждого общества». Он настаивал на том, что «социология должна исходить из отношения между двумя сознаниями, из отражения одного другим, как астрономия исходит из отношения между двумя взаимно притягивающимися массами («Социальные законы»)».

Такая интерпретация оснований и ориентаций социологии неизбежно вела к утверждению её статуса как «интерпсихологической» дисциплины, в результате чего в учении Тарда социология нередко отождествлялась с «интерпсихологией». В решающей мере это обстоятельство детерминировалось принципиальной позицией Тарда, согласно которой психология должна быть использована в качестве базиса социологии, прогрессивное развитие которой психология должна быть использована в качестве базиса социологии, прогрессивное развитие которой будет обуславливаться и определяться её всевозрастающей психологизацией («Личность и толпа»).

Основной движущей силой исторического процесса, равно как и любого человеческого сообщества, является неодолимое психическое стремление людей к подражанию.

Основные типы социальных процессов.

Особое внимание Тард уделял изучению различных социальных процессов, детерминирующих становление, развитие и функционирование общества. Из множества этих процессов он особенно выделял основные социальные процессы, обеспечивающие существование и развитие человечества. К трём основным социальным процессам Тард относил: повторение (подражание), противоположение (оппозицию) и приспособление (адаптацию).

Деятельность Тарда как социолога пришлась на тот же период времени, что и у Э.Дюркгейма. Однако их концепции кардинально противоположны. В теориях Дюркгейма центральная роль всегда отводилась обществу, которое формирует человека. В противоположность этому Тард сконцентрировал свое внимание на изучении взаимодействия людей (индивидуальных сознаний), продуктом которого выступает общество. Сделав основной акцент на изучении индивидов, он активно выступал за создание социальной психологии как науки, которая должна стать фундаментом социологии. Противоположность подходов Дюркгейма и Тарда к решению проблемы о том, что первично – общество или индивид, положила начало современной полемике сторонников трактовки общества как единого организма и их противников, считающих общество суммой самостоятельных индивидов.

По мнению Тарда, основой развития общества выступает социально-коммуникационная деятельность индивидов в форме подражания (имитации). Именно это понятие стало у французского социолога ключевым при описании социальной реальности. По сути, он трактует общество именно как процесс подражания, понимая под ним элементарное копирование и повторение одними людьми поведения других. Процессы копирования и повторения касаются существующих практик, верований, установок и т.д., которые воспроизводятся из поколения в поколение благодаря подражанию. Этот процесс способствует сохранению целостности общества.

Другим важным понятием в объяснении развития общества, по Тарду, является «изобретение» (или «нововведение»). Оно рассматривается Тардом как процесс адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды. Все новое, что возникает в обществе (будь то идеи или материальные ценности), он считал результатом творческой деятельности немногочисленных одаренных личностей. Язык, религия, ремесло, государство – все это, по мнению Г.Тарда, продукты творчества индивидов-новаторов. Раз возникнув, новое явление приводит в действие процесс подражания. Это можно сравнить с кругами на воде, возникающими после падения капли: подражание чему-то новому постепенно охватывает все большую и большую массу людей, теряя при этом первоначальную силу. Утверждение всех основных социальных институтов произошло, по Тарду, именно потому, что обыкновенные люди, не способные изобрести что-то новое, стали подражать творцам-новаторам и использовать их изобретения.

Таким образом, деятельность немногих новаторов и изобретенные ими новшества являются, по мнению Г.Тарда, основным двигателем социальной эволюции, способствуя развитию общества. Следует при этом учитывать, что наибольшее распространение получают не любые «изобретения», а те, которые в целом вписываются в уже существующую культуру и не сильно противоречат ее основам.

Борьба друг с другом разных «изобретений», по разному решающих возникшие перед обществом проблемы, приводит к возникновению оппозиции (противодействия инновациям). Ее результатом являются разного рода споры, конфликты и противоборства (вплоть до военных действий). Тем не менее, на смену любой оппозиции обычно приходит адаптация, усвоение «изобретения». На этом цикл социальных процессов завершается, и общество не меняется, пока какой-либо новатор не совершит нового «изобретения».

Современные ученые признают важность вклада Тарда в развитие социологической науки. Немецкий социолог Ю.Хабермас считает, что именно Тард стал основателем таких популярных в наши дни направлений социологии как теория массовой культуры и анализ общественного мнения.

 

Ранняя американская социология: У.Г. Самнер, А. Смолл, Л. Уорд, Ф. Гиддингс.

Смолл был основателем Чикагской школы, Самнер, уорд и Гиддингс также внесли вклад в ее становление.

Самнер и Смолл – представители социал-дарвинизма.

У.Г.Самнер 1840-1910

Один из наиболее крупных представителей социал-дарвинизма (направление, представители которого оперируют такими понятиями как социальный отбор, соц эволюция, борьба за существование, конфликт...).

Основная работа – «Народные обычаи» (написана на основе анализа этнографического материала).

Обычаи –продукт четырех главных мотивов человеческого действия:

Голод

Сексуальная страсть

Честолюбие

Страх

В основе этих мотивов лежат человеческие интересы. Народные обычаи и нравы –определяющий фактор развития общества, способ сознания и поведения, образ жизни.

Механизм возникновения обычаев и привычек:

Способы действий людей, вырабатываемые для удовлетворения интересов, рутинизируются, становятся привычкой и обязательным элементом образа жизни.

 

Основной объект изучения для Самнера – соц группа.

Общество – конгломерат конкурирующих групп. В центре этой борьбы оказывается каждый конкретный индивид, который в своей реальной дейтельности связан с определенной совокупностью соц групп (т е обществом).

На него особенно повлияли идеи Спенсера и Дарвина, поэтому основными принципами социологии он считал соц эволюционизм, естественный соц отбор и борьбу за существование между социальными группами. (каждый из этих процессов содержит фактор группового неравенства).

Классификация групп:

1. мы-группа (отношения характеризуются сплоченностью и солидарностью), представляется человеку центром притяжения его интересов, основа этноцентризма

2. они-группа (в отношениях преобладает враждебность)

(Зборовский История социологии)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 2890; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.108.186 (0.012 с.)