Социологическая теория марксизма: материалистическое понимание истории, концепция общественно-экономической формации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социологическая теория марксизма: материалистическое понимание истории, концепция общественно-экономической формации.



4. Марксистская теория общественно-экономических формаций; трактовка капитализма. Теория классовой борьбы и социальной революции (очень полный вариант).

Биография и хронология (по Арону):

1818 г., 5 мая. Рождение в городе Трире, входившем в то время в состав Рейнской Пруссии, Карла Маркса, второго ребенка из девяти детей адвоката Генриха Маркса, выходца из семьи раввинов, обратившего­ся в 1816г. в протестантизм.
1835 -1841гг. Изучение права, философии, истории и истории ис­кусств в Берлине. Маркс посещает «Докторский клуб» младогегель­янцев.
1841г. Получение докторской степени на философском факультете Иенского университета.
1843г. «К еврейскому вопросу», «К критике гегелев­ской философии права. Введение».
1844-1845гг. Пребывание в Париже. Маркс бывает у Гейне, Прудона, Бакунина. Начало занятий политической экономией. Маркс записы­вает в нескольких тетрадях свои философские размышления об эко­номике и феноменологии Гегеля («Экономическо-философские рукописи 1844г.»). Он завязывает дружбу с Энгельсом. «Святое семейство или Критика критической критики» — их первая, совместно написанная книга. «Тезисы о Фейербахе».
1845-1848гг. Пребывание в Брюсселе. «Немецкая идеология», напи­санная в сотрудничестве с Энгельсом. Ссора с Прудоном. «Нищета философии» (1847). В ноябре 1847 г. второй конгресс «Союза ком­мунистов» (для участия в котором Маркс и Энгельс отправляются в Лондон) поручает им написать коммунистический манифест. Публи­кация «Манифеста Коммунистической партии» в Лондоне на немец­ком языке в феврале 1848г.
1840г. «Наемный труд и капитал» (работа появилась в «Новой Рейнской газете»), Маркс изгнан из Рейнской провинции. После краткого пребывания в Париже он уезжает в Лондон, где устраивается окон­чательно.
1850г. «Классовая борьба во Франции».
1852г. Распад Союза коммунистов. «Восемнадцатое брюмера Луи Бона­парта».
1859г. Опубликование в Берлине работы «К критике политической эко­номики».
1860г. «Господин Фогт».
1867г. Выход в свет в Гамбурге первого тома «Капитала».
1869г. Начало борьбы с Бакуниным в рамках Интернационала. Энгельс обеспечивает Маркса ежегодной рентой.
1871г. «Гражданская война во Франции»
1875г. «Критика Готской программы». Выход в свет французского пере­вода первого тома «Капитала».
1877-1878 «Анти-Дюринг» Энгельса
14.03.1883г. Смерть Карла Маркса.
1884г. «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энгельса
1885г. Публикация Энгельсом второго тома «Капитала».
1894г. Публикация Энгельсом третьего тома «Капитала».

Идейно-теоретические истоки (по Гофману):

В целом, по Ленину («Три источника и три составные части марксизма»), - немецкая классическая философия, английская политическая экономия, французский утопический социализм.

Направление Мыслитель Какие идеи заимствованы (перекликаются) Комментарии
Немецкая классическая философия Гегель Представление об объективных социальных законах, идея прогрессивного развития, в котором противоречия разрешаются в диалектическом синтезе Короче, диалектика(принял)и идеализм(критиковал)
Фейербах Материализм, антирелигиозность, идея отчужденности Односторонняя недиалектическая сосредоточенность на материальном мире, анализ в основном религии, не учитывал роль практической деятельности
Кант Фундаментальные проблемы теории познания, причинно-следственные категории Сомнительно, так Маркс их не решал, а обошел
Английская политэкономия Смит Основное положение: труд является источником всякого благосостояния. Основные понятия: производительный труд, капитал, прибавочная стоимость, эксплуатация и т.д. Не увидели основной конфликт, отрицали необходимость радикальных преобразований
Рикардо
Французский социалистический утопизм Сен-Симон - Оценка роли «индустрии» (производства) - Значение форм собственности и классов (особ. пролетариата) - Важность революционных сдвигов («критические эпохи») - современное государство – препятствие для развития индустр. общества - идея обязательного производительного труда - гос. планирование производства - стирание нац. границ  
Тюрго (экономист, физиократ), Руссо, Кондорсе, Сен-Симон Методология – вычленение в истории периодов, характеризующихся отсутствием разделения труда и частной собственности, с одной стороны, и их позднейшей «преодоленностью», с другой  
Дополнительно Конт 1. Положение об универсальной эволюции человеческого рода 2. Вера в прогресс 3. Прогностический характер учения 4. Деятельностный характер учения, стремление приблизить «золотой век»   1. Революция вместо эволюции 2. Конфликт как патология – конфликт как норма, как источник социального развития  
Естественные науки (геология и биология) Геология – идея формации Биология – Дарвин «Происхождение видов»  
Этнографические исследования (Льюс Морган) Например, «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энгельса (1884) представляет собой просто расширенный комментарий и дальнейшую разработку эволюционной теории Льюиса Моргана.  
Современники Мозес Гесс (1812-1875) Первым соединил социализм с гегелевской философией. Идеал социализма – реализация социальной сущности человека. Развивал теорию отчуждения  
Лоренц фон Штейн «Социализм и коммунизм в современной Франции» (1842) – противник коммунизма, но предсказывал его распространение, слияние с рабочим движением, последующее крушение. Обратил внимание на тенденцию к научному обоснованию ком. идей. Энгельс назвал книгу «жалкой» и «худосочной», что свидетельствует о серьезном ее воздействии на мышление М. и Э., так как их раздражение достаточно симптоматично
Прудон, Бакунин, Лассаль   Взаимовлияние в процессе дискуссий

 

Эволюционизм. Некоторые основные положения Маркса относительно истории просто повторяют эволюционистское кредо.

(1) он твердо верил в прогресс как общее направление исторического процесса и разделял оптимизм эволюционистов, подчеркивая постоянное улучшение общества.

(2) Маркс считал, что движущие силы истории имеют имманентный, обусловленный внутренними причинами характер, и рассматривал ее как последовательное прохождение вполне определимых стадий по единому пути (хотя признавал некоторые исключения и отклонения от общей траектории, скажем, то, что он называл «азиатским способом производства»).

(3) Маркс рассматривал в качестве важнейшей черты истории растущую сложность и дифференциацию обществ, особо выделяя разделение труда.

Гегель. Идея Гегеля о диалектическом пути (форме, модели) истории включает следующие положения, каждое из которых можно также найти в работах Маркса.

1. Развитие истории имеет направленный, восходящий, прогрессивный характер

2. Историческое развитие представляет собой не линейный, прямой и беспрерывный путь, а процесс, сопровождающийся провалами, отступлениями, переворотами, обретая свою прогрессивную суть лишь в конечном счете. Метафора расширяющейся спирали объясняет идею истории: процесс движется вперед и назад, но когда, вроде бы, возвращается в прежнее состояние, то на самом деле оказывается на более высоком уровне. Революции, происходящие в рамках каждого цикла, подвигают общество на следующие ступени прогресса, даже если имеет место временный регресс.

3. Историческое развитие - это не постепенный, гладкий и кумулятивный процесс. Оно характеризуется специфическими прорывами, благодаря которым основное качество движения радикально и быстро изменяется. Такие прорывы, или качественные переломы, делят историю на естественные стадии, или фазы.

4. Применительно к различным историческим горизонтам действует тройная модель стадий. На всеобщей мировой шкале Дух проходит предысторию первобытного существования, затем через фазу зависимости и рабства, сопровождаемую борьбой за освобождение (все это, по Гегелю, является началом основания государств), к конечной фазе, в которой достигает полной свободы, самореализации и самопознания. На более короткой временной шкале, внутри каждой из эпох, отмечающих стадии этого эпического цикла, также можно различить три подфазы: восхождение, реализацию и упадок, подготавливающий почву для открытия следующего цикла на более высоком уровне.

5. Исторический процесс протекает под действием имманентных, эндогенных сил.

6. Эти имманентные силы обнаруживаются в принципе отрицания: противоречий, напряженности, конфликтов и их разрешения.

7. Исторический процесс протекает на разных уровнях.

 

 

Периодизация творчества (по Арону):

· Первый (период молодости) включает сочинения, написанные между 1841 и 1847-1848 гг. Из них одни опубликованы при жизни Маркса (не­большие статьи или очерки, такие, как «К критике гегелевской философии права. Введение» или «К еврейскому вопросу»), другие были изданы лишь после его смерти. Период молодости завершается «Нищетой философии» и, что особенно важно, небольшой классической работой, на­званной «Манифест Коммунистической партии», — шедевром социологической пропаганды, в котором впервые ясно и с бле­ском изложены основные идеи Маркса.

· Начиная с 1848г. и до конца своих дней Маркс явно не выступает в качестве философа, он стал социологом и еще больше — экономистом. Двумя наиболее важными работами второго периода явля­ются сочинение, опубликованное в 1859г. под заглавием «К критике политической экономии», и, разумеется, шедевр Мар­кса, средоточие его мыслей — «Капитал».

 

Сложности интерпретации и общие замечания (Арон и Гофман).

По Арону:

Если бы не было миллионов марксистов, никто бы не сомневался в том, каковы ведущие идеи Маркса. С самого начала и прежде всего он социолог и экономист капи­талистического строя. У Маркса была теория этого строя, уча­сти, уготованной при нем людям, изменений, которые он дол­жен претерпеть. Задаваться вопросом, о чем бы думал Маркс, живи он в другом веке, — значит спрашивать себя, о чем думал бы другой Маркс, а не настоящий.

Сложности в интерпретации:

· Внешние – связаны с посмертной судьбой Маркса (советский марксизм и марксизм изощренных марксистов):

o оп­ределенное толкование учения Маркса стало официальной идеологией русского государства, государств Восточной Евро­пы, наконец, китайского государства. Эта официальная доктрина претендует на истинное толко­вание учения Маркса. Таким образом, достаточно социологу дать некое толкование этого учения, чтобы в глазах привер­женцев официальной доктрины он стал рупором буржуазии, лакеем капитализма и империализма.

o Другая внешняя трудность связана с реакциями на офици­альную доктрину социалистических государств. Эта доктрина несет в себе признаки упрощения и преувеличения, свойст­венные официальным доктринам, преподносимым в форме ка­техизиса людям разного уровня. Поэтому ловкие философы, живущие на берегах Сены и желающие быть марксистами, не возвращаясь в детство марк­сизма, выдумали серию интерпретаций — одна другой искус­нее — сокровенной мысли Маркса.

· Внутренние – связаны с «плодовитостью» Маркса и междисциплинарным характером его работ – противоречивость, несогласованность. Кроме того, необходимо выделять и разделять два периода в его творчестве (см. выше), зрелые мысли относятся скорее ко второму периоду.

Маркс прежде всего автор «Капи­тала», хотя сегодня эта банальность оспаривается слиш­ком умными людьми. Нет и тени сомнения в том, что Маркс, поставив себе целью анализ функционирования капиталисти­ческого способа производства и предвидение его эволюции, был в собственных глазах прежде всего автором «Капитала». У Маркса наблюдается определенное философское видение исторического процесса. Пусть он придал философское значе­ние противоречиям капитализма — такое возможно и даже правдоподобно. Но основная научная задача Маркса заключа­лась в доказательстве неизбежной, по его мнению, эволюции капиталистического строя. Всякое толкование Маркса, при ко­тором нет места «Капиталу» или при которой «Капитал» может быть изложен на нескольких страницах, искажает все то, о чем думал и чего хотел сам Маркс.

Всякая теория, стремящаяся стать идеологией политическо­го движения или официальной доктриной государства, должна поддаваться упрощению, для простаков, и усложнению, для снобов. Вне всякого сомнения, учение Маркса в высшей сте­пени обнаруживает эти добродетели. Каждый может найти в нем то, что он хочет.

Маркс был, бесспорно, социологом, но социологом ярко выраженного типа, социологом-экономистом, убежденным, что нельзя понять современное общество, не усвоив механиз­ма функционирования экономической системы, и нельзя по­нять эволюцию экономической системы, не принимая в расчет теорию деятельности. Словом, как социолог он не отделял по­стижение настоящего от предвидения будущего и от воли к деятельности.

Если хорошо усвоить, что главное в учении Маркса -— по­ложение об антагонистическом характере капиталистического строя, то сразу же становится понятно, почему невозможно отделить социолога от человека действия, ибо демонстрация антагонистического характера капиталистического строя не­преодолимо подводит к провозглашению саморазрушения ка­питализма, а заодно и к подстрекательству людей к тому, что­бы немного содействовать осуществлению этой предначертан­ной судьбы.

 

По Гофману:

Особенности творчества Маркса:

· Неразрывная связь научного поиска и практических устремлений

· Междисциплинарный характер творчества

· Сам Маркс не использовал термин «социология»

· Нет произведения, в котором он в связном и развернутом виде представил бы свою систему взглядов на общество

Следовательно:

1. Любая интерпретация взглядов Маркса – всегда является в той или иной степени их реконструкцией.

2. Необходимо понимать, что огромное количество интерпретаций Маркса привело к тому, что правильно говорить не о «марксизме», а о «марксизмах». Маркс (конец 70-х): «Я знаю только одно, что я не марксист».

3. Важно выделять и разделять:

· доктрину Маркса и «марксизмы», возникшие после его смерти.

· научные и ненаучные компоненты его творчества

· социологичекие и внесоциологические научные компоненты

· социологию Маркса и марксистскую социологию

 

Основные понятия.

1. Общественно-историческая формация. В геологии «формация» - комплекс геологических пород, тесно связанных между собой как в вертикальном, возрастном отношении, так и в горизонтальном, пространственном отношении. По Марксу, формация – социологическая система общества, «ступень» развития общества, от наименее прогрессивной – к наиболее прогрессивной. Марксово понятие формации содержит в себе указание на присущий этому комплексу многоуровневый характер, тесную взаимосвязь различных уровней, наличие «остаточных» слоев в этом комплексе, унаследованных от прошлых эпох, общность признаков, объединяющих весь комплекс. Общественная формация – это социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия.

По Добренькову: Общественно-экономическая формация – «общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером». Она охватывает все стороны общественной жизни в их органической взаимосвязи.

2. Общество – система связей и отношений между индивидами, образующихся в процессе деятельности, прежде всего – трудовой.

3. Базис. В основе общественной формации лежит способ производства материальных благ, т.е. экономическая подсистема (экономическая формация), исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений:

a. Производительные силы -все имеющиеся в распоряжении общества ресурсы и средства, обеспечивающие процесс производства – вовлеченные в производство естественные и человеческие ресурсы, средства производства, уровень науки и ее технологическое применение и т.д.

b. Производственные отношения – выражаются в основном в различных формах собственности на средства производства. Производственные отношения – отношения, возникающие в процессе производства, обмена и распределения.

4. Надстройка или суперструктура – юридические и политические отношения и институты, остальные сферы общественной жизни, которые относятся к «общественному сознанию». Надстройка обладает ограниченным бытием, у нее нет подлинной истории, так как является лишь отражением подлинной реальности – производственных отношений.

5. Труд – процесс, совершающийся между человеком и природой, в котором человек своей деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, включающий в себя: целесообразную деятельность (процесс труда), предмет труда, средства труда.

6. Производительный труд при капиталистическом образе производства – труд, который производит не просто продукты, а, во-первых, товары, и, во-вторых, создает прибавочную стоимость, умножает капитал.

7. Эксплуатация (найти!)

8. Отчуждение – социальный процесс, присущий любому антагонистическому обществу и характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему:

a. Отчуждение продукта труда

b. Отчуждение деятельности рабочего (самоотчуждение) – принудительный характер труда

c. Отчуждение родовой сущности человека (родовая сущность человека – способность человека к возвышению над уровнем непосредственных природных потребностей)

d. Отчуждение человека от человека

9. Общественные классы:

a. Существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства

b. Классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата

c. Эта диктатура составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов

Сам Маркс четкого определения понятия «класс» не дал. Ленин в работе «Великий почин» реконструирует марксово понимание классов: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способу получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».

Рахманов: «Зрелый Маркс под классами понимает преимущественно большие социальные группы, характеризующиеся различным отношением к средствам производства (реальным распоряжением, владением ими или отсутствием такого распоряжения, владения), а посредством их – друг к другу. Классы, как общественные группы частных собственников и несобственников, выступают либо в качестве субъекта, либо в качестве объекта эксплуатации».

Класс-для-себя – класс, осознающий себя как особую социальную группу со своими собственными интересами, противостоящую другим группам.

· Пролетарий – индивид, занимающийся производительным трудом в контексте капиталистического способа производства. В состав пролетариата входят пролетарии умственного и физического труда. С одной стороны, пролетариат сплачивается обобществляющим производством и объективным противостоянием капиталу, с другой – существует конкурентная борьба между пролетариями за более выгодные условия продажи своей рабочей силы.

· Совокупная буржуазия, объединенная присвоением прибавочной стоимости. Класс буржуазии подразделяется на слои, в зависимости от того, какая именно превращенная форма прибавочной стоимости присваивается:

o Промышленные капиталисты (предпринимательский доход)

o Банкиры или рантье (процент на капитал)

o Землевладельцы (земельная рента)

Буржуазия объединена противостоянием пролетариату, но слои конкурируют между собой по поводу уже произведенной прибавочной стоимости. Деятельность промышленного капиталиста – две функции: управленческий труд и труд по эксплуатации.

· Тонкий слой наемных работников, осуществляющих труд по управлению и контролем над трудом пролетариев. Несамостоятельная группа в социальном отношении: низшие слои тяготеют к пролетариату, высшие – к буржуазии.

· Безработны е. «Промышленная резервная армия», зримое воплощение противоречия между производительными силами и капиталом. Существование этого слоя позволяет буржуазии оказывать экономическое давление на пролетариат, вынуждая его принимать выгодные ей условия продажи рабочей силы. Безработица=пауперизм. Пауперизация – рост безработицы.

· Мелкие собственники или производители – социальная группа индивидов, которые совмещают в своей деятельности функции капитала и труда – занимаются трудом по эксплуатации самих себя. Наследие докапиталистических способов производства, по мере развития капитализма вымирают. К ним примыкает прислуга – она занята непроизводительным трудом.

· Люмпен-пролетариат. Образуется асоциальными и деклассированными элементами, продуктами разложения низших общественных классов, покинувших сферу общественного производства и паразитирующих на обществе. Потенциальные предатели интересов пролетариев, «этот сброд абсолютно продажен и чрезвычайно назойлив».

Вертикальная мобильность связана в основном с разложением групп мелких собственников и мелкой буржуазии, которые распадаются на капиталистов и пролетариев.

10. Классовая борьба. Три формы: экономическая (забастовки), политическая (индикатор политической зрелости – борьба за овладением государства), теоретическая (идеологическая – внедрение в массы пролетариата коммунистических идей и борьба с буржуазными и мелкобуржуазными мыслительными формами и чувствами).В процессе развертывания этих форм борьбы класс развивается из класса-в-себе в класс-для-себя, поднимающийся над партикулярными интересами, осознающий себя классом с едиными интересами.

Мелкая буржуазия может быть союзником пролетариата в классовой борьбе, неустойчивым в силу социальной двойственности. Люмпен-пролетариат – потенциальные предатели интересов пролетариата.

Высшая форма классовой борьбы во всех трех ее разновидностях ведет к социальной революции, т.е. к решительной и радикальной смене одного типа общества другим, в частности, становлению коммунистического общества.

 

 

Материалистические понимание истории, концепция общественно-экономической формации, классовая теория, социальные революции(по Арону и по Штомпке):

 

Исторический материализм является многомерной теорией, разработанной на трех различных уровнях: всемирно-историческом, социальноструктурном и индивидуальном. Иначе говоря, исторический материализм включает три взаимосвязанных частных теории: теорию общественно-экономических формаций на высшем уровне; теорию классовой борьбы на среднем уровне; и теорию человеческого индивида-личности («человеческого бытия»), если использовать выражение Маркса) на нижнем уровне. Эти три теории составляют прочно сколоченное, иерархическое здание. Они связаны отношениями интерпретации (сверху вниз) и отношениями агрегации (обобщения) (снизу вверх). Теории нижнего уровня объясняют механизмы процессов, протекающих на верхних уровнях, - они дают более конкретную эмпирическую интерпретацию требований, выдвигаемых там. Теории верхнего уровня описывают объединяющие эффекты процессов, идущих на нижних уровнях, обобщая их ненамеренные и зачастую неосознанные результаты.

Объяснением механизма изменений общественно-экономических формаций служит теория социальных классов. Например, общее положение о неизбежном самоуничтожении капитализма наполняется «эмпирической плотью» путем введения механизма обнищания и мобилизации рабочего класса, которые заканчиваются его выступлением в антикапиталистической революции. Но, в свою очередь, причины, по которым классы возникают и борются друг с другом, могут быть найдены лишь на нижнем уровне, в теории индивидов-личностей и их действий. Именно эта теория приписывает человеческим существам определенные свойства, «энергию», надежды и объясняет, почему, сталкиваясь с отчуждением и лишениями, они с готовностью поднимаются на революционные действия. Если мысленно идти снизу вверх, то снова станут видимыми три ступени: освободительные усилия отчужденных индивидов подталкивают их к объединению на основе сходства их экономических интересов, в результате чего возникают классы. Высшей точкой нарастающей, усиливающейся борьбы между классами является социальная революция, которая приводит к смене всей общественно-экономической формации.

Давайте проследим применение такой тройственной теоретической конструкции ко всем основным областям социальной динамики.

Во-первых, существуют три видения будущего, к которому движутся общества, три финальных состояния, которые берутся в качестве критерия прогресса. На всемирно-историческом уровне Маркс прогнозировал возникновение коммунизма, т. е. полного изобилия экономических товаров, поддерживаемого взрывным развитием «производительных сил» (технологий), уничтожением частной собственности и отмиранием государства. На социально-структурном уровне он предсказывал установление бесклассового общества, реализующего принцип «каждому по потребностям». На уровне индивидуальных действий он надеялся на ликвидацию полного отчуждения членов общества, т. е. на достижение полной свободы: негативной («свобода от...»), освобождающей от всех структурных сдерживающих связей, и позитивной («свобода для...»), позволяющей формировать социальную организацию и институты в соответствии с собственной волей.

Аналогично этому существуют три курса, которым следуют социальные изменения, три направления, по которым расширяющаяся спираль как модель движения общества реализует себя в истории. На всемирно-историческом уровне движение идет от общественной (общинной) собственности и примитивных форм самоуправления через частную собственность и политическое правление к коммунистической экономике и политическому равенству, «свободной ассоциации свободных производителей». На социально-структурном уровне - от доклассового сообщества через разделенное на классы общество к бесклассовому обществу. На уровне индивидуальных действий - от примитивной спонтанности через отчуждение и овеществление к неотчужденности, эмансипации и свободе.

Кроме того, существуют три понятия революции, отражающие кардинальные качественные изменения в ходе истории. На всемирно-историческом уровне - это фундаментальные преобразования всей общественно-экономической формации; на социокультурном - замена правящего класса противостоящим ему, бесправным классом; на уровне индивидуальных действий - массовые коллективные акции, в которых интересы (в первую очередь экономические) одних преобладают над интересами других.

Понятие «интерес» также имеет три значения. На всемирноисторическом уровне системные интересы имеют объективную природу и зависят от их места в общественно-экономической формации, в системе производства. На социокультурном уровне классовые интересы начинают восприниматься как субъективные, и их осознание преобразуется в классовое сознание. На уровне индивидуальных действий интересы означают намерения, мотивации, личные цели (среди них высшие цели - экономические).

Существует также триединый диалектический механизм измене ний, коренящийся во внутренне присущих напряженности, давлении и возможности революции. На всемирно-историческом уровне - это объективные противоречия между компонентами («сегментами») общественно-экономической формации; на социокультурном уровне - это конфликт классов, развивающийся по схеме: от объективных классовых противоречий через осознание классового антагонизма и классовой ненависти к открытой классовой борьбе и революционному взрыву; на уровне индивидуальных действий - творческий порыв (толчок), сковываемый естественными или социальными обстоятельствами, постоянными попытками противостоять таким порывам, которые в конце концов приводят к усилению контроля человека над природной и социальной средой.

Наконец, существуют три типа (модели) причинной детерминации, действующие на разных уровнях. Ответ на важный вопрос, являются социальные изменения необходимыми или случайными, полностью обусловленными или отчасти стихийными, законченными или открытыми, зависит от теоретического уровня, на котором он ставится. Так, на всемирно-историческом уровне Маркс признавал наличие устойчивого детерминизма. Всемирно-исторический процесс рассматривался им как необратимый, проходящий определенные, в принципе одни и те же стадии и неизбежно ведущий к утверждению коммунизма. На социокультурном уровне детерминизм значительно ослабевает. Классы предпринимают коллективные действия, руководствуясь своими экономическими интересами, стремясь утвердить или защитить себя. Они могут недостаточно осознавать свои интересы, могут ошибаться в их определении. Иногда их вводят в заблуждение и обманом подталкивают к действиям безответственные лидеры, демагоги, провокаторы. Во всех этих случаях классы действуют вопреки собственным экономическим интересам. На уровне индивидуальных действий всегда имеет место изрядная доля волюнтаризма, свободы выбора, спонтанности решений, обусловленности и случайности. Действия непредопределены. В принципе каждая личность может действовать против своих экономических интересов. Некоторые так и делают, принимая во внимание другие соображения (например, эмоциональные, традиционалистские, идеологические). Однако в целом люди рациональны, и их экономические расчеты обеспечивают базовые предпосылки формирования их намерений, мотиваций и целей. Таким образом, несмотря на то, что каждая личность в отдельности может недостаточно четко осознавать смысл своих действий, все же в массе, в коллективных действиях экономический детерминизм преобладает. Каждый свободен выбирать, но можно точно предсказать, какой выбор предпочтет большинство.

Итак, Маркс считал, что исторические изменения постепенно распространяются на все три уровня. Этот процесс начинается на самом нижнем уровне - там, где сосредоточена движущая сила всех социальных и исторических сдвигов. Каждая личность есть свободный субъект, принимающий собственные решения. Но в своих действиях люди должны учитывать структурные условия, в которых они находятся. Чаще всего в расчет принимаются экономические интересы, которые объединяют индивидов в социальные классы. Для защиты своих экономических интересов они начинают классовую борьбу. Прогрессивные классы, чьи интересы направлены на развитие «производительных сил» (современных технологий), побеждают и устанавливают новые формы производства. Так завершается фундаментальная трансформация всего общества, т. е. социальная революция. Затем вся история повторяется. (Штомпка).

 

«К критике политической эконо­мии (Предисловие)» (1859г.):

«В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отноше­ния, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответ­ствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает соци­альный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их об­щественное бытие определяет их сознание. На известной сту­пени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими произ­водственными отношениями, или — что является только юри­дическим выражением последних — с отношениями собствен­ности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке».

Большую роль в этом процессе Маркс отводил внутренним противоречиям структуры. Они возникают в трех точках: во-первых, между обществом и его природным окружением, т. е. между любым данным уровнем технологии и задачами, которые накладывают внесоциальные условия, а также биологическая конституция человека; это противоречие дает импульс постоянному развитию производительных сил; во-вторых, между достигнутым уровнем технологии и существующей социальной организацией производственных процессов, не приспособленных для максимально эффективного использования доступных производительных сил; данное противоречие стимулирует прогрессивные изменения производственных отношений; в-третьих, между вновь установленным типом производственных отношений и традиционной системой политических, правовых и идеологических институтов (надстройкой), которые перестают соответствовать экономическому базису; это противоречие ведет к изменению политического режима и правовой организации общества. Как уже отмечалось, благодаря внутренним противоречиям и постоянным поискам их разрешения общество проявляет тенденцию к саморазвитию (Штомпка).

«Сознание надо объяснить из противоречий материальной жиз­ни, из существующего конфликта между общественными про­изводительными силами и производственными отношениями. Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем ра­зовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производствен­ные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого ста­рого общества. Поэтому человечество ставит себе всегда толь­ко такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее реше­ния уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления».

«В общи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 739; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.243.194 (0.082 с.)