Философско-методологические основания теории личных конструктов. Базовая метафора теории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философско-методологические основания теории личных конструктов. Базовая метафора теории.



Философско-методологические основания теории личных конструктов. Базовая метафора теории.

Теория личностных конструктов (Т.л.к.) в своем первоначальном виде была сформулирована Джорджем А. Келли в его книге «Психология личных конструктов» (The psychology of personal constructs).По существу, это когнитивная теория личности, рассчитанная, гл. обр., на применение к проблемам клинической оценки и психотерапии. Однако, основанные на Т. л. к. исслед. адресованы проблемам в самых разных областях, включ. психолингвистику, экспериментальную эстетику, кросс-культурную психологию, соц. познание, оценку программ, анализ политической деятельности и восприятие окружающей среды.Филос. предпосылка, на к-рой строится Т. л. к., квалифицируется как «конструктивный альтернативизм». Согласно этому филос. принципу, реальность не открывается нам непосредственно, а предстает в качестве предмета такого множества различных истолкований, какие мы только в состоянии придумать (или, выражая ту же мысль др. словами, в виде такого множества различных конструкций, какие мы только в состоянии построить). Любое установленное событие открыто для множества альтернативных интерпретаций. Келли полагал, что большинство (если не все) из используемых нами толкований (конструкций) подвержены непрерывному исправлению, уточнению и, в конечном итоге, замене более полезными для нас..Название теории Келли происходит от названия основной единицы анализа, личного конструкта, определяемого как двухполюсное измерение, представляющее одно дихотомическое различие, напр., веселый/грустный, высокорослый/низкорослый, четный/нечетный. Келли предположил, что каждый чел. развивает уникальную систему иерархически организованных конструктов для интерпретации и антиципации событий. Эти конструкты служат основой воспринимаемых сходств и различий между событиями, к к-рым они применяются. Авторы многих текстов, описывающих теорию личностных конструктов, в значительной степени опираются на предложенную Келли метафору «человека-ученого» (или «индивидуума-ученого»), пытаясь объяснить, как Келли описывал форму личностных конструкций. Согласно данной метафоре, люди описываются как ученые, которые формулируют гипотезы о мире в форме личностных конструкций, а затем проверяют свои предположения на практике, в значительной степени аналогично тому; как поступал бы ученый, стремящийся точно предсказывать и по возможности контролировать события. Используя данную метафору, Келли пытался указать не только на то, что обычные люди подобны ученым, но и на то, что ученые тоже являются людьми. Однако хотя эта метафора позволяет описать некоторые важные аспекты теории Келли, она не передает основной сути его теории, что Келли удалось сделать в своих более поздних работах.

Требования к процессу выявления конструктов в репертуарном интервью. Формы ведения протокола.

Конструкты можно в репертуарном интервью либо выявить, либо использовать уже заданные. Если экспериментатор использует заданные конструкты, то следует иметь в виду, что, задавая конструкты, предлагается вербальный ярлык, к которому испытуемый привяжет свой личный конструкт. Это используется в клинике. Выявление конструктов — это искусство. Исследователь обязан совершенствоваться в этом искусстве и учиться сводить к минимуму свое влияние. Самое важное правило, которое всегда следует помнить при выявлении конструктов: экспериментатор должен слушать. Это не означает, что он должен молчать, можно что-то говорить, одобряюще кивать, перефразировать выражения испытуемого и спрашивать, это ли тот имел в виду, но никогда не надо навязывать конструкты. Необходимо чтобы испытуемый сумел донести свои как суперординатные, так и субординатные конструкты, несмотря на весь субъективизм процедуры. Баннистер и Мэир вслед за Келли рекомендуют выявлять у испытуемого как можно больше разнообразных конструктов. Но, по мнению Шабсахса, повторяющиеся конструкты обладают большей значимостью и это доказано экспериментально. Формы ведения протокола зависят от разными типов решеток: 1. репертуарный тест ролевых конструктов в форме решетки. Предложил Келли, испытуемый подставляет имена своих знакомых в ролевой список и заполняет. 2. Ранговая решетка предложила Филлида Салмон, а впервые описал Баннистер. Задача испытуемого — проранжировать элементы, начиная с тех, которые больше всего соответствуют выявленному полюсу, и кончая теми, которые больше всего не соответствуют подразумеваемому полюсу (например, от самого щедрого до самого скупого). 3. Оценочная решетка. Вместо того чтобы ранжировать элементы по отношению к конструктам, испытуемый оценивает каждый элемент по шкале, заданной двумя полюсами конструкта. Допускает гораздо большую свободу ответов испытуемого, чем метод ранговой решетки. Процедура напоминает процедуру семантического дифференциала, разработанную Чарльзом Осгудом. Импликативная решетка. Здесь каждый конструкт дважды встречается в паре с каждым другим: первый конструкт сначала выступает в паре со вторым, затем второй конструкт в паре с первым. Как и в других решетках в импликативной решетке каждый элемент записан на отдельной карточке и обязательно пронумерован. Решетка, измеряющая сопротивление изменениям. Автор Хинкл. Получается в результате сопоставления всех конструктов между собой. Биполярная импликативная решетка. Полюса двух конструктов здесь вступать друг с другом в такие отношения при которых рассматриваются как желательные, так и нежелательные аспекты.

13.Дихотомические, ранговые и оценочные репертуарные решетки: общая схема работы с решеткой, специфика получаемых данных. Одной из самых популярных процедур ТРР является ранговая решетка. После выбора элементов и вызывания конструктов испытуемого просят проранжировать элементы от одного полюса конструкта к другому. В матрице, получаемой в результате такой процедуры, на пересечении строк и столбцов стоят ранги, которые соответствуют каждому элементу по каждому конструкту.

Оценочная решетка. При заполнении решетки этого типа испытуемый оценивает каждый элемент по особым образом Градуированной шкале. Простейшим вариантом оценочной решетки является решетка, заполняемая по принципу «галочек и пробелов». Испытуемого просят поставить галочку в столбце, соответствующем определенному элементу, в том случае, если он принадлежит к одному полюсу конструкта, и оставить пробел, если он принадлежит к другому. Решетки этого типа позволяют выявить неинформативные конструкты и конструкты с асимметричным распределением элементов. Однако сами по себе решетки не позволяют решить, что делать с несимметричными конструктами. Келли предлагал исключить их из анализа.

Для анализа ранговых и оценочных решеток можно применять различные виды многомерного анализа данных. Наиболее распрост­раненными являются различные варианты кластер-анализа (иерархи­ческие и неиерархические) и факторного анализа (параметрические и непараметрические).

 

14.«Визуальная» обработка результатов репертуарной решетки: основные направления анализа и качественные показатели.Технический осмотр – все ли заполнено

Не выходят ли отметки за пределы заданной шкалы

Нет ли элементов, содержащих абсолютно одинаковые оценки.Поиск конструктов с «погруженным» полюсом (оценки либо 54545455, либо 12122121)

Поиск «эмоционально нагруженных» конструктов (51515151)Анализ элементов Я:

Перспектива развития – сравнение показателей Я буд.и Я ид.

Ретроспективная самооценка – Я ид.и Я прошл.

Философско-методологические основания теории личных конструктов. Базовая метафора теории.

Теория личностных конструктов (Т.л.к.) в своем первоначальном виде была сформулирована Джорджем А. Келли в его книге «Психология личных конструктов» (The psychology of personal constructs).По существу, это когнитивная теория личности, рассчитанная, гл. обр., на применение к проблемам клинической оценки и психотерапии. Однако, основанные на Т. л. к. исслед. адресованы проблемам в самых разных областях, включ. психолингвистику, экспериментальную эстетику, кросс-культурную психологию, соц. познание, оценку программ, анализ политической деятельности и восприятие окружающей среды.Филос. предпосылка, на к-рой строится Т. л. к., квалифицируется как «конструктивный альтернативизм». Согласно этому филос. принципу, реальность не открывается нам непосредственно, а предстает в качестве предмета такого множества различных истолкований, какие мы только в состоянии придумать (или, выражая ту же мысль др. словами, в виде такого множества различных конструкций, какие мы только в состоянии построить). Любое установленное событие открыто для множества альтернативных интерпретаций. Келли полагал, что большинство (если не все) из используемых нами толкований (конструкций) подвержены непрерывному исправлению, уточнению и, в конечном итоге, замене более полезными для нас..Название теории Келли происходит от названия основной единицы анализа, личного конструкта, определяемого как двухполюсное измерение, представляющее одно дихотомическое различие, напр., веселый/грустный, высокорослый/низкорослый, четный/нечетный. Келли предположил, что каждый чел. развивает уникальную систему иерархически организованных конструктов для интерпретации и антиципации событий. Эти конструкты служат основой воспринимаемых сходств и различий между событиями, к к-рым они применяются. Авторы многих текстов, описывающих теорию личностных конструктов, в значительной степени опираются на предложенную Келли метафору «человека-ученого» (или «индивидуума-ученого»), пытаясь объяснить, как Келли описывал форму личностных конструкций. Согласно данной метафоре, люди описываются как ученые, которые формулируют гипотезы о мире в форме личностных конструкций, а затем проверяют свои предположения на практике, в значительной степени аналогично тому; как поступал бы ученый, стремящийся точно предсказывать и по возможности контролировать события. Используя данную метафору, Келли пытался указать не только на то, что обычные люди подобны ученым, но и на то, что ученые тоже являются людьми. Однако хотя эта метафора позволяет описать некоторые важные аспекты теории Келли, она не передает основной сути его теории, что Келли удалось сделать в своих более поздних работах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.007 с.)