Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория государства и права в системе общественных наук.

Поиск

Билет 1

Теория государства и права в системе общественных наук.

Теория государства и права существует и развивается как один из важнейших

компонентов системы знаний об обществе. Между общественными, естественными и точными (техническими) науками существует тесное взаимодействие. Принятый курс на формирование основ правового общества и государства не может быть ограничен областью чисто юридических представлений. Коренной вопрос общественной жизни - вопрос о государстве, о праве.

2. Основные типы правопонимания (общая характеристика).

1) Нормативистский подход. определяет право как совокупность охраняемых государством норм. Характерным является представление о праве как о системе норм, где на самом верху находится основная норма, принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы. Содержание нормативистского подхода к праву определяется во взгляде на действительность через призму принятых государством нормативных актов.

2) Естественно-правовая теория права. Сторонники этой теории права полагали, что кроме права, которое устанавливает государство, существует естественное право, присущее человеку от рождения. Это - право на жизнь, свободу, равенство, собственность и ряд других. Следовательно, естественное право - это высшее право по отношению к действующему праву. В рамках данной теории разделяются право и закон, т.е. наряду с позитивным правом (законами, принимаемыми государством), существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения.

3) Социологический подход. Представители социологической теории права полагали, что право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов, т.е. отстаивали взгляды на право как на деятельность физических и юридических лиц, реализующих в той или иной степени свои правомочия. Правом объявлялась практика государственного строительства.

Дееспособность: понятие, виды, порядок приобретения и утраты.

Дееспособность — способность физического лица осуществлять действия в соответствии со своей правоспособностью, дающая возможность наделять его правами и возлагать на него ответственность, обязанности. Полная дееспособность приобретается после достижения лицом совершеннолетия. Гражданская дееспособность наступает в полном объеме: с достижением возраста 18 лет (с момента совершеннолетия);

Гражданская дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, а также создавать и исполнять гражданские обязанности. Она предполагает самостоятельные действия.

Включает в себя:

Деликтоспособность - способность нести ответственность.
Зависит от 2-х факторов:
- возраст лица
- вменяемость


Виды дееспособности:
1) полная
- с 18 лет
- при вступлении в брак
- эмансипация (Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным, при условиях достижение 16 лет, согласие родителей или законных представителей, несовершеннолетний должен либо работать по трудовому договору, либо заниматься предпринимательской деятельностью. При отсутствии согласия родителей вопрос может быть решен судом. Если несовершеннолетний признается эмансипированным, то он несет самостоятельную имущественную ответственность и получает право заключать любые сделки). Означает возможность осуществления любых прав и обязанностей.


2) Частная
- от 6 до 14 лет
- от 14 до 18 лет
Разный объем прав и ответственности.

В категории 6-14 имеет право совершать мелкие бытовые сделки, участвовать в договоре дарения.

В категории 14-18 лет может вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими (но если вклад внесен на его имя другим лицом, то он может распоряжаться вкладом только с письменного согласия этого лица). Может работать по трудовому договору, быть членом трудового кооператива, заниматься ПД, вправе распоряжаться заработком, стипендией и иными доходами, может совершать сделки с согласия родителей. Родители могут оспорить сделку при отсутствии письменного согласия. Несовершеннолетний также является деликтоспособным. При наличии самостоятельного заработка или дохода они несут имущественную ответственность, родители несут дополнительную (субсидиарную) ответственность.

4) Ограниченная.

Ограничения в распоряжении заработком и доходом (в основном) на основании, если несовершеннолетний тратит деньги в ущерб своему здоровью и …., а совершеннолетний - на основании злоупотребления алкоголем и наркотиками, если эти действия ставят в тяжелое материальное положение свою семью.

5) Недееспособность.

Если лицо не может отдавать себе отчет в своих действиях в силу психического расстройства или слабоумия, оно может быть признано недееспособным на основании решения суда. Заключения медицинской экспертизы недостаточно. Над таким лицом устанавливается опекунство. Члены семьи, прокурор, суд. мед. экспертиза, органы опеки- те, кто могут обратиться с иском о признании недееспособным.

Билет 2

1. Место и роль теории государства и права в системе юридических наук.

Теория государства и права занимает особое место в системе юридических наук. Она представляет собой фундаментальную отрасль правоведения, она выполняет методологическую функцию по отношению к другим юридическим наукам. Все науки в той или иной мере затрагивают вопросы государственной власти, государства, права. И отсюда их тесное взаимодействие.

Для предмета теории государствам права характерны следующие особенности:

1) Теория государства и права изучает общие политико-юридические закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права.

2) Государство и право изучаются в их единстве. Они органически взаимодействуют и не могут существовать друг без друга.

Нормативистский подход к пониманию права.

Нормативистский подход определяет право как совокупность охраняемых государством норм. Характерным является представление о праве как о системе норм, где на самом верху находится основная норма, принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы. Содержание нормативистского подхода к праву определяется во взгляде на действительность через призму принятых государством нормативных актов.

Субъективное и объективное право: соотношение понятий.

Право - это всеобщий нормативный регулятор общественных отношений, система формально-определенных, общеобязательных норм, которые установлены государством, выражают его волю.

Право в объективном смысле - это система норм (правил поведения), непосредственно исходящих от государства или признаваемых государством в качестве регуляторов общественных отношений.

Субъективное право или просто право - закрепленная за управомоченным лицом и обеспеченная возложением обязанностей на третьих лиц мера возможного поведения, направленного на удовлетворение интересов управомоченного лица в конкретном правоотношении. Когда объективное право рассматривается вне связи с субъективным юридическим правом, то его называют просто «правом».

БИЛЕТ 3

1. Предмет и методология теории государства и права.

Методика обучения праву имеет своим предметом совокупность методических приемов, средств обучения праву, формирования умений и навыков поведения в правовой сфере.

Основными задачами государства и права как науки являются: отбор учебного правового материала и формирование специальных правовых курсов для системы обучения, создание специальных правовых обучающих программ, учебников и методических пособий, отбор средств обучения, определение системы методических приемов и организационных форм обучения праву, а также преподавания правового курса, постоянное совершенствование методов обучения праву с учетом результативности применения уже существующих.

Указанная наука связана с обществознанием, правом и историей, в рамках которых разрабатывается содержание обучения. Методика права связана с психологией, педагогикой, отдельными юридическими отраслевыми и прикладными науками.

Методологической основой теории государства и права является философия, которая изучает наиболее общие законы развития мышления человека.

Методы теории государства и права можно разделить на общие, специальные и частные. К общим методам, например, относятся:

1) Метод анализа и синтеза (изучается структура государства и права).

2) Логический (позволяет освободиться от случайностей, выявить в историческом процессе наиболее существенное и закономерное событие).

3) Функциональный (структурные элементы государственно-правовых систем рассматриваются с точки зрения их социального назначения, роли, функции).

4) Статистический (состояние государственно-правовых явлений отражается с помощью количественных данных).

БИЛЕТ 4

1. Социально-исторические предпосылки происхождения государства.

1. Теологическая - государство является продуктом божий воли, государственная власть вечна, не зависит от религиозных организаций, существующие социальное не равенство-воля господа. Государственная власть - Священна.

2. Договорная - Государство является результатом договора между людьми о передачи части своей свободы государству, что порождает взаимные права и обязанности и соответственно ответственность государственной власти.

3. Теория Насилия - причина формирования государства находится в военно-политических факторах.

4. Органическая - Государственная власть есть продукт, который аналогичен организму живого существа. Государство есть продукт социальных эволюций, который является продуктом биологической эволюции.

5. Материалиститесчкая – Ленин В.И. Происхождение государства обусловлено социально-экономическим фактором засчет разделения труда возникает частная собственность.

6. Психологическая - Процесс возникновения государства основан на психологических потребностях одного человека к властвованию, другого в подчинению.

Правовые теории.

Естественно правовая теория - происхождения государства и права, или теория естественного права, - одна из старейших и наиболее распространенных правовых доктрин, усматривающая главный источник правовых норм в самой природе (вещей, человека, общества), а не в воле законодателя (как считают представители позитивизма юридического); поэтому право и закон могут не только не совпадать, но в некоторых случаях даже противоречить друг другу.

Нормативистская школа права – направление в теории и философии права, представители которого рассматривают право как единую систему норм и стремятся исследовать эту систему саму по себе. Основоположником этой теории является Г. Кельзен. Кельзен предлагал рассматривать право как иерархическую систему норм, каждая из которых имеет в качестве своего основания действительности вышестоящую норму. Конечным основанием действительности нормативной системы является основная норма, уполномочивающая на установление первой конституции тех, кто её создал после последней революции.

Социологический подход к пониманию права. Социологический подход. Представители социологической теории права полагали, что право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов, т.е. отстаивали взгляды на право как на деятельность физических и юридических лиц, реализующих в той или иной степени свои правомочия. Правом объявлялась практика государственного строительства.

 

 

БИЛЕТ 6

БИЛЕТ 7

БИЛЕТ 8

1. Территория государства: понятие, признаки, структура, границы.

Территория — часть поверхности земного шара с определёнными границами.

Территорией, прежде всего, называется земельное пространство, на которое распространяется юрисдикция государства или административной единицы (территориального образования) в его составе.

Граница — реальная или воображаемая линия, определяющая пределы какого-либо субъекта или объекта и разделяющая этот субъект или объект от других.

Юрисдикция — правовая сфера, определяющая полномочия определённого органа государственной власти.

Состав государственной территории:

· Суша — сухопутная территория в пределах государственных границ

· Внутренние и территориальные воды

· Воздушное пространство (тропосфера, стратосфера, ионосфера, а также значительная часть вышележащего пространства) в пределах суши, внутренних и территориальных вод

· Недра под сухопутной и водной территорией до доступной глубины.

БИЛЕТ 9

1. Население государства и институт гражданства. Принцип гражданской прерогативы.

Население государства - редставляет собой совокупность индивидов, объединенных не по кровнородственному признаку.

Институт гражданства - это совокупность юридических норм, которые закрепляют устойчивую юридическую связь человека и государства. Гражданская прерогатива – преимущественное право вообще; право кого-либо на какие-либо действия; преимущество, которым кто-либо обладает перед другими. право предложения законов

БИЛЕТ 10

1. Государственный суверенитет: понятие, признаки и формы выражения.

Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права.

Структура правосознания

  • Правовая идеология (отношение общества к праву в целом — правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.
  • Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания.
  • Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.
  • Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).
  • Субъективная воля индивида — способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.

Виды правосознания

  • Индивидуальное — личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.
  • Групповое — отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.
  • Корпоративное — правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.
  • Массовое — правосознание обширных масс людей.
  • Общественное — отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).

БИЛЕТ 11

1. Основные подходы к типологии государства. Формационный и цивилизационный подходы.

Типология государств, как и всякая классификация, может проводиться по различным критериям (основаниям) и предполагает деление государств на различные виды или типы. Вследствие этого возможно существование нескольких подходов в типологии государств.

Формационный подход.

Был разработан марксистско-ленинской, в частности, советской теорией государства и права и использовался для выделения не просто типов, а исторических типов государства.

Под историческим типом государства принято было понимать совокупность наиболее существенных черт, признаков, присущих государствам той или иной общественно-экономической формации. А под общественно-экономической формацией, в свою очередь, понимали тип общества, основу которого составлял определенный способ производства материальных благ.

Цивилизационный подход.

Другой основной подход, который используется современной отечественной теорией государства и права для типологии государств. Он разработан западной наукой и базируется на таком понятии, как «цивилизация».

Понятие «цивилизация» по сравнению с понятием «общественно-экономическая формация» рассматривается как более емкое, поскольку основывается на учете не только экономического (способ производства материальных благ), но и различных духовно-культурных факторов (религии, географического положения, исторического развития, мировоззрения, обычаев, традиций и т.д.). Вместе с тем до настоящего времени отсутствуют четкие критерии типологии самих цивилизаций, что создает трудности для выделения соответствующих типов государства.

БИЛЕТ 12

1. Функции государства: понятие и классификация

Государство — это особая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом. Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние.

К внутренним функциям государства относятся:

  • Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
  • Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
  • Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
  • Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
  • Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
  • Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.
  • Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства.
  • Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

К внешним функциям государства относятся:

  • Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства.
  • Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
  • Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Генеральная функция -это группа функций, которые нужно выполнять, чтобы общество жило. Внешнем проявление этой функции является форма правления.

Форма правления - это порядок высших органов государственной власти и их взаимоотношений между собой.

БИЛЕТ 13

1. Правовые формы осуществления функций государства.

Методы осуществления функций государства - это способы и приемы с помощью, которых органы государства реализует свои функции (убеждения, поощрения, принуждения, наказание)

Государство осуществляет свои функции в определенных формах.

Формы осуществления функций государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции. Формы осуществления функций государства делятся на правовые и организационные. Правовая форма - это однородная деятельность органов государства, связанная с принятием правовых актов.

К правовым формам относятся:

1) правотворческая форма (разработка и принятие юридических норм, издание нормативно-правовых актов),

2) правоисполнительская форма (принятие мер по исполнению норм права, издание индивидуальных актов применения права (приговор суда и др.);

Организационная форма - это однородная деятельность государства, направленная на создание организационных условий для обеспечения функций государства:

1) организационно-регламентирующая форма - это текущая работа структур по обеспечению функционированию органов государства;

2) организационно-хозяйственная форма включает в себя оперативно-техническую работу (бух.учет, статистика);

3) организационно-идеологическая форма (воспитание).

Профессиональная юридическая деятельность - целенаправленные действия (поведение) юриста-профессионала по решению юридических дел, осуществляемые на основе норм процессуального права и направленные на соблюдение законности и укрепление правопорядка в государстве. В юридической деятельности и через юридическую деятельность проявляются основные закономерности функционирования юридической практики. Юридическая деятельность - основа юридической практики.

БИЛЕТ 14

1. Государственный механизм и государственный аппарат: соотношение понятий.

Понятие механизма государства и его структура. В юридической литературе понятия "механизм государства" и "государственный аппарат" употребляются как синонимы. Однако понятие "механизм государства" шире, чем понятие "государственный аппарат". Механизм государства представляет собой систему специальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет свои функции.

Механизм государства включает в себя следующие структурные компоненты:

1) Государственный аппарат. Государственный аппарат как аппарат управления реализует законодательную, исполнительную и судебную функции.

2) Государственные учреждения. Государственные учреждения как организации осуществляют практическую деятельность в различных сферах, выполняют экономические, социальные и культурные функции.

3) Государственные предприятия.

Механизм государства - это не только совокупность органов, но и сложная система взаимосвязанных органов. Каждая система — это целое, единое, но состоящее из частей. Поэтому механизму государства как системе органов присущи системные связи, без которых невозможно единство и взаимодействие органов государства. Наличие этих связей придает множеству элементов единство и целостность.

БИЛЕТ 15

БИЛЕТ 16

1. Форма государства: понятие и общая характеристика элементов.

Форма государства – это организация и устройство государственной власти, обусловленные его сущностью и социальным назначением. норма государства в содержательном отношении выступает разными своими сторонами.

Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления.

Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей.

В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной власти.

БИЛЕТ 17

1. Форма правления: понятие и виды.

Форма государственного правления - это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.

БИЛЕТ 18

БИЛЕТ 19

1. Республика как форма правления: понятие, признаки, виды.

Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определённый срок.

Виды республик:

1) Президентская.

2) Парламентская.

3) Смешанная.

БИЛЕТ 20

1. Форма территориально-государственного устройства: понятие и общая характеристика.

Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Оно представляет собой внутреннее деление государства на составные части — административно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер взаимоотношений государственного центра и отдельных его частей. Сегодня различают три основные формы государственного устройства: федеративное, унитарное и конфедеративное.

Унитарное государство — единое государственное образование.

Федерация — это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределения между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство.

Конфедерация — форма объединения государств, при котором образующие этот союз государства полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные высшие и местные органы власти, управления и правосудия.

БИЛЕТ 21

1. Унитарное государство: понятие, признаки виды.

Унитарное государство (от лат. «unitas» — единство) — единое государственное образование.

К характерным признакам унитарного государства относится:

• на территории унитарного государства существуют административно-территориальные единицы, но в наиболее мелких государствах их нет (например, Мальта).

• в государстве единственная система органов власти, она осуществляет руководство местными органами. Больше на территории государства не имеет силу никакая другая система высших органов.

• в унитарном государстве на всей территории силу имеет одна конституция и система законодательства.

• в сфере международных отношений координацию действий унитарного государства проводят центральные органы, они же осуществляют представительство страны на международной арене.

• существует единое гражданство, действующее на территории всего государства.

В относительно децентрализованных унитарных государствах устанавливается контроль над деятельностью органов местного самоуправления, который проводится с помощью чиновников, которые назначаются центральной властью.

БИЛЕТ 22

1. Федеративное государство: понятие, признаки, виды.

Федерация — это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределения между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство. Такое устройство объясняется различием в этническом составе населения государства, историческими процессами и географическим положением. По своему устройству федерации очень различны, но существует ряд характерных признаков для большинства федераций. Федерация — это единое союзное государство, состоящее как минимум из двух единиц, в некоторых случаях за ними признается статус относительно самостоятельных государств. Эти составные государственные образования называются субъектами федерации. Ими могут являться штаты, республики, кантоны, земли, провинции и др. Субъекты федерации частично обладают государственным суверенитетом, частично делегируют его центральным органам федерации, в их границах существует свое административно-территориальное разделение. Также, субъекты федерации могут включать в свой состав территориальные и экстерриториальные автономии. В зависимости от основы, на которой была создана федерации, можно выделить союзные, то есть основанные на союзе, и автономные федерации (основаны на автономии). В случае, если федерация основана на союзе, субъекты сохраняют свой суверенитет, хотя и не в полном объеме, и имеют право выхода из состава государства.

Частное право — собирательное понятие, означающее отрасли права, регулирующие частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников и объединений (корпораций) в их имущественной деятельности и в личных отношениях, в отличие от публичного права, которое регулирует и охраняет общие интересы. Ядро частного права составляет гражданское право, регулирующее имущественные, связанные с ними неимущественные отношения, а также торговое право (в тех странах, где действует торговое право). Публичное право объективном смысле есть совокупность норм, определяющих организацию и функции государства и отношения его к отдельным лицам. Оно обнимает собой нормы права государственного, полицейского, финансового, уголовного, церковного, а также процесса уголовного и гражданского.

3. Правонарушение: понятие, признаки, виды.

Правонарушение - противоправное общественно вредное деяние (действие или бездействие).

Состав правонарушения:

1) Субъект,

2) Объект,

3) Субъективная сторона,

4) Объективная сторона.

Субъект – правонарушитель. Объект, то на что направлено правонарушение.

Виды правонарушений:

1) Административные правонарушения,

2) Дисциплинарные проступки,

3) Гражданское правонарушение,

4) Преступления - наиболее опасные для общества правонарушения.

БИЛЕТ 23

БИЛЕТ 24

1. Политический режим: понятие и виды.

Политический режим — способ функционирования государственной власти. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Виды политических режимов:

1) Демократия- власть народа,

2) Авторитаризм— характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан,

3) Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной религии или на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя.

БИЛЕТ 25

Государство является центральным элементом политической системы, т. к. политическая система общества появляется только вместе с государством, без государства не может быть и политической системы. Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы. Универсальность государственной власти. Государство - это организация, которая объединяет все общество в целом, универсальная организация. Ни одна другая организация не может конкурировать с государством по сфере охвата масс. Государство обладает монополией на государственное принуждение. Государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны. Государство обладает суверенитетом, является его главным субъектом, основным источником реализации политической власти. Государство обладает монополией на налоги и в руках государственной власти сосредоточен бюджет.

2. Систематизация законодательства: понятие, цели, виды.

Для того чтобы система законодательства оставалась именно системой (обладала необходимой и достаточной совокупностью элементов, была внутренне согласована, непротиворечива), нормально функционировала, а также совершенствовалась и развивалась, она нуждается в постоянном воздействии на нее специального процесса - систематизации. Систематизация - это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией. Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно идет процесс издания новых нормативно-правовых актов, с течением времени некоторые акты фактически утрачивают силу, устаревают, накапливаются противоречия между юридическими предписаниями и т. п. Систематизация законодательства - это деятельность по совершенствованию законодательства, приведению всех действующих нормативно-правовых актов данного государства в единую, целостную, внутренне и внешне согласованную, непротиворечивую систему.

Виды систематизации:

а) внутренняя систематизация;

б) внешняя систематизация.

Цель внутренней систематизации - внутренняя обработка нормативных актов, способствующая достижению внутреннего единства норм права, устранению коллизий, пробелов в праве.

Цель внешней систематизации - внешняя обработка нормативных актов, их классификация.

Функции систематизации: позволяет обозреть весь массив действующего законодательства; выявляет и устраняет несогласованности, противоречия, пробелы правового регулирования (дефекты законодательства); повышает эффективность законодательства; делает законодательство информационно более доступным (более удобным для пользования, облегчает поиск необходимой нормы);способствует изучению, исследованию законодательства; способствует правовому воспитанию граждан (улучшает познавательный процесс формирования их правосознания).

 

БИЛЕТ 26

БИЛЕТ 27

Билет 28

1. Исторические предпосылки возникновения права.

Право неразрывно связано с существованием человеческого общества, и, таким образом, условия возникновения права являются условиями социальными. Вне общества, в природе, право не существует. В природе действует не право, а законы природы. Эти законы нерушимы и неизменны. Право изменчиво и может быть нарушено. Право "проявляется" только в обществе, как специфический порядок общественных отношений, участники которых имеют определенную социальную свободу действовать тем или иным образом, закрепленную в обязанностях других лиц. Причем мера этой свободы (субъективные права и обязанности) определяется социально признанными и обязательными для всех правилами должного поведения членов общества. Если гипотетически представить себе изолированного человека, не наход



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.195.142 (0.014 с.)