Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Способы теоретизирования в качественном исследованииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Поступательная аппроксимация (приближение, соответствие) как переформулировка концепций путем их постоянного неоднократного сопоставления со свидетельствами, полученными в поле. В процессе такого сопоставления концепции постоянно оттачиваются, в результате — свидетельства и теория наиболее адекватно соотносятся друг с другом. 2. Иллюстративный метод, где эмпирические свидетельства используются для того, чтобы проиллюстрировать или «привязать» теорию к эмпирии. Существовавшая ранее теория оставляет "открытые ящики», пустоты, не описанные теорией, и исследователь выясняет, могут ли полученные им эмпирические свидетельства заполнить эту нишу. Новые свидетельства могут как опровергнуть, так и подтвердить ранее существовавшую теорию.
3. Аналитическое сравнение (Дж.С. Миль). Исходя из уже существующих теорий, исследователь развивает идеи о повторяющихся образцах отношений или поведения. Он фокусируется на нескольких постоянно воспроизводящихся явлениях и ищет повторы таких образцов внутри определенного социального контекста. 4. Метод согласия развивает предыдущий тип теории, фокусируясь на том, что является об- щим для всех случаев. Исследователь устанавливает, что случаи имеют сходный общий результат, и ищет общие факторы, приведшие к такому сходству. 35 Glaser В.С, Strauss A.L. The discovery of grounded theory: Strategies for qualitative research. Chicago:Aldine, 1967. P. 3. 36 Glaser B.G. Doing Grounded Theory: Issues and Discussions. Sociology Press, 1998. P. 50. Ядро граунд-теории включает несколько компонентов: 1. Эмпирический, итерационный (многократный) подход к сбору и анализу данных. Это означает, что данные собираются, анализируются и пересматриваются циклически, что позволяет улучшить контроль ученого за качеством собираемой информации. 2. Постоянное применение сравнительного метода при построении теории. Поиск сходства в совершенно различных явлениях предпринимается для того, чтобы ярче высветить суть явления либо социологическую переменную. Блестящий пример — ответ А. Страусса на вопрос своего давнего коллеги и сторонника «понимающей социологии» Эверетта Хьюза: «Что общего у священника и проститутки?» Ответ был таким: «Тот и другой совершают свое дело скрытно, поэтому для постороннего глаза оно наполнено таинственности». Увидеть общие черты между столь далекими явлениями — суть качественного метода. Сравнительный анализ может также применяться по отношению к аналогичным случаям для выявления их противоположностей. Два представителя одного поколения могут начинать с одинакового социального положения и достичь высокого служебного статуса, но двигаться к этому разными путями (траектория мобильности). Здесь при сравнительном анализе оказалось, что условия и результаты в двух случаях схожие, а характер процесса — разный. 3. Особый способ составления выборки, который принято называть теоретическим. Акцент поставлен не на репрезентативность данных, а на получение богатого эмпирического материала, на базе которого 4. Метод различия отбирает случаи, которые сходны по большинству своих параметров, но по некоторым существенно различаются. Фиксируются черты, которые делают случаи схожими, и черты, посредством которых они различаются. Путем сопоставления исследователь отыскивает черты, которые ведут к различиям в причинах и результатах. 5. Анализ доменов. Этнографический подход Дж. Спредли37 основывается на определении базовых единиц культурного окружения — доменов, организующих определенную концепцию или идею. Путем объединения доменов в более широкие темы достигается более широкая интерпретация культурного смысла данного сообщества. 6. Идеальные типы являются моделями или абстракциями социальных отношений или процессов, которые используют многие социологи. Они являются чистыми образцами, которые позволяют соотнести реальные проявления с определенной идеальной моделью. 7. Выделение контекста применяется как способ сопоставления идеальных типов в разных кон- трастных контекстах, что позволяет выявить специфическое или уникальное в каждом из контекстов. 9. Аналогии служат для логического сравненияс целью доказательства, что два явления илиобъекта определенным способом сходны. 10. Поиск опровергающих или отсутствующихслучаев представляет собой мысленный эксперимент, концентрирующийся на отсутствииданной характеристики в реальной жизни. Рассуждение строится по принципу: что бы произошло, если бы данная характеристика присутствовала? Это позволяет осознать отсутствие явления и проинтерпретировать егоотсутствие для данного случая. Источник: Малышева М.М. Способы кодирования и анализа качественных данных/ В сб.: Возможности использования качественной методологии в тендерных исследованиях. М., 1997. С. 66-85; Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998. С. 210-212. 37 Spradlcy J. The Ethnographic Interview. L.: Holt, Rinehart and Winston, 1979. можно сделать глубокие и оригинальные обобщения. Выдвижение гипотез и преемственность с предыдущими социологическими теориями отступает на задний план. 4. Качественная теория принимает так называемый фасетный вид, при котором она разбивается на множество полуавтономных теоретических областей, понятий, суждений, которые, не прибегая к помощи всей теории, можно по отдельности использовать для объяснения новых фактов и явлений. Так, создавая ранний вариант качественной методологии, Гласер и Стряусс в середине 1960-х гг. провели исследование престарелых больных в медицинском госпитале, для которого придумали понятия «осознание своего статуса» и «контекст сознания». На протяжение последующих 15 лет они применяли оба эти понятия к самым разным ситуациям и исследованиям, фасетная классификация интерпретируется как способ сортировки терминов в заданной области знаний в гомогенные, взаимно исключающие наборы, каждый из которых отпочковывается от универсального набора по-нятии по одному определенному критерию^. ГРАУНД-ТЕОРИЯ И НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА Способ построения граунд-теории обусловлен ее принадлежностью к особому типу методологии — качественной социологии, которая задает не только процедуру конструирования понятий, но и образ видения мира социологом, а следовательно, и характер научной картины мира (НКМ). Между двумя типами социологии — качественной и количественной — существуют достаточно глубокие различия. Они затрагивают не только сферу методики, но также методологии и распространяются на область конструирования научной картины мира — самый верхний уровень в иерархии социологического знания, где социология сливается с философией. различие при конструировании НКМ проистекает из того, что в количественной методологии социолог априорно создает сеть абстрактных понятий, унаследованных им от предшественников, прочитанных в научной литературе и перенесенных затем в собственную программу исследования. Такие категории и понятия, как отношение к труду, социальная идентификация или тип домохозяйства, понятны скорее профессиональным ученым, нежели шахтерам, крестьянам или домохозяйкам, которых опрашивает социолог. В таком случае система идеализированных конструктов, из которых состоит теоретическая модель предмета исследования, создается дедуктивно и априорно. Социолог создает ее, опираясь на литературу, традицию и собственное видение мира, а позже накладывает на эмпирический материал, например, записи реальных интервью с рабочими или крестьянами, пытаясь с помощью математики обнаружить установленные им свя- 38 Vickery B.C. (ed). Faceted Classification'. К Guide to Construction and Use of Special Schemes. L:. Aslib, 1960. зи между понятиями и подтвердить выдвинутые гипотезы. Гипотезы также выдвигаются заранее. Гипотезы — плоть от плоти теоретического воображения социолога. В качественной методологии сценарий разворачивается в ином направлении. Социолог заранее ничего не выдвигает и не конструирует. Он не знает, каков мир, с которым ему придется столкнуться в заброшенной деревне или в группе социальных аутсайдеров. Он лишь предполагает, что у этих сообществ и свойственных им субкультур есть свои собственные обычаи, традиции, язык и манера выражаться. Ученый должен непредвзято подойти к объекту и понаблюдать, каков он на самом деле: как живут реальные люди, которые вскоре станут объектом его наблюдения, как они разговаривают между собой, как конфликтуют или распределяют социальные роли. Его разум напоминает tabula rasa (лат. — чистая доска). Непредвзятое восприятие — исходная установка социолога, отправляющегося в поле. Движение мысли происходит по сценарию индуктивного метода в противоположность дедукции, которой пользуется проводящий количественные исследования социолог. А. Страусе, убеждает научное сообщество в том, что социологи не обязаны ограничивать себя применением исключительно естественно-научных моделей, в частности лабораторных экспериментов, в качестве неких методологических эталонов. В рамках граунд-теории им предложена альтернатива априорно заданным гипотезам: гипотетические суждения выводятся из опыта, они, по убеждению А. Страусса, дают более богатое и реалистическое видение процесса исследования, чем при дедуктивных методах. Большинство приверженцев качественной социологии настаивают на том, что их НКМ создается индуктивным, а не дедуктивным путем. Она почерпнута из самой жизни, а не привнесена в нее из тиши академических институтов. Возможно, так оно и есть. Во всяком случае, аргументов для подобных утверждений находится более чем достаточно. Идеальный тип Иидеальнаямодель Проблематика идеальных типов занимает одно из важнейших мест в социологической методологии. Хотя мы в этом себе не признаемся, но большинство наших теоретических построений принимает форму идеального типизирования — выделения главных черт в явлении, устранение второстепенных и приведение первых в логически стройный, законченный вид. Макс Вебер в своих сочинениях не раз подчеркивал, что идеальный тип ни в коем случае не является категорией реальности, более того, не является даже априорным конструктом, а извлекается из эмпирической реальности, т.е. вначале строится как теоретическая схема, которая только потом соотносится с действительностью. Вебер называет свой идеальный тип продуктом нашей фантазии, созданным нами чисто мыслительным образованием. Такие понятия, как церковь, рабочий, секта, капитализм, экономический человек, нуклеарная семья и др., суть идеально-типические конструкции, которые служат для отображения социальных и исторических образований. НАУЧНАЯ МОДЕЛЬ Изучая поведение людей, социолог вынужден создавать идеальные модели, которые, отвлекаясь от второстепенного и выделяя только главное, в то же время отображают реальные события несколько упрощенно. Упрощение — это та цена, которую приходится нам платить за то, чтобы увидеть мир осмысленным и понятным. Не будь у нас под рукой волшебного компаса — научных моделей, — мы мгновенно заблудились бы в непрерывном потоке главной и второстепенной информации. Поскольку стрелка компаса всегда показывает на север, т.е. обозначает, каким должно быть явление в его главных чертах, мы спокойно бродим по лесу, не спеша разглядываем окружающий мир, даем увлечь себя красотам природы и многообразию эмпирических фактов. Предназначение научной модели, в отличие от функций компаса, — объяснять окружающий мир. Упрощая реальность, мы с помощью модели стремимся ответить на вопросы: почему человек ведет себя в этой ситуации так, а в иной — по-другому. Происходящие вокруг нас события, явления и процессы могут моделироваться самыми разными способами, например, они могут предстать в виде диаграммы, таблицы, схемы. Но чаще всего модель социального процесса описывается теоретически только словами, без обращения к наглядным образам. Традиционный способ описания научной модели обычно именуют теорией, концепцией, гипотезой. Не только социологи, но и представители естественных наук умеют прекрасно работать с идеальными моделями. Они включали в свои расчеты нечто несуществующее для того, чтобы глубже и всесторонее разобраться в том, что существует на самом деле. Треугольник, в котором все углы равнялись бы 180°, в природе не существует. Но его брали в качестве исходной точки для построения теоремы, отражающей особенности любых, в том числе и реально существующих, треугольников. Идеальные модели позволяли классифицировать по единому основанию все многообразие вещей в природе, которое без такой системы координат нельзя было бы ни понять, ни исследовать. В принципе любая модель, будь то физическая, экономическая или социологическая, делает три нехорошие вещи: 1) отрывается от реальности; 2) преувеличивает одни свойства объекта и пренебрегает другими; 3) упрощает реальность. Заведомо ясно, что модель не служит точным отображением реальности. Тем не менее всем ученым и во все века всегда хотелось иметь перед собой искаженный портрет. Они постоянно соревновались между собой в их производстве, спорили, у кого он лучше. А критерием служило приближение к реальности, но не с точки зрения фотографической истинности портрета, а с позиций логического совершенства и подтверждения фактами. Ценность научной модели (теории, концепции) определяется тем, насколько она, с одной стороны, близка к реальности, а с другой — отдалена от нее. Близость к реальности определяют наблюдение, эксперимент, иные методы сбора информации, а проверку качества отобранной информации устанавливает особый отдел ОТК, на вооружении которого находится мощная аппаратура, включающая валидность, надежность, верификацию, фальсификацию, перепроверку фактов и т.п. Отдаленность от реальности и одновременно близость к научной абстракции определяют совсем другие средства — логическая непротиворечивость, правила концептуализации и операционализации. В итоге научная модель оказывается под влиянием противоположно направленных сил. Она стремится как можно точнее отображать реальность, а значит, ухватить из нее как можно больше подробностей. И в то же самое время она старается отражать только главное, самое существенное для научного познания, а стало быть, пропускать мимо себя большинство деталей. Научная теория и концепция, а такое происходит в каждой дисциплине, буквально разрывается между явлением и сущностью, описанием и объяснением, второстепенным и главным. Понятие модели применимо буквально ко всем пяти уровням социологического знания. Научная картина мира — это самая обобщенная и приблизительная модель социальной реальности, при построении которой используются в основном не реальные факты, а полученное прежде теоретическое и философское знание. Общесоциологическая теория также представляет собой научную модель, описывающую и объясняющую функционирование общества с точки зрения субъективного мнения одного ученого (например, марксистская теория общественных формаций, теория относительности) или группы ученых (квантовомеханическая теория, интеракционистская и позитивистская теории). Более конкретным типом научной модели выступает ча-стносоциологическая теория, где предварительно выдвигаемые гипотезы впоследствии соотносятся с реальностью, где теория рискует умереть лишь потому, что не выдержала проверку практикой. Научные модели непременно строятся в эмпирическом и прикладном исследовании. Даже самое конкретное дело — построение выборочной совокупности — опирается на предварительное моделирование генеральной совокупности, теоретическое определение пропорций, в которых должны учитываться изучаемые переменные или признаки. К примеру, в выборочной совокупности должно быть 49% мужчин и 51% женщин, т.е. должно сохраниться существующее в генеральной популяции соотношение. И социологи-практики моделируют объекты, на которых они собираются внедрить практические рекомендации или провести эксперимент. И везде специалист огрубляет, упрощает, искажает объективную реальность. Он создает очень приблизительный субъективный образ, но только этот образ помогает правильно ориентироваться в бесконечных фактах, найти верный курс и прийти к желанной цели. Таким образом, моделируя реальность, мы что-то находим и что-то теряем. Важно, чтобы потери не превысили находки. ПОНЯТИЕ ИДЕАЛЬНОГО ТИПА Пионером моделирования в социологии можно считать Макса Вебера (1864— 1920), который ввел в научный оборот понятие идеального типа — одну Врезка Л. Ньюман Идеальные типы Идеальные типы Макса Вебера используют многие специалисты по качественным исследованиям. Идеальный тип — это инструмент, используемый для сравнения, поскольку никакая «реальность» не совпадает с идеальным типом. Например, исследователь развивает умозрительную модель идеальной демократии или вечеринки с питьем пива в колледже. Эти абстракции с набором характеристик не описывают какую-то определенную демократию или вечеринку; тем не менее они полезны, когда их «примеривают» к различным специфическим случаям, чтобы увидеть, насколько каждый из случаев соответствует идеалу. Эта ступень может быть использована вместе с иллюстративным методом, описанным ранее. Метод идеальных типов Вебера также восполняет метод согласия Милля, поскольку сравнение случаев может быть сделано в контрасте с идеальной моделью. Исследователь может развить идеальный тип социального процесса или отношений, а затем сравнить с ним специфические случаи. Специалисты по качественным исследованиям используют идеальные типы в двух случаях: чтобы подчеркнуть воздействие контекста и как аналогию. Выделение контекста. Исследователи, которые применяют интерпретативные подходы, могут использовать идеальные типы для объяснения данных и делать это способом, весьма чувствительным к контексту и существующим культурным значениям. Они не проверяют гипотезы и не создают обобщенную теорию, но используют идеальные типы для того, чтобы установить спе- из ключевых категорий, призванных помочь постичь смысл или смысловую связь часто повторяющегося явления. Идеальный тип показывает, «каким было бы определенное человеческое поведение, если бы оно носило строго це-лерациональный характер, было бы свободно от заблуждений и аффектов и если бы оно ориентировалось на совершенно однозначную цель... Реальное поведение чрезвычайно редко... и то только приближенно соответствует конструкции идеального типа»'. Идеальный тип (от греч. typos — отпечаток, форма, образец) — это общее понятие в гуманитарном знании; прием теоретического мышления, позволяющий на понятийном уровне создать емкий и обобщенный образ какого-либо явления или группы явлений, не прибегая к статистике. Широко используется в науках о культуре, в общей и социальной философии, социологии, исторических науках, но очень редко или вовсе не применяется в экономике, психологии и естествознании. Задача идеального типа — выделить такие черты явления, которые обнаруживаются только в идеальных, вымышленных условиях, но в реальности могут быть размыты привходящим вмешательством, действием случайных факторов. Ученый строит идеальный тип в своей голове, мало обращаясь к практике, статистике, наблюдениям за реальной жизнью. Оторванность от жизни — самая слабая черта такого приема, поэтому идеальный тип именуют еще понятиями-утопиями. В то же время только отвлечение от второстепенного позволяет, опираясь на интуицию, сконцентировать мышление и выделить главные аспекты. Идеальные типы как продукты теоретического воображения эффективны в гуманитарных науках и малопригодны в негуманитарных. Сущность идеального типа как очень специфического инструмента познания очень точно подметил Л. фон Мизес, заявивший, что идеальный тип как очень размытое понятие больше принадлежит сфере интуитивного понимания, нежели точным количественным расчетам. Идеальный тип предпринимателя, используемый историком, социологом или культурологом, почти не цифику каждого случая и подчеркнуть уникальность контекста. Исследователи, устанавливающие контрасты между контекстами, часто выбирают случаи с отчетливо различимыми характеристиками. Например, Рейнхард Бендикс в монографии «Работа и власть в индустрии» сравнивал управленческие отношения в очень различных контекстах — в царской России и индустриально развивающейся Англии. Сравнивая контексты, исследователь не использует идеальные типы для иллюстрации теоретических положений или для обнаружения упорядоченных явлений. Вместо этого он акцентирует внимание на специфическом и уникальном. Другие методы анализа фокусируются на общем и игнорируют особенности. Исследователь, который использует идеальные типы, напротив, может показать, как уникальные характеристики влияют на протекание общих процессов. Как объясняют Теда Скокпол и Маргарет Сомерс: «Кроме всего прочего, контрасты устанавливаются между или внутри индивидуальных случаев. Обычно такие контрасты разворачиваются с целью отсылки к основным темам или ориентирования вопросов или концепций идеальных типов. Темы и вопросы могут служить обрамлением для высвечивания различий между случа- ' Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 609. имеет ничего общего с понятием «предприниматель» в экономической теории или в юридической практике, где оно является строго определенным термином. Некоторую нечеткость используемому в гуманитарных науках понятию идеального типа придает уже сам термин «тип», который можно перевести как: совокупность существенных черт, описывающих вид или форму какого-то явления; человек, наделенный какими-либо характерными свойствами, яркий представитель сословия, группы, нации, эпохи; единица расчленения изучаемой реальности в типологии. Прием типизации в науке или повседневной жизни сводится к тому, что великое множество самых разных предметов мы разбиваем по группам, основываясь на их дальнем или близком сходстве. Такой путь называется индуктивным — от разрозненных фактов мы приходим к обобщенным типам. Обратный путь — дедуктивный. Он применяется в науках, в основном теоретических, столь же часто, как и индуктивный. В этом случае мы создаем мысленный портрет обобщенного целого. Вначале этот портрет очень абстрактен, а затем мы наделяем его несколькими важными чертами, которые, как нам кажется, позволят отличить его от других типов. В гуманитарных науках идеальный тип носит не только дедуктивный, но и априорный, возникающий до начала эмпирического исследования, характер, а потому выступает по отношению к такому исследованию руководством к действию, компасом, указующей схемой, которая указывает ученому, что именно и где искать. К идеальным типам как неким нормам или приемам мышления люди прибегают не только в науке, но и в повседневной жизни. Они используют идеальный тип для того, чтобы донести свою мысль собеседнику или целой аудитории. К примеру, оратор постоянно ссылается на «американский империализм», глобальное общество, «новых русских», грабительский капитализм, не подозревая, что использует идеальный тип в каких-то идеологических, практических или повседневных целях. ями. Идеальные типы можно использовать как метод, повышающий чувствительность — отправную точку для установления особых черт каждого случая». Так, один из идеальных типов служит для того, чтобы показать, как особые обстоятельства, культурные смыслы и перспективы для разных индивидов становятся центральными в понимании социального окружения или процесса. Идеальные типы — фон, на котором уникальные характеристики контекста проявляются лучше всего. Аналогии. Идеальные типы используются как аналогии в организации качественных данных. Аналогия является утверждением того, что два объекта, процесса или события сходны каким-либо образом. Исследователи используют их, чтобы передавать идеи и способствовать логическим сравнениям. Аналогии несут информацию о паттернах, содержащихся в данных, путем отсылки к чему-либо, что уже известно или пе- режито читателем. Аналогии могут описывать отношения, глубоко спрятанные среди множества деталей, а потому становятся ограниченным методом для распознавания паттернов в массе специфических событий. С их помощью легче распознавать социальные процессы, сопоставляя различные случаи. Как и аналогии, идеальные типы служат эвристическим методом, они могут представлять что-то, что неизвестно, и особенно ценны, когда исследователи стараются извлечь смысл из данных или объяснить их, ссылаясь на глубинные структуры или скрытые внутри механизмы. Идеальные типы не обеспечивают проверку объяснения. Они скорее указывают направление воссоздания концепций путем систематизации массы деталей. Источник: Ньюман Л. Анализ качественных данных // Социологические исследования. 1998. № 12. С. 110-111. Проблематика идеального типа восходит к Платону (если вообще можно считать платоновскую идею в качестве идеального типа), а социальных типажей — к Теофрасту, создавшему знаменитые характерологические персонажи («деревенщина», скаредный», «приверженец олигархии», «льстец» и т.д.)- Среди первых научных «типизаторов» прославились Гиппократ, Гелен, Платон, Аристотель, Августин, Юнг, Вебер. Термин «идеальный тип» в научном значении первым употребил немецкий правовед Г. Еллинек, но развернутой теории вопроса он не дал. Обстоятельную разработку этот прием получил в работах М. Вебера, который впервые обратился к нему в работе «"Объективность" социально-научного и социально-политического познания» (1904). Идеальный тип выполняет важную эвристическую функцию, помогая ученому провести своего рода разведку, найти главные точки для развернутого научного анализа. Он отражает глубину теоретического видения реальности, способность ученого, не прибегая к статистике, создавать интуитивный образ реальности, используя интерпретацию, а не систематизацию многочисленных фактов. Систематическое применение данного приема может привести к созданию целой идеально-типической картины, например, картины связи пуританской или конфуцианской религии с соот ветствующей хозяйственной этикой у Вебера. В естествознании аналогией идеальному типу считается мысленный эксперимент, при помощи которого, например, физик в своей голове проигрывает какое-то событие или процесс, создавая ему идеальные условия. Протеканию процесса ничто не мешает, поэтому в идеальном эксперименте выявляются существенные, самые главные черты события, которые в реальном эксперименте зафиксировать не всегда удается. Методология идеальных типов позволила впервые концептуализировать общество в целом. Никакие другие приемы и ухудшения не могли приблизить мыслителей к заветной цели. Оставаясь главным героем на исторической сцене, индивид тем не менее растворился в социальном типе — в «капиталисте», «пролетарии» и «буржуа» К. Маркса, «протестанте», «бюрократе» и «политическом лидере» М. Вебера. Уникальная личность, герой исторических биографий и мемуаров уступил свое место идеальному типу. Типичный индивид стал прекрасным инструментом сравнительно-исторических и кросс-культурных исследований. Отдаленные тысячелетиями Александр Македонский и Наполеон превратились в действующих лиц одной драмы под названием «Цезаризм». Оба они являли идеальный тип цезарита2. } Gerth H., Landau S. The Relevance of History to Sociological Ethos // Sociology on trail. N.Y., 1963. P. 26-29. МЕТОДОЛОГИЯ ИДЕАЛЬНЫХ ТИПОВ Хотя М. Вебер очень высоко ценил роль статистики в социологических исследованиях и лично участвовал в нескольких крупномасштабных эмпирических проектах, он, тем не менее, полагал, скажем больше — был уверен, что индуктивно-эмпирическому постижению научной истины должен непременно предшестовать другой, дедуктивно-теоретический способ обнаружения закономерного и повторяющегося в окружающей реальности. И называется он методологией идеальных типов. Вебер оценивал статистику и социальные опросы как существенную помощь в проведении социологического исследования, но не как его главную цель. Статистические данные должны подвергаться выверенной оценке и теоретической интерпретации. Чтобы в эмпирическом хаосе выявить повторяющиеся в разные исторические периоды устойчивые черты поведения, Вебер сконструировал свои «идеальные типы» — домохозяйство, бюрократию, предприятия, которые и позволили превратить социологическое исследование в сравнительно-историческое. Только таким способом социологическая теория вооружает ученого измерительными средствами, т.е. эмпирическими типами, с помощью которых абстрактные категории можно операци-онализировать до уровня наблюдаемых признаков. Если эмпирия обеспечивает надежность выводов, то история позволяет формулировать причинно-следственные объяснения. Социологическая теория Вебера, по словам переводчика и комментатора его сочинений Гюнтера Рота, выросла на широком историческом материале и создана для того, чтобы снова быть приложенной к истории. Методология идеального типа М.Вебера, с одной стороны, продолжает древнюю традицию, а с другой — предлагает нечто принципиально новое, то, чего не содержалось в работах предшественников. Идеальный тип использовался Вебером как эвристический инструмент, с помощью которого он намеревался открыть: а) сходные черты в исторических событиях, что было первым шагом на пути причинного объяснения; б) несходство и отличия похожих явлений — отрицательное сравнение, которое позволяло уйти в сторону от всеобщих универсальных схем эволюционно-прогресси-вистского образца. Выделяя сходное в исторических явлениях, Вебер обнаружил существование феодализма уже в античности и средневековье. Но, в то же время изучая различие исторических условий, он четко и однозначно констатировал своеобразие каждого типа. Так, средневековый феодализм характеризовался рассредоточением воинов по районам сельской округи, подвластной одному сеньору (поместью лорда). Напротив, античный феодализм был типич- но городским. Это два различных типа социальной организации жизни — децентрализованный и централизованный. Античная цивилизация формировалась на побережьях морей и вдоль рек, торговля и обмен были здесь высокоприбыльным занятием, хотя и незначительным по объему. В противоположность торговым империям древности средневековый феодализм развивался как следствие собственности на землю. Из деклассированных граждан здесь формировался «потребительский пролетариат», который, конечно же, нельзя еще было назвать рабочим классом. Главной производительной силой в античности оставались рабы. Именно идеально-типический прием познания помог Веберу обнаружить интересную особенность: монархии в различные исторические периоды (сравните, например, монархии в Древней Месопотамии и Германской империи), несмотря на различие форм, выполняли одну общую функцию — они сохраняли равновесие между низами общества и его верхами (дворянство и духовенство). В результате такого подхода веберовская типология социальных и экономических действий позволяла установить не только различия между старым и новым, но и выяснить причину этих различий. Причем, для того чтобы лучше разобраться в специфике европейского капитализма, Вебер изучил итальянский и испанский языки и уже с их помощью мог анализировать исторические явления по первоисточникам. Идеальный тип у М. Вебера — это мыслительная конструкция, некий абстрактный эталон для измерения событий, процессов или явлений. Идея идеального типа помогала М. Веберу четко ориентироваться в бесконечном многообразии исторического материала, не подгоняя его под произвольные или предвзятые схемы. Идеальный тип служил ему своеобразным компасом, верно указывавшим главные тенденции или основные закономерности, по которым развивалась объективная реальность, культура и общество. Создавая априорную понятийную конструкцию (например, конструкции капитализма, предпринимательства, протестантской этики, религиозной аскезы, капиталистического духа, средневекового города и т.п.), Вебер осознавал, что реальность должна расходиться со своим образом. Важно лишь, насколько далеко теоретический образ отстоит от действительности. Чем меньше дистанция, тем удачнее составлена понятийная схема и тем эффективнее идеальный тип как прием теоретического мышления. Дистанция увеличивается в том случае, если мыслитель руководствуется своими пристрастиями, партийными интересами, субъективным вкусом. У Вебера это называлось «идти на поводу у оценочных суждений». В отличие от них принцип отнесения к ценностным суждениям позволял мыслителю приподняться над суетной реальностью и субъективными оценками, привязать научное познание к вечным нравственным идеалам — культурным нормам своей эпохи. Оставаясь частичкой своего общества, ученый не может оставаться беспристрастным к социальным событиям, не может изучать мир, не оценивая его, не наделяя его смыслом. Важно установить, что он взял в качестве ориентира — свои идеи и пристрастия или дух времени, дух культуры, «интерес эпохи». Основной смысл и тайна применения этого приема заключаются как раз в том, чтобы суметь отойти от субъективных оценок и приблизиться к объективным ценностям. Цели и задачи исследования постоянно меняются, как меняются политическая позиция ученого и интересы заказчика, однако конечный результат исследования — научные понятия и теории — не должны зависеть от обстоятельств. Понятия отражают вечные истины, а не сиюминутные потребности исследователя. В идеальном типе фиксируется «культурный смысл» того или иного явления. В отличие от обычных понятий, используемых в социологии, идеальный тип или несколько идеальных типов, логически связанных между собой, не могут выступать в качестве гипотез, поэтому не подлежат эмпирической проверке. Веберовскую методологию и его философские принципы познания принято квалифицировать как неокантианство. В своих ранних методологических эссе Вебер отрицал, что: 1) социология способна открывать универсальные законы человеческого поведения, сравнимые с законами естественных наук; 2) социология, собрав эмпирические данные, может с их помощью подтвердить тот, казалось бы, неоспоримый для большинства социологов, особенно французских, факт, будто конкретные общества и человеческое общество в целом претерпевают эволюционный прогресс; 3) социология вправе выносить какие-либо оценки или моральное оправдание любому из существующих порядков или социальных устройств (обществ); 4) социология вправе оперировать коллективными понятиями типа «государство» или «рабочий класс», если их нельзя конституировать с позиций индивидуального действия. Социология должна стремиться прежде всего к пониманию не просто человеческого поведения, а его значения и делать это на базе разработки формальных моделей, или идеальных типов, которые создаются методом кросс-культурного и трансисторического сравнения. Вводимые социологами понятия типа «бюрократия» или «социальный институт» должны иметь такой же аналитический статус (т.е. быть эври-стичными, конкретными и операциональными), что и экономические понятия, такие, как «абсолютная рента», «чистая прибыль». Социоло
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 674; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.68.10 (0.014 с.) |