Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дореволюционный этап развития социологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В рамках первого исторического этапа, т.е. за период с конца 60-х гг. XIX в. до 1917 г., наша социология прошла несколько фаз. Первая связана с великими реформами середины XIX в. Реформа 1861 г., в ходе которой произошло падение крепостного права и открылся путь для капиталистического развития, по мнению И.А. Голосенко, представляет собой тот хронологический рубеж, который следует считать началом социологии в России. Как и в Западной Европе, она возникла в русле позитивистской традиции. Самая известная в истории нашей страны реформа, кардинально изменив общественную обстановку, потребовала от ученых изучения тех процессов, которые могут произойти в социально-экономической и культурной сферах после реформы, ее позитивных и негативных итогов. Проблема разложения феодального строя и генезиса промышленного капитализма и его культуры, по мнению В.И. Ленина, была в то время «главным теоретическим вопросом» в русском обществоведении. Но и для западной социологии в тот же исторический период именно она служила первостепенным вопросом современности. Классики европейской социологии предлагали собственные варианты ее решения: дихотомия «военно-феодального» и «мирно-индустриального общества» Г. Спенсера, «механической и органической солидарности» Э. Дюркгейма, «общества» и «общности» Ф. Тенниса, этики протестантизма и капитализма М. Вебера. По существу, обществознание получило серьезный, быть может, самый важный в своей жизни социальный заказ, но не могло адекватно реагировать на новый вызов, поскольку традиционные его сферы, прежде всего история, философия и юриспруденция, переживали глубокий методологический кризис. Они исчерпали свой ресурсный потенциал, с помощью старых концептуальных схем уже нельзя было решать новые проблемы. Потребовался качественный прорыв в неизведанное. Его можно было сделать, только создав новое видение мира, новые методы и подходы, новую систему знаний об обществе. Ею явилась социология — в то время самая авангардная, большинству неизвестная область знания, изобретенная во Франции и моментально проникшая в Россию. Достаточно сказать, что уже через три года после выхода в свет заключительного тома «Курса позитивной философии» Конта (1842) русская интеллигенция знала его содержание, дала свою собственную оценку и приняла главные идеи в общенациональную разработку. Большую роль в институциализации отечественной социологии на раннем этапе сыграл Г.Н. Вырубов (1843—1913). М.М. Ковалевский назвал его «учителем молодого поколения русских социологов», а Е.В. де Роберти писал о нем как об «умственном руководителе» русского социологического движения на первом этапе. Действительно, Вырубов оказался связующим звеном между французским позитивизмом и формировавшейся российской социологией2. В конце же 60-х — 70-х гг. Вырубов получил известность как активный продолжатель социологии Конта на русской почве. Вместе с учеником Конта Э. Литтре (1801 — 1881) он основывает журнал «Позитивная философия. Обозрение» и редактирует его вплоть до закрытия в 1884 г. На его страницах (кстати сказать, ввоз журнала до 1881 г. был запрещен) публиковались в числе прочих статьи о положении в России, об общественном и литературном движении в стране. Работы О. Конта пользовались неизменным успехом у П.Л. Лаврова, B.C. Соловьева, М.М. Ковалевского, Б.Н. Чичерина, Н.К. Михайловского, К.М. Тахтарева и др. В конце XIX — начале XX в., несмотря на цензурные трудности, были переведены и грамотно откомментированы основные труды известных западных социологов, а именно Р. Вормса, А.Э. Шеффле, Г. Тарда, Г. Зиммеля, Л. Гумпловича, Ф. Тенниса, Э. Дюркгейма, В. Вунд-та, Ф.Г. Гиддингса, Л.Ф. Уорда, А. Фулье, М. Вебера, Г. Лебона и многих других. Первый специальный курс лекции о О. Конте был прочитан уже в конце 70-х гг. XIX в. В 1877 г. И. В. Лучицкий3, будучи профессором Киевского университета, по просьбе своих студентов у себя на дому прочитал специальный курс о Конте и Спенсере. Об интересе И.В. Лучицкого к социологии говорит и тот факт, что в 1878 г. была издана книга «Описательная социоло- 2 Миненков Г.Я. Введение в историю русской социологии. Минск, 2000. С. 21. 3 Лучицкий Иван Васильевич (1845—1918) — видный русский историк, член-корреспондент РАН(1917 г.; член-корреспондент Петербургской АН с 1908 г.). Закончил историко-филологическийфакультет Киевского университета. В 1908 г. переехал в Петербург, преподавал на высших женскихкурсах, в Психоневрологическом институте и на курсах Л есгафта — центрах дореволюционной российской социологии. Мировую известность приобрели его труды по истории крестьянства, земледельческим классам, русской общине. гия, или Группы социологических фактов, классифицированные и распределенные Г. Спенсером» (Киев, 1878), достаточно большая работа Г. Спенсера — более 400 страниц, которая была переведена И.В. Лучицким. В 1880 г. под его редакцией вышла другая работа Г. Спенсера «Начала социологии (Обрядовые учреждения)» (Киев, 1880)4. Благодаря переводной литературе студенты и преподаватели могли знакомиться с новинками мировой науки, использовать их при подготовке лекций и научных статей, на семинарах и практикумах. Первоисточники, корпус произведений классиков в любой науке составляет необходимую базу университетского преподавания и служит отправной точкой как в формировании дисциплинарной матрицы науки, так и в процессе ее институциали-зации. Важно было и то, что западные книги не просто переводились, но они комментировались ведущими русскими социологами. Студенческой и преподавательской аудитории нужен был не только «голый» текст, но оценка его профессионалами. Самым большим энтузиастом этого дела был П. Сорокин, перу которого принадлежит большое количество рефератов и рецензий на книги и статьи по социологии, социальной психологии, философии. Без систематического ознакомления социологов России с мировым опытом вряд ли были бы возможны их крупные успехи5. Особенно преуспели в развитии социологии как строгой науки, ориентирующейся на идеалы точного естествознания, русские позитивисты. «На исходе 60-х гг., — писал позднее Н.И. Кареев, — позитивизм и социология вошли в русский умственный обиход»6. Русская позитивистская социология в 70—90-х гг. XIX в. выступала в форме нескольких сосуществовавших направлений, опиравшихся на различные варианты натуралистического редукционизма (органицизм: П.Ф. Лилиенфельд, А.И. Стронин и др.; географический детерминизм: Л.И. Мечников и др.) либо герменевтического подхода (субъективная школа: П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, С.Н. Южаков, С.Н. Кривенко и др.), по-разному интерпретировавших задачи и природу социологического знания, роль науки в развитии общества7. Под влиянием критики классический позитивизм эволюционировал в направлении неопозитивизма: его видные представители — П.А. Сорокин, А.С. Звоницкая, К.М. Тахтарев, Г.П. Зеленый и др. — делали ставку преимущественно на эмпирические исследования и сциентизм8. Обстоятельства, которые позволили позитивизму утвердиться в качестве исторически первой социологической перспективы, имели весьма серьезную подоплеку. Как правильно заметил И.А. Голосенко, крупнейший в мире специалист по истории дореволюционной русской социологии (оценка И. Кона), позитивистская социология в России с первых ее шагов выступи- 4 Тарле Е.В., Лучицкий И.В. (К пятидесятилетию его научно-литературной деятельности 1863—1913) // Голос минувшего. 1914. № 1. С. 42-61; Социология: история, основы, институционализация в России. 2002 // Русский Гуманитарный Интернет-Университет: http://www.i-u.ru/biblio/arhiv/books/ n ov i kova_soc/soc_n ov 14. asp 1 Кукушкина Е.И. Русская социология XIX — начала XX века. М., 1993. С. 10. 6 Кареев Н.И. Основы русской социологии. СПб., 1996. С. 9. 7 Голосенко И.А. Исторические судьбы идей Огюста Конта: Трансформация позитивизма в русскойсоциологии XIX—XX вв. // Социологические исследования. 1982. № 4. * Голенкова 3., Гридчин Ю. Историко-социологическая проблематика // Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и дополн. М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. С. 47. ла в качестве идейного оружия самых передовых кругов нации, боровшихся с пережитками феодализма, во множестве сохранившимися «учреждениями старины», коррупцией чиновников, системой докапиталистических отношений, монополией дворян на высшее образование и многим другим, что деформировало и тормозило движение страны по капиталистическому пути. Наука, прежде всего естествознание, для мыслящей интеллигенции России, так же как и для родоначальника позитивизма О. Конта, выступала олицетворением и одновременно гарантом социального прогресса общества. На рубеже XIX и XX вв. в русской социологии формировались также и антипозитивистские подходы, прежде всего неокантианство, которое представляли А.С. Лаппо-Данилевский, М.И. Туган-Барановский, П.Б. Струве, Б.А. Кистяковский, В.М. Хвостов, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий и др.; своеобразным манифестом этой группы стал сборник статей «Проблемы идеализма»9. Уже в конце XIX в. социологическая карта России напоминала пестрое одеяло, скроенное из самых разных, порой неожиданных теоретических направлений. (Как мы теперь знаем, похожая ситуация повторилась в конце XX в.). Так, наряду с шелленгианской социологией (П. Чаадаев) существовали также неокантианство (А. Чупров, Б.П. Кистяковский, П.В. Новгородцев, С.Л. Франк), географическая школа (Л. Мечников), марксизм Врезка Е.И. Кукушкина Социологическое образование В России интерес к изучению социологии всегда был настолько велик, что уже с середины XIX в., несмотря на противодействие властей, социологическая тематика начинает проникать в университетское образование. В конце 70-х — начале 80-х гг. первые опыты чтения лекций по социологии были предприняты профессором Московского университета М.М. Ковалевским. В это же время другой профессор — правовед Н.М. Коркунов — начинает все больше оснащать лекции социологическим материалом. В 80-е гг. свой курс энциклопедии права он преобразовал в общую теорию права, что потребовало ввести в его содержание психологический и социологический материал. По сути дела, вместо «Энциклопедии права» студентам стал читаться курс пропедевтики обществоведения, и, для того чтобы назвать его курсом социологии, по замечанию Кареева, ему недоставало лишь экономического материала. Социология в качестве учебной дисциплины спорадически появлялась в высших учебных заведениях России уже в конце 70-х гг. Одним из первых систематических курсов был объявленный в 1890 г. в Гельсингфорсе курс про- фессора Е. Вестермаркова. Подобные курсы читались в Петербурге (в университете, иногда в Политехническом институте), Москве, изредка в Харькове. В некоторых городах спецкурсы по социологии вводились как факультативы. Вопрос о социологическом образовании все чаще начинал обсуждаться на страницах научных изданий и публицистики. Часто проблемы преподавания социологии обсуждались в связи с анализом предмета и задач социологии, что лишь подтверждало факт органического единства процесса институционализа-ции и организации преподавания социологии как одной из важнейших его сторон. Многие из таких публикаций принадлежали перу известных ученых — М.М. Ковалевского, П.Ф. Ли-лиенфельда, И.В. Лучицкого, Я.А. Новикова [42, 54]. К началу XX в. все образованное общество оказалось вполне подготовленным к введению преподавания социологии прежде всего как университетской дисциплины. Профессора университетов, среди которых было немало выдающихся историков, юристов, тяготевших к широкой обществоведческой культуре, овладевали опытом чтения лекций по социологии у себя в России и за рубежом. Источник: Кукушкина Е.И. Русская социология XIX — начала XX века. М., 1993. С. 25-26.
9 Проблемы идеализма. М., 1902. (В. Ленин, Г. Плеханов, М. Туган-Барановский, А. Богданов), психологическое направление (Е.В. де Роберти), позитивизм (ранний П. Сорокин, К. Тах-тарев). В России получили развитие такие аналоги западноевропейских направлений и тематических областей, как теория социальных классов, моральная и социальная статистика, бюджеты времени и некоторые другие. В конце XIX — начале XX в. на развитие российской социологии достаточно заметно влияли концепции известных западных социологов: О. Конта, Г. Спенсера, Л.Ф. Уорда, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, Л.А. Кетле и ряда других. В то же время и российские социологи — П.Ф. Лилиенфельд, М.М. Ковалевский, Н.И. Кареев, Е.В. де Роберти — получили международную известность, в свою очередь, оказали определенное влияние на социологическую мысль Запада. Уже в начале XX в. в России начинает активно разрабатываться проблематика истории социологии10. С небольшим отставанием в России воспроизводилось все то, что было к тому времени в европейской социологии: эмпирические открытия, теоретические идеи, идейные увлечения. Активно переводилась учебная литература, научные монографии. Уникальным национальным явлением науки, не имеющим аналога на Западе, являлись, пожалуй, такие направления, как русская государственная школа, социологические теории анархизма (М.А. Бакунин) и народничества (П. Струве). Сюда же следует отнести и так называемую субъективную социологию (Н. Михайловский, Н. Кареев, С. Южаков, В. Воронцов). Правда, термин «субъективная социология», введенный в оборот В.И. Лениным, был очень размытым и отражал скорее политические, нежели научные реалии. Впрочем, все идеи, попадавшие в Россию с Запада, тем или иным образом переиначивались, получали оригинальную форму, а иногда меняли и свое содержание. Таким способом переиначился на русской почве позитивизм. В Европе он выражал взгляды сытых буржуа, респектабельной интеллигенции, заинтересованной в постепенном, почти незаметном реформировании общества. В России в середине XIX в. позитивизм превратился чуть ли не в знамя революционной молодежи. Его взяли на вооружение тургеневские Базаровы — поколение воинственно настроенных университетских нигилистов. «К началу XX века наблюдалось бурное оживление социологической мысли и, как результат, размежевание позиций: марксизм; классический позитивизм; "критический позитивизм" легальных марксистов; антипозитивизм, опирающийся преимущественно на неокантианство; неопозитивизм — все эти направления интенсивно развивались, ведя не прекращавшуюся теоретическую полемику друг с другом. Для многих видных социологов той эпохи были характерны неустойчивость их методологических принципов и смена теоретической ориентации»''. Как бы особняком от теоретических и идейных споров стояли те социологи, которые, как тогда считалось, занимались серьезным делом. В качестве университетских профессоров, врачей, инспекторов и государственных чи- 10 ГоленковаЗ., Гридчин Ю. Историко-социологическая проблематика//Социология в России/Под ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. С. 45-46. " Там же. С. 47. G71 новников они имели дело с промышленностью и сельским хозяйством, где не покладая рук проводили санитарные осмотры, статистические обследования и переписи, анкетирование рабочих и крестьян, купцов и промышленников, занимались составлением научных и министерских отчетов, готовили проекты решения для правительства. Они в основном и составили ядро того научного направления, которое сегодня мы именуем экономической социологией, а тогда называли «социальной экономией». Всех их можно разделить натри крупных направления: а) земских статистиков; б) исследователей аграрного сектора; в) исследователей промышленности. Социальные и статистические обследования, проводившиеся земствами, развивались параллельно с теоретической социологией. Земская статистика изучала имущественное положение и хозяйственную деятельность крестьян и фабрично-заводских рабочих, социальную структуру населения, жилищные условия, образование, санитарную культуру. К началу XX в. систематические обследования велись почти в 20 губерниях страны. Говоря о процессе институциализации социологического образования в России, следует выделить два ключевых момента. Первое рождение социологического образования в 90-е гг. XIX в. пришлось на время экономического подъема страны, наблюдавшегося после отмены крепостного права в 1861 г. Второе рождение — 90-е гг. XX в., выпало на период экономического кризиса, связанного с распадом советской социалистической системы. Первое рождение социологии происходило в рамках устоявшихся капиталистических отношений, второе — в рамках становящегося капитализма. И хотя становление системы социологического образования оба раза приходится на капитализм, основные научные достижения отечественной социологии приходятся на социалистический период ее развития — самый продолжительный. Одновременно это время либо полного официального непризнания социологического образования, либо самое начало его становления. В конце XIX в. возникает сеть студенческих социологических кружков (А. Лаппо-Данилевского, М. Туган-Барановского, Л. Петражицкого, Е. де Роберти). Первые учебные пособия для изучающих социологию были благожелательно встречены прессой, налаживалась публикация популярной литературы для широких читательских кругов. Ее авторами выступили крупнейшие ученые России — М.М. Ковалевский, П.А. Сорокин и др. В начале XX в. появляются справочники, словари, программы-руководства, которые служат общеобразовательными указателями в социологической литературе, а также предметные, междисциплинарные и общие библиографии мировой социологической литературы. Первый учебный обзор по общей социологии Н. Кареева «Введение в изучение социологии» вышел в 1897 г. Возникают кафедры, секции, лаборатории и институты, составляются программы учебных курсов12. Рост революционных выступлений в конце XIX в., появление марксизма, который становился все более популярным среди русской интеллигенции, напугали правящую власть, которая приняла все меры к прекращению в русских университетах преподавания социологических знаний. Из университетов были уволены многие профессора — М.М. Ковалевский, Н.И. Ка- 12 См.: Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX-XX вв. М, 1995. реев, Е.В. де Роберти и др. В связи с этим они были вынуждены покинуть Россию, и только после революции 1905 г. у них появилась возможность вернуться на родину. Вернувшись в 1905 г. из эмиграции, М.М. Ковалевский совместно с П.Ф. Лесгафтом создали в Петербурге Высшую вольную школу, она должна была продолжить традиции Парижской Высшей русской школы общественных наук. Демократически настроенные русские ученые возлагали на нее большие надежды. В этой школе впервые в России было введено преподавание социологии как обязательного предмета. Но это продолжалось недолго. Царское правительство, справившись с революцией, поспешило сразу закрыть это частное учебное заведение. И только в 1908 г. после длительной борьбы по личному разрешению Николая II был открыт частный Психоневрологический институт13 во главе с академиком В.М. Бехтеревым, в котором была первая в России кафедра социологии. «При учреждении кафедры социологии при Психоневрологическом институте в 1908 г. министр народного просвещения Шварц заявил на приеме, что социология — предмет, который компрометирует учебное заведение, и отказывается удовлетворять ходатайство Совета института. Термин "социология" не принято было использовать в преподавании этой дисциплины, поэтому подыскивались разного рода синонимы, что позволяло избежать запрета властей на введение в программы учебных заведений этой дисциплины»14. Ее преподавали под другими названиями: «Философия истории», «Введение в общую теорию права», «Социальные основы экономики», «Социальная психология» и т.д. В 1910—1911 гг. при Психоневрологическом институте в Петербурге профессор Е.В. де Роберти организовал социологический семинар, на занятиях которого обсуждались доклады по самым разным вопросам. А в 1911 г. здесь была учреждена первая русская кафедра социологии. Первоначально, в течение двух лет, ее возглавляли М.М. Ковалевский, затем Е.В. де Роберти, П.А. Сорокин и К.М. Тахтарев15. Студенты Психоневрологического института, начиная с первых курсов, вели активную научную жизнь, работали в педагогическом кружке, имевшем свой устав16. Кафедра социологии с момента учреждения развернула большую работу по созданию программ социологических дисциплин, привлечению лучших специалистов для преподавания. В журнале «Вопросы психологии» печатались труды членов кафедры. Курс общей социологии для общеобразовательного факультета в течение двух семестров по два часа в неделю читал Е.В. де Роберти; «Общую психологию» — С.Л. Франк для юридического, естественно-исторического и словесно-исторического отделений педагогического факультета. Кроме таких курсов общего содержания преподавались и узкоспециальные дисциплины по профилю подготовки небольших групп '■' Социология: история, основы, институционатизация в России. 2002// Русский Гуманитарный Интернет-Университет: http://www.i-u.ru/biblio/arhiv/books/novikova_soc/soc_novl4.asp 14 Кукушкина Е.И. Русская социология XIX — начала XX века. М., 1993. С. 9. " Ковалевский М.М. Очерк истории развития социологии в конце XIX и в начале XX века //История нашего времени (Современная культура и ее проблемы) / Под ред. М.М.Ковалевского, К.А.Тимирязева. [Пг.]: Издание Т-ва «Бр. А. и И.ГРАНАТ и К0», [1914], [Т.УП]. Вып. 27-29. С. 3. "' Работы о деятельности института, написанные директором В.М. Бехтеревым и другими авторами, публиковались в журнале «Вопросы психологии» и в виде отдельных изданий. Имеются также периодически издававшиеся отчеты о работе института, его задачах и т.д. студентов (в частности, курс уголовной социологии и уголовной политики, который читал С.Н. Гогель, автор солидного пособия для студентов по этой дисциплине)17. С 1908 по 1916 г. он воспитал более 6 тыс. выпускников и сразу же попал под полицейский контроль18. Содержание курса лекций, прочитанного в Психоневрологическом институте, М.М. Ковалевский издал в 1910 г. в двухтомнике «Социология» (М., 1910), а К.М. Тахтарев в 1916г. издал введение к общему курсу социологии, читаемому в Психоневрологическом институте и на Высших курсах П.Ф. Легсафта, «Социология как наука о закономерности общественной жизни» (Пб., 1916). Большая работа проводилась профессорами и студентами Московского университета, где доклады по социологии регулярно заслушивались на заседаниях студенческих научных кружков и общества имени А.П. Чупрова. А в 1913— 1914 гг. под редакцией М.М. Ковалевского и Е.В. де Роберти были напечатаны четыре выпуска сборника «Новые идеи в социологии». В них были опубликованы труды крупнейших русских и западных социологов по разным проблемам социологии. Данный сборник явился основой для создания профессионального журнала русских социологов. Кроме того, было выпущено пять выпусков серии «Родоначальники позитивизма» (СПб., 1910-1913). В последнее десятилетие перед революцией лекции по социологии кроме Психоневрологического института (М.М. Ковалевский, Е.В. де Роберти, К.М. Тахтарев), читались на Высших курсах при лаборатории П.Ф. Лесгафта (М.М. Ковалевский, К.М. Тахтарев), а также некоторыми профессорами в высших коммерческих институтах и одно полугодие (1916) в Народном университете им. А.И. Лагутина. В дореволюционной России это были единственные систематические лекционные курсы по социологии. До самой Февральской революции в государственных университетах не были организованы кафедры по социологии и не читались по ней обязательные лекции19. В 1912 г. при Историческом обществе Петербургского университета, председателем которого был М.М. Ковалевский, открывается секция по социологии. Она явилась первой попыткой объединить разрозненные силы российских социологов в единое целое. В том же году М.М. Ковалевский, Е.В. де Роберти, Н.И. Кареев, К.М. Тахтарев и другие ученые сделали первую попытку создать в Петрограде русское научное социологическое общество. Было проведено учредительное собрание и еще одно-два собрания, на этом все и закончилось. На это повлияло и отсутствие помещения (собрания 17 Кукушкина Е.И. Русская социология XIX — начала XX века. М., 1993. С. 28. 18 Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX — XX вв. М., 1995. С. 29. 19 Ковалевский М.М. Очерк истории развития социологии в конце XIX и в начале XX века // Историянашего времени. (Современная культура и ее проблемы) / Под ред. М.М.Ковалевского, К.А.Тимирязева. - [Пг.]: Издание Т-ва «Бр. А. и И.ГРАНАТ и К°»>, [1914], [Т.УП], Вып. 27-29. С. 1-254;Сорокин П.А. Докладная записка о необходимости организации летних курсов для преподавателейсоциологии // Социологические исследования. 1991. №10. С. 125—129. проводились на квартире М.М. Ковалевского), и подозрительное отношение правительства к данному начинанию, и то, что студенты университета совершенно не заинтересовались этим обществом20. Вторая попытка была предпринята в марте 1916 г. Новое стремление создать русское социологическое общество в Петрограде проявилось сразу на другой день после смерти «отца русской социологии» М.М. Ковалевского. М.М. Ковалевский умер 23 марта, а уже 24 марта К.М. Тахтарев у гроба покойного предложил его ученикам П.А. Сорокину и Я.М. Магазинеру основать совместно с другими социологами социологическое общество для уве-ковечевания памяти покойного учителя и его заслуг в деле развития социологии в России. 26 марта, в день похорон, вечером состоялось первое собрание фактических учредителей общества, на котором присутствовали «молодые социологи» — Н.Д. Кондратьев, П.И. Люблинский, П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев, Я.М. Магазинер, СИ. Солнцев и др.21 На втором предварительном собрании, проходившем через несколько дней после первого на квартире П.И. Люблинского, уже присутствовали и старые, заслуженные петроградские ученые, представители различных общественных наук22. Весной 1916 г. на третьем учредительном собрании общества был принят устав Общества и избран его председатель — акад. А.С. Лаппо-Данилевский. В этом обществе были объединены представители общественной науки столицы. Русское социологическое общество, созданное М.М. Ковалевским при активном участии его ученика П.А. Сорокина, объединило более 70 ученых — практически всех ведущих обществоведов страны. Но едва начавшись (состоялось только два заседания), деятельность общества прервалась событиями 1917—1918 гг. В 1919 г., после регистрации Наркомпросом, возобновляет свою работу «Русское социологическое общество им. М.М. Ковалевского». Тогда же оно получило свое помещение на Университетской набережной, и его ряды пополнились новыми членами. На место председателя, после смерти А.С. Лаппо-Данилевского, был избран Н.И. Кареев. На заседаниях общества обсуждались доклады: П.А. Сорокина «Социологические взгляды Парето» и «О социальном взаимодействии и социальных группировках», К.М. Тахтарева «О системе социологии», Н.Д. Гредескула «О преподавании социологии в американских университетах», М.И. Кулишера «О причинах германо-европейской войны» и др. Наибольшую активность в Русском социологическом обществе проявлял П.А. Сорокин, выступивший против марксистской теории классов и классовой борьбы. В 1920 г. работа общества была прервана и частично стала осуществляться в Социологическом институте23. Открытая враждебность марксизму24 и власти большевиков позволила продержаться Обществу лишь до 1922 г. Понадобилось 70 лет для того, 20 Социология: история, основы, институциализация в России. 2002 // Русский Гуманитарный Интернет-Университет: http://www.i-u.ru/biblio/arhiv/books/novikova_soc/soc_novl4.asp 21 Там же. " Тахтарев К.М. Русское социологическое общество им. М.М.Ковалевского//Социобиблиологичес-кий вестник. 1919. № 4-5. С. 15-16. ■3 Сорокин П.А. Состояние русской социологии за 1918—1922 гг. // Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет/Изд. подгот. В.В. Сапов. М.: Наука, 1994. С. 416. м Так, например, на одном из заседаний Общества П.А. Сорокин выступил против марксистской теории классов и классовой борьбы. S75 чтобы Социологическое общество имени М.М. Ковалевского смогло возродиться в 1993 г. при социологическом факультете СПбГУ (его председателем стал декан факультета проф. А.О. Бороноев). В 1917 г. вводится ученая степень по социологии, учреждаются кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах. Кроме того, в последнее десятилетие перед революцией лекции по социологии читались на Высших женских курсах (где лектором и первым директором был М. Ковалевский), в биологической лаборатории П.Ф. Лесгафта. До появления в России специальных социологических журналов на протяжении многих лет статьи по социологии печатались во многих научных изданиях, в частности, это были «Юридический вестник», «Вестник знания» и «Вестник психологии» (два последних имели постоянную рубрику «Социология»). Особенно большое количество социологических материалов публиковалось в журналах общего профиля—«Отечественных записках», «Современном мире», «Вестнике Европы», «Русском богатстве», «Заветах», «Русской мысли» и др. По образному выражению Н.И. Кареева, журнал «Отечественные записки» явился первой в России кафедрой социологии. Одновременно русские авторы были постоянными сотрудниками в профессиональных западных журналах («Международное обозрение социологии» — редактор Р. Вормс, «Ежегодник социологии» — редактор Э. Дюркгейм) и даже оказывали им материальную помощь. Динамика роста количества публикаций (статьи, брошюры и книги) по социологии, согласно расчетам И.А. Голосенко и В.В. Козловского, выглядит так: 1861-1870 гг.- 141; 1871—1880 гг.— 153; 1880— 1890 гг.- 158; 1891 — 1900гг. — 380; 1901 — 1910гг. — 1183; 1911-1920гг.-78025. Они пишут: «За первое десятилетие XX в. количество социологических публикаций выросло почти в три раза в сравнении с последним десятилетием XIX в., составив более тысячи наименований. Именно в это десятилетие успешно разворачивается процесс институциализации русской социологии»26. Можно согласиться с оценкой Е.И. Кукушкиной в том, что «социологи России не только не стояли в стороне от мировых событий, но проявляли высокую активность, участвуя в работе международных и российских социологических институтов, включаясь в обсуждение научных проблем, находившихся в центре полемики обществоведов разных стран»27.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 784; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.41.80 (0.016 с.) |