Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дореволюционный этап развития социологии

Поиск

В рамках первого исторического этапа, т.е. за период с конца 60-х гг. XIX в. до 1917 г., наша социология прошла несколько фаз. Первая связана с вели­кими реформами середины XIX в. Реформа 1861 г., в ходе которой произошло падение крепостного права и открылся путь для капиталистического разви­тия, по мнению И.А. Голосенко, представляет собой тот хронологический рубеж, который следует считать началом социологии в России. Как и в За­падной Европе, она возникла в русле позитивистской традиции. Самая из­вестная в истории нашей страны реформа, кардинально изменив обществен­ную обстановку, потребовала от ученых изучения тех процессов, которые могут произойти в социально-экономической и культурной сферах после реформы, ее позитивных и негативных итогов.

Проблема разложения феодального строя и генезиса промышленного капитализма и его культуры, по мнению В.И. Ленина, была в то время «глав­ным теоретическим вопросом» в русском обществоведении. Но и для запад­ной социологии в тот же исторический период именно она служила перво­степенным вопросом современности. Классики европейской социологии предлагали собственные варианты ее решения: дихотомия «военно-феодаль­ного» и «мирно-индустриального общества» Г. Спенсера, «механической и

органической солидарности» Э. Дюркгейма, «общества» и «общности» Ф. Тенниса, этики протестантизма и капитализма М. Вебера.

По существу, обществознание получило серьезный, быть может, самый важный в своей жизни социальный заказ, но не могло адекватно реагировать на новый вызов, поскольку традиционные его сферы, прежде всего история, философия и юриспруденция, переживали глубокий методологический кри­зис. Они исчерпали свой ресурсный потенциал, с помощью старых концеп­туальных схем уже нельзя было решать новые проблемы. Потребовался ка­чественный прорыв в неизведанное. Его можно было сделать, только создав новое видение мира, новые методы и подходы, новую систему знаний об обществе. Ею явилась социология — в то время самая авангардная, большин­ству неизвестная область знания, изобретенная во Франции и моментально проникшая в Россию. Достаточно сказать, что уже через три года после вы­хода в свет заключительного тома «Курса позитивной философии» Конта (1842) русская интеллигенция знала его содержание, дала свою собственную оценку и приняла главные идеи в общенациональную разработку.

Большую роль в институциализации отечественной социологии на ран­нем этапе сыграл Г.Н. Вырубов (1843—1913). М.М. Ковалевский назвал его «учителем молодого поколения русских социологов», а Е.В. де Роберти пи­сал о нем как об «умственном руководителе» русского социологического движения на первом этапе. Действительно, Вырубов оказался связующим звеном между французским позитивизмом и формировавшейся российской социологией2. В конце же 60-х — 70-х гг. Вырубов получил известность как активный продолжатель социологии Конта на русской почве. Вместе с уче­ником Конта Э. Литтре (1801 — 1881) он основывает журнал «Позитивная философия. Обозрение» и редактирует его вплоть до закрытия в 1884 г. На его страницах (кстати сказать, ввоз журнала до 1881 г. был запрещен) пуб­ликовались в числе прочих статьи о положении в России, об общественном и литературном движении в стране.

Работы О. Конта пользовались неизменным успехом у П.Л. Лаврова, B.C. Соловьева, М.М. Ковалевского, Б.Н. Чичерина, Н.К. Михайловского, К.М. Тахтарева и др. В конце XIX — начале XX в., несмотря на цензурные трудности, были переведены и грамотно откомментированы основные тру­ды известных западных социологов, а именно Р. Вормса, А.Э. Шеффле, Г. Тарда, Г. Зиммеля, Л. Гумпловича, Ф. Тенниса, Э. Дюркгейма, В. Вунд-та, Ф.Г. Гиддингса, Л.Ф. Уорда, А. Фулье, М. Вебера, Г. Лебона и многих других.

Первый специальный курс лекции о О. Конте был прочитан уже в конце 70-х гг. XIX в. В 1877 г. И. В. Лучицкий3, будучи профессором Киевского университета, по просьбе своих студентов у себя на дому прочитал специаль­ный курс о Конте и Спенсере. Об интересе И.В. Лучицкого к социологии говорит и тот факт, что в 1878 г. была издана книга «Описательная социоло-

2 Миненков Г.Я. Введение в историю русской социологии. Минск, 2000. С. 21.

3 Лучицкий Иван Васильевич (1845—1918) — видный русский историк, член-корреспондент РАН(1917 г.; член-корреспондент Петербургской АН с 1908 г.). Закончил историко-филологическийфакультет Киевского университета. В 1908 г. переехал в Петербург, преподавал на высших женскихкурсах, в Психоневрологическом институте и на курсах Л есгафта — центрах дореволюционной рос­сийской социологии. Мировую известность приобрели его труды по истории крестьянства, земле­дельческим классам, русской общине.

гия, или Группы социологических фактов, классифицированные и распре­деленные Г. Спенсером» (Киев, 1878), достаточно большая работа Г. Спен­сера — более 400 страниц, которая была переведена И.В. Лучицким. В 1880 г. под его редакцией вышла другая работа Г. Спенсера «Начала социологии (Обрядовые учреждения)» (Киев, 1880)4.

Благодаря переводной литературе студенты и преподаватели могли зна­комиться с новинками мировой науки, использовать их при подготовке лек­ций и научных статей, на семинарах и практикумах. Первоисточники, кор­пус произведений классиков в любой науке составляет необходимую базу университетского преподавания и служит отправной точкой как в формиро­вании дисциплинарной матрицы науки, так и в процессе ее институциали-зации. Важно было и то, что западные книги не просто переводились, но они комментировались ведущими русскими социологами. Студенческой и пре­подавательской аудитории нужен был не только «голый» текст, но оценка его профессионалами. Самым большим энтузиастом этого дела был П. Сорокин, перу которого принадлежит большое количество рефератов и рецензий на книги и статьи по социологии, социальной психологии, философии. Без систематического ознакомления социологов России с мировым опытом вряд ли были бы возможны их крупные успехи5.

Особенно преуспели в развитии социологии как строгой науки, ориенти­рующейся на идеалы точного естествознания, русские позитивисты. «На исходе 60-х гг., — писал позднее Н.И. Кареев, — позитивизм и социология вошли в русский умственный обиход»6. Русская позитивистская социология в 70—90-х гг. XIX в. выступала в форме нескольких сосуществовавших на­правлений, опиравшихся на различные варианты натуралистического редук­ционизма (органицизм: П.Ф. Лилиенфельд, А.И. Стронин и др.; географи­ческий детерминизм: Л.И. Мечников и др.) либо герменевтического подхо­да (субъективная школа: П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, С.Н. Южаков, С.Н. Кривенко и др.), по-разному интерпретировавших задачи и природу социологического знания, роль науки в развитии общества7. Под влиянием критики классический позитивизм эволюционировал в направлении неопо­зитивизма: его видные представители — П.А. Сорокин, А.С. Звоницкая, К.М. Тахтарев, Г.П. Зеленый и др. — делали ставку преимущественно на эмпирические исследования и сциентизм8.

Обстоятельства, которые позволили позитивизму утвердиться в качестве исторически первой социологической перспективы, имели весьма серьезную подоплеку. Как правильно заметил И.А. Голосенко, крупнейший в мире специалист по истории дореволюционной русской социологии (оценка И. Кона), позитивистская социология в России с первых ее шагов выступи-

4 Тарле Е.В., Лучицкий И.В. (К пятидесятилетию его научно-литературной деятельности 1863—1913) // Голос минувшего. 1914. № 1. С. 42-61; Социология: история, основы, институционализация в Рос­сии. 2002 // Русский Гуманитарный Интернет-Университет: http://www.i-u.ru/biblio/arhiv/books/ n ov i kova_soc/soc_n ov 14. asp

1 Кукушкина Е.И. Русская социология XIX — начала XX века. М., 1993. С. 10.

6 Кареев Н.И. Основы русской социологии. СПб., 1996. С. 9.

7 Голосенко И.А. Исторические судьбы идей Огюста Конта: Трансформация позитивизма в русскойсоциологии XIX—XX вв. // Социологические исследования. 1982. № 4.

* Голенкова 3., Гридчин Ю. Историко-социологическая проблематика // Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и дополн. М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. С. 47.

ла в качестве идейного оружия самых передовых кругов нации, боровшихся с пережитками феодализма, во множестве сохранившимися «учреждениями старины», коррупцией чиновников, системой докапиталистических отноше­ний, монополией дворян на высшее образование и многим другим, что де­формировало и тормозило движение страны по капиталистическому пути. Наука, прежде всего естествознание, для мыслящей интеллигенции России, так же как и для родоначальника позитивизма О. Конта, выступала олице­творением и одновременно гарантом социального прогресса общества.

На рубеже XIX и XX вв. в русской социологии формировались также и антипозитивистские подходы, прежде всего неокантианство, которое пред­ставляли А.С. Лаппо-Данилевский, М.И. Туган-Барановский, П.Б. Струве, Б.А. Кистяковский, В.М. Хвостов, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий и др.; своеобразным манифестом этой группы стал сборник статей «Пробле­мы идеализма»9.

Уже в конце XIX в. социологическая карта России напоминала пестрое одеяло, скроенное из самых разных, порой неожиданных теоретических на­правлений. (Как мы теперь знаем, похожая ситуация повторилась в конце XX в.). Так, наряду с шелленгианской социологией (П. Чаадаев) существо­вали также неокантианство (А. Чупров, Б.П. Кистяковский, П.В. Новгород­цев, С.Л. Франк), географическая школа (Л. Мечников), марксизм

Врезка

Е.И. Кукушкина

Социологическое образование

В России интерес к изучению социологии все­гда был настолько велик, что уже с середины XIX в., несмотря на противодействие властей, социологическая тематика начинает проникать в университетское образование. В конце 70-х — начале 80-х гг. первые опыты чтения лекций по социологии были предприняты профессором Московского университета М.М. Ковалевским. В это же время другой профессор — правовед Н.М. Коркунов — начинает все больше оснащать лекции социологическим материалом. В 80-е гг. свой курс энциклопедии права он преобразовал в общую теорию права, что потребовало ввести в его содержание психологический и социоло­гический материал. По сути дела, вместо «Эн­циклопедии права» студентам стал читаться курс пропедевтики обществоведения, и, для того чтобы назвать его курсом социологии, по замечанию Кареева, ему недоставало лишь эко­номического материала.

Социология в качестве учебной дисциплины спорадически появлялась в высших учебных заведениях России уже в конце 70-х гг. Одним из первых систематических курсов был объ­явленный в 1890 г. в Гельсингфорсе курс про-

фессора Е. Вестермаркова. Подобные курсы читались в Петербурге (в университете, иног­да в Политехническом институте), Москве, из­редка в Харькове. В некоторых городах спец­курсы по социологии вводились как факульта­тивы. Вопрос о социологическом образовании все чаще начинал обсуждаться на страницах научных изданий и публицистики. Часто про­блемы преподавания социологии обсуждались в связи с анализом предмета и задач социо­логии, что лишь подтверждало факт органи­ческого единства процесса институционализа-ции и организации преподавания социологии как одной из важнейших его сторон. Многие из таких публикаций принадлежали перу изве­стных ученых — М.М. Ковалевского, П.Ф. Ли-лиенфельда, И.В. Лучицкого, Я.А. Новикова [42, 54].

К началу XX в. все образованное общество ока­залось вполне подготовленным к введению пре­подавания социологии прежде всего как универ­ситетской дисциплины. Профессора универси­тетов, среди которых было немало выдающихся историков, юристов, тяготевших к широкой об­ществоведческой культуре, овладевали опытом чтения лекций по социологии у себя в России и за рубежом.

Источник: Кукушкина Е.И. Русская социология XIX — начала XX века. М., 1993. С. 25-26.

 

9 Проблемы идеализма. М., 1902.

(В. Ленин, Г. Плеханов, М. Туган-Барановский, А. Богданов), психологичес­кое направление (Е.В. де Роберти), позитивизм (ранний П. Сорокин, К. Тах-тарев). В России получили развитие такие аналоги западноевропейских на­правлений и тематических областей, как теория социальных классов, мораль­ная и социальная статистика, бюджеты времени и некоторые другие. В конце XIX — начале XX в. на развитие российской социологии достаточно заметно влияли концепции известных западных социологов: О. Конта, Г. Спенсера, Л.Ф. Уорда, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, Л.А. Кетле и ряда других. В то же время и российские социологи — П.Ф. Лилиенфельд, М.М. Ковалевский, Н.И. Кареев, Е.В. де Роберти — получили международную известность, в свою очередь, оказали определенное влияние на социологическую мысль Запада. Уже в начале XX в. в России начинает активно разрабатываться про­блематика истории социологии10.

С небольшим отставанием в России воспроизводилось все то, что было к тому времени в европейской социологии: эмпирические открытия, теорети­ческие идеи, идейные увлечения. Активно переводилась учебная литерату­ра, научные монографии.

Уникальным национальным явлением науки, не имеющим аналога на Западе, являлись, пожалуй, такие направления, как русская государствен­ная школа, социологические теории анархизма (М.А. Бакунин) и народни­чества (П. Струве). Сюда же следует отнести и так называемую субъектив­ную социологию (Н. Михайловский, Н. Кареев, С. Южаков, В. Воронцов). Правда, термин «субъективная социология», введенный в оборот В.И. Ле­ниным, был очень размытым и отражал скорее политические, нежели на­учные реалии.

Впрочем, все идеи, попадавшие в Россию с Запада, тем или иным обра­зом переиначивались, получали оригинальную форму, а иногда меняли и свое содержание. Таким способом переиначился на русской почве позити­визм. В Европе он выражал взгляды сытых буржуа, респектабельной интел­лигенции, заинтересованной в постепенном, почти незаметном реформи­ровании общества. В России в середине XIX в. позитивизм превратился чуть ли не в знамя революционной молодежи. Его взяли на вооружение турге­невские Базаровы — поколение воинственно настроенных университетских нигилистов. «К началу XX века наблюдалось бурное оживление социоло­гической мысли и, как результат, размежевание позиций: марксизм; клас­сический позитивизм; "критический позитивизм" легальных марксистов; антипозитивизм, опирающийся преимущественно на неокантианство; нео­позитивизм — все эти направления интенсивно развивались, ведя не пре­кращавшуюся теоретическую полемику друг с другом. Для многих видных социологов той эпохи были характерны неустойчивость их методологичес­ких принципов и смена теоретической ориентации»''.

Как бы особняком от теоретических и идейных споров стояли те социо­логи, которые, как тогда считалось, занимались серьезным делом. В качестве университетских профессоров, врачей, инспекторов и государственных чи-

10 ГоленковаЗ., Гридчин Ю. Историко-социологическая проблематика//Социология в России/Под ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. С. 45-46.

" Там же. С. 47.

G71

новников они имели дело с промышленностью и сельским хозяйством, где не покладая рук проводили санитарные осмотры, статистические обследо­вания и переписи, анкетирование рабочих и крестьян, купцов и промышлен­ников, занимались составлением научных и министерских отчетов, готови­ли проекты решения для правительства.

Они в основном и составили ядро того научного направления, которое сегодня мы именуем экономической социологией, а тогда называли «соци­альной экономией». Всех их можно разделить натри крупных направления: а) земских статистиков; б) исследователей аграрного сектора; в) исследова­телей промышленности. Социальные и статистические обследования, про­водившиеся земствами, развивались параллельно с теоретической социоло­гией. Земская статистика изучала имущественное положение и хозяйствен­ную деятельность крестьян и фабрично-заводских рабочих, социальную структуру населения, жилищные условия, образование, санитарную культуру. К началу XX в. систематические обследования велись почти в 20 губерниях страны.

Говоря о процессе институциализации социологического образования в России, следует выделить два ключевых момента. Первое рождение социо­логического образования в 90-е гг. XIX в. пришлось на время экономичес­кого подъема страны, наблюдавшегося после отмены крепостного права в 1861 г. Второе рождение — 90-е гг. XX в., выпало на период экономического кризиса, связанного с распадом советской социалистической системы. Пер­вое рождение социологии происходило в рамках устоявшихся капиталисти­ческих отношений, второе — в рамках становящегося капитализма. И хотя становление системы социологического образования оба раза приходится на капитализм, основные научные достижения отечественной социологии при­ходятся на социалистический период ее развития — самый продолжительный. Одновременно это время либо полного официального непризнания социо­логического образования, либо самое начало его становления.

В конце XIX в. возникает сеть студенческих социологических кружков (А. Лаппо-Данилевского, М. Туган-Барановского, Л. Петражицкого, Е. де Роберти). Первые учебные пособия для изучающих социологию были благожелательно встречены прессой, налаживалась публикация популярной литературы для широких читательских кругов. Ее авторами выступили круп­нейшие ученые России — М.М. Ковалевский, П.А. Сорокин и др. В начале XX в. появляются справочники, словари, программы-руководства, которые служат общеобразовательными указателями в социологической литературе, а также предметные, междисциплинарные и общие библиографии мировой социологической литературы. Первый учебный обзор по общей социологии Н. Кареева «Введение в изучение социологии» вышел в 1897 г. Возникают кафедры, секции, лаборатории и институты, составляются программы учеб­ных курсов12.

Рост революционных выступлений в конце XIX в., появление марксиз­ма, который становился все более популярным среди русской интеллиген­ции, напугали правящую власть, которая приняла все меры к прекращению в русских университетах преподавания социологических знаний. Из универ­ситетов были уволены многие профессора — М.М. Ковалевский, Н.И. Ка-

12 См.: Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX-XX вв. М, 1995.

реев, Е.В. де Роберти и др. В связи с этим они были вынуждены покинуть Россию, и только после революции 1905 г. у них появилась возможность вер­нуться на родину. Вернувшись в 1905 г. из эмиграции, М.М. Ковалевский совместно с П.Ф. Лесгафтом создали в Петербурге Высшую вольную шко­лу, она должна была продолжить традиции Парижской Высшей русской школы общественных наук. Демократически настроенные русские ученые возлагали на нее большие надежды. В этой школе впервые в России было введено преподавание социологии как обязательного предмета. Но это про­должалось недолго. Царское правительство, справившись с революцией, поспешило сразу закрыть это частное учебное заведение. И только в 1908 г. после длительной борьбы по личному разрешению Николая II был открыт частный Психоневрологический институт13 во главе с академиком В.М. Бехтеревым, в котором была первая в России кафедра социологии.

«При учреждении кафедры социологии при Психоневрологическом ин­ституте в 1908 г. министр народного просвещения Шварц заявил на приеме, что социология — предмет, который компрометирует учебное заведение, и отказывается удовлетворять ходатайство Совета института. Термин "социо­логия" не принято было использовать в преподавании этой дисциплины, поэтому подыскивались разного рода синонимы, что позволяло избежать запрета властей на введение в программы учебных заведений этой дисцип­лины»14. Ее преподавали под другими названиями: «Философия истории», «Введение в общую теорию права», «Социальные основы экономики», «Со­циальная психология» и т.д.

В 1910—1911 гг. при Психоневрологическом институте в Петербурге про­фессор Е.В. де Роберти организовал социологический семинар, на заняти­ях которого обсуждались доклады по самым разным вопросам. А в 1911 г. здесь была учреждена первая русская кафедра социологии. Первоначаль­но, в течение двух лет, ее возглавляли М.М. Ковалевский, затем Е.В. де Ро­берти, П.А. Сорокин и К.М. Тахтарев15. Студенты Психоневрологическо­го института, начиная с первых курсов, вели активную научную жизнь, работали в педагогическом кружке, имевшем свой устав16. Кафедра социо­логии с момента учреждения развернула большую работу по созданию про­грамм социологических дисциплин, привлечению лучших специалистов для преподавания. В журнале «Вопросы психологии» печатались труды членов кафедры. Курс общей социологии для общеобразовательного фа­культета в течение двух семестров по два часа в неделю читал Е.В. де Ро­берти; «Общую психологию» — С.Л. Франк для юридического, естествен­но-исторического и словесно-исторического отделений педагогического факультета. Кроме таких курсов общего содержания преподавались и уз­коспециальные дисциплины по профилю подготовки небольших групп

'■' Социология: история, основы, институционатизация в России. 2002// Русский Гуманитарный Ин­тернет-Университет: http://www.i-u.ru/biblio/arhiv/books/novikova_soc/soc_novl4.asp

14 Кукушкина Е.И. Русская социология XIX — начала XX века. М., 1993. С. 9.

" Ковалевский М.М. Очерк истории развития социологии в конце XIX и в начале XX века //История нашего времени (Современная культура и ее проблемы) / Под ред. М.М.Ковалевского, К.А.Тими­рязева. [Пг.]: Издание Т-ва «Бр. А. и И.ГРАНАТ и К0», [1914], [Т.УП]. Вып. 27-29. С. 3.

"' Работы о деятельности института, написанные директором В.М. Бехтеревым и другими авторами, публиковались в журнале «Вопросы психологии» и в виде отдельных изданий. Имеются также пери­одически издававшиеся отчеты о работе института, его задачах и т.д.

студентов (в частности, курс уголовной социологии и уголовной полити­ки, который читал С.Н. Гогель, автор солидного пособия для студентов по этой дисциплине)17. С 1908 по 1916 г. он воспитал более 6 тыс. выпускни­ков и сразу же попал под полицейский контроль18. Содержание курса лек­ций, прочитанного в Психоневрологическом институте, М.М. Ковалевский издал в 1910 г. в двухтомнике «Социология» (М., 1910), а К.М. Тахтарев в 1916г. издал введение к общему курсу социологии, читаемому в Психонев­рологическом институте и на Высших курсах П.Ф. Легсафта, «Социология как наука о закономерности общественной жизни» (Пб., 1916).

Большая работа проводилась профессорами и студентами Московского уни­верситета, где доклады по социологии регулярно заслушивались на заседаниях студенческих научных кружков и общества имени А.П. Чупрова. А в 1913— 1914 гг. под редакцией М.М. Ковалевского и Е.В. де Роберти были напечатаны четыре выпуска сборника «Новые идеи в социологии». В них были опублико­ваны труды крупнейших русских и западных социологов по разным проблемам социологии. Данный сборник явился основой для создания профессионально­го журнала русских социологов. Кроме того, было выпущено пять выпусков се­рии «Родоначальники позитивизма» (СПб., 1910-1913).

В последнее десятилетие перед рево­люцией лекции по социологии кроме Психоневрологического института (М.М. Ковалевский, Е.В. де Роберти, К.М. Тахтарев), читались на Высших курсах при лаборатории П.Ф. Лесгафта (М.М. Ковалевский, К.М. Тахтарев), а также некоторыми профессорами в высших коммерческих институтах и одно полугодие (1916) в Народном уни­верситете им. А.И. Лагутина. В дореволюционной России это были един­ственные систематические лекционные курсы по социологии. До самой Фев­ральской революции в государственных университетах не были организова­ны кафедры по социологии и не читались по ней обязательные лекции19.

В 1912 г. при Историческом обществе Петербургского университета, пред­седателем которого был М.М. Ковалевский, открывается секция по социо­логии. Она явилась первой попыткой объединить разрозненные силы рос­сийских социологов в единое целое. В том же году М.М. Ковалевский, Е.В. де Роберти, Н.И. Кареев, К.М. Тахтарев и другие ученые сделали пер­вую попытку создать в Петрограде русское научное социологическое обще­ство. Было проведено учредительное собрание и еще одно-два собрания, на этом все и закончилось. На это повлияло и отсутствие помещения (собрания

17 Кукушкина Е.И. Русская социология XIX — начала XX века. М., 1993. С. 28.

18 Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX — XX вв. М., 1995. С. 29.

19 Ковалевский М.М. Очерк истории развития социологии в конце XIX и в начале XX века // Историянашего времени. (Современная культура и ее проблемы) / Под ред. М.М.Ковалевского, К.А.Тими­рязева. - [Пг.]: Издание Т-ва «Бр. А. и И.ГРАНАТ и К°»>, [1914], [Т.УП], Вып. 27-29. С. 1-254;Сорокин П.А. Докладная записка о необходимости организации летних курсов для преподавателейсоциологии // Социологические исследования. 1991. №10. С. 125—129.

проводились на квартире М.М. Ковалевского), и подозрительное отношение правительства к данному начинанию, и то, что студенты университета совер­шенно не заинтересовались этим обществом20.

Вторая попытка была предпринята в марте 1916 г. Новое стремление со­здать русское социологическое общество в Петрограде проявилось сразу на другой день после смерти «отца русской социологии» М.М. Ковалевского. М.М. Ковалевский умер 23 марта, а уже 24 марта К.М. Тахтарев у гроба по­койного предложил его ученикам П.А. Сорокину и Я.М. Магазинеру осно­вать совместно с другими социологами социологическое общество для уве-ковечевания памяти покойного учителя и его заслуг в деле развития социо­логии в России. 26 марта, в день похорон, вечером состоялось первое собрание фактических учредителей общества, на котором присутствовали «молодые социологи» — Н.Д. Кондратьев, П.И. Люблинский, П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев, Я.М. Магазинер, СИ. Солнцев и др.21 На втором предвари­тельном собрании, проходившем через несколько дней после первого на квартире П.И. Люблинского, уже присутствовали и старые, заслуженные петроградские ученые, представители различных общественных наук22. Вес­ной 1916 г. на третьем учредительном собрании общества был принят устав Общества и избран его председатель — акад. А.С. Лаппо-Данилевский. В этом обществе были объединены представители общественной науки столицы. Русское социологическое общество, созданное М.М. Ковалевским при ак­тивном участии его ученика П.А. Сорокина, объединило более 70 ученых — практически всех ведущих обществоведов страны. Но едва начавшись (со­стоялось только два заседания), деятельность общества прервалась событи­ями 1917—1918 гг. В 1919 г., после регистрации Наркомпросом, возобновля­ет свою работу «Русское социологическое общество им. М.М. Ковалевско­го». Тогда же оно получило свое помещение на Университетской набережной, и его ряды пополнились новыми членами. На место председателя, после смерти А.С. Лаппо-Данилевского, был избран Н.И. Кареев. На заседаниях общества обсуждались доклады: П.А. Сорокина «Социологические взгляды Парето» и «О социальном взаимодействии и социальных группировках», К.М. Тахтарева «О системе социологии», Н.Д. Гредескула «О преподавании социологии в американских университетах», М.И. Кулишера «О причинах германо-европейской войны» и др. Наибольшую активность в Русском со­циологическом обществе проявлял П.А. Сорокин, выступивший против марксистской теории классов и классовой борьбы. В 1920 г. работа общества была прервана и частично стала осуществляться в Социологическом инсти­туте23. Открытая враждебность марксизму24 и власти большевиков позволи­ла продержаться Обществу лишь до 1922 г. Понадобилось 70 лет для того,

20 Социология: история, основы, институциализация в России. 2002 // Русский Гуманитарный Ин­тернет-Университет: http://www.i-u.ru/biblio/arhiv/books/novikova_soc/soc_novl4.asp

21 Там же.

" Тахтарев К.М. Русское социологическое общество им. М.М.Ковалевского//Социобиблиологичес-кий вестник. 1919. № 4-5. С. 15-16.

3 Сорокин П.А. Состояние русской социологии за 1918—1922 гг. // Общедоступный учебник социо­логии. Статьи разных лет/Изд. подгот. В.В. Сапов. М.: Наука, 1994. С. 416.

м Так, например, на одном из заседаний Общества П.А. Сорокин выступил против марксистской те­ории классов и классовой борьбы.

S75

чтобы Социологическое общество имени М.М. Ковалевского смогло возро­диться в 1993 г. при социологическом факультете СПбГУ (его председате­лем стал декан факультета проф. А.О. Бороноев).

В 1917 г. вводится ученая степень по социологии, учреждаются кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах. Кроме того, в последнее десятилетие перед революцией лекции по социологии читались на Высших женских курсах (где лектором и первым директором был М. Кова­левский), в биологической лаборатории П.Ф. Лесгафта.

До появления в России специальных социологических журналов на про­тяжении многих лет статьи по социологии печатались во многих научных из­даниях, в частности, это были «Юридический вестник», «Вестник знания» и «Вестник психологии» (два последних имели постоянную рубрику «Социоло­гия»). Особенно большое количество социологических материалов публико­валось в журналах общего профиля—«Отечественных записках», «Современ­ном мире», «Вестнике Европы», «Русском богатстве», «Заветах», «Русской мысли» и др. По образному выражению Н.И. Кареева, журнал «Отечествен­ные записки» явился первой в России кафедрой социологии. Одновременно русские авторы были постоянными сотрудниками в профессиональных запад­ных журналах («Международное обозрение социологии» — редактор Р. Вормс, «Ежегодник социологии» — редактор Э. Дюркгейм) и даже оказывали им материальную помощь. Динамика роста количества публикаций (статьи, брошюры и книги) по социологии, согласно расчетам И.А. Голосенко и В.В. Козловского, выглядит так: 1861-1870 гг.- 141; 1871—1880 гг.— 153; 1880— 1890 гг.- 158; 1891 — 1900гг. — 380; 1901 — 1910гг. — 1183; 1911-1920гг.-78025. Они пишут: «За первое десятилетие XX в. количество социологических пуб­ликаций выросло почти в три раза в сравнении с последним десятилетием XIX в., составив более тысячи наименований. Именно в это десятилетие ус­пешно разворачивается процесс институциализации русской социологии»26. Можно согласиться с оценкой Е.И. Кукушкиной в том, что «социологи Рос­сии не только не стояли в стороне от мировых событий, но проявляли высо­кую активность, участвуя в работе международных и российских социологи­ческих институтов, включаясь в обсуждение научных проблем, находивших­ся в центре полемики обществоведов разных стран»27.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 784; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.41.80 (0.016 с.)