Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социологическая теория и социальные явленияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Поскольку социальные науки изучают только социальные явления, ограничимся ими и выразим все возможное множество явлений, которые могли бы изучать эти науки, ограниченным множеством А. Второе множество будет представлять совокупность всех теорий — общих и частных, которые описывают изученные явления (В). Если сопоставить оба множества, то может возникнуть вопрос: какое из них больше (рис. 35)? На первый взгляд ответ на вопрос очевиден: число непознанных явлений, которые предстоит изучить социальным наукам, гораздо больше числа существующих теорий. 35 Толстова Ю.Н., Масленников Е.В. Указ. соч. С. 104. Рис. 35. Сравнивая два множества и зная особенности научного познания, не всегда просто определить, какое из них больше Однако если учесть ряд ограничивающих условий, проистекающих из сущности и особенностей научного познания, то ответ становится менее очевидным. Во-первых, наука изучает не все явления, которые можно фиксировать на уровне здравого смысла, а л ишь те, которые доступны ей в силу особенностей концептуального языка и применяемых методов. Огромное количество лежащих на поверхности явлений не представляет интереса для данной науки либо находится вне сферы ее компетенции. Во-вторых, наука изучает не просто явления, а явления, сформулированные в виде проблемы. Наука проблематизирует явление, т.е. вскрывает таящееся в нем противоречие, и только после этого делает его предметом исследования. В-третьих, даже проблематизированное явление может не стать предметом науки, поскольку научное противоречие — это расхождение между уже известным знанием о явлении и новыми гранями, которые зафиксированы, но еще не изучены. Поскольку явление познается ради приращения нового знания, то лишь частные теории и эмпирические исследования способны служить «поставщиками» изучаемых наукой явлений. Прикладное исследование, направленное на решение практической проблемы, проводимое при помощи уже известных методов и служащее подтверждением и конкретизацией тех знаний, которые в более общем виде сформулированы академической (большой) наукой, в меньшей степени «поставляет» науке новые явления (если подобное случается и прикладное исследование обогащает науку, оно перерастает в фундаментальное). В-четвертых, методология давно доказала, что по поводу одной и той же совокупности явлений или одного явления может быть создано несколько, иногда альтернативных, теорий. Однако можно выдвинуть контраргумент и вконец запутать вопрос. Во-первых, принцип неограниченности познания предполагает, что развитие реальности, а значит, и возникновение новых явлений, должно опережать создание научных теорий. Стало быть, количество теорий должно быть меньше числа явлений. Этот эффект можно назвать теоремой А. Пуанкаре. Согласно мнению этого французского математика начала XX в., уделявшего глубокое внимание вопросам познания, чем больше мы познаем явлений, тем больше расширяется круг еще непознанных явлений (рис. 36). Ученый напоминает путника, который стремится достичь горизонта, а тот удаляется от него по мере приближения. В результате совокупность познанных явлений априори должна быть меньше множества непознанных. С про- Рис. 36. Иллюстрация теоремы Пуанкаре. По мере расширения круга познанных явлений расширяется круг непознанных. Внутренний круг А - совокупность познанных явлений; внешнее (бесконечное) пространство В - совокупность непознанных явлений грессом познания расширяются оба круга, обе вселенные. Но внешний круг всегда больше внутреннего. Во-вторых, наука, продвигаясь вперед пропорционально сумме добытых знаний, всякий раз сама готовит себе фронт работ, т.е. открывает все новые явления, подлежащие изучению. Суть самопорождающего эффекта научного знания заключается в том, что новые явления могут создаваться вовсе не жизнью, а самой наукой за счет расширения наших знаний, возникновения новых теорий и явлений. В научных отчетах всегда можно встретить заключительный раздел, где описываются те возможности, которые открылись благодаря проведенному исследованию, и тот круг вопросов, которые предстоит изучить в будущем. Изучив одно явление, ученый обнаруживает три-четыре новых, которые без этого исследования, возможно, не предстали бы его взору. В мире существует огромная система научного знания, где все понятия, теории и концепции плотно пригнаны друг к другу. Они напоминают частично пересекающиеся круги, благодаря чему теории подтверждают друг друга, понятия из одних теорий входят в структуру других, суждения одной теории входят в суждения другой (рис. 37). Так формируется косвенная взаимопроверка теорий. Плотный круг научных знаний косвенно или прямо проверяет всю их совокупность. Образуется единая мировая сеть социологических знаний, прочно держащаяся на поверхности океана, имя которому — незнание. Данные российских социологов взаимопроверяются результатами исследований американских или европейских ученых. Российские социологи при подготовке своих программ используют теоретические идеи своих зарубеж- Рис. 37. Мир научных теорий - это совокупность пересекающихся знаний, которые при совпадении взаимно подтверждают верность друг друга ных коллег, да и внутри страны социологи постоянно то подтверждают, то опровергают выводы друг друга. Что-то выпадает из системы научного знания, но самое ценное остается. В итоге деятельности десятков тысяч ученых формируется плотный фронт научных знаний, в котором теории полностью не дублируют друг друга, а именно пересекаются. И на продуктовом рынке продаваемые товары в совокупности удовлетворяют все потребности покупателей, но каждый товар предназначен для удовлетворения конкретного интереса. Поскольку и здесь существует плотный фронт товарной продукции, большинство товаров пересекаются, удовлетворяя отчасти совпадающие потребности покупателей. Например, предлагается десяток модификаций женских сумочек, каждая из которых находит своего покупателя именно потому, что не дублирует функции и свойства другого продукта, а отчасти совпадает с ним. ТЕОРИЯ И ОПЫТ Опыт был господином положения с давних времен. Жизненный опыт — это сама жизнь, только в ее аккумулированном виде. Накопленные за 30—40 лет знания человек не менял каждый год, подобно модной одежде, а накапливал. Часто накопленными знаниями дорожили больше, чем накопленными деньгами. Человек не только накапливал собственные знания, но и старался усвоить чужие. В быту это называется учиться на чужих ошибках. Умный человек, как говорят, учится на чужих ошибках, дурак — на своих, а мудрый не допускает их вовсе. Так вот наука относится к последнему разряду. Она стремится добыть такие знания, которые помогут этому конкретному человеку и еще миллионам других не совершать не только свои, но и вообще никакие ошибки. Наука изобретена для того, чтобы человечество не просто помуд- рело, но чтобы оставалось мудрым всегда. Наука есть не склад готовой продукции, а фабрика по изготовлению самых лучших и всегда нужных человеку изделий. Стало быть, наука — не накопленные знания, хотя и это тоже, но прежде всего технология их изготовления. Эмпирические исследования, совокупность фактов и знаний сами по себе, конечно, имеют цену. Но бензин, даже если его очень много, без автомобиля и находящегося в нем двигателя ровным счетом ничего не значит. Эмпирические факты — это топливо науки, а теория — ее мотор. Только мотор способен преобразовать сырье в работающую энергию, запустить двигатель и переместить вас на определенное расстояние. Только теория объясняет факты, упорядочивает их в стройное целое, только теория способна предсказать будущее, т.е. переместить человечество на определенное расстояние вперед. Как видим, опыт без теории почти ничто, но и теория, оторванная от опыта, мало что значит. Придумать утопическое учение, заворожить массы и подвигнуть их на свершение выгодного каким-то вождям мероприятия приносит скорее вред, нежели пользу. За все время существования человечества были придуманы миллиарды теорий, особенно фантастических и никому ненужных. У одного человека рождается множество теорий, пусть самых неказистых, но тем не менее теорий, которые помогают ему понять окружающий мир, упорядочить факты и предвидеть будущее. Человек — самый великий изобретатель теорий. Но он не является изобретателем фактов. Факты, как считают, возникают сами по себе — независимо от нашей воли и сознания. В этом есть свои плюсы и минусы. Независимость от человека делает их неуправляемыми, непредсказуемыми. Зато для теории спутника лучше не придумаешь. Факты вступают в противоречие с теорией, сопротивляются придуманным нами схемам, но тем они и хороши: они проверяют теории на выживаемость. Врезка П. Штомпка Теоретический «бум» В целом, конец XX в. был хорошим временем для социологической теории. Всего лишь полвека назад часто и активно обсуждался вопрос о кризисе в социологической теории (например, О. Го-улднер). Теперь ситуация изменилась. Многие разделяют мнение британского социолога Дж. Деланти, что «в настоящее время социальная теория занимает очень сильные позиции». Действительно, это заключение имеет под собой основания. Рассмотрим институциональные и организационные аргументы. Исследовательский комитет по теоретической социологии (RC-16) Международной социологической ассоциации, который основали мы с Джеффри Александером в 1986 г., стал одним из самых крупных среди 50 исследовательских комитетов ассоциации. В Американской социологической ассоциации теоретическая секция — самая многочисленная. За последние десятилетия значительно увеличили подписку теоретические журналы, появились новые периодические издания: «Theory, culture & society»,«European journal of social theory»,«Theory» (издается Американской социологической ассоциацией), «Theory and society». Новый «Journal of classical sociology» готовится к выпуску в свет издательством «Sage» под редакцией Брайана Тернера. Изданы крупные теоретические работы: «Polity reader in social theory»,«Blackwell companion to major social theorists»,«Handbook in social theory». Результаты современных теоретических исследований обобщаются в монографиях Патрика Берта «Social theory in XX century», Джона Скотта «Sociological theory: contemporary debates». Крупные издательства — «Polity Press», «Cambridge University Press», «Sage» выпустили в свет множество теоретических книг, как классических, так и современных, в том числе такие серии, как «Cambridge cultural social studies» (Кембридж, под ред. Александера и Сейдмена). В различных странах мира проводятся теоретические конференции. Недавно мне довелось участвовать в конференциях «Новый взгляд на тео- 51G Отбор лучших индивидов и уничтожение слабых всегда способствовали прогрессу рода в целом, будь то львиный прайд, пчелиный улей или человеческое племя. Если бы опыт не отсортировывал плохие теории, то их расплодилось бы такое великое множество, что человечество утонуло бы в продуктах своей интеллектуальной деятельности. Четко спланированное здание культуры немедленно превратилось бы в свалку. Так что теория должна быть благодарна опыту как никому другому. Зайцы должны благодарить лисиц, овцы — волков, а научные теории — экспериментаторов. Опыт и теория — это вода и пламень, враги, которые не могут жить друг без друга. Они противоборствуют и одновременно дополняют друг друга. В этом процессе более криклива теория, а опыт всегда молчит. Молча он отвергает одну теорию за другой, поправляет, направляет их. Опыт никогда не пойдет на поклон к теории, а теории, напротив, изо всех сил стремятся понравиться ему. Даже будучи опровергнутыми, теории стремятся найти новые аргументы в свою защиту. Сегодня в распоряжении изобретателей теорий оказался Интернет. Все, о чем раньше образованный человек молчал или высказывал в узком кругу единомыш-ленников, выносится на всеобщее обозрение. Каких только благоглупостей наряду с серьезными и глубокими размышлениями не встретишь во всемирной паутине! Люди на свой манер пытаются объяснить все — от причин гибели подводного ракетоносца «Курск» до взаимоотношений общества и властей. Стройные и менее стройные ряды суждений выстраиваются в длинные цепочки чатов. Их читают, обсуждают, с ними спорят, их поддерживают или опровергают. Электронный Гайд-парк стал огромной трибуной, где любой человек может проявить теоретическое творчество, высказать любую мысль. Уже не обязательно публиковать свои опусы на страницах толстых журналов, подвергаться цензуре и редактированию. Авторы не боятся обнажать свое идейное кредо, каким бы экстравагантным оно ни казалось оппоненту. рии социальных изменений» (Монреаль, 2000) и «Новые источники критической теории» (Кембридж, 2000). Характерно, что теория после долгого путешествия по Северной Америке вернулась в свою колыбель, в Европу. Именно в Британии, Франции и Германии уделяется сейчас наибольшее внимание теоретической работе. По свидетельству Нейла Смелсера, «за последние 50 лет центр тяжести общей теоретической мысли фактически переместился из США в Европу, и это перемещение обозначено трудами таких исследователей, как Ален Турен, Пьер Бурдье, Юрген Хабермас, Никлас Луман и Энтони Гид-денс. Многие современные теоретические раз- работки в США возникли под влиянием этих социологов на преподавателей и выпускников университетов». Аналогичное мнение высказывает Брайан Тернер: «Европейская социальная теория, возможно, снова займет доминирующую позицию в мировом развитии социальной теории». О чем говорят эти факты? Придерживаясь старой, традиционной оппозиции «теория v- исследование», либо «теоретическая социология v-эмпирическая социология», можно было бы подумать, что первоочередное внимание к теории означает отход в сторону схоластики и в царство чистых идей, уход от реальных социальных проблем и конкретных социальных фактов, отказ от эмпирических исследований. Теория получила признание во всех областях эмпирической социологии, разделение теории и исследований более невозможно. Многие теоретики более не занимаются абстрактными идеями, а обращаются к таким реальным проблемам, как глобализация, личность, риск, доверие, гражданское общество, демокра- В Интернете как бы перестают действовать законы отбора, управляющие научным миром. Слабые, как и сильные, особи здесь не погибают. Но с ними никто всерьез и не считается. Опыт призван убивать. И он делает это вполне успешно. Однако он убивает очередную теорию не сразу. Сначала он дает ей время укрепить свои позиции, выстроить защиту, набрать сторонников или завоевать популярность. Казалось бы, теория уже достигла своего пика, получила всеобщее признание, вошла во все учебники, но только опыт подскажет нам, что ее дни сочтены. Наступает научная революция, о которой писал Т. Кун, триумфатора свергают, а его место занимает другая, более молодая избранница. Опыт подобен режиссеру, спрятавшемуся за кулисы и оттуда руководящему пьесой. Марксистская теория господствовала на '/6 части Земли более 70 лет. От нее и сейчас, вероятно, не отказались бы, если бы не опыт. СССР начал разваливаться под давлением объективных обстоятельств, свидетельствующих, что рыночный тип экономики эффективнее планового, свобода предпочтительнее диктата, плюрализм в большей степени соответствует нынешнему обществу, нежели господство одной системы идей. Наука, как и наша повседневная жизнь, представляет парадоксальный синтез старого и нового, передового и устаревшего, инноватики и традиции. Если кто-то представляет науку как поточную линию, конвейер непрерывного творчества, то он глубоко заблуждается. Наука не есть постоянная устремленность к новому. На 70% она представляет собой защиту старого, уже добытого знания. Совсем свежий пример: в течение пяти лет горбачевской перестройки, а затем еще пяти лет ельцинских реформ отечественные социологи нещадно клеймили советскую социологию, порицая ее за идеологическую ангажированность, неумение противостоять партийному давлению, приверженность марксистским догмам. Но сегодня те же социологи, причем не только старшего тия, новые формы труда, социальные эксклю-зии, культурные травмы и т.д. Эмпирические исследователи более не ограничиваются регистрацией фактов и сбором данных. Вместо этого они предлагают обобщающие модели на основе систематизированных фактов. Таковы теория девиантности, теория коллективного поведения, социальных движений, этничности, теория массовой информации, концепция социального капитала, постматериалистических ценностей и т.п. Теория дает объяснения насущным социальным вопросам, она может оказать влияние на более широкую аудиторию простых людей, направляя их мышление. Она отвечает на вопросы, почему растет преступность, почему возникают новые общественные движения, откуда возникает бедность, почему возрождаются этнические настроения. По Мертону, Бурдье и Тернеру, теория вырастает из исследований и должна быть направлена на исследования. Теория нужна для того, чтобы дать объяснение или, по крайней мере, модели для лучшей организации разрозненных фактов и явлений, интер- претации множества различных событий и явлений. Для кого? Не только для коллег-теоретиков, но для простых людей, чтобы дать им ориентацию, просвещение, понимание своего состояния. Мы сейчас переживаем «новый великий переход» (перифразируя К. Поляни). Во времена изменений возникает особая потребность в теории. Социологи испытывают особое давление со стороны простых людей (common people), а кроме того, политиков, которым нужна ориентация в этой неразберихе. Все они хотят знать, откуда мы пришли, где мы есть и куда идем. Никакие факты и цифры не могут ответить на такие вопросы. Адекватные представления об обществе, карты социальных отношений могут быть предоставлены только с помощью обобщенных объяснительных моделей. Сокращенно по источнику: Штомпка П. Теоретическая социология и социологическое воображение // Социологический журнал. 2001. № 1. Веб-адрес: http://www.nir.ru/Socio/scipubl/sj/sj1- 01shtom.html поколения, перешли от ностальгии к активному восстановлению традиций, совершенно справедливо полагая, что далеко не все из прошлого надо выбрасывать на свалку истории. Вместе с советской властью ушла в прошлое эпоха фундаментальных исследований, построенных на общенациональной выборке крупных научных программ и важных открытий. По методологической глубине, совершенству методического аппарата многие исследования, выполненные в 60—80-е гг. XX в., не уступают, а иной раз даже превосходят современные. Восстановление уважения к прошлому отечественной социологии рассматривается сегодня почти как научный авангард. Крупнейший методолог XX в. Т. Кун не только объявил глубокую гармонию между традицией и новациями краеугольным стержнем развития научного познания, но и доказал это теоретически. Не случайно его почитают как основателя учения о научных традициях и научных революциях. Традиционная наука называется в его концепции «нормальной наукой». Она представляет собой исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых достижений, которые в течение некоторого времени признаются научным сообществом основой для дальнейшего развития. Т. Кун показал, что традиция является не тормозом, а наоборот стартовым условием для быстрого накопления знаний. «Нормальная наука» развивается не вопреки традициям, а именно в силу своей традиционности. Традиции оформляются в парадигмы, которые играют роль господствующего верования в научной среде и своеобразного компаса, указывающего путь вперед. Т. Кун писал: «Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу». Известные всему миру система Коперника, механика Ньютона, кислородная теория Лавуазье и теория относительности Эйнштейна являются общепринятыми концепциями, или парадигмами. Однако в свое время их никто не хотел признавать, с ними спорили, против них выступали, считая их возмутителями спокойствия, некими научными аномалиями. Таким образом, закономерный путь любой теории — превращение гадкого утенка в прекрасного лебедя, аномалии — в нормалию. Когда нормалия состарится и вступит в противоречие с новыми фактами, в науке наступит кризис, который обязательно перерастет в научную революцию, завершающуюся восхождением на трон «нового короля». Падут старые шоры, ученые в своих исследованиях выйдут за границы, определяемые парадигмой, по-новому взглянут на мир и совершат фундаментальные открытия. Фундаментальные научные открытия, в отличие от других, связаны не с выведением знания из существующих принципов, а с разработкой новых основополагающих принципов, и всегда возникают в результате решения фундаментальных проблем, т.е. проблем, имеющих глубинный, мировоззренческий, а не частный характер. Фундаментальные научные открытия связаны с созданием таких фундаментальных научных теорий и концепций, как геометрия Евклида, гелиоцентрическая система Коперника, классическая механика Ньютона, геометрия Лобачевского, генетика Менделя, теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна, квантовая механика. Эти открытия изменили представление о действительности в целом, т.е. носили мировоззренческий характер. Фундаментальные открытия часто становятся результатом научной революции, которую можно понимать как скачкообразный переход от одной парадигмы к другой. В конце 1980-х — начале 1990-х гг. в России никакой постепенной эволюции от плановой экономики к рыночной, от марксизма к немарксистскому мировоззрению не было. Речь скорее всего надо вести о научной революции. После продолжительного кризиса, вызванного не только разбродом и шатаниями в умах отечественных социологов, то и вполне объективными факторами, в частности нефинансированием научных исследований, в конце XX — начале XXI вв. ситуация стала понемногу выправляться. Количество новой литературы возросло в десятки раз, появились невиданные ранее тематические направления и методологии, наряду с прикладными стали проводиться фундаментальные исследования. За короткий срок мы почти наверстали отставание от тех рубежей, которые отечественная социология могла бы достичь, если бы она развивалась эволюционно, без кризисов и потрясений. Правда, Т. Кун описывает кризисные явления в развитии нормальной науки иначе: увеличение конкурирующих вариантов, готовность опробовать что-либо еще, выражение явного недовольства, обращение за помощью к философии и обсуждение фундаментальных положений. В конце 1980-х гг. конкуренция на социологическом фронте у нас не возрастала, а снижалась; готовность опробовать новые подходы и методы существовала, но она возникла гораздо раньше. За помощью к философии никто из социологов не обращался — напротив, именно ее считали главным тормозом науки. Наконец, фундаментальные проблемы почти не обсуждались, хотя большинство социологов выражали явное и скрытое недовольство этим. Научные революции обычно затрагивают мировоззренческие и методологические основания науки, нередко изменяя сам стиль мышления. Поэтому по своей значимости они могут выходить далеко за рамки той конкретной области, где произошли. Между старым и новым философским мировоззрением, между плановым и рыночным мышлением нет не только плавного перехода, но и ценностной преемственности. Переход от одной парадигмы к другой, согласно Т. Куну, должен осуществляться резко, как переключение, а не постепенно, посредством логики. В определенном смысле защитники различных парадигм живут в разных мирах. По Куну, различные парадигмы несоизмеримы. Новые методы исследования могут приводить к далеко идущим последствиям: к смене проблем, смене стандартов научной работы, появлению новых областей знаний. В этом случае их внедрение означает научную революцию. Научная революция в отечественной социологии привела к постепенному вытеснению идеалов количественной методологии нормами и стандартами качественной социологии, ряды которой постоянно расширяются еще и в силу материальных проблем: на крупномасштабные репрезентативные исследования попросту не хватает денег. А легкость перевода методологических «стрелок» объясняется тем, что отечественная социология в частности и русский менталитет в целом на протяжении долгого времени формировались вне количественной традиции с ее приверженностью к точному учету и расчету, калькуляции, проверке фактов, достоверности данных, разработке новых шкал, тестовых батарей и т.п. В этой области советские социологи скорее осваивали и усваивали, нежели изобретали и открывали. Переход на новые научные рельсы (называем мы это событие революционным или нет) открывает новые области непознанного, мир новых объектов и явлений. Таковыми стали проблемы бедности и богатства, тендерная социология и стратификация, крестьяноведение, маркетинговые исследования, экономическая социология, девиантная социология и др. Таким образом, основу научной революции могут составлять не только создание новых инструментов познания, но обнаружение каких-то ранее неизвестных сфер или аспектов действительности. Свойство научного знания состоит в том, что все выводы и гипотезы, полученные с помощью научного метода, могут подвергаться критике и быть опровергнутыми. Если вам кажется, что научной теорией можно считать лишь такую совокупность утверждений об окружающем мире, которую никогда нельзя опровергнуть, то вы глубоко ошибаетесь. Ученые признают за своими теориями только частичную истинность. Это значит, что научная теория применима к ограниченному кругу явлений при определенных условиях и описывает узкий круг явлений, причем совершенно определенными средствами и методами. Научные теории не универсальны — универсальны ми бывают только мифы и религиозные учения. Поэтому одним из главных признаков научности ученые считают ограниченность своих теорий. По идее научных теорий в любой отрасли знания (физике, социологии, математике, экономике) должно быть много (может быть, даже тысячи). Напротив, в религии одно учение, например православие, объясняет все многообразие окружающего мира исходя из одного учения, одной картины мира. Нередко религиозное учение обвиняют в противоречии. Это значит, что средствами единой концепции, созданной несколько веков или тысячелетий назад и позже лишь дополняемой, корректируемой, отчасти видоизменяемой, очень трудно объяснить постоянно изменяющийся мир. Приходится описывать его самыми общими (их называют философскими) суждениями, отвлекаясь от конкретных деталей. Напротив, научные теории должны быть максимально точными, основанными на цифрах и фактах, системами знаний, которые легко изменять, опровергать и, если надо, отбрасывать. Научная теория только тогда признается учеными кругами и претворяется на практике, когда соответствует реальности. Далеко не все творения человеческого ума выдерживают экзамен на соответствие фактам, большинство их погибает, выживает лишь меньшая часть. В XIX в. теории противостояли фактам в одиночку. Сегодня настало время групповой борьбы. Неправильно было бы представлять проверку теории фактами, считают некоторые авторы, в частности B.C. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов, «не учитывая предшествующего влияния теоретических знаний на формирование опытных фактов науки. Но тогда проблема взаимодействия теории с опытом предстает как проблема взаимоотношения с эмпирией системы теорий, образующих научную дисциплину. В этой связи в качестве единицы методологического анализа уже не может быть взята отдельная теория и ее эмпирический базис. Такой единицей выступает научная дисциплина как сложное взаимодействие знаний эмпирического и теоретического уровня, связанная в своем развитии с интердисциплинарным окружением (другими научными дисциплинами)»36.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.146.153 (0.015 с.) |