Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Язык теоретических конструктов

Поиск

В развитых науках, опираясь только на фундаментальную схему и мате­матические уравнения, ученый получает все новые характеристики реаль­ности, не обращаясь каждый раз к эксперименту — это и есть дедуктивное развертывание теории посредством логического умозаключения от общего к частному или с помощью решения уравнений, или посредством мыслен­ных экспериментов. В социологии больше распространен последний спо­соб конструирования. Мысленно рассматривая различные варианты связи между абстрактными объектами, отбрасывая одни и оставляя другие, мы получаем в итоге совершенно новые признаки объектов; так можно посту­пать лишь с процессами, которые не удается осуществить практически, — скажем, по-иному построить систему распределения рабочей силы по ре­гионам и отраслям.

Социологическое исследование — это построенная в соответствии со стан­дартами научного метода технология описания и измерения социальных фактов, выбранных в качестве предмета данного исследования, а также их интерпретация и предсказание.

Исследование в социологической науке, как и в других фундаментальных науках, делится на две части — теоретическую и эмпирическую. Социологи­ческая наука и ее «главное наступательное оружие» — социологическое ис­следование — используют язык теоретических конструктов. Это означает, что описание теории и эмпирических данных, их измерение и анализ про­водятся на специальном жаргоне, установившемся в среде социологов-про­фессионалов.

Хотя теория явно направлена на объяснение объективной реальности, описывает она не окружающую действительность, а идеальные объекты, которые, в отличие от реальных, характеризуются не бесконечным, а впол­не определенным числом свойств. Например, такие идеальные объекты, как материальные точки, с которыми имеет дело механика, обладают очень не­большим числом свойств: массой и возможностью находиться в простран­стве и времени. Идеальный объект строится таким образом, что он полнос­тью интеллектуально контролируется.

Конструкты — идеализированные объекты с заранее установленными свойствами, используемые при построении социологической теории, разра­ботке выборочной совокупности, создании инструментария, а также коди­ровании, обработке и анализе эмпирических данных. Они представляют со-

бой познавательные «шаблоны» для построения когнитивной (познаватель­ной) схемы, в частности для теоретического описания свойств эмпирически данных объектов1'.

Научными идеализациями надо считать представления Ньютона об иде­альном пространстве и времени. У Ньютона абсолютное время существует и длится равномерно само по себе, безотносительно к каким-либо событиям. Абсолютное время и абсолютное пространство представляют собой как бы вместилища материальных тел и процессов и не зависят не только от этих тел и процессов, но и друг от друга. После Ньютона физика еще дальше отошла от чувственной реальности, целиком замкнувшись в «крепости» научных иде­ализации, непонятных сознанию «про­фанов» теоретических конструктов. В течение всего XVIII в. создается мате­матический аппарат классической меха­ники на базе дифференциального и ин­тегрального исчислений. Разработку аналитических методов механики завер­шил Лагранж, получивший уравнения движения системы в обобщенных коор­динатах, названных его именем. Важ­ную роль в создании идеализированной картины мира сыграл математический принцип относительности Галилея, который выражает инвариантность уравнений механики относительно пре­образований координат движущихся точек (и времени) при переходе от од­ной инерциальной системы отсчета к другой.

Идеализированными конструктами в физике были не только отдельные по­нятия, но также концепции и гипотезы. Гипотеза механического эфира поко­илась на представлении об эфире как механической среде, подобной упруго­му телу. Распространение световых волн уподоблялось распространению зву­ка в упругой среде. В результате попыток построить модель эфира были, например, тщательнейшим образом разработаны механика сплошных сред и ее аппарат, однако адекватную модель эфира построить так и не удалось.

Подобные конструкты могут выражаться символом, понятием (терми­ном), а также группой понятий, несущих новые (по сравнению с отдельно входящими понятиями и терминами) смысл и информацию.

Широко употребляемый в кругу профессиональных социологов коэффи­циент Стьюдента у} представляет собой математический символ, выполня­ющий функцию преобразования одной информации в другую, более удоб­ную для целей анализа и теоретической интерпретации фактов. В физике их именуют также операторами.

Другой пример теоретического конструкта — отдельные понятия и тер­мины: «социальная мобильность», «идентификация», «рабочий класс», «социализация» и др. Они не имеют математической формы и напрямую не связаны с изучаемыми фактами. Такие конструкты нуждаются в допол­нительной расшифровке, которая включает: 1) четкое и ясное определе­ние понятия; 2) совокупность более конкретных признаков, при помощи

НиканоровС.П., Масленников Е.В. Социологические исследования и концептуальный анализ // Социология. 1996. № 7. С. 56-65.

которых происходит их операционализация и сопоставление со множе­ством эмпирических референтов. После определения социальной мобиль­ности в качестве изменения индивидом или группой своего статуса мы классифицируем ее на виды, формы и типы (вертикальная и горизонталь­ная, межпоколенная и внутрипоколенная и Т.Д.), затем четко и ясно опи­сываем при помощи более конкретных конструктов (в данном случае тер­минов) каждый вид, форму и тип социальной мобильности, с тем чтобы его можно было обнаружить в реальности. К примеру, текучесть кадров, несомненно, представляет собой одну из разновидностей (какую именно — устанавливается в теоретической классификации) социальной мобильно­сти. Ее можно измерить, скажем, путем соотношения числа уволивших­ся с предприятия за год к общей численности персонала. Измерение означает окончание той многотрудной работы социолога, которая назы­вается теоретической деятельностью. Дальше начинается эмпирическая работа: социолог идет на предприятие, берет в отделе кадров документа­цию или опрашивает экспертов, после чего начинает заниматься вычис­лением.

Конструктом может быть любое теоретическое высказывание, напри­мер научная гипотеза, предположение о том, что с понижением уровня се­мейного бюджета до величины, граничащей с прожиточным минимумом, снижается ориентация супругов рожать второго ребенка. На таком языке

люди не говорят в повседневной жиз­ни. Не говорит на нем и сам социолог, общаясь с соседями, пассажирами метро или друзьями во время пикни­ка. В формулировке гипотезы исполь­зован научный жаргон — средство коммуникации узкого круга людей, выделенных по социально значимым критериям и обладающих собственной субкультурой.

В отличие от терминов повседневно­го языка, У конструктов — главных се­мантических единиц, при помощи которых организуется и выражается на­учное знание, — помимо функции обо­значения того, о чем говорится, суще­ствует функция идеализации, т.е. упрощения, схематизации того, о чем говорится, или того, что изучается.

Сила теории состоит в том, что она может развиваться как бы сама по себе, без прямого контакта с действительностью. Поскольку в теории мы имеем дело с интеллектуально контролируемым объектом, то теоретический объект можно, в принципе, описать как угодно детально и получить как угодно да­лекие следствия из исходных представлений. Если исходные абстракции вер­ны, то и следствия из них будут верны.

Служить средством идеализации — это важная и ответственная функ­ция, которую может выполнить далеко не каждое употребляемое в соци­ологии понятие или термин. Идеализировать —означает упрощать, про­яснять неясное, делать сложное простым, широкое — узким, классифи-

цировать, наконец, сжимать информацию до уровня тезиса. Многие вво­димые в научный обиход понятия и фразы настолько туманны, что сами нуждаются и дополнительной расшифровке, запутывая простые и услож­няя понятные явления.

Многие слова, вошедшие в социологический жаргон, используются од­новременно в повседневности и в науке. Скажем, «город» употребляется в повседневном языке без какой-либо расшифровки, определения и конкре­тизации, смысл этого слова каждый из нас улавливает интуитивно, зачастую по-разному. Однако в социологии то же понятие приобретает четкий смысл: город — это населенный пункт, жите­ли которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства; сконцентриро­ ванная в одном месте, постоянная и от­носительно крупная общность людей, не производящих для себя продуктов питания. Социологическая расшиф­ровка данного понятия выводит нас на совокупность других, очень важных для научного (сравнительно-исторического, теоретико-методологическо­го, эмпирического) исследования понятий и представлений. Мы узнаем, что город — это еще и место, где осуществляется материальная и духовная деятельность человека. Конкретное назначение города — удовлетворение материальных потребностей, а абстрактное — духовных устремлений лю­дей. Поэтому город необходимо изучать в двух срезах: динамическом и ста­тическом. Город как социальная общность динамичен, так как в нем про­исходит обмен информацией и материальными ценностями, но он и ста­тичен, поскольку в нем отводятся специальные места для религиозных, административных, коммерческих и других зданий. Один из сущностных признаков городской жизни — разрыв связей человека с природой. Это оз­начает для социолога, что, в отличие от деревни, городская среда имеет искусственный, а не естественно-природный характер. Элементами город­ского пространства являются социокультурные артефакты: транспорт, по­токи людей, рекламные щиты, автомобили и т.д. Здесь высока концентра­ция приборов, оборудования, техники, зданий, улиц, интерьеров. Они ог­раничивают поведение людей, создают другой психологический настрой. Общность городского коллектива во все времена проявлялась в обществен­ном пространстве — это открытая городская территория, свободная от по­строек жилого типа и торговых зданий и используемая для самых разных общественных нужд. В отличие от него места публичных собраний — это ограниченные территории, которые отмечены историческими памятника­ми и по традиции почитаются. Таким образом, городское общественное пространство служит функциональным, ритуальным или повседневным целям людей, а в местах публичных собраний люди выражают свое миро­воззрение, традиционные и этические понятия. У горожан свой, отличный от сельчан, уровень и образ жизни, свои манеры и привычки, иная систе­ма социальных отношений. Если для сельской культуры характерно три­единство: единство места работы, места жительства и места отдыха, — то для городской культуры характерна как раз обратная тенденция: большин­ство учреждений культуры и бизнеса сосредоточены в центре города, а боль-

шинство жителей обитают в так называемых спальных (окраинных) райо­нах, поэтому пользоваться общественным или личным транспортом горо­жанам приходится гораздо чаще, чем сельским жителям. Горожане чаще, чем сельчане, выезжают на отдых в другие города и страны.

Таким образом, в процессе социологической расшифровки понятия «го­род» формируется самостоятельная система конструктов, описывающих его как многомерное теоретическое явление. По существу, мы выполнили то, что в методологии именуют построением теоретической модели предмета иссле­дования. Такую модель можно называть теорией, но лучше этого не делать. В научную теорию из рассмотренного выше входит лишь подвыборка кон­структов, которые относятся к одной теме, раскрывают одну проблему (или небольшую группу их), между которыми установлены логические связи и ко­торые операционализированы настолько подробно и хорошо, что хоть завт­ра составляй анкету и иди в поле. Остальное представляет некую заготовку, очень полезную для социолога, но вовсе не отменяющую его личный вклад в создание научной теории.

Не знаем, насколько нам удалось убедить читателя, но «ударная сила» со­циологических конструктов кроется в их способности на небольшом мыс­ленном пространстве собирать огромную информацию, которая при их от­сутствии растеклась бы по бесконечному океану реальной жизни. Конструк­ты напоминают менеджеров, предпринимателей, администраторов, которые что-то организуют, кого-то куда-то направляют, четко ставят задачи, кон­центрируя усилия коллектива на главном маршруте. Процедура идеализации, за счет которой создаются конструкты, состоит в том, что в многообразии конкретных признаков выделяются главные и существенные. Редукция эм­пирически сложного к теоретически простому составляет суть любого фи­лософского рассуждения, если оно, конечно, грамотно построено. В этом смысле социологов мало что отличает от философов. И полет теоретической фантазии у социологов не меньший. Сравнивая и сопоставляя между собой различные эпохи, даже очень удаленные во времени, разные культуры и об­щества, они находят то общее и закономерное, что позволяет упорядочить эмпирические факты, классифицировать их, построить для них объяснитель­ные схемы.

кроем маленький секрет: эмпирические факты ни в чем другом < сильно не нуждаются, как в разумном теоретическом обобще-и. Оно повышает их престиж, в корне меняя дальнейшую судьбу, дтверждает, что именно эти, попавшие в поле зрения ученого, ie бесконечное число других фактов, пригодились в науке, сослу-ли пользу человечеству. Попасть в выборочную совокупность — зетная мечта каждого из множества миллиардов ежедневно воз-кающих эмпирических фактов и явлений.

Конструкты можно разделить на числовые (понятия, термины и осмыс­ленные теоретические выражения) и нечисловые (уравнения регрессии, факторная структура, коэффициенты связи, результат классификации и т.д.). Их соединение дает новый тип социологических конструктов — сме­шанный, качественно-количественный, объединяющий числа и понятия. Примерно такого типа выражение «у 30% мигрантов в течение 2000 г. бра­ки распались».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.44 (0.009 с.)