Практическую переработку ресурсов (в виде изобретения или организационного усовершенствования), можно сказать, что именно знание, А не труд выступает источником стоимости. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическую переработку ресурсов (в виде изобретения или организационного усовершенствования), можно сказать, что именно знание, А не труд выступает источником стоимости.



Постиндустриальная экономика - это экономика, в которой промышленность по показателям занятости населения в ней и по своей доле в национальном продукте уступает первое место сфере услуг, а сфера услуг есть преимущественно обработка информации. Информация может создавать богатство прежде всего тогда, когда ее непосредственно продают. Сфера услуг в постиндустриальной экономике кардинально отличается от сферы услуг в индустриальном и предшествующих типах обществ, где сервисный сектор состоял из домашней прислуги и мелкой торговли. Сфера услуг постиндустриального общества - это, прежде всего, сфера деловых и профессиональных услуг, это индустрия знаний.

Концепция классовой структуры и классового конфликта в теориях постиндустриального общества складывается из двух блоков. Первый блок - это анализ классовой структуры, который так или иначе соотносится с утверждениями теорий индустриального общества об особой роли рабочего класса и классового конфликта, формирующегося в сфере производства. Второй блок складывается из исследований системы социальной стратификации постиндустриального общества и попыток определения и формулирования постиндустриального социального конфликта.

Изменения в характере труда позволяют, как считает Белл, говорить если не об исчезновении, то, по крайней мере, об уменьшении старого рабочего класса. Основным классом информационного общества является сервисный класс, а новую элиту составляют специалисты, технократы и интеллектуалы. Собственность уже не является критерием членства в высших классах, новые элиты формируются на основе знания и высокого уровня образования. Обладание этим образованием является условием вхождения в элиту и ее символом. Знание становится основным ресурсом власти. Власть переходит к группам и индивидам, владеющим знанием.

 

Концепция постиндустриального общества Алена Турена (француз, 1925- дай Бог ему здоровья!, Основные работы: «Постиндустриальное общество» 1969, «Социология действия» + «Голос и взгляд Социология общественных движений» 1993, «Подъем и падения рабочего движения во Франции»)

Основными объектами интереса: социальный конфликт, проблемы эксплуатации, власти и доминирования. <Центральным объектом социологии, - заявляет он, - является исследование политики, то есть социальных договоренностей, из которых проистекает институционализация конфликтов>. Турен подходит к анализу постиндустриального общества с позиций исследования главного социального конфликта.

Турен берет «роль рабочего класса» как лакмусовую бумажку, с помощью которой выводит различие между индустриальным и пост индустриальным обществом. (сравнение мое - Саша Запольская) Суть: раньше роль рабочего класса была больше, потому что конфликт производства- конфликт, определяемый в терминах экономической эксплуатации, был центральным конфликтом в обществе. В постиндустриальном обществе эта схема не работает, так теперь речь идет не об эксплуатации, а об отчуждении. Как он до этого дошел:

1. Тредюнинизм жив. Конечно, чистое консумистское общество, в котором сфера производства жестко ограницена – социологическая фикция. Конечно, более индивидуализированное потребление предъявляет более серьезные требования к производству. Экономический рост и сейчас зависит от производства. Конечно, рабочие не являются «ненужной социальной категорией». «Нет причин, - пишет он, -говорить об исчезновении рабочего класса или тредюнионизма». Тредюнионизм потерял свои позиции в некоторых отраслях промышленного производства, однако широко внедрился в третичный, сервисный сектор. Так куда же делась значимость рабочего класса? Дело не в том, что раньше она была результатом идеологии, а именно в том, что раньше рабочий класс был участником конфликта, центрального для того общества.

2. Конфликт стал другим, все фрагментируется. Фрагментируется конфликт - он не только экономический, он социальный, он не в производстве - он в потреблении (борьба идет за стили потребления, за жизненные шансы) Основной социальный конфликт современного общества - это не конфликт по поводу собственности, это конфликт индивида и общества в целом и формулируется он в терминах организационного конфликта. В постиндустриальном, или как Турен его называет, «программируемом обществе» конфликт определяется совокупностью всех социально –экономических отношений. В <программируемом обществе> рабочий класс более не является привилегированным историческим агентом, но не потому, что рабочее движение ослабело и оказалось подчинено стратегии какой-либо политической партии или имеет плохих политических лидеров, а потому, что отдельное капиталистическое предприятие не является более центром экономической системы и ее социальных конфликтов, хотя борьба рабочих с системой менеджериального управления и контроля выступает существенным элементом системы социальных конфликтов.

3. Что происходит с борьбой профсоюзов. В программируемом обществе ни фирмы, ни профсоюзы не являются главными действующими лицами социальной борьбы за власть. Их роль все еще важна, но их конфликт не является борьбой за власть, а связан с проблемами организации производства и принятия административного решения, он носит уже институционализированный характер. Институционализация этого конфликта осуществляется постепенно и остается еще неполной, но ход ее очевиден и неизбежен. Это не значит, конечно, что программируемое общество движется к индустриальному миру. Это означает, что эти конфликты не соотносятся с реальной социальной властью, которая уже не коренится в сфере производства. Профсоюзное движение также далеко от того, чтобы быть революционной силой или социальным движением, активно вовлеченным в борьбу за власть. В постиндустриальном обществе влияние рабочего класса

ослабляется тем, что политическое и профсоюзное рабочие движения все более отдаляются друг от друга. Более того, Турен считает, что повышение роли профсоюзов приводит к уменьшению роли политического рабочего движения. Профсоюзное движение стало не столько социальным движением, сколько агентом экономической политики. Этот тип действия, известный как <социальный контракт>,

4. Суть нового конфликта. Постиндустриальное общество демонстрирует совершенно

новые социальные конфликты. Эти новые конфликты уже не являются просто конфликтами между трудом и капиталом, но конфликтами между структурами экономического и политического принятия решения и теми, кто принужден к зависимому участию. Другими словами, это конфликт между центральными

и периферийными, или маргинальными, сегментами общества. Современное общество, является обществом отчуждения не потому, что оно повергает человека в нищету или навязывает политические ограничения, а потому, что оно подкупает, манипулирует и навязывает конформизм.

5. О тчуждение- результат доминирования. Отчуждение – связь человека с социальной и культурной жизнью общества определяется единственно системой доминирующих отношений, навязываемыхгосподствующим классом. Любая деятельность только тогда обретает смысл, когда она осуществляется в соответствии с устремлениями доминирующих групп.

Турен выделяет три основные формы социального доминирования в постиндустриальном обществе.

Социальная интеграция. Экономический прогресс навязывает его участникам свой стиль жизни, свои цели и свою систему власти. Индивид просто принуждается к участию, не только как трудящийся, но и как потребитель, как участвующий в системах социальной организации и власти, которые определяют цели производства. Культурное манипулирование заключается в контроле над потребностями и культурными стереотипами потребления и стиля жизни прежде всего через школу и систему образования, которая уже давно перестала быть семейным и стала общественным делом.

Навязывание политического поведения. Постиндустриальное общество контролируется крупными политико-экономическими организациями, цель которых - не просто власть и строгий по литический контроль над собственным функционированием и окружением. Наблюдение за функционированием этих организаций показывает их тотальные империалистические претензии на контроль за всей социальной жизнью.

6. Фрагментируется и сам рабочий класс, нужен новый участник новой борьбы. Состав современного рабочего класса сложен, в частности, большой процент в нем составляют неквалифицированные рабочие-иммигранты, а также женщины, имеющие очень ограниченный опыт индустриального труда. Комбинация этих факторов и объясняет очень резкое падение политического влияния и сужение социального кругозора рабочих. < В этом очень конкретном смысле слова индустриальные страны начиная с XIX в. движутся от индустриального общества к новому типу общест ва, в котором новые группы наемных работников - <белые воротнички>, техники и менеджеры среднего уровня - очень быстро набирают в количестве и влиянии >. Самые радикальные и продуктивные движения формируются в экономически наиболее развитых и продвинутых областях и группах: исследовательских центрах, среди профессионалов, обладающих знаниями и квали-

фикацией, но не подключенных к системам власти, в университетских сообществах.

Однако ни одно социально-политическое движение, сколь бы развито и сильно оно ни было, не сможет добиться успеха, если не включит в себя рабочий класс. Современное рабочее движение может задать свое понимание современного социального конфликта только через объединение с другими социальными группами на основе общезначимых культурных ценностей. Апелляция к общим культурным ценностям придаст рабочему движению значимость,которая выйдет далеко за рамки простой защиты своих интересов.

Формулируя позицию А. Турена по поводу того, что такое система социального неравенства в целом и каково место и роль рабочего класса в постиндустриальном обществе, следует указать на то, что методологической основой его анализа являяется рассмотрение положения рабочего класса не с точки зрения типа его труда, а с точки зрения его места в общей системе распределения власти и доминирования, с точки зрения интерпретации главного социального конфликта.

7.Социальные движения как форма репрезентации групповых социальных интересов.

В 70-х годах в социологии в рамках теорий постиндустриализма появилось утверждение о том, что современный социальный конфликт локализуется в сфере распределения, а не производства. В силу этого следует отказаться от концепции класса и

классовой системы социальной дифференциации и предложить другую. Х арактеристики классовой структуры постиндустриального общества: Во-первых, это понятие социального класса, которое применяется при анализе отношений власти и доминирования в обществе в целом. Во-вторых, это понятие заинтересованных групп, или групп социального интереса, используемое при анализе отношений внутри организаций и коллективов. В-третьих, это понятие группы давления, которое применяется при

исследовании конфликтов в сфере потребления и имеет слабое отношение к политическому действию. Принятие подобной социальной стратификации позволяет Турену утверждать, что <рабочий класс во все большей степени замещается федерацией групп

социального интереса, а группы, организованные для защиты локальных или региональных интересов, - традиционные примеры групп давления - становятся видом класса>^.

Социальный класс или классовое движение всегда старается задать свои цели или оказать влияние на группы социального интереса и группы давления. Социальная политика становится сложнее, поскольку объединения, которые являются инструментом осуществления политики класса, групп специального интереса или групп давления, очень часто приписывают себе какую-то особую роль, даже когда в действительности они только направляются интересами этих классов и групп. В то же время они могут изменить процесс взаимодействия с <базовой> социальной группой или классом и <стать провозвестниками новых социальных сил>.

Если в 70-е годы под новыми социальными силами имелись в виду, прежде всего, студенческое движение, различного рода потребительские ассоциации и группы, связанные со <свободным временем и досугом>, то 80-е годы стали свидетелями небывалого прорыва к равенству и демократии, различного рода гражданских инициатив и движений за <социальное участие>. Добровольные ассоциации появляются как требование <участия>, возникающее со стороны <культуры обездоленных> в государстве всеобщего благоденствия, или как поиск <общины>, обеспечивающий человеку идентичность, принадлежность, единство, участие. Добровольные ассоциации продемонстрировали, что хотя классические элементы классовой борьбы исчезают, однако социальный протест и напряжение, а также



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.015 с.)