Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научно-методическая экспертизаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Большинство учебников, с которыми студент имеет дело в течение пяти лет обучения в университете, имеют так называемый гриф. Он выдается, как правило, Министерством образования и означает государственное признание учебника, прохождение им официальной аттестации на качество и соответствие существующим стандартам. Сегодня он имеет две степени. Первая, считающаяся низшей, имеет формулу «Допущено Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для...». Вторая, обычно признаваемая более высокой и престижной, имеет формулу «Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для...». Учебники при первом издании получают гриф «Допущено Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника...», который дается при наличии положительных заключений соответствующих организаций и соответствующего структурного подразделения и оформляется приказом за подписью заместителя министра общего и профессионального образования Российской Федерации. Учебники, имеющие гриф «Допущено Министерством...» и прошедшие апробацию в соответствующих образовательных учреждениях, при последующем издании получают гриф «Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника...», который дается после рассмотрения Президиумом Федерального экспертного совета Минобразования России и оформляется приказом министра по представлению ответственного секретаря Президиума. Срок оформления грифа устанавливается до трех месяцев. Срок действия грифа — 5 лет. Если за это время книга не издана, то необходимо получить новое разрешение на гриф Минобразования России. Гриф (от франц. griffe — ярлык) представляет собой надпись на документе или издании, определяющую порядок пользования им. Для решения вопроса о присвоении учебнику грифа Министерства в его структурное подразделение, курирующее данный уровень образования, автором или издателем (издающей организацией и др.), имеющим авторские права на данное издание, направляется целый пакет сопроводительной документации, а рукопись учебника проходит строгую экзаменационную проверку в Экспертном совете. Получив рукопись учебника, Экспертный совет регистрирует рукопись, направляет ее двум-трем рецензентам, которые пишут всесторонний и объективный отзыв. В рецензиях дается всесторонняя и объективная оценка содержания и структуры учебного издания, информация об отличительных особенностях данного издания в сравнении с существующими, анализ его методических достоинств и недостатков, оценивается научный уровень изложения материала, констатируется соответствие Государственным образовательным стандартам. Рецензентом выступает специалист (академический ученый, практик-методист, педагог), который проводит критический анализ и оценку нового произведения перед его опубликованием. Рецензент призван избавить автора от тех недостатков, за которые ему может стать неудобно после публикации произведения, которые он самостоятельно не может обнаружить и которые делают рукопись не соответствующей принятым в системе высшего образования стандартам и критериям. Таким образом, он оказывает автору неоценимую услугу, и первые слова благодарности должны быть выражены именно ему. Не случайно в зарубежных монографиях и учебниках существует особая рубрика в предисловии к книге, где автор воздает должное критическим замечаниям коллег, способствовавшим качественному улучшению рукописи. В случае отрицательного мнения рецензента выводы последнего должны быть достаточно аргументированы и четко сформулированы в заключительной части рецензии. Рецензия должна быть подписана ее автором (рецензия кафедры — со ссылкой на номер протокола и дату проведения заседания кафедры — подписывается ее заведующим) с указанием места работы рецензента, его должности, ученого звания и степени. Подпись заверяется печатью, ставится дата. Экспертный совет не имеет права диктовать, советовать или подсказывать рецензентам то, в каком направлении или под каким углом зрения следует писать отзыв. Рецензент обязан объективно и беспристрастно оценить: а) научное содержание рукописи; б) методические приемы изложения материала; в) техническое состояние рукописи (оригинал-макет). Статус предварительного рецензирования не может быть выше статуса устных замечаний и отзывов, которые дают во время заседания члены Экспертного совета. Заключение Совета составляется с учетом как предварительного рецензирования, так и коллективного обсуждения на заседании Совета. В дискуссии участвуют все или более половины присутствующих на заседании членов Совета. Их задача — откорректировать мнения рецензентов, сообщить дополнительную информацию, выявить новые грани в обсуждаемом произведении. В результате повышается степень объективности оценки рассматриваемой рукописи. Заключение Экспертного совета обладает статусом юридического и научного документа, фиксирующего не индивидуальное, а коллективное мнение, ответственность за которое с председателем Совета разделяют участвовавшие в заседании члены Совета. Статус заключения Совета приобретает силу не только рекомендательного, но и обязательного к исполнению документа. Отсюда следует, что автор не только может, но обязан считаться с замечаниями при доработке рукописи. До автора, не присутствовавшего во время обсуждения его рукописи, доводятся не только тексты и мнение индивидуальных рецензентов, но и заключительный документ Совета. Автор не имеет права выбирать отдельные замечания, устраняя только те недостатки, которые легче всего устранить или которые ему кажутся справедливыми. В заключительных выводах Экспертного совета содержится краткий перечень замечаний, указываются общие направления доработки рукописи, которые предполагают, что их расшифровка и конкретизация изложена в индивидуальных рецензиях. Обязательный статус имеют все замечания, рассмотренные, коллективно одобренные Советом и зафиксированные в его заключении. Статус желательных исправлений имеют индивидуальные замечания рецензентов, с которыми может дискутировать автор и которые он может реализовать или не реализовать при доработке рукописи. За ним остается окончательная свобода выбора. Однако за Экспертным советом остается право отклонить рукопись либо послать ее на дополнительную переработку в случае, если члены Совета посчитали, что автор не устранил те замечания, которые он, Совет, счел принципиальными. Экспертный совет несет ответственность за научное и профессиональное качество, а также за объективность рецензий. Совет вправе отклонить или потребовать переделать те рецензии, которые он счел неудовлетворительными. К их числу прежде всего следует отнести: а) комплементарные отзывы, написанные заведомо для того, чтобы облегчить прохождение рукописи, не содержащие достаточного количества конкретных замечаний; б) абстрактные отзывы, написанные как в негативно-отвергающем, так и в позитивно-приветствующем рукопись духе, не содержащие развернутой системы конкретных и всесторонних замечаний. В заключении Совета могут быть отражены (для целей объективного и всестороннего освещения предмета) разные позиции, однако окончательный вывод принимается Советом после коллективного обсуждения и голосования (если таковое потребуется) по совокупности всех выступлений, учитывая и мнения членов Совета. Автор не имеет права «ловить» Совет на противоречиях и, опираясь на подобный факт, выбирать и устранять одни замечания, понравившиеся ему, и игнорировать другие. В конфликтных или особых ситуация Экспертный совет обязан назначать рецензентов только после коллективного обсуждения их кандидатур. Цель — исключить предвзятые оценки в ту и другую сторону. Рецензенты, не оправдавшие доверие Совета и предоставившие неудовлетворительные отзывы, могут при необходимости исключаться из числа будущих рецензентов. Федеральный экспертный совет Минобразования России направляет заключение и рецензии в соответствующее структурное подразделение Министерства. Структурное подразделение Министерства направляет рукопись, материалы, полученные от Федерального экспертного совета, и заключение подразделения о целесообразности присвоения грифа в Управление учебного книгоиздания, библиотек и медиатек для оформления грифа. Учебно-методические объединения (УМО). Совершенствование структуры и содержания высшего образования во многом определяется успешной деятельностью такой институции, как УМО по университетскому образованию. По своему статусу это государственно-общественные объединения, основными задачами которых являются участие в разработке проектов государственных образовательных стандартов и примерных учебных планов, координация действий научно-педагогической общественности вузов, представителей предприятий, учреждений и организаций в обеспечении качества и развития содержания высшего и послевузовского профессионального образования, разработка предложений по структуре отнесенной к его компетенции области высшего и послевузовского профессионального образования и содержанию основных образовательных программ, экспертиза учебно-методической документации, необходимой для обеспечения процесса подготовки специалистов. Руководство деятельностью УМО осуществляет его Совет, в состав которого входят председатели научно-методических советов разного уровня, члены ректоратов базовых вузов, представители Министерства общего и профессионального образования, вузов, предприятий, учреждений и организаций, входящих в УМО. В перерывах между заседаниями Совета руководство деятельностью УМО осуществляет Президиум. Решения учебно-методического объединения принимаются его Советом (или по его поручению Президиумом Совета) открытым голосованием простым большинством голосов при участии в голосовании не менее половины членов Совета (Президиума Совета). УМО были созданы приказом Минвуза СССР в 1987 г. на базе ведущих вузов, и сегодня в России насчитывается около 70 объединений. Основными принципами построения УМО являются равноправие всех вузов, входящих в объединение, самостоятельность в организации работы, коллегиальность обсуждения и рекомендательный характер принятых решений. Типовая структура объединения включает: Совет, Президиум, учебно-методические советы по направлениям и специальностям подготовки, закрепленным Минобразования РФ за УМО. Основными задачами УМО являются: ♦ разработка структуры подготовки специалистов, определяющей перечень образовательных программ (направлений, специальностей и специализаций) и требований к уровню подготовки выпускников по закрепленным направлениям; ♦ разработка государственных образовательных стандартов (ГОС) и примерных основных образовательных программ; ♦ создание комплектов учебников, учебных пособий по профессионально-ориентированным дисциплинам подготовки на основе координации усилий вузов объединения; ♦ разработка предложений по созданию государственной и межвузовской отраслевой системы мониторинга и оценки качества образования; ♦ организация обеспечения высших учебных заведений нормативно-методической документацией по подготовке специалистов всех ступеней высшего профессионального образования по закрепленным направлениям и специальностям (государственными образовательными стандартами, примерными учебными планами, примерными программами дисциплин, пакетами контрольных материалов и др.); ♦ участие по поручению Минобразования России в лицензировании, аттестации и аккредитации учебных заведений по закрепленным направлениям и специальностям высшего профессионального образования; ♦ участие в разработке и реализации программ повышения квалификации и переподготовки профессорско-преподавательского состава; ♦ участие в формировании перспективных планов издания учебников и учебных пособий с грифом Минобразования России, Минсвязи России, Учебно-методического объединения по дисциплинам, относящимся к закрепленным направлениям и специальностям высшего профессионального образования; ♦ проведение по поручению Минобразования России рецензирования рукописей учебников и учебных пособий в области телекоммуникаций, подготовленных к изданию; ♦ проведение конференций, семинаров и совещаний по проблемам высшего образования, студенческих олимпиад и конкурсов. В области социологии УМО выступает основной экспертной институцией, которая проводит рецензирование и экспертизу всей учебной литературы в стране, получающей гриф «Допущено УМО...». Работа, претендующая на присвоение грифа УМО, предоставляется вузом с сопроводительным письмом, подписанным ректором (проректором). В письме даются: краткое обоснование издания; его выходные данные (фамилия автора(ов), название рукописи, ее объем, планируемый тираж и год выпуска, место издания); читательское назначение книги (наименование направления или специальности высшего профессионального образования по действующему классификатору); информация о том, как будет издана рукопись — в качестве «методического пособия», «учебно-методического пособия», «учебного пособия» или «учебника». К письму прилагаются следующие материалы: полностью подготовленная (отредактированная) рукопись; выписка из протокола заседания кафедры, на которой обсуждалась рукопись; выписка из протокола заседания уче- ного совета учебного заведения, на котором обсуждалась рукопись; рецензия специалиста вуза, где работает автор (авторы); рецензия специалиста в данной области знания, работающего в соответствующем вузе, научной, проектной организации или в учреждениях культуры. У МО проводит независимую экспертизу и готовит свое заключение. Совет УМО находится на социологическом факультетете МГУ. В 1997-2001 гг. социологический факультет МГУ в рамках работы Совета УМО выпустил: ♦ 7 сборников учебно-методических материалов; ♦ 9 государственных стандартов; ♦ 48 примерных программ учебных дисциплин на CD-ROM; ♦ 18 экспертиз учебников и учебных пособий; 4 20 заседаний Совета и Президиума Совета УМО. УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ФАКУЛЬТЕТЫ И ЦЕНТРЫ В истории отечественной социологии, как дореволюционного, так и послевоенного периодов, можно выделить несколько факультетов и центров, которые выступают в роли научных лидеров, в рамках которых сформировались или формируются научные школы, организована успешная подготовка молодого поколения социологов. Рассмотрим некоторые из них.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.67.111 (0.01 с.) |