Общая схема и основные этапы проведения репертуарного интервью. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая схема и основные этапы проведения репертуарного интервью.



1.Выявление конструктов.Выявление конструктов - первая стадия интервью. В одних случаях нет необходимости двигаться далее, в других - выявление конструктов лишь самое начало интервью. На практике интервью использует 8, 9, 12 или даже 24, - попеременно берутся разные комбинации по три. Способ записи интервью- это второе существенное преимущество техники репертуарной решетки.Протокол чрезвычайно полон: при взгляде на записи можно восстановить все основные моменты, имевшие место в интервью. преимущество полного и структурированного протокола состоит в том, что несколько интервьюеров могут работать над проблемой, и каждый может понимать протоколы интервью других без каких-либо длинных встреч, где они объясняют, восстанавливают (и, несомненно, искажают) то, что происходило в их интервью. 2.Процедура «лестница».Один из способов изображения системы конструктов - представление их в виде ряда связанных лестниц, количество которых уменьшается, но прочность и влияние усиливается по мере приближения к вершине. Хороший реп-интервьюер должен знать, что делать в интервью, чтобы выявить из системы конструктов все необходимое для достижения цели интервью.

3. выбор элементов ПРАВИЛА ВЫБОРА ЭЛЕМЕНТОВ: Элементы должны быть дискретными. В качестве элементов часто используют людей, предметы, события и виды деятельности - другими словами, существительные и глаголы. Существительные должны обозначать вполне осязаемые вещи - конкретных людей и конкретные объекты. Абстрактные существительные типа "мой идеальный подчиненный" или "лидерство" нежелательны. Используемые в качестве элементов глаголы, обозначающие события или действия, должны быть, как можно более точно привязаны к месту и времени, в которых они происходят или совершаются. Следует избегать расплывчатых описаний, которые не могут быть четко представлены (например, "переговоры", "мышление" и пр.). Элементы должны быть однородными. Не смешивайте классы элементов: не смешивайте людей и вещи, вещи и действия. Небольшой эксперимент с одним-двумя неоднородными наборами покажет Вам, как много появится трудностей, и как мало конструктов можно при этом получить. Элементы не должны быть подвидами других элементов. Например, если один элемент описывает целый класс кофейных продуктов, а другой элемент - просто название конкретной партии кофе; если один элемент - "делать презентации", а другой элемент "делать презентации для управляющих". Причина очевидна: "включенный" элемент будет содержать так много общих черт с "включающим его" элементом, что будет трудно искать сходства и различия в процессе выявления конструктов. Элементы не должны быть оценочными. Описания элементов достаточно легко приобретают оценочный оттенок. Особенно это относится к событиям и действиям. Конечно, рекомендация о выборе более конкретных элементов поможет и здесь, но и это предупреждение о безоценочности будет не лишним.

4. заполнение решеткиКонструкт рассматривается в виде шкалы - чаще всего пятибалльной. После этого Вы предлагаете собеседнику оценить каждый элемент по каждому конструкту, чтобы при этом получилась двумерная матрица. Совершая это, мы приближаемся к функциональным значениям элементов и конструктов: пониманию того, как с ними оперирует наш собеседник. Теперь начинаются вопросы, которые ведут к заполнению решетки. исследователь создает матрицу из элементов и конструктов. 5. анализ данных решеткипять основных методов анализа: подсчет частот, контент-анализ, визуальная фокусировка, кластерный анализ, и метод главных компонент. Первые два метода связаны с анализом содержания решетки, а с помощью трех последних анализируется не только содержание, но и взаимосвязи. Поэтому первые два метода не содержат ничего сложного кроме подсчета, а остальные требуют вычисления корреляций. Подсчет частот. В анализе путем подсчета частот просто подсчитывается, как часто упоминаются те или иные конкретные элементы и конструкты. Хотя этот метод может применяться и к индивидуальным решеткам, он чаще используются для анализа результатов интервьюирования некоторой выборки испытуемых с целью отыскания некоторых общих тенденций. Контент-анализ. При выполнении контент-анализа выбираются наборы категорий, к которым можно относить элементы или конструкты, а затем производится распределение элементов и конструктов по этим категориям. Здесь мы более свободны, чем при простом подсчете частот, поскольку сами определяем ширину (объем?) категории. Визуальная фокусировка. Это - матрица где имена конструктов и элементов опущены, и применяется не пятибалльная шкала, а дихотомическая (система "галочка - крест").

8.Проектирование репертуарных интервью и решетки: работа с элементами. Выбор элементов определяется целью и содержанием беседы, которую Вы планируете. есть три положения, которые полезно помнить при выборе элементов или припоминать при возникновении затруднений: 1. Чем определеннее и точнее, тем лучше. Элементы нужно определить настолько точно, насколько это возможно. Неточно определенный элемент, когда его противопоставляют другому неточному элементу (или паре), для того чтобы произвести конструкт, не будет давать достаточной ясности контраста и поэтому не позволит получить хорошие четкие конструкты. 2. Вполне допустимо неравномерное распределение элементов по области. Вам не нужно бороться за то, чтобы элементы были достаточно "равномерно" распределены в пределах своей области. 3. Исследование границы между двумя видами элементов, требует использования нескольких элементов по обе стороны этой границы ПРАВИЛА ВЫБОРА ЭЛЕМЕНТОВ: Элементы должны быть дискретными. В качестве элементов часто используют людей, предметы, события и виды деятельности - другими словами, существительные и глаголы. Существительные должны обозначать вполне осязаемые вещи - конкретных людей и конкретные объекты. Абстрактные существительные типа "мой идеальный подчиненный" или "лидерство" нежелательны. Используемые в качестве элементов глаголы, обозначающие события или действия, должны быть, как можно более точно привязаны к месту и времени, в которых они происходят или совершаются. Следует избегать расплывчатых описаний, которые не могут быть четко представлены (например, "переговоры", "мышление" и пр.). Элементы должны быть однородными. Не смешивайте классы элементов: не смешивайте людей и вещи, вещи и действия. Небольшой эксперимент с одним-двумя неоднородными наборами покажет Вам, как много появится трудностей, и как мало конструктов можно при этом получить. Элементы не должны быть подвидами других элементов. Например, если один элемент описывает целый класс кофейных продуктов, а другой элемент - просто название конкретной партии кофе; если один элемент - "делать презентации", а другой элемент "делать презентации для управляющих". Причина очевидна: "включенный" элемент будет содержать так много общих черт с "включающим его" элементом, что будет трудно искать сходства и различия в процессе выявления конструктов. Элементы не должны быть оценочными. Описания элементов достаточно легко приобретают оценочный оттенок. Особенно это относится к событиям и действиям. Конечно, рекомендация о выборе более конкретных элементов поможет и здесь, но и это предупреждение о безоценочности будет не лишним.

9.Проектирование репертуарных интервью и решетки: работа с конструктами.Для выявления конструктов используются процедуры: триада, лестница, пирамида. Суть техники триад:испытуемому предлагается подставить имена (или события, или предметы) конкретных людей в ролевой список. Затем ему предъявляются (или клиента просят выбрать самому) три элемента из этого списка и предлагается назвать какое-нибудь важное качество, по которому два из них сходны между собой, а третье отличается от них по этому же признаку. Ответ на второй вопрос и представляет собой противоположный полюс конструкта. Испытуемому предъявляется столько триад элементов, сколько экспериментатор сочтет нужным.Необходимость именно такой структуры вопросов вытекает из фокуса применимости любого конструкта. Это диапазон варьируемости значений каждого конструкта в зависимости от восприятия его субъектом. "Лестница" (лестница-вверх) Процедура, описанная Хинклом, служит для выявления суперординатных конструктов более высокого уровня, чем те, которые выделяются с помощью триад и диад элементов. На первом этапе конструкты выявляются любым обычным методом и испытуемого просят сказать, к какому полюсу каждого конструкта он предпочел бы отнести себя. Ответ испытуемого является новым конструктом, суперординатным по сравнению с предыдущим и имеющий так же предпочитаемый полюс. Движение вверх осуществляется вопросами «почему?» и «зачем?». Сложности метода: чем выше мы движемся по лестнице конструктов, тем более суперординатными являются выявляемые конструкты и тем сильнее сопротивление клиента в ответ на вмешательство экспериментатора. "Пирамида" (лестница-вниз). При движении вниз по лестнице используется "как"-определитель. Этот вид вопроса необходим, если конструкт настолько велик и глобален, что не может быть полезным, пока не будет расщеплен на составляющие конструкты.Метод пирамиды был предложен Ландфилдом. В отличие от «лестницы» Хинкла, в «пирамиде» мы движемся вниз по иерархии конструктов, выявляя конструкты субординатные (подчиняющиеся). Оба метода можно использовать в ходе психотерапии, как средство получения дополнительной информации.

10.Проектирование репертуарных интервью и решетки: работа с репертуарной решеткой.В общем виде репертуарная решетка (РР) представляет собой матрицу, определенным образом организованную, которая заполняется либо самим испытуемым, либо экспериментатором в процессе структурированного интервью. Строки матрицы традиционно называются конструктами, столбцы - элементами. Первая проблема, которую должен решить исследователь, планируя эксперимент, - что использовать в качестве первичных конструктов. В ТРР применяются различные процедуры вызывания первичных конструктов у самого испытуемого. Наиболее известные из них: метод триад (испытуемому предлагается из трех элементов выбрать и назвать два наиболее сходных между собой и определить, чем они отличаются от третьего); метод полного контекста (испытуемый работает сразу со всем набором элементов, группируя и противопоставляя их различными способами). Конструкты могут быть как вербальными, так и невербальными. При выборе элементов для решетки, как пишут Ф. Франселла и Д. Баннистер, необходимо учитывать два важных фактора: во-первых, элементы должны находиться в диапазоне пригодности используемых конструктов; во-вторых, элементы должны репрезентировать выборку, из которой они взяты.В.И. Похилько разделяет результаты, получаемые при анализе репертуарной решетки, на две группы. В первую он включает формально-структурные характеристики системы индивидуальных конструктов. Вторая группа – содержательно-смысловые характеристики (например, расстояние между элементами и т.п.). На этапе выявления конструктов исследователь получает богатый материал для интерпре­тации. Вербальные наименования конструктов дают пред­ставление о понятийном инструменте, задействованном у респондента для категоризации объектов исследуемого фрагмента реальности. Конструкты, выявленные методом триад, представляют собой интервальную шкалу, можно вычислить средние оценки и стандартные отклонения для каждого конструкта (элемента). Эти показатели дают информацию – как в среднем оценивает человек данную совокупность элементов по конструктам, и насколько однородны элементы в смысле данной характеристики-конструкта.Взаимоотношения в системе конструктов могут быть установлены с помощью корреляционного анализа. Вычислив коэффициенты корреляции между конструктами, отбросив незначимые корреляции, уста­навливаем конструкты, работающие синхронно, что свидетельствует о наличии латентного фактора. Матрица интер­корреляций может быть обработана факторным (или кластерным) анализом, что позволит выявить глубинные конструкты, составляющие базис субъективного семантического пространства.кластерный, факторный) взаимоотношений между объектами в восприятии инди­вида, получить информацию о сходстве и различии между ними.

 

11.Техники выявления конструктов в репертуарном интервьюКелли описывает шесть разновидностей выявления конструктов с помощью основной техники триад элементов. 1. Метод минимального контекста (карточная форма). Испытуемому предлагается подставить имена конкретных людей в ролевой список. Затем ему предъявляются три элемента из этого списка и предлагается назвать какое-нибудь важное качество, по которому два из них сходны между собой и, следовательно, отличны от третьего. Испытуемому предъявляется столько триад элементов, сколько сочтет нужным экспериментатор. 2. Метод полного контекста. Элементы, выписанные на карточках, раскладываются на столе перед испытуемым. Выбираются два человека, наиболее сходных между собой по какому-либо значимому качеству. Когда две первые карточки выбраны, испытуемого спрашивают, в чем они сходны между собой. Затем, по мере добавления последующих карточек, испытуемого просят сказать, представляет ли данная карточка все еще ту же категорию, что две первые карточки. 3. Последовательный метод. В этом случае триады выбираются в соответствии с определенной системой: каждый раз в триаде один из элементов заменяется новым. Например, после предъявления элементов 1, 2 и 3 элемент 1 заменяется элементом 4. 4. Метод самоидентификации. В триаду всегда включается элемент «я сам». 5. Метод ролевой персонификации. Здесь используется множество условий и ситуаций, что представляет большую свободу в ответах. 6. Совмещенный метод полного контекста с методом ролевой персонификации. В каждую группу помещается карточка «я сам» и эксперим. задает те же вопросы, что и при использ. метода ролевой персонификации. Келли предложил использовать триады для выявления конструктов, поскольку это отражало его теоретические представления о том, как конструкты впервые возникают. Но необязательно всегда использовать 3 элемента. Техника диада элементов. Используется для работы с детьми. Техника «лестницы». Описанна Хинклом, служит для выявления конструктов более высокого уровня. На первом этапе процедуры конструкты выявляются любым обычным методом. и испытуемого просят сказать, к какому полюсу каждого конструкта он предпочел бы отнести себя. Далее задается вопрос почему сюда. Полученный конструкт будет еще более высокого уровня. И так до тех пор пока испытуемый больше не захочет отвечать. Техника «пирамида». Автор Ландфилд. Когда испытуемый назовет какую-либо характеристику, его просят указать, какого типа люди являются противоположными. Когда выявлены оба полюса конструкта, интервьюер возвращается к первому полюсу и спрашивает, что означает быть X?. И так до тех пор пока испыт. не сможет больше сказать. Выявляет подчиненные конструкты (субординатные). Метод самохарактеризации. Испытуемого просят рассказать о себе от лица какого-либо его друга.

Требования к процессу выявления конструктов в репертуарном интервью. Формы ведения протокола.

Конструкты можно в репертуарном интервью либо выявить, либо использовать уже заданные. Если экспериментатор использует заданные конструкты, то следует иметь в виду, что, задавая конструкты, предлагается вербальный ярлык, к которому испытуемый привяжет свой личный конструкт. Это используется в клинике. Выявление конструктов — это искусство. Исследователь обязан совершенствоваться в этом искусстве и учиться сводить к минимуму свое влияние. Самое важное правило, которое всегда следует помнить при выявлении конструктов: экспериментатор должен слушать. Это не означает, что он должен молчать, можно что-то говорить, одобряюще кивать, перефразировать выражения испытуемого и спрашивать, это ли тот имел в виду, но никогда не надо навязывать конструкты. Необходимо чтобы испытуемый сумел донести свои как суперординатные, так и субординатные конструкты, несмотря на весь субъективизм процедуры. Баннистер и Мэир вслед за Келли рекомендуют выявлять у испытуемого как можно больше разнообразных конструктов. Но, по мнению Шабсахса, повторяющиеся конструкты обладают большей значимостью и это доказано экспериментально. Формы ведения протокола зависят от разными типов решеток: 1. репертуарный тест ролевых конструктов в форме решетки. Предложил Келли, испытуемый подставляет имена своих знакомых в ролевой список и заполняет. 2. Ранговая решетка предложила Филлида Салмон, а впервые описал Баннистер. Задача испытуемого — проранжировать элементы, начиная с тех, которые больше всего соответствуют выявленному полюсу, и кончая теми, которые больше всего не соответствуют подразумеваемому полюсу (например, от самого щедрого до самого скупого). 3. Оценочная решетка. Вместо того чтобы ранжировать элементы по отношению к конструктам, испытуемый оценивает каждый элемент по шкале, заданной двумя полюсами конструкта. Допускает гораздо большую свободу ответов испытуемого, чем метод ранговой решетки. Процедура напоминает процедуру семантического дифференциала, разработанную Чарльзом Осгудом. Импликативная решетка. Здесь каждый конструкт дважды встречается в паре с каждым другим: первый конструкт сначала выступает в паре со вторым, затем второй конструкт в паре с первым. Как и в других решетках в импликативной решетке каждый элемент записан на отдельной карточке и обязательно пронумерован. Решетка, измеряющая сопротивление изменениям. Автор Хинкл. Получается в результате сопоставления всех конструктов между собой. Биполярная импликативная решетка. Полюса двух конструктов здесь вступать друг с другом в такие отношения при которых рассматриваются как желательные, так и нежелательные аспекты.

13.Дихотомические, ранговые и оценочные репертуарные решетки: общая схема работы с решеткой, специфика получаемых данных. Одной из самых популярных процедур ТРР является ранговая решетка. После выбора элементов и вызывания конструктов испытуемого просят проранжировать элементы от одного полюса конструкта к другому. В матрице, получаемой в результате такой процедуры, на пересечении строк и столбцов стоят ранги, которые соответствуют каждому элементу по каждому конструкту.

Оценочная решетка. При заполнении решетки этого типа испытуемый оценивает каждый элемент по особым образом Градуированной шкале. Простейшим вариантом оценочной решетки является решетка, заполняемая по принципу «галочек и пробелов». Испытуемого просят поставить галочку в столбце, соответствующем определенному элементу, в том случае, если он принадлежит к одному полюсу конструкта, и оставить пробел, если он принадлежит к другому. Решетки этого типа позволяют выявить неинформативные конструкты и конструкты с асимметричным распределением элементов. Однако сами по себе решетки не позволяют решить, что делать с несимметричными конструктами. Келли предлагал исключить их из анализа.

Для анализа ранговых и оценочных решеток можно применять различные виды многомерного анализа данных. Наиболее распрост­раненными являются различные варианты кластер-анализа (иерархи­ческие и неиерархические) и факторного анализа (параметрические и непараметрические).

 

14.«Визуальная» обработка результатов репертуарной решетки: основные направления анализа и качественные показатели.Технический осмотр – все ли заполнено

Не выходят ли отметки за пределы заданной шкалы

Нет ли элементов, содержащих абсолютно одинаковые оценки.Поиск конструктов с «погруженным» полюсом (оценки либо 54545455, либо 12122121)

Поиск «эмоционально нагруженных» конструктов (51515151)Анализ элементов Я:

Перспектива развития – сравнение показателей Я буд.и Я ид.

Ретроспективная самооценка – Я ид.и Я прошл.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.021 с.)