Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эмпирические исследования: парадигмыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Социология contra психология Нельзя сказать, что в отечественной социологии накоплен богатый опыт изучения того, что представляет собой парадигма, какие ее виды распространены в национальных социологиях или какие были популярны в одной и той же социологии, скажем российской, но в разные периоды времени. Рассуждение о парадигмах ведется скорее на общетеоретическом уровне. Тем не менее нам удалось обнаружить несколько конкретных исследований, касающихся указанной темы. Первое относится к социологии семьи. В середине 1990-х гг. В.В. Солод-ников8 задался целью сравнить, как изучают один и тот же объект, в данном случае семью, две социальные науки — социология и психология, исследовать теоретические воззрения, которые исповедуют их представители, понятия, которые чаще всего они используют, достигнутые результаты и приемы их достижения. Григорьев СИ., Растов Ю.Е. Начала современной социологии //http://arw.dcn-asu.ru/~sokol/server/ academ/courses/grig/02_04.html Солодников В.В. Семья: социологическая и социально-психологическая парадигмы //Социологические исследования. 1994. № 6. С. 130-138. Для выяснения отличий социологической парадигмы от психологической автор провел вторичный анализ публикаций (причем только отечественных) в трех главных журналах: «Социологические исследования», «Вопросы психологии» и «Психологический журнал» за 1986-1992 гг., — рассматривая статьи, содержащие новые эмпирические данные и отражающие консультационную практику. Первый индикатор — количество публикаций о семье. Их оказалось в общем потоке журнальных материалов на удивление мало. При этом социологи намного опережали психологов: в среднем «Социс» опубликовал статей на тему семьи больше, чем два журнала по психологии вместе взятые. Только 1,1% статей «Психологического журнала» посвящено психологии семьи. Но и социологи уделяют семье недостаточное внимание: если проблемам общественного мнения посвящена 221 статья, то семье — не более 20. По мнению В.Солодникова, такое положение не случайно — оно отражает незрелость эмпирически обоснованной социологической и психологической теории семьи9. Применение индекса цитирования позволило установить, что самый широкий круг авторов в этой отрасли, удостаивающихся цитирования, в «Социсе» — 149 (для сравнения: в «Психологическом журнале» их лишь 22). При этом психологи и социологи, изучая семью, опираются на разный круг источников; только одна фамилия цитированного автора встретилась во всех журналах. Иностранные ссылки содержатся лишь в 30% статей, так что советские ученые, что называется, «варились в собственном соку». Для социологов семьи характерны: 1) иерархичность цитируемых авторов (чаще всего ссылаются на маститых, а не на молодых авторов); 2) сильный крен в сторону привлечения демографических данных (что отсутствуют у психологов); 3) ярко выраженная междисциплинарность подхода; 4) сильная привязанность социологических публикаций к определенной теоретической традиции. Числовые параметры публикаций в исследовании семейно-брачных отношений приведены в табл. 7. Специфику социологической и психологической парадигм уточняет анализ методических аспектов. Оказалось, что ни социологи, ни психологи не Таблица 7 Социологические и психологические публикации о брачно-семейных отношениях10
скобках обозначены публикации, имеющие косвенное отношение к брачно-семейным пробле-iM, относимые редколлегией к другим отраслям знания, не содержащие авторских эмпирических иных или принадлежащие иностранным авторам. модников В. В. Указ. соч. шже. С. 133. утомляют себя выдвижением, обоснованием и проверкой гипотез. Большинство ученых (61 % психологов, 92% социологов) обходятся без такого познавательного инструмента, нарушая все каноны научного метода. Только в 8% социологических публикаций гипотезы формулируются в явном виде. Отсутствие гипотез может свидетельствовать либо о неразработанности данной дисциплины, наличии огромного числа неизведанных и неизученных проблем, где приходится продвигаться ощупью (т.е. с помощью предположений), либо о неумении обращаться с ними самих ученых, об их низкой методоло-го-методической культуре. Поскольку В. Солодников анализировал только публикации, содержащие авторские эмпирические данные, то вполне уместны его вопросы-претензии к ученым: если нет гипотез, то кто может гарантировать, что авторы не повторяют давно известные закономерности и в чем состоит новизна их работ? Плохо обстоит дело у социологов и психологов с описанием объекта исследования: мало кто указывает количество опрошенных, пол и возраст респондентов, редко сообщаются уровень образования опрошенных, место проживания, продолжительность семейной жизни (для состоящих в браке), доход и профессиональный статус. «Между тем все эти характеристики существенно влияют на установки и поведение людей в сфере брачно-семейных отношений и предопределяют репрезентативность полученных данных»'', — заключает В. Солодников. Кстати, проблема репрезентативности, т.е. сравнение выборочной и генеральной совокупностей по указанным признакам, почти совсем не обсуждается. Кроме того, единичны упоминания социологов о пилотаже инструментария, об использовании ранее опробованных методик. Хотя самым распространенным методом сбора эмпирической информации был опрос, редко кто упоминает, какой именно его вид применялся в зависимости от места, времени или способа заполнения анкеты. Только в четырех случаях психологи и социологи, изучающие семью, применяли метод наблюдения (не указывая его разновидности). Очень редко (причем всегда социологами) применяется анализ документов, в том числе статистических данных. Среди методов обработки данных качественные процедуры психологи применяли в 72%, социологи — в 40% случаев. Из количественных методов обработки данных, которыми чаще пользовались социологи, преобладали простейшие — линейные и двухмерные распределения. Редко строились специальные индексы, оценивалась статистическая значимость различий, приводились коэффициенты корреляции, а тем более таксономический анализ. В сфере теоретической интерпретации результатов «социологи занимаются поисками связей между социально-демографическими параметрами респондента (пол, возраст, уровень образования и т.п.) и его установками, а психологов интересует анализ корреляций между самими установками»12. Подводя итоги, В. Солодников заключает, что парадигма как набор устоявшихся приемов и практик, определенных навыков и традиций как в социологии, так и в психологии семьи существует, но зрелая научная теория отсутствует в обеих науках. " Солодников В.В. Указ. соч. С. 133. 12 Там же. Россия contra Запад Не менее интересное изучение парадигмы провели ученые Института социологии РАН А.В. Кабыщаи М.Р. Тульчинский. Используя документальную базу ИНИОН и выстраивая частотные словари, специалисты-методологи сравнили парадигмы и структуру знания по публикациям на русском и английском языках13, выявив, с одной стороны, их сходство и различия, определив, какова тенденция развития отечественной социологии, ее включенность в мировую науку, с другой — своеобразие общественного сознания и установившегося менталитета в разных странах, отражающегося в научном знании. Условно говоря, А.В. Кабыща и М.Р. Тульчинский установили то, что можно было бы назвать национальным менталитетом социологического мышления в России и США, как оно отражено в парадигме науки. Направленность, интенция менталитета позволяет показать отличие общественного сознания одного народа (культуры, цивилизации) от другого. Проводя исследование, они исходили из двух важнейших предпосылок: 1) научное мышление может быть представлено системой категорий, зафиксированных в его языке; 2) национальный менталитет отражается в сознании научного сообщества и «опредмечивается» в научной литературе. Ученые выделили термины, которые характеризуют, с одной стороны, менталитет, с другой — язык социологического знания. Какими социологическими и философскими терминами чаще всего оперируют отечественные и зарубежные социологи, занимаясь проведением эмпирических исследований или выстраивая линию своих теоретических размышлений? Ответ на этот вопрос и позволяет проследить национальные особенности: ♦ российское сознание характеризуется явным преобладанием духовных ценностей («духовная жизнь», «духовное», «духовный мир», «духовные ценности»); ♦ в российском менталитете доминирует гуманитарная направленность: явно преобладает проблематика личности, «развития личности»; ♦ западный менталитет более прагматичен и рационалистичен (преоблада-еттематика «здравого смысла», «счастья», «любви», «юмора», «морали»); ♦ в российском менталитете более выражены проблемы творчества (преобладают такие термины, как «творчество», «искусство», «художественная культура» и др.), оно носит явно профетический характер, связанный с устремленностью к идеалу; ♦ в российском менталитете более представлены исторические («историческое сознание», «историческое познание») и эстетические сюжеты («эстетическое сознание», «эстетическая ценность», «эстетика»); ♦ в западном сознании более выражены теологические и этические моменты («теология», «этика», «этическое»); ♦ западное сознание озабочено проблемами социального устройства, в нем преобладают термины «терпимость», «насилие», «равенство», «власть», «выборы», «демократия»; равнение США и России получилось не совсем строгим, поскольку в ИНИОН литература на ан-шйском языке включала публикации ученых США, Англии, Австралии, Ирландии и других анг-эязычных стран. В свою очередь, русскоязычная литература подразумевала труды украинских, бе-эрусских, грузинских, армянских и других специалистов. Однако доля социологов США в англо-1ычной, и доля социологов России в русскоязычной литературе были настолько велики, что рабо-1ми из других стран можно было пренебречь в силу их незначительного удельного веса. ♦ российское сознание более идеологизировано, в нем чаще встречаются термины «мировоззрение», «мировосприятие», «идейность»14. В характере социологического мышления, чаще всего используемых отечественными учеными понятиях и категориях и даже в структуре предмета их науки очень ярко выражены основные черты российского менталитета — гуманизм, историчность, политизированность, в западном менталитете преобладают сциентизм, ситуационность, неполитизированность. Социологическая терминология отражает устроительный (умеренный) характер западного менталитета, в отличие от преобразовательного (радикального) характера российского (табл. 8). Сопоставление наиболее крупных блоков, из которых складывается социологическое мышление в России и на Западе, позволило А.В. Кабыще и М.Р. Тульчинскому сделать следующие выводы: 1. Российскую социологию характеризует более явная склонность к социально-философскому знанию, западную — преимущественно к аналитическому. 2. В России долгое время доминировала конфликтно-радикалистская парадигма социальных изменений (марксизм), на западе — эволюционные теории. 3. Российская социология характеризуется доминированием историко-материалистического подхода («социальная закономерность», «общественное развитие»), западная — преобладанием стратификационной проблематики («социальная стратификация», «социальная группа», «социальный класс»). 4. В российской социологии преобладает теория деятельности («социальная деятельность», «социальная практика»), в западной — теория действия («социальное действие», «теория социального действия»). 5. Западную социологию характеризует организационная проблематика («модернизация», «нововведение», «организации», «социальный институт»), российскую — управленческая («социальное прогнозирование», «социальное проектирование»). 6. В российской социологии преимущество имеет тематика, связанная с изучением общественного мнения, в западной — тематика, связанная с изучением религии и познания15. Таблица 8
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 655; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.012 с.) |