Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-экологический подход (теория социального изменения).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Статьи Парка «Экология человека», «Физика и общество», «Городское сообщество как пространственная конфигурация и моральный порядок». Существует 2 уровня существования человеческого общества:
Разграничение биотического и культурного – чисто онтологическое, в реально существующих социальных образованиях они переплетены: их главные принципы (конкуренции и кооперации) соединяются в единый принцип соревновательной кооперации. Соответственно, так человеческая природа также двойственна – человек выступает как в роли обособленного организма, так и в роли персоны, связанной с другими. Но биотическое первично, и любая социальная жизнь вырастает на биотическом базисе в процессе эволюции, проходя 4 стадии, каждая из которых соответствует своему уровню организации:
Следует отметить также такие направления исследования как: Город как «социальная лаборатория»: социальные процессы в городе доступны для наблюдения и эксперимента, в условиях городе четче и ярче видна человеческая натура. Город – уничтожение старой организации социального контроля (от авторитета локальных традиций и обычаев к общественному мнению и законодательству), «плавильный тигель» различных этнических культур. Исследования маргинальной личности: статья «Культурный конфликт и маргинальный человек». Маргинальная личность, по Парку, - продукт естественного культурного процесса, расширяющегося взаимодействия культур: «Маргинальный человек - это тип личности, который появляется в то время и в том месте, где из конфликта рас и культур начинают появляться новые сообщества, народы, культуры. Судьба обрекает этих людей на существование в двух мирах одновременно: вынуждает их принять в отношении обоих миров роль космополита и чужака. Такой человек неизбежно становится (в сравнении с непосредственно окружающей его культурной средой) индивидом с более широким горизонтом, более утонченным интеллектом, более независимыми и рациональными взглядами. Маргинальный человек - всегда более цивилизованное существо». Маргинальная личность – специфический продукт урбанизации. Э. Берджесс (1886 – 1966). Больше занимался конкретными эмпирическими исследованиями (на основании теоретических построений Парка), руководил исследовательской деятельностью студентов. Исследования Чикаго, в основном, методом социального картографирования (создан целый ряд социальных карт города – досуг, подростковая преступность, расположение этнических общин и т.д.). Чикаго был поделен на 75 районов (естественные ареалы – относительно отграниченные от окружения и внутренне гомогенные районы), в которых проживало более 3000 соседских общин. Изучение каждого естественного района включало два основных направления: · Определение пространственного образа района, размещение общин, инфраструктуры · Изучение обычаев, стереотипов, образа жизни, культурного облика общин
1925г. – «Рост города: введение в исследовательский проект». Изложил концепцию концентрических зон Чикаго: центральный деловой район (зона бизнеса), промежуточный район вокруг центра (деловые конторы и набольшие предприятия легкой промышленности), зона трущоб, зона жилья рабочих промышленных предприятий, благоустроенные жилые районы, зоны резиденций (особняки богатых семей). Концентрические полукружья завершались пригородной зоной, опоясывавшей город, и связывались между собой транспортными артериями, которые создавали пространственные условия для существования транзитных зон. Такая территориальная структура связана с экологическим распределением и сегрегацией различных видов деятельности. Зоны достаточно отчетливо разграничены по целому ряду критериев, основной из которых – цены на землю. Исследования: a. Относятся только к Чикаго и подобным ему городским сообществам b. Описание территориальной структуры не было самоцелью - а средством для решения задачи описания и анализа процессов развития городских сообществ. Л. Вирт (1897–1952). 1928 г. – книга «Гетто» Урбанистическая концепция, касалась разработки теории городского образа жизни (ввел само понятие «городской образ жизни», противопоставив его сельскому образу жизни). Непосредственный ученик Парка и Берджесса, соединил в своей трактовке анализ пространственной, социальной организации города и особенностей городского образа жизни. Выделял следующие типичные черты городской организации: высокая концентрация населения, большая численность, социальная неоднородность, наличие поселений в виде гетто. Описал особенности городского образа жизни: поверхностность контактов, их частота, кратковременность и анонимность, некоторое снижение роли семьи и социальной сплоченности в целом, ослабление влияния обычаев, традиций, социального контроля. Городской образ жизни понимался как результат, продукт пространственной и содержательной организации города – влияние общества на городской образ жизни игнорировалось (за это и критиковали). Эмпирические исследования – рассмотрение урбанизма с трех точек зрения: как физической структуры (популяционная база, технология, экологический порядок), как системы социальной организации (социальная структура, соц. институты, система соц. отношений), как совокупности установок и представлений (типичные особенности личности, типич. формы коллективного поведения, типич. механизмы социального контроля). У. Огборн (1886-1959). 1922 г. – «Социальное изменение». Теория культурного отставания (культурного лага). Суть – изменения в материальной культуре происходят, как правило, быстрее и активнее, чем преобразования в нематериальной (адаптивной) культуре. Следовательно, развитие техники, воздействующей, прежде всего, на материальную культуру, определяет все остальные социальные изменения. Огборн – один из первых представителей технологического детерминизма в социологии. Критиковали за противопоставление двух типов культур – материальной и нематериальной. Другие направления исследований: · Исследования острых социальных проблем (преступность, бродяжничество, иммиграция) · Исследования СМИ · Концепция социальной дистанции (Парк, Богардус) – дистанция между индивидом и расовыми и этническими группами (всего 7 градаций ранжирования соц. дистанции) Причины упадка: · Жесткая конкуренция между американскими университетами в области социологии в 1930 – 1940-х гг.: в Гарварде – Сорокин, в Колумбийском университете – Лазарсфельд и Мертон. · Уход Р. Парка как неформального лидера – обострились противоречия, споры о методах. Смерть Дж. Г. Мида (1863 - 1931). · Снижение значения локальных и региональных исследований в период экономической депрессии и обострения проблем общенационального значения. Значение для социологии: · Разработка социально-экологического подхода · Анализ города и общества как системы на двух уровнях – микросоциологическом и макросоциологическом · Разработка методологии и методик исследования, качественных и количественных методов · Становление одной из первых отраслевых социологий – социологии города · Поворот социологии к изучению конкретных нужд, потребностей, интересов человека и изучению социальных потребностей общества · Вклад в организацию профессионального социологического образования – сочетание подготовки и проведения эмпирических исследований с учебным процессом.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.255.239 (0.007 с.) |