Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория государства и права: предмет , структура и методы

Поиск

Место и роль государства и права в системе юридических наук.

Теория государства и права делает особый акцент на изучении юридических начал в функционировании государства и права, в том числе политического содержания права, юридической политики, юридических моментов в деятельности государства, его органов и должностных лиц.

Что касается места теории государства и права в системе других юридических наук, то надо отметить, что все юридические науки принято подразделять на следующие группы:

1) теоретико-исторические науки, к которым относятся теория государства и права, история государства и права отечественная и зарубежная, история политических и правовых учений; Они изучают государство и право в целом, историческое развитие политической и правовой мысли, но концентрируют внимание на фактической стороне, на исторической конкретности государства и права. теория государства и права использует выводы и достижения исторических наук, исторический материал как опорные, базовые.

2) отраслевые юридические науки, со специализацией научных знаний, с дифференциацией научных направлений относятся гражданское, уголовное, конституционное право. По отношению к ним теория государства и права выступает как обобщающая, синтезирующая наука. Во-первых, она изучает государство и право в целом, выясняет общие закономерности их возникновения, развития и функционирования. Предмет же любой отраслевой науки задан границами определенных общественных отношений, рамками соответствующей отрасли права. Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук вопросы (учение о правоотношениях, правонарушениях, юридической ответственности, правопонимании и др.). В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции.

3) прикладные юридические науки, например криминалистика, криминология, судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия и др.; Значительно меньше теория государства и права взаимосвязана с прикладными науками, так как последние не в полной мере относятся к юридическим наукам, поскольку включают в свое содержание данные естественных, технических и других наук.

4) так называемые организационные науки, например судоустройство, организация прокуратуры, адвокатуры, нотариата и др.;

5) международные науки, к числу которых относятся международное публичное, международное частное право, морское, космическое право и др.

По отношению ко всем названным юридическим наукам теория государства и права выступает обобщающей наукой,так как она обобщает, синтезирует выводы отраслевого значения, разрабатывает общие понятия и категории, которые используются отраслевыми науками.

По отношению к другим юридическим наукам теория государства и права выступает как наука фундаментальная, так как она формулирует главные выводы о категории правоотношения, нормыправа, формы, сущности права, функций государства и права.

Теория государства и права имеет методологическое значение для других юридических наук,поскольку теория разрабатывает идеи, концепции, используемые другими юридическими науками.

Итак, теорию государства и права можно охарактеризовать как науку общественную,

политическую, обобщающую, исходную, фундаментальную и методологическую.

Правонарушение: понятие,виды,состав.

Правонарушение – это нарушение норм права, а именно акт, который является противным праву, его предписаниям, законам. Считается, что совершить правонарушение – это значит нарушить право. Правонарушитель, преступая запрет или не исполняя обязанности, которые устанавливают нормы права, своим поведением противопоставляет личные интересы интересам всего общества. Деформация поведения, которая вызвана социальными и психологическими причинами, может привести в отдельных случаях к противозаконному поступку, а именно к правонарушению.

Каждое отдельное правонарушение является конкретным, так как оно:

1) совершается конкретным человеком;

2) происходит в определенном месте и в определенное время;

3) приходит в противоречие с действующим правовым предписанием;

4) характеризуется точными конкретными признаками, притом что отдельные правонарушения и их типы различны, хотя как антисоциальное явление они обладают общими чертами.

Можно выделить следующие признаки правонарушения, которые вместе и образуют это понятие:

1) правонарушение – это всегда деяние (действие или бездействие);

2) правонарушение – это всегда виновное деяние;

3) правонарушение – это нарушение правовых норм, которые содержат юридические обязанности и запреты.

Правонарушение – это деяние, поступки людей, поведение, действие или бездействие. Деяние – это внешне объективированный акт, который проявляется и воспринимается как отношение субъекта к реальной действительности, иным субъектам, государству и обществу. Вина является субъективным моментом деяния и необходимым признаком правонарушения.

Итак, правонарушения – это:

1) противоправные, виновные действия;

2) противоречащие нормам права деяния;

3) общественно опасные деяния;

4) нарушение общественных и личных интересов, общественного правопорядка и субъективных прав.

Правонарушения весьма разнообразны. Это разнообразие определяется различным содержанием общественных отношений, которые подвергаются посягательству со стороны правонарушителей, а также различным характером целей и мотивов поведения субъектов, спецификой жизненных ситуаций и др.

Виды правонарушений делят в зависимости от сферы общественной жизни, в которой они совершаются:

1) на правонарушения в сфере управленческой деятельности;

2) правонарушения в сфере экономики;

3) правонарушения в семейно-бытовой сфере.

В зависимости от опасности правонарушения для общества их делят на преступления и иные правонарушения (проступки).

Проступки отличаются от преступлений меньшей общественной опасностью. Они совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют различные объекты посягательства и правовые последствия. В этой связи они классифицируются на гражданские, административные, дисциплинарные правонарушения.

Гражданские правонарушения (проступки) отличаются от других проступков объектом посягательства. Им являются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Административные проступки представляют собой предусмотренные нормами административного, финансового, земельного, процессуального и иных отраслей права посягательства на установленный порядок государственного управления, законные интересы граждан (например, нарушение правил финансовой отчетности, правил противопожарной безопасности и др.).

Понятие типа государства.

Типология государств, т.е. их классификация по типам, содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.

Как известно, классификация может проводиться по разным основаниям (критериям). При этом под типом понимаются общие, системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

Типология представляет собой один из видов классификации и вместе с тем ее высшую форму, поскольку в основе типологии лежит группировка государств по одному из самых крупных и высших классификационных критериев — типу государств.

Типология государств — не абстрактная умозрительная конструкция. Она базируется на обобщении большого фактического материала исторического, социологического, правового и иного характера, на выявлении объективных процессов и связей, существующих в конкретном обществе, на анализе особенностей функционирования государственно-правовых явлений и систем.

В настоящее время в юридической литературе применяются два подхода к типологии государств — формационный и цивили-зационный.

Типология — это в известном смысле классификация государств по определенным качественным при-знакам, характерным чертам и особенностям, присущим им на определенном этапе развития.

Типологизация государств необходима для познания и выявления как общих признаков, имевших место у многих государств на протяжении их многовекового существования, так и особенностей, отличающих одни виды государств от других. История свидетельствует, что государства с момента их возникновения и до на-стоящего времени, имея много общих черт, вместе с тем обладают определенными индивидуальными при-знаками, т. е. являются не одноликими, а разнообразными. И это вполне объяснимо, поскольку каждое из государств имеет свою собственную историю, обладает уникальностью возникновения и развития, различ-ными условиями существования и т. д. Типологизация государств — это характеристика естественно-исторического процесса существования государств на различных этапах развития человеческой цивилизации. Поэтому представляется более правильным говорить не только о типах государств, а о типах государственности, которая включает в себя государство, право, правовые учреждения, правовую культуру и т. д.

Типология государств не может быть проведена в узких рамках только одного государства в чистом его виде. Объективный процесс познания различных типов государств неизбежно ведет к выявлению условий существования государства, его взаимосвязи с правом, правовой культурой, правовыми учреждениями и т. д., а это уже государственность, а не только государство.

Выше отмечалось, что типология государств — это их классификация на основании определенных при-знаков. Следует иметь в виду, что типология и классификация — понятия не равнозначные. Классификация — понятие более широкое, нежели типология. Последняя является одним из видов (уровней) класси-фикации. Типология (от слова тип, типичный) — это высший уровень классификации государств, высший уровень обобщения определенных черт, особенностей, признаков государств.

Поэтому под типом государства понимаются взятые в единстве (обобщенные) важнейшие черты госу-дарства, свойственные большим группам (многим), государствам на определенном этапе их существования и развития. Типология, как правильно отмечалось в литературе, это своего рода исторический срез госу-дарств, сходных по однородным качественным признакам. Типология основывается на анализе большого экономического, исторического, социологического, культурного, правового, психологического, религиозно-го материала, характеризующего условия существования и функционирования государств в определенные исторические эпохи. Поэтому анализ развития многочисленных государств в определенные исторические эпохи дает возможность выявить многие общие черты, присущие всем или большинству государств данной исторической эпохи и соответственно провести их классификацию.

При проведении типологии государств, т. е. при определении типов государств наука использует различные критерии (основания). Это могут быть экономические, политические, национально-культурные, религиозные, территориальные и т. п. основания. В зависимости от избранных критериев классификации различаются и соответствующие типы государств.

Например, Л. Гумплович различал государства в зависимости от размеров территории и количества населения. По его классификации государства делятся на мировые с территорией более 1 млн кв. км и населением более 50 млн человек, великие с территорией от 200 тыс. кв. км до 1 млн кв. км и населением от 30 до 50 млн человек и малые с территорией менее 200 тыс. кв. км и населением до 30 млн человек170.

Осуществить научную классификацию, т. е. типологию государств пытались еще Аристотель, Полибий и другие мыслители древности.

Аристотель предложил оригинальную классификацию государств: в зависимости от числа людей, осуще-ствляющих власть в государстве и в зависимости от целей, которые ставят перед собой государства.

По первому основанию он различал правление одного, правление немногих и правление большинства. По второму основанию он делил государства на правильные (когда ставится цель достичь общего блага) и неправильные (в них достигаются лишь частные цели). Как видим, в основе подхода к разграничению госу-дарств у Аристотеля главное место занимает человек, его права, свобода и интересы. Если мысли Аристоте-ля выразить современным языком, то правильным следует считать демократическое правовое социальное государство.

У Полибия был другой подход к типологии государств. Он считал, что смена одного типа государства другим является естественным процессом, аналогичным изменениям (жизни) природы.

Как в природе имеет место зарождение, развитие, исчезновение природных вещей, так и государства существуют по природному циклу, т. е. проходят этап возникновения, становления, расцвета, упадка (увяда-ния), исчезновения. Эти циклы переходят один в другой, и развитие государств идет по бесконечному кругу. История подтверждает многое из мыслей Полибия. Действительно, каждое из государств проходит этапы возникновения, укрепления, а отдельные государства, достигнув высокого уровня развития для своего вре-мени, затем исчезли вовсе (Афины, Рим, Спарта, Урарту, Киевская Русь и др.). На их месте возникли другие государства.

Формационная типология государств.

Суть этого подхода заключается в том, что за основу типологии государств берется общественно-экономическая формация.

Общественно-экономическая формация — это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства материальных благ, который определяется формой собственности на средства про-изводства.

Согласно учению об общественно-экономических формациях, первой из них была первобытнообщинная формация (примитивный коммунизм), затем возникают, сменяя одна другую, рабовладельческая, феодаль-ная, буржуазная, социалистическая, наконец, должна наступить коммунистическая формация. При первой формации государства еще нет, так как в нем нет необходимости, а при последней его уже нет, поскольку оно также отмирает из-за отсутствия в нем необходимости. Оно заменяется коммунистическим обществен-ным самоуправлением, а государство как политическая организация экономически господствующего класса исчезает вместе с исчезновением такого класса. При коммунизме никаких классов быть не должно. Рабовла-дельческой, феодальной, буржуазной, социалистической общественно-экономическим формациям соответ-ствует адекватный тип государства.

В принципе, формационный подход является научным, правильным подходом, особенно что касается исторического его аспекта. Нельзя отрицать существования рабовладельческих, феодальных, буржуазных, социалистических государств, нельзя не признавать исторической смены одного типа государств другими, Формационный подход являлся для своего времени научным открытием, достаточно обоснованным, ибо он констатировал бесспорный факт исторической действительности: прогрессивный характер развития го-сударств на основе более прогрессивных производственных отношений.

Рабовладельческий тип государства — исторически первое государство. По своей сущности рабовла-дельческое государство — это организация политической власти рабовладельцев. Оно функционирует в рабовладельческой общественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств — защита собственности рабовладельцев на средства производства, поддержка угнетения рабов.

Феодальный тип государства — результат исторического исчезновения рабовладельческого строя и воз-никновения феодальной общественно-экономической формации. Феодальному типу государства соответствуют феодальные производственные отношения. Феодальное государство крепостников является орудием для защиты их сословных привилегий, угнетения зависимого крестьянства. Феодальное государство обеспечивает право господствующего класса на землю, на владение крепостными крестьянами и присвоение значительной части их труда.

Буржуазное государство приходит на смену феодальному. Оно функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и формальной независимости рабочих от капиталистов. Марксизм утверждает, что буржуазное государство представляет собой комитет, организацию классового господства буржуазии над эксплуатируемым рабочим классом. Экономическому, политическому и идеологическому господству класса буржуазии соответствует и буржуазный тип права, выражающий классовую волю буржуазии, охраняющий капиталистическую систему общественных отношений.

Социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции, которая уничтожает отношения частной собственности и основанное на них государство. Отрицая буржуазный тип производственных отношений как эксплуататорский,

социалистическое государство создает такую систему экономических отношений, которая базируется на об-щественной собственности на орудия и средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Социалистическое государство — орудие политической власти рабочего класса. Оно выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и охрану общественной (но не частной) собственности.

Таким образом, формационный подход позволяет проследить исторический путь, по которому развиваются государства от первоначального уровня их организации до более высокого, более совершенного.

Т. е. одно из важных и положительных достоинств формационного подхода заключается в том, что смена исторических типов государства — это процесс прогрессивного, поступательного движения. Переход от рабовладельческого типа государства к феодальному, а затем к буржуазному и социалистическому означает движение вперед, от более простой к более совершенной государственной организации.

Отмечая бесспорную научность формационного подхода, необходимо обратить внимание на его недостатки:

1. Формационный подход является слишком общим, в его основе лежит один основной критерий — сло-жившаяся общественно-экономическая формация. Как было только что отмечено, существует множество государств, которые не могут быть отнесены ни к одной из формаций, называемых сторонниками этого подхода.

2. Формационное объяснение типов государств является жестко запрограммированным, однолинейным, оно не охватывает реального множества факторов, влияющих на тип государства, т. е. не является ис-черпывающим.

Исторический процесс развития почти двухсот современных государств весьма разнообразен, не од-нолинеен, не все народы и государства прошли и пройдут тот путь, который предсказывает формационный подход. Не у всех народов был рабовладельческий способ производства, не все государства являются буржуазными или будут социалистическими и т. д.

3. При формационном подходе акцент делается только на противоположные классы (рабы — рабовла-дельцы, зависимые крестьяне — феодалы-помещики, пролетариат — буржуазия).

Другие социальные структуры общества не берутся во внимание, исключаются из анализа, что свиде-тельствует не об объективности научного анализа, а о его заданности, предвзятости, так как не охватывается весь спектр общества, он искусственно обедняется.

4. Наконец, формационный подход не придает важного значения культурно-духовной составляющей в жизни любого общества, оставляет без должного внимания духовные, культурные, нравственные, психологические, религиозные факторы, акцентирует внимание лишь на противостоящих устремлениях антагонистических классов.

В связи с отмеченными недостатками формационного подхода следует констатировать, что он не может быть универсальным, а тем более единственным в изучении типологии государств.

В научной литературе XX в. представителями марксистской науки и соответственно формационного подхода была предпринята попытка выделить особый тип государств — переходный.

Этот тип государств не вписывался в формационную типологию, так как в их основе не было определенной, четко сложившейся общественно-экономической формации. Переходные государства возникали в результате активизации национально-освободительных движений (революций, восстаний и других протестных акций) против колониального господства таких стран, как Великобритания, Франция, Германия, Испания, Португалия, Бельгия, Голландия.

Переходные государства характеризуются многоукладностью экономики — от первобытнообщинных до социалистических экономических отношений. В официальной литературе утверждалось, что по мере посте-пенного развития эти государства должны стать либо

буржуазными, либо социалистическими. В принципе, так оно и произошло. Одни из переходных государств стали буржуазными: Индия, Алжир, Египет; другие — социалистическими (Вьетнам, Куба); третьи до насто-ящего времени не преодолели переходный этап (многие страны тропической Африки, Лаос, Камбоджа и др.).

С точки зрения научного подхода, выделение переходных государств вполне объяснимо и оправдано. Такие государства были и есть, они имеют ряд общих характерных черт:

а) отсутствие полноценного суверенитета, экономическая и политическая зависимость от колониальной державы;

б) выход на самостоятельный путь развития;

в) многоукладность экономики;

г) неустойчивость политического режима;

д) наличие родоплеменных, полуфеодальных отношений и т. д.

Эти и другие общие черты свидетельствуют об особом типе государства, именуемом переходным.

На рубеже XX —XXI вв. появились другие переходные государства — постсоциалистические, когда со-циалистические экономические отношения трансформируются в капиталистические, сопровождающиеся вследствие этого сменой политического строя, сменой конституции, политических режимов, социальных от-ношений.

Цивилизационная типология государств.

В последние годы юридическая (в основном учебная) литература уделяет большое внимание цивилиза-ционному подходу типологии государств. Отдельные авторы называют его важнейшим, более объективным, нежели формационный подход, и т. п. Следует отметить, что создатель этого подхода, английский историк А. Тойнби занимался анализом типов не государств, а цивилизацией, обществ. Поэтому прямое перенесение критериев цивилизаций на типологию государств не совсем адекватно. Одно дело цивилизация и другое — государство. К примеру, в современной восточной цивилизации существует социалистический Китай и капиталистическая Япония, в которых правовое положение человека существенно различно. А некоторые активные сторонники цивилизационного подхода как раз подчеркивают, что в нем на первое место ставятся права, интересы, духовные начала человека. Якобы человек при таком подходе стоит в центре изучения прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная личность.

Правы О.И. Чистяков и М.Н. Марченко в том, что отдельные авторы нередко подменяют прежние формации словами «цивилизация» и в результате рабовладельческое общество становится античным, феодальное — средневековым и т. д.171

При цивилизационном подходе тип государства определяется на основе идеально-духовных, культурных факторов, что также не может быть достаточным, поскольку теперь уже упускаются из виду материальные, экономические факторы влияния на сущность, форму и тип государства.

Итак, цивилизационный подход.

А. Тойнби формулирует понятие цивилизации как относительно замкнутое и локальное состояние общества, характеризующегося общностью религиозных, психологических, культурных, географических признаков. Наиболее важными и постоянными из них он считает религию и территориальный признак172. Цивилизация — понятие более широкое и емкое, чем общество. Жизнь цивилизаций более продолжительна, чем обществ, они занимают обширные территории; число людей, охватываемых цивилизациями, как правило,

велико. Они имеют тенденцию к распространению и подчинению других обществ, в том числе и обществ собственного вида.

Тойнби выделяет 21 цивилизацию, из них по его мнению, наиболее значительные — египетская, китайская, западная, православная, арабская, мексиканская, иранская, сирийская, дальневосточная и др.

Цивилизационный подход, безусловно, позволяет подходить к типологии государств с более широких позиций, он не столь схематичен, как формационный и характеризует более разнообразную картину эволю-ции государств.

С позиций цивилизационного подхода можно более глубоко проследить взаимосвязь культуры народа и государственного устройства, обнаружить определенную детерминированность государства такими факто-рами, как религия, культура, территория, духовная жизнь, традиции народа, его менталитет.

В этом смысле цивилизационный подход имеет несомненные достоинства. Особенно, если иметь ввиду, что этот подход придает важное значение роли государства в сохранении и упрочении цивилизации.

С позиций цивилизационного подхода государство солидаризирует общество, является одним из важных факторов его духовного развития. Наконец, само государство — это одно из явлений цивилизации, в нем во многом фокусируются ее особенности. Государство, будучи обусловленным определенной цивилизацией, само активно влияет на нее, сохраняя (или разрушая) ее основополагающие элементы: культуру, традиции, территорию и т. д.

В заключение необходимо отметить, что цивилизационный и формационный подходы не следует рас-сматривать как взаимоисключающие. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. По существу они дополняют и углубляют друг друга. Использование их позволяет провести более глубокий и всесторонний анализ типов государства.

Взятые же в отдельности, они не дают полноценной картины существования различных типов государств, имевших место на пути их исторического развития.

Частное и публичное право

Деление на частное и публичное право в разных формах имеется во всех развитых правовых системах.

Деление на частное и публичное право – это разделение на группы, которые систематизируют правовые нормы, служащие для обеспечения общезначимых (публичных) интересов, т. е. интересов государства и общества в целом (конституционное, административное, уголовное, процессуальное, финансовое, военное право), и правовые нормы, которые защищают интересы частных лиц (гражданское, семейное, трудовое право и т. д.).

Публичное право непосредственно связано с публичной властью, которой обладает государство.

Частное право призвано обслуживать прежде всего потребности частных лиц (физических или юридических), которые имеют властные полномочия и выступают как свободные и равноправные собственники. Частное право связывают главным образом с появлением и развитием института частной собственности и отношениями, которые возникают на его основе. Частное право развивалось исторически одновременно с частной собственностью.

Систематизация частноправовых норм реализуется при использовании следующих способов:

1) институционального (наставнического);

2) пандектного (свободного, совокупного).

Соотношение частного и публичного права:

1) частное право – это совокупность правовых норм, которые регулируют и охраняют интересы частных собственников свободных субъектов рынка, а также их отношения в процессе производства и обмена. В то же время публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок работы органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, иных государственных учреждений, осуществления правосудия, борьбу с посягательствами на действующий порядок;

2) частное право не может осуществляться без публичного, так как последнее служит для охраны и защиты первого;

3) частное право в своей реализации опирается на публичное. В общей правовой системе публичное и частное право тесно взаимосвязаны, и их разграничение до какой-то степени является условным.

Частное право является правом лично-свободным. В своих границах субъект может реализовывать его в произвольном направлении. Частноправовая мотивация имеет только известный предел действию иных мотивов (альтруистических, эгоистических и пр.). Иначе публично-правовая мотивация самостоятельно указывает на направление, в котором право осуществляется и исключает действие иных мотивов.

Основная функция частного права состоит в распределении материальных и иных благ, в фиксировании их за конкретными субъектами.

Основная функция публичного права состоит в регуляции отношений между людьми велениями, которые исходят от единственного центра, каким является государственная власть.

Мировая юридическая практика показывает, что частное и публичное право как правовые институты играют позитивную роль в поддержании рационального баланса социальных интересов, более гибком взаимодействии динамично развивающихся общественных отношений, защите и осуществлении прав и свобод человека и гражданина.

Частное право является основой предпринимательства, рыночной экономики. При этом современное частное право подразделяется на два вида: договорное и корпоративное.

Частное право – это главным образом «рыночное право», играет важную роль в создании единого правового пространства, а публичное право реализует воздействие на интересы государственные и межгосударственные.

Юридическая техника

Юридическая техника – это совокупность средств, специфических правил и приемов, которые используют при создании, оформлении и систематизации юридических актов для обеспечения их эффективности и регулятивного действия на общественные отношения. Существует следующая классификация юридической техники.

1. Техника изложения воли законодателя – юридическая техника, применение которой характеризуется соблюдением следующих правил при создании, оформлении и систематизации юридических актов: синтаксических – таких, в которых первоначальной, основной единицей текста является предложение, выражающее законченную мысль; стилистических – это правила, которые предполагают построение текста нормативного правового акта в простом стиле, с употреблением четких и кратких формулировок, а также устойчивых словосочетаний. Согласно этому правилу в тексте нормативных актов должно присутствовать уместное использование обязываний, дозволений, запретов; лингвистических – это такие правила, которые предполагают использование языка и стиля в юридических актах, которые не отличаются друг от друга, так как им должны быть свойственны директивность и официальность; терминологических – это правила, использование которых при изложении правовых норм, предписаний предполагает использование общеупотребительных, специальных юридических и специальных технических терминов, которые обязаны быть общепризнанными, ясными, однозначными, точными, устойчивыми, должны обладать адекватным формулированием и ограниченной по смыслу специализацией.

При этой технике употребляются следующие средства изложения воли законодателя:

1) нормативное построение, а именно организация правовых норм по структуре и использование в законах, положениях, предписаниях их разновидностей (деление на регулятивные, охранительные и другие нормы права);

2) юридические конструкции, а именно представление правового материала в виде стандартных моделей или схем (в частности, состав преступления, договор и др.);

3) отраслевая типизация, т. е. использование в тексте правовых предписаний конструкций и нормативных построений, а также терминологии какой-то конкретной отрасли права.

Применяются следующие приемы изложения правовых норм:

1) прямое изложение;

2) ссылочный характер изложения;

3) абстрактный;

4) казуистический;

5) бланкетный.

2. Техника документального оформления – это структурная организация юридического текста и его оформление с помощью официальных реквизитов. Ими можно считать как логически связанные абзацы, так и части статей, глав, параграфов, разделов и частей.

Существуют реквизиты, которые призваны придавать юридическому акту официальный характер, в частности речь идет: 1) о заглавии нормативного документа; 2) наименовании нормативного документа; 3) дате принятия и введения документа в действие; 4) порядковом номере нормативного документа; 5) подписи; 6) печати.

3. Техника в зависимости от характера содержания юридического акта делится:

1) на правотворческую технику;

2) правоприменительную технику;

3) интерпретационную технику.

Происхождение права.

Право — институт, теснейшим образом связанный с государством. Характерный признак права — это санкции за его нарушение, исходящие от публичной политической власти. С момента, когда политическая власть берет под защиту, делает гарантированной ту или иную социальную нормативную систему, последняя приобретает юридические черты. Поскольку существование и функционирование государства и права отличается тесной взаимосвязью и взаимодополняемостью, можно с большой достоверностью предположить, что генезис права и государства проходил в основном синхронно. Становление государства и права представляли собой две стороны единого процесса организации политического общества.

Формирование права шло по нескольким направлениям.

Во-первых, право вырастало из обычая. В первобытной общине обычай был наиболее распространенным регулятором человеческого поведения. Обычай складывался из многократно повторявшихся актов общественной деятельности и был направлен на регулирование сферы хозяйства, брачно-семейных, религиозных, властных и иных отношений. Обычай становился правовым, превращался в обычное право после того, как получал санкцию со стороны общественной власти. С течением времени шел своего рода естественный отбор обычаев: одни отмирали, другие появлялись, третьи продолжали действовать. На-рождающаяся политическая власть не только была обязана подчиняться существующим обычаям, но даже культивировала многие из них, понимая их объективную необходимость. Вместе с тем очевидно, что ранние государства стремились поддерживать не всякие обычаи, а лишь те, в которых было заинтересовано все племя (союз племен). Обычай становился правовым, видимо, в случае, когда он был направлен на удовлетворение потребностей всех общинников. Государственная власть, сохраняя и защищая общественно необходимые правовые обычаи, стремилась объединить этнос на институциональных, политических, а не кровнородственных основаниях. Власть была заинтересована в том, чтобы разрушать клановые, родовые обычаи, разъединяющие племя.

В течение довольно длительного времени после образования государств существовал известный параллелизм между обычным правом и государством. Эти две сферы были связаны, но при значительной степени автономности каждой из них.

Второе направление формирования права было связано с деятельностью судебных органов (жрецы, монархи или их представители). Возникающие межплеменные, межродовые, межличностные конфликты разрешались на основе существовавших обычаев, но, поскольку каждый конфликт всегда в чем-то уникален, а общественные отношения развиваются, суд вставал

перед необходимостью принимать решение, не предусмотренное правовым обычаем. В этом случае суд руководствовался интересами племени (союза племен) и политической власти. Таким способом формировалось прецедентное право, с одной стороны, дополнявшее обычное право, с другой — в немалой степени вытеснявшее его. Право, творившееся судами, зачастую было ближе к государственной власти, в большей степени отражало ее корпоративные интересы. Формирование прецедентного права отражало процесс укрепления государственной власти, повышения уровня ее независимости от пле



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.79 (0.02 с.)