Модуль 1. Предмет и метод в экономической науке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 1. Предмет и метод в экономической науке



Содержание курса

МОДУЛЬ 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ

ТЕМА 1. Основны теоретеического Познания в экономической науке

• Предметно-объектный принцип познания.

• Эмпиризм и рационализм в познании;

• Признаки научного знания;

• Наука и теория;

• Экономическая теория и экономическая политика.

• Особенность экономической науки как знания об обществе;

• Понятие «объекта» и «предмета исследования» в науке о хозяйстве;

• Хозяйство как объект исследования в экономической науке.

• Задачи и функции науки о хозяйстве;

• Крупные эпистемологические этапы развития знания о хозяйстве (донаучный, научный и современный);

 

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы.

- Рационализм и эмпиризм в познании;

- Признаки научного знания;

- Каково соотношение понятий науки и теории?

- В чем выражается особенность экономической науки?

- Объект исследования в экономической науке;

- Соотношения понятий «объект» и «предмет» исследования в экономической науке;

- Какие крупные эпистемологические этапы составляют историю экономической науки?

- Основные задачи и функции экономической теории;

Доклады на практических занятиях к теме 1.:

  1. О предмете науки. (Туган-Барановский И.И Основы политической экономии. Спб., 1911. С. 3-18.)
  2. Об особенностях предмета общественных наук. (Познышев С.В. Задачи общественных наук в связи с основанием этики. М. 1908).

 

Основная литература

Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА, 2001. Глава 1.

Ушанков В.А. Введение в экономическую науку (экономическая пропедевтика). СПб.: Изд-во НПК «РОСТ», 2009. Темы 1-2.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (ХУП - ХУШ в.в) М.: Наука 1987г.

Маркс К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. Предисловие к 1 изданию.

 

 

Дополнительная литература

Булгаков С.Н. История экономических и социальных учений / Сергей Николаевич Булгаков; вступ. статья, сост. и примеч. В.В. Сапова – М.: Астрель, 2007.

Булгаков С.Н. Задачи политической экономии. В кн. Труды по социологии и теологии: В 2-х т. Т. 1: От марксизма к идеализму/ Ин-т социологии. – М.: Наука, 1997. – (Социологическое наследие).

Блауг М. Методология экономической науки, или как экономисты объясняют. М.: НП «Журнал ВЭ», 2004. Гл. 1-4.

РоббинсЛ. Предмет Экономической науки//ТНЕSIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1993. Зима Т. 1. Вып. 1.

Пешехонов В.А. Введение в политическую экономию. Учеб. Пособие. – Л.: Издательство Ленинградского университета. 1989.

Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник/ В.Я. Иохин. – М. Экономист. 2004.

Философия науки/под ред. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2006.

Вебер М. “Объективность” социально-научного и социально-политического познания // Избр. произведения. М.: 1990.

Ананьин О.И. Философия и методология экономической науки // Философия социальных и гуманитарных наук. Под ред. С.А. Лебедева. М.: Академический проект. 2006. Раздел II, глава 3.

Введение в философию: Учеб. пособие для вузов/Авт. Колл.: Фролов И.Т. и др. М.: Республика, 2004.

Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М.: Логос, 1998, гл.1-4.

Ефимов В. Предмет и метод интерпретативной институциональной экономики//«Вопросы экономики», № 8, 2007.

Канке В.А. Философия экономической науки: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007.

Отмахов П. Эмпиризм в экономической науке: теория и практика// Вопросы экономики. 1998. -№4.- С.58-72.

Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания: Учебник. – М.: Гардарики, 2005.

 

ТЕМА 2. Методы в экономической науке

• Логика и формально-логические методы познания

• Диалектический метод познания

• Научные методы познания

• Нормативный и позитивный методы в экономической науке.

• Исторический и логический методы познания.

• Экономические законы и категории: особенность действия в экономической науке.

 

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы.

- Общенаучные методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция и т.д.

- Научный метод познания и формально-логические методы в науке;

- Как соотносятся абстрактное и конкретное в экономическом исследовании?

- Историческое и логическое: соотношение понятий;

- Математические методы в экономическом исследовании;

 

Доклады на практических занятиях к теме 1.:

  1. О позитивном и нормативном в экономической науке. (Фридмен М. Методология позитивной экономической науки// ТНЕSIS, Теория и история экономических и социальных систем и институтов. М., 1994. Вып. 4. Ушанков Вячеслав Анатольевич О позитивном и нормативном в экономической науке //Вестник СБб ГУ. Серия 5: Экономика, 2006. — № 4. — С. 3-12).

 

Основная литература

Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА, 2001. Глава 1.

Ушанков В.А. Введение в экономическую науку (экономическая пропедевтика). СПб.: Изд-во НПК «РОСТ», 2009. Темы 1-2.

 

 

Дополнительная литература

Блауг М. Методология экономической науки, или как экономисты объясняют. М.: НП «Журнал ВЭ», 2004. Гл. 1-4.

Пешехонов В.А. Введение в политическую экономию. Учеб. Пособие. – Л.: Издательство Ленинградского университета. 1989.

Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник/ В.Я. Иохин. – М. Экономист. 2004.

Философия науки/под ред. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2006.

Фридмен М. Методология позитивной экономической науки// ТНЕSIS, Теория и история экономических и социальных систем и институтов. М., 1994. Вып. 4.

Вебер М. “Объективность” социально-научного и социально-политического познания // Избр. произведения. М.: 1990.

Ананьин О.И. Философия и методология экономической науки // Философия социальных и гуманитарных наук. Под ред. С.А. Лебедева. М.: Академический проект. 2006. Раздел II, глава 3.

Ушанков Вячеслав Анатольевич О позитивном и нормативном в экономической науке //Вестник СБб ГУ. Серия 5: Экономика, 2006. — № 4. — С. 3-12.

Введение в философию: Учеб. пособие для вузов/Авт. Колл.: Фролов И.Т. и др. М.: Республика, 2004.

Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М.: Логос, 1998, гл.1-4.

ТЕМА 4. Хозяйство и экономика

• Хозяйство и его основные организационно-правовые формы хозяйства (цех, мануфактура фабрика);

• Мануфактура – переходная экономическая форма хозяйственных отношений;

• Хозяйство и экономика: соотношение понятий;

• Экономика – рыночная форма хозяйства;

• Рынок, рыночная экономика и типы рыночных экономик.

• Рынок, его функции и субъекты;

• Конкуренция и монополия. Монополистиче­ская конкуренция;

• Экономика национального хозяйства;

• Рыночное, социально-ориентированное национальное хозяйство.

• Экономический порядок и строй национального хозяйства.

• Национальные особенности рыночных экономик;

• Концепции участия государства в экономике («Ночной сторож», субъект экономики и т.д.).

 

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы.

- Хозяйство и экономика – в чем различие?

- Обмен, бартер, коммерческая торговля: соотношение понятий;

- Основные этапы развития техники; машина и машинное производство;

- Условия и причины товарно-денежного хозяйства;

- Роль мануфактурного разделения труда в становлении экономики;

- Машина и автомат: сходство и различие;

- Характерные черты, условия и этапы развития рыночной экономики;

- Типы и виды современных экономик национальных хозяйств;

- В чем особенность плановой, централизованно управляемой экономии?

- Исторические, природно-географические и культурно-исторические особенности национального хозяйства России.

 

ТЕМА9. ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ

 

• Объективные и субъективные обстоятельства появления теории предельной полезности;

• «Парадокс Смита» и решение его в теории предельной полезности.

• Ценность и цена в маржинализме.

• Общая и предельная полезности.

• Первый и второй законы Госсена.

• Теория равновесия спроса и предложения в неоклассическом анализе

• «Экономикс» - современная интерпретация теории предельной полезности

 

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы.

- Как разрешается «парадокс Смита» в теории предельной полезности?

- Содержание ценности в теории предельной полезности?

- Основные понятия в теории предельной полезности (потребность, полезность, ценность, благо);

- Что иллюстрируют таблица Менгера и модель конского рынка (Е. Бём-Баверк).

- Что означает закон максимизации общей полезности в теории предельной полезности?

- В чем состоит проблема измерения предельной полезности в маржинализме?

 

ТЕМА 13. ДЕНЬГИ

• Исторические концепции происхождения денег (эволюционная или металлическая концепции).

• Различия в понимании природы денег в классической и неоклассической традициях (товарная и номиналистическая);

• Сущность и функции денег в теории трудовой стоимости;

• Неоклассическая теория денег и их функции;

• Этимологическая история денег в России.

 

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы.

- Реалистическая или номиналистическая концепция появления денег.

- Различие товарной и номиналистической теории появление денег;

- Связь определения денег и определения цены;

- Виды денег (полноценные, бумажные, кредитные);

- Количественная теория денег;

- Особенность современных денег;

 

Перечень

вопросов для подготовки к экзамену по курсу «Основы экономической науки»

1. Эмпирическое и научное знание: особенности и признаки;

2. Объект и предмет исследования в экономической науке

3. Особенность объекта исследования в экономической науке;

4. Экономическая наука, теория и экономическая политика;

5. Типология методов познания в экономической науке

6. Нормативный и позитивный методы в экономической науке;

7. Единство логического и исторического методов исследования в экономической науке;

8. Основные концепции периодизации общественной и экономической истории развития;

9. Цивилизационный подход к истории развития общества

10. Хозяйство и экономика – особенность и различие;

11. Азиатский и Античный способы производства: общее и особенность;

12. Экономика – рыночная форма хозяйства;

13. Основные организационно-правовые формы хозяйства (цех, мануфактура фабрика);

14. Мануфактура как переходная экономическая форма хозяйственных отношений;

15. Рынок, рыночная экономика и типы рыночных экономик.

16. Конкуренция и ее разновидности в рыночной экономике;

17. Государство и экономика в национальном хозяйстве;

18. Экономика, экономическая система, экономика национального хозяйства: общее и различие

19. Национальные особенности рыночных экономик;

20. Капитализм и социализм как идеология и как общественно-экономический строй;

21. Индустриальное, постиндустриальное и постэкономическое общества;

22. Исторические, природно-географические и культурно-исторические особенности национального хозяйства России.

23. Основные этапы становления и развития экономической науки;

24. Начало «науки» о хозяйстве. Два вида «искусства наживать состояние» у Аристотеля;

25. Экономическая мысль раннего христианства и средневековья;

26. «Справедливая цена» у Аристотеля и Фомы Аквинского;

27. Ренессанс и реформация и их роль в становлении экономического мышления;

28. Протестантская этика и дух капитализма.

29. Гедонизм и утилитаризм – этика нового времени.

30. Меркантилизм как система взглядов и как экономическая политика.

31. Ранний и поздний меркантилизм;

32. Французская школа физиократов – начало системного представления об общественном производстве.

33. Предшественники научного знания о хозяйстве (Тюрго, У. Петти);

34. «Экономическая таблица» Кенэ;

35. Идея «естественности» - отличительная черта зарождающейся науки о хозяйстве.

36. Учение Адама Смита как первая теоретическая система в описании хозяйства:

37. Учение о стоимости и цене в учении А. Смита;

38. Противоречия и методологический дуализм учения А. Смита;

39. Учение Жан-Батист Сэя о полезности как источнике богатства;

40. Основные направления в экономической науке и их аксиоматика;

41. Аксиоматические основания марксисткой политической экономии;

42. Аксиоматические основания маржинализма;

43. «Парадокс Смита» и его разрешение в теории предельной полезности;

44. Маржинальная революция в экономической науке и два ее этапа.

45. Неоклассическое направление в экономической науке;

46. Основное содержание экономической теории марксизма;

47. Предмет исследования в марксистской политической экономии;

48. Предмет научного исследования в неоклассическом анализе;

49. Особенности неоклассического направления в экономической науке;

50. Теория трудовой стоимости в учении К. Маркса;

51. Закон стоимости и прибавочной стоимости в учении К. Маркса.

52. Основные понятия в теории предельной полезности (потребность, полезность, ценность, благо);

53. Первый и второй законы Госсена;

54. Модель конского рынка (Е. Бём-Баверк);

55. «Экономикс» - современная интерпретация теории предельной полезности;

56. Понятие «производство», «воспроизводство» и их модели в экономической науке;

57. Теория производительных сил и теория факторов производства;

58. Диалектика производительных сил и производственных отношений;

59. Формационная периодизация общественного и экономического развития;

60. Общественное производство, воспроизводство и его фазы;

61. Рынок, его функции и субъекты;

62. Понятия необходимого и прибавочного продуктов в экономической науке;

63. Экономические формы прибавочного продукта в экономическом обществе (прибыль, рента, процент);

64. Капитал и его интерпретации в различных экономических теориях.

65. Богатство и роскошь – различия в понимании;

66. Совокупный общественный продукт и его определения в различных экономических системах;

67. Национальное богатство его структура и подходы к его оценке;

68. Реалистическая или номиналистическая концепция происхождения денег;

69. Деньги и их функции в классической и неоклассической традициях;

70. Виды денег (полноценные, бумажные, кредитные);

71. Собственность как понятие и реальное отношение (присвоение-отчуждение);

72. Собственность как экономическая категория (производственное отношение);

73. Собственность как категория права;

74. Виды и формы собственности в различных экономических теориях;

75. Традиции англосаксонского и романо-германского права и их различия


 

Методика

расчета итоговой оценки по дисциплине учебного курса «Основы экономической теории» для студентов бакалавриата (1 семестр 2011г)

I. Итоговая оценка по дисциплине учебного курса

Итоговая оценка по дисциплине учебного курса определяется как сумма оценок двух параметров:

1) Промежуточная аттестация студента по итогам обучения в течение всего семестра. Максимальная доля этого параметра в итоговой оценке по дисциплине курса занимает – 40%;

2)Итоговый письменный экзамен (ответы на 3 вопроса). Максимальная доля этого параметра в итоговой оценке занимает - 60%.

3) Итого, максимально - 100% (оценка - А по 6-бальной системе).

1.1.1 II. Промежуточная аттестация студента

Промежуточная аттестация студента (40%), рассчитывается руководителем семинарских занятий (ассистентом), исходя из работы студента в течении всего семестра, оцениваемой по трем параметрам (текущий контроль активности, посещаемость практических занятий и результаты контрольных работ).

Максимально количество по каждому параметру:

- Текущий контроль (активность на семинарских занятиях, доклады и т.д.) - 5%

- Посещаемость практических занятий – 5 %

- Промежуточные итоги (контрольные работы) - 30%.

В результате промежуточной аттестации студента выводиться (промежуточная) оценка по 6 бальной системе. (100% - А по 6-бальной оценке).

Оценка по 6-бальной системе с учетом набранных процентов, определяются следующим образом:

 

% Зачет Оценка  
81 -100 зачет А «5»
71-80 зачет В «4+»
61-86 зачет С «4»
51-60 зачет D «3»
41-50 зачет Е «3-»
40- и ниже незачет F «2»

 

Текущий контроль - оценка активности студента на семинарском занятии дается руководителем семинарского занятия по итогам выступлений студента, ответа им на вопросы семинарского занятия, докладов, сообщений и т.д. Оценка производиться по 6 - бальной системе (совпадает с принятыми буквенными оценками). Максимальная итоговая оценка активности соответствует 5% от итоговой оценки (А).

Посещаемость семинаров и лекций. 5% - максимальная оценка соответствует 100% посещаемости. Соответственно, отсутствие присутствия означает снижение общей итоговой оценки студента на 5%. Оценка производиться по 6 - бальной системе (совпадает с принятыми буквенными оценками). Максимальная итоговая оценка активности соответствует 5% от итоговой оценки (А).

Промежуточные итоги определяются по итогам контрольных работ. Оценка теста происходит по четырех бальной системе: верно - 3; скорее верно, чем неверно – 2; скорее неверно, чем неверно -1; неверно – 0.

1.1.2 Ш. Итоговый экзамен

Итоговый экзамен проводиться в письменной форме. Каждый из 3 вопросов оценивается по 6 - бальной системе (совпадает с принятыми в университете буквенными оценками – A, B, C, D, E, F). Максимально набранное количество балов по результатам итогового экзамена соответствует 60%, от итоговой оценки по дисциплине курса (итоговая оценка).

Время для выполнения письменных работ – академический час.

***

Для студентов. Проще говоря, конечная оценка по дисциплине, складывается из двух букв. Оценка письменных ответов, причем экзаменационная «буква» имеет приоритет. Грубо говоря, если у Вас за экзамен – А, а за промежуточные итоги – В, то окончательная оценка будет – А. В редких и спорных случаях, при выставлении окончательной оценки, внимание лектора и ассистента может быть обращено на качество Ваших промежуточных итогов обучения (на итоги семинарской работы).

 

Содержание курса

МОДУЛЬ 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.33.175 (0.073 с.)