Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эмпирические методы социального исследования
В отличие от других общественных наук социология изучает са мые разнообразные формы и стороны общественной жизни, начиная от социальных отношений, складывающихся внутри семьи как ячейки общества, и заканчивая исследованием структуры таких институтов общества, как государство, политические партии, классы, системы образования, здравоохранения, пенеионного обеспечения и т.п. Наиболее знакомым и популярным эмпирическим методом ис следования разнообразных социальных явлений, событий и процес сов служат различные виды социальных опросов, обследований и обзоров: от малых групп до изучения общественного мнения в ре гионах и стране в целом. Их тематика и периодичность могут быть весьма разнообразными: актуальные вопросы экономической жизни, текущей политики, законодательства, культуры, предвыборные рей тинги кандидатов и т.д. Здесь мы рассмотрим те методы исследова ния, которые способствовали переходу от случайных наблюдений и обследований тех или иных явлений общественной жизни к систе матическому ее изучению методами научной социологии, начало которым было положено в чикагской школе. Более подробное ос вещение разнообразных приемов, способов и методов социологиче ского исследования можно найти в обширной отечественной и за рубежной литературе!. Для проведения опросов и анализа их результатов используются различные статистические методы исследования и техника построения репрезентативной выборки из генеральной совокупности, или популя ции. К популяции относятся все люди, коллективы и социальные ин ституты, о которых исследователь собирает соответствующую инфор мацию. Поскольку ученый не в состоянии исследовать популяцию в целом, то он по установленным в статистике требованиям делает из нее определенную выборку. Важнейшими из этих требований являют ся: во-первых, рандомизация, согласно которой любой элемент может быть выбран из популяции с одинаковой вероятностью, что устра няет предвзятость выборки; во-вторых, репрезентативность выбор ки, которая должна обеспечить адекватное представление о струк туре популяции. Нередко для получения более правдаподобных ре зультатов приходится прибегать к стратифицированной выборке, для чего вся популяция делится на соответствующие страты, или группы, из которых затем наугад выбираются отдельные индивиды. Такая выборка обеспечивает возможность включения в ее состав примерно одинакового процента важнейших групп популяции.
1 См., например: Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, про грамма, методы. -Самара, 1995. На основе детального статистического анализа выборки или об разца, в дальнейшем делается прогноз, относящийся ко всей попу ляции, который представляет собой вероятностное заключение от выборки к популяции, т.е. от частного к общему. Техника самого исследования выборки может быть весьма разно образной: опрос, интервью, наблюдение, хотя чаще всего практику ется опрос. Сам опрос может включать один или несколько вопро сов, ответы на которые допускают один или множество вариантов (сами ответы могут быть даны в устной или письменной форме). Для большей достоверности и убедительности в этих целях могут исполь зоваться тщательно разработанные анкеты. В целом методы опроса полезны прежде всего тогда, когда исследователь не в состоянии непосредственно судить о предпочтениях, оценках и мнениях лю дей по различным актуальным вопросам политической, экономиче ской и культурной жизни общества, их отношении к мероприятиям и решениям правительства и других властных структур. Опросы подходят также для дескриптивного анализа социальных ситуаций, складывающихся в обществе. Отчасти они могут помочь и в объяс нении простейших зависимостей между явлениями путем установле ния причинных или корреляционных связей между ними. Трудность проведения опросов, особенно массового характера, заключается не столько в правильной постановке вопросов, сколько в самой их ор ганизации, обеспечении репрезентативной выборки и ясных, одно значных ответов на поставленные вопросы. Важным средством получения надежной социологической ин формации является так называемое включенное наблюдение, когда исследователь непосредственно участвует в работе определенного коллектива в качестве его члена, выполняет возложенные на него
обязанности и одновременно с этим проводит заранее запланиро ванные наблюдения тех или иных явлений. Наблюдения изнутри да ют более надежную информацию, чем извне, особенно если исследо ватель внедряется в коллектив анонимно, и поэтому окружающие его люди не меняют своего поведения, как это часто происходит при внешнем наблюдении. Многочисленные примеры включенного наблюдения подробно описаны в социологической литературе. Недостаток их заключается в том, что они применимы лишь для анализа экономических и со циальных отношений в малых группах и поэтому заключения, по лученные при их исследовании, трудно поддаются экстраполяции и обобщению. К тому же их проведение требует от исследователя знания особенностей деятельности коллектива, а нередко и соответ ствующих профессиональных навыков. В отличие от опроса план проведения включенного наблюдения должен быть достаточно гиб ким, поскольку исследователь должен сперва войти в незнакомую социальную среду, освоиться с жизнью, обычаями и порядками внут- ри коллектива и только потом наметить основные проблемы для решения поставленной цели и сформулировать предварительные гипотезы для их проверки. Наибольшее значение этот метод, по-видимому, имеет при ис следовании социальных отношений, обычаев и культуры отсталых племен, поэтому фактически он давно используется антропологами и этнографами. Такие наблюдения требуют от исследователя не только глубоких специальных знаний, но и большого терпения, му жества и соблюдения обычаев и традиций изучаемых племен. Как свидетельствует опыт таких известных исследователей, как Н. Мик лухо- Маклай, требуются многие месяцы и даже годы упорного тру да, чтобы завоевать доверие и уважение со стороны туземцев или аборигенов для реализации своих исследовательских планов. Социальный эксперимент может служить одним из средств по вышения объективности результатов исследований в разных отраслях социально-экономической, политической и культурно-гуманитарной жизни. Достоинство социального эксперимента заключается, прежде всего, в возможности воспроизведения его результатов другими ис следователями, что значительно усиливает к ним доверие ученых. Главное назначение эксперимента в социологии, как и в естест вознании, состоит в проверке гипотез, что придает исследованию целенаправленный и планомерный характер. Действительно, после знакомства с эмпирическими фактами, их предварительного анали за и обобщения, социологи выдвигают определенные гипотезы и теории для их объяснения. Нередко говорят поэтому, что ученые стремятся к тому, чтобы факты <<заговорили>>, и с этой целью задают вопросы. Но если в применении к естествознанию можно говорить о вопросах к природе лишь в метафорическом смысле слова, то в со циальных экспериментах такие вопросы задаются реальным участ никам общественных действий и процессов. Несмотря на это раз личие, естественнонаучный и социальный эксперимент в принципе сходны в том, что они представляют собой активный, целенаправ ленный и организованный метод изучения действительности. Если наблюдения, в том числе и включенные наблюдения в социологии, ограничиваются в основном констатацией и описанием существую щих фактов, то в эксперименте исследователь получает возможность выделять интересующие его факты, отбирая для этого присущие им существенные свойства и величины, а главное контролировать весь ход процесса исследования.
Для достижения эффективных результатов эксперимента необ ходимо прежде всего тщательно продумать план его проведения: ясно и точно сформулировать цель эксперимента, выделить в нем существенные факторы и переменные от несущественных, преду смотреть способы их измерения, обеспечить контроль эксперимента и т.д. Логическая структура эксперимента основывается на индуктив ных методах исследования причинных связей, сформулированных еще XIX в. Миллем. В частности, классический способ проверки гипотез опирается на метод установления различия между двумя множествами объектов, например группами, первую из которых на зывают экспериментальной, а вторую - контрольной. Изменения, которые проводят с экспериментальной группой, проверяют путем сравнения с контрольной группой. Но для этого обе группы долж ны быть идентичными по своей структуре и объектам. Их выбор можно осуществить различными способами, но наиболее предпоч тительна рандомизация, согласно которой любой объект с одинако вой вероятностью может стать членом как экспериментальной, так и контрольной группы. После того как идентичность групп будет установлена, проведение эксперимента сводится к манипуляциям с экспериментальной группой посредством изменения эксперимен тальной переменной. Такая переменная будет считаться независи мой и поэтому может изменяться по желанию экспериментатора. Другие переменные изменяются в соответствии с изменением неза висимой переменной и соответственно называются зависимыми от них функциями. В конкретных социологических исследованиях независимые пе ременные обычно отождествляют с причиной, а зависимые перемен ные - с действием, или следствием. При таком подходе задача со циального эксперимента сводится к проверке причинной связи ме жду явлениями. Эта проверка заключается в том, чтобы установить, подтверждается ли гипотеза эмпирическими фактами. В этих целях часто стремятся количественно измерить переменные, описывающие социальные процессы. Планируемый эксперимент обычно включает три взаимосвязанных друг с другом этапа: • первый этап - измеряется зависимая переменная, которая отождествляется с действием независимой переменной, при нимаемой в качестве причины;
• второй этап - устанавливается, что результат зависимой пе ременной вызван воздействием независимой переменной (причины), поскольку именно причина порождает или вьiЗы вает следствие; • третий этап - снова измеряется зависимая переменная, чтобы убедиться в том, что различные ее значения определя ются значениями независимой переменной (или независимых переменных). В простейших случаях имеют дело с двумя переменными, одну из которых принимают за причину, другую- за следствие. Однако чаще всего приходится учитывать действие множества причин. Не редко результаты эксперимента дают статистическую информацию, которая требует дополнительного анализа и соответствующей мате матической обработки. Такой способ установления причинной за висимости основывается на методе сопутствующих изменений, сформулированном еще Миллем. Главная забота исследователя при проведении социального экс перимента состоит в том, чтобы точно установить, какие основные факторы воздействуют на изучаемый процесс, определить его при чину (или причины). Это проще сделать в условиях лабораторного эксперимента, где можно изолироваться от влияния второстепен ных, несущественных факторов. В условиях полевого эксперимента осуществить это крайне трудно, но такой эксперимент дает единст венную возможность наблюдать социальные процессы в естествен ных условиях их протекания. Основная трудность проведения социальных экспериментов за ключается в следующем: во-первых, они осуществляются с соци альными коллективами, которые в ходе наблюдения над ними мо гут изменить свое поведение, а тем самым повлиять на <<чистоту>> эксперимента; во-вторых, такие эксперименты трудно поддаются воспроизведению и тем самым проверке другими исследователями; в-третьих, сами измерения социальных переменных весьма трудно выразить количественно, так как при этом трудно отвлечься от субъективных факторов; в-четвертых, сами переменные могут из меняться независимо друг от друга, поэтому между ними можно ус тановить лишь некоторые корреляционные, а не причинные связи.
Гипотезы и теории В социальном исследовании
Переход к выдвижению гипотез и их проверке характеризует становление научных методов социальных исследований, которые в отличие от социальных обследований ориентируются на существен ные генерализации, или обобщения социальной жизни, а не быстро меняющуюся информацию о ней. Поиск таких обобщений состав ляет основную цель теоретического исследования. Постановка проблем. В социологии, как и в других науках, ис следование начинается с возникновения проблемной ситуации и постановки проблемы. Однако в социальных исследованиях все еще встречается натуралистический взгляд на исследование, заимство ванный из прежнего естествознания. Согласно ему, исследование начинается с наблюдений и измерений интересующих ученого яв лений и событий, т.е. со сбора статистических данных. Затем с по мощью индукции переходят к их обобщению и построению теорий. Такой индуктивистский подход к научному исследованию бьш на мечен еще Бэконом и защищался сторонниками эмпиризма, кото рые считали его единственно объективным методом познания, сво-
бодным от спекулятивных абстракций. В противоположность этому сторонники критического рационализма, в особенности их глава Поппер, справедливо заявляют, что сам выбор фактов для исследо вания требует наличия определенной идеи, гипотезы или даже до гадки для такого выбора. В своей статье <<Логика социальных наую> Поппер подчеркивает, что <<познание не начинается с восприятий или наблюдений, или с собирания данных или фактов; оно начинается с проблем>> 1. Поэто му он считает, что <<метод социальных наук, как и метод естествен ных наук, состоит в попытках предложить пробные решения тех проблем, с которых начались наши исследованиЯ>> 2. В предыдущих главах мы уже отмечали ценность такого подхода к исследованию, учитывающего роль рациональных факторов в ис следовании, но в то же время подчеркивали неприемлемость способа <<проб и ошибою> в качестве научного метода. Но здесь нам бы хо телось обратить внимание на критику Поппером эмпирического метода в социальной антропологии, которая в настоящее время претендует даже на роль теоретической социологии. Если до второй мировой войны социальная антропология бьша описательной при кладной наукой, занимавшейся изучением примитинных обществ, то впоследствии она бьша возведена в ранг фундаментальной соци альной науки. Однако методы, которые она применяла и рекомен довала, остались по-прежнему эмпирическими и описательными. А это не могло не отразиться на ее отношении к теоретическим мето дам, которые нередко квалифицируются как спекулятивные абст ракции. До сих пор среди ряда социологов бытует мнение, что единственно надежными и объективными являются факты, которые познаются с помощью наблюдений. При таком понимании процесс исследования в социологии должен начаться с восприятия и на блюдения конкретных фактов, а не каких-то проблем, теоретиче ских предположений или гипотез. Такого мнения придерживаются и многие ученые, занимающиеся конкретными исследованиями в других науках. На первый взгляд подобная точка кажется правильной, но при более внимательном рассмотрении оказывается ошибочной. Во-пер вых, чтобы найти интересующие нас факты, надо располагать хотя бы предварительной идеей или догадкой, где их искать. Во-вторых, чистых наблюдений, лишенных теоретического содержания, не су ществует. Как уже неоднократно подчеркивалось, наблюдения и опыт всегда теоретически нагружены. В-третьих, каждый исследова тель, особенно в социальных науках, руководствуется определенны-
1 Поппер К Логика социальных наук 11 Эволюционная эпистемология и логика социальных наук.- М., 2000.- С. 299. 2 Там же. С. 300. ми ценностными представлениями. Он живет в обществе и поэтому не может быть свободным от влияния его идей и представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, норм и законов жизни этого общества. Эти ценностные представления так или ина че выражаются в его интерпретации наблюдаемых фактов. Именно поэтому научное исследование должно начаться не с простого эм пирического наблюдения явлений и событий, а с теоретического анализа складывающейся в науке проблемной ситуации. Проблемная ситуация, как мы уже знаем, свидетельствует о не соответствии или противоречии между новыми фактами и старыми способами их объяснения. Обычно наиболее совершенной формой объяснения реальных фактов считается научная теория, с помощью которой эти факты могут быть выведены в качестве логических следствий из эмпирически проверяемых утверждений теории. Если прежняя теория оказывается неспособной объяснить но вые факты, то возникает проблемная ситуация, которая констати рует возникшую трудность. В связи с этим уместно напомнить, что термин «проблема» в переводе с древнегреческого означает труд ность или преграду. Постановка проблемы в науке связана не толь ко с констатацией этой трудности, но и с поисками ориентировоч ных путей ее решения. Для этого необходимо: во-первых, досконально изучить, в чем состоят недостатки старой теории и предлагаемых попыток ее мо дификации или поиска новой теории; во-вторых, установить прин ципиальную возможность решения проблемы (в точных науках для этого существуют специальные доказательства неразрешимости проблем, в эмпирических науках в этих целях обращаются к крите риям и практике профессионального сообщества ученых); в третьих, если проблема в принципе разрешима, то ее необходимо подвергнуть также анализу на логическую непротиворечивость, не тавтологичность, информативность и общность. Противоречивые суждения не отражают никакой реальности в мире, поэтому, если они встречаются в формулировке проблемы, должны быть исправ лены. Тавтологические формулировки проблемы представляют ее в видоизмененной словесной форме, но неизменной по содержанию, поэтому должны быть устранены как логические ошибки. Инфор мативность относится к проблемам эмпирических наук и означает требование наличия в них связи с реальным миром наблюдения и опыта. Общность означает, что в качестве проблем не могут рас сматриваться отдельные, единичные суждения. Такие суждения или факты служат для подтверждения или опровержения гипотез, кото рые используются для пробнога решения проблем. Выбор и постановка проблем представляют труднейшую задачу любого исследования. Для этого недостаточно указать просто кон кретную область исследования, необходимо точно указать, какую трудность призвана решить выдвигаемая проблема, как она связана с другими исследованиями в этой области, какое новое приращение знания она может обеспечить. Именно по этим и некоторым дру гим признакам судят об актуальности и неактуальности данной проблемы. Естественно, что никаких общих правил и норм для вы бора проблем не существует: все решает интуиция, талант, профее сианальная компетентность и даже удача исследователя. После того как проблема будет точно поставлена и признана актуальной, начи нается ее логическая и эмпирическая разработка с помощью вы бранной гипотезы. Гипотезы и их проверка. В решении проблем социального по знания гипотезам принадлежит решающая роль, поскольку они на правлены на поиск таких генерализаций, или обобщений, которые тесно связаны с использованием многочисленного и разнообразно го эмпирического материала. Поэтому в социологии сравнительно мало используются гипотезы общего характера, отстоящие далеко от непосредственно проверяемых гипотез и связанные с ними раз ветвленной цепью логических выводов. По своей логической структуре такие гипотезы можно предста вить в виде условно категорических рассуждений, одной из посьmок которых служит условное суждение, а другой - категорическое суж дение. Основанием гипотезы служит антецедент условного суждения, а следствием - ее консеквент. Если основание гипотезы истинно, тогда и следствие будет истинным. Таким способом проверлютея ги потезы на истинность по знакомому нам правилу тodw; ponens дедук тивной логики. Когда следствие гипотезы является ложным, то лож ной будет и сама гипотеза. По логическому правилу тodw; tollens происходит опровержение гипотез. Если же следствие будет истин ным, тогда оно будет лишь свидетельствовать о вероятности или правдоподобности гипотезы. В этом случае никакого дедуктивного правила проверки гипотезы не существует, и поэтому можно гово рить лишь о частичном подтверждении или верификации гипотезы. Большинство эмпирических обобщений и гипотез в конкретных, в том числе и социальных, исследованиях имеют лишь вероятност ный характер. Понятие вероятности в данном случае выражает от ношение между основанием и следствием гипотезы, которое показы вает, в какой степени ее следствия, например эмпирические факты, подтверждают гипотезу. Степень подтверждения или вероятности ги потезы можно сравнить с истинным утверждением или правдой. Но заключение гипотезы лишь частично истинно или правдиво, вследст вие чего его называют правдоподобием. Поэтому такая вероятность отличается от частотной (или статистической) вероятности, которая определяется через относительную частоту массовых случайных со бытий. В то время как вероятность гипотезы выражает логическое от ношение между ее основанием и следствием или посьmками и за- кл10чением, статистическая вероятность характеризует объективнУIО меру возможности появления массовых случайных событий. Теории в социальном исследовании. В л10бой науке име10т дело не столько с отдельными гипотезами, сколько с определенной их системой, котору10, как мы уже знаем, называ10т гипотетико-дедук тивной системой или теорией. Подробно этот вопрос мы рассмат ривали в главе 6. Социальные теории представля10т собой типичные гипотетико-дедуктивные системы, отлича10щиеся большим разнооб разием как по своей структуре, так и по содержани10 и сложности. По своей структуре социальные теории явля10тся иерархически организованными системами гипотез, расположение которых внешне напоминает пирамиду. На самом ее верху расположены гипотезы, облада10щие наибольшей общность10 и логической силой. Из них логически выводятся гипотезы меньшей степени общности. По ме ре приближения к основани10 пирамиды общность и логическая сила гипотез убыва10т, пока в самом низу не встретятся гипотезы, допуска10щие непосредственНУIО интерпретаци10 в терминах наблiОде ния. Такая интерпретация может быть дана либо посредством пра вил соответствия, либо с помощь10 операциональных определений. Такая дедуктивная организация гипотез в иерархическу10 систе му встречается в наиболее развитых эмпирических теориях физики, химии и иных естественнонаучных теориях. В социологии и других гуманитарных науках преоблада10т скорее фрагменты отдельных де дуктивных систем. Это объясняется в первУIО очередь трудность10 поиска гипотез, облада10щих наибольшей общность10 и логической силой, из которых можно бьmо бы логически вывести промежуточ ные гипотезы меньшей степени общности. Трудность поиска таких гипотез зависит от сложного характера изучаемой социальной ре альности, когда приходится учитывать не только объективное со стояние дел, но и субъективные намерения, цели и мотивы дея тельности л10дей. В связи с этим в социальных теориях приходится обращаться к вероятностным методам исследования и прогнозиро вания, которые не да10т точных результатов. Все это крайне усложняет и затрудняет процесс построения на учных теорий вообще, а социальных в особенности. Поэтому неко торые философы отрица10т возможность создания не только логики построения теории, но и методологических и эвристических прин ципов поиска теории. Типичными представителями такой точки зрения явля10тся логические позитивисты и рационалисты. Они ка тегорически заявля10т, что исследовательский процесс в науке не регулируется никакими правилами, принципами и критериями. Наиболее решительно высказывается по этому вопросу Поппер, ко торый заявляет, что исследование в науке сводится к выдвижени10 пробных гипотез и теорий и к их опровержени10 (или фальсифика ции) путем критики их оснований. Его последователь И. Лакатос, поясняя взгляды своего учителя, пишет по этому вопросу следую щее: <<Мы никогда не знаем, мы только догадываемся. Мы можем, однако, обращать наши догадки в объекты критики, критиковать и усовершенствовать ИХ>>1. Другие философы сознают, что исследование в науке не сводится только к проверке гипотез и теорий, поэтому призывают включиться в разработку тех методов, норм и критериев с помощью которых можно сделать такое исследование более упорядоченным, организо ванным и целенаправленным. В этом отношении заслуживает внима ния позиция известного социолога Р. Мертона, который заявляет, что исследование в науке не ограничивается проверкой гипотез и теорий, а способствует уточнению и переформулировке прежних их положе ний и тем самым играет активную роль в конструировании теорий2. Сами социальные теории, как и научные теории вообще, следу ет рассматривать в рамках более широких исследовательских про грамм, развитие которых направляется доминирующими социоло гическими взглядами и концепциями.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 678; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.036 с.) |