Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 12. Собственость в системе экономических отношений и экономическая теория прав собствености

Поиск

 

• Собственность как идеальное понятие и реальное отношение (присвоение-отчуждение);

• Собственность как экономическая категория товарного хозяйства (производственное отношение);

• Частная собственность как экономическая категория;

• Отношение собственности и общественно-экономическая формация;

• Собственность как категория права (правовая форма производственных отношений);

• Экономико-правовая концепция собственности.

• Основные правовые традиции и их различия.

• Традиции англосаксонского и романо-германского права

• Общее право и система правомочий собственности. «Пучок прав» собственности.

• Формы собственности. Национализация. Приватизация.

 

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы.

- Понятия собственности в различных направлениях экономической науки;

- Отношения собственности в различных общественно-экономических формациях;

- Роль частной собственности в становлении рыночного общества;

- Частная и общественная собственность на средства производства;

- Трактовка «прав собственности» в различных правовых системах;

- Права собственности в англосаксонской традиции норм общего прав;

- Формы и виды собственности;

- Практические следствия, вытекающие из различий правовых систем;

- Содержание экономической теории прав собственности (Теорема Р. Коуза);

 

Доклады на практических занятиях к теме 12.

  1. Правовые системы и их практические следствия для хозяйствования
  2. Теорема Р. Коуза.

 

Основная литература

Экономическая теория. Часть 1. Основы политического анализа рыночного хозяйства /Под ред. В.А.Пешехонова, А.А.Шевелева. СПб., 2001. Модуль 5.

Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник/ В.Я. Иохин. – М. Экономист. 2004.

Ушанков В.А. Введение в экономическую науку (экономическая пропедевтика). СПб.: Изд-во НПК «РОСТ», 2009. Тема 11.

Дополнительная литература

Маркс К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23, 26 Ч. Ш

Смирнов И.К., Смирнова О.И. Противоречия собственности: становление, разрешение, развитие. – СПб.: Из-во С.-Петерб. Ун-та, 2004.

Коуз Р. Фирма, рынок, и право. - Пер. с анг. - М.: 1993.

Алексеев И.Н. Собственность и социализм: опыт обоснования социально-экономической программы евразийства //Русская философия собственности (ХУ11- ХХ вв.). Авторы-составители К. Исупов, И. Савкин -СПб. СП «Ганза», 1993.

Франк С.Л. Собственность и социализм////Русская философия собственности (ХУ11- ХХ вв.). Авторы-составители К. Исупов, И. Савкин -СПб. СП «Ганза», 1993.

Капелюшников Р. Экономическая теория прав собственности. М. 1990.

Новгородцев П.И. Введение в философию права. М.,1978.

 

ТЕМА 13. ДЕНЬГИ

• Исторические концепции происхождения денег (эволюционная или металлическая концепции).

• Различия в понимании природы денег в классической и неоклассической традициях (товарная и номиналистическая);

• Сущность и функции денег в теории трудовой стоимости;

• Неоклассическая теория денег и их функции;

• Этимологическая история денег в России.

 

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы.

- Реалистическая или номиналистическая концепция появления денег.

- Различие товарной и номиналистической теории появление денег;

- Связь определения денег и определения цены;

- Виды денег (полноценные, бумажные, кредитные);

- Количественная теория денег;

- Особенность современных денег;

 

Доклады на практических занятиях к теме 13.

 

  1. Исторические концепции происхождения денег.
  2. Электронные деньги

Основная литература

Деньги. Кредит. Банки: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. – М.: ТК Вебли, Из-во Проспект, 2009. Гл. 1-6, 8.

Ушанков В.А. Введение в экономическую науку (экономическая пропедевтика). СПб.: Изд-во НПК «РОСТ», 2009. Тема 10.

Дополнительная литература

 

Маркс К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23.

 

История экономических учений: (современный этап): Учебник/ Под общ. ред. А.Г. Худокормова. –М.: ИНФРА-М, 2009. (Высшее образование). Глава7.

Джевонс У. Ст. Деньги и механизм обмена/ Уильям Стенли Джевонс; пер. с англ. – Челябинск: Социум, 2006 (Серия: Библиотека КВЛ: Экономика).

Долан Э. Дж., Линдсей Д. Деньг, банковское дело и денежно-кредитная политика. СПб. 1994.

Пашкус Ю.В. Деньги прошлое и современность. Л., 1990.

 

ТЕМА 14. Совремнный этап развития экономической науки

• Соотношение фундаментального, прикладного, конкретного и специального знания в экономической науке.

• Современная структура фундаментального теоретического знания в экономической науке;

• «Экономикс» и мейнстрим в экономической науке;

• Институциональные направления в экономической науке.

• Экономическая история и история экономической мысли;

• Типы научной рациональности: классическая и неклассическая наука;

• Проблема кризиса в экономической науке.

 

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы.

- Фундаментальные теории в экономической науке;

- Прикладные и специальные дисциплины в экономической науке;

- Институционализм и неоинституционализм как направления в экономической науке;

- Проявления кризиса в экономической науке;

- Постмодернизм в экономической науке;

 

Доклады на практических занятиях к теме 14.

  1. Проблема соотношения теории и практики в экономической науке
  2. Постмодерн в экономической науке.

Основная литература

История экономических учений: (современный этап): Учебник/ Под общ. ред. А.Г. Худокормова. –М.: ИНФРА-М, 2009. (Высшее образование).

Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер, с анг., 4-е изд. – М.; «Дело Лтд», 1994.

Дополнительная литература

 

Экономическая теория/Под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Нъюмена: Пер. с англ./Научн. Ред. чл.-корр. РАН В.С. Автономов. М.: Инфра-М, 2004-ХХП,

Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества: Научное издание. – М.: “Academia” –«Наука», 1998.

Хайлбронер Роберт Л. Философы от мира сего / Роберт Л. Хайлбронер; пер. с англ. И Файбисовича. – М.: Издательство КоЛибри, 2008.

Гальперин В.М. Экономикс, сиречь наука экономическая//"Экономическая школа", вып. 2, 1992.

Теории информационного общества. Т. Стоуньер, М. Норайт, Ф. Махлуп, И. Мауда

Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества: Научное издание. – М.: “Academia” –«Наука», 1998.

Ушанков В.А. Становление информационной системы: ценностные характеристики Проблемы современной экономики/Евразийский международный научно-аналитический журнал №3/4 2002.

Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М.: Прогресс, 1968.

Шаститко А. Базовые понятия институционального анализа, в «Ведение в институциональный анализ» Под ред. Тамбовцева М. Теис. 1996.

Белянин А. Дениел Канеман и Верон Смит: Экономический анализ человеческого поведения (Нобелевская премия за чувство реальности)// «Вопросы экономики», 2003. № 1.

Ананьин О.И. Философия и методология экономической науки // Философия социальных и гуманитарных наук. Под ред. С.А. Лебедева. М.: Академический проект. 2006.

Философско-методологический анализ экономических теорий. Составитель – У. Мяки. М.:ГУ-ВШЭ, 2000.

Блауг М. Методология экономической науки, или как экономисты объясняют. М.: НП «Журнал ВЭ», 2004.

Методология экономической науки. Составитель – О.Ананьин. М.: ГУ ВШЭ. 1998.

Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство/ Пер. с английского. Под ред. проф. А.Н. Романова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

 

ТЕМА. 15. АГРАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ЕГО ОСОБЕННОСТЬ

• Особенность сферы сельскохозяйственного производства.

• Землевладение и землепользование.

• Понятие ренты. Арендная плата.

• Дифференциаль­ная рента I и П.

• Цена земли.

• Абсолютная земельная рента. Монопольная рента.

• Агропромышленный комплекс, его структура и основные функции.

• Современная аграрная политика.

 

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы.

- Особенность сферы сельскохозяйственного производства;

- Отличие земельной ренты и арендной платы;

- Дифференциаль­ная рента I и П рода;

- Абсолютная земельная рента. Монопольная рента;

- Цена земли;

 

Доклады на практических занятиях к теме 15.

  1. Современное понятие земельной ренты

 

Основная литература

Йохин В.Я. Экономическая теория: Учебник/В.Я. Йохин. – Экономист, 2004 Гл.17.

Пащенко А. Пешехонов В. Экономика аграрного сектора. Учебное пособие. СПб, 2002.


 

Перечень

вопросов для подготовки к экзамену по курсу «Основы экономической науки»

1. Эмпирическое и научное знание: особенности и признаки;

2. Объект и предмет исследования в экономической науке

3. Особенность объекта исследования в экономической науке;

4. Экономическая наука, теория и экономическая политика;

5. Типология методов познания в экономической науке

6. Нормативный и позитивный методы в экономической науке;

7. Единство логического и исторического методов исследования в экономической науке;

8. Основные концепции периодизации общественной и экономической истории развития;

9. Цивилизационный подход к истории развития общества

10. Хозяйство и экономика – особенность и различие;

11. Азиатский и Античный способы производства: общее и особенность;

12. Экономика – рыночная форма хозяйства;

13. Основные организационно-правовые формы хозяйства (цех, мануфактура фабрика);

14. Мануфактура как переходная экономическая форма хозяйственных отношений;

15. Рынок, рыночная экономика и типы рыночных экономик.

16. Конкуренция и ее разновидности в рыночной экономике;

17. Государство и экономика в национальном хозяйстве;

18. Экономика, экономическая система, экономика национального хозяйства: общее и различие

19. Национальные особенности рыночных экономик;

20. Капитализм и социализм как идеология и как общественно-экономический строй;

21. Индустриальное, постиндустриальное и постэкономическое общества;

22. Исторические, природно-географические и культурно-исторические особенности национального хозяйства России.

23. Основные этапы становления и развития экономической науки;

24. Начало «науки» о хозяйстве. Два вида «искусства наживать состояние» у Аристотеля;

25. Экономическая мысль раннего христианства и средневековья;

26. «Справедливая цена» у Аристотеля и Фомы Аквинского;

27. Ренессанс и реформация и их роль в становлении экономического мышления;

28. Протестантская этика и дух капитализма.

29. Гедонизм и утилитаризм – этика нового времени.

30. Меркантилизм как система взглядов и как экономическая политика.

31. Ранний и поздний меркантилизм;

32. Французская школа физиократов – начало системного представления об общественном производстве.

33. Предшественники научного знания о хозяйстве (Тюрго, У. Петти);

34. «Экономическая таблица» Кенэ;

35. Идея «естественности» - отличительная черта зарождающейся науки о хозяйстве.

36. Учение Адама Смита как первая теоретическая система в описании хозяйства:

37. Учение о стоимости и цене в учении А. Смита;

38. Противоречия и методологический дуализм учения А. Смита;

39. Учение Жан-Батист Сэя о полезности как источнике богатства;

40. Основные направления в экономической науке и их аксиоматика;

41. Аксиоматические основания марксисткой политической экономии;

42. Аксиоматические основания маржинализма;

43. «Парадокс Смита» и его разрешение в теории предельной полезности;

44. Маржинальная революция в экономической науке и два ее этапа.

45. Неоклассическое направление в экономической науке;

46. Основное содержание экономической теории марксизма;

47. Предмет исследования в марксистской политической экономии;

48. Предмет научного исследования в неоклассическом анализе;

49. Особенности неоклассического направления в экономической науке;

50. Теория трудовой стоимости в учении К. Маркса;

51. Закон стоимости и прибавочной стоимости в учении К. Маркса.

52. Основные понятия в теории предельной полезности (потребность, полезность, ценность, благо);

53. Первый и второй законы Госсена;

54. Модель конского рынка (Е. Бём-Баверк);

55. «Экономикс» - современная интерпретация теории предельной полезности;

56. Понятие «производство», «воспроизводство» и их модели в экономической науке;

57. Теория производительных сил и теория факторов производства;

58. Диалектика производительных сил и производственных отношений;

59. Формационная периодизация общественного и экономического развития;

60. Общественное производство, воспроизводство и его фазы;

61. Рынок, его функции и субъекты;

62. Понятия необходимого и прибавочного продуктов в экономической науке;

63. Экономические формы прибавочного продукта в экономическом обществе (прибыль, рента, процент);

64. Капитал и его интерпретации в различных экономических теориях.

65. Богатство и роскошь – различия в понимании;

66. Совокупный общественный продукт и его определения в различных экономических системах;

67. Национальное богатство его структура и подходы к его оценке;

68. Реалистическая или номиналистическая концепция происхождения денег;

69. Деньги и их функции в классической и неоклассической традициях;

70. Виды денег (полноценные, бумажные, кредитные);

71. Собственность как понятие и реальное отношение (присвоение-отчуждение);

72. Собственность как экономическая категория (производственное отношение);

73. Собственность как категория права;

74. Виды и формы собственности в различных экономических теориях;

75. Традиции англосаксонского и романо-германского права и их различия


 

Методика

расчета итоговой оценки по дисциплине учебного курса «Основы экономической теории» для студентов бакалавриата (1 семестр 2011г)

I. Итоговая оценка по дисциплине учебного курса

Итоговая оценка по дисциплине учебного курса определяется как сумма оценок двух параметров:

1) Промежуточная аттестация студента по итогам обучения в течение всего семестра. Максимальная доля этого параметра в итоговой оценке по дисциплине курса занимает – 40%;

2)Итоговый письменный экзамен (ответы на 3 вопроса). Максимальная доля этого параметра в итоговой оценке занимает - 60%.

3) Итого, максимально - 100% (оценка - А по 6-бальной системе).

1.1.1 II. Промежуточная аттестация студента

Промежуточная аттестация студента (40%), рассчитывается руководителем семинарских занятий (ассистентом), исходя из работы студента в течении всего семестра, оцениваемой по трем параметрам (текущий контроль активности, посещаемость практических занятий и результаты контрольных работ).

Максимально количество по каждому параметру:

- Текущий контроль (активность на семинарских занятиях, доклады и т.д.) - 5%

- Посещаемость практических занятий – 5 %

- Промежуточные итоги (контрольные работы) - 30%.

В результате промежуточной аттестации студента выводиться (промежуточная) оценка по 6 бальной системе. (100% - А по 6-бальной оценке).

Оценка по 6-бальной системе с учетом набранных процентов, определяются следующим образом:

 

% Зачет Оценка  
81 -100 зачет А «5»
71-80 зачет В «4+»
61-86 зачет С «4»
51-60 зачет D «3»
41-50 зачет Е «3-»
40- и ниже незачет F «2»

 

Текущий контроль - оценка активности студента на семинарском занятии дается руководителем семинарского занятия по итогам выступлений студента, ответа им на вопросы семинарского занятия, докладов, сообщений и т.д. Оценка производиться по 6 - бальной системе (совпадает с принятыми буквенными оценками). Максимальная итоговая оценка активности соответствует 5% от итоговой оценки (А).

Посещаемость семинаров и лекций. 5% - максимальная оценка соответствует 100% посещаемости. Соответственно, отсутствие присутствия означает снижение общей итоговой оценки студента на 5%. Оценка производиться по 6 - бальной системе (совпадает с принятыми буквенными оценками). Максимальная итоговая оценка активности соответствует 5% от итоговой оценки (А).

Промежуточные итоги определяются по итогам контрольных работ. Оценка теста происходит по четырех бальной системе: верно - 3; скорее верно, чем неверно – 2; скорее неверно, чем неверно -1; неверно – 0.

1.1.2 Ш. Итоговый экзамен

Итоговый экзамен проводиться в письменной форме. Каждый из 3 вопросов оценивается по 6 - бальной системе (совпадает с принятыми в университете буквенными оценками – A, B, C, D, E, F). Максимально набранное количество балов по результатам итогового экзамена соответствует 60%, от итоговой оценки по дисциплине курса (итоговая оценка).

Время для выполнения письменных работ – академический час.

***

Для студентов. Проще говоря, конечная оценка по дисциплине, складывается из двух букв. Оценка письменных ответов, причем экзаменационная «буква» имеет приоритет. Грубо говоря, если у Вас за экзамен – А, а за промежуточные итоги – В, то окончательная оценка будет – А. В редких и спорных случаях, при выставлении окончательной оценки, внимание лектора и ассистента может быть обращено на качество Ваших промежуточных итогов обучения (на итоги семинарской работы).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.140.251 (0.011 с.)