Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тезис первый. Изменение природы и функций научного знания.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Прозвучала эта тема в книге Жана-Франсуа Лиотара <Состояние постмодерна>. Жан-Франсуа Лиотар (1924 - 1998, французский философ-постмодернист и теоретик литературы. Основные работы: Состояние Постмодерна 1979,). Постмодерн - по Лиотару это крах «великого нарратива». Оосновной формой "употребления" знания являются "нарративы" – повествовательные структуры, характеризующие определенный тип дискурса в различные исторические периоды. Лиотар выделяет: 1) "легитимирующие" макронарративы, цель которых – обосновать господство существующего политического строя, законов, моральных норм, присущего им образа мышления и структуры социальных институтов. 2) Наряду с макронаррациями существуют также и "языческие" микронарративы, которые обеспечивают целостность обыденной жизни в ее повседневном опыте на уровне отдельных первичных коллективов (напр., семьи), и не претендуют на позиции власти. 3) Уже сам дискурс, по Лиотару, является метанаррацией и создает "социальную мифологию", которая поддерживает функционирование всех механизмов управления. Специфика нашего времени как "после современного" ("постмодерна") заключается, согласно Лиотару, в утрате макронарративами своей легитимирующей силы после катастрофических событий XX века (например, Холокост) Концепцию Ж.-Ф. Лиотара можно свести к нескольким позициям. Во-первых, по его мнению, <по мере вхождения общества в эпоху, называемую постиндустриальной, а культуры – в эпоху постмодерна, изменяется статус знания>^. Знание - главный компонент культуры, оно - вид дискурса. В информационную эпоху знание также принимает форму информации, переводимой на язык компьютеров, оно операционализируется и коммерциализируется. Старый принцип, считает Лиотар, по которому получение знания неотделимо от формирования разума и даже от самой личности, устаревает и будет выходить из употребления. Такое отношение поставщиков и пользователей знания к самому знанию стремится и будет стремиться перенять форму отношения, которое производители и потребители товаров имеют с этими последними, т. е. стоимостную форму. Знание производится и будет производиться для того, чтобы быть проданным, оно потребляется и будет потребляться, чтобы обрести стоимость в новом продукте, и чтобы быть обмененным. Оно перестает быть самоцелью и теряет свою <потребительскую стоимость>.В форме информационного товара знание необходимо для усиления производительной мощи, оно является самой значительной ставкой в мировом соперничестве за власть, оно создает новое поле для индустриальных и коммерческих стратегий, а также для стратегий военных и политических. Вопрос о статусе научного знания жестко связан с вопросом о легитимации - процессом, по которому законодателю оказывается позволенным провозглашать данный закон нормой. В современных условиях речь идет о <двойной легитимации>: 2) <законодателю> разрешено и трактовать 1) научный дискурс, и предписывать условия его истинности для того, чтобы некоторое высказывание могло быть принято к вниманию. Знание и власть есть две стороны одного вопроса: кто решает, что есть знание, и кто знает, что нужно решать? <В эпоху информатики вопрос о знании более, чем когда-либо становится вопросом об управлении>^. Во-вторых, функции управления и отчуждаются от управляющих и передаются технике. Распоряжение информацией уже входит и будет входить в обязанности экспертов всех видов. Правящий класс будет <разнородным слоем, сформированным из руководителей предприятий, крупных функционеров, руководителей больших профессиональных организаций, профсоюзов, политических партий и религиозных конфессий>^. Основа процесса управления - структура коммуникативной сети, по которой осуществляется передача операциональных блоков информации. В-третьих, в усиления роли знания в системе экономического производства и социального управления, наиболее адекватной методологией анализа общества становится, как считает Лиотар, теория языковых игр. В центр анализа общества феномена субъекта, или <самости>. <Самость> только встраивается в сложную и как никогда мобильную систему отношений, создавая <узлы> ком- муникаций, пункты, через которые проходят сообщения различного характера. Будучи помещенным в эти узлы человек получает власть над потоком сообщений. Языковый аспект функционирования системы, таким образом, приобретает особое значение. Теорию языковых игр, которая выполняет в исследовании общества роль коммуникативной теории, Лиотар дополняет теорией игр, а также исследованием <институций> - нормативных установлений, которые накладывают ограничения на игры. Общество – тотальный гипертекст. Его структура определяется ограничениями, которые полагаются теорией игр и совокупностью <институций>. Его содержание - содержания, разработанные в рамках культуры на протяжении всей ее истории - повествования, или нарративы. Поразительной чертой постмодернистского научного знания, а также общества, рассматриваемого как гипертекст, является имманентность самому себе дискурса о правилах, которые узаконивают как науку, так и повествования и культуру в целом. Утрата легитимности в смысле утраты связи с реальностью порождает высокий уровень нестабильности. Нестабильность и утрата легитимности как характеристики знания, социальной реальности, общества - это общий тезис постмодернистской социологии. Тезис второй. Конец индивида и приход <молчаливого большинства> Жан Бодрийя́р (1929-2007, — французский культуролог и философ-постмодернист, фотограф. комбинировал идеи марксизма и психоанализа, хотя позже от марксистских идей полностью отказался. Основные работы: Система вещей 1968, Общество потребления 1970, Симулякры и симуляция 1981, В тени молчаливого большинства или конец социального). Масса, по мнению Жана Бодрийяра, - основная характеристика современности. Масса - явление в высшей степени имманентное, обращенное внутрь себя. Масса - это <черная дыра, куда проваливается социальное... полная противоположность тому, что обозначается как социологическое>^. Масса - ни субъект, ни объект. Масса с полным безразличием пропускает сквозь себя и воздействия, и информацию, и нормативные требования. Массу, составляют лишь те, кто свободен от своих символических обязанностей, У массы нет ничего общего с каким-либо реальным населением. Любая попытка ее квалифицировать является попыткой отдать ее <в руки социологии> и оторвать от ее внутренней неразличимости. Масса поглощает и уничтожает все: индивида, смысл, социальное, культуру, знание, власть, политику. Массы - это анонимность. Они не выражают себя - их зондируют. Они не рефлектируют - их подвергают тестированию. Зондирования, тесты, референдумы (СМИ - постоянно действующий референдум) - механизмы, выступающие в качестве симуляции, а не репрезентации. Погруженные в свое молчание массы больше не субъект (прежде всего не субъект истории). Масса - сфера поглощения, а не взрыва, она избегает схем освобождения. Так массы защищаются от Я, от индивидуальности. Сегодня представления смещаются. Мы начинаем подозревать, что повседневное, будничное существование людей - это не малозначащая изнанка истории, и что уход масс в область частной жизни - это вызов политическому, форма сопротивления политической манипуляции. <Роли меняются: полюсом силы оказывается уже не историческое и политическое с их абстрактной событийностью, а как раз их обыденная, текущая жизнь, все (включая сюда и сексуальность), что заклеймили как мелкобуржуазное, отвратительное. Существо современности - не борьбе классов, а в глухом, но неизбежном противостоянии <молчаливого большинства> навязываемой ему социальности. Тезис третий. Постмодерн как <конец прогресса>, <прекращение событий>, <конец истории> (также Бодрийяр). Воспроизведем его гипотезы, в них резюмированы имеющие широкое хождение воззрения, провозглашающие <конец истории>. 1. Постмодерн есть результат ускорения движения модерна во всех планах - техническом, событийном, коммуникационном, в плане ускорения экономических, политических и прочих обменов, вследствие которого <мы перестаем соотноситься со сферой реального и истории>. Мы в такой мере <освободились>, что вышли за пределы определенного горизонта, в котором <возможно реальное>, за которым уже не действует сила притяжения по отношению к вещам и событиям. 2.Не с ускорение, а изменение социальных процессов. В нынешних обществах господствуют массовые процессы. Возникает инерция социального. Причина: сверхплотностью городов, рынков, информационных сетей. В нее как в вату проваливаются все события. События чередуются и исчезают в индифферентности. Массы, нейтрализованные информацией, выработавшие невосприимчивость к ней, нейтрализуют историю. История, смысл, прогресс уже не ускоряют движение к освобождению. История заканчивается не вследствие отсутствия актеров или событий, а вследствие замедления, индифферентности и оцепенения масс. 3. Предела, за которым история перестает существовать. Мы уже никогда не обретем историю, какойона была до эпохи информатизации и средств массовой информации. Мы уже не сможем изолировать историю от <модели ее совершенствования>, которая в то же время есть <модель ее симуляции>, <модель вынужденного поглощения гиперреальностью>, создаваемой СМИ. Мы никогда уже не узнаем, какой была социальность до входа в <техническое совершенство информатизации>. Утрачена <слава события>. История сузилась до <вероятной сферы> причин и следствий. Смысл событий стал ожидаемым смыслом, события программируются. «Речь идет о подлинном конце истории, конце исторического Разума». Дело не обстоит таким образом, что мы покончили с историей. Нам требуется <питать конец истории>. Мы как бы продолжаем производить историю, нагромождая <знаки> социальности, политики, знаки прогресса и изменения, а в действительности лишь <питаем> ее конец в том плане, что немного отодвигаем его. Стремление вперед подменяется обращением к прошлому, подменяется бесконечным процессом ревизии всех значимых исторических явлений. Ревизия зачастую принимает форму оправдания исторических преступлений, <переосмысления> всего и вся. Бесконечная ретроспектива всего, что предшествовало нам, ставит проблему <отбросов>. Что делать с остатками угасших идеологий, революционных утопий, мертвых концепций, продолжающих засорять наше <ментальное пространство>. Вся история представляет собой живые отбросы. <Экологический императив> требует, чтобы отбросы были вновь пущены в дело, были рециклированы. Либо останки погребут нас. Церкви, демократия, коммунизм, этносы, конфликты, идеология и т. п. - могут подвергаться бесконечному новому использованию. Рециклирование форм прошлого - признак постмодерна. Конец линеарности событий. Следствия приобретают определенную автономию. Обратное воздействие информации на реальность. Такая обратимость означает <хаотический порядок>.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 651; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.83 (0.008 с.) |