Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практическую переработку ресурсов (в виде изобретения или организационного усовершенствования), можно сказать, что именно знание, А не труд выступает источником стоимости.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Постиндустриальная экономика - это экономика, в которой промышленность по показателям занятости населения в ней и по своей доле в национальном продукте уступает первое место сфере услуг, а сфера услуг есть преимущественно обработка информации. Информация может создавать богатство прежде всего тогда, когда ее непосредственно продают. Сфера услуг в постиндустриальной экономике кардинально отличается от сферы услуг в индустриальном и предшествующих типах обществ, где сервисный сектор состоял из домашней прислуги и мелкой торговли. Сфера услуг постиндустриального общества - это, прежде всего, сфера деловых и профессиональных услуг, это индустрия знаний. Концепция классовой структуры и классового конфликта в теориях постиндустриального общества складывается из двух блоков. Первый блок - это анализ классовой структуры, который так или иначе соотносится с утверждениями теорий индустриального общества об особой роли рабочего класса и классового конфликта, формирующегося в сфере производства. Второй блок складывается из исследований системы социальной стратификации постиндустриального общества и попыток определения и формулирования постиндустриального социального конфликта. Изменения в характере труда позволяют, как считает Белл, говорить если не об исчезновении, то, по крайней мере, об уменьшении старого рабочего класса. Основным классом информационного общества является сервисный класс, а новую элиту составляют специалисты, технократы и интеллектуалы. Собственность уже не является критерием членства в высших классах, новые элиты формируются на основе знания и высокого уровня образования. Обладание этим образованием является условием вхождения в элиту и ее символом. Знание становится основным ресурсом власти. Власть переходит к группам и индивидам, владеющим знанием.
Концепция постиндустриального общества Алена Турена (француз, 1925- дай Бог ему здоровья!, Основные работы: «Постиндустриальное общество» 1969, «Социология действия» + «Голос и взгляд Социология общественных движений» 1993, «Подъем и падения рабочего движения во Франции») Основными объектами интереса: социальный конфликт, проблемы эксплуатации, власти и доминирования. <Центральным объектом социологии, - заявляет он, - является исследование политики, то есть социальных договоренностей, из которых проистекает институционализация конфликтов>. Турен подходит к анализу постиндустриального общества с позиций исследования главного социального конфликта. Турен берет «роль рабочего класса» как лакмусовую бумажку, с помощью которой выводит различие между индустриальным и пост индустриальным обществом. (сравнение мое - Саша Запольская) Суть: раньше роль рабочего класса была больше, потому что конфликт производства- конфликт, определяемый в терминах экономической эксплуатации, был центральным конфликтом в обществе. В постиндустриальном обществе эта схема не работает, так теперь речь идет не об эксплуатации, а об отчуждении. Как он до этого дошел: 1. Тредюнинизм жив. Конечно, чистое консумистское общество, в котором сфера производства жестко ограницена – социологическая фикция. Конечно, более индивидуализированное потребление предъявляет более серьезные требования к производству. Экономический рост и сейчас зависит от производства. Конечно, рабочие не являются «ненужной социальной категорией». «Нет причин, - пишет он, -говорить об исчезновении рабочего класса или тредюнионизма». Тредюнионизм потерял свои позиции в некоторых отраслях промышленного производства, однако широко внедрился в третичный, сервисный сектор. Так куда же делась значимость рабочего класса? Дело не в том, что раньше она была результатом идеологии, а именно в том, что раньше рабочий класс был участником конфликта, центрального для того общества. 2. Конфликт стал другим, все фрагментируется. Фрагментируется конфликт - он не только экономический, он социальный, он не в производстве - он в потреблении (борьба идет за стили потребления, за жизненные шансы) Основной социальный конфликт современного общества - это не конфликт по поводу собственности, это конфликт индивида и общества в целом и формулируется он в терминах организационного конфликта. В постиндустриальном, или как Турен его называет, «программируемом обществе» конфликт определяется совокупностью всех социально –экономических отношений. В <программируемом обществе> рабочий класс более не является привилегированным историческим агентом, но не потому, что рабочее движение ослабело и оказалось подчинено стратегии какой-либо политической партии или имеет плохих политических лидеров, а потому, что отдельное капиталистическое предприятие не является более центром экономической системы и ее социальных конфликтов, хотя борьба рабочих с системой менеджериального управления и контроля выступает существенным элементом системы социальных конфликтов. 3. Что происходит с борьбой профсоюзов. В программируемом обществе ни фирмы, ни профсоюзы не являются главными действующими лицами социальной борьбы за власть. Их роль все еще важна, но их конфликт не является борьбой за власть, а связан с проблемами организации производства и принятия административного решения, он носит уже институционализированный характер. Институционализация этого конфликта осуществляется постепенно и остается еще неполной, но ход ее очевиден и неизбежен. Это не значит, конечно, что программируемое общество движется к индустриальному миру. Это означает, что эти конфликты не соотносятся с реальной социальной властью, которая уже не коренится в сфере производства. Профсоюзное движение также далеко от того, чтобы быть революционной силой или социальным движением, активно вовлеченным в борьбу за власть. В постиндустриальном обществе влияние рабочего класса ослабляется тем, что политическое и профсоюзное рабочие движения все более отдаляются друг от друга. Более того, Турен считает, что повышение роли профсоюзов приводит к уменьшению роли политического рабочего движения. Профсоюзное движение стало не столько социальным движением, сколько агентом экономической политики. Этот тип действия, известный как <социальный контракт>, 4. Суть нового конфликта. Постиндустриальное общество демонстрирует совершенно новые социальные конфликты. Эти новые конфликты уже не являются просто конфликтами между трудом и капиталом, но конфликтами между структурами экономического и политического принятия решения и теми, кто принужден к зависимому участию. Другими словами, это конфликт между центральными и периферийными, или маргинальными, сегментами общества. Современное общество, является обществом отчуждения не потому, что оно повергает человека в нищету или навязывает политические ограничения, а потому, что оно подкупает, манипулирует и навязывает конформизм. 5. О тчуждение- результат доминирования. Отчуждение – связь человека с социальной и культурной жизнью общества определяется единственно системой доминирующих отношений, навязываемыхгосподствующим классом. Любая деятельность только тогда обретает смысл, когда она осуществляется в соответствии с устремлениями доминирующих групп. Турен выделяет три основные формы социального доминирования в постиндустриальном обществе. Социальная интеграция. Экономический прогресс навязывает его участникам свой стиль жизни, свои цели и свою систему власти. Индивид просто принуждается к участию, не только как трудящийся, но и как потребитель, как участвующий в системах социальной организации и власти, которые определяют цели производства. Культурное манипулирование заключается в контроле над потребностями и культурными стереотипами потребления и стиля жизни прежде всего через школу и систему образования, которая уже давно перестала быть семейным и стала общественным делом. Навязывание политического поведения. Постиндустриальное общество контролируется крупными политико-экономическими организациями, цель которых - не просто власть и строгий по литический контроль над собственным функционированием и окружением. Наблюдение за функционированием этих организаций показывает их тотальные империалистические претензии на контроль за всей социальной жизнью. 6. Фрагментируется и сам рабочий класс, нужен новый участник новой борьбы. Состав современного рабочего класса сложен, в частности, большой процент в нем составляют неквалифицированные рабочие-иммигранты, а также женщины, имеющие очень ограниченный опыт индустриального труда. Комбинация этих факторов и объясняет очень резкое падение политического влияния и сужение социального кругозора рабочих. < В этом очень конкретном смысле слова индустриальные страны начиная с XIX в. движутся от индустриального общества к новому типу общест ва, в котором новые группы наемных работников - <белые воротнички>, техники и менеджеры среднего уровня - очень быстро набирают в количестве и влиянии >. Самые радикальные и продуктивные движения формируются в экономически наиболее развитых и продвинутых областях и группах: исследовательских центрах, среди профессионалов, обладающих знаниями и квали- фикацией, но не подключенных к системам власти, в университетских сообществах. Однако ни одно социально-политическое движение, сколь бы развито и сильно оно ни было, не сможет добиться успеха, если не включит в себя рабочий класс. Современное рабочее движение может задать свое понимание современного социального конфликта только через объединение с другими социальными группами на основе общезначимых культурных ценностей. Апелляция к общим культурным ценностям придаст рабочему движению значимость,которая выйдет далеко за рамки простой защиты своих интересов. Формулируя позицию А. Турена по поводу того, что такое система социального неравенства в целом и каково место и роль рабочего класса в постиндустриальном обществе, следует указать на то, что методологической основой его анализа являяется рассмотрение положения рабочего класса не с точки зрения типа его труда, а с точки зрения его места в общей системе распределения власти и доминирования, с точки зрения интерпретации главного социального конфликта. 7.Социальные движения как форма репрезентации групповых социальных интересов. В 70-х годах в социологии в рамках теорий постиндустриализма появилось утверждение о том, что современный социальный конфликт локализуется в сфере распределения, а не производства. В силу этого следует отказаться от концепции класса и классовой системы социальной дифференциации и предложить другую. Х арактеристики классовой структуры постиндустриального общества: Во-первых, это понятие социального класса, которое применяется при анализе отношений власти и доминирования в обществе в целом. Во-вторых, это понятие заинтересованных групп, или групп социального интереса, используемое при анализе отношений внутри организаций и коллективов. В-третьих, это понятие группы давления, которое применяется при исследовании конфликтов в сфере потребления и имеет слабое отношение к политическому действию. Принятие подобной социальной стратификации позволяет Турену утверждать, что <рабочий класс во все большей степени замещается федерацией групп социального интереса, а группы, организованные для защиты локальных или региональных интересов, - традиционные примеры групп давления - становятся видом класса>^. Социальный класс или классовое движение всегда старается задать свои цели или оказать влияние на группы социального интереса и группы давления. Социальная политика становится сложнее, поскольку объединения, которые являются инструментом осуществления политики класса, групп специального интереса или групп давления, очень часто приписывают себе какую-то особую роль, даже когда в действительности они только направляются интересами этих классов и групп. В то же время они могут изменить процесс взаимодействия с <базовой> социальной группой или классом и <стать провозвестниками новых социальных сил>. Если в 70-е годы под новыми социальными силами имелись в виду, прежде всего, студенческое движение, различного рода потребительские ассоциации и группы, связанные со <свободным временем и досугом>, то 80-е годы стали свидетелями небывалого прорыва к равенству и демократии, различного рода гражданских инициатив и движений за <социальное участие>. Добровольные ассоциации появляются как требование <участия>, возникающее со стороны <культуры обездоленных> в государстве всеобщего благоденствия, или как поиск <общины>, обеспечивающий человеку идентичность, принадлежность, единство, участие. Добровольные ассоциации продемонстрировали, что хотя классические элементы классовой борьбы исчезают, однако социальный протест и напряжение, а также
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.208.243 (0.008 с.) |